09.04.2012 20276

Добровольное прекращение права собственности гражданами

 

Итак, добровольное прекращение права собственности происходит при отчуждении собственником своего имущества другим лицам; использование собственником имущества по прямому назначению и в связи с этим уничтожении его; добровольном отказе собственника от своего имущества. Под отчуждением собственником своего имущества другим лицам понимаются различные сделки, направленные на прекращение права собственности одного лица и приобретение его другим лицом. Это, прежде всего купля-продажа во всех ее разновидностях, мена, дарение, аренда с выкупом и т. п. Порядок прекращения права собственности отчуждателя и возникновения права собственности у приобретателя регулируется главным образом нормами о сделках и договорах.

Прекращение права собственности происходит и при использовании собственником имущества по прямому назначению, иными словами, при полном потреблении вещи, извлечении всех ее полезных свойств и качеств. При этом исчезает сам объект данного права. Возможно прекращение права собственности на вещь и при ее переработке.

В экономических отношениях встречаются ситуации, когда в силу тех или иных обстоятельств конкретный объект гражданского оборота перестает иметь какую-либо ценность для его собственника и он отказывается от права собственности на него. Формально данное основание прекращения права собственности является новым для нашего законодательства, хотя, по существу, оно и ранее могло использоваться в имущественных отношениях. В соответствии с правилом ст. 236 ГК РФ допускается добровольный отказ собственника от принадлежащего ему права, а по сути - его отказ от конкретной вещи или вещей. Важно отметить, что отказ от права собственности может исходить только от гражданина или юридического лица. Следовательно, государство и его органы, органы местного самоуправления не вправе отказаться от права собственности на принадлежащее им имущество (хотя они могут утратить его по другим основаниям). Это возможно путем публичного объявления об этом либо совершения реальных действий, бесспорно свидетельствующих о намерении не сохранять в дальнейшем какие-либо права на это имущество. Второй способ наиболее близок к понятию «брошенные вещи», которое применяется в ст. 226 ГК РФ.

Важно иметь в виду, что до приобретения права собственности на вещь, от которой отказался ее прежний владелец, другим лицом права и обязанности первоначального собственника не прекращаются. Собственник сохраняет бремя содержания имущества, должен платить налог на имущество. Собственник, который отказался от своей вещи, может затем изменить свое намерение и вновь принять вещь во владение, пользование и распоряжение, но только до момента возникновения права собственности на эту вещь у другого лица. Кроме того, существует возможность возложения на прежнего собственника ответственности, например, за причиненный данной вещью вред (если выброшенная собственником вещь обладала какими-либо вредоносными свойствами). Следовательно, отказ от права собственности не рассматривается законом как окончательный.

Исходя из смысла ГК РФ, можно прийти к выводу о том, что можно отказаться от права собственности, как на движимую вещь, так и на недвижимую. Но, как известно, правовой режим указанных вещей различен. Как будут применяться нормы ГК РФ об отказе от права собственности к недвижимым вещам? Интересным представляется рассмотрение данной ситуации на примере такого частного случая, как отказ гражданина от земельного участка.

Так, Земельный кодекс РФ предусматривает в качестве одного из оснований прекращения права на землю отказ от права на земельный участок. Условия и порядок отказа определены ст. 53 ЗК РФ. Юридически он оформляется заявлением об отказе от права на земельный участок.

В отличие от Гражданского кодекса РФ (ст. 236) Земельный кодекс РФ не допускает возможности отказа от права путем совершения фактических действий; основанием отказа от права на земельный участок по ЗК РФ будет только подача заявления надлежащей формы. Устные заявления не могут быть приняты во внимание, а если лицо просто не использует участок, то в ряде случаев это может образовывать состав земельного правонарушения (например, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в течение трех лет).

Вместе с тем подача заявления об отказе от права на земельный участок еще не влечет за собой автоматического прекращения права на него. ГК РФ устанавливает, что при отказе от права собственности права и обязанности собственника в отношении соответствующего имущества не прекращаются до приобретения права на данное имущество другим лицом. Аналогичная норма есть и в ЗК РФ (согласно п. 2 ст. 43 отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав на земельные участки не влечет за собой прекращения их обязанностей, установленных ст. 42). По модели ст. 53 ЗК РФ до тех пор, пока не будет решена судьба участка, прежний собственник, землевладелец, землепользователь несет ответственность за состояние земельного участка и может при желании им пользоваться.

Земельный кодекс РФ, указывая в п. 2 ст. 53 на то, что при отказе от права собственности на земельный участок он приобретает статус бесхозяйной вещи, отсылает к Гражданскому кодексу РФ, отмечая, что порядок прекращения права собственности па бесхозяйные вещи регулируется гражданским законодательством. Однако ГК РФ (ст. 236) допускает осуществление отказа от права собственности на вещь как путем подачи специального заявления, так и путем совершения фактических действий, свидетельствующих об устранении лица от осуществления правомочий собственника. В связи с тем что ГК РФ и ЗК РФ имеют одинаковую юридическую силу, а ЗК РФ (ст. 53) напрямую указывает на необходимость применения в этом случае гражданского законодательства, возникает вопрос: можно ли отказаться от права собственности на земельный участок способами, предусмотренными ст. 236 ГК РФ (без подачи заявления и без внесения записи о прекращении соответствующего права на земельный участок в ЕГРП)? Представляется, что при решении данного вопроса необходимо исходить из следующего.

1. Очевидно, что норма п. 1 ст. 53 ЗК РФ о необходимости подачи заявления об отказе имеет целью информирование органов муниципальной власти о том, что собственник земельного участка отказывается от осуществления правомочий в отношении этого земельного участка и соответственно земельный участок приобретает статус бесхозяйной вещи. Данное заявление служит основанием для того, чтобы орган муниципальной власти обратился в учреждение юстиции с заявлением о постановке на учет земельного участка в качестве бесхозяйного. Может ли земельный участок приобрести статус бесхозяйного, если собственник от него фактически отказался, но соответствующее заявление не подал? Полагаем, что может.

2. Вправе ли орган муниципальной власти обратиться в учреждение юстиции с заявлением о постановке на учет земельного участка в качестве бесхозяйного, если земельный участок фактически оказался бесхозяйным, но соответствующее заявление не подано? Если строго следовать содержанию п. 1 ст. 53 ЗК РФ, то нет. Тогда вполне реальна ситуация, когда орган муниципальной власти, выявив бесхозяйный земельный участок, не будет иметь возможности обратиться в учреждение юстиции с заявлением о постановке на учет земельного участка в качестве бесхозяйного и не сможет возбудить процедуру перехода земельного участка в муниципальную собственность. Разумеется, это существенно ущемляет имущественные интересы муниципальных образований, создавая препятствия для появления добросовестного владельца.

3. По смыслу п. 3 ст. 225 ГК РФ обязанность муниципальных органов ставить на учет бесхозяйные объекты недвижимости возникает независимо от того, каким образом этот объект стал бесхозяйным, а значит, на наш взгляд, такая обязанность существует и в случае совершения собственником земельного участка фактических действий, свидетельствующих об отказе от земельного участка.

4. Пункт 1 ст. 53 ЗК РФ в силу нечеткости своих формулировок может быть истолкован двояко:

- во-первых, отказ от права на земельный участок может осуществляться только путем подачи соответствующего заявления (однако такое толкование противоречит ст. 236 ГК РФ);

- во-вторых, отказ от права на земельный участок может осуществляться как путем совершения фактических действий, свидетельствующих об отказе, так и путем подачи соответствующего заявления (такое толкование не будет противоречить ст. 236 ГК РФ и обеспечит соблюдение имущественных интересов муниципальных образований).

Второе, на наш взгляд, предпочтительнее. Таким образом, очевиден факт, что формулировка п. 1 ст. 53 ЗК РФ нуждается в доработке.

Поскольку закон не предусматривает возможности прекращения права собственности на земельный участок одновременно с подачей собственником заявления об отказе от него или фактическим устранением от владения, пользования и распоряжения земельным участком, право собственности прекращается только с внесением соответствующей записи в ЕГРП и возникновением права на земельный участок у другого лица. В данной ситуации стоит согласиться с мнением М. Ромадина и Я. Кошелева, которые считают, что у собственника практически отсутствует стимул для юридического оформления отказа от своего права на землю, поскольку, пока у земельного участка не появится новый собственник, он вынужден будет нести все права и обязанности в отношении земельного участка.

Рассматривая добровольное прекращение права собственности гражданами, нельзя оставить без внимания и понятие «деприватизация». Так, сущность указанного понятия раскрывается в ст. 9.1 Федерального закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Термин «деприватизация» следует понимать как расторжение договора приватизации квартиры (комнаты), который заключается между гражданином - нанимателем жилого помещения и местной администрацией.

Указанной статьей устанавливается, что граждане, приватизировавшие жилье, являющееся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Для того чтобы расторгнуть договор приватизации, необходимо соблюдение ряда условий:

1) деприватизируемое жилое помещение должно являться для граждан единственным местом постоянного проживания;

2) деприватизируемое жилое помещение должно быть свободно от каких-либо обязательств.

Второе условие вполне понятно. Первое же условие имеет определенный смысл, поскольку в соответствии с действующим законодательством с гражданином может быть заключен только один договор социального найма, то есть если гражданин занимает еще одно жилое помещение по договору социального найма, требование законодателя обоснованно. В ситуации, когда гражданин имеет еще одно жилое помещение на праве собственности, он может быть одновременно и собственником, и нанимателем жилых помещений. В связи с этим следует согласиться с мнением Н.В. Перепелкиной, что «первое условие, выдвинутое законодателем, нелогично и не должно препятствовать гражданину в деприватизации им жилого помещения, в котором он проживал до приватизации как наниматель».

Для деприватизации сохранен заявительный характер, так как соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять жилые помещения в собственность и заключить с гражданами договоры социального найма в отношении указанного жилья.

Таким образом, на федеральном уровне урегулированы отношения по расторжению договора приватизации жилого помещения или деприватизации. Деприватизация должна осуществляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Представляется, что, пока учреждения юстиции субъектов не столкнутся с расторжением договоров приватизации жилого помещения, разрабатываться механизм передачи жилья в государственную или муниципальную собственность не будет. Можно предположить, что будет заключаться соглашение (договор) о передаче жилого помещения в государственную или муниципальную собственность, не подлежащее государственной регистрации (по аналогии с договором приватизации жилого помещения), переход права собственности на объект должен быть зарегистрирован и именно с этого момента будет прекращено право собственности гражданина на жилое помещение.

Закон о приватизации не упоминает, о восстановлении гражданина права на приватизацию жилья. Представляется, что поскольку гражданин воспользовался своим правом на приватизацию, затем добровольно отказался от частной собственности на жилое помещение (деприватизировал его), то о восстановлении права на приватизацию речь не идет.

Таким образом, при добровольном прекращении права собственности гражданами имеют место такие основания, как договоры, направленные на отчуждение имущества, отказ от права собственности, а также потребление имущества.

 

Автор: Огнева Н.И.