19.04.2012 7922

Изучение особенностей еврейской этнической идентичности

 

Исследователи, занимающиеся проблематикой еврейской национальной идентичности, в первую очередь, сталкиваются с трудностью определения собственно предмета исследования [Meyer М., 1990]. Еврейство, казалось бы, не соответствует ни одной из обычных категорий, принятых при обсуждении идентичности. На протяжении почти двух тысяч лет евреи не представляли собой единства ни в языковом, ни в культурном, ни даже в расовом отношении. До создания государства Израиль, евреев в политическом смысле нельзя было даже назвать нацией. Евреи также не могут определять себя только по критерию религии, поскольку после XIX века процессы секуляризации и эмансипации затронули подавляющее большинство представителей еврейского народа. Мартин Бубер, один из крупнейших современных еврейских мыслителей, писал о том, что еврейство вообще находится вне каких-либо классификаций: «Еврейское сообщество, очевидно, не может быть втиснуто ни в одну известную схему. Его не удается подвести ни под одну историческую категорию или общее понятие; оно уникально» [Buber М., 1963]. Однако, несмотря на это уникальное положение, на массовый отход от религии и рост ассимиляции, осознание своей принадлежности к еврейскому народу сохранилось у значительной части евреев. Еврейство, как общность, продолжает существовать и ставить перед исследователями все новые задачи.

На сегодняшний день можно выделить три наиболее крупные группы еврейского населения - это евреи Израиля, евреи США и евреи, проживающие на территории бывшего Советского Союза. Каждая из этих групп имеет свои особенности в идентичности ее представителей. Эти различия обусловлены в первую очередь теми социальными и культурно-историческими процессами, в контексте которых происходит национальное самоопределение евреев этих стран.

Так, еще до образования государства Израиль, в основе сионистской идеологии лежала концепция еврейской нации, которая возродится в Земле Израиля. Согласно этой идее, еврейский народ - такой же народ, как и другие, но его естественное развитие было прервано изгнанием, во время которого у евреев не было истории, а было лишь физическое существование. Таким образом, двух тысячелетий период изгнания просто отрицается и возникает новая израильская нация, которая является возрождением древней, но не на основе сложившейся за время рассеяния культуры диаспоры, а на основе единой территории, языка иврит и новых духовных ценностей, по поводу которых в Израиле ведутся ожесточенные споры. Таким образом, в Израиле создается новая идентичность, которая противопоставляется старой еврейской идентичности периода рассеяния. Однако, идентичность израильтянина тоже крайне не однозначна. В ней уживаются две противоположные тенденции - светская, западно-ориентированная модель еврейской этнической идентичности, с одной стороны, и традиционалистско-религиозная модель еврейской идентичности, в основе которой лежит возвращение к исконным религиозным ценностям, к идее избранничества и уникальности народа Израиля с другой.

Израильские этнологи и социологи пытаются сформулировать содержание еврейской и израильской идентичности, их соотношение и различия. При этом особой проблемой является изучение общинной идентичности выходцев из разных стран внутри израильского общества. Трудно говорить об общности ашкеназов и сефардов, «русских» и «марокканских» евреев, выходцев из Йемена, Польши, Ирака и т.д. Ученые отмечают, что хотя выходцы из разных стран и стали израильтянами, они в большинстве своем воссоздают достаточно замкнутые общины, сохраняя свои культурные традиции и собственную идентичность.

Так, например, в коллективной монографии «Дети перестройки в Израиле» [Children of Perestroika, 1999] рассматриваются особенности социализации российских подростков в израильском обществе. Исследователями обсуждаются такие проблемы как адаптация подростков к израильскому обществу и израильской системе образования, необходимость использования вариативных моделей по абсорбции новых иммигрантов в израильское общество (выбор между интеграцией, ассимиляцией и сепаратизмом), различные модели еврейской идентичности у иммигрантов (секулярные универсалисты, секулярные националисты, традиционалисты, религиозные, маргиналы), психологические аспекты иммиграции.

Еврейская этническая идентичность и ее изучение в США имеют свои особенности [Heilman S., 1995; Shapiro S., 1999; A Portrait of the American Jewish Community, 1998]. В первую очередь они обусловлены существованием сильной, хорошо организованной еврейской общины, которая базируется на религиозно-общинной модели этнической идентичности. В целом, евреи Америки осознают себя в первую очередь как религиозную общность, но признают также существенную роль того, что принято называть «этническим компонентом».

Несмотря на процветающую и крепкую общину американских евреев, исследователи (обычно являющиеся членами данной общины) озабочены ее состоянием и перспективами развития. Характеризуя ситуацию существования еврейской общины в современном мире, Регина Азриа [Jewish Survival, 1998] пишет о том, что индивидуализм, секуляризация, социальная и географическая мобильность, социальное, культурное и этническое смешение, присущие современности, ускорили процесс дезинтеграции родовых и традиционных общинных связей и способствовали формированию групп нового типа. Современные общины имеют довольно мало общего с еврейской общиной прежних времен. Помимо того, что сегодня они представляют собой альтернативные, открытые, добровольные и свободно выбираемые группы, в которые человек может вступить и которые он может покинуть, когда захочет, эти новые группы являются привлекательными лишь для небольшого числа евреев. Для большинства же из них община более не представляет собой основной каркас процесса их социализации. Уже в течение более чем ста лет социальные траектории евреев вышли за рамки деятельности еврейской общины, сферы ее влияния и контроля. Говоря о глубине перемен, происшедших в области еврейской жизни и построения идентичности, Р. Азриа отмечает, что в отличие от целостного всеохватывающего традиционного подхода к еврейской идентичности, евреи стали воспринимать свое еврейство как один из аспектов своей идентичности. Для самоопределения они применяют другие критерии, такие как профессиональный статус, политическая или идеологическая причастность, культурные и эстетические ощущения, гражданство и т.д. Их идентичности настолько же фрагментарны, насколько фрагментарна их жизнь, и их еврейство лишь один из этих фрагментов.

В основном, изучение еврейской этнической идентичности в США проводится в рамках американского еврейского сообщества и отражает, соответственно, особенности именно данного сообщества -американских евреев. Например, еврейская национальная идентичность определяется ими как «индивидуальное присвоение на глубинном уровне системы отношений, касающихся религиозных, этнических и культурных элементов иудаизма, еврейского народа и Израиля» [Arnow D., 1994].

Это определение, казалось бы, достаточно всеобъемлющее, не может быть перенесено на специфику идентичности российского еврейства, которая строится на принципиально других основаниях.

Еще в недавнем советском прошлом в условиях государственного антисемитизма, практически полного отсутствия институтов национальной культуры и образования, идеологических конструкций типа «национальное по форме, социалистическое по содержанию» и т.п. еврейская идентичность просто не могла формироваться в том виде, в каком она представлена в определении американских ученых. В настоящее время ситуация сильно изменилась, но назвать ее благоприятной по-прежнему нельзя. Сегодня этническое самоопределение проходит в особо трудных условиях политических катаклизмов, экономической нестабильности, ценностно-нормативной неопределенности и других социальных факторов, которые влияют на самый широкий спектр особенностей еврейской национальной идентичности [Собкин В., Грачева А., 1998].

Анализ проблемы усложняется еще и отсутствием каких-либо научных психологических исследований этнической идентичности на протяжении всего советского периода истории нашей страны. Исследование еврейской национальной идентичности стало возможным лишь в конце 80-х - начале 90-х годов. С этого времени тема еврейской идентичности становится предметом специальных исследований, привлекая внимание специалистов различных научных областей - психологов, социологов, этнологов [Гительман Ц. и др., 2000, 2001; Грачева А., 1995; Носенко Е., 2000; СобкинВ., 1995,2001; Членов М, 1999].

Так, М.А. Членов попытался решить проблему еврейской уникальности, предложив концепцию еврейства как цивилизации. В своей статье «Еврейство в системе цивилизаций» [Членов М., 1999] автор пишет: «Так как же быть с еврейской уникальностью? Следует ли рассматривать еврейство в ряду других этнических образований, в которые оно... очень плохо вписывается? Или стоит считать его просто религией, а евреев рассматривать как своего рода конфессиональную группу? Но этому препятствует еврейская идентификация, которая все же основывается на понятии «еврейский народ». Наиболее приемлемым для описания этого явления представляется понятие цивилизации, позволяющее на социоантропологическом уровне говорить не столько о еврейском народе, сколько о еврейской цивилизации». При этом цивилизация понимается как «исторически формирующаяся на основе специфического, зафиксированного письменной традицией комплекса культурных текстов макрокультурная модель, определяющая пределы, внутри которых могут варьироваться формы культурного и социального выражения принадлежащих к ней человеческих коллективов». Примерами цивилизаций могут служить христианская, исламская, индийская и китайская цивилизации. Соглашаясь в целом с выводом о том, что «еврейство в чистом виде не укладывается в парадигму нормальной этнической общности», концепция еврейства как цивилизации представляется спорной и достаточно дискуссионной [Милитарев А., 2000].

Эмпирические исследования позволяют охарактеризовать содержательные особенности национальной идентичности российских евреев [Гительман Ц. и др., 2000]. Для российских евреев конца 90-х характерно «размытое» национальное самосознание. Большинство опрошенных определяют свою национальную самоидентификацию как «русский еврей» или «россиянин», осознавая себя одновременно русскими и евреями. Увеличивается количество людей, относящих себя к евреям, но обладающих лишь частично еврейским происхождением. В силу роста межнациональных браков среди евреев, особую актуальность приобретают исследования факторов формирования еврейской идентичности у потомков смешанных браков [Носенко Е., 2000].

Как и в других странах, наиболее важными аспектами еврейской национальной идентичности являются общность происхождения («еврей по крови»), религия (иудаизм) в контексте проблем антисемитизма. Однако соотношение этих аспектов в России имеет свою специфику.

Так, для евреев, проживавших в Советском Союзе, первостепенное значение имела графа «национальность» в паспорте, так называемый «пятый пункт». С этим определением непосредственно связан другой важнейший аспект идентичности российских евреев - антисемитизм. 56% опрошенных выделяют его как фактор, оказавший наибольшее влияние на формирование национального самосознания респондентов [Гительман Ц. и др., 2000]. Для большинства евреев советского союза осознание себя евреем было связано в первую очередь с негативным эмоциональным опытом. Более половины представителей еврейской молодежи в России по данным опроса 1994 года испытывают на себе те или иные акты антисемитизма. Наряду с преступностью, голодом, нищетой, основной угрозой их будущему в России 50% еврейских подростков называют перспективу усиления национализма [Собкин В., Грачева А., 1998]. В закрытых или традиционных обществах ощущение дискриминации может способствовать чувству групповой солидарности. Напротив, в открытых обществах действует обратный процесс - ослабления связи молодого поколения с группой, испытавшей дискриминацию. Поскольку Россия в настоящее время занимает промежуточное положение между закрытым авторитарным и открытым обществом, то в ней, в том числе среди евреев (особенно среди потомков межэтнических браков), имеют место оба процесса.

В то же время иудаизм и сугубо религиозные ценности для большинства евреев России не играют существенной роли в формировании их национальной идентичности. Доля верующих иудеев, соблюдающих практику и традиции иудаизма в повседневной жизни, крайне мала (2-5% по данным разных исследований). Столь же незначительный вклад в еврейское национальное самосознание вносят такие существенные факторы как государство Израиль и Холокост, для евреев США, в отличие от российских евреев, являющиеся базовыми символами еврейства.

В связи с возрождением еврейской национальной жизни в постсоветской России сложилась уникальная ситуация, напоминающая префигуративную культуру, описанную в исследованиях М. Мид [Мид М., 1988]. Парадоксальность ситуации заключается в том, что младшее поколение, которое имеет возможность и активно приобщается к своей национальной культуре, выступает транслятором национальных норм, ценностей и моделей поведения по отношению к старшему поколению [Собкин В., 2001]. В современной ситуации родители зачастую учатся у своих детей. Бабушки, дедушки и родители современных еврейских подростков были практически вычеркнуты из еврейской культуры. Поэтому они не могли дать своим детям национальное воспитание, как это обычно бывает в стабильном обществе. На сегодняшний день на первом месте среди институтов национальной социализации стоят еврейские образовательные и общинные организации, через которые происходит процесс приобщения российских евреев к своей национальной культуре.

В заключение можно сказать, что еврейская идентичность представляет собой комплексную проблему и определяется религией, этничностью, психологией и политикой, происходящими в контексте социальных изменений.

Центральным моментом для нас является проблема переживания идентичности как целостности. В данном аспекте когнитивно - ориентированные авторы обсуждают взаимосвязи различных компонентов Я, таких как Я - Реальное, Я - Идеальное, Антиидеал. Эти компоненты задают направления психосемантических исследований [Грачева А., 1995, 1998; Собкин В., Грачева А., Нистратов А., 1990], которые могут быть использованы для процедуры изучения идентичности.

В то же время когнитивный подход не позволяет раскрыть аффективный и ценностный компоненты переживания идентичности. Данные аспекты проблематики идентичности задают психоаналитический, гуманистический и нарративный подходы к исследованию. Из них следует, что идентичность, как психологическая структура, актуализируется в определенные, ценностно-значимые и аффективно - наполненные моменты, связанные с личностным самоопределением. Нарративный подход подчеркивает возможность изучения идентичности через повествовательный текст. В настоящем исследовании мы обращаемся к особым текстам культуры, в которых происходит актуализация переживания национальной идентичности - к еврейским анекдотам.

Исследование данных текстов, выступающих материалом для изучения идентичности, предполагает, в первую очередь, обращение к социально-психологическим аспектам проблемы комического.

 

АВТОР: Копылкова Е.А.