17.04.2012 6620

Личность руководителя как определяющий фактор формирования инновационного стиля управления образовательным учреждением

 

Обращение к проблемам инноватики и выделение их в число важнейших направлений современной научной мысли явились результатом возрастающей динамики инновационных процессов в сферах управления, образования, в том числе и дошкольного. Инновационные процессы в дошкольном образовании - это целая система происходящих изменений, неразрывно связанных с изменениями в обществе, с требованиями к подготовке специалистов.

Единого подхода к терминологическим обозначениям явлений и объектов, сопряженных с протеканием инновационных процессов в современной инноватике, не прослеживается. В отечественной и зарубежной науке по данному поводу высказываются самые различные точки зрения. На теоретико-методологическом уровне проблема нововведений наиболее полно отражена с позиций системно-деятельностного подхода в работах Л.Я. Косалс, Н.И. Лапина, А.И. Пригожина, Б.В. Сазонова. В педагогической литературе это нашло отражение в работах таких ученых, как К. Ангеловски, М.С. Бургин, В.И. Загвязинский, М.В. Кларин, Г.В. Мухаметзянова, С. Д. Поляков, М.М. Поташник, В.А. Сластенин, П.И.Третьяков, В.З. Юсупов, Н.Р. Юсуфбекова и др.

С позиций деятельностного подхода педагогический опыт, по мнению В.Г. Рындак, характеризуется высоким уровнем и результативностью конкретной педагогической практики, связывается с инновационной деятельностью. Педагогические инновации могут рассматриваться как опыт, кардинально меняющий традиционно сложившуюся практику обучения. Следуя за Г.В. Мухаметзяновой, мы рассматриваем инновационный процесс как совокупность процедур и средств, с помощью которых идея превращается в социальное, в том числе образовательное нововведение.

Этот процесс проходит определенные этапы, жизненные циклы инновации, различается по видам деятельности, которые обеспечивают создание и исполнение новшеств. Итогом развития инновационного процесса в образовательном учреждении являются результаты освоения педагогических инноваций.

Инновационная деятельность руководителя оказывает преобразующее воздействие на самих педагогов, качественно влияет на приращение уровня образованности, профессионально-педагогической компетентности, о чем свидетельствуют результаты наших и других исследований. Г.В. Мухаметзянова под инновационной понимает деятельность, которая обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом. В.И. Рыбакова определяет инновационную деятельность руководителя как комплекс мер, принимаемых по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне, и сам процесс.

В контексте нашего исследования необходимо подчеркнуть, что инновационная деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения, характеризующаяся специфическими признаками, на практике оказывается тесно связанной с другими видами образовательной деятельности. Анализ содержания педагогической деятельности в детском саду, функционирующем в составе педагогического комплекса, показывает, что в большую часть ее видов входят инновационные аспекты: разработка концепции и программы развития образовательного учреждения, нормативно-регламентирующей документации; исследовательская работа педагогов, разработка программно-методического обеспечения учебного процесса, использование передового педагогического опыта, внедрение новых технологий, разработка авторских программ, апробация экспериментальных программ, обновление содержания образования, управление созданием и апробацией инноваций и др. В любой сложноорганизованной деятельности, состоящей из нескольких деятельностей, одна всегда может выступить в качестве базовой, а другие надстраиваются над ней.

Инновационный стиль управления общеобразовательным учреждением - это метадеятельность, имеющая иную, чем воспроизводящая деятельность, процессуальную сторону и результат.

Инновационная деятельность есть проявление над ситуативной активности личности, выход субъекта за пределы данной ситуации, за рамки первоначальной, нормативной деятельности. При этом меняется педагогическая позиция руководителя, происходят трансформации в его профессионально-личностных установках, мотивах, целях, операциональном, рефлексивном компонентах его педагогического труда. Инновационная деятельность ставит руководителя дошкольного образовательного учреждения в положение, когда он вынужден анализировать собственную педагогическую деятельность, которая является для него базовой, искать, выбирать, конструировать. Введение инноваций требует системного мышления нового типа руководителя-исследователя, так как выбор идеи для развития учебного заведения, разработка и освоение новшеств, любая экспериментальная работа предполагает творческую деятельность исследовательского характера, развитие диагностических, проективных, исследовательских знаний и умений. Позиция руководителя, включенного в инновационную деятельность, кардинально отличается, так как дает другое видение своей практики, побуждает его прогнозировать свою деятельность, мысленно проигрывать различные варианты учебно-воспитательного воздействия, оценивать их эффективность.

Инновационный стиль управления становится действенным фактором в преобразовательной деятельности образовательного заведения и развитии профессионально-педагогической компетентности педагогов.

Поскольку инновационная деятельность определяется атрибутивным качеством руководителя, функционирующего в режиме развития в составе комплекса, то будет правомерно считать инновационную деятельность специфическим видом профессионально-педагогической деятельности, сочетающей познавательный и практический аспекты. Ее специфика определяется, прежде всего, профессиональным статусом руководителя дошкольного учреждения как «учителя учителей», построением образовательного процесса, где руководитель и педагоги выступают как субъекты деятельности, которая направлена на достижение вполне определенных профессиональных задач.

Для нашего исследования важно выявить функции инновационной деятельности в развитии профессионально-педагогической компетентности руководителя образовательного учреждения, что, на наш взгляд, позволит сделать этот процесс более эффективным. Опираясь на исследования В.А. Сластенина, В.З. Юсупова, A.M. Моисеева, Т.И. Шамовой, мы выделяем такие основные функции, как аксиологическая, личностно-развивающая, познавательно-гносеологическая, регулятивно-коррекционная, оценочно-рефлексивная.

Аксиологическая функция раскрывается в качестве ценностной установки руководителя на инновационную деятельность.

В процессе инновационной деятельности руководитель овладевает научно-педагогическими ценностями, субъективирует их, что определяется богатством личности руководителя, определенностью профессионально - педагогической деятельности, ее целями. Профессиональное сознание направлено на анализ разных сторон личности руководителя и его профессиональной деятельности, позволяет педагогам образовательного учреждения самоопределиться и самореализоваться, решать для себя проблему смысла включения в инновационную деятельность, на изменение себя, своей профессиональной позиции. Цели инновационной деятельности определяются мотивами, в которых конкретизируются адекватные для данной деятельности потребности.

Личностно-развивающая функция инновационной деятельности проявляется в том, что в процессе инновационной деятельности происходит личностное развитие руководителя. Данная функция предполагает целеполагание руководителем собственного развития и видение себя регулятором этого процесса.

Познавательно-гносеологическая функция решает двуединую задачу. С одной стороны, она позволяет исследовать, системно описывать и объяснять возникающие проблемы с позиций современной науки. С другой стороны - обеспечивает привлечение современных знаний для эффективного формирования и развития научно-педагогической, инновационной компетентности, удовлетворения творческой потребности.

Инновационная деятельность предусматривает творческий поиск руководителем форм и средств профессиональной самореализации, развития профессионально-педагогической компетентности. Творческий поиск ведет специалиста к открытию новых и оптимальных, именно для него, способов профессиональной деятельности.

Выбор новшества для освоения предполагает не» только определение предмета преобразования, но и выбор способа его преобразования. Анализ литературы и результаты проведенного нами исследования показывают, что для детского сада наиболее характерны такие способы обновления, преобразования, как: освоение опыта, сформированного в практике работы других образовательных заведений (в т. ч. опыт детского сада); освоение разработанных учеными инновационных проектов, участие педагогов детского сада в разработке инновационных проектов; дальнейшее развитие имеющегося в детском саду инновационного опыта и разработка инновационных проектов. Это свидетельствует о том, что инновационная педагогическая деятельность различна по степени своей продуктивности и чаще всего имеет исследовательскую ориентацию, которая варьируется от частично-поисковых до исследовательских действий педагогов.

Исследовательскую деятельность руководителя образовательного учреждения, обеспечивающую развитие инновационных процессов, переход из режима развития этих процессов в режим функционирования, можно подразделить, следуя классификации В.С. Безруковой, на внедренческо - исследовательскую, поисково-исследовательскую и экспериментально - исследовательскую.

Процесс внедрения инноваций в детском саду представляет собой сознательно организованную деятельность руководителя, направленную на перестройку существующей практики в соответствии с уровнем достижений науки и нового педагогического опыта.

По В.А Сластенину, инновационная деятельность образует трехуровневую структуру, где основанием служит рефлексия - осмысление личностью собственной поисково-творческой деятельности; креативно-преобразовательная деятельностью сотворчество.

Педагог, реализуясь в педагогической деятельности, обязательно включается в творческий процесс, который актуализируется в креативном результате, выражающемся в личностном преобразовании в ходе создания не только субъективного, но и объективного нового продукта.

Как показывает анализ литературы и наше исследование, инновационная деятельность имеет благоприятные возможности для личностно-профессионального развития педагогов образовательного учреждения, его компетентности:

- выступает как созидательный процесс по преобразованию педагогической системы, деятельности и личности самого руководителя;

- является личностной категорией, усиливая при этом личностную составляющую профессионально-педагогической компетентности педагогов;

- актуализирует систему ценностей, углубляет ценностные ориентации педагога, способствует проявлению творческой активности;

- создает возможность обретения преподавателем значительного статуса в педагогическом сообществе; интенсивным мотиватором для внутреннего самообновления своих позиций и самоутверждения;

- побуждает педагога к самосовершенствованию.

Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что инновационная деятельность несет в себе источник интенсивного развития профессионально - личностного совершенствования руководителя дошкольного учреждения и выступает фактором, существенным обстоятельством развития его профессиональной педагогической компетентности.

Для нашего исследования важно понимание сущности инновационной деятельности не только отдельного руководителя, но и в целом педагогического коллектива, так как нововведения являются средством решения проблем образовательного учреждения и средством его развития в системе непрерывного образования. Мы не можем рассматривать инновационную деятельность руководителя механически или как сумму творческой деятельности отдельных педагогов, так как она отражает такие явления:

- общий уровень готовности к инновационной деятельности членов коллектива (уровень знаний и умений педагогов, который может реализоваться в инновационной деятельности коллектива);

- способность к коллективному целеполаганию, проектированию коллективной деятельности, совместному анализу ее результатов, самосовершенствованию;

- инновационную среду в коллективе образовательного учреждения, устремленность к преобразованию сложившейся педагогической практики;

- способность членов коллектива к сотрудничеству, творческому взаимодействию;

- общий уровень интеллектуальных способностей и качеств членов коллектива.

Инновационный стиль взаимодействия администрации и педагогического коллектива представляется нам сложным системным образованием, где роль системообразующего фактора выполняет способность членов коллектива к сотрудничеству, взаимодействию в процессе инновационной деятельности, направленной на качественное изменение педагогической системы, создание нового в педагогической практике.

 

АВТОР: Ковязина В.М.