19.04.2012 4869

Процесс консультативного взаимодействия как объект исследования

 

Психологическое консультирование является формой оказания психологической помощи, методом психологического воздействия на человека. Консультирование можно рассматривать и как тип психотерапии, адаптированный к проблемам здоровых людей. Индивидуальное психологическое консультирование занимает одно из ведущих мест среди различных видов психологической помощи.

В последние десятилетия увеличилось количество теоретических и эмпирических исследований в области психотерапии и психологического консультирования. Различные аспекты процесса психологического консультирования в отечественной литературе освещены в работах следующих авторов: Г.С. Абрамова, Ю.Е. Алешина, А.А. Бодалев, А.Ф. Бондаренко, Г.В. Бурменская, Ф.Е. Василюк, С.В. Васьковская, В.В. Добров, А.Н. Елизаров, С.А. Капустин, О.А. Карабанова, А.Ф. Копьев, А.Г. Лидерс, Б.М. Мастеров, А.Н. Моховиков, Н.Н. Обозов, Г.Н. Раковская, А.С. Спиваковская, В.В. Столин, Т.А. Флоренская, А.В. Юпитов, И.С. Якиманская и др. Т.А. Флоренская определяет само психологическое консультирование в качестве уникального исследовательского явления, позволяющего раскрыть глубинные закономерности внутренней жизни человека и феномены его межличностного общения.

Разрабатываются различные теоретические подходы к консультированию. А. Б. Орлов (2002) разработал триалогический подход к консультированию и психотерапии, который базируется на авторской концепции личности и сущности человека и интегрирует отечественные и зарубежные разработки в области практической психологии. Автор считает, что структура основополагающих отношений (коммуникаций) и самоотношений (аутокоммуникаций) человека как предмет, средство и ресурс психологического консультирования и психотерапии представляет собой триалог. М.А. Гулина предлагает 3-х компонентную схему («концепция-ценности-процесс») системного анализа крупнейших направлений в психологии личности (психодинамического, когнитивно-бихевиористического и гуманистического) в качестве теоретической основы различных практик психологической помощи. Она приводит основания для выделения нового направления в теоретической и прикладной психологии - психологии консультирования. Интересным представляется подход А. И. Сосланда, в рамках которого выделяются структурные основы построения теорий и техник различных методов в психотерапии и анализирует психологические закономерности, лежащие в их основе.

Один из исследователей психотерапии как метода практической психологии В.А. Абабков указывает, что в специальной литературе, в том числе и отечественной, достаточно много внимания уделяется особенностям и качествам пациента, а характеристика профессиональных и личностных качеств психотерапевта приводится значительно реже (L.E. Beutler, P.P.P. Machado, S.A. Neufeldt 1994), хотя они имеют не менее важное значение в процессе психотерапии. Он приводит в своей работе структуру взаимоотношений общества, психотерапевта и пациента в процессе психотерапии (согласно D.E. Orlinsky, K.I. Howard, 1986) и отмечает, что «незнание и недостаточный учет сложных взаимоотношений при проведении психотерапии может негативно отразиться на ее результатах». По его мнению, научные исследования процесса психотерапии также должны опираться на представленные множественные прямые и обратные связи.

Многие авторы отмечают, что научная оценка эффективности консультативных и психотерапевтических воздействий является чрезвычайно важной проблемой (В. Д. Вид; Б.Д. Карвасарский; Х. Кэхэле, А.В. Казанская; Х. Пезешкиан; В.А. Ташлыков; K. Grawe и др.). Целый ряд работ касается исследования эффективности психотерапевтического и консультативного взаимодействия. А.В. Крупенина занималась исследованием влияния личностных качеств практического психолога на эффективность консультативной деятельности. Г.С. Абрамова указывает на следующие переменные, характеризующие воздействие: субъективно переживаемые клиентом изменения во внутреннем мире; объективно регистрируемые параметры, характеризующие изменения в различных модальностях внутреннего мира человека; устойчивость изменений в последующей после воздействия жизни человека. Исследуя особенности динамики диалога в ситуации психологического консультирования, Е.Н. Голунова считает, что анализ функционирования диалогических структур в речи клиента (как репрезентаторов изменения его отношения к проблеме) может выступать инструментарием, относящимся к первой и второй категории показателей эффективности процесса психологического консультирования. Изучением влияния профессиональной мотивации психолога-консультанта на эффективность индивидуального психологического консультирования занималась Г.Ю. Мартьянова. Она выделяет процессуальные и результативные показатели эффективности индивидуального психологического консультирования с позиции клиента и консультанта. В качестве процессуальных и результативных показателей с позиции консультанта среди прочих она выделяет удовлетворенность ходом консультативного сеанса, своими действиями и полученным результатом; с позиции клиента - эмоциональное принятие личности консультанта на этапе знакомства, признание профессионализма консультанта и высокая оценка его личностных качеств. Она показала, что эффективность индивидуального психологического консультирования определяется доминированием у психологов-консультантов мотивации предназначения профессии психолога, деятельностно-процессуальной и деятельностно-результативной мотивации.

Разрабатываются формы подготовки и усовершенствования специалистов в области практической психологии (А.А. Александров, Н.Н. Авраменко, Б.А. Бараш, О.В. Варфоломеева, А.И. Вовк, Г.Л. Исурина, Б.Д. Карвасарский, Л.М. Кульгавин, А.В. Махнач, Е.Ю. Райкова, Е.А. Спиркина, В.А. Ташлыков, А. М. Ялов). О.В. Варфоломеева (2005) исследовала процесс формирования психотерапевта как развитой языковой личности и создала акмеологическую модель становления психотерапевта, включающую пять уровней: психический, личностно-социальный, герменевтический, символический и экзистенциальный. Данная модель предполагает большие требования к личности психотерапевта, что может способствовать стремлению соответствовать образу профессионального консультанта, вытесняя качества личности, не соответствующие ему. Е. А. Спиркина (2000) предлагает новую концепцию обучения психотерапии. А.В. Махнач рассматривает новый подход в проведении супервизии: концептуализация случая. Н. Н. Авраменко рассматривает личностное развитие консультанта как системообразующее условие становления его профессиональной деятельности. Она разрабатывает модель психологического консультирования по личностному развитию психологов в процессе их профессиональной подготовки. Эффективная работа консультанта предусматривает опору на некую стройную теорию личности и общую концепцию психотерапевтического процесса, позволяющие оценить происходящее в ходе консультативной сессии и осуществить адекватное вмешательство.

Исследованиям личностных особенностей клиентов и процессов, происходящих с клиентом в консультировании и психотерапии, посвящен ряд работ (С.В. Авакумов, М. Аммон, А.И. Куликов, Г.Х. Бакирова, М.С. Бережная, В.А. Бинас, И. Бурбиль, Н.В. Веселова, Н.Н. Ерошенко, Б.М. Мастеров, И.Н. Рассказова, Ю.А. Сотникова, Е.Н. Шутенко и др. С.В. Авакумов изучал манифестное содержание сновидений у лиц, обращающихся за психотерапевтической помощью. И.Н. Рассказова исследовала изменение смыслообразующих контекстов клиента в процессе психологического консультирования. А.И. Куликов (2004) исследовал сексуальные чувства пациентов и психотерапевтов в процессе психотерапии и влияние степени их выраженности на нарушение психотерапевтических границ и эффективность психотерапии. Психологические условия самоизменения человека в практике консультирования изучал Б. М. Мастеров.

Анализом дискурса в психотерапии занималась Н.Ф. Калина. Она анализирует психотерапевтическую деятельность со стороны ее предметной основы - дискурса, т.е. «речи, погруженной в жизнь участников терапевтического процесса». А.Б. Бушев исследовал языковые особенности текстов, используемых в психотерапевтической коммуникации. М.Р. Минигалиева выделяет стратегии понимания клиента в индивидуальном психологическом консультировании. Она доказывает, что выбор стратегии понимания прямо не соотносится с принадлежностью консультанта к той или иной психотерапевтической школе. Наиболее важным фактором выбора стратегии понимания является ценностный потенциал консультанта. Наиболее интенсивно процесс развития способности к пониманию протекает в возрастном периоде, характеризующемся высокой интегрированностью познавательной и ценностной систем субъекта (после 45 лет).

Тема взаимоотношений психолога-консультанта и клиента, психотерапевта и пациента привлекает внимание многих исследователей. По мнению ведущих специалистов, качество психотерапевтического контакта является одним из важнейших факторов, определяющих успех психотерапии и консультирования в целом (В.Н. Мясищев, 1960; В.А. Ташлыков, 1974, 1984, 1989, 1997; Б.Д. Карвасарский, 1985, 1990; З. Фрейд, 1912; Р. Гринсон, 1994; О. Кернберг, 2000). В результате ряда исследований доказано, что процесс взаимодействия консультанта и клиента сопровождается целым рядом явлений, природа которых до конца не исследована. По мнению М.А. Гулиной, именно природа отношений между консультантом и клиентом в продуктивном процессе консультирования является тем новым опытом, который клиент может начать приобретать, чтобы потом перенести его шаг за шагом во внешний мир. В этом смысле отношения являются и целью, и средством психологического консультирования. Эта процессуальная часть консультирования несводима к техническим приемам и наиболее трудна для описания и обобщения. Как отмечает автор, эта часть консультирования не развивалась в отечественной науке до недавнего времени.

Исследованием взаимоотношений в диаде «врач-больной», особенности восприятия психотерапевтом и пациентом друг друга, влияния этих особенностей на формирование терапевтического контакта занимались М.М. Кабанов, В.А. Ташлыков, J. Aleksandrowicz, S. Epstein, J.D. Frank, C. Rodgers. Также исследовалось влияние теоретической ориентации на психотерапевтическую стратегию; исследовались роли, принимаемые психотерапевтом; поведение психотерапевта по переменным активности, прагматичности, директивности, эмоциональности и т.д. (В.К. Мягер, 1973; Г.Х. Бакирова, 1978; M. Lieberman, 1973; B. Pope, 1977; S. Kratochvil, 1978; A. Fenster, 1992). Изучались перцептивные характеристики психотерапевтов - самооценка, предполагаемая оценка со стороны других, оценка идеального психотерапевта (А.В. Гнездилов, 1980; A. Косевска, 1990; К. Роджерс, 1951; В.А. Ташлыков; F.E. Fiedler, 1953; A.S. Gurman, 1974; S. Leder, 1989; J. McLennan, 1992; T. Melwille, 1992; J. Rozenkrafz, T. Morrison, 1992 и др.). А. А. Головина определила структурные компоненты и уровни эмпати-ческого общения психолога с клиентом, позволяющие проследить особенности протекания процесса взаимодействия психолога и клиента. В ее работе были экспериментально обнаружены психологические условия эффективного эмпатического общения психолога с клиентом: развитие у психолога социальной сензитивности, установки на безусловное позитивное принятие клиента, интуитивно-эмоциональной атрибуции, гибкости поведения, навыков эмпатического слушания.

В.А. Ташлыковым было выделено три основных формы эмоционально-ролевого взаимодействия между психотерапевтом и клиентом: руководство, партнерство, руководство-партнерство, а также исследовано влияние на формирование психотерапевтического контакта особенностей восприятия психотерапевтом и пациентом друг друга. Были выделены три варианта контакта: конгруэнтный, неустойчиво-конгруэнтный и неконгруэнтный в зависимости от степени соответствия эмоционально-ролевого поведения пациента и психотерапевта и от взаимной оценки ими этого поведения. В.А. Ташлыковым были экспериментально исследованы основные показатели, характеризующие оптимальность взаимоотношений между психотерапевтом и пациентом: степень принятия пациентом формы эмоционально-ролевого взаимодействия с учетом имеющегося у него образа психотерапевта; степень принятия пациентом терапевтических задач психотерапевта, которые не совпадали с ожиданиями пациента, степень активности пациента в процессе психотерапии, которая варьирует от сопротивления до активного сотрудничества. В. А. Ташлыков отмечает в качестве одной из наиболее частых причин появления сопротивления несовместимость установок пациента и стиля поведения психотерапевта. Низкой степени контакта, как отмечает В.А. Ташлыков, соответствует низкая степень эффективности психотерапии. Основой эффективности психотерапии является конгруэнтный психотерапевтический контакт, который создается путем управления психотерапевтом процессом совместимости во взаимоотношениях с пациентом.

Изучение специфики профессиональной деятельности и личностных особенностей самого психолога, по мнению Н.В. Веселовой, в отечественной психологии практически не проводилось, за исключением некоторых исследований (Н.А. Аминов, М.В. Молоканов; С.Л. Арефьев; А.И. Зеличенко, Г.И. Степанова). Ф.Г. Майленова всесторонне исследовала проблему ассистированного морального выбора и нравственной ответственности психолога-консультанта. А. Fenster (1992) исследовал взаимосвязь опыта работы психотерапевта с выбором одной из теоретических концепций в психотерапии. В практике психологического консультирования и психотерапии большое значение придается личности консультанта, в частности выраженности таких его индивидуальных качеств, как открытость, гибкость, терпимость, осознанность своих действий (А. Косевска). Отмечается необходимость развития гибкости и пластичности таких форм поведения, как директивность-недирективность, ответственность, эмоциональность (В. А. Ташлыков). Н.В. Веселова занималась изучением личностных особенностей психологов с точки зрения двух подходов: типологического и профессионально важных качеств. А.В. Крупенина (2005) отмечает, что именно качества и свойства личности, обеспечивающие успешность общения, составляют основу системы профессионально важных качеств практического психолога. Она отмечает, что значимой для оказания эффективной консультативной помощи является установка, направленная на альтруизм как нравственный принцип, предписывающий сострадание к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага. В ряде психологических исследований отмечается, что эмпатия является важным условием конструктивных изменений клиента. Оценка эмпатии, как отмечает А.В. Крупенина, тесно связана с такими качествами специалиста, как профессиональное искусство, теплота, доброжелательность, надежность, жизненный опыт, сила, искренность и др. С.П. Попова исследовала влияние регулятивной подструктуры личности на успешность профессионального образования психологов. Г.Н. Цветков исследовал социоперцептивные характеристики психотерапевтов при проведении ими групповых занятий. Он выделил две подгруппы психотерапевтов. Психотерапевты первой группы обладают более высоким социоперцептивным индексом как в отношении аутоперцепции, так и межличностной перцепции. Психотерапевты первой группы воспринимались членами группы как более эмоционально приемлемые и привлекательные. J. McLennan, K. Twigg, B. Bezanf (1993) исследовали систему конструктов психотерапевтов в ходе бесед с клиентами. Авторами был сделан вывод о том, что когнитивная сложность психотерапевта не черта, а динамическое качество конкретной беседы. Данное утверждение дает нам основание предполагать наличие различий в содержании восприятия взаимодействия с клиентом в моменты «тупика» и «продуктивности» взаимодействия консультанта с клиентом. J. Rozenkrafz, T. Morrison (1992) исследовали с помощью метода семантического дифференциала личностные характеристики психотерапевтов, их самовосприятие и восприятие пациентов при лечении пограничных личностных расстройств. Оценка психотерапевтами себя и пациента происходила при зачитывании описаний психотерапевтических сеансов, во время которых пациенты демонстрировали либо удаляющееся, либо приближающееся поведение. Терапевты с тенденциями размытости личностных границ и депрессивными тенденциями менее позитивно оценили пациентов в ситуации и приближающегося, и удаляющегося поведения, а также менее позитивно оценили себя в ситуации избегающего поведения, чем терапевты с жесткими личностными границами. Последние менее обесценивали и себя, и пациентов.

Как показывает анализ исследований, многие из моделей, направленных на подготовку и усовершенствование специалистов в области консультирования и психотерапии предъявляют большие требования к личности профессионального консультанта, что может способствовать стремлению консультантов соответствовать ожидаемому образу, вытесняя черты личности, не соответствующие ему. Этот факт может способствовать увеличению вероятности проекции на клиента черт, отвергаемых консультантом в собственной личности, тем самым снижая эффективность психотерапевтических вмешательств.

Для исследования консультативного взаимодействия возникает необходимость введения категорий, которые традиционно не используются в подобного рода исследованиях. Одной из таких категорий исследования субъективного восприятия взаимодействия может являться образное опосредование.

 

АВТОР: Коновалова Л.А.