20.04.2012 4001

Психофизиологические особенности использования Интернет-технологий

 

Овладение студентами профессиональной деятельностью и следование логике продвижения к нему предполагает прохождение ими ряда этапов. Каждый из этих этапов знаменует достижение будущим специалистом новых уровней профессиональной компетентности, таких как профессиональное становление (способность самостоятельно выполнять служебные обязанности); обеспечение стабильности в работе (гарантированное, своевременное и качественное выполнение служебных задач); восхождение к профессиональному мастерству (творческий, эффективный труд, реализующий индивидуальные способности и возможности).

В нынешних условиях главный смысл совершенствования подготовки специалистов состоит в том, чтобы на основе психологического анализа всех сторон профессионального труда и его требований к кадрам создать персонифицированный учебно-воспитательный процесс. Его особенность состоит в том, что обучаемый не только накапливает знания и приобретает необходимые навыки, но и гармонично развивается. При этом ему представляется возможность с помощью Интернет-технологий и на основе использования методов активного обучения (деловые и организационно-деятельностные игры и др.) и моделей самоуправления, непосредственно включиться в процесс освоения будущей профессиональной деятельности.

Следует заметить, что в развитии личности обучаемого существенное значение имеет самосовершенствование. Наиболее полно оно проявляется в двух взаимосвязанных формах - самовоспитании и самообразования, которые взаимодополняют друг друга и оказывают влияние на характер работы обучаемого над собой. Вместе с тем - это и два относительно самостоятельных процесса, которые имеют как общие, так и отличительные особенности.

В педагогике под самовоспитанием в его развитом виде понимается организованная, активная, целеустремленная деятельность обучаемого по систематическому формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств личности в соответствии с осознанными потребностями отвечать требованиям дальнейшей профессиональной деятельности. В ходе самовоспитания все стороны личности (убеждения, мировоззренческие позиции, чувства, воля, привычки, черты характера, другие качества, конкретные результаты деятельности и поведения) становятся предметом постоянного анализа, изучения и изменения.

Иными словами, самовоспитание - это деятельность человека, направленная на совершенствование своей личности. В процессе самовоспитания личность выступает как субъект воспитательного процесса. Самовоспитание непосредственно зависит от содержания человека, его интересов, отношений, характерных для того или иного возраста. Самовоспитание сопутствует воспитанию и в то же время становится его результатом.

Самообразование в отличие от самовоспитания выступает как его целеустремленная самостоятельная работа личности по обновлению и совершенствованию имеющихся знаний, умений и навыков, с целью достижения желаемого уровня профессиональной компетентности.

Самообразование - это способ индивидуальной и групповой саморегуляции сферы знания. В первом случае регулятивный процесс обусловлен личностными потребностями, во втором - групповыми. По словам Е.А. Щуклиной, выступая механизмом актуализации знания, самообразование инициирует развитие социального субъекта и предотвращает его саморазрушение. Эффективность самообразования определяется мерой соответствия стратегии самореализации личности развитию социального целого.

Как видим, самообразование тесно связано с образованием: не может быть самообразования без образования, и наоборот.

Сегодня самообразование рассматривается не просто как желаемый, но и как обязательный компонент профессиональной подготовки любого специалиста. Благодаря самообразованию расширяется интеллектуальная сфера личности обучаемого, развивается аналитическое мышление, идет активный процесс накапливания профессиональных знаний. Оно выступает важнейшим путем общекультурного развития и становления профессионализма.

Исходя из изложенного, возможно предположить, что при проектировании и использовании Интернет-технологий, необходимо опираться на основные идеи теории саморазвития и самосовершенствования. Такая теория создана в рамках новой науки - акмеологии (акме - вершина, логос - наука), возникшей на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающей феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии, профессиональную деятельность и факторы, содействующие и препятствующие достижению вершин жизни.

Среди основных задач акмеологии, решение которых позволяет определить некоторые педагогические подходы к внедрению Интернет-технологий в вузах, можно выделить следующие:

- определение характеристик, которые должны быть сформированы у обучаемого на разных ступенях его развития, чтобы он во всех отношениях смог успешно проявить себя в зрелости;

- динамическое отслеживание факторов, определяющих качественно-количественные характеристики полноценного акме;

- постижение сущности профессионализма и путей, ведущих к нему, изучение труда профессионалов экстра-класса в разных областях деятельности для того, чтобы выделить то общее, что их объединяет, и таким способом научно раскрыть содержание выявленного профессионализма;

- изучение зависимости между особенностями профессионализма зрелого человека и другими его проявлениями вне сферы профессиональной деятельности;

- определение на основе комплексных разработок стратегии и тактики организации и практического осуществления процесса перехода начинающего свою самостоятельную деятельность специалиста на более высокие уровни профессионализма;

- создание методического инструментария, позволяющего выявить и оценить достигнутый уровень профессионализма как отдельного человека, так и отдельных общностей.

Анализ отечественной литературы показывает, что основная акмеологическая закономерность состоит в том, что главным стимулом к саморазвитию отдельного человека и целостного профессионального коллектива является изучение ими результатов собственного труда, диагностирование причин своих успехов и неудач, самостоятельное принятие решений о путях собственной деятельности, а также самостоятельная оценка меры продвижения в направлении достижения искомого результата.

Однако побудительные причины, или импульсы саморазвития, совершенствования, высокая мотивация достижения являются условиями, необходимыми для достижения состояния «акме», но далеко не всегда достаточными. Важно вооружить личность соответствующими методами или акмеологическими технологиями, которые помогли бы не только выбрать соответствующие пути саморазвития и самосовершенствования, но и преуспеть в них. Желательно также, чтобы эти процессы находились под контролем или самоконтролем. Для этого при проектировании образовательных Интернет-технологий необходимо использовать количественные методы, позволяющие не только отслеживать, но и корректировать процессы достижения высокого профессионализма. Такие методы нужны для успешного усвоения продуктивных технологий деятельности, которые являются условием профессионализма.

Исходя из сказанного, а также учитывая широчайший спектр потенциальных пользователей ресурса, можно сформулировать некоторые требования, которые должны быть предъявлены к самообразовательному Интернет-ресурсу, доступному самой разнообразной аудитории, и претендующему на популярность и активное использование:

- Предельно доступное изложение материала.

- Максимальное снижение использования узкоспециальной, научной и псевдонаучной терминологии и лексики, злоупотребление которой мешает восприятию недостаточно подготовленному в той или иной области знаний человеку.

- Учет психологии визуального восприятия учебного материала. Размер шрифта, межстрочных расстояний, расположение и компоновка материала должны исходить не из экономической выгоды и не из устоявшихся стандартов (как это может происходить в книжных или видео- и аудио изданиях), а исключительно из психологических особенностей восприятия.

- Параллельное применение в учебном пособии нескольких форм подачи и организации материала. Это позволяет человеку в зависимости от его индивидуальных особенностей, от этапа, на котором он находится или при возникших затруднениях не откладывать (порой навсегда) пособие в сторону, а перейдя от одного раздела к другому, самостоятельно преодолевать возникающие проблемы.

- Использование одновременно нескольких видов справочных систем, позволяющих находить нужную информацию по разным системам поиска информации, не прибегая к посторонней консультационной помощи.

- Использование навигационного меню, позволяющего легко и быстро переходить к любому разделу образовательного ресурса.

- Осторожный, взвешенный подбор сведений из смежных областей знания.

- Необходимость тщательной продуманности объёма изучаемого материала, располагаемого в данный конкретный момент времени на рабочем экране, что позволяет повлиять на восприимчивость материала и удержание концентрации внимания на главной идее темы.

- Стремление к наибольшей минимизизации объема и количества предлагаемых тем, что позволяет создавать ощущение довольно легкого и быстрого преодоления материала с максимальным пониманием его сути.

- Активное, но рационально оправданное использование внутренних ссылок Интернет-ресурса позволяет обучающемуся, не тратя времени на долгие раздражающие поиски, освежить в памяти пройденный раньше материал о каждом упоминаемом термине или правиле. Непомерное же злоупотребление ссылками приводит к невозможности концентрации внимания на основной линии учебного материала, особенно когда речь идет о поурочных обучающих системах.

- Уделение особого внимания в обучающих разделах начальным стадиям обучения. При этом, проработка деталей, должна постепенно сменяться на все большую самостоятельную активность обучающегося, опирающуюся на использование справочных систем.

Из приведенного, далеко неполного списка, самым существенным и решающим, как показывает опыт, является продуманность подхода к организации структуры образовательного ресурса. Обязательное присутствие нескольких взаимно дополняющих друг друга разделов (обучающих, справочных, демонстрационных) позволяет сделать процесс самообразования наиболее эффективным.

Достичь высокого уровня в учебной деятельности студенты смогут тогда, когда будут обладать технологиями самопознания, смогут интегрировать объективные и субъективные факторы достижения вершин с целью формирования профессиональной самостоятельности, самосознания (самоорганизованность, самообразование, самоконтроль) и профессиональной устойчивости.

Отсюда ясно, что цель образования на современном этапе заключается в развитии потенциальных возможностей личности в процессе самоактуализации и самовыражения.

Новые подходы к качественно измененному содержанию высшего образования, обеспечение научно обоснованной системы дидактических, информационных и технических мероприятий помогают студенту полноценнее проявить себя на соответствующем этапе обучения. Существенную роль здесь должны сыграть потенциально высокие дидактические возможности образовательных Интернет-технологий и акмеолого-педагогические подходы к решению задач компьютеризации обучения.

Особенности Интернет-технологий, как показывает анализ педагогической практики компьютерного обучения в вузах и экспериментального обучения в рамках настоящего исследования, во многом способствуют развитию личности студента и расширению сферы проявления ее потенциальных возможностей. Вместе с тем этот процесс сопровождается определенными трудностями, преодолеть которые можно только при серьезном учете акмеолого-психологических закономерностей формирования личности обучаемого в процессе информатизации образования.

Для исследования становления и функционирования личности будущего специалиста в условиях применения образовательных Интернет-технологий в данной работе использовался методологический принцип единства потенциального и актуального в развитии профессионала, позволяющий учесть не только роль социальных условий в их реальном действии на личность, но и потенциальные характеристики самой личности.

Проблема потенциальных возможностей и их реализации в той или иной мере рассматривалась в работах Б.Г.Ананьева, С.Л.Рубинштейна, Д.Н.Узнадзе. Определяя иерархию качеств в данном контексте, необходимо обязательно устанавливать, какие из них являются незаменимыми у действительно настоящего профессионала в конкретной сфере, а какие могут быть без ущерба для деятельности замещены, скомпенсированы другими качествами.

Однако не все потенциальные возможности индивида могут быть реализованы на разных этапах его развития из-за отсутствия благоприятных условий (стимуляторов) или возможности ограниченного количества природных потенций обслуживать весьма разнообразные способности. Поэтому компьютерные средства обучения, входящие в состав Интернет-технологий, вполне могут выступать в виде качественно новых дидактических стимуляторов. Они создают условия для эффективного усвоения материала каждым обучаемым, увеличения познавательной емкости и продуктивности занятий, обеспечения положительной мотивации обучения, сокращения непроизводительных затрат времени при проведении занятий и формирования профессиональных качеств личности будущего специалиста.

В современных условиях развития Интернет-технологий нельзя не отметить и проблемы, связанные с несовершенством компьютерных средств обучения, компьютерных образовательных программ и технологий их применения. Речь идет о диалоге «человек-машина», об использовании отдельных видов КомСО (компьютерных средств обучения) и поддерживающих их КОП (компьютерных обучающих программ). Они остаются относительно скудными, примитивным, что сужает поле творческой деятельности и активности студентов. При этом происходит излишняя алгоритмизация их мыслительной деятельности; а длительная работа за дисплеем приводит к негативным физиологическим последствиям (снижаются функции восприятия, переработки информации, концентрации внимания, возрастает утомляемость зрения).

Изучение этих проблем в вузах показало, что 58% студентов испытывали психологическую напряженность в процессе работы с ЭВМ, которая была вызвана главным образом следующими причинами: слабыми навыками работы обучаемых (35% опрошенных); дефицитом времени на решение задач (12%); информационной перегрузкой (1%); информационной недогрузкой (6%); однообразным предъявлением информации, повторением рабочих движений (2%); другими причинами (2%).

Из сказанного следует, что при проектировании и дальнейшем использовании образовательных Интернет-технологий необходимо уделять самое серьезное внимание учету всех негативных факторов, которые могут быть сопровождать их применение. С этой целью акмеолого-педагогические подходы к решению задач компьютеризации учебного процесса в вузе должны быть обязательно реализованы. Это будет способствовать более полному развитию и профессиональному становлению личности обучаемого в условиях информатизации образования в системе профессиональной подготовки специалистов.

Любой дидактический процесс, независимо от применяемых педагогических технологий и изучаемых дисциплин, имеет трехкомпонентную структуру: мотивационный (целевой) этап, этап собственной познавательной деятельности обучаемого и этап управления этой деятельностью.

Понятием мотивация в психолого-педагогических науках обозначается процесс, в результате которого определенная деятельность приобретает для индивида известный личностный смысл, создает устойчивость его интереса к ней и превращает внешне заданные цели деятельности во внутренние потребности личности. Поскольку мотивация - это как бы внутренняя движущая сила действий и поступков личности, одно из необходимых условий ее активного включения в учебную работу связано с использованием Интернет-технологий.

В этой связи иметь в виду, что мотивационно-ценностная сфера личности (потребности, установки, ценности) лежит в основе любой познавательной деятельности. Объясняется это тем, что обучаемый сам старается определить цели своего учения, регулирует этот процесс и оценивает его успешность. При этом потребности, трансформированные в мотивы, способствуют формированию различных уровней мотивации профессионального становления личности в условиях вуза. Всего выделяется три таких уровня.

Начальный (внешний) уровень мотивации связан с тем, что потребность в профессиональном развитии побуждается внешним социальным или узколичностным мотивом (должностные обязанности, служебная карьера и др.). Он обусловливает внешнее (формальное) отношение к учебно-познавательной деятельности.

Основной (внутренний) уровень мотивации достигается тогда, когда потребность специалиста «находит» себя в предмете, которым являются объективно необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности знания, умения, навыки, профессиональные позиции и развитые (адаптированные) психологические особенности. Такая «опредмеченная потребность» становится внутренним мотивом профессионального развития специалиста.

Высший (внутренний) уровень мотивации отражает потребность обучаемого в развитии и продуктивной реализации своего творческого потенциала. Его основой выступают высокие притязания специалиста на самореализацию в учебно-познавательной деятельности, которая принимается им как высший и главный приоритет. Задействование творческого потенциала обеспечивает наилучшее удовлетворение потребности в самореализации. На данном уровне мотивации заметную роль играет мотивация достижения. Она характеризуется стремлением обучаемого выполнить работу на высоком уровне качества, проявить свое личное мастерство и индивидуальные способности.

Следует отметить, что степень осознанности потребности пополнять свои знания у разных людей не одинакова. У студентов часто на первый план выступают прагматические мотивы, связанные с решением частных, ситуативных задач. В этих условиях особенно важно, применяя Интернет-технологии, предусмотреть специальные меры по стимулированию учебной деятельности, поддержанию положительной мотивации к учению, созданию благоприятного режима работы. Необходимо вовлекать обучаемых в самостоятельную деятельность учения, имитируя практику, многократно усиливать возможности анализа и синтеза явлений и процессов.

Проведенные к настоящему времени исследования показывают, что именно КомСО являются теми средствами, которые создают необходимые предпосылки для возникновения внутренней мотивации деятельности личности в условиях применения Интернет-технологий, особенно тогда, когда они способны адаптироваться к характерологическим особенностям обучаемых, стилю их мышления, уровню имеющихся знаний. В этом случае студенты начинают получать удовольствие от самого процесса учения, независимо от внешних мотивационных факторов. Этому способствует и то, что при использовании Интернет-технологий компьютеру могут быть переданы отдельные функции преподавателя. ЭВМ может выступить в роли педагога-репетитора, который способен показать ошибку и намекнуть на правильный ответ; повторять задание снова и снова, не выражая ни раздражения, ни досады; «дружелюбно» обращаться с пользователем и в какой-то момент даже оказать ему существенную помощь.

Как показывают наши наблюдения, большинство студентов уже на ранних стадиях обучения в вузе прекрасно осознают необходимость применения ЭВМ в своей деятельности, что учебный процесс по своей сути все более приближается к производительному труду, а в идеале сливается с ним. Особенно этот эффект усиливается, если учебные задачи, решаемые в рамках использования Интернет-технологий, связаны с практической деятельностью будущего специалиста или представляют интерес в его сегодняшней учебной работе. Наиболее результативна в данном случае такая методика создания мотивации, при которой преподаватель обращается к формированию представления студента о роли данного предмета в его будущей деятельности для успешного решения профессиональных задач. Основное внимание при этом уделяется не столько специальному подбору учебного материала, сколько правильному формированию позитивных ценностных ориентации обучаемых по отношению к учению, к изучаемому предмету и к учебной работе в целом. Учитывая, что в юношеском возрасте интересы принимают направленный характер, а умственная деятельность характеризуется самостоятельностью мышления, применение ЭВМ как инструмента профессиональной деятельности создает мотивацию «со сдвигом на конечную цель», что в профессиональной подготовке особенно важно.

Интернет-технологии, используемые в образовательных целях, предусматривают обеспечение студентов четкой и адекватной информацией о продвижении в обучении, поддерживает их компетентность и уверенность в себе, стимулируя тем самым внутреннюю мотивацию. Познавательный процесс находится под контролем самого обучаемого: он чувствует ответственность за собственное поведение, объясняет причины своего успеха не внешними факторами (легкость задачи, везение), а собственным старанием и усердием. Именно эта схема «неуспех-недостаточность усилий» является, по мнению психологов, наилучшей для сохранения и развития мотивации учения. Интернет-технологии могут оказывать решающее влияние и на формирование позитивного отношения к учению. Во многих обучающих программах реализуется принцип побуждения студентов к поиску, когда компьютер в случае ошибочного решения дает ориентирующие указания, направляя тем самым их действия. Эффективная обучающая система в конечном счете обеспечивает исправление ошибок и позволяет довести решение задачи до конца. Благодаря этому устраняется одна из распространенных причин отрицательного отношения к учебе, а именно неудачи в решении учебных задач.

Поддерживать стимулы к обучению можно, создавая ситуацию успеха в учении. Для этого, применяя Интернет-технологии, необходимо предусмотреть градацию учебного материала с учетом зоны ближайшего развития для групп обучающихся с разной базовой подготовкой, разными навыками выполнения умственных операций и интеллектуальным развитием, т.е. необходимо наличие банка данных с задачами разной степени сложности, несколькими методами и формами подачи одного и того же учебного материала.

Следует отметить, что мотивация студентов к применению в образовательном процессе Интернет-технологий на протяжении всего периода обучения их в вузе не только не снижается, но и возрастает от курса к курсу.

Особое значение в создании положительной мотивации к применению Интернет-технологий играет возможность управления процессом познавательной деятельности. Каждый обучаемый объективно ставится в условия, когда он не просто считывает информацию с компьютера, а предвосхищая в последующей деятельности контроль со стороны КОП, вынужден искать наиболее значимую ее часть. Это обстоятельство «запускает» в процесс поиска ответа на каждый вопрос элементы непроизвольной памяти, создает своего рода микропроблемную ситуацию.

По утверждению американского психолога М. Ксикзентмихали внутренняя мотивированность возникает только в тех случаях, когда в деятельности личности сбалансированы «надо» и «могу», когда приведено в гармонию то, что должно быть сделано и то, что человек может сделать. Если в восприятии личности эти два параметра деятельности - требования и способности-соответствуют друг другу, то создаются необходимые условия для того, чтобы в деятельности возникла внутренняя мотивация.

Можно выделить следующие группы мотивов пользователей Интернет с образовательной целью.

- Деловой мотив. Для большинства студентов как пользователей работа в Интернете является составной частью профессиональной деятельности, направленной на достижение конкретной цели, т.е. результата. Это может быть поиск конкретной информации, контакты и взаимодействие с определенным человеком, организация работы какого-либо подразделения и т.д. Ориентация на конкретный деловой результат и служит индикатором наличия так называемой деловой мотивации.

- Познавательный мотив. Этот мотив связан с получением новых знаний, он может иметь различные характеристики в зависимости от направленности познавательного интереса студента. Предметом познавательного отношения в компьютерных сетях могут быть новые сервисные возможности, различная гипертекстовая информация, новые люди, идеи и мнения, визуальные и слуховые образы.

- Мотив общения (коммуникативный мотив). Он характеризуется поиском новых знакомств, людей с близкими интересами, обменом мнениями, обретением нового круга друзей и единомышленников. Он связан с естественной для человека потребностью в обмене знаниями, мнениями, эмоциями с себе подобными.

- Корпоративный мотив (мотив сотрудничества). Большинство видов деятельности человека носит социальный характер, как по своему содержанию, так и по своей структуре. Это означает, что деятельность предполагает разделение функций между людьми, сотрудничество между ними, обмен результатами деятельности, совместное решение проблем по ходу работы. Значительная часть людей работает в условиях совместной деятельности. Ориентация на сотрудничество (а не просто на общение) с другими пользователями при работе в Интернете служит индикатором корпоративной мотивации.

- Мотив самоутверждения. В основе этого мотива лежат глубинные психологические явления - самооценка личности, уровень притязаний, мотивация достижения. Деятельность человека часто носит достиженческий характер, при этом нередко приходится доказывать себе и другим собственную состоятельность, ценность. Самоутверждение может осуществляться в различных видах деятельности в зависимости от типа личностных ценностей субъекта. Наряду в другими данный мотив часто относят к числу базовых мотивационных образований человека.

- Мотив аффилиации. Данный мотив является выражением социальной сущности деятельности и личности человека. Он проявляется в потребности каждого принадлежать к определенной группе, принимать ее ценности и следовать им, занимать собственное место в структуре группы.

- Мотив самореализации и развития личности. Значительная часть пользователей осознает влияние работы в Интернете на собственную личность и деятельность. Это влияние касается развития познавательных возможностей, игровой деятельности, особенностей общения, формирования интересов личности. Осознанное стремление к реализации и развитию собственных возможностей (познавательных, коммуникативных и т.д.) и формирует мотив развития личности при работе в Интернете. Данный мотив имеет выраженный творческий характер. Работа в Интернете дает человеку возможность проявить свои творческие способности, например, создать новый программный продукт, высказывание в телеконференциях, ресурсах WWW и т.д. Это позволяет человеку реализовывать свои творческие потенции, дает возможность получить оценку своего творчества со стороны значимых и компетентных экспертов.

Применение Интернет-технологий в образовательных целях способствует предоставлению реальной свободы обучаемым в выборе учебных задач и вспомогательной информации в зависимости от их индивидуальных способностей и наклонностей. Такая тенденция к дифференциации и индивидуализации обучения позволяет гораздо большему числу студентов обрести уверенность в учебном труде, привести в соответствие требования и сложность заданий с уровнем их способностей и возможностей. Общение с ЭВМ не надоедает, так как чем больше обучаемые работают с машиной, тем больше узнают нового. Большую ценность представляет возможность при использовании Интернет-технологий обеспечивать послепроизвольное внимание, что подтверждается результатами проведенных исследований. Работа в условиях применения Интернет-технологий дает обучаемому такой заряд активности, настолько увлекает его, что он уже забывает о времени и заканчивает свою работу, как правило, лишь после неоднократных напоминаний преподавателя. Это создает благоприятную психологическую обстановку и указывает на устойчивое внимание обучаемых при работе с ЭВМ. Возможность выдавать информацию с учетом индивидуальных особенностей восприятия пользователей позволяет снять напряженность, что положительно влияет на эмоциональное состояние студентов.

Процесс познания не возможен без запоминания, являющегося его существенной и неотъемлемой частью. Обучаемые в процессе усвоения нового материала должны в обязательном порядке пройти стадию свободного и сознательного воспроизведения материала. Это позволяет заложенная в компьютерную обучающую программу возможность повторить ее просмотр в условиях высокой эмоциональности и непроизвольной активизации внимания, что в особой мере способствует созданию соответствующих внутренних мотивов, позволяющих обучаемому решать поставленные перед ним дидактические задачи.

Предусмотренные в Интернет-технологиях возможности активного самоконтроля позволяют студенту выявлять степень рассогласованности между заданной для усвоения информацией и фактически усвоенной. При этом процесс запечатления материала усиливается за счет включения в него ряда мыслительных операций и в частности, сравнения и обобщения. Такой процесс протекает на следах гибкой кратковременной памяти, позволяющей обучаемому быстро корректировать свой ответ и исправлять допущенные ошибки, повышает умственную активность, обеспечивает организацию и поддержание внимания.

Проведенный в рамках исследования эксперимент показал, что в условиях применения в обучении Интернет-технологих складывается более благоприятная ситуация для проявления индивидуальных форм мотивации у студентов, происходит переход от «маскировочных» ролевых мотивов к реально действующим, личностным. Обучение с применением Интернет-технологий позволяет формировать у них позитивное отношение к учению; поддерживать их компетентность и уверенность в себе, стимулируя тем самым внутреннюю мотивацию; повысить объективность самооценки, дисциплинированность и интеллектуальную активность, самочувствие и настроение и тем самым эффективность обучения в целом.

Применение Интернет-технологий является одним из факторов развития и индивидуализации стратегии деятельности субъекта, ее мотивационной, личностной регуляции. Успешность учебной деятельности с их использованием достигается, если имеется поисковая активность, рождающаяся из мотивационной сферы, в которой присутствует цель, достигаемая через формирование плана действий. Побудительными мотивами применения Интернет-технологий на данном этапе развития компьютерного обучения в вузах выступают: более высокая интенсивность работы, ее организованность, активность, качество усвоения, самостоятельность, объективность оценки, дисциплинированность, предметная новизна, а также необычность занятий и другие.

Использование в образовательном процессе вуза Интернет-технологий может стать основой для становления принципиально новой формы образования, опирающейся на детальную самооценку и мотивированную самообразовательную активность личности, поддерживаемую современными техническими средствами.

Формирование специалиста в условиях информатизации образования опирается на исходные функциональные и психо-физиологические возможности обучаемого, активное использование им собственных интеллектуальных усилий. Проведенное в рамках настоящего исследования экспериментальное обучение, а также результаты исследований ученых ряда вузов России свидетельствуют о том, что достижение высокого уровня познавательной деятельности студентов при применении Интернет-технологий достигается ценой достаточно серьезных нервно-психических затрат.

Так, например, стремление преподавателя увеличить количество информации в компьютерной обучающей программе приводит к «срабатыванию» защитных механизмов нервной системы обучаемого, желание повысить скорость информационного потока или продолжительность занятий приводит к понижению качества усваеваемой учебной информации, к увеличению количества ошибок, ухудшению настроения и самочувствия пользователя.

По данным физиолого-гигиенических исследований, при работе с ЭВМ умственная работоспособность обучаемых снижается обратно-пропорционально усвоенному объему учебной информации, то есть соответственно восприятие на 6%, запоминание на 10%. Установлено, что локальное утомление зрительного анализатора пользователей при полностью автоматизированном обучении происходит в 2-3 раза интенсивнее, чем при традиционном.

Проанализировав полученные данные, можно сказать, что респонденты -пользователи Интернета - это люди обладающие высоким интеллектом и умеющие его использовать в достижении своих целей. Собранность и сообразительность, абстрактность мышления и интеллектуальная приспособляемость дают им возможность вливаться в виртуальные сообщества и управлять ситуацией со стремлением к доминированию. Самодостаточность и высокое самомнение проявляются нередко в грубости и агрессивной враждебности. Наблюдается высокая тревожность.

Все это является следствием различных причин, основными из которых выступают: увеличение нагрузки на зрительный канал связи; исчерпывание эмоционального заряда, к которому приводит первоначальная встреча с новым; накопление отрицательных эмоций из-за возможных неудач и неясностей; восприятие большого количества нового учебного материала, который может быть хорошо обдуман, но не ассимилирован первичной нервной системой и по этой причине активно не используется при получении следующих информационных порций.

Из сказанного можно сделать вывод о том, что Интернет-технологии, основанные на всемерной активизации познавательной деятельности обучаемых, может быть эффективной лишь при условии строгого учета психофизиологических и психологических особенностей студентов, наличии в ней системы диагностики и коррекции значимых для обучения и профессиональной деятельности качеств личности и состояний человека. Необходимо рассматривать категорию здоровья в процессе применения Интернет-технологий как функцию от конечной цели-подготовки специалиста.

 

АВТОР: Корниенко Ю.М.