20.04.2012 11333

Общепсихологический аспект проблемы общения

 

В последние годы в психологической науке наблюдается усиление внимания к методологическим, теоретическим, экспериментальным и прикладным проблемам психологии общения и взаимодействия людей. И это не случайно. Скорее всего, подобный интерес является реакцией на происходящие в мире социальные и психологические изменения, своеобразной формой ответа ученых на потребность времени.

Основная цель общения - поддержка единства сообщества, его культуры. Это особенно актуально в наше переломное время, когда происходят масштабные геополитические процессы, а мировое сообщество постоянно находится в движении: происходит то его дифференциация, то новая консолидация. И, как справедливо отмечал А.А. Бодалев, «без научного освещения феноменологии, закономерностей и механизмов этого многомерного полифункционального процесса, каковым общение является, нельзя создать общей теории формирования психики человека и развития его личности. Без такого освещения нельзя сконструировать научно обоснованный методический инструментарий для практической работы с людьми в сфере обучения и воспитания, производственного труда, отдыха, быта, обеспечения здоровья людей».

Общение является объектом специального изучения философов (Б.Д. Парыгин, М.С. Каган, А.А. Брудный, В.М. Соковнин, и др.); социологов (Г.М. Андреева, И.С. Кон, Н.В. Телюк и др.); педагогов (С.В. Кондратьева, Т.И. Конникова, А.А. Мудрик и др.); психотерапевтов (В.Н. Мясищев, В.Л. Леви, А.Б. Добрович); психологов (А.А. Бодалев, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Панферов и др.).

Следует заметить, что, несмотря на пристальный интерес к проблеме общения, в настоящее время нет единого и общепризнанного определения категории общения. Как отмечает А.А. Леонтьев, ссылаясь на данные Фрэнка Денса, лишь в англоязычной литературе, опубликованной до 1996 года, насчитывается 96 определений общения.

В зависимости от того, что понимается под сутью межличностного общения, в зависимости от аспекта исследования, можно определить несколько подходов. Одни авторы считают главным передачу информации и в этом видят важнейший атрибут межличностного общения (А.А. Брудный, Ю.Д. Примак); другие считают, что важнейшая характеристика общения -понимание (А.А. Бодалев, М.М. Бахтин, СЛ. Выготский и др.); третьи рассматривают общение как вид человеческой деятельности (Г.М. Андреева, М.С. Каган, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина и др.). Общение исследуют как межличностное взаимодействие (М.С. Каган, Б.Ф. Ломов, Л.И. Анциферова); как обмен сообщениями, ценностями, мыслями, чувствами (Л.И. Анциферова, М.С. Каган, А.А. Леонтьев, Х.И. Лийметс, В.В. Семенов); как интеграцию, согласие, взаимосвязь (Ю.Л. Ханин, Т. Шибутани); как отношение (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, К.А. Абульханова-Славская).

Основатель отечественной психологии В.М. Бехтерев определял общение как механизм объединения людей в группы, как условие социализации личности. Социальную роль и функции общения он рассматривал на примере специфических видов общения: подражания и внушения. «Не будь подражания, не могло бы быть и личности как общественной особи, а между тем подражание черпает свой главный материал из общения с себе подобными, между которыми благодаря сотрудничеству развивается род взаимной функции и взаимовнушения».

Отечественные психологи, например В.А. Кан-Калик, предлагают классификацию функций общения. Они выделяют информационно-коммуникативную функцию, включающую в себя ориентирование на собеседника, отражение в сообщении личного отношения, выбор речевых средств и ситуаций информирования, предвидение реакций партнера, учет индивидуальных особенностей собеседника; функцию познания людьми друг друга, реализующуюся во внимании к партнеру, развитии коммуникативной памяти (запоминание тональности прежнего сообщения с конкретным человеком), наблюдательности, умении анализировать внешнее поведение людей, позу, жесты, мимику. Сюда же относятся: отдельно выделяемая функция взаимопонимания, а также функция организации межличностных отношений и функция взаимовлияния людей друг на друга. В данной классификации акцент делается на процессах социальной перцепции, которые исследуются психологической школой под руководством А.А. Бодалева.

В наиболее обобщенных классификациях выделяются три функции общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная (Г.М. Андреева).

Коммуникативная сторона общения связана с выявлением специфики информационного процесса между людьми как активными субъектами, то есть их установок, целей, намерений.

Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается «прочтением» за физическими характеристиками человека его психологических свойств и особенностей.

Основными механизмами познания другого человека считаются идентификация (уподобление) и рефлексия (осознание того, каким воспринимают субъекта познания другие люди).

Известно, что все функции человека являются его функциями как субъекта психической деятельности. Классификация функций человека как субъекта общения наиболее тщательно и полно разработана В.Н. Панферовым. Ее основаниями являются психические, социально-психические и социальные свойства личности, дифференцированные в соответствии с шестью основными функциями общения: коммуникативной, информационной, когнитивной, эмотивной, конативной, креативной. Каждая из перечисленных функций может стать доминирующей в зависимости от содержательного контекста совместной деятельности, но все они, по мнению В.Н. Панферова, трансформируются в одну главную функцию общения - регуляторную, осуществляющую социально-психологическую регуляцию в процессах взаимодействия людей.

В качестве еще одного основания классификации функций человека как субъекта общения называются гаоссеологические формулы, характерные для каждой из шести функций общения и образующие последующую зависимость: человек - канал - знак - значение - смысл - отношение - поведение - личность.

В этой классификации не постулируется определенной и жесткой последовательности реальной развертки коммуникативных процессов. Понятно, что действительная реализация коммуникативных функций достигается в синкретичном «возвратно-поступательном» процессе, в котором любая из них может первенствовать. Например, задавая течение когнитивных процессов, первичной может стать эмоциональная оценка (первое впечатление). Этап чувственного познания партнера, оставаясь в сфере коммуникативной и информационной функции, также находится за пределами когнитивной функции.

Таким образом, в силу многомерности процесса общения его функции можно классифицировать по разным основаниям. В психологической науке уделяется особое внимание функциональным характеристикам общения. Как показали теоретические и экспериментальные исследования этого вопроса, в настоящее время существует большое разнообразие функций общения, что, по мнению В.Н. Панферова, свидетельствует о многокачественности этого феномена и, в то же время, об определенной логической неупорядоченности в его истолковании. Приведенная выше классификация функций человека как субъекта общения, разработанная В.Н. Панферовым, является попыткой преодолеть подобную логическую неупорядоченность, позволяет сделать обобщение всех явлений человеческой психики по логике их функционирования в процессе общения. Это дает возможность более точно разрабатывать предметное содержание общения в конкретных исследованиях, дифференцировать научные подходы в комплексных и специальных программах изучения механизмов общения, систематизировать феноменологию общения, рассматривать причинно-следственные зависимости между отдельными функциями субъекта общения. Кроме того, на наш взгляд, следует особо отметить выделение большинством авторов приведенных классификаций когнитивной функции общения. Данное обстоятельство, скорее всего, вызвано тем, что эффективное общение невозможно без осмысления воспринятых значений (посредством представлений, мышления, воображения и т.д.). Когнитивная функция реализуется в процессе взаимопознания партнеров по общению, которое направлено на раскрытие их психологических качеств и состояний. Процессы взаимопознания партнеров по общению направлены на интерпретацию отношения « знак - значение» в целях определения психологических значений, характеризующих личность партнера.

Когнитивный компонент в структуре общения выделяют и другие исследователи. Так, Н.Н. Обозов считает необходимым в структуре межличностного взаимодействия говорить о трех взаимосвязанных компонентах: когнитивном (познавательном), аффективном (эмоциональном), поведенческом. По мнению ученого, когнитивный компонент является видовым (наряду с аффективным и поведенческим) и включается в родовое понятие «взаимодействие», раскрывая одну из сторон реального взаимодействия человека с человеком. На существование когнитивного компонента в структуре общения обращали внимание также Я.Л. Коломинский, Б.Ф. Ломов, А.А. Бодалев.

Указанные выше функции и задачи общения, несомненно, являются важными для жизни и деятельности человека. Однако, поскольку нами рассматривается доверие одного человека к другому, мы считаем, что феномен доверия в первую очередь связан с характером взаимоотношений двух общающихся людей. Классики отечественной социальной психологии (С.Л. Рубинштейн, А.А. Бодалев, Я.Л. Коломинский и др.) указывают на важность общения при формировании взаимоотношений между людьми. Человеческая сущность скрыта даже за такой казалось бы «неодушевленной» стороной общения, как его интерактивный аспект. Например, в основании таких форм взаимозависимости людей, как кооперация и конкуренция, лежит их социальная основа, то есть стремление к формированию единого сообщества совместно действующих индивидов или к межгрупповым отношениям противоборствующих коллективных субъектов.

Становится ясным, почему вопрос понимания общения как специфического процесса, выделяемого в особую категорию, или как вида деятельности стал предметом острой дискуссии между А.А.Леонтьевым и Б.Ф. Ломовым, развернувшейся в 1979-80 гг. на станицах журнала «Вопросы философии».

Б.Ф. Ломов, рассматривает общение как явление, не сводимое к деятельности. По его мнению, «даже самый приблизительный анализ процесса общения показывает ограниченность применения схемы, разработанной для изучения деятельности. Общение не укладывается в эту схему. Чтобы преодолеть намеченные выше трудности, нужно либо пересмотреть схему деятельности, либо разработать иной подход к анализу общения». Ученый предлагает рассматривать общение не как систему последовательно сменяющих друг друга воздействий, а как специфическую систему межличностного взаимодействия. Рассматривая вопросы о соотношении различных видов, форм и уровней деятельности в человеческой практике, Б.Ф. Ломов подчеркивает самостоятельность деятельности в явлении общения, выделяя ее составные звенья: процессы обмена информацией, отношения и их регуляция, взаимодействие коммуникантов. По его мнению, общение «охватывает отношения «субъект-субъектные». В анализе этих отношений раскрываются не только действия того или иного субъекта или воздействия одного субъекта на другого, но процесс их взаимодействия, в котором обнаруживается содействие, согласие, сопереживание и т.п.». Б.Ф. Ломов считает, что рассмотрение субъект-субъектных отношений только в качестве сопутствующих субъект-объектным не позволяет выделить исследователю многие существенные характеристики общения: в этом случае он ограничивается анализом собственной деятельности. Для психологического анализа деятельности общения более продуктивно использование понятия совокупного субъекта совместной деятельности. Совокупный субъект предполагает наличие, как минимум, двух индивидов, участвующих в общении.

Совокупный субъект обладает системой качеств, отличной от суммы качеств, входящих в него индивидов. Совместная деятельность предполагает совокупный субъект, а общение является условием и способом формирования этого субъекта.

Большинство психологов едины в том мнении, что общение значимо для индивидов. Функции общения дифференцируются в зависимости от выполняемой ими в жизни и деятельности человека роли. В трудах Б.Ф. Ломова разработана наиболее подробная классификация функций общения. Ученый по разным основаниям классификации выделяет две их группы. Первая группа включает информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную и аффективно-коммуникативную; вторая -организацию совместной деятельности, межличностное познание и развитие межличностных связей. На наш взгляд, доверием, которое возникает между общающимися субъектами, непосредственно определяется вторая группа функций. Так, например, при возникновении недоверия между «со-деятелями» нормальная организация совместной деятельности будет нарушена, а система в целом, в которую они включены, будет испытывать сильное напряжение и тенденцию к разрушению.

Таким образом, сущность общения и явления доверия - не доверия связаны с более глубокими законами существования социальных систем и развития человеческих сообществ, а не только с проблемами согласования действия отдельных индивидов.

Следует ожидать, что линия водораздела будет проходить как раз в сфере проблемы социальной идентичности. Можно предположить, что идентичность личности и является тем основным эмоционально-когнитивным условием, которое мотивирует человека доверять или не доверять другому. Чем больше человек видит и осознает в другом человеке как со-участнике в жизни и деятельности качеств, индивидуально-типологических особенностей, тем большим становится количество параметров, по которым оценивается мера доверия другому.

По нашему мнению, развитие доверительного общения в первую очередь будет зависеть от результатов идентификации, поскольку социализованная и самодостаточная личность больше всего доверяет себе. Следовательно, у нее максимальным доверием будет пользоваться тот с кем она себя идентифицирует, то есть тот «другой», с кем она переживает свое сходство. Поэтому проблема идентичности становится ключевой при исследовании проблемы формирования доверия.

 

АВТОР: Корнев С.А.