11.04.2012 3473

Совместное правотворчество органов внутренних дел России

 

Собственное правотворчество главный, но не единственный способ правотворческой деятельности органов внутренних дел. Правотворчество органов внутренних дел имеет и иные способы своего выражения. Таковыми являются:

1. издание органами внутренних дел нормативных актов «совместно» с другими министерствами, ведомствами, органами и организациями;

2. издание органами внутренних дел совместного акта (договор) с международной организацией (организациями) или правоохранительным органом (органами) иностранного государства;

3. участие в подготовке нормативных правовых актов, принятие которых входит в компетенцию других государственных органов и должностных лиц.

Правотворческий процесс в этих случаях имеет свои особенности, а его итогом являются специальные виды актов.

1. Нормативный правовой акт считается изданным совместно, если он подписан (утвержден) руководителями (лицами, исполняющими обязанности руководителей) нескольких федеральных органов исполнительной власти и иных органов (организаций).

Осуществление двумя или несколькими министерствами и ведомствами общей нормотворческой деятельности путем издания нормативных актов совместно вызывается в значительной мере теми же причинами, которыми обусловлено издание так называемых надведомственных нормативных актов. В основе этих причин лежит, в конечном счете, межотраслевой характер выполняемых министерствами (ведомствами) функций. Этим объясняется то обстоятельство, что по крайне мере одним из участников такой общей нормотворческой деятельности во многих случаях являются органы, для которых межотраслевая и координационная деятельность является главной задачей. Но нередко возникает необходимость в издании актов совместно между отраслевыми органами - министерствами и специальными ведомствами. Деятельность каждого министерства и ведомства по управлению различными областями и сферами не может осуществляться изолированно от аналогичной деятельности других министерств и ведомств.

Иногда общая нормативная деятельность нескольких органов управления предопределяется необходимостью единообразно регулировать однотипные отношения, возникающие в различных отраслях, иногда - необходимостью сосредоточить в одном акте нормы, комплексно регламентирующие отношения, регулирование которых относится к ведению различных органов управления. В таких случаях наиболее простым способом является издание несколькими министерствами и ведомствами общего нормативного акта.

С нашей точки зрения, издание совместных актов объективная необходимость, создающие такие правовые условия, посредством которых решаются проблемы множественности актов, проводится их консолидация, повышается согласованность нормативно-правовых актов, принимаемых различными министерствами и ведомствами, и уменьшается число форм, в которых издаются эти акты. Издание нормативных актов несколькими министерствами или ведомствами совместно или по согласованию между собой на практике используется давно. В настоящее время в большинстве случаев издание министерствами и ведомствами нормативных актов, как совместных, так и по согласованию осуществляется в соответствии с прямым предписанием законодателя либо чаще всего президента или правительства. Такие предписания могут содержаться в положениях об отдельных министерствах и ведомствах. Содержатся они и в Положении о Министерстве внутренних дел (п. 12 подпункт 6), где сказано, что министр издает нормативные правовые акты МВД России совместно с руководителями других федеральных органов исполнительной власти. Следует отметить, что в Положении отсутствуют предписания, предусматривающие принятие МВД нормативных актов по согласованию. Однако в Правилах подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России урегулирован данный вопрос. Проект нормативного правового акта согласуется в обязательном порядке с федеральными органами исполнительной власти (иными государственными органами и организациями) в случаях: указания на данное согласование в законодательных и иных нормативных правовых актах; наличия прямого поручения вышестоящего органа (должностного лица) о данном согласовании; участия данных федеральных органов исполнительной власти (иных государственных органов и организаций) в разработке проекта нормативного правового акта в качестве соисполнителя; обязательности предписаний проекта нормативного акта для иных федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций; затрагивания проектом нормативного акта вопросов, решение которых отнесено к компетенции федеральных органов исполнительной власти (иных государственных органов и организаций).

При наличии соответствующих поручений Президента РФ, Правительства РФ, а также предписаний, содержащихся в законодательных и иных нормативных актах, проект подлежит согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 156, 159). Согласование проекта нормативного правового акта оформляется визами, а согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации допускается посредством получения от данных органов писем (телеграмм) (п. 164).

2. Утвержденное Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. «Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации» в числе его правомочий определило, что Министерство вправе осуществлять взаимодействие с правоохранительными органами иностранных государств (раздел II, п. 9) в пределах предоставленных полномочий. При этом министр представляет Министерство в отношениях с иностранными государствами, ведет в пределах своих полномочий переговоры. Он заключает международные договоры РФ межведомственного характера в установленной сфере деятельности (раздел III, п. 12).

Одной из основных задач в современных условиях выступает приведение правовых основ деятельности МВД в соответствие с международными обязательствами РФ, а также развитие правовой базы участия органов внутренних дел в международном сотрудничестве. Для ее достижения ставятся задачи по обеспечению выполнения и эффективной реализации прав, вытекающих для подразделений МВД России из международных договоров, в том числе в области защиты прав человека; развитию правовой (международно-правовой и внутригосударственной) базы участия подразделений МВД в международном сотрудничестве и т.д.

В этой связи следует заметить, что на сегодняшний день для правотворчества ОВД характерна активизация заключения международных договоров, оказывающих растущее влияние на управленческую систему государства. Межведомственные соглашения существенно расширяют оперативность и эффективность совместной работы с заинтересованными правоохранительными службами зарубежных стран. Эти межведомственные договоры во многих случаях подписываются в развитие договоров, заключаемых представительными органами власти, либо по инициативе самого ведомства в рамках нормотворческой компетенции. Процедура ведения переговоров и подписания таких договоров, их утверждения, принятия, а также порядок вступления их в силу, осуществления хранения текстов, официального опубликования, прекращения или приостановления их действия регулируются ФЗ 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации». Исходя из ч. 2 и 3 ст.32 названного закона, МВД России должно обеспечивать выполнение обязательств Российской стороны по договорам и осуществление прав Российской стороны, вытекающих из этих договоров, а также наблюдать за выполнением другими участниками договоров их обязательств. МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, иные подведомственные МВД России органы в свою очередь обеспечивают в пределах своих полномочий выполнение международных договоров РФ, заключенных МВД России.

Сотрудничество МВД России с зарубежными партнерами осуществляется на двусторонней и многосторонней договорной основе. В настоящее время соглашения о сотрудничестве МВД России с соответствующими правоохранительными органами заключаются на основе типового проекта Соглашения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 г. № 653 «О заключении соглашений о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и компетентными ведомствами иностранных государств». Кроме того, Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации предусматривает сотрудничество в правоохранительной деятельности, где МВД РФ в области регулирования приграничного сотрудничества вправе заключать международные договоры и соглашения. Нужно также иметь ввиду, что в силу правопреемства продолжают действовать и некоторые межведомственные договоры, заключенные МВД бывшего СССР, непротиворечащие действующему законодательству РФ.

3. Весьма значимым направлением нормотворческой деятельности органов внутренних дел является их участие в разработке правовых норм высшей юридической силы, которые содержат федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ. Участвуют органы внутренних дел и в региональном правотворчестве.

Применительно к нормам права юридической силы, устанавливаемой органами исполнительной власти, органы внутренних дел могут выступать субъектами правотворческой инициативы. В отношении законов нормотворческие полномочия органов внутренних дел ограничиваются их участием, в основном, в разработке в инициативном порядке проектов нормативных правовых актов для субъектов законодательной инициативы или в подготовке таковых по поручению данных субъектов.

Участие органов внутренних дел в правотворческой деятельности других государственных органов обусловлено в первую очередь потребностями создания нормативной правовой базы, позволяющей осуществлять успешную борьбу с преступностью, эффективно решать задачи охраны правопорядка и обеспечения общественной безопасности. Органы внутренних дел напрямую заинтересованы в такой правовой оснастке. Данный общегосударственный интерес и предопределяет широкое использование органами внутренних дел правотворческих возможностей других государственных институтов - Федерального Собрания Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, федеральных и региональных органов исполнительной власти. МВД России, его территориальные органы располагают достаточным научным, информационным и людским потенциалом для такой работы.

К основным направлениям участия органов внутренних дел в правотворческой работе других государственных органов относятся следующие:

- участие в законопроектной деятельности;

- участие в нормотворческой деятельности Президента РФ;

- участие в нормотворческой деятельности Правительства РФ;

- участие в нормотворческой деятельности высших представительных органов и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Границы участия органов внутренних дел в правотворческой деятельности других государственных органов довольно широки. Они охватывают все области общественной жизни, так или иначе связанные с выполнением возложенных на них задач. Как определено в п.З (подпункт 2) и п.8 (подпункты 3, 6) Положения о Министерстве внутренних дел РФ в функции министерства входит разработка предложений по совершенствованию законодательства, подготовка проектов нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции министерства и деятельности органов внутренних дел.

В качестве приоритетных направлений участия в правотворческом процессе по линии других государственных органов выступают: обеспечение защиты конституционного строя и территориальной целостности государства; обеспечение личной безопасности граждан, охрана их прав и законных интересов; борьба с коррупцией и теневой экономикой; повышение эффективности работы по раскрытию и расследованию преступлений; противодействие незаконному обороту спирта и алкогольной продукции, наркотических средств; усиление контроля за оборотом оружия, частной детективной и охранной деятельностью; совершенствование организационно-правового положения органов внутренних дел.

Участие органов внутренних дел в правотворческом процессе других субъектов осуществляется в различных формах. В первую очередь это непосредственная разработка соответствующих указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов субъектов РФ. Такая работа проводится на основании поручений Президента РФ, Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ, во исполнение федеральных и региональных программ борьбы с преступностью и по собственной инициативе.

Постоянным является участие специалистов МВД России в работе профильных комитетов и палат Федерального Собрания РФ, в подготовке и проведении парламентских слушаний, круглых столов по тематике законопроектной деятельности, касающихся интересов органов внутренних дел. Органами внутренних дел проводится также значительный объем работы, связанной с подготовкой отзывов на проекты нормативных правовых актов, поступающих из других государственных органов. В отдельных случаях проводятся криминологические экспертизы таких актов.

Участие органов внутренних дел в правотворческом процессе других субъектов не предусматривает унифицированного алгоритма подготовки проектов нормативных актов, но в организационно-методическом плане могут быть выделены следующие основные стадии.

1) Разработка концепции проекта нормативного правового акта.

При подготовке сложного нормативного правового акта, особенно законопроекта, настоящий этап является ключевым. «В современной законотворческой практике зачастую игнорируется стадия подготовки концепции законопроекта. Проектирование начинается непосредственно с написания законодательных новелл. Однако в данном случае имеет место «ненаучная, плохая» практика и современное состояние российского законодательства, изобилующее пробелами, противоречиями, декларативными нормами и другими несовершенствами, убедительно свидетельствующее о необходимости начинать законотворческий процесс со стадии подготовки концепции проекта».

В.М. Сырых в числе основных приемов и правил, применяемых на этой стадии называет приемы и правила, используемые в процессе: 1) определения социальных и юридических потребностей в проектируемом законе; 2) проведения сравнительного изучения норм внутринационального законодательства, законодательства зарубежных стран и норм международного права; 3) осуществления социально-правового изучения практики нормативноправового регулирования отношений, составляющих предмет проектируемого закона; 4) формулирования целей, задач и основных положений проектируемого закона, а также определения его места в системе действующего законодательства. Характерная особенность этой стадии состоит в том, что при осуществлении названных процедур большую роль играют общенаучные и частноправовые методы научного познания. Специфические приемы законодательной техники на этой стадии не имеют решающего значения.

Разработка проекта федерального закона в МВД России осуществляется во исполнение планов законопроектной деятельности Правительства РФ, иных актов Президента РФ и Правительства РФ, а также инициативно. При этом предложения МВД России о включении концепции проектов федеральных законов в планы законопроектной деятельности Правительства РФ вносятся в Министерство юстиции РФ, так как проекты планов законопроектной деятельности Правительства РФ разрабатываются Министерством юстиции РФ с привлечением Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Именно Минюст РФ координирует работу федеральных органов исполнительной власти (включая и МВД РФ) по подготовке предложений к проектам планов законопроектной деятельности Правительства РФ и при необходимости дает правовые заключения о целесообразности разработки законопроектов.

Подготовка концепции проектов нормативных правовых актов в МВД России осуществляется в порядке, установленном действующими нормативными правовыми актами.

2) Создание рабочей группы.

При подготовке проектов законодательных, президентских, правительственных нормативных правовых актов решением руководства Министерства могут создаваться рабочие группы (комиссии) из числа наиболее опытных сотрудников, в том числе межведомственные рабочие группы. В состав рабочей группы могут входить соответствующие специалисты Правового департамента по согласованию с начальником Правового департамента МВД России.

В межведомственную рабочую группу по согласованию могут входить представители других федеральных органов исполнительной власти и общественных объединений. Для этого подразделение Министерства, являющееся головным исполнителем разрабатываемого проекта, готовит запрос. Деятельность межведомственной рабочей группы организуется руководителем подразделения МВД России, являющегося головным исполнителем по подготовке проекта нормативного правового акта. При доработке проекта нормативного правового акта учитываются замечания и предложения федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, представители которых входили в состав межведомственной рабочей группы.

Для подготовки законопроектов могут привлекаться (в том числе и на основе договоров с оплатой за счет средств МВД России) научные и образовательные учреждения, временные творческие коллективы, отдельные научные работники и другие специалисты.

3) Подготовка текста проекта нормативного правового акта.

Разработка текста нормативного правового акта осуществляется в соответствии с требованиями правил юридической техники, предусмотренного для данного вида нормативного акта.

Если Министерство осуществляет подготовку проекта законодательного акта, то при необходимости вместе с ним готовится проект Федерального закона о порядке введения его в действие, в котором устанавливаются сроки введения в действие законодательного акта, решаются вопросы об отмене или изменении ранее принятых нормативных правовых актов по теме правового регулирования, формулируются правила распространения закона на отношения, возникающие до его введения в действие. Если предполагается, что для развития и конкретизации отдельных положений готовящегося проекта законодательного акта должны быть приняты подзаконные акты (нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ), их проекты вносятся в соответствующие инстанции вместе с основным проектом. При отсутствии возможности одновременной подготовки и внесения таких проектов в проекте законодательного акта (в проекте Федерального закона о введении в действие соответствующего законодательного акта) предусматривается поручение соответствующим федеральным органам государственной власти, другим органам, организациям и учреждениям.

4) Согласование текстов проектов нормативных актов с заинтересованными органами государственной власти.

При необходимости по тексту проекта выясняются мнения других федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций. Организация согласования проекта нормативного правового акта и возлагается на руководителя подразделения МВД России, ответственного за его подготовку. При наличии разногласий головное подразделение МВД России в установленном порядке организует их обсуждение с заинтересованными федеральными органами государственной власти, организациями, а также подразделениями МВД России в целях поиска взаимоприемлемого решения. Проект нормативного правового акта с разногласиями вносится в Правительство РФ вместе с протоколом согласительного совещания и подлинниками замечаний, подписанными руководителями федеральных органов исполнительной власти, имеющими разногласия.

В случае, когда МВД России является соисполнителем, поступивший на согласование проект нормативного правового акта рассматривается соответствующим подразделением МВД России, согласовывается с ПД МВД России и представляется на визирование Министру или его заместителям. При наличии возражений по проекту нормативного правового акта он может быть завизирован с замечаниями, согласованными с ПД МВД России, которые оформляются на бланке МВД России, прилагаются к проекту акта (его копии) и докладываются Министру или его заместителю.

Проекты нормативных правовых актов, оказывающих влияние на доходы или расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, одновременно направляются с приложением протоколов согласительных совещаний (при их наличии) и замечаний на заключение в Министерство финансов РФ для оценки финансовых последствий принятия соответствующих решений для указанных бюджетов и внебюджетных фондов.

Проекты нормативных правовых актов, регулирующих отношения субъектов предпринимательской деятельности или их отношения с государством, а также оказывающих влияние на макроэкономические показатели развития страны, направляются с приложением протоколов согласительных совещаний (при их наличии) и замечаний на заключение в Министерство экономического развития и торговли РФ.

5) Экспертиза проекта нормативного правового акта.

Проект нормативного правового акта после его согласования и до внесения в Правительство РФ направляется с приложением протоколов согласительных совещаний (при их наличии) и замечаний на заключение в Министерство юстиции РФ, которое дает оценку на предмет его соответствия актам более высокой юридической силы, отсутствия внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании соответствующих отношений, а также соблюдения правил юридической техники. Проекты нормативных правовых актов могут, при необходимости, направляться в Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.

Однако до направления текста проекта нормативного акта в Минюст РФ для получения правового заключения о соответствии проекта Конституции РФ, федеральному законодательству, правилам юридической техники он проходит соответствующую «внутреннюю проверку» в самом Министерстве.

В соответствии с Положением о Правовом департаменте МВД РФ, утвержденный приказом МВД России от 20 ноября 2004 г. № 755, Правовой департамент при реализации задачи по правовому обеспечению деятельности ОВД осуществляет правовую экспертизу проектов нормативных актов, представляемых подразделениями центрального аппарата, подразделениями, находящимися в непосредственном подчинении Министерства, и подразделениями при МВД России на подпись руководству Министерства (п. 9 подпункт 14 Положения). Департамент рецензирует, готовит экспертные отзывы и заключения (самостоятельно или с привлечением сотрудников заинтересованных подразделений Министерства) по проектам законодательных и иных нормативных правовых актов, а также по проектам международных договоров России, поступающих в Министерство на рассмотрение и согласование (п. 9 подпункт 11 Положения). Выступает головным исполнителем при подготовке отзывов и заключении на комплексные законопроекты и законопроекты, вносящие изменения и дополнение в уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное законодательство и федеральное законодательство об административных правонарушениях.

Наиболее сложные, многоплановые проекты (законопроекты, особенно статусного характера) выносятся на рассмотрение Экспертного совета МВД России по вопросам нормотворческой деятельности.

Экспертная оценка законопроекта предполагает также оценку его связей и зависимостей с другими, задействованными уже правовыми механизмами, с учетом экономического, социального, политического, управленческого и других аспектов. Следует подчеркнуть, что в заключении должна быть очень четко выражена аргументированная позиция по отношению к общей концепции законопроекта; необходимости и своевременности его принятия; связи будущего закона с общей системой действующего законодательства; необходимости именно законодательного урегулирования определенной ситуации (проблемы); обоснованности конкретных правовых решений (с учетом тенденций и перспектив развития соответствующей сферы законодательства).

Важно также оценить законопроект с точки зрения обеспеченности проектируемых законодательных решений финансовыми, организационными и иными мерами, мерами ответственности (санкциями), поощрения и т.п.; целесообразности предполагаемых затрат на законопроект с учетом ожидаемых результатов. Желательно при этом, чтобы эксперты не ограничивались абстрактными, общими рассуждениями и замечаниями, а излагали конкретные конструктивные предложения по предмету законопроекта, формулировали прогнозные оценки развития законодательства в соответствующей сфере, а также предложения по его совершенствованию.

6) Подготовка сопроводительных документов проекта нормативного правового акта.

К тексту проекта нормативного акта прилагаются: пояснительная записка, финансово - экономическое обоснование (если реализация проекта требует финансовых и материальных затрат). Если это законопроект, то прилагается также проект распоряжения Правительства Российской Федерации о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания РФ и назначении официального представителя Правительства РФ при рассмотрении законопроекта палатами Федерального Собрания.

В пояснительной записке к законопроекту требуется в краткой форме изложить следующие сведения:

- обоснование необходимости разработки проекта;

- предмет, цели и основные положения проекта;

- условия реализации проекта;

- прогноз социально - экономических и иных последствий реализации проекта нормативного акта, его место в системе действующего законодательства;

- перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или разработке в связи с принятием данного проекта.

Пояснительная записка предоставляет возможность потенциальному читателю раскрыть замысел проекта нормативного акта, отразить его сильные стороны, ответить на гипотетические вопросы.

В случае разработки законопроекта, реализация которого потребует финансовых или материальных затрат, необходимо вместе с законопроектом представить его финансово - экономическое обоснование.

Обоснование должно основываться на тщательном финансовом, экономическом, статистическом анализах и содержать точные расчеты и сведения об источниках финансирования реализации законопроекта на текущий и (или) последующие годы. В ряде случаев подобная информация должна иметь соответствующий гриф секретности.

7) Организационное и информационное сопровождение проекта нормативного правового акта.

Планами законопроектной деятельности и иными актами Правительства РФ предусматриваются поручения федеральным органам исполнительной власти (в том числе МВД России) по разработке законопроектов. При этом определяются: состав соисполнителей, в том числе, федеральный орган исполнительной власти - головной исполнитель, а также срок представления документов. Ход исполнения поручений контролируется Аппаратом Правительства РФ.

По законопроекту, вносимому в Государственную Думу Правительством РФ, официальным представителем Правительства РФ назначается, как правило, руководитель или статс-секретарь - заместитель (первый заместитель) руководителя федерального органа исполнительной власти - головного исполнителя.

Кроме разработки законопроектов Правительство РФ также подготавливает официальные отзывы, заключения, поправки. Так, согласно Регламенту Правительства РФ, законопроект, поступивший на заключение от субъекта права законодательной инициативы или от Государственной Думы с финансово-экономическим обоснованием и иными необходимыми материалами, после предварительной проработки направляется Аппаратом Правительства РФ для подготовки проекта заключения в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, в том числе в обязательном порядке в Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ и Министерство юстиции РФ, которые направляют свои предложения федеральному органу исполнительной власти, определенному Правительством РФ в качестве головного исполнителя, не позднее, чем в 15-дневный срок, с даты поступления законопроекта в Правительство РФ. Следовательно, МВД России по законопроектам, разрабатываемым и вносимым в Государственную Думу, может являться: официальным представителем Правительства РФ при рассмотрении палатами Федерального Собрания РФ проекта федерального закона; головным исполнителем от Правительства РФ (когда МВД России назначается Правительством РФ) ответственным за проработку законопроекта, осуществление его правовой экспертизы, представление в Правительство РФ проекта заключения, официального отзыва, поправок Правительства РФ в Государственную Думу, и соответственно за сопровождение законопроекта в Федеральном Собрании РФ; соисполнителем, когда МВД России вместе с другими заинтересованными министерствами и ведомствами под руководством головного исполнителя осуществляет разработку законопроекта, его согласование и обеспечивает последующее сопровождение его в Федеральном Собрании РФ в части, касающейся МВД России.

Следует отметить, что МВД России инициативно обеспечивает сопровождение всех законопроектов, затрагивающих его компетенцию. Правовой департамент МВД России должно отслеживать поступающую информацию о рассмотрении законопроектов в комитетах, комиссиях соответственно Государственной Думы и Совета Федерации, их обсуждений на круглых столах, конференциях, рабочих группах комитетов, а также о прохождении законопроектов и соответственно законов в ходе пленарных заседаний Государственной Думы и заседаний Совета Федерации.

Совершенствование ведомственного правового регулирования деятельности органов внутренних дел, повышение эффективности и действенности нормативных правовых актов МВД России предусматривает необходимость создания действенного механизма правотворческого процесса в системе Министерства.

При переработке Правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России необходимо:

- определить цели и задачи нормотворческой работы МВД России;

- сформулировать принципы нормотворческой работы в центральном аппарате Министерства;

- четко определить алгоритм подготовки нормативных правовых актов и указать их отличительные особенности в ходе собственного нормотворчества органов внутренних дел и в ходе совместного правотворчества органов внутренних дел с другими субъектами права.

 

Автор: Урумов А.В.