17.04.2012 40695

Педагогическое проектирование инновационной деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений

 

В педагогической теории и практике сложились определенные взгляды на педагогическое проектирование и представления об алгоритмах, а также условиях эффективной реализации моделей (В.С. Безрукова, М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, С.Л. Паладьев и др.). Результаты исследований в области моделирования способствуют пониманию сути явлений, конструированию новых объектов или модернизации устаревших, помогают человеку предвидеть последствия своей деятельности, нацеливают его на принятие наиболее обоснованных и продуманных решений.

Проектирование «помогает систематизировать знания об изучаемом явлении или процессе, предсказывает пути их более целостного описания, намечает более полные связи между компонентами».

На основании анализа и обобщения работ, посвященных теории проектирования, В.Г. Беспалько, В.В. Краевского, Ю.К.Бабанского и других под моделью взаимодействия администрации и педагогического коллектива мы будем понимать систему организационных действий, обеспечивающих включение педагогов в разработку, освоение й внедрение новшеств, этапы этого вида деятельности, условия его осуществления, взаимосвязи и отношения между элементами исследуемого объекта.

В процессе анализа психолого-педагогической литературы мы конкретизировали цели и задачи организации процесса инновационной деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Выявленные исходные положения послужили основой для отбора содержания работы по данной проблеме, а также позволили выделить наиболее эффективные средства и методы организации деятельности.

При проектировании организационной модели мы исходили из того, что все звенья организации инновационной деятельности должны способствовать качественным изменениям в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения и стимулировать развитие профессионально-педагогической компетентности педагогов.

Такой подход в организации инновационной деятельности дает возможности: сосредоточиться на решении конкретных задач развития детского сада; развиваться поступательно; не утратить приоритеты и роль традиций в развитии образовательного заведения; включать в работу весь педагогический коллектив по наиболее актуальным проблемам дошкольного образовательного заведения; осуществлять непрерывное повышение профессионально-педагогической компетентности педагогов учреждения; создавать базу для прогнозирования дальнейшего развития дошкольного образовательного как интегрированной образовательной системы и его научно-педагогического потенциала.

Исследование инновационной деятельности педагогов позволяет выделить основные цели ее организации в дошкольном образовательном учреждении: повышение эффективности педагогического процесса в дошкольном учреждении на основе использования, в практике результатов психолого-педагогических исследований, исследовательского педагогического и новаторского опыта; создание инновационных образцов, моделей педагогической деятельности; повышение научно-педагогического потенциала дошкольного образовательного учреждения посредством включения педагогов в научно-исследовательскую, опытно-экспериментальную деятельность по актуальным проблемам образовательного заведения как интегрированной образовательной системы; разработки конкретных перспективных направлений его развития в условиях непрерывного педагогического образования, участие в целенаправленном создании нового опыта по таким проблемам как совершенствование, развитие профессионально-педагогической компетентности преподавателей посредством развития интереса к инновационным поискам, исследовательской деятельности, педагогическому экспериментированию; расширение возможностей педагогических работников в выборе новых идей, технологий, программ, организационных форм освоения.

Для достижения поставленных целей нам потребовалось решение следующих задач: произвести структурно-содержательную интеграцию деятельности образовательных структур дошкольного образовательного учреждения; произвести структурно-функциональное упорядочение всех подразделений дошкольного образовательного учреждения по целям, принципам, содержанию, формам и методам деятельности; внести изменения в функциональные обязанности педагогических работников дошкольного образовательного учреждения; качественно обновить учебно-методическое обеспечение системы и содержания учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом последних достижений науки; осуществить изучение, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта и его внедрение в учебно-воспитательный процесс дошкольного образовательного учреждения; ориентировать исследовательскую и опытно-экспериментальную работу на решение актуальных проблем развития дошкольного образовательного учреждения.

Исходя из этого, модель взаимодействия администрации и педагогического коллектива включает различные направления освоения педагогических инноваций, которые соответствуют интересам и возможностям преподавателей, а также способствуют решению задач, стоящих перед коллективом дошкольного образовательного учреждения на данном этапе, что определяет проектировочный характер инновационной деятельности.

Ориентиром при построении модели являются принципы организации инновационной деятельности, обоснованные в концепции развития образовательного учреждения:

- Принцип сочетания традиционного и инновационного в организации педагогического процесса, который отражается в следующих требованиях: сохранение и развитие традиций образовательного заведения; сохранение и распространение нового педагогического опыта; стимулирование поиска нового, поддержка инновационных инициатив, проектов, их своевременная экспертная оценка; соответствие содержания инноваций целям развития дошкольного образовательного учреждения, способностям и потребностям педагогических кадров; превращение наиболее эффективных новаций в традиции.

- Принцип развития инновационной среды предполагает формирование в дошкольном образовательном учреждении норм отношений, стимулирующих инновационную деятельность всех участников образовательно-воспитательного процесса. Этот принцип требует: расширения сферы инновационной деятельности педагогов и воспитателей; использования управленческих средств, стимулирующих как индивидуальную, так и коллективную инновационную деятельность; создания режима наибольшего благоприятствования для развития инновационного потенциала педагогов; систематизации инноваций в соответствии со стартовым потенциалом, уровнем готовности педагогов к инновационной деятельности.

- Принцип педагогического сопровождения реализации инновационного развития профессионально-педагогического потенциала компетентности педагогов предполагает: диагностику готовности педагогов к инновационной деятельности; определение и использование индивидуально-дифференцированных способов развития инновационного потенциала и профессионально-педагогической компетентности педагогов; стимулирование и поддержку инновационной активности педагогов в учебно-воспитательной деятельности; создание условий для выбора форм инновационной деятельности педагогов.

- Принцип сохранения и развития творческой доминанты в педагогическом процессе отражается в следующих требованиях: потребность в творчестве, креативность, инновационная активность должны приниматься субъектами педагогического процесса как доминирующие качества специалиста.

- Принцип развития творческой самостоятельности педагога - воспитателя предполагает создание в дошкольном образовательном учреждении условий для самостоятельного поиска каждым педагогом средств решения образовательных задач, наиболее соответствующих его личностным качествам, индивидуальному стилю деятельности. Этот принцип отражает следующие требования: предоставление права каждому педагогу осуществлять самостоятельно поиск педагогических средств, которые в большей степени соответствовали бы его профессиональным интересам, личностным качествам, его индивидуальному стилю деятельности; оценивание эффективности деятельности педагога осуществлять по процессуальным и результативным критериям.

Модель взаимодействия администрации и педагогического коллектива отражает все функции. При разработке модели мы исходили из особенностей инновационной деятельности, характеризующейся поэтапным вовлечением педагогов в инновационную деятельность с целью прохождения ими усложняющихся стадий. Поэтапное развитие инновационного процесса требует выявления средств, обеспечивающих успешную реализацию задач каждого этапа.

Структура организации инновационной деятельности в дошкольном учреждении включает следующие этапы: диагностико-прогностический, подготовительный, организационный, деятельностный, оценочно-корректировочный.

Содержание этапов составляют действия руководителя по включению педагогов в инновационную деятельность, переводу их в статус субъектов инновационной деятельности на основе развития их профессионально-педагогической компетентности.

Изучение литературы, анализ собственного опыта, работы педагогов других дошкольных образовательных учреждений позволяют предположить, что поэтапное развитие инновационной педагогической деятельности представляет собой наличие взаимосвязанных, обеспечивающих развитие стадий, так как определенный момент в ходе инновационной деятельности, как и других процессов, принято считать стадией.

Для нашего исследования характерны стадии теоретического освоения педагогических инноваций, стадии овладения педагогическими инновациями, модификации или возможной разработки авторских. Уровень включенности педагогов в инновационную деятельность определяется профессионально-педагогической компетентностью и личностной потребностью педагога в этой деятельности, его профессиональными интересами. Теоретическое освоение педагогической инновационной деятельности педагогами и воспитателями включает следующие стадии: оценку инновационных идей, определение нового в системе педагогических новшеств; раскрытие особенностей создания педагогических инноваций, знание сущности педагогических инноваций, определение возможности использования их в образовательно-воспитательном процессе; исследование проблемы восприятия, оценку, освоение педагогическим коллективом возникающих новшеств; обобщение данных о влиянии освоения инновационной деятельности на развитие профессионально-педагогической компетентности педагогов.

Стадии овладения педагогическими инновациями и модификация их или возможная разработка авторских служат для перевода педагогических инноваций из потенциального состояния в актуальное действие и основываются на активизации имеющихся знаний, умении, способностей, опыта исследовательской деятельности, творческой направленности педагога. В этом переходе нами представлены следующие стадии.

- определение зоны влияния внедрения новых идей в педагогический процесс;

- разработка условий интеграции новых идей с педагогическим процессом;

- творческая активность педагогов дошкольного образовательного учреждения по выявлению педагогических инноваций, поиску и выбору способов овладения ими;

- мониторинг педагогических инноваций в опыте педагогов дошкольного образовательного учреждения, качественных изменений в процессе инновационной деятельности;

- обобщение полученных результатов использования педагогических новшеств, сравнение и оценка их с опытом предшествующей педагогической деятельности.

Необходимо, чтобы на разных стадиях своей инновационной деятельности, в зависимости от конкретных задач, педагог получал как можно больше организационных, содержательных и технологических возможностей для развития профессионально-педагогической компетентности.

Диагностико-прогностический этап призван выявить исходный уровень профессионально-педагогической готовности педагогов дошкольного образовательного учреждения к освоению педагогических инноваций и определить направления деятельности по развитию профессионально-педагогической компетентности педагогов в процессе инновационной деятельности. На первом этапе идет оценка ситуации, осмысление проблем и коллективное прогнозирование направлений действий по освоению новых интеграционных подходов, развитию научно-теоретического потенциала дошкольного образовательного учреждения.

Диагностико-прогностический этап включает:

- проблемно-ориентировочный анализ состояния образовательного заведения;

- ориентацию педагогического коллектива на развитие, перевод образовательного заведения в интегрированную образовательную систему;

- определение стартового уровня профессионально-педагогической компетентности педагогов, состояния их готовности к инновационной деятельности;

- диагностирование затруднений педагогов и выявление значимых интересов, профессиональных склонностей, личных целей;

- определение совокупности целей развития профессионально-педагогической компетентности в процессе инновационной деятельности;

- прогнозирование направлений инновационной деятельности педагогического коллектива и развития профессионально-педагогической компетентности преподавателя в процессе освоения педагогических инноваций.

Средствами, обеспечивающими успешную реализацию целей данного этапа, служат: самодиагностирование; анкеты, опросники, направленные на выявление уровня готовности к инновационной деятельности; самостоятельная работа (сбор, обработка, интерпретация диагностической информации); использование игрового моделирования.

Подготовительный этап направлен на формирование готовности к осуществлению инновационной деятельности, пополнению и обновлению знаний для решений проблем, призван обеспечить целевую ориентацию педагогов на развитие стартового уровня профессионально-педагогической компетентности. На этом этапе происходит формирование аксиологического, мотивационного, когнитивного компонентов профессионально-педагогической компетентности.

Подготовительный этап включает:

- формирование ценностно-мотивационной и теоретической готовности педагогов дошкольного образовательного учреждения к включению в инновационную, проективную деятельность;

- создание условий для индивидуального и коллективного образования, теоретического освоения инноваций;

- конкретизацию, согласование целей и направлений инновационной деятельности с целями развития образовательного учреждения, профессиональными и личностными интересами педагогов;

- определение приоритетных направлений работы коллектива, обеспечивающих реализацию идей и принципов инновационной деятельности, разработку концепции и программы развития дошкольного образовательного учреждения;

- определение оптимального плана развития научно-теоретического потенциала дошкольного образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов в процессе инновационной деятельности,, разработка научно-методического обеспечения инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения;

- стимулирование педагогов к совершенствованию профессиональной деятельности, развитию профессионально-педагогической компетентности;

- выбор преподавателями индивидуальной траектории развития профессионально-педагогической компетентности в процессе инновационной деятельности;

- приобщение педагогов к организации педагогического исследования, педагогическому проектированию, моделированию, опытно-экспериментальной работе.

Средствами, способствующими успешной реализации задач данного этапа, служат: обращение к источникам, содержащим мотивационно-профессионально-ориентированную информацию; научное проектирование развития дошкольного образовательного учреждения; коллективное творческое проектирование идей и программ развития дошкольного образовательного учреждения как инновационной образовательной системы через продуктивные игры, педсоветы, творческие микрогруппы, «круглые столы», тренинги социально-психологического, методологического характера по освоению средств рефлексивной диагностики; формы самообразования: изучение научно-методической литературы, опыта других учебных заведений и другие.

Организационный этап призван обеспечить оформление организационных форм инновационной педагогической деятельности, где реализуются основные направления инновационной деятельности, прогнозируется развитие педагогического процесса, определяются наиболее эффективные способы реализации на этом этапе.

Данный этап характеризуется построением организационной структуры управления инновационным процессом и педагогического коллектива и педагогического сообщества.

На данном этапе происходит:

- формирование мотивационной, методологической и технологической готовности педагогов к освоению инноваций;

- создание в коллективе дошкольного образовательного учреждения инновационной среды;

- формирование адекватной организационной культуры в педагогическом коллективе образовательного учреждения;

- формирование системы открытой информационной поддержки инновационной деятельности педагогов, определение форм вовлечения педагогов в инновационную деятельность, способов и масштабов преобразований, нововведений;

- разработка структурно-содержательной интеграции деятельности образовательных структур дошкольного образовательного учреждения, определение путей творческого взаимодействия с другими образовательными учреждениями;

- создание условий информационного обеспечения и координации инновационной деятельности в рамках дошкольного образовательного учреждения;

- определение способов и масштабов преобразований;

- создание банка инновационных идей педагогов дошкольного образовательного учреждения;

- разработка содержательной структуры инновационного процесса как системы новшеств (новое содержание, технологии, формы, функции);

- разработка системы стимулирования инновационной деятельности.

Решению поставленных задач способствует использование соответствующих средств, к которым мы относим: научно-методические, методологические семинары и семинары-практикумы по формированию теоретической, методологической, методической готовности к освоению инновационной деятельности; проблемные творческие группы, творческие лаборатории, педагогические мастерские по актуальным проблемам инновационной деятельности; моделирование педагогических процессов, деятельности учебного заведения, собственной деятельности на основе специальным образом организованной коллективной игротехнической деятельности; проектирование экспериментальной деятельности.

Деятельностный этап призван обеспечить практическое освоение новшеств. На данном этапе идет создание и апробация проектов инновационной деятельности по различным направлениям, отработка всей системы инновационного учебного заведения, интеграция и координация инновационной деятельности. Исследовательская, экспериментальная работа становится стержнем формирования научно-педагогической, инновационной, проективно-технологической компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения. На этом этапе активно формируются технологический, креативный, рефлексивный компоненты профессионально-педагогической компетентности педагогов.

Деятельностный этап включает:

- реализацию концепции и программы развития дошкольного образовательного учреждения, реализацию комплекса условий, обеспечивающих эффективное освоение педагогических инноваций и развитие профессионально-педагогической компетентности в процессе инновационной деятельности;

- разработку педагогами проектов освоения педагогических инноваций на индивидуально-творческом уровне;

- оформление педагогических инноваций на уровне содержания и форм обучения;

- интеграцию нововведений в рамках единого инновационного процесса;

- интеграцию нововведений и продуктивных проектов в образовательную систему;

- организацию информационного обмена между участниками инновации;

- организацию управления процессом освоения и реализации педагогических инноваций;

- мониторинг промежуточных и конечных результатов инновационной деятельности и их анализ с привлечением экспертов-специалистов, учитывая оценки и мнения студентов;

- интеграцию ценностей инновационной деятельности в сложившуюся организационную культуру дошкольного образовательного учреждения;

- осуществление систематического повышения готовности педагогов к осуществлению инновационной деятельности посредством стажировок на кафедрах университетов, обучения в аспирантуре, соискательства;

- обеспечение оптимального соотношения организованного образования и самообразования.

Средствами, способствующими успешной реализации деятельностного этапа, являются: погружение в организацию исследовательской, опытно экспериментальной работы; самообразование (направляемое научным руководителем или спонтанное); научное консультирование; написание творческих работ, изучение научно-методической литературы, творческая работа в предметно-цикловых комиссиях, учебно-методических советах; руководство исследовательской работой группы преподавателей по созданию и освоению инновационного опыта; участие в коллективной экспериментально-исследовательской работе в рамках общей проблемы учебного заведения; самостоятельная исследовательская творческая деятельность над проблемой, темой; проведение на уровне дошкольного образовательного учреждения открытых занятий, мастер-классов преподавателями, использующими передовые технологии обучения.

Оценочно-корректировочный этап призван обеспечить оценку и корректировку реализующихся проектов и прогнозов в практической деятельности, дать объективную оценку уровня развития профессионально-педагогической компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения в процессе инновационной деятельности.

Этот этап включает:

- оценку инновационной деятельности по достижению целей развития дошкольного образовательного учреждения и выдвижение новых целей;

- осмысление и переоценку возникающего или имеющегося опыта реализации инноваций;

- изучение динамики развития профессионально-педагогической компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения, осмысление сущности педагогических инновации;

- определение педагогами и воспитателями направлений, индивидуальных траекторий дальнейшего профессионального совершенствования;

- перевод накопленных инноваций в режим институализации (постоянно действующих поисковых и экспериментальных образовательных систем);

- обобщение опыта работы проблемных творческих групп, работающих по одной и различным проблемам;

- проведение независимого профессионального аудита эффективности внедряемых экспериментальных программ и технологий обучения через экспертный совет;

- рекомендации экспертного и научно-методических советов к распространению и применению положительного инновационного опыта педагогов и воспитателей;

- анализ и обобщение педагогических достижений и способов их получения в собственном инновационном опыте педагога;

- сохранение позитивных достижений педагогов и корректировка выявленных недостатков в их работе;

- создание банка данных инновационного опыта педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Оптимальными педагогическими средствами решения поставленных задач являются такие, как: заключительное анкетирование, тестирование; собеседование; саморефлексивные методики; тестирование; рейтинг; аттестация педагогических кадров; аттестация учебного заведения; передача опыта инновационной деятельности через научно-практические конференции, профессиональные конкурсы разных уровней; методические семинары, семинары-практикумы для педагогов и воспитателей других образовательных учреждений, учителей школ муниципального округа; публикацию педагогических разработок инновационного характера; защиту диссертаций по итогам инновационной деятельности.

Поэтапная организация инновационной деятельности обнаруживает свои механизмы. К ним мы относим создание комплекса условий, при которых эта деятельность будет эффективной и окажет существенное влияние на развитие педагогического процесса и профессиональное совершенствование педагогов, включенных в инновационную деятельность.

Таким образом, в исследовании перед нами возникла задача создания условий в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения, позволяющих согласованно решать двуединую задачу: обеспечение эффективной инновационной деятельности, при которой осуществляется и развитие дошкольного образовательного учреждения, и развитие профессионально-педагогической компетентности педагогов образовательного учреждения. Эта двуединая задача выступает в нашем исследовании системообразующим признаком и критерием отбора условий. Выявление условий мы осуществляли на базе теоретических оснований и данных опытно-экспериментальной работы.

Условие в понимании философов - это то, от чего зависит нечто, другое (обусловливаемое), существенный компонент комплекса объектов, из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления. Совокупность конкретных условий данного явления образует среду его протекания, от которой зависит действие законов природы и общества.

Условие как одна из категорий детерминизма образует момент всеобщей диалектической взаимосвязи.

Итак, условие имеет два значения: первое - это обстоятельство, от которого что-нибудь зависит; второе - среда, обстановка, в которой происходит что-либо и без чего не могут существовать явления и предметы. С точки зрения инновационной деятельности считается неправомерным сводить педагогические условия (которые сознательно создаются в педагогическом процессе) только к обстоятельствам, к обстановке, к совокупности объектов, ибо инновационная деятельность является процессом, представляющим собой единство объективного и субъективного.

В качестве теоретических оснований выявления условий в реальном целостном педагогическом процессе мы использовали принципы организации инновационной деятельности и теоретические предпосылки управления инновациями в образовательном учреждении.

Опытно-экспериментальная работа по выявлению условий заключалась в поиске рациональных способов управления инновационной деятельностью дошкольного образовательного учреждения, функционирующего в режиме развития.

Основанием систематизации условий, обеспечивающих эффективную инновационную деятельность, способствующую развитию профессионально-педагогической компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения, в нашем исследовании послужила теория Г.Н.Серикова о взаимодействии образовательного пространства с образовательными системами.

По мнению исследователя, влияние образовательного пространства на образовательную систему происходит в направлениях, которые Г.Н.Сериков называет координатами образовательного пространства: нормативно-регламентирующее, перспективно-ориентирующее, деятельностно-стимулирующее и коммуникативно-информационное. Сущность механизма создания комплекса условий для эффективной инновационной деятельности заключается в формировании мотивационно-ценностной, психологической, теоретической, методологической, информационной готовности педагогов к разработке новшеств, участию в инновационной деятельности, способствующей развитию профессионально-педагогической компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения, повышению научно-педагогического потенциала образовательного учреждения. Эти направления и подходы определили комплекс следующих организационно-педагогических условий:

- осуществление коррекции функционального управления педагогическим процессом на основе активизации инновационной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения;

- обеспечение формирования действенно-ценностного отношения воспитателей и педагогов к инновационной педагогической деятельности как к актуальному аспекту педагогической деятельности, средству осуществления целей, решению выявленных проблем;

- создание в педагогическом коллективе образовательного заведения инновационной среды, обращенной к творческому поиску, обновлению приемов и способов профессиональной деятельности педагогов, формированию рефлексивного отношения к собственной педагогической деятельности;

- предоставление возможности педагогам осуществления свободы выбора содержания, видов, форм инновационной деятельности в соответствии с их профессиональными и личностными интересами и возможностями;

- обеспечение организации информационного обмена между субъектами инновационной деятельности всех уровней.

Таким образом, мы полагаем, что последовательная реализация комплекса организационно-педагогических условий обеспечит эффективную инновационную деятельность, способствующую развитию профессионально-педагогической компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Итак, разработанная и апробированная нами модель взаимодействия администрации и педагогического коллектива отражает и конкретизирует сущностную характеристику развития профессионально-педагогической компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения на каждом этапе инновационной деятельности.

Базируясь на специфических принципах организации инновационной деятельности, данная модель определяет организационно-содержательные уровни развития профессионально-педагогической компетентности в процессе инновационной деятельности по мотивационному, аксиологическому, когнитивному, креативному и рефлексивному критериям. Этапы ее развития являются основой для разработки критериев эффективности развития профессионально-педагогической компетентности в процессе инновационной деятельности.

Обозначенные критерии профессионально-педагогической компетентности мы соотносим с выделяемыми нами тремя взаимосвязанными уровнями развития профессионально-педагогической компетентности: репродуктивным, продуктивным и исследовательским.

Описанные нами критерии развития профессионально-педагогической компетентности педагогов - воспитателей дошкольного образовательного учреждения и ее уровневая дифференциация носят общий характер и конкретизируются в показателях по каждому критерию относительно личностных, изменений педагогов и изменений в процессе их инновационной деятельности.

Таким образом, критерии развития профессионально-педагогической компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения в процессе инновационной деятельности, разработанные нами с целью стимулирования их профессионального самосовершенствования, конкретизируют основные параметры развития профессионально-педагогической компетентности: личностный и деятельностный. Параметры соотносимы с профессиональным, профессионально-деятельностным и профессионально-творческим блоками профессионально-педагогической компетентности, а также с репродуктивным, продуктивным и исследовательским уровнями профессионально-педагогической компетентности. Уровни и критерии развития профессионально-педагогической деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения находятся в. логической взаимосвязи с целями, содержанием, формами, видами, этапами инновационной деятельности.

Возможности традиционной образовательной системы в России оказались исчерпанными. Это повлекло за собой реформирование всех уровней образования в плане реализации идеи развития непрерывности. Основополагающим, фактором непрерывного образования является развитие личности как субъекта деятельности и обучение его на протяжении всей жизни.

Закон РФ «Об образовании» предусматривает многовариантность образовательных структур и их звеньев. Но разрушение старого не должно осуществляться без ясных перспектив в будущем, без полной координированное старых и новых систем и их воздействия на личность. Критерием целостности педагогической системы является установление не только горизонтальных, но и вертикальных связей, что обуславливает воспитание в духе широкой социальной коммуникабельности, интеллигентного и ответственного отношения каждого к самому себе, окружающим людям и природе, формирование развитой свободной и позитивно настроенной личности.

На наш взгляд, конкретные задачи инновационных образовательных учреждений включают:

- наиболее полное развитие субъекта познания, любви к истине, гибкости мышления;

- вооружение знаниями, умениями и навыками с позиции принципа целостности, отраженного в мышлении, чувствах и действиях;

- заботу об укреплении духовного и физического здоровья человека, гармоническое, разностороннее формирование личности, т.е. равноценное развитие спортивных, прикладных, социальных, художественных, интеллектуальных и этических способностей;

- формирование жизнеутверждающей социальной открытости;

- подготовку к жизни в гармонии с природой.

Реализация этих задач предусматривает изменения условий, содержания, педагогических технологий, организация образовательно-воспитательного процесса в инновационных образовательных учреждениях.

Структура дошкольного, школьного и в высшего образования должна обеспечивать более высокий и разнообразный уровень образования, способствовать повышению культурного уровня, цивилизованности, интеллигентности современного человека; осознанно готовить его к социальной защищенности в будущей самостоятельной жизни. Поэтому совершенно закономерно создание новых образовательных комплексов «детский сад - школа». Целью создания таких принципиально новых комплексов является удовлетворение многообразных культурно-образовательных, духовных, эстетических запросов личности ребенка и родителей, «выращивание» так называемой «интеллектуальной элиты». Целостная педагогическая система, представленная комплексом «детски сад - школа - вуз», позволяет в новом свете рассмотреть прежний императив «познай себя сам» и определить его центральное место в педагогическом процессе.

Для полной реализации современной модели необходимо:

- взять на вооружение новое естественнонаучное понимание целостности самоорганизации человеческого опыта;

- возродить «вневременные» педагогические идеи прошлых веков, наполнить их новой жизнью.

- создать основу для плодотворной, творческой деятельности педагогов;

- определить единое направление в деятельности каждой образовательной ступени комплекса;

- разработать сквозные образовательно-профессиональные программы; учебные, планы, обеспечивающие новое качество обучения;

- создать оптимально благоприятные условия для получения высшего образования учащимся, благополучно прошедшим через все ступени образовательного комплекса.

Неординарность существования таких комплексов должна определять внутренней направленностью педагогической деятельности. Так, например направленность педагогической деятельности муниципального образовательного комплекса «ДОУ № 1- СШ № 1» определяется ранним изучением английского языка и опережающим разносторонним интеллектуальным развитием личности.

Основными задачами деятельности данного комплекса являются:

- охрана и укрепление физического и психического здоровья;

- забота об эмоциональном благополучии всех членов комплекса;

- опережающее разностороннее интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста;

- создание оптимальных условий для развития ребенка, проявление его индивидуальности и творческих особенностей;

- ознакомление, а в дальнейшем углубление изучения английского языка, культуры народа носителя языка:

- создание медико-психолого-педагогической службы комплекса с целью коррекции психологического здоровья в коллективе взрослых, детей, родителей;

- организация необходимой языковой среды в детском саду и школе, этой целью проведение адаптационных форм работы с коллективом взрослых в виде курсов интенсивного обучения английской разговорной речи;

- информационно-поисковая работа в микрорайоне по выявлению трудных, малообеспеченных, многодетных семей; соответственное привлечение детей разновозрастных категорий в действующие на базе детского сада и школы секции и кружки без оплаты;

- разработка сквозных программ и учебных планов, предусматривающих цикличность в познавательном, художественно-творческом, музыкально-ритмическом, сенсорном развитии ребенка.

Основной путь развития ребенка - это амплификация развития, т.е. обогащение, наполнение наиболее значимыми для дошкольника и школьника формами и способами деятельности.

В детском саду №1 уже с четырех лет дети изучают английский язык, идет раннее знакомство с иностранной речью и культурой англоговорящих стран, что позволяет детям в дальнейшем успешно обучаться в специализированной школе №1 г. Ставрополя, где ряд предметов проходит на английском языке. Идёт раннее знакомство с историей живописи графики, приобщение к национальному культурному достоянию, проводятся занятия по истории государства Российского.

Хореография, астрономия и горизонты познания для малышей, экология и фольклор - это всё тоже в детском саду. Дети усваивают необходимый объем знаний, что является хорошим базовым подспорьем для дальнейшего обучения в школе.

Большое значение в связи с этим приобретает личность педагога. Поэтому организованы дополнительные образовательные услуги по риторике, истории культуры, иностранному языку и др. с привлечением специалистов из вузов. Таким образом, используются «все общественные инфраструктуры в качестве учебной аудитории».

В связи с изменениями социальной ситуации, развитие ребёнка, включенного в систему раннего приобщения к мировой культуре, изменяется и роль педагога в образовательном комплексе. Он не только «универсальный» носитель культуры и знаний, но и психолог, чувствующий и понимающий душу ребёнка. Внутри личностных коммуникаций необходимо создать условия для освоения ребёнком различных стратегий (коллективистическая, индивидуалистическая, симбиотическая, альтруистическая) и уровней взаимоотношений (функционально-ролевой, эмоционально-оценочной, личностно-смысловой).

Реализация обозначенных подходом требует от педагогов инновационных образовательных комплексов, умения составлять программу и разрабатывать совершенные технологии обучения.

Реалистически оценивая программы образовательных структур в соответствии со статьей 12 Закона РФ «Об образовании», поиски путей конкурентоспособной образовательной структуры, разрешающей существующие, противоречия и проблемы, коллективы детского сада № 1, школы - гимназии № 1 г. Ставрополя, кафедры коррекционной педагогики и психологии Ставропольского государственного университета создали учебно-научный комплекс, интегрирующий все его под системы образования, реализующие Госстандарты. Стратегическая цель интеграции программ образовательных структур, «ДОУ - школа» всеми доступными средствами способствует конечной цели - развитию сущностных сил личности, приближающая реализацию доминирующей идеи будущего: качественное повышение уровня образованности и культуры.

Программы образовательных структур типа комплекса «ДОУ - школа» направлены на реализацию общих целей образования. Это - самореализация, удовлетворение в новых знаниях, общение, самовыражение, воспитание отношений. Их интеграция основана на следующих методологических принципах:

- целостность, единство уровней образования, призванное обеспечить достижение как определяющей цели, так целей и задач по каждой ступени (уровню), которые сводятся к главному осознанному стремлению к образованию и самообразованию, профессиональной компетентности:

- преемственность, взаимосвязь и взаимодополняемость уровней образования, позволяющие обеспечить поступательное развитие личности, а в, последствии и профессиональное становление обучающихся;

- предвидение, внесение в учебные планы и программы требований Госстандарта, имеющих свою наполняемость, исходят из возможностей детей и запросов региона;

- опережающее развитие - содержание и постановка педагогического процесса должна опережать сегодняшние требования к обучению;

- интеграция уровней образования на разных образовательных ступенях, начиная с дошкольного, сквозные по вертикали, обеспечивающие поступательное развитие личности. А координация структур по горизонтали, создает новые качественные условия по взаимодействию с другими учреждениями культуры.

В детском саду есть условия для обучения детей шестилетнего возраста. Поэтому выведение части классов из школы в детский сад создает лучшие условия для обучения учащихся в школе и первоклассников в ДОУ, чем создаются условия для сохранения здоровья шестилеток, продляется им радость детства и, в определенной мере, отодвигает негативное влияние подростков. Кроме того, в последние годы появился запрос у родителей, которые просят давать образование шести- и семилетним детям в условиях дошкольных образовательных учреждениях по «сквозной» программе дошкольного и начального общего образования.

В комплексе, наряду с реализацией общей цели образования, учитываются и основные функции ДОУ: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка, продумана система взаимодействия с семьей. Для обеспечения полноценного развития ребенка определяющим условием обучения является индивидуальный подход, учитываются интересы познания и личностно значимые для данного возраста сферы деятельности, продляющих эмоционально благоприятную среду для развития шестилетнего ребенка. Это, прежде всего обучение в контексте игры, совместной деятельности и общении ребенка со сверстниками и взрослыми, обеспечивающие развитие познавательной мотивации и способностей детей, его образа мира, становление общечеловеческих ценностей и базиса личностной культуры.

Таким образом, создание интегративного учебно-научного комплекса «ДОУ - школа», в котором все звенья интегрируются и реализуют идеи непрерывного образования, выступает как инновационное, ориентированное на целостный процесс развития и обогащение творческого потенциала личности.

Предлагаемая педагогическая система основана на реализации развивающего обучения. Обновлена устаревшая структура управления детского сада, обновлено содержание образов воспитательного процесса, вводятся новые технологии образования в соответствии с закономерными потребностями современного ребенка, основываясь на психологическом диагностировании. Учитываются интересы семьи по введению дополнительных услуг. Иностранный язык, уроки искусства ведут специалисты-предметники. Психолог оказывает помощь педагогу - воспитателю в проведении психодиагностики, коррекции целенаправленного воздействия на личность ребенка, консультирует по стимулированию способностей детей, их развития, формирование познавательных мотиваций и созданию атмосферы радости в обучении. Социальные педагоги гуманизируют также взаимоотношения семей как систем с воспитательно-образовательным учреждением. Большое внимание уделено при построении воспитательно-образовательного процесса личностно-ориентированному подходу к ребенку.

Программа определяет переход на личностно-ориентированную модель обучения:

- успех выполнения образовательной программы зависит не столько от ее содержания, сколько от общения;

- общение утверждает равенство ребенка и взрослого, их партнерство, сотрудничество, их ценность и значимость;

- для полноценного общения нужно равенство позиций, воспитатель должен либо поднять до своего уровня ребенка, либо сам опуститься до него, утверждают авторы.

Основное содержание образования в комплексе «детский сад - школа» составляют способы самоорганизации собственной деятельности как формы развития личности, задаваемые в ходе усвоения основных видов человеческого сознания: научного, художественного, нравственного, правового.

Основным принципом отбора содержания в ДОУ №1 является принцип единства обучения и воспитания. Это означает, что образы воспитания не задаются извне; воспитательная функция реализуется через формы сотрудничества в деятельности, в которой ребенок сохраняет себя как целостная личность. Введение образовательных блоков: природоведческого, эстетического, этического, лингвистического позволит реализовывать поставленные задачи: обучение базовым операциям и типам деятельности; обучение мышлению; обучение рефлексии; обучение пониманию; обучение общению; обучение технологиям творческой деятельности; обучение языкам; введение в духовный мир культуры; развитие эмоциональной сферы; формирование мировоззрения и системы ценностей; освоение норм здорового образа жизни; обучение умению владеть собой и собственным телом.

Построение развивающей среды в соответствии с требованиями определило главным не только содержание, но и стиль взаимоотношений педагогов и детей. Это, естественно, потребовало принципиально новой со стороны педагогов организации деятельности в дошкольном образовательном учреждении «Улыбка» №1. Для обеспечения эффективности педагогического процесса обновлены формы организации обучающих занятий - от фронтальных форм перешли к работе с небольшими подгруппами. Предметно-развивающая среда максимально стала использоваться для обеспечения свободной самостоятельной деятельности и развития творчества детей в соответствии с их желаниями и склонностями.

Программа образовательных структур комплекса «ДОУ №1 - СОШ №1» направлена на реализацию общих целей образования. Это самореализация, удовлетворение в новых знаниях, общение, самовыражение, воспитание отношений. Их интеграция основана на следующих методологических принципах: целостность, единство уровней образования, признанное обеспечить достижение как определяющей цели, так целей и задач по каждой ступени (уровню); которые сводятся к главному - осознанному стремлению к образованию и самообразованию, профессиональной компетентности:

- преемственность, взаимосвязь и взаимодополняемость уровней образования, позволяющие обеспечить поступательное развитие личности, а впоследствии и профессиональное становление обучающегося;

- предвидение, внесение в учебные планы и программы требований Госстандарта, но имеющих свою наполняемость, исходя из возможностей детей и запросов региона;

- опережающее развитие - содержание и постановка педагогического процесса должна опережать сегодняшние требования к обучению;

- интеграция, уровни образования на разных образовательных ступенях, начиная с дошкольного, сквозные по вертикали обеспечивают поступательное развитие личности, а координация структур по горизонтали создает новые качественные условия по взаимодействию с другими учреждениями, в том числе с учреждениями культуры.

Исходя из этого и строится воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении. По нашему мнению, организация жизнедеятельности детей становится эффективной в случае, если она обеспечивает развитие личностных качеств ребенка, реализацию его склонностей, интересов и потребностей. «Многоуровневая структура реализаций цели в модели взаимодействия администрации и педагогического коллектива», разработанная нами, предполагает личностно-ориентированное взаимодействие взрослых и детей. На уровне воспитанников дошкольных учреждений формами организации детей выступают, кроме организационных занятий, кружки по интересам, студии.

Планирование педагогического процесса здесь осуществляется на основе комплексности, вариативности, с определением форм и методов взаимодействия с ребенком в течение всего дня. Этого невозможно достичь в случае преобладания фронтальных способов организации детской деятельности, поэтому педагоги стремятся проводить работу с детьми по подгруппам и индивидуально с каждым ребенком. Подгруппы формируются в зависимости - от возраста, вида деятельности и содержания. В разные отрезки времени жизни ребенка в детском саду они могут быть различными по своему составу. Кроме того, подгруппы могут формироваться и на основе желания детей. Все это позволяет по-новому организовать режим работы групп и дошкольного учреждения в целом, дает возможность свободного общения детей между собой и со взрослыми.

Особая роль в организации жизни детей в детском саду отводится педагогическому коллективу. За счет изменения графика работы воспитателей, в течение одного дня в группе могут заниматься с детьми (по подгруппам, фронтально, индивидуально) кроме двух воспитателей еще и 10 специалистов по направлениям (инструктор по физкультуре, специалист по изобразительному искусству, развитию речи, по математике, иностранному языку, логопеды, психологи и социальный педагог). Такая организация позволяет успешно решить задачи обеспечения комфортности для каждого ребенка, возможности ему проявить себя, а для педагогов эффективнее и качественнее осуществлять воспитательно-образовательный процесс на основе дифференцированного подхода к ребенку.

Таким образом, организуя жизнедеятельность детей в дошкольных учреждениях в рамках нашей модели, следует отметить, что она строится на основе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка:

- в педагогическом процессе преобладают подгрупповые и индивидуальные формы организации работы с детьми;

- вся деятельность педагогического персонала направлена на развитие личности ребенка, на создание комфортных условий, охрану его жизни и здоровья.

Важное значение в обобщении и внедрении передового педагогического опыта в образовательно-развивающее пространство ДОУ №1 играет сотрудничество с кафедрой коррекционной педагогики и психологии Ставропольского государственного университета, где осуществляется координация научно-методических исследований в педагогическом коллективе и обеспечивается научное консультирование по теории и методике дошкольного воспитания. Помощь педагогам в освоении нововведений, новых методов экспериментальной работы, в наработке авторских программ.

Таким образом, создание интегративного учебно-научного комплекса «ДОУ - школа», в котором все звенья интегрируются и реализуют идеи непрерывного образования, выступает как инновационное, ориентированное на целостный процесс развития и обогащения творческого потенциала личности. Создание комплекса переводит задачу перманентного развития личности в практическую плоскость, предусматривающую собой объективную необходимость в условиях г. Ставрополя, Ставропольского края и Южного Федерального округа в целом.

 

АВТОР: Ковязина В.М.