09.04.2012 28108

Производные способы приобретения права собственности гражданами

 

К производным способам приобретения права собственности относится, прежде всего, передача. Основаниями приобретения права собственности являются договоры об отчуждении вещи, такие как договоры купли-продажи, мены, дарения, а также наследование имущества граждан, приватизация и случаи правопреемства при реорганизации юридических лиц.

В соответствии с п. 1 ст. 223 ГК РФ момент возникновения права собственности у приобретателя по договору определяется, моментом передачи вещи. Данная норма диспозитивна и может быть изменена законом или договором. Так, на практике нередко момент возникновения права собственности на товар по договору купли-продажи связывается с моментом его оплаты. Однако такая возможность допускается только в отношении индивидуально-определенных вещей. Право собственности на вещи, определенные родовыми признаками, может возникнуть только с момента их передачи, так как именно при передаче происходит их обособление, индивидуализация. Императивно устанавливается момент возникновения права собственности на имущество, отчуждение которого подлежит государственной регистрации, в частности, при переходе прав на недвижимое имущество. Право собственности на такое имущество возникает с момента государственной регистрации, если иное не установлено законом.

Передача осуществляется, как правило, вручением вещи, которая считается состоявшейся с момента фактического поступления вещи во владение приобретателя или указанного им лица. При отчуждении вещи без обязанности ее доставки под передачей признается сдача ее перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю, так как в этом случае транспортная организация или организация связи выступают в роли представителя приобретателя по договору. Договор с условием о доставке товара считается исполненным с момента вручения вещи приобретателю (п. 2 ст. 499 ГК РФ).

Если вещь к моменту заключения договора уже находилась в фактическом владении приобретателя, то она считается переданной с этого, момента (п. 2 ст. 224 ГК РФ), например, при выкупе арендованного имущества.

К передаче вещи приравнивается также передача товарораспорядительных документов на нее (п. 3 ст. 224 ГК РФ). Товарораспорядительными документами являются особые виды ценных бумаг, к которым относятся коносамент (ст. 142-149 Кодекса торгового мореплавания РФ 1999 г.), складские свидетельства (ст. 912-917 ГК РФ), закладная (ст. 13-18 Федерального закона от 16 июля 1998 г. «Об ипотеке (залоге недвижимости)»).

Передача может осуществляться и путем совершения иных действий: символической передачей ключей, конклюдентными действиями (например, при продаже товаров с использованием автоматов) и т. п.

Определенной правовой спецификой обладает такое основание приобретения права собственности, как наследование.

Своеобразие оснований возникновения наследственных прав заключается в том, что они всегда выступают не как единичный юридический факт, а как сложный фактический состав. Так, наследование по закону может возникнуть в силу факта смерти наследодателя при наличии родственной близости определенной степени или пребывания на иждивении наследодателя в течение одного года до его смерти и нетрудоспособности иждивенца. Право на наследование у наследников второй и последующих очередей возникает в том случае, если к факту родственной близости определенной степени и смерти наследодателя присоединится факт отсутствия наследников предшествующих очередей или их отказ от наследства.

Некоторые элементы юридического основания, из которого возникают наследственные права, должны быть налицо до смерти наследодателя (родство, иждивение, завещание); другие элементы могут наступить после его смерти (смерть наследников предшествующих очередей или их отказ от наследства); между этими элементами находится факт смерти наследодателя как главный элемент юридического основания возникновения наследственных прав. Но каждый из этих элементов обладает самостоятельным предварительным юридическим действием как известная наступившая часть сложного фактического состава, являющегося основанием возникновения наследственных прав.

Особенностью наследования является то, что оставлять наследство могут только физические лица - граждане, лица без гражданства и иностранные граждане. Юридические лица, муниципальные образования, субъекты Российской Федерации, Российская Федерация оставлять наследства в строгом смысле слова не могут.

Законодатель придает наследованию особое значение - только данному-гражданско-правовому институту предоставлена конституционная гарантия. Конституция РФ провозглашает: «Право наследования гарантируется» (ч. 4 ст. 35). Закон исходит из того, что каждый человек волен свободно распоряжаться тем, что ему принадлежит, не только на протяжении его жизни, но и на случай своей смерти. Причем законодатель пытается обеспечить гражданину возможность свободной оценки ситуации, которая может возникнуть в случае его ухода из жизни, с учетом всего комплекса отношений, в которых он находится с окружающими, положения и личных качеств этих окружающих, а также состава принадлежащего ему имущества и особенностей его отдельных частей и т. п.

Законодательство о наследовании претерпело изменения в связи с вступлением в силу ч. 3 ГК РФ 1 марта 2002 г., которая содержит раздел пятый «Наследственное право». В числе значительных новелл отметим разработку законодателем понятия наследственного правопреемства. Наследование - это переход имущества умершего гражданина к другим лицам в порядке универсального правопреемства (ст. 1110). Правопреемство означает, что к наследникам переходят права и обязанности умершего.

Наследованию придается исключительный и универсальный характер. Исключительность наследования состоит в том, что это единственное основание (единственная возможность) перехода имущества умершего к другим лицам. Не допускается заключение любой сделки по отчуждению имущества на случай смерти. Поскольку наиболее близким к наследованию по содержанию является дарение (безвозмездная передача), то в ст. 572 ГК РФ специально установлено: «договор, предусматривающий передачу дара одаряемому после смерти дарителя, ничтожен». Судьба имущества, оказавшегося предметом такого «дарения», после смерти «дарителя» целиком определяется нормами наследственного права.

Кроме того, российское право не предусматривает и наследования по договору. В то же время имеются такие страны, где наследование по договору существует. Суть его заключается в том, что между наследодателем, с одной стороны, и одним или несколькими лицами, управомоченными на получение имущества наследодателя после его смерти, с другой стороны, подписывается договор, вступающий в силу с момента его заключения. Так, в Германии признается возможность «договора о наследовании» (Erbvertrag). Но он допускается лишь в ограниченных пределах: сторонами такого договора могут быть только супруги. Договоры о наследовании детально урегулированы законодательством ФРГ и Швейцарии, в то время как во Франции они допускаются лишь в исключительных случаях (чаще всего между супругами). Право же России исключает даже для супругов возможность включать в брачный договор условия, которые могли бы затрагивать наследование. Семейный кодекс устанавливает, что брачным договором определяются имущественные права и обязанности супругов «в браке и (или) в случае его расторжения» (ст. 40). Это исключает возможность включения в брачный договор условий, рассчитанных на другие ситуации и, в частности, на случай прекращения брака в случае смерти одного из супругов.

Универсальность наследования означает, что наследники одновременно получают всю наследственную массу целиком - включая как актив, так и пассив, в том состоянии, в котором все находилось на момент смерти наследодателя. «В случае смерти лица к наследникам переходят не какие-либо отдельные права и обязанности, а весь их комплекс. Именно поэтому наследование представляет собой общее, или универсальное, правопреемство».

Взгляд на наследственное правопреемство как на универсальное был обоснован еще в Древнем Риме и с тех пор столетиями широко применяется как наиболее рациональный подход к правовому регулированию данных имущественных отношений. Именно в римском праве впервые появилась и получила развитие концепция наследования как преемства, означающая, что наследники становятся в принципе на место наследодателя в отношении его имущества, то есть как прав, так и обязанностей. Большинство правоведов согласны с данным подходом, хотя в литературе встречаются и мнения о том, что при наследовании речь должна идти не о правопреемстве, а о преемстве, причем не в самих правах, а в объектах этих прав.

Необходимо отметить, что еще в дореволюционной России признавался универсальный характер правопреемства. Так, согласно мнению Шершеневича, «совокупность юридических отношений, в которые поставило себя лицо, со смертью его не прекращается, но переходит на новое лицо.

Новое лицо заменяет прежнее и занимает в его юридических отношениях активное или пассивное положение, смотря по тому, какое место занимал умерший».

Гражданские кодексы советского периода, регулировавшие наследование, не пользовались понятием универсального правопреемства. «С понятием универсальности неразрывно связано представление о том, что имущество умерших лиц поступает к наследникам в виде своего рода всеохватывающей общности, а это представление было несовместимо с существовавшей в 1918-1926 гг. системой раздела имуществ умерших между государством и лицами, близкими умершему». Отсутствовало понятие универсального правопреемства не только в Гражданском кодексе 1922 г., но и в Гражданском кодексе 1964 г. Российская литература по наследственному праву в послевоенный период вновь обратилась к концепции универсального правопреемства.

Так, практически все авторы советского послевоенного периода признавали универсальный характер наследственного правопреемства.

Б.С. Антимонов и К.А. Граве полагали что, «лицо, приобретающее права и обязанности (наследник), является непосредственным общим (универсальным), а не частным (сингулярным) правопреемником умершего». Такое же мнение высказывали, например, М.В. Гордон, Э.Б. Эйдинова.

Несколько иной позиции придерживался В.И. Серебровский. Не отрицая в целом универсального характера правопреемства, он тем не менее полагал, что в условиях социалистической правовой системы правопреемство возможно только в отношении прав наследодателя, но не его обязанностей. Наследование же пассива, по его мнению, не имеет универсального характера, а основывается на императивных нормах законодательства. Но его позицию другие ученые не поддержали.

Термин «универсальное правопреемство» впервые получил легальное закрепление в российском законодательстве лишь в ст. 1110 ГК РФ.

Важным также представляется определение на уровне законодательства понятия наследства, под которым понимают «принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности» (п. 1 ст. 1112 ГК РФ). В ГК РСФСР данного понятия не существовало, но оно было разработано цивилистами. Так, соответствующее понятие наследства использовали И.С. Перетерский, Г.Н. Амфитеатров, Ю.К. Толстой, В.И. Серебровский и другие авторы.

Получив наследство, которое включает в себя как права, так и обязанности, наследникам следует учитывать, что в соответствии с законодательством по долгам наследодателя они отвечают только в пределах стоимости перешедшего к ним имущества. Данное положение прямо закреплено в ч. 1 ст. 1175 ГК РФ. Вместе с тем суды не всегда правильно применяют данную норму. В подтверждение сказанного можно сослаться на следующее дело. X. обратился в суд с иском к С. о взыскании суммы долга и процентов за пользование чужими денежными средствами. Он сослался на то, что заключил с К. договор займа, по которому передал последнему 50 тыс. долларов США с условием возврата 1 сентября 1998 г. В августе 1998 г. заемщик умер, долг истцу возвращен не был. X. просил возложить обязанность по исполнению условий договора на С. как наследницу по закону.

Решением Магаданского городского суда Магаданской области от 27 июня 2000 г. иск X. удовлетворен: с С. в его пользу взыскано 163 395 руб. 25 коп. В кассационном порядке дело не рассматривалось.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ протест заместителя Генерального прокурора РФ (внесенный в Судебную коллегию в связи с отсутствием кворума в президиуме Магаданского областного суда), в котором ставился вопрос об отмене указанного решения по мотиву его незаконности, 4 сентября 2001 г. удовлетворила по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 553 ГК РСФСР наследник, принявший наследство, отвечает по долгам наследодателя в пределах действительной стоимости перешедшего к нему наследственного имущества. В судебном заседании установлено и никем не оспаривалось, что С. приняла наследство после смерти К., обратившись в нотариальную контору с заявлением.

Определяя состав наследственного имущества, суд исходил из того, что оно включает автомобили «Мицубиси-Паджеро», «Ниссан-Датсун», «Ниссан-Санни», доли в уставном капитале ООО «Колыма-ресурс» и общая его стоимость составляет 163 396 руб. 25 коп.

Однако суд не учел следующие обстоятельства дела. Как видно из материалов дела, К. и С. состояли в браке. Согласно ст. 34 СК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, то есть независимо от того, на чье имя зарегистрировано имущество, супруги обладают равными на него правами.

Доказательств того, что указанное выше имущество является единоличной собственностью К. (подарено ему и т. д.), X. суду представлено не было.

По утверждению С, действительная стоимость имущества, перешедшего к ней в порядке наследования, составляет 1/2 часть от 163 396 руб. 25 коп., суд неправильно определил его стоимость.

Решение суда о необходимости включения в состав наследства всего перечисленного имущества вопреки нормам ст. 197 ГПК РСФСР не мотивировано.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Магаданского городского суда отменила, дело направила на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Что касается положений римского права и норм дореволюционного права России то они устанавливали принцип ultra vires succesiones, предусматривающий полную ответственность наследника по долгам наследодателя, даже в объемах, превосходящих актив наследственной массы. По римскому праву наследник должен отвечать «за долги наследодателя, как за свои собственные, т. е. не только в размерах актива наследства, но и своим собственным имуществом». В римском праве была создана фикция, сущность которой заключалась в перенесении личности умершего должника на его наследников. Так, И.А. Покровский писал, что «наследник как бы продолжает личность наследодателя: к нему переходят семейные sacra, а вместе с тем переходят все права покойного, за исключением немногих строго личных Наследство во всех своих составных частях сливается с собственным имуществом наследника в одну безраздельную массу; наследник делается собственником наследственных вещей, кредитором наследственных требований и должником по наследственным долгам». Аналогичным образом вопрос решался и в законодательстве Российской империи. «Вместе с имуществом и правами к принявшему наследство переходят и обязанности, - писал С.В. Пахман, -

1. платить долги умершего сообразно наследственной доле и ответствовать в случае недостатка имения даже собственным капиталом и имуществом;

2. выполнять обязательства и удовлетворять открывшиеся на умершем казенные начеты и взыскания;

3. вносить судебные пошлины и штрафы, которые внесены при жизни им не были, и

4. вообще ответствовать в исках по имуществу».

В соответствии с ныне действующим законодательством в состав наследства не входят:

- личные неимущественные права и другие нематериальные блага (например, право на защиту чести и достоинства, право на членство в хозяйственных обществах, товариществах, производственных кооперативах);

- имущественные права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя (в частности, право на получение алиментов либо обязанность по их выплате, право на получение возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью наследодателя);

- имущественные права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается законом (например, наследование государственных наград, почетных и памятных знаков (ст. 1185), переход денежных сумм, служащих средством к существованию наследодателя, не полученных им при жизни, который определяется ст. 1183 ГК РФ; соответственно права на эти средства не включаются в состав наследства).

В состав наследства по общему правилу входит только имущество, которое принадлежало наследодателю на день открытия наследства.

В связи с этим необходимо кратко обозначить следующее. Порой возникает вопрос: как быть с имуществом, права на которое не возникли при жизни наследодателя, хотя наследодатель выразил волю и создал условия для возникновения этих прав? Например, наследодатель решил приватизировать свое жилье. Он подал необходимые документы в соответствующий орган, но получить документы о праве собственности не успел. Могут ли завершить этот процесс его наследники? Данная ситуация прямо не урегулирована законом, но имеется постановление Пленума Верховного Суда РФ. Так, в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ» сказано: «если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до регистрации такого договора местной администрацией, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано».

Таким образом, если наследодателю не могло быть отказано в приватизации, требования наследников в отношении жилого помещения подлежат удовлетворению.

Кроме того, аналогичная ситуация может возникнуть при действии норм о приобретательной давности. Например, наследодатель -несобственник открыто, добросовестно и непрерывно владел вещью меньше срока приобретательной давности. Наследник может присоединить ко времени своего владения также и время владения своего предшественника, то есть время, когда имуществом владел наследодатель. Применительно к таким ситуациям Ю.К. Толстой делает вывод, что «по наследству могут переходить не только субъективные права и обязанности в подлинном смысле слова (например, право собственности или право кредитора в обязательстве), но и правовые образования, которые находятся на пути от правоспособности к субъективным правам. Указанные правовые образования могут быть обозначены либо как Gestaltungsrecht (право на правообразование) либо как охраняемые законом интересы». Думается, что с этим выводом необходимо согласиться.

Неопределенным остается вопрос, связанный с отнесением к наследственной массе исключительных прав, точнее одной из их составляющих - личных неимущественных прав автора. До последнего времени ни в теории, ни на практике ни у кого не вызывала сомнений возможность наследования имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности. Например, М.В. Гордон писал: «В состав наследственного имущества входят принадлежавшие умершему авторские права на произведения и права на изобретения». Однозначно высказывались и о возможности применения к таким случаям общих норм наследственного права. В настоящее время имеются некоторые расхождения между ч. 1 ст. 1112 и ст. 128 ГК и можно услышать мнение, что теперь согласно формулировке ст. 1112 исключительные права не входят в состав наследства. К такому мнению склоняются Ю.А. Тимонина и Т.А. Фесечко, в связи с чем, приходят к заключению о возникшей «правовой неопределенности в наследовании исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности». Попробуем разобраться в данной ситуации.

В ст. 128 ГК РФ к объектам гражданских прав отнесены «вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информацию; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага». Подобный перечень при буквальном толковании приводит к выводу о том, что исключительные права не относятся к имущественным и, следовательно, не охватываются понятием «имущество». А в ч. 1 ст. 1112 говорится, что в состав наследства входят вещи и иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности, но об исключительных правах не упоминается.

Исключительные права прямо названы имущественными правами в Законе об авторском праве (ст. 16) и Законе о правовой охране программ (ст. 10). Согласно этим законам содержание исключительного права, принадлежащего правообладателю, заключается в праве использовать самостоятельно или разрешать третьим лицам использование результата творческой деятельности. При этом предусмотрено, что исключительное право переходит по наследству (ст. 27 и 29 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. «Об авторском праве и смежных правах», п. 2 ст. Закона РФ от 23 сентября 1992 г. «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», п. 2 ст. 6 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. «О правовой охране топологий интегральных микросхем»). В Патентном законе РФ от 23 сентября 1992 г. исключительное право прямо не названо имущественным, но его содержание аналогично содержанию исключительных прав в вышеназванных законах (п. 2 ст. 3 и п. 1 ст. 10), и также предусмотрен его переход по наследству (п. 7 ст. 10). Полагаем, что некорректной является ст. 37 Закона об авторском праве, в которой к исключительным правам исполнителя (наряду с правом на использование) отнесены такие личные неимущественные права, как право на имя и право на защиту исполнения или постановки от искажения. Однако в п. 7 ст. 43 этого Закона прямо указано, что по наследству переходит только право исполнителя на использование соответствующего результата интеллектуальной деятельности.

Из содержания указанных законов Е.А. Павлова делает вывод о том, что исключительные права являются правами имущественными и переходят по наследству.

Более того, п. 1 ст. 150 ГК РФ устанавливает, что «личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие умершему, могут осуществляться и защищаться другими лицами, в том числе наследниками правообладателя». Такие личные неимущественные права и другие нематериальные блага «принадлежат наследникам правообладателя как его правопреемникам».

По мнению М.В. Телюкиной, данный спор порожден Законом РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах». Так, этот автор отмечает: «Данный закон имущественное по своей сути право на обнародование произведения относит к правам неимущественным. Другие неимущественные права автора-наследодателя к наследникам не переходят и ими не осуществляются, а лишь защищаются в случае нарушения». Действительно, это положение вводит в заблуждение не только рядовых граждан, но и правоведов, так как неимущественные права не подлежат переходу по наследству. Для исключения неопределенности в наследственных отношениях необходимо привести в соответствие с ГК РФ указанный закон и отнести право на обнародование произведения к правам имущественным. Тем самым будет решена проблема перехода к наследникам данного права.

Открытие наследства. Открытие наследства представляет собой юридический факт, в силу которого возникают наследственные правоотношения.

В дореволюционном российском праве открытие наследства связывалось с наступлением одного из четырех событий: 1) смерть лица; 2) лишение его всех прав состояния; 3) пострижение в монашество, что влекло утрату всех прав гражданского состояния; 4) безвестное отсутствие лица в течение продолжительного времени. ГК РСФСР 1964 г. не содержал специальной нормы об открытии наследства.

Открытие наследства - это важный юридический факт. Именно с моментом открытия наследства связана возможность наступления определенных правовых последствий, включая передачу имущества наследникам; на момент открытия наследства определяется также состав наследственной массы. Понятие открытия наследства определено в ст. 1113 ГК РФ. Закон связывает открытие наследства со смертью гражданина либо с объявлением его в судебном порядке умершим.

Момент смерти определяется исходя из медицинских показаний необратимыми изменениями, произошедшими в мозге человека. Порядок установления факта смерти излагается в инструкции по констатации смерти человека на основании смерти мозга, утвержденной приказом Минздрава России от 20 декабря 2001 г. № 460. Этот порядок соответствует общим принципам, установленным в Законе РФ от 22 декабря 1992 г. № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека». Смерть считается ненаступившей, пока жизнедеятельность организма поддерживается всевозможными техническими средствами (например, используется аппарат искусственного дыхания).

Объявление судом гражданина умершим влечет за собой те же правовые последствия, что и смерть гражданина. В соответствии с п. 3 ст. 45 ГК РФ в решении суда может быть названа конкретная дата предполагаемой гибели гражданина. И тогда наследство откроется в момент предполагаемой гибели, но в силу прямого указания ч. 2 п. 1 ст. 1154 ГК РФ шестимесячный срок для принятия наследства начнет течь не с момента его открытия, а с момента вступления в силу решения суда об объявлении лица умершим. Однако объявление умершим возможно и при жизни гражданина, если соблюдены указанные законом условия (ст. 45 ГК РФ). В этом случае его правоспособность объявлением умершим не прекращалась, а имущество, перешедшее по наследству, может быть возвращено наследодателю. Последствия явки гражданина, объявленного умершим, определены в ст. 46 ГК РФ, при этом п. 2 указанной статьи устанавливает, что гражданин, объявленный умершим, независимо от времени своей явки может потребовать возврата сохранившегося имущества от любого безвозмездного приобретателя. Следовательно, такой гражданин может потребовать возврата имущества и от наследников. Исключение составляют деньги и ценные бумаги на предъявителя, которые, согласно п. 3 ст. 302 ГК, не могут быть истребованы от добросовестного приобретателя ни при каких обстоятельствах.

Законом установлено: «граждане, умершие одновременно, считаются в целях наследственного правопреемства умершими одновременно и не наследуют друг после друга» (п. 2 ст. 1114 ГК РФ). Это означает, что наследование открывается после каждого из них и принадлежащее каждому имущество передается их наследникам. Наследодатели, умершие одновременно, называются коммориентами. Это могут быть, например, супруги, либо отец и сын, главное, чтобы речь шла о лицах, наследующих один после другого.

Вместе с тем в судебной практике встречаются случаи неправильного применения данной нормы закона. Так, Зубкова Н. обратилась в суд с жалобой на действия нотариуса, отказавшего ей в совершении нотариального действия. При этом она сослалась на то, что в результате автотранспортного происшествия ее бывший муж, Зубков С, погиб, а их общий сын Андрей скончался в тот же день от полученных травм, не успев принять наследство после смерти отца, поэтому, по ее мнению, право на принятие причитающейся ему доли наследства перешло к ней. Кроме того, Зубкова Н. предъявила иск к Зубковой Л. о признании права собственности на двухкомнатную квартиру.

Решением Октябрьского районного суда г. Краснодара (оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам Краснодарского краевого суда) иск удовлетворен частично.

Президиум краевого суда изменил решение суда, сославшись на следующие факты. В автотранспортном происшествии Зубков С. погиб сразу, а его сын Андрей был жив в течение одного часа после смерти отца. Поскольку Зубков Андрей умер после открытия наследства, не успев его принять, то, как считал президиум, право на принятие причитающейся ему доли наследства перешло к его матери - Зубковой Н.

Отменяя решение президиума краевого суда, Верховный Суд РФ указал: «переход права на принятие наследства возможен только в случае смерти наследника, призванного к наследованию, после открытия наследства, каковым признается день смерти наследодателя, а не час, как ошибочно полагал президиум краевого суда».

Этот пример наглядно иллюстрирует, как важно определить, являются наследодатели коммориентами либо нет. Коммориенты - умершие в один день, то есть от 0 до 24 часов текущих суток. Соответственно муж не будет наследовать после жены, если она умерла в 0.10, а он - в 23.50 тех же суток, и будет наследовать, если между указанными событиями прошло всего несколько минут, приходящихся на разные сутки. Некоторые авторы затрудняются ответить на вопрос: как определить день смерти наследодателей, если они «скончались, будучи в городах, находящихся в разных часовых поясах»? Мы полагаем, что данный вопрос можно решить следующим образом - коммориентами являются только субъекты, умершие в один день, то есть в одну календарную дату (по местному времени), и не имеет значения, что они находятся в разных часовых поясах.

Основания наследования. Гражданин может приобрести наследство по завещанию и по закону. Закон устанавливает, что «наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием» (ч. 2 ст. 1111 ГК РФ). Указанные основания наследования были предусмотрены и в ГК РСФСР. Но ранее положения о наследовании по закону были поставлены на первое место, и только потом следовали нормы о наследовании по завещанию. В настоящее время акценты поменялись. Законодатель обратил особое внимание на наследование по завещанию.

Внесенные изменения отметили многие правоведы. Так, одни ученые считают, что указанному «нововведению не следует придавать принципиальное значение». Другие - отмечают, что в этом проявляется принцип свободы завещания и «это очень важно для понимания сущности и принципов правового регулирования». Третьи - рассматривают это как недостаток технического порядка. «Такой подход законодателя вызывает сомнения, ведь составление завещания - не обязанность, а право завещателя, которым он может и не воспользоваться. Кроме того, гл. 62 «Наследование по завещанию» содержит отсылки к нормам последующей гл. 63, посвященной наследованию по закону». «Такой подход законодателя вряд ли представляется обоснованным. Более логичным с точки зрения правил юридической техники было бы сохранение прежней последовательности изложения норм, закрепленной ГК РСФСР, при которой нормы о наследовании по закону предвосхищали положения о наследовании по завещанию».

Наследование по закону. Наследование по закону осуществляется, если наследодатель не оставил завещания либо о нем ничего неизвестно. Такая же ситуация будет иметь место, если оставленное завещание охватывает не все принадлежащее наследодателю имущество. Например, завещана машина, а о квартире и остальном имуществе ничего не сказано. Наследование по закону построено на принципе очередности, который традиционно основывается на степени родства наследников и наследодателя. Данный принцип предполагает, что переход к последующей очереди осуществляется при отсутствии наследников предыдущей очереди.

В настоящее время установлено восемь очередей наследников. В соответствии с п. 2 ст. 1145 ГК РФ к наследникам пятой очереди отнесены дети родных племянников и племянниц наследодателя (двоюродные внуки и внучки) и родные братья и сестры его дедушек и бабушек (двоюродные дедушки и бабушки); в качестве наследников шестой очереди наследуют двоюродные правнуки и правнучки и двоюродные дяди и тети; если нет наследников предшествующих очередей, к наследованию в качестве наследников седьмой очереди призываются пасынки, падчерицы, отчим и мачеха наследодателя. При отсутствии перечисленных наследников по закону в качестве наследников восьмой очереди наследуют нетрудоспособные иждивенцы (не входящие в круг наследников по закону), которые не менее года до смерти наследодателя находились на его иждивении и проживали совместно с ним (пп. 2, 3 ст. 1148).

Наследование по завещанию. Завещание - особая сделка, цель совершения которой - распоряжение имуществом на случай смерти, поэтому завещание - сделка только письменная, составляемая в нотариальной форме (п. 1 ст. 1124 ГК РФ). Наследодатель может распорядиться своим имуществом на случай смерти только путем составления завещания. Составляя завещание, гражданин реализует активную завещательную правоспособность. Завещать имущество не могут лица, не являющиеся полностью дееспособными (недееспособные, ограниченно дееспособные, частично дееспособные). Из нормы п. 2 следует, что завещать имущество может субъект, ставший полностью дееспособным до достижения 18 лет на основании вступления в брак или эмансипации (п. 2 ст. 21 и ст. 27 ГК РФ). Долгое время в литературе дискутировался вопрос о возможности совершения завещания лицом, ограниченным в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Судебная практика косвенно допускала возможность совершения завещания ограниченно дееспособным лицом с согласия попечителя (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 4 мая 1990 г. № 4 в ред. от 25 октября 1996 г.). Четкое указание в п. 2 ст. 1118 ГК РФ на необходимость наличия у завещателя дееспособности в полном объеме ставит точку в этой дискуссии.

Завещание - сделка односторонняя: для ее совершения необходима и достаточна воля одного лица - наследодателя. Завещание как сделка создает права и обязанности после открытия наследства, то есть правовые последствия наступают не сразу. Следует, в общем, согласиться с мнением о том, что «завещание - срочная сделка, ибо наступление смерти, на случай которой завещание совершено, неизбежно». Однако неизбежно это для наследодателя, а правовые последствия возникают для наследников, для которых смерть наследодателя не такое уж неизбежное событие. С этой точки зрения завещание может быть названо условной сделкой; в отношении смерти наследодателя (условие) неизвестно, наступит она или нет в течение жизни наследника, то есть возникнут ли для него последствия, связанные с завещанием.

Статья 1119 ГК РФ закрепила важнейший принцип наследственного права - свободу завещания. Последняя, прежде всего, заключается в свободном выборе наследников по завещанию. Завещатель также вправе подназначить наследника. «Запасной» наследник призывается к наследованию, если «основной» наследник умер до открытия наследства, одновременно с завещателем или после открытия наследства, не успев принять его. Завещатель свободен и в определении долей наследников.

Свобода завещательных распоряжений ограничивается правилами об обязательной доле, которые направлены на материальное обеспечение близких родственников и иждивенцев наследодателя.

Недостойные наследники. Нельзя оставить без внимания тот факт, что закон содержит ограничения для приобретения наследства. С этой целью введено понятие «недостойные наследники». «Не наследуют ни по закону, ни по завещанию граждане, которые своими умышленными противоправными действиями, направленными против наследодателя, кого-либо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, способствовали либо пытались способствовать призванию их самих или других лиц к наследованию либо способствовали или пытались способствовать увеличению причитающейся им или другим лицам доли наследства, если эти обстоятельства подтверждены в судебном порядке. Однако граждане, которым наследодатель после утраты ими права наследования завещал имущество, вправе наследовать это имущество.

Не наследуют по закону родители после детей, в отношении которых родители были в судебном порядке лишены родительских прав и не восстановлены в этих правах ко дню открытия наследства» (п.1 ст. 1117 ГК РФ).

Пункт 3 ст. 1146 ГК РФ предусматривает, что не наследуют по праву представления потомки того наследника, который умер до открытия наследства или одновременно с наследодателем и который мог быть при жизни отстранен от наследования как недостойный наследник.

Таким образом, определяя круг лиц, которые могут стать правопреемниками умершего, закон предусматривает случаи, когда лица, имеющие формальные основания дли признания их наследниками, не вправе наследовать после умершего.

Важно отметить, что в соответствии с ч. 1 п. 1 ст. 1117 ГК РФ наследодатель вправе простить недостойного наследника, составив завещание уже после покушения на его жизнь. Таким образом, недостойный наследник в случае прощения от наследства не отстраняется. Представляется, что это положительный момент. Однако возникает вопрос: будет ли прощенный наследник наследовать только по завещанию или и по закону, когда завещание определяет судьбу не всего наследства?

С целью устранения неопределенности в отношениях наследования прощенным наследником считаем целесообразным ввести институт прощения наследника, согласно которому лицо будет наследовать как по закону, так и по завещанию.

Некоторые граждане лишаются права наследовать только по закону. Так, согласно ч. 2 п. 1 ст. 1117 ГК РФ не могут наследовать по закону родители после детей, в отношении которых они были лишены родительских прав и не восстановлены в них на момент открытия наследства. Лишение родительских прав должно быть подтверждено ранее состоявшимся решением суда. Если родители (усыновители) злостно уклонялись от выполнения своей обязанности по содержанию детей (усыновленных), они по заявлению заинтересованного лица также лишаются по суду права на наследование после смерти детей (усыновленных). Точно так же не имеют права наследовать после смерти родителей (усыновителей) совершеннолетние дети (усыновленные), злостно уклонявшиеся от выполнения лежавших на них в силу закона обязанностей по содержанию наследодателя (ч.2 ст. 1117ГКРФ).

При рассмотрении производных способов приобретения права собственности нельзя оставить без внимания и приватизацию. В качестве основания приобретения права собственности приватизация находит свое закрепление в ст. 217 ГК РФ, согласно которой «имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества» (ч. 1 ст. 217).

Приватизация является совершенно новым институтом гражданского права России. Приватизация - это правовой институт, относящийся к сфере правового регулирования права собственности и означающий прекращение права государственной собственности на определенное имущество и возникновение права частной собственности на это же имущество. Иными словами, приватизация - это процесс перехода определенного имущества из государственной (и муниципальной) собственности в частную собственность физических и юридических лиц.

Российской юриспруденции понятие приватизации не было известно до конца 80-х годов XX в. В процессе развития юридического понятия приватизации в России постепенно складывался обширный массив законодательства, регулирующего сам процесс перехода государственного и муниципального имущества в частную собственность. К настоящему времени сформирована достаточно разветвленная система законодательства, регулирующего отношения, связанные с изменением формы собственности имущества, принадлежащего государству или муниципальным образованиям. Приватизировать возможно государственные и муниципальные предприятия, соответствующий жилищный фонд и другое имущество.

В указанных случаях прекращение права государственной (муниципальной) собственности и приобретение права собственности другим лицом - физическим или юридическим - происходят в порядке правопреемства.

Под приватизацией в широком смысле слова следует понимать как возмездное, так и безвозмездное отчуждение государственного и муниципального имущества в собственность физических и (или) юридических лиц. Однако действие Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 г. (далее - Закон о приватизации) распространяется лишь на случаи возмездного отчуждения соответствующего имущества в собственность физических и (или) юридических лиц. При этом в самом Законе предусмотрен широкий круг случаев, на которые его действие не распространяется, хотя бы отчуждение имущества и было возмездным (ст. 3 Закона). Закон о приватизации жилищного фонда, который вначале допускал при определенных условиях сочетание как бесплатной, так и платной передачи государственного и муниципального жилищного фонда гражданам, ныне предусматривает лишь бесплатную передачу жилья в собственность граждан. Существенно различается круг не только подлежащих приватизации объектов, но и ее участников. Так, если по Закону о приватизации от 21 декабря 2001 г. государственное и муниципальное имущество может быть приобретено в собственность как физическими, так и юридическими лицами, то по Федеральному закону «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 г. (далее - Закон о приватизации жилищного фонда) жилье передается только в собственность граждан.

Земельный кодекс РФ 2001 г. предоставляет гражданам, за которыми в установленном законом порядке земельные участки были закреплены в постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение, право однократно приобрести их в собственность (бесплатно) (п. 5 ст. 20 и п. 3 ст. 21 ЗК РФ).

В Законе о приватизации закреплены основные принципы приватизации, которая проводится на их основе. К ним отнесены, во-первых, признание равенства покупателей приватизируемого имущества; во-вторых, открытость деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, на которые возложено проведение приватизации; в-третьих, отчуждение имущества при приватизации исключительно на возмездной основе; в-четвертых, осуществление приватизации муниципального имущества органами местного самоуправления самостоятельно, но в порядке, предусмотренном Законом о приватизации.

В Законе о приватизации определена сфера его действия. Он регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества и связанные с ними отношения по управлению указанным имуществом. В то же время очерчен круг случаев, когда отчуждение государственного и муниципального имущества имеет место, однако действие Закона о приватизации на эти случаи не распространяется. В их числе отношения, возникающие при отчуждении земли, кроме отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы; природных ресурсов; государственного и муниципального жилищного фонда; государственного резерва; государственного и муниципального имущества, находящегося за пределами Российской Федерации; государственного и муниципального имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации; при безвозмездном отчуждении в собственность религиозных организаций имущества религиозного назначения; при отчуждении государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учреждений; при отчуждении государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственное ведение или оперативное управление; при отчуждении государственного и муниципального имущества на основании судебного решения; при отчуждении акций, когда в предусмотренных федеральными законами случаях у Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований возникает право требовать выкупа их акционерным обществом. В указанных случаях отчуждение государственного и муниципального имущества регулируется иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Кроме того, приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к объектами, изъятым из оборота, а также имущество, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

В Законе о приватизации закреплены способы приватизации государственного и муниципального имущества, причем перечень их носит исчерпывающий характер (ст. 13 Закона), подробно раскрыты как содержание каждого из этих способов, так и особенности приватизации отдельных видов имущества. Допускается использование следующих способов приватизации: преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество; продажа государственного или муниципального имущества на аукционе; продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе; продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ; продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг; продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения; продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены; внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ; продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Государственное или муниципальное имущество продается на аукционе, если его покупатели не должны выполнить в отношении такого имущества какие-либо условия. Право приобретения имущества принадлежит покупателю, который в ходе торгов предложит за него наиболее высокую цену. На конкурсе могут продаваться предприятие как имущественный комплекс или акции созданного при приватизации открытого акционерного общества, которые составляют более чем 50 процентов уставного капитала этого общества, если в отношении указанного имущества его покупателю необходимо выполнить определенные условия - инвестиционные или социальные. Право приобретения государственного или муниципального имущества принадлежит покупателю, который в ходе конкурса предложил за указанное имущество наиболее высокую цену и при этом выполнил или принял на себя обязательство выполнить условия конкурса.

Важно отметить, что право собственности на приватизированное предприятие переходит к победителю конкурса в соответствии с правилами ст. 564 ГК РФ. Риск же случайной гибели или случайного повреждения имущества, переданного в составе предприятия, победитель конкурса несет с момента подписания обеими сторонами акта о передаче предприятия, то есть еще до того, как он стал собственником предприятия (ст. 563 ГК).

Особое значение имеет приватизация жилищного фонда, в результате которой миллионы российских граждан впервые стали собственниками занимаемых ими помещений. Кроме того, жилые помещения как объекты гражданских прав имеют особую социальную значимость.

Общими предпосылками, повлекшими проведение приватизации жилищного фонда, явились: острая нехватка жилья, невозможность удовлетворять потребности граждан в жилье за счет государства, а также неспособность нести бремя расходов по поддержанию жилищного фонда в пригодном для использования состоянии. Темпы жилищного строительства постепенно снижались. Если за пятилетку (1986-1990) было введено в действие 343,4 млн. кв. м жилья, то за 1996-2000 гг. - всего 159,7 млн. кв. м, а в 2002 г. - 40,5 млн. «жилых квадратных метров».

В соответствии с определением, данным в ст. 1 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» в редакции от 22 августа 2004 г., жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов, жилые помещения из фондов жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, граждан, утративших жилье в результате обращения взыскания на заложенное в обеспечение возврата кредита или целевого займа жилое помещение, и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Государственный жилищный фонд включает в себя жилые дома и другие жилые помещения, находящиеся в государственной собственности, и подразделяется: а) на ведомственный жилищный фонд, состоящий в государственной собственности РФ и находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к федеральной государственной собственности; б) жилищный фонд, находящийся в собственности субъектов РФ, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к собственности субъектов РФ.

Муниципальный жилищный фонд включает в себя жилые дома и другие жилые помещения, находящиеся в собственности района, города, входящих в них административно-территориальных образований, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений.

Частный жилищный фонд - это:

а) фонд, находящийся в собственности граждан (индивидуальные жилые дома, приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома, квартиры в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов с полностью выплаченным паевым взносом, в домах товариществ индивидуальных владельцев квартир, квартиры и дома, приобретенные в собственность гражданами на иных основаниях, предусмотренных законодательством);

б)      фонд, находящийся в собственности юридических лиц (созданных в качестве частных собственников), построенный или приобретенный за счет их средств, в том числе за счет средств жилищных, жилищно-строительных кооперативов с не полностью выплаченным паевым взносом (речь идет, например, о таких юридических лицах, как хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные и потребительские кооперативы).

Начало приватизации. В течение семи десятилетий в нашей стране складывалась система удовлетворения потребностей граждан в жилье. Ее экономической основой была государственная собственность на жилье, преобладающая над другими формами собственности. Государство брало на себя социальную функцию и юридическую обязанность обеспечивать жилыми помещениями граждан, нуждающихся в жилье или в его улучшении, на условиях найма независимо от их имущественного положения. При этом данная система удовлетворения граждан в жилье преимущественно из жилищного фонда, принадлежащего государству, функционировала как затратный механизм. К тому же росла реальная цена эксплуатации жилья. В 1992 г. она в 50 раз превысила предельно допустимый уровень квартирной платы, установленный более 60 лет назад и составляющий 13,2 копейки за 1 квадратный метр.

По действующим в стране правилам на учет для получения бесплатной государственной квартиры или для участия в строительстве кооперативной квартиры ставились семьи, у которых обеспеченность жилой площадью на одного человека составляла от 5 до 7 квадратных метров. При предоставлении жилья не учитывались уровень доходов граждан в зависимости от льгот их участников. В общей очереди без льгот можно было простоять 10-15 лет. Ситуация стала меняться в результате перестройки. Признание неэффективности действующей системы удовлетворения жилищных потребностей граждан привело к осознанию необходимости перехода к рынку жилья. Приватизация составляет основу при формировании данного рынка, так как создает множество собственников жилья, без которых функционирование последнего невозможно.

Первым нормативным актом, положившим начало законодательству о приватизации жилья, было Постановление Совета Министров СССР 1988 г. «О порядке продажи гражданам в личную собственность квартир в домах государственного и общественного жилищного фонда», которое предусматривало приватизацию жилья в форме выкупа на основании полной оплаты. Лишь немногие граждане смогли воспользоваться этим правом, и широкого распространения данная акция не получила. Принятый в 1990 г. Закон РСФСР «О собственности в РСФСР» также предусматривал приватизацию жилья путем выкупа, но в то же время он допускал возможность приобретения жилья в собственность и «по другим основаниям», не раскрывая при этом, какие основания имелись в виду.

Идея о безвозмездной передаче в собственность граждан жилья в пределах установленных нормативов получила отражение в Законе РСФСР 1991 г. «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» (далее - Закон о приватизации жилищного фонда). Данный Закон, а также принятое на его основе Примерное положение о приватизации жилищного фонда в РСФСР трактовали приватизацию как бесплатную передачу или продажу гражданам занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде. Таким образом, предусматривалось два способа приватизации - бесплатная передача и продажа. При этом предусматривался порядок определения размера бесплатно передаваемых помещений в собственность граждан. Площадь жилых помещений, превышающая эти размеры, подлежала оплате.

Как показала практика, применение комбинированного способа осуществления приватизации не принесло большого успеха: за все время действия Закона о приватизации жилищного фонда было приватизировано немногим более 3 процентов площади жилья от площади, которая могла быть приватизирована. В связи с этим Законом РФ 1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» приватизация была провозглашена исключительно как бесплатная передача жилых помещений из государственной и муниципальной собственности в собственность граждан. После внесения в законодательство указанных изменений процесс приватизации начал набирать свой темп.

Анализ ст. 1 Закона о приватизации жилищного фонда позволяет выделить следующие принципы приватизации:

- добровольность приобретения гражданами жилья в собственность;

- безвозмездность передачи гражданам занимаемых ими жилых помещений;

- однократность приобретения гражданами в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения.

Добровольность приватизации означает, с одной стороны, недопустимость какого-либо принуждения к ее осуществлению или отказа в ее проведении, с другой стороны, необходимость согласия всех, совместно проживающих (зарегистрированных по месту жительства) в этом жилом помещении, на его приватизацию. Никто не может быть принужден к тому, чтобы стать собственником жилого помещения в порядке его приватизации. Во исполнение принципа добровольности каждый из граждан старше четырнадцати лет, имеющих право на проживание в данном жилом помещении, должен выразить свое отношение к его приватизации.

Добровольность означает также то, что граждане, приобретающие право собственности на жилое помещение в порядке его приватизации, вправе самостоятельно выбрать вид частной собственности на это жилье. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о приватизации жилищного фонда «жилые помещения передаются в общую собственность (совместную или долевую) либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних».

За гражданами, не участвующими в приватизации занимаемого жилого помещения и выразившими согласие на приобретение в собственность жилого помещения другими проживающими с ними лицами, сохраняется право на бесплатное приобретение в собственность, в порядке приватизации, другого впоследствии полученного жилого помещения. Следовательно, отказ гражданина от права участия в приватизации занимаемого им жилого помещения не является реализацией этого права. Данное право может быть реализовано только путем приобретения права собственности на жилье.

Безвозмездность (бесплатность)- второй важнейший принцип приватизации обеспечивается тем, что само жилое помещение полностью передается в собственность приватизирующих его граждан бесплатно. В литературе высказывается сомнение в оправданности бесплатной передачи жилья из государственного и муниципального фонда в частные руки.

Содержание однократности приватизации, являющейся третьим важнейшим принципом приватизации жилья, раскрывается в ст. 11 Закона о приватизации жилищного фонда, согласно которой «каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз». Следовательно, граждане, реализовавшие принадлежащее им право на бесплатное приобретение жилого помещения в порядке его приватизации, не имеют права воспользоваться этим правом еще раз.

Особое значение имеет разрешение возникающих по данному поводу споров в том случае, когда гражданин, приобретший право собственности на занимаемое жилое помещение, ранее уже приватизировал иное жилье.

Приобретение жилья в порядке его покупки в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 2 декабря 1988 г. № 1440 «О продаже гражданам в собственность квартир в домах государственного и общественного жилищного фонда» или Постановлением Совета Министров РСФСР и ВЦСПС от 21 апреля 1989 г. № 134 «Об утверждении Положения о продаже гражданам квартир в собственность и оплате расходов на их содержание и ремонт», по нашему мнению, не является реализацией права на приватизацию жилья. Реализацией такого права признается только приобретение жилья в собственность в соответствии с Законом о приватизации жилищного фонда.

Кроме того, несовершеннолетние вправе реализовать принадлежащее им право на приватизацию жилья по достижении совершеннолетия. В соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона о приватизации жилищного фонда «несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия».

Обусловлено это тем, что в настоящее время, согласно ч. 2 ст. 7 Закона о приватизации жилищного фонда, «в договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением». Таким образом, в настоящее время несовершеннолетние фактически становятся собственниками жилых помещений путем их приватизации в обязательном порядке, в силу требования закона. Вследствие этого представляется обоснованным предоставление несовершеннолетним возможности по достижении совершеннолетия реализовать право на приватизацию жилья в полном объеме, с соблюдением всех принципов, установленных Законом о приватизации.

Согласно ч. 2 и 3 ст. 2 Закона о приватизации жилищного фонда «жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства. В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства».

Передача жилья в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым местной администрацией, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность. Данный договор подлежит государственной регистрации в органах, осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. При рассмотрении вопросов приватизации жилья особенно важно правильно и четко определить ее объекты путем установления жилых помещений, приватизация которых предусмотрена действующим законодательством.

Объекты приватизации. Объектом приватизации жилья по действующему законодательству являются жилые помещения государственного и муниципального жилищного фондов, занимаемые гражданами по договору социального найма. Понятие «жилое помещение» охватывает все виды предназначенных для проживания помещений - дома, квартиры, «иные жилые помещения».

Кроме того, в ч. 1 ст. 4 Закона о приватизации жилищного фонда определены жилые помещения, не подлежащие приватизации. В качестве таких - Закон признает:

1. жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии;

2. жилые помещения в общежитиях;

3. жилые помещения в коммунальных квартирах. Постановлением Конституционного Суда РФ от 3 ноября 1998 г. № 25-П данный запрет признан не соответствующим Конституции РФ;

4. жилые помещения в домах закрытых военных городков;

5. служебные жилые помещения (за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных);

6. находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, определение круга объектов, не подлежащих приватизации, само по себе нельзя считать ограничением прав и свобод человека и гражданина, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность.

Следует особо подчеркнуть, что перечень таких помещений является закрытым. Закон о приватизации жилищного фонда не предусматривает возможности установления ограничения или запрещения приватизации каких-либо видов жилых помещений иными нормативными актами, включая федеральные законы. Необходимо принимать во внимание, что дополнение приведенного перечня иными нормативными актами Российской Федерации или ее субъектов является незаконным.

Приватизация жилых помещений в коммунальных квартирах, служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения при определенных условиях возможна. Одновременно с установлением перечня жилых помещений, не подлежащих приватизации, в ч. 2 ст. 4 Закона о приватизации жилищного фонда указано: «собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений, коммунальных квартир и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения».

Так, приватизация жилых помещений, находящихся в аварийном состоянии, невозможна в силу Закона. Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 552 утверждено Положение о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания, к числу которых отнесены также жилые дома (жилые помещения), находящиеся в аварийном состоянии. Критерии и технические условия отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории аварийных подлежат утверждению Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.

В случае признания жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния собственник жилищного фонда (представитель собственника, осуществляющий функции по управлению жилищным фондом) либо соответствующее структурное подразделение органа местного самоуправления должны с учетом предписания органа местного самоуправления в срок не более 10 дней либо немедленно принять решение об отселении граждан (пп. 12 и 13 Положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания).

Следовательно, граждане, ранее проживавшие в аварийном жилом помещении, после получения в пользование другого жилого помещения в доме государственного или муниципального жилищного фонда, соответствующего требованиям жилищного законодательства, вправе приватизировать его.

Данное положение получило отражение в практике Конституционного суда РФ. Так, в Определении от 5 ноября 2003 г. № 350-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики о проверке конституционности положения части первой статье 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» указано, что запрет на приватизацию аварийного жилья, содержащийся в ст. 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не может рассматриваться как ограничивающий какие-либо конституционные права и свободы граждан».

Санитарные и технические требования, предъявляемые к жилому помещению, предусматривают условия, при которых проживание в нем безопасно для здоровья человека. Жилые помещения, проживание в которых невозможно вследствие определенных конструктивных (технических) дефектов данных помещений (в случае невозможности их устранения или исправления), переоборудуются для использования в других целях либо подлежат сносу и тем самым исключаются из жилищного фонда.

Таким образом, гражданам гарантируется не только право на жилище (ст. 40 Конституции Российской Федерации), но и закрепленное ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности и право иметь имущество (в данном случае - жилое помещение) в собственности. Более того, специальный статус аварийного жилья не препятствует законодательно установленному праву проживающего в нем гражданина на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, и не может рассматриваться как нарушающий принцип равенства прав граждан в зависимости от условий их проживания.

До сих пор сохраняется запрет на приватизацию жилых помещений в общежитиях.

В соответствии с п. 2 Примерного положения об общежитиях, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 11 августа 1988 г. № 328, общежитиями являются жилые помещения, предназначенные для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы. Вследствие этого проживание в общежитиях по определению является временным. Жилье предоставляется по решению администрации объединения, предприятия, учреждения, организации или учебного заведения, в ведении которого находится общежитие. На основании принятого решения администрацией выдается ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии по установленной форме. Договор найма при этом не заключается. Следовательно, жилые помещения в общежитиях не подлежат приватизации, так как не относятся к жилым помещениям государственного и (или) муниципального жилищного фонда, занимаемым гражданами на основании договора найма.

Согласно п. 4 указанного Примерного положения об общежитиях «жилые дома, предназначенные под общежития, регистрируются в качестве общежитий в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов». Кроме того, в п. 3 данного Положения предусмотрено: «переоборудование жилого дома под общежитие производится по решению исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов». Следовательно, статус общежития должен быть придан жилому дому (жилому помещению) соответствующим решением муниципальных органов, и при отсутствии такого решения отказ в приватизации жилого помещения является незаконным.

Важное значение имеет положение о том, что «не допускается использование под общежития жилых помещений в жилых домах, предназначенных для постоянного проживания, пользование которыми осуществляется по договору найма жилого помещения» (ч. 2 п. 3 Примерного положения об общежитиях). Если решение о переоборудовании жилого помещения под общежитие было произведено с нарушением данной нормы, то такое решение может быть обжаловано в суд. При этом отмена решения устраняет препятствия для приватизации жилого помещения.

История приватизации жилых помещений в коммунальных квартирах (квартирах коммунального заселения) более сложна и неоднозначна, нежели история приватизации других жилых помещений. Возможность приватизации коммунальных квартир вызвала бурную дискуссию.

В первоначальной редакции ч. 1 ст. 4 Закона о приватизации жилищного фонда было указано: «не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в коммунальных квартирах». Однако далее, в ч. 2 ст. 4 Закона, было закреплено правило: «местные Советы народных депутатов, предприятия, учреждения вправе с учетом мнения коллективов принимать решения о приватизации коммунальных квартир». Следовательно, приватизация коммунальных квартир могла быть осуществлена, но только по решению местных органов власти, предприятий и учреждений. Однако ни собственники жилищного фонда, ни указанные предприятия и учреждения эти возможности широко не использовали. Дело в том, что как только разрешили приватизировать комнаты в коммунальных квартирах, стали поступать иски о признании этой приватизации недействительной. Более того, судебная практика пошла по пути удовлетворения данных исков.

Следующий этап приватизации коммунальных квартир был положен Постановлением Конституционного Суда РФ от 3 ноября 1998 г. № 25-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в связи с запросом Волгоградской областной Думы, Дмитровского районного суда Московской области и жалобой гражданина В.А. Мостипанова». Суд признал ст. 4 Закона в части, ограничивающей приватизацию жилых помещений в коммунальных квартирах государственного и муниципального жилищного фонда социального использования, не соответствующей Конституции РФ.

В настоящее время приватизация жилых помещений в коммунальных квартирах (квартирах коммунального заселения) может осуществляться гражданами, занимающими эти помещения, в общем порядке. Получение разрешения собственника жилищного фонда, к которому относится приватизируемое жилое помещение, а также согласия нанимателей других жилых помещений в этой квартире не требуется. Однако на федеральном уровне порядок приватизации жилых помещений в коммунальных квартирах до сих пор не установлен, и приватизация жилых помещений в коммунальных квартирах осуществляется на основании нормативных актов субъектов Российской Федерации.

Приватизация коммунальных квартир основывается на общих принципах приватизации жилищного фонда, одним из которых является добровольность. Вместе с тем в судебной практике имело место нарушение данного принципа. Согласно пп. 3, 7 и 10 Положения о порядке и условиях продажи освободившихся (свободных) комнат жильцам коммунальных квартир, утвержденного распоряжением мэра Москвы от 19 августа 1993 г. № 490-мр «О продаже освобождающихся (свободных) комнат жильцам коммунальных квартир», необходимым условием продажи освобождающихся (свободных) комнат в коммунальных квартирах является согласие всех нанимателей квартиры на приватизацию занимаемой жилой площади. Граждане, желающие купить освобождающиеся (свободные) комнаты в коммунальной квартире, представляют в уполномоченные департаментом муниципального жилья организации, в частности, заявление о покупке комнаты, заявление всех нанимателей коммунальной квартиры на приватизацию занимаемой жилой площади и оформленный в РЭУ договор передачи. Регистрация договоров купли-продажи на освобождающиеся (свободные) комнаты в коммунальных квартирах и договоров передачи на занимаемую по ордеру жилую площадь производится департаментом муниципального жилья одновременно, после чего выдаются соответствующие свидетельства о собственности на жилище установленной формы.

Однако, как справедливо указано Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ, предусмотренное приведенным Положением правило, по которому продажа гражданам освободившихся комнат в квартире обусловлена приватизацией занимаемых комнат, противоречит Закону РСФСР от 4 июля 1991 г. «О приватизации жилищного фонда в РСФСР». Согласно ст. 1 названного Закона приватизация жилья - это бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. По смыслу приведенной статьи, заявление граждан о передаче жилых помещений в собственность должно быть добровольным, а не вынужденным по предложению местной администрации.

В закрытых военных городках приватизация жилья прямо запрещена, несмотря на то, что данное жилье относится к государственному жилищному фонду (ведомственному жилищному фонду Министерства обороны Российской Федерации).

В соответствии с абз. 9 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации либо иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

Вопрос о конституционности запрета приватизации жилых помещений в закрытых военных городках был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. С требованием проверить конституционность, в частности, положения ч. 1 ст. 4 Закона РСФСР от 4 июля 1991 г. «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», согласно которой не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в домах закрытых военных городков, неоднократно обращался в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.Э. Шефер. По его мнению, содержащаяся в оспариваемых положениях норма, не допускающая приватизацию жилых помещений, находящихся в домах закрытых военных городков, лишает гражданина, проживающего в таком городке, права на приватизацию жилья в государственном и муниципальном жилищном фонде и тем самым противоречит ч. 2 ст. 6 и ч. 2 ст. 19 Конституции РФ. Поскольку конституционные права В.Э. Шефера оспариваемыми положениями Закона о приватизации нарушены не были, Конституционный Суд РФ определил отказать в принятии к рассмотрению его жалобы как не являющейся допустимой в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

В судебной практике Верховного Суда РФ положение о запрещении приватизации жилых помещений в закрытых военных городках также было поддержано.

Так, в Верховном Суде РФ была рассмотрена жалоба гражданина Соколова В.Б. В жалобе Соколов В.Б. отмечал, что распоряжение Правительства РФ от 1 июня 2000 г. № 752-р, утверждающее Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной Службы Российской Федерации и органов ФСБ России, в части отнесения к таковым военного городка поселок Кубинка-8 Одинцовского района Московской области, противоречит ст. 27, 40 Конституции РФ, ст. 4, 6, 15 и 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Указу Президента РФ от 1 марта 1997 г. № 182 об увольнении его с военной службы, п. 7 Постановления Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. № 1054. По мнению заявителя, оспариваемое распоряжение Правительства РФ лишает его права на приватизацию жилого помещения, предусмотренного Законом РСФСР от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР».

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Соколова В.Б., Верховный Суд РФ решил в удовлетворении жалобы отказать.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. № 752-р по представлению Министерства обороны РФ, то есть с соблюдением Правительством Российской Федерации требований Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», был утвержден Перечень имеющих жилой фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ, в который был включен и военный городок пос. Кубинка-8. Таким образом, Правительство РФ действовало в строгом соответствии с требованиями закона.

Доводы заявителя о том, что оспариваемое распоряжение Правительства РФ противоречит ст. 27, 40 Конституции РФ, ст. 4, 6, 15 и 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», нарушает его право на приватизацию занимаемого жилья, на постоянное жилое помещение после увольнения с военной службы, не обоснованы, поскольку данным распоряжением Правительства РФ утвержден только Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков.

Запрет же на приватизацию жилых помещений, находящихся в домах закрытых военных городков, установлен ст. 4 Закона РСФСР от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Однако принципиально иные ситуации возникали при приватизации жилых помещений, относящихся к фонду Министерства обороны Российской Федерации, но расположенных вне пределов закрытых военных городков. Их приватизация была возможна всегда, так как в целом жилищный фонд Министерства обороны, как указывалось выше, это ведомственный государственный жилищный фонд, подлежащий приватизации в соответствии со ст. 2 Закона.

Вместе с тем, как показывает практика, граждане часто встречаются с отказом в приватизации жилых помещений, относящихся к фонду Министерства обороны. Так, в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении судами дел, связанных с приватизацией гражданами жилых помещений» отмечено, что «среди изученных дел, возникших в связи с отказом в приватизации жилых помещений, относящихся к жилищному фонду Министерства обороны, рассмотренных, например, судами Приморского края, войсковыми частями выдвигались следующие мотивы отказа: «мало прослужил в армии», «не отработан механизм приватизации», «в связи с отсутствием жилого фонда». Все они обоснованно были признаны судами незаконными.

Таким образом, важно различать правовой статус закрытых военных городков (ЗВГ) и закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО). В отличие от ЗВГ в ЗАТО приватизация жилья возможна, но при этом имеет некоторые особенности.

Согласно п. 1 ст. 8 Закона РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» к участию в приватизации недвижимого имущества, являющегося государственной или муниципальной собственностью и находящегося на территории закрытого административно-территориального образования, и совершению сделок с ним допускаются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на данной территории, и юридические лица, расположенные и зарегистрированные на данной территории.

В соответствии с п. 2 ст. 8 данного Закона «участие граждан и юридических лиц, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, в совершении сделок, предусмотренных этим пунктом, допускается по решению органов местного самоуправления закрытого административно-территориального образования, согласованному с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся предприятия и (или) объекты, по роду деятельности которых создано закрытое административно-территориальное образование».

То, что возможна приватизация именно жилых помещений, подтверждается в п. 3 ст. 8 данного Закона, согласно которому «граждане, приватизировавшие занимаемые ими жилые помещения, и собственники жилых домов, находящихся на территории закрытого административно-территориального образования, вправе продавать, сдавать в аренду эти помещения и дома и совершать иные сделки с гражданами, постоянно проживающими или работающими на территории закрытого административно-территориального образования, или юридическими лицами, расположенными и зарегистрированными на данной территории, а также с гражданами Российской Федерации, получившими разрешение на постоянное проживание на территории закрытого административно-территориального образования».

Итак, приватизация продолжается и в настоящее время и можно говорить о том, что сформирован новый слой собственников в жилищной сфере - частных собственников. Граждане получили возможность выступать с недвижимой собственностью на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем. Кардинально изменилась структура жилищного фонда. Преобладает частный жилищный фонд, а доля государственного и муниципального жилищного фонда сокращается.

Особым производным способом приобретения права собственности является внесение паевого взноса. Право на приобретение права собственности по данному основанию предоставляется членам потребительского кооператива (жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного и др.), а также другим лицам, имеющим право на паенакопление, в частности, супругу или члену семьи. В соответствии с п. 4. ст. 218 ГК РФ внесение данными лицами полностью своего паевого взноса за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное им кооперативом, обусловливает возникновение у них права собственности на данное имущество. Приобретение права собственности на соответствующее помещение после полной выплаты паевого взноса основано на воле двух сторон. С одной стороны, лицо, вступая в кооператив и выплачивая паевые взносы, выражает свою волю на приобретение права собственности на квартиру, дачу, гараж, иное помещение. С другой стороны, учредители кооператива уже при его учреждении соглашаются на последующую передачу соответствующего имущества в собственность членов кооператива.

Игнорирование данного обстоятельства приводит к нарушению субъективных прав граждан. Так, Президиум Верховного Суда РФ отменил решение суда первой инстанции об удовлетворении иска о признании недействительным ордера, выданного на квартиру в ЖСК. Мотивируя решение, суд указал, что гражданин X. представил в орган, выдавший ордер, не соответствующие действительности сведения о нуждаемости в улучшении жилищных условий. Отменяя решение, Президиум, в частности, указал следующее: суд не учел, что после выплаты пая за квартиру гражданин X. приобрел право собственности на нее. При этом следует иметь в виду, что данное правило не исключает необходимости государственной регистрации недвижимого имущества (п. 2 ст. 8 ГК РФ).

Спецификой этого способа приобретения права собственности является ограничение сферы его применения по приобретаемому объекту - в силу прямого указания закона это квартира, дача, гараж или иное помещение.

Формально приобрести право собственности на какое-либо иное имущество на этом основании нельзя.

В марте 2005 г. введен в действие Федеральный закон «О жилищных накопительных кооперативах», устанавливающий правовое положение жилищных накопительных кооперативов (далее - ЖНК), порядок осуществления ими деятельности по привлечению и использованию денежных средств граждан на приобретение жилых помещений. Члена ЖНК или другие лица, имеющие право на пай, внесшие паевой взнос в полном объеме за жилое помещение, переданное ЖНК в пользование члену кооператива, приобретают право собственности на это жилое помещение. Указанное жилое помещение должно быть передано свободным от каких-либо обязательств (ст. 30 Закона «О жилищных накопительных кооперативах»).

При приобретении права собственности на имущество посредством выкупа предыдущий собственник принудительно, помимо своей воли, лишается права собственности на свое имущество с выплатой ему соразмерного возмещения. Выкуп имущества может производиться, по общему правилу, по решению суда как в пользу государства, так и в пользу частных лиц. В пользу государства допускается отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст. 238 ГК РФ); отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка (ст. 239 ГК РФ), выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей (ст. 240 ГК РФ); реквизиция (ст. 242 ГК РФ); конфискация (ст. 243 ГК РФ); национализация (ч. 3 п. 2 ст. 243 ГК РФ).

Выкуп имущества в интересах других лиц возможен по следующим основаниям: при обращении взыскания на имущество по обязательствам (ст. 237 ГК РФ); ненадлежащем обращении с домашними животными (ст. 241 ГК РФ); невозможности выдела доли в натуре (п. 4 ст. 254 ГК РФ); бесхозяйственном содержании жилого помещения (п. 2 ст. 293 ГК РФ).

 

Автор: Огнева Н.И.