10.04.2012 6648

Понятие признания иностранных судебных решений

 

В международном частном праве сложилось достаточно устойчивое и единообразное понимание признания иностранных судебных решений. Для наглядности следует привести некоторые, наиболее распространенные дефиниции. Так, Марышева Н.И. предлагает следующее определение признания: «признание решений судов другого государства означает придание им такой же юридической силы, какую имеют вступившие в законную силу решения судов данного государства: они приобретают свойство неопровержимости, исключительности, а решения о присуждении - также исполнимости».

Другое определение дает Богуславский М.М.. По его мнению, «признание решения иностранного суда означает, что оно служит подтверждением гражданских и иных прав и обязанностей в такой же степени, что и решение отечественного суда».

Ануфриева Л.Ппишет: «институт признания означает, что государство выражает свое согласие с тем, что данный акт способен породить юридические последствия в пределах его юрисдикции».

Обратимся к мнению английских правоведов по рассматриваемому вопросу.

По английскому общему праву признание иностранного судебного решения как такового не происходит. Чтобы оно получило признание и, стало быть, его последствия были распространены на территории Англии, необходимо подавать иск, основанный на решении иностранного суда. Так считают многие английские юристы: П.Норт и Дж.Фэссетт, Дж.О,Брайн, П. Кайе и т.д.

Однако в рамках конвенционного и статутного права понятие «признание» приобретает примерно то же значение, что и в российской доктрине международного частного права.

Это понятие трактуется английскими авторами наряду с понятием «исполнение». При его трактовке не дается четкого определения признания. Признание анализируется методом от противного, основанном на общем праве. В качестве примера приведем точку зрения Чешира.

Во-первых, решения иностранных судов признаются автоматически, в отличие от общего права; во-вторых, за признанием следует исполнение, что является, в основном, процедурным вопросом; в-третьих, число оснований отказа в признании ограничено, в общем праве их больше.

Таким образом, в рамках английской доктрины признание имеет двоякий вариант определения в зависимости от того, какие правила применяются: общего права либо международных договоров, в которых участвует Англия.

Признание на территории иностранного государства судебного решения подразумевает признание за ним такой же юридической силы, какой обладают решения судов данного государства. Признанное в этом случае государством иностранное решение наделяется качествами исключительности, неопровержимости и исполнимости. Признанное решение обязательно для соблюдения всеми субъектами права в том числе должностными лицами и органами власти иностранного государства. Оно порождает те же юридические последствия, что и решение, вынесенное в иностранном государстве. Признание иностранного судебного решения означает, что оно служит подтверждением гражданских прав и обязанностей так же, как и собственное решение, которое, будучи актом публичной власти, удостоверяет указанные права и обязанности на официальном, государственном уровне.

Применительно к вопросам признания решений можно отметить, что договорная концепция или теория обязательства применяется там и тогда, где и когда нет возможности признания иностранного решения на основе взаимности, закрепленной законодательством конкретной страны и международными соглашениями, в которых она участвует.

Признаваться могут решения и с последующим их принудительным исполнением, и без такового. Например, решениями, не требующими принудительного исполнения, являются решения о разводе, о признании лица умершим и т.д. Для решений о присуждении денежных средств или иного имущества вначале необходимо их признание, а затем исполнение.

Таким образом, не каждое судебное решение требует исполнения в иностранном государстве, в то время как любое решение в целях наделения его юридической силой на территории иностранного государства нуждается в признании.

В отличие от исполнения иностранных судебных решений, признание не требует каких-либо действий со стороны иностранного государства. Достаточно того, чтобы государство выразило свое согласие с ним. Выражается согласие путем издания компетентным органом власти правового акта или проставления на иностранном судебном решении, требующим признания, специальной надписи (апостиля).

В России решения иностранных судов, подлежащих признанию, признаются без какого-либо дальнейшего производства, если со стороны заинтересованного лица не поступят соответствующие возражения (ст.413 ГПК 2002г.). В случае поступления возражений суд, их рассмотревший, выносит определение о признании или отказе в признании решения иностранного суда.

Для решений, подлежащих исполнению, признание будет служить стадией, предшествующей принудительному исполнению. Для принудительного исполнения установлены дополнительные требования, помимо тех, которым должно соответствовать иностранное судебное решение, требующее только признания. Эти требования сводятся к основаниям отказа в исполнении. Исключением же являются случаи, когда возникают основания для отказа в признании. Число оснований для отказа ограничено, и они прямо предусматриваются в национальном законе или международном соглашении.

В России нормативное закрепление указанные основания получили в ч.1 ст.412 ГПК 2002 г. Анализ приведенной статьи показывает, что число оснований отказа в признании и оснований отказа в принудительном исполнении иностранного судебного решения почти совпадает (кроме такого основания, как истечение срока предъявления решения к принудительному исполнению, п.6 ч.1 ст.412 ГПК 2002 г.). Эти нормативные положения в известной мере нивелируют институт признания иностранных решений. В России их признание отличается от исполнения только необязательностью проведения судебного производства. Однако и судебное производство по признанию решений иностранных судов может проводиться при наличии возражений со стороны заинтересованных лиц.

Таким образом, если иностранное решение в России признается по общему правилу автоматически, то иностранное решение, требующее исполнения, всегда исполняется на территории России только после проверки его российским судом на соответствие формальным требованиям. Вполне понятно, почему признание иностранного судебного решения происходит с меньшим количеством судебных формальностей, нежели их исполнение. Объяснение этому надо искать в том, что исполнение решений иностранных судов в большей степени влияет на правопорядок иностранного государства. Истоки внимательного отношения государств именно к исполнению иностранных судебных решений содержатся в их способности распространять материальные последствия на правовую систему другого государства. Здесь имеет место один из частных случаев нарушения суверенитета государства. Однако в силу необходимости международного сотрудничества государства сознательно идут на ограничение своего суверенитета, что наблюдается не только в области исполнения иностранных судебных актов, но и во многих других институтах международного частного права.

Но даже если есть основания для отказа в признании иностранного судебного решения, оно не пересматривается по существу. Государства стремятся соблюдать общеправовой принцип transit in rem judicatum, а также уважать юрисдикцию судов других государств.

Проблемой автоматического признания можно считать возможные неодинаковые правовые последствия судебного решения в государстве, в котором оно было вынесено, и в том государстве, где оно признается. Например, решение суда о разводе в странах с моногамным браком позволит соответствующему лицу (мужчине) заключить брак только один раз, поскольку многоженство в них запрещено на законодательном уровне. Напротив, в других государствах данный судебный акт даст возможность заключения брака с несколькими женщинами одновременно (в мусульманских государствах). Решать такого рода проблемы, связанные с различием правовых систем, необходимо на основе национального права страны признания, используя коллизионные нормы. В ст. 5 Протокола к Брюссельской Конвенции 1968г. содержится упрощенный подход к разрешению вопроса о последствиях признания иностранного решения в другом государстве.  В ней говорится, что «любые правовые последствия» судебных решений, вынесенных в Германии (государстве-участнике Конвенции), «вытекающие из определенных положений немецких законов, должны признаваться в других государствах-участниках.

 

Автор: Жарко А.Л.