11.04.2012 4335

Органы государственного регулирования нефтегазового комплекса

 

Мы рассмотрим лишь общие принципы формирования и функционирования органов регулирования нефтепроводного транспорта как естественной монополии.

Закон о монополиях предусматривает образование федеральных органов исполнительной власти для регулирования и контроля их хозяйственной деятельности. Эти органы, делает вывод Э.П. Андрюхина, обладают полномочиями независимо от того, являются ли субъекты естественных монополий государственными предприятиями (железные дороги) или акционерными обществами («Газпром»). Методами государственного контроля являются, указывает названный автор, ценовое регулирование, определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, установлению минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме их потребностей.

Органы государственного регулирования вправе направлять субъектам естественных монополий предписания о заключении договоров с потребителями, подлежащими обязательному обслуживанию, о внесении изменений в заключенные договоры с потребителями, подлежащими обязательному обслуживанию. Субъекты естественных монополий обязаны заключить договор с таким потребителем. В случае неисполнения им предписания о заключении договора или внесении изменений в него органы регулирования деятельности естественных монополий вправе предъявить иск о понуждении субъекта естественной монополии заключить договор или внести в него изменения.

Государственный контроль, пишет в статье Е.С. Ясин, распространяется на любые сделки, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности (право пользования) на основные средства, не предназначенные для производства продукции и услуг, в отношении которых не применяется регулирование, если балансовая стоимость их превышает 10% стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу. Органы государственного регулирования деятельности естественных монополий осуществляют контроль за инвестициями в производство товаров, в отношении которых не применяется регулирование и которые составляют более 10% стоимости собственного капитала, а также за продажей, сдачей в аренду и иной сделкой, в результате которой хозяйствующий субъект приобретает право собственности (владения, пользования) частью основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства товаров, в отношении которых применяется регулирование, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10% собственного капитала.

В сфере транспортировки нефти субъектом естественной монополии является Транснефть. Деятельность ее регулируется как специальным законодательством о естественных монополиях, так и антимонопольным законодательством. Такой вывод содержится в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 марта 1998г. №32 «Обзор практики антимонопольного законодательства».

Первое время действия Закона о монополиях некоторые хозяйствующие субъекты предпринимали активные попытки опротестовать, в том числе и в судебном порядке, нормы антимонопольного законодательства. Однако Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ разъяснил, что хозяйственная деятельность субъектов естественных монополий контролируется не только органами регулирования естественных монополий, но также и антимонопольными органами. С целью осуществления государственного контроля и во исполнение указанных законов антимонопольные органы осуществляли и осуществляют свои функции во всех базовых отраслях производственной инфраструктуры: совместно с органами регулирования естественных монополий и другими контролирующими органами осуществляли проверки субъектов естественных монополий. Результаты проверок позволили собрать материал для вынесения комплексной оценки их деятельности, а также для определения способов решения накопившихся проблем.

Анализируя практику отдельных видов антимонопольного контроля, предусмотренного разделом IV закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» обращает внимание Е.В. Малинникова на то, что она касается новых сделок и не позволяет аналогичным образом задавать условия поведения хозяйствующих субъектов, чье положение на рынке зачастую сложилось еще до того, как в России начало применяться антимонопольное законодательство. Так, появление новых нефтегазодобывающих предприятий, которые в том числе начинают осваивать законсервированные или малодебитные скважины существующих месторождений требует задействования инфраструктуры нефтегазосборных трубопроводов и установок первичной подготовки продукции. Однако эти специфические материальные активы принадлежат другим хозяйствующим субъектам. Наличие свободных мощностей отнюдь не гарантирует новым предприятиям доступ к этим активам.

В этой связи надо упомянуть о результатах еще одной проверки Транснефти. Как было выше сказано в октябре 2002 г. деятельность Транснефти проверяла Счетная палата. Выводы проверки коснулись и данного вопроса: «Как указывается в «Отчете об акциях», разнообразные нарушения в компании стали возможны вследствие ослабления административного регулирования и контроля деятельности Транснефти со стороны государства. Если в период до 1995 года единственным контролирующим компанию органом власти являлось Минтопэнерго России, то в течение 1996-2001 годов большая часть его функций была передана Федеральной энергетической комиссии (ФЭК) и Комиссии правительства РФ по вопросам использования систем магистральных нефтегазопроводов и нефтепродуктопроводов. За министерством энергетики осталось лишь планирование поставок и получение информации, при этом оно вообще не взаимодействует с дочерними предприятиями Транснефти, что объективно не способствует качественному контролю государства над нефтепроводной монополией».

Таким образом, в настоящее время вполне оправданы тенденции усиления государственного контроля использования системы магистральных нефтепроводов. В связи с этим образована Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам использования систем магистральных нефтегазопроводов и нефтепродуктопроводов (далее - Комиссия) в целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по совершенствованию работы нефтегазового комплекса и обеспечения эффективности использования систем нефте-, газо-, и продуктопроводов. Образование новой Комиссии позволило решить следующие проблемы:

1. был повышен уровень, на котором принимаются решения, связанные с допуском компаний к нефтегазовым магистралям (возглавляет вице-премьер, работают преимущественно заместители министров, которые могут более успешно отстаивать ведомственные интересы);

2. радикально изменился персональный состав должностных лиц, решающих судьбу экспортных квот (в новую Комиссию не вошли руководители Транснефти и «Газпрома», которые прежде имели официальную возможность влиять на решения);

3. усилена роль федерального правительства в оперативном регулировании использования магистральных трубопроводов (Комиссия стала заседать чаще - ежемесячно, кроме того, Комиссия вправе принимать решения без учета мнения нефтегазовых и транспортных компаний, и эти решения не могут быть обжалованы в суд);

4. существенно расширен круг вопросов, входящих в сферу интересов Комиссии (для новой Комиссии допуск к трубе - это лишь инструмент, с помощью которого должны решаться стратегические задачи обеспечения энергоресурсами внутренних потребителей страны и пополнения государственной казны твердой валютой).

 

Автор: Закиева О.Г.