18.04.2012 3573

Анализ отечественной практики социального творчества студентов вуза

 

Обращаясь к практике социального творчества в высших учебных заведениях, мы проанализировали опыт работы отечественных и зарубежных учреждений высшего профессионального образования.

Рассмотрение деятельности Высшей школы художественного конструирования и индустриального строительства Баухауз (Bauhaus, «Дом строительства», 1919г.) позволило выделить интересный педагогический принцип деятельности, «соединение обучения и ремесла». Вся работа строилась по подобию средневековых гильдий строителей храмов, однако здесь «стремились создать подлинное содружество учащих и учащихся». В основе образования лежало прикладное обучение, ведущим методом которого было наставничество, которое осуществлялось педагогом-куратором. В дальнейшем наставничество сменили эксперименты по методу бригадного самообучения студентов.

Высшая школа формообразования в Улъме (созданная в 1953, ФРГ) ориентировалась на теоретико-методологические идеи Баухауза. Для нашего исследования представляет интерес введение Ульмской школой требований к созданию и поддержанию среды, наиболее благоприятной для создания нового творческого продукта. Традиционные отношения господства-подчинения и субъект-объектные связи в процессе творчества были не продуктивными, им на смену приходили отношения сотрудничества, межличностного обмена идеями и умениями, единства усилий по воплощению какой-либо новой формы.

Отметим опыт Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС), которые были созданы в 1920г. на базе Строгановского училища.

Специфика ВХУТЕМАСа заключалась в добровольном выборе студентом педагога и мастерской, в совместимости обучения и тесного общения учащихся и педагога, их творческих контактов. Все это рождало плодотворную творческую среду учебного заведения. Хотя за основу бралось общее художественное обучение, каждый великий педагог этого образовательного учреждения в своей мастерской пытался разработать методы, способствующие развитию у студентов культурного воображения, творчества, художественная сторона которого проявлялась в изобретательстве.

Педагог ВХУТЕМАСа Н. Ладовский разработал психоаналитический метод преподавания, превратив его из логико-теоретического явления в явление художественного проектирования, совместного «открытия» педагога и студентов. Уникальность метода, предложенного Н. Ладовским, заключалась в том, что педагог поощрял самые смелые предложения студентов и с увлечением искал возможное их практическое обоснование, ориентировал студентов не на стилизацию, а на порождение первичного образа, решение сложных задач в необычных условиях. В атмосфере творческой раскованности повышалась креативная отдача, шло совместное (студенты и преподаватели) генерирование идей.

Творчески переосмыслили методологию, идеи и педагогическое наследие Баухауза, ВХУТЕМАСа и Ульмской школы продолжили участники Центральной учебно-экспериментальной студии художественного проектирования, созданной в 1964 г. на базе Дворца творчества «Сенеж» Союза художников СССР. Основной смысл работы студии был заключен «не столько в самом процессе работы над созданием определенного продукта, сколько в осмыслении и обучении ему».

В Сенеже, по словам Н. Воронова, «... процесс познания и усвоения проходил во время работы над проектом. Проектируя - учились. И в этом единстве - новаторство и значимость Сенежской студии, ее уникальность». Ведущий принцип студии гласил, что вся творческая деятельность осуществляется для человека. Здесь большую роль играл комплекс социально-культурных взаимоотношений и взаимосвязей в среде.

Опыт работы в Сенеже интересен тем, что в этих студиях произошло усиление значения взаимодействия со средой в процессе творчества, а также получила развитие идея о специфической атмосфере - духе студии. Свобода творчества, осознание его как социокультурной деятельности и обучение его методами, нацеленными на раскрепощение сознания, позволили» превратить процесс придумывания и организации совместной деятельности в своего рода игру, стимулирующую развитие фантазии, интуиции, критичности, стиля творца.

Для нашего исследования из опыта работы «Сенежцев» и педагогов ВХУТЕМАСа (в России), а также Ульма и Баухауза (в Германии) важным и интересным являются следующие педагогические идеи этих высших школ:

- содружество учащихся и педагогов;

- обучение под руководством более опытного человека - мастера;

- творческая деятельность, направленная на создание нового продукта; усиление значения взаимодействия в процессе творчества с^ окружающим социумом (средой);

- специфическая атмосфера творчества в процессе работы над созданием продукта.

Обращение к опыту внеаудиторной деятельности в американской системе высшего образования позволило сделать вывод о том, что вне учебной работе на западе отводится довольно большая роль. Каждый университет в США имеет сложившуюся систему вне учебной работы со студентами, которой занимается определенное структурное подразделение университета -Управление по работе со студентами, которое имеет большое количество отделов. Оно носит в разных вузах разные названия - Управление студенческими делами, Управление внеучебной работой, Управление по работе со студентами, Управление студенческим развитием. Основной задачей подобного подразделения является любая работа со студентами, которая способствует их личностному росту. Этой работе уделяется очень много внимания, в нее вовлечено большое количество людей. Руководитель управления и его непосредственные заместители имеют степень доктора наук. Эта сфера получает серьезное финансирование. В американской системе магистерского обучения существует специальность «Работа со студентами», по которой можно получить степень Магистра образования (Master of Education) по специализации «Работа со студентами» (Student Affairs Specialization).

Следует отметить, что вне учебная работа со студентами в американском вузе имеет ряд характерных особенностей.

Во-первых, в системе американского высшего образования создаются условия для прямой заинтересованности студентов в развитии своих талантов и повышении своего культурного уровня. Вся деятельность осуществляется через организацию площадок для творческой самореализации молодого человека: участие в университетских музыкальных ансамблях, хорах, занятия музыкой, работа в кружках, посещение кинотеатра для просмотра специально составленного цикла художественных фильмов (чаще всего это экранизация классических произведений) и многое др.

Во-вторых, организацией студенческих праздников и различных мероприятий занимается специально созданное Представительство общественных студенческих организаций (Student Activity Board). В частности в Университете Северной Каролины зарегистрировано около 300 общественных студенческих организаций, в деятельность которых вовлечено около 3000 студентов (данные на 2005 год). Этот факт еще раз подтверждает, что желание молодых людей участвовать в различных объединениях основывается на потребностях студентов в самореализации, самоутверждении, достижении, поиске смысла жизни и групповой принадлежности. Представительство общественных студенческих организаций полагает своей миссией и назначением внедрение инновационной деятельности для культурного разнообразия, развития социально активного гражданина своей страны, его критического мышления, творчества, содействие социальному взаимодействию молодого человека с окружающей средой, развитие идеологии служения обществу.

Методики, основанные на «служении обществу», являются еще одной формой вне учебной работы, приобретающий все большую популярность в американской системе высшего образования. «Служение обществу» - это ценность, выдвигаемая в качестве основной по отношению к другим (например, социальная активность, гражданственность, предприимчивость и др.). Ценность служения обществу прививается в процессе учебы в американском университете. Во вне учебной работе интенсивно развиваются волонтерские программы, всяческую поддержку получают волонтерские студенческие организации. В учебный процесс начинают активно включать «безвозмездный труд». Работа со студентами в' процессе «обучения служению» (service-learning) осуществляется преподавателями самых различных дисциплин. Студенты совместно с преподавателями осуществляют волонтерские программы, при этом молодые люди получают знания, необходимые им для успешной деятельности в той или иной сфере.

Третьей особенностью является то, что в последние годы в американской системе внеаудиторной работы все более распространенным становится функционирование специальных отделов, выполняющих задачи развития морального сознания и воспитания стремления добровольческого служения обществу у студентов. Примером может служить Центр Развития Лидерства, Этики и Служения Обществу - Center of Leadership Development, Ethics and Public Service, North Carolina State University. Считается, что личность должна обладать тремя основными качествами: активной жизненной позицией, нравственностью и желанием служить обществу. Подобные центры предлагают самые разнообразные, в том числе и обучающие программы, начиная от формирования университетской команды для участия в межуниверситетских соревнованиях по этическим дебатам и заканчивая специальными курсами.

Четвертое направление внеаудиторной работы предусматривает постоянную работу студента с куратором - преподавателем (adviser). Задача педагога - познакомить молодого человека с правилами жизни в университете, системой требований к учебе в вузе, рассказать о различных видах профессий и психологических требованиях к ним. Кроме этого, кураторы проводят индивидуальную работу по выстраиванию структуры получения образования каждым студентом. Индивидуальная работа включает в себя заполнение обширной информационной карты на студента, изучение интересов каждого молодого человека, его представлений о том, какие качества он хотел бы у себя развить в процессе учебы, чем он хотел бы заниматься в свободное время.

Таким образом, можно сделать вывод, что такие феномены, как общественно-полезный труд, сотрудничество педагогов и студентов, работа, направленная на развитие активной социальной позиции, присутствуют в разных проявлениях и в американской системе высшего образования.

Организацию внеаудиторной деятельности в ближнем зарубежье можно рассмотреть на примере Макеевского экономико-гуманитарного института. Каждому студенту предоставляется шанс «найти себя» в работе клубов и студий, общественных городских организаций и Ассоциации Студенческого Актива института. Участие студентов института во все украинских, региональных, городских, общеинститутских, факультетских акциях, а также организация различных фестивалей и конкурсов сделали их творчески узнаваемыми в региональных и всеукраинских фестивалях студенческих инициатив и творчества («Студенческая республика» г. Донецк; «Жми на RECord» г. Золотой Колодец, г. Светлодарск и др.) Кроме этого, работая над учебными задачами, студенты МЭГИ посильно оказывают практическую помощь учащимся других образовательных учреждений. Например, студенты-психологи оказывают практическую психологическую помощь детскому реабилитационному центру, приобретая при этом практический опыт. Они проводят различные методики, психологические тесты. Ежегодно в МЭГИ проводится акция «Тепло твоей ладони», в ходе которой студенты объявляют о сборе детских книг и вещей. Затем все собранное передается в детские дома города.

В целях эффективной организации внеаудиторной работы студенческое самоуправление в МЭГИ осуществляется через деятельность Ассоциации Студенческого Актива в содружестве с кураторским звеном преподавателей.

Структурное подразделение Института молодежной политики и социальных технологий Российского государственного технологического института им. К. Э. Циолковского Межвузовский Центр гуманитарного образования по проблемам развития личности студентов является постоянным участником и соорганизатором общероссийских акций, проводимых Департаментом по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации. Среди этих акций: Всероссийский студенческий форум (2001г.); I и II Всероссийские фестивали молодежных инициатив (2001, 2002гг.). На базе Центра разработаны и реализуются комплексные целевые программы «Активизация социальной роли студенчества в регионе», «Социокультурная работа студенчества в регионе».

Интерес нашей исследовательской работы к деятельность центра в том, что она «нацелена на активное включение студенчества в процессы решения общественно - значимых проблем, развития и Практической реализации творческого, инновационного и социального потенциала молодежи, создание условий для интеграции различных категорий молодежи, разработку механизмов комплексного сотрудничества органов государственного управления, образовательных, социальных учреждений и студенчества». Центр обеспечивает участие студентов в различных направлениях социально-полезной и социально-значимой деятельности, причем этот процесс происходит при тесном сотрудничестве студентов, аспирантов и преподавателей университета.

Внеаудиторная воспитательная работа в Татарском институте содействия бизнесу (ТИСБИ) представляет большие возможности не только для реализации образовательных задач, но и досуга студентов, самореализации каждого из них. Как отмечает проректор по воспитательной работе со студентами, «именно через воспитательную работу учебный процесс воспринимается студентами как увлекательная и личностно-значимая деятельность. Именно внеаудиторная воспитательная деятельность вуза обеспечивает более тесное межличностное неформальное общение студентов, преподавателей, администрации вуза».

Организовать любое мероприятие непросто, а провести институтское мероприятие на высоком уровне - вдвойне сложно. Организаторы ТИСБИ стремятся, чтобы любой конкурс состоялся, чтобы получился настоящий праздник, значимое для института событие. Организовать для них - не просто собраться, составить план проведения мероприятия и распределить обязанности, но и сделать так, чтобы подготовка праздника не превратилась в «обязаловку».

Как правило, в Студенческом клубе ТИСБИ студенты первого и второго курсов задействованы в мероприятиях как участники, старшекурсники же, имея накопленный опыт, выступают в качестве организаторов мероприятий - разрабатывают сценарии, продумывают оформление сцены, приглашают гостей и ведут программы. Результатом такого процесса организации мероприятий является большое количество студентов, получающих возможность выступать в роли организаторов: студенты на практике учатся реализовывать все свои идеи и задумки и осуществлять намеченное. Интересно, что старшекурсники в процессе организации мероприятий опекают студентов младших курсов, помогают им в подготовке к конкурсам, сопереживают им. Атмосфера партнерства, царящая в объединениях организаторов, способствует духовному обогащению студентов разных курсов, приносит радость дружбы и совместного творчества. Все это привлекает в Студенческий клуб ТИСБИ все новых и новых студентов.

Наиболее интересным в опыте работы Благовещенского государственного педагогического университета для нашего исследования является такая форма работы со студентами во внеаудиторной деятельности этого вуза, как студия художественного слова (на филологическом факультете вуза).

Работа в студии во многом оказывает воздействие на студентов, развивая их эстетический вкус, интерес к искусству, способствуя нравственному и духовному воспитанию молодого человека. А главное - в процессе совместной деятельности студента и преподавателя-руководителя студии; изменяются ценностные установки молодого человека, его жизненные представления и вкусы, возвышаются и облагораживаются его чувства, он учится добру, справедливости, состраданию. Студийцы сами проявляют немало инициативы и выдумки в процессе совместного творчества. При организации различных проектов они привлекают на помощь оформителей и музыкантов, самостоятельно решают многие административные вопросы.

Общение в студии филологического факультета - это всегда сотрудничество. Так при проведении конкурса чтецов среди вчерашних абитуриентов (первокурсников) в жюри приглашают студийцев-старшекурсников. Именно рекомендации студентов старших курсов учитываются при отборе студентов в студию, при обсуждении программы литературных вечеров, при составлении сценария и т.п. Как отмечают преподаватели вуза, традиция сотрудничества и обретенная студийцами практика общего руководства очень важны в плане профессионального обучения будущих педагогов.

Литературный вечер, проводимый в БГПУ - это всегда праздник, яркое художественно выразительное зрелище, которое проходит обычно за полтора-два часа, а подготовка занимает один-два месяца. Касаясь смысловой и художественной стороны мероприятий, педагоги стараются привлечь жизненный опыт студийцев, нередко сами педагоги подсказывают решение. На репетициях работа ведется индивидуально с каждым студийцем, что позволяет поднимать его на новые ступени развития.

Интересен опыт работы филиала Алтайского государственного, университета в городе Рубцовске. Существенное влияние на эффективность воспитательного процесса оказывает микроклимат филиала, сложившиеся традиции, ценностные установки, характер общения, соблюдение норм внутреннего распорядка.

Центрами, в которых проводится основная воспитательная работа, являются учебные группы. Внеаудиторная деятельность в группах организуется органами самоуправления и на первом и втором курсах координируется педагогами - кураторами. Задача куратора - не навязывать свои идеи, а «наблюдать со стороны» и направлять деятельность студентов.

Кроме этого важным звеном в структуре воспитательного процесса, объединяющим студентов и преподавателей филиала Алтайского государственного университета в единый коллектив, является Лига Студентов. Лига - это центр деятельности и инициатор всех «интересных» дел внутри филиала и за его пределами. Лига - это содружество студенческого актива, во главе которого стоит 2 человека: студент 4 курса и преподаватель.

Студенты филиала Алтайского государственного университета в городе Рубцовске под руководством Лиги проводят одно творческое дело в месяц в рамках университета. Традиционным стало проведение таких праздников, как «Посвящение в студенты», День Святого Валентина, Юморина и традиционных праздников - Международного женского дня 8 марта и Дня защитников Отечества. Также Лига является субъектом организации студентами различных дел для школьников города и совместно с ними. Кроме этого, Лига Студентов является защитником социально-экономических прав студентов, содействует удовлетворению потребностей студентов в сфере труда, быта, отдыха, оказывает помощь в создании условий для развития творческих способностей студентов и учащихся, вносит определенный ^вклад в организацию научно-исследовательской деятельности студентов.

Не менее интересен опыт работы преподавателей кафедры физики, теории и методики обучения физике Забайкальского государственного педагогического университета, которые уделяли много внимания организации воспитательной работы со студентами. Это и проводимые на кафедре в течение ряда лет декады физики, декады космонавтики, смотры художественной самодеятельности, тематические вечера. Преподаватели кафедры имеют значительный опыт организации и проведения различных форм внеаудиторной работы. Наиболее интересными для нашего исследования являются не только совместная деятельность сотрудников кафедры и студентов факультета, но и такие специфические особенности всего комплекса внеаудиторной воспитательной работы, проводимой преподавателями кафедры, как социальная направленность и сочетание традиций и инноваций.

Идейным вдохновителем содержательной и целевой направленности внеаудиторных мероприятий, проводимых кафедрой, является заведующая кафедрой физики, теории и методики обучения физике. В рамках внеаудиторной работы на кафедре для студентов создаются комфортные условия для реализации их индивидуального, группового, коллективного творчества. Работа на кафедре строится в нескольких направлениях, например, культурно-просветительская деятельность: экскурсии в областной художественный музей, на станцию юных техников; путешествия, научные экспедиции со студентами физико-математического факультета в природную «лабораторию». В рамках научного направления регулярно проводятся выставки научной, методической, историко-культурной, прикладной литературы. Кроме этого, студенты и преподаватели проводят межфакультетские олимпиады среди студентов различных факультетов Забайкальского государственного педагогического университета. Отметим, что каждым из направлений внеаудиторной работы на факультете руководят сотрудники кафедры, вокруг которых собирается заинтересованная в данной деятельности группа студентов. Каждому молодому человеку предоставляется право выбора своей роли и места в организации и проведении внеаудиторных мероприятий, предлагаемых университетом, физико-математическим факультетом, кафедрой.

Внеаудиторная работа со студентами в Куйбышевском филиале Новосибирского государственного педагогического университета проводится под руководством заместителей декана и кураторов академических групп.

Такая практика работы кураторов себя оправдывает. Повысилась оперативность управления процессом: кураторами проводится достаточно много внеаудиторной воспитательной работы (походы в музеи, конкурсы, олимпиады внутри и между группами).

Ежегодно в Куйбышевском филиале проводится более 20 различных мероприятий: Неделя первокурсника, Посвящение в студенты, Последний звонок, Игры факультетских команд КВН, Смотр самодеятельного творчества студентов среди факультетов «Весна в КФНГПУ», Смотр самодеятельного творчества студентов среди академических групп 1 курса «Дебют первокурсников», Вокальный конкурс «Mezzo - forte», Торжественные встречи с ветеранами ВОВ.

Для координации воспитательной работы в филиале была специально введена штатная единица (в данном случае педагога - организатора). По замечанию профессорско-преподавательского состава филиала, «в воспитательной работе вуза не хватало системности: мероприятия проводились стихийно, не было связи между факультетами». Особой слаженности и системности достигла воспитательная работа, когда педагог - организатор внеаудиторной деятельности смог сплотить вокруг себя творческий актив студентов, заместителей деканов факультетов по воспитательной работе, кураторов групп. Все культурно-массовые мероприятия филиала начали проводиться при участии студентов курсов всех факультетов и творческой группы студенческого совета. Активисты групп помогали в организации мероприятий, в которых участвовали творчески одаренные студенты: концерты ко Дню учителя, Новогодние КВНы, вечера «Посвящение в студенты», «Медиана» и др.

В настоящее время именно под руководством педагога - организатора в филиале была сформирована студенческая общественная организация - студенческая коллегия, призванная координировать имеющиеся направления воспитательной работы в филиале. Создано 8 секторов (по направлениям работы): учебный, информационный, культурно-массовый, студенческое научное общество, организационный, бытовой, сектор социальной защиты студентов, совет общежития. Представители студенческой коллегии совместно с педагогом - организатором проводят конкурсы патриотической песни, отчетные концерты, вокальные конкурсы, конкурсы студенческих театральных эстрадных миниатюр (СТЭМ), вечера старинной музыки. В организованных мероприятиях активное участие принимают как студенты филиала, так и его преподаватели.

Студенты филиала оказывают значительную помощь в организации индивидуальной работы с подростками, отличающимися девиантным поведением. Комиссией по делам несовершеннолетних совместно с филиалом создан институт общественных воспитателей из числа студентов филиала. Благодаря целенаправленной работе общественных воспитателей, (согласно статистике) сокращается групповая преступность среди подростков в г. Куйбышеве. Студенты II-IV курсов принимают активное участие в работе отдела по делам молодежи при администрации г. Куйбышева. Здесь работает лекторская группа, члены которой под руководством специалистов готовят и проводят лекции, беседы в школах по актуальным молодежным проблемам: безработица, преступный мир, правонарушения подростков и т.д., отвечают на вопросы детей; проводят психологические тренинги, тестирование, игры; анализируют сложные ситуации, возникающие во взаимоотношениях людей.

Интересен опыт Томского политехнического университета. Организация внеаудиторной деятельности является важной составляющей процесса формирования среды университета и подготовки его выпускников.

Все мероприятия ТПУ проходят как праздники, а праздники всегда хороши тем, что это одновременно и отчеты, и определение перспектив. При организации мероприятий принципиально, что общение проходит в неформальной обстановке, без оценивания, что является важным стимулом к повышению мотивации студентов к творчеству. Одной из важнейших стратегических задач университета является приобщение студентов и преподавателей к совместной деятельности. Особенность деятельности ТПУ заключается в том, что в организации различного рода мероприятий задействованы не только кафедры, но и остальные структурные подразделения. Совместные выступления студентов и их преподавателей как нельзя более наглядно показывают существование между ними тесного взаимопонимания и настроя на сотрудничество. В университете складываются традиции, в том числе ставшие ежегодными мероприятия: декады немецкого, английского, французского и восточных языков, День Переводчика, Фестиваль языка и др.

Вся работа строится на деятельности студенческих спортивных клубов (дельтапланеристов, скалолазов, альпинизма и спелеологии) и студий (вокально-хоровая, музыкально-драматическая и др.), студенческих объединений (Студенческое самоуправление (Старостат), Школа лидерства, Профком студентов).

Интересна работа одного из студенческих объединений ТПУ. - Волонтерской службы «Стиль жизни». На сегодняшний день (2005-2006уч.г.) в эту организацию входят студенты, которые прошли подготовку по программе социальных волонтёров по актуальным социально - и медико-психологическим вопросам различных категорий населения. Основное направление деятельности службы - проведение акций, которые бы способствовали формированию культуры здорового образа жизни как у субъектов, так и у объектов проводящихся акций. Главное для участников этого объединения - новые методы работы, нестандартный, творческий подход к организации и проведению значимых для людей акций. Например, за 2005 год были проведены Благотворительная новогодняя акция в помощь детям-сиротам, Празднование международного Дня пожилых людей и др. Кроме этого, ведется работа по налаживанию сотрудничества с межвузовской больницей. Основные направления работы волонтеров - это пропаганда здорового образа жизни, социальная работа, развитие благотворительности и добровольческого движения среди студентов ТПУ и др.

Рязанская государственная сельскохозяйственная академия имени проф. П. А. Костычева строит свою воспитательную деятельность на основе принципов целесообразности, историзма, координации и субординации, дифференциации и интеграции, комплексности, преемственности. «Академия как организация выполняет социально значимые функции - культурно-образовательную, регулятивно - воспитательную, организационно-управленческую, коммуникативную, социальную, функции саморазвития личности и социального наследования» Эти принципы и функции реализуются через различные формы общения преподавателей со студентами: групповое - индивидуальное, формальное - неформальное, аудиторное - внеаудиторное.

В академии создан Совет кураторов. Его задача - оказывать методическую помощь кураторам академических групп, проведение мероприятий по обмену опытом кураторской работы, дальнейшее развитие и совершенствование методов, приемов и воспитательных традиций академии.

В академии работает студенческий клуб, который организует и проводит культурно-массовые мероприятия развлекательного и воспитательного характера среди студентов и сотрудников вуза. В клубе работают несколько студий художественной самодеятельности, руководят ими сами студенты, имеющие организаторские и творческие способности. Студенческий клуб работает с сентября по июнь (в течение всего учебного года). К традиционным праздникам коллектив клуба готовит концертную программу для студентов. Активное участие в программах мероприятий, организованных студенческим клубом академии, принимает преподавательский состав вуза (исполняют старинные русские песни и романсы, песни 60-70-х гг., являются авторами и исполнителями песен собственного сочинения и пр.). Концертные выступления сотрудников академии публика принимает очень тепло.

Коллективы художественной самодеятельности клуба принимают активное участие в общественной и культурной жизни города. Коллектив современного танца «Танцевальный магазин» - частый гость на праздниках в учреждениях культуры и учебных заведениях города. Каждый год в мае ректорат совместно с Советом ветеранов РГСХА и при непосредственном участии клуба проводит встречу воинов фронтовиков. Студенческий клуб тесно сотрудничает с Профсоюзным комитетом студентов и сотрудников РГСХА, Советом ветеранов академии, деканами факультетов, Комитетом по делам молодежи г. Рязани.

Таким образом, можно сделать вывод, что воспитательная работа в академии проводится по следующим направлениям:

- творчество;

- деятельность кураторского корпуса;

- кооперация деятельности преподавателей, студентов, администраторов носит системный характер;

- взаимодействие академии с другими образовательными учреждениями (культуры, здравоохранения и др.).

Внеаудиторная работа со студентами Тихоокеанского государственного университета строится на функционировании нескольких творческих объединений: Студенческий клуб «Искра» включает в себя 3 театральных студии, 4 сборные команды КВН и др. Вокальные студии охватывают эстрадное пение, фольклор, джазовое направление и даже оперное искусство и др. Студии танца и пластики - студия восточного, классического, эстрадного, народного, спортивного, бального танцев, студия breakdance, студия пластики и пантомимы.

Одна из основных форм воспитательной работы в ТОГУ, выполняемая профессорско-преподавательским составом в рамках должностных обязанностей, предусмотренных индивидуальным планом - система кураторства. Минимальный объем работы куратора определяется руководством вуза из расчета не менее 2 часов в неделю. Назначение кураторов в группах 1 и 2 курсов является обязательным. Для студенческих групп старших курсов необходимость назначения куратора определяется кафедрой по согласованию с дирекцией университета.

На кафедре работу куратора организует заведующий кафедрой. Координацию и контроль работы кураторов в структурных подразделениях университета осуществляют заместители директора по учебной и воспитательной работе. Общее методическое руководство работой кураторов в институте осуществляет старший куратор, который ежегодно назначается приказом по институту из числа наиболее опытных кураторов подразделения. Старший куратор организует учебу педагогов - кураторов, обеспечивает их методическими материалами, осуществляет контроль за текущей деятельностью кураторов, поддерживает связь с кафедрами, оказывает индивидуальную помощь кураторам, входит в состав Совета кураторов университета.

Основной целью кураторской работы с академической группой является формирование коллектива студентов, способного работать в дальнейшем на принципах самоуправления и активизация как группового, так и индивидуального потенциала студентов курируемой группы. Свою работу педагоги строят через оказание помощи студентам в комплексе учебных вопросов в период их адаптации в вузе, активное содействие в организации различных форм внеаудиторной деятельности студентов, содействие в самореализации личности студента, повышение их интеллектуального и духовного потенциала, формирование эффективных межличностных отношений и создание благоприятного социально-психологического климата в студенческой группе.

При оценке работы педагога - куратора учитывается несколько составляющих. Наиболее важными для нашей работы являются:

- организация участия студентов группы в научных, культурно-массовых и спортивных мероприятиях;

- участие студентов группы в общественно-полезном труде;

- наличие внутригрупповых мероприятий;

- информационная работа со студентами и др.

В положении ТОГУ «О кураторе академической группы» отражены следующие обязанности преподавателя:

- консультировать студентов по вопросам выбора личной образовательной траектории;

- способствовать адаптации студентов к вузовской системе обучения, налаживанию доброжелательных отношений между преподавателями и студентами;

- строить свою работу на индивидуальном подходе к студентам, на знании их интересов, наклонностей, быта;

- помогать студентам эффективно использовать учебное и вне учебное время, научить студентов планировать самостоятельную работу;

- проводить работу по вовлечению студентов в различные творческие мероприятия;

- знакомить студентов с историко-культурными традициями университета, сформировать уважения к нему, воспитать в студентах чувство университетской солидарности и корпоративности;

- оказывать помощь активу студенческой группы в организационной работе, содействовать привлечению студентов к научно-исследовательской работе и развитию различных форм студенческого самоуправления, к общественно-полезному труду.

В Уральском государственном техническом университете (УГТУ-УПИ) для координации воспитательной работы организаций, принимающих участие в осуществлении внеаудиторной деятельности, создан совет по вне учебной работе. Кроме того, в университете создан экспертно-художественный совет с целью формирования художественно-творческого сознания студенчества и повышения качества проводимых в университете культурно-массовых мероприятий (выставок, концертов, смотров, конкурсов и т.д.).

Понимая необходимость создания в вузе среды, направленной на творческое саморазвитие, самореализацию личности и на формирование активной социальной жизненной позиции молодого человека, в университете организуются разнообразные фестивали, конкурсы, праздники, представления. Ежегодно проводится свыше 30 различных мероприятий, таких как смотр-конкурс художественной самодеятельности среди академических групп первого курса, игры факультетских команд КВН, конкурсы «Мистер» и «Мисс УГТУ», «Самая обаятельная студенческая семья», «Запой, УПИ», «Конкурс дураков», смотр художественной самодеятельности факультетов, выставка художественного творчества студентов, литературно-музыкальный конкурс, конкурс танцевально-развлекательных программ, научные, спортивные студенческие мероприятия.

Основными организаторами мероприятий являются отдел по вне учебной работе со студентами, профком студентов, Дом культуры, центр физической подготовки и здоровья, межвузовский Центр гуманитарного и художественного образования, молодежное движение студенческих отрядов. Центральное место в организации мероприятий программы отведено Дому культуры УГТУ, на его базе работает 15 творческих коллективов, таких как клуб самодеятельной песни, творческое объединение «Уральские пельмени»; студия спортивного бального танца и др.

В процессе вне учебной работы в университете возрожден институт кураторов академических групп, создана служба психологической поддержки студентов, введены на факультетах ответственные за организацию вне учебной работы, создана комиссия ученого совета университета по информации и связям с общественностью, обновлены и разработаны новые нормативные документы, регламентирующие вне учебную работу: положения о кураторе-наставнике, о студенческих строительных отрядах, об органах самоуправления студенческого корпуса, о премии для студентов УГТУ за наибольший вклад в формирование имиджа университета и др.

Интересными для нашего исследования являются такие мероприятия, проводимые университетом, как «Майская прогулка» и «Шествие к памятнику А. Попова».

«Майская прогулка» - традиционное мероприятие, организуемое студентами, проводимое под эгидой УПИ. Впервые «Майская прогулка была проведена 20 мая 1984 года. Организаторами тогда выступили сотрудники и студенты УПИ, городской клуб туристов и редколлегия стенгазеты «Уральский меридиан». Ежегодно на прогулку собирается от 250 до 1600 человек, а общее количество участников уже перевалило за 15 тысяч. Для многих «Майская прогулка» давно перестала быть просто мероприятием, скорее к ней начали относиться как к празднику - к ней заранее готовятся, ее ожидают.

Мероприятие имеет весьма простой сценарий. В установленный-день любой желающий может совершить официальный пеший ход по одному из предложенных организаторами маршрутов. Важно, что любой человек, вне зависимости от пола, политических взглядов, расы, социального положения и амбиций, может совершить прогулку. Традиционным девизом «Майской прогулки» является призыв: «Испытай себя!» Придя на место старта, выбрав маршрут и уплатив символический стартовый взнос, он получает карту и описание маршрута. Теперь он - полноправный участник шествия. Впереди его ожидают километры пути, веселая компания или сокровенное одиночество, каждый волен решать сам. Ему предстоит миновать несколько контрольных пунктов (КП), там сделают отметку; покормят голодных, даруют отдых уставшим, приободрят отчаявшихся. На финише, что традиционно располагается у здания физико-технического факультета, всех участников готовы напоить чаем с пряниками, здесь же имеется возможность выплеснуть накопившиеся за день впечатления на специально приготовленных для этого листах отзывов. Своего рода кульминацией шествия является вручение каждому пешеходу памятного значка - символа, над которым многие хоть и склоны иронизировать, но мало кто отказывается от заслуженного подарка.

Считается, что идея «Майской прогулки» заимствована с похожего благотворительного марша английских студентов, называемого «Шествием духов». Следует отметить, что подобного рода акции весьма распространены в Европе и пользуются там большой популярностью.

Растущая популярность шествия выглядит странной, ведь в наше время предлагается множество способов и инструментов самовыражения и самореализации, которые могут быть гораздо привлекательней и отнимать гораздо меньше времени. Однако за время своего существования «Майская прогулка» приобретает свои традиции, порождает своих героев, складывает свои легенды.

Особой гордостью и достоянием УГТУ считается ежегодное шествие студентов радиотехнического факультета к памятнику русского изобретателя радио Александра Попова. Отрадно то, что оно же, по сути, является одним из самых грандиозных мероприятий всего университета. Несмотря на то, что традиция принадлежит отдельному факультету, она затмевает собой многие общеуниверситетские праздники. Интересно то, что праздник пытается оставаться неофициальным - как правило, 7 мая считается обычным учебным днем со стандартным расписанием. Но атмосферу, царящую на факультете в эту знаменательную дату, витающую торжественность настроений преподавателей и студентов, ни с чем не спутать.

Подготовка к шествию начинается с того, что за несколько недель организаторы проходят все необходимые инстанции власти, получают официальное разрешение главы города, проводят подготовительные беседы со старостами академических групп. Уже днем в сквере перед зданием радиотехнического факультета собираются самые разные люди, далеко не все из них являются нынешними студентами УПИ. Для многих выпускников-радиотехников 7 мая становится тем единственным днем, когда они снова собираются в свои старые, уже давно ушедшие в прошлое группы. Они могут жить в разных уголках страны (или даже мира), у каждого из них своя работа, семья и проблемы, но хотя бы раз в год они съезжаются и вместе вспоминают то, что некогда их всех объединяло и волновало.

Особую гордость Шествие вызывает тем, что традиция зарождалась спонтанно, без всяких долгих размышлений, без указов свыше, без какой-либо подготовки. Начиналось все в восьмидесятые годы с легкой руки студенческих отрядов «Импульс» и «Вега». Около десяти лет подряд студенты каждый год на 7 мая собирались у общежития радиотехнического факультета и в количестве 60- 100 человек шествовали к памятнику Попову. Марш проходил спокойно и неофициально, движение транспорта не перекрывалось, со стороны все выглядело как простая прогулка достаточно организованной группы молодежи. Мероприятие реализовывалось настолько тихо, что около десяти лет о молодой традиции не знали ни руководство факультета, ни большинство студентов, не говоря уже о правлении УПИ и администрации города.

Судьбоносным оказался 1994 год. Считается, что тогда колонна ненадолго преградила дорогу действующему в то время мэру Екатеринбурга, чем и обратила на себя внимание сильных мира сего. Неизвестно, насколько верна эта информация, однако 7 мая 1994 года в районе Оперного театра путь колонне студентов преградило подразделение ОМОНа. Далее последовало противостояние, закончившееся стычкой с органами охраны правопорядка. Около двух десятков студентов были задержаны и провели ночь в милиции. После этого в пору было считать традицию загубленной и не прижившейся. Однако студенты не отступились от молодого обычая, помогло и руководство факультета - во все последующие годы шествие проходило легально, с официального разрешения властей.

Традиция же получила необходимую огласку, и с каждым разом ее популярность лавинообразно возрастала. Один год, в связи с техническими работами у памятника Попову, было решено отменить уже запланированное мероприятие. С этой целью колонну встретил ректор УГТУ-УПИ. Он попытался убедить студентов хотя бы единожды отменить свой праздничный марш. После непродолжительной паузы шествие продолжилось - колонну вел ректор, что само по себе явилось символом официального признания институтом прекрасной и гордой традиции.

В настоящее время эта традиция получила необходимую огласку, и с каждым разом ее популярность лавинообразно возрастает.

 

АВТОР: Козырева Т.В.