20.04.2012 4314

Инновационный опыт дошкольных учреждений в гражданском воспитании детей с использованием средств цветового воздействия

 

Вопрос о создании базы деятельности по ориентации детей в цветовой предметно-пространственной среде возник не сразу и не случайно. Этому предшествовала исследовательская социально-педагогическая работа. Она показала, что одним из условий обеспечения процесса гражданского воспитания дошкольников является инфраструктура воспитательного учреждения. Оснащение данного воспитательного учреждения по ориентации детей в цветовой предметно-пространственной среде обладает широким многообразием форм, необходимых для активизации процесса гражданского воспитания. Сегодня имеются объективные социально-педагогические условия, определяющие острую необходимость привлечения в данные учреждения психологов, семейных социальных педагогов, социальных работников, так как профиль работы многих специалистов данного звена приближен к осуществлению воспитывающей помощи детям дошкольного возраста.

Изучение воспитательных открытых учреждений или институтов, в которых происходит ориентирование детей в цвете предметно-пространственной среды, позволило определить их профилирующую сущность.

Например, среди них современные клубы, функционирующие на основе общих интересов, в том числе компьютерный клуб, который предназначен для формирования у детей на начальной стадии жизнедеятельности навыков работы с различного вида электронной техникой и их развивающими и обучающими программами.

Другим воспитательным учреждением по ориентации детей в цветовой предметно-пространственной среде следует назвать различные реабилитационные секции психологической разгрузки. В числе воспитательных учреждений по ориентации детей в цветовой предметно-пространственной среде следует назвать общества и студии юных художников, искусствоведов, фотохудожников и т.д. Они представляют добровольное объединение детей, сблизившихся на основе общности ценностных ориентации и реализации своих творческих возможностей.

Для достижения поставленных целей и решения выше обозначенных задач, важно использовать выходы на пленэр, экскурсии на природу, выставки, в музеи. Особый эмоциональный тонус создают посещения художественных учебных заведений и персональные встречи с художниками, фотографами и другими специалистами, для которых цвет есть самоцель в работе. Можно сказать, что детские площадки выступают в качестве опытно-экспериментальной базы по ориентации детей в цветовой предметно-пространственной среде. Имея в практике работы театрализованные представления, творческие постановки, празднования и народные гулянья, они (при тесном контакте со зрителем и непосредственными участниками) несут воспитательную информацию о культурно-исторических особенностях цвета в макро и микросоциуме. Каким образом этого можно достигнуть? Например, в театральном сценарии или в содержании народного фольклора, как правило, имеется обращение к цвету либо как идейному символу, либо как носителю традиций и обычаев конкретного народа. Деятельность кружков по ориентации детей в цветовой предметно-пространственной среде достаточно разнообразна, в связи с чем выборочно остановимся на тех вариантах, где тематика соответствует конкретно цвету как фактору гражданского воспитания. Итак, среди многих в первую очередь в поле зрения попадают художественно-творческие кружки. Во-первых, это кружки изобразительного искусства - «Мозаика», «Цветоведение», «Художественное вязание», «Художественное ткачество и вышивка», «Дизайн среды» и т.д. Далее литературные кружки «Художественное слово», «Русский народный фольклор» и т.д. Нельзя обойти вниманием кружки, направление которых связано с театром и театральной бутафорией. Близкими по тематике можно назвать экологические, исторические, этнические кружки. Среди многих детское образовательное учреждение или привычнее всем - детский сад в нашем исследовании занимает особое положение как основная база по ориентации детей в цветовой предметно-пространственной среде.

Уделяя основное внимание гражданскому воспитанию детей и соответственно тем средствам, которые должны этому способствовать, -рассмотрим цветовую среду как пространство, в котором реализуется жизнедеятельность детей и специалистов (персонала) из обслуживающего и педагогического коллектива. В структуре функциональных процессов, протекающих в дошкольном учреждении, в его цветовом пространстве можно выделить развивающее и витальное (жизненное) пространство, а в пределах деятельности воспитателей - педагогическое и административно-хозяйственное. Общим для детей и персонала цветовым пространством в зонах их обоюдной деятельности и отношений становятся цвет интерьера и экстерьера помещений, предметов и зеленых насаждений. Многообразие процессов, протекающих в данном пространстве, дифференцируется по нескольким составляющим: интеллектуальное развитие средствами цвета в предметно-пространственной среде; творческая деятельность детей с цветом в ближайшем окружении; экологическое развитие детей посредством цветовой среды; психофизическое развитие ребенка под воздействием цвета окружающей среды. Все эти составляющие единого развивающего и воспитывающего пространства в целостном опыте взаимодействуют друг с другом, создавая возможности реального выбора инновационных средств использования цвета как фактора многоцелевого социокультурного влияния на развитие личности дошкольника.

В силу возрастных особенностей организма дошкольников требуются временные условия для релаксации. Для этого необходимо в обязательном порядке обеспечить малышей условиями для спокойного дневного сна. Спальня и ее интерьер должны содержаться в спокойных умиротворяющих тонах цвета. «Визитной карточкой» дошкольного учреждения служит гардеробное помещение. Зона релаксации и медицинская зона в детском саду несколько отличаются от поликлинического помещения, особенно изоляторами. Самое разнообразное ярко-красочное цветосочетание дети встречают на территории эколого-физиологического пространства. Это беседки, игротеки, спортплощадки на прилегающей к детскому саду территории. Здесь же ребенок напрямую сталкивается с цветом зеленых растений, что в свою очередь позволяет ему по цвету распознавать принадлежность растений к определенному их виду. Здесь же могут размещаться представители фауны, образуя «живой уголок». Знакомство детей с цветом растительного и животного мира целесообразно сопровождать аудио-, видеопрограммами, включающими в себя пейзажи различных климатических и географических зон, разных времен года. Следует остановиться на рассмотрении зоны стабильности, где ребенка ожидает знакомая привычная обстановка (стол, уголок для игрушек и т.д.). Динамизм трансформации цвета в предметно-пространственной среде детского учреждения создает у ребенка комфортные впечатления и переживания, вызывает привязанность к «новому дому». Центром формирования эстетической культуры детей, их ориентации в особенностях использования цветовой гаммы могут стать театральная студия, дизайн-студия и студия изобразительного искусства.

В настоящее время в многочисленных публикациях педагогов, психологов, искусствоведов убедительно раскрывается роль среды, разнообразной творческой деятельности детей. Среди различных публикаций представляют интерес методические разработки (Н.Н. Поддьякова и др.), которые вскрывают проблемы предметной среды, содержат психолого-педагогические рекомендации, практические советы, адресованные руководителям дошкольных учреждений и дизайнерам, участвующим в проектировании предметной среды образовательных учреждений. Анализируя современное состояние деятельности воспитательного учреждения по ориентации детей в цветовой предметно-пространственной среде, целесообразно сделать небольшой экскурс в историю. Остановимся на педагогической системе начала XVIII века «Материнская школа» (Я.А. Каменский). Автор в рекомендациях «О том, в каких занятиях постепенно должны упражняться дети с самого рождения, чтобы на шестом году своей жизни они оказались усвоившими эти упражнения», затем, в поучениях, Ж. Жак Руссо в своем всему миру известном «Эмиль, или о воспитании» ставит вопросы ориентации детей в цвете ближайшего окружения, в том числе посредством эстетизации дополнительным цветом произведений изобразительного искусства.

На конец XVIII и начало XIX века приходятся наиболее известные направления, связанные с организацией образовательно-воспитательных учреждений для дошкольников. Это, например, «школы» для маленьких детей (в возрасте от 1,5 до 6 лет). Более того, в деятельности данных «школ» - детских учреждений значительное место уделялось подготовке методических рекомендаций: «Об организации детей и среды», «Обучение посредством объектов мира и природы», «Обучение посредством картин в целях развития ума и сердца детей» (С.Уильдерспин). Другим не менее известным дошкольным образовательно-воспитательным центром следует назвать «Детский сад» (Ф.Фребель), который напрямую связан с ориентацией детей в цветовой предметно-пространственной среде. Немалую ценность в этом плане представляет     деятельность «Дома ребенка» (М. Монтессори), организованного в 1912 году. Система отечественного дошкольного образования строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности семьи и ребенка, характеризуется возникновением новых видов воспитательно-образовательных учреждений для детей, разнообразием педагогических услуг. В отличие от государственного воспитательно-образовательного учреждения реально просмотреть, насколько раскрываются концептуальные положения различных программ, их методическое обеспечение, разнообразные подходы в организации педагогического процесса в частном детском саду, достаточно трудно, а иной раз невозможно из-за отсутствия допуска к детям. Итак, рассмотрим современные образовательные программы для дошкольных учреждений в связи с исследованием проблемы - ориентации детей в цвете в предметно-пространственной среде на базе детских садов. Обновление дошкольного образования с помощью программы «Радуга» ведется с 1989 г. по заказу Минобразования России под руководством Т.Н. Дороновой в лаборатории дошкольного воспитания Института общего и профессионального образования Российской Федерации. Другая программа «Детский сад - дом радости» имеет 25-летнюю историю своего развития. Ее авторами являются воспитатель-новатор В.Т. Иванова и ученый исследователь Н.М. Крылова. Программа «Развитие» получила свое начало в лаборатории способностей и творчества института дошкольного образования и семейного воспитания РАО вначале под руководством Л.А. Венгра, затем под руководством О.М. Дьяченко. Авторы указывают, что в основу данной программы взяты два теоретических положения, а именно: теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, а также перехода от утилитарного понимания дошкольного детства к его гуманистическому пониманию. И концепция Л.А. Венгра о развитии способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольника образных средств задач. Еще одна программа «Одаренный ребенок» в лице вышеуказанных авторов направлена на развитие общих и специальных способностей, а именно: музыкальных, изобразительных, литературных, математических, конструктивных. Дошкольная образовательная и воспитательная программа «Истоки» разработана авторским коллективом - Л.А,- Парамоновой, А.Н. Давидчук, СЛ. Новоселовой, К.В. Тарасовой, Л.В. Обуховой, Т.И. Алиевой в научном центре «Дошкольное детство». Создавая программу, авторский коллектив в основную идею вкладывал самые ценные мысли вьщающихся ученых Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина и др., создавших научный фундамент современной системы отечественного дошкольного воспитания. Для нашего исследования интерес представляет раздел «Развивающая предметная среда детства», которая включает окружающее пространство детского дошкольного учреждения, в том числе цветовое пространство. Программа «Детство», созданная авторским коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович, направлена на обогащенное, многогранное развитие и воспитание ребенка в разных видах деятельности. Другая программа «Из детства в отрочество», разработанная под руководством Т.Н. Дороновой, представляет собой комплексную программу для родителей и педагогов, воспитывающих детей в возрасте от 4 до 10 лет. Программа: «ТРИЗ», задуманная Г.С. Альтшуллером и продолженная его учеником М. Шустерманом, - это теория решения изобретательских задач. Специальное направление программы «Юный эколог», рассмотренное С.Н. Николаевой - это процесс формирования у дошкольников осознанно-правильного отношения к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Программа «Я - человек», автором которой является С.А. Козлова, имеет подзаголовок - программа приобщения ребенка к социальному миру. Дошкольная образовательно-воспитательная программа «Дружные ребята», созданная под руководством Р.С. Буре на базе кафедры дошкольной педагогики МГЛУ, по своему замыслу направлена на реализацию проблем гуманизации в педагогическом процессе Программа «Наследие» в лице ее авторов М. Новицкой и Е.В. Соловьевой представляет введение детей в традиционную русскую культуру. Программа «Основы безопасности детей», представленная Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой и Р.Б. Стеркиной, направляет на основную мысль о том, что безопасность и здоровый образ жизни - это не сумма усвоенных знаний, а в первую очередь стиль жизни и адекватное поведение в различных ситуациях. Программа «Дошкольник и...экономика», которую разработала А.Д. Шатова на базе кафедры дошкольной педагогики МИПКРО, рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста. Процесс общеразвивающих и специализированных образовательных программ и инновационных педагогических технологий продолжается в программах «Золотой ключик» (Г.Г. Кравцова, Е.Е. Кравцова), «Кроха» (Г.Г. Григорьева), «Планета детства» (Т.Н. Таранова, Л.Ф. Сербина, Л.И. Грехова), а также, «Синтез», «Гармония» (К.В. Тарасова), «Малыш» (В.А. Петрова), «Оберег» (Л. Воронина), «Детская одаренность» (Р.Г. Казакова), «Здоровье» (В.Г. Алямовская), культурологическое образование детей «Вдохновение» (С.Б. Семенюк) и т.д. В качестве информативного обзора использования зарубежного опыта в работе отечественных дошкольных образовательных учреждений можно назвать функционирующие сегодня на территории России следующие программы: «Педагогика Марии Монтессори», «Вальдорфский детский сад», «Пилотная школа», «Шаг за шагом».

Проведенное исследование в области дошкольных образовательных программ, направленных на улучшение ориентации детей в цветовой среде, позволило в обобщенном виде представить модель системы гражданского воспитания детей факторами среды на материалах Краснодарского края. «Ребенок - культурно-исторические традиции цвета» - цель воспитательной и образовательной работы, создающей условия для гражданского воспитания факторами среды, включающей в себя развитие эстетического, духовно-нравственного и художественно-творческого совершенствования; повышение стремлений познать окружающий мир цвета,, самого себя и общество на уровне своего внутреннего «Я»; формирование чувства привязанности к родному краю; развитие интересов и стремление познать ближайшее цветовое окружение через осознание причастности к нему; расширение поля деятельности с цветом на уровне игровой, речевой, художественно-творческой и д. р. деятельности. Организационная основа системы гражданского воспитания детей - гибкие структуры, а именно: семья, дошкольные учреждения, музеи народного творчества, картинные галереи, которые являются самым близким окружением ребенка. Ведущими видами эстетической деятельности с цветом в процессе гражданского воспитания детей являются изобразительная, декоративно-прикладная, трудовая деятельность по интересам коллективного и индивидуального порядка; фольклор с включением в его состав слов содержащих смысловые понятия цвета. Дошкольное детство предусматривает определенное социальное развитие ребенка, его личный круг сверстников и общение с ними, мир окружения более взрослыми людьми и общение с ними; общение с цветом детства и взрослого мира. Связи и отношения - сближение семьи и коллектива педагогов- воспитателей, официальных и неофициальных структур, взаимодействие с цветовыми традициями культурно-исторической среды, возрастание самой роли ребенка в осознании своей сопричастности к окружающему цветовому миру; стремление к осознанию национальных особенностей цвета и присоединение себя к этой группе. Главный принцип организации системы взаимопонимания взрослых и детей в совместной деятельности с цветом; приобретение навыков жизненного опыта для гражданского воспитания в дальнейшем. Данная схема лишь попытка представить один из возможных вариантов и не претендует на исчерпывающую полноту.

Цветовая культурно-историческая среда сельской местности, города, края для ребенка имеет большое значение. Педагогическое понятие дом как цветовая среда, в которой протекает жизнь ребенка, позволяет понять важность цветового окружения для его развития и развития других детей, а также смысл существования цветовой среды для его родителей и взрослых. Картинные галереи и музеи народного творчества в этом контексте выступают для ребенка концентрированным банком цвета, наглядно-образным выразителем особенностей местных культурно-исторических традиций цвета. В картинной галерее, музее можно выделить экскурсии, беседы, встречи, которые проводятся непосредственно в музейных экспозициях или с обязательным использованием музейных экспонатов. Такая педагогическая работа позволяет наглядно увидеть детям дошкольного возраста цвет в полном объеме его возможностей и особенностей.

В ходе нашего исследования разработана современная межведомственная модель гражданского воспитания детей факторами цвета предметно- пространственной среды. В качестве экспериментальной разработки такой модели рассматривается временный научно-исследовательский коллектив с условным названием «Дошкольное учреждение - культурно-исторические традиции цвета», созданное в городе Краснодаре, куда вошли заведующие, воспитатели, социальные педагоги, работники картинной галереи, музея, родители.

Для выяснения общего и специфического в деятельности детей с цветом в ближайшем социуме, а также, динамики в уровне их воспитанности, по единым методикам проводились систематические, диагностические, психологические и педагогические исследования детей. В; выявлении педагогического потенциала культурно-исторической цветовой среды использовались тесты, социально-педагогические обследования, позволяющие выявить общие тенденции и осуществить сравнительный дифференцированный анализ влияния факторов цвета предметно-пространственной среды. По специальным методикам проводилось обеспечение системы дошкольного гражданского воспитания, которое определялось по следующим показателям: динамика включения детей в различные виды эстетической деятельности: художественно- творческую, речевую, трудовую, игровую, которые бы больше способствовали процессу гражданского воспитанию факторами среды; освоению традиций цвета местного культурно- исторического социума; изменения в уровне отношений детей экспериментальных площадок к базовым традициям цвета предметно-пространственной среды; положительные тенденции в оценке цветовых направлений в городе; участие населения в деятельности по улучшению цветовых условий города; качественный состав специалистов в составе педагогов-воспитателей дошкольных учреждений; отношение к социально-педагогической деятельности как необходимого условия при гражданском воспитании. Система ценностных отношений у ребенка к различным сторонам окружающей действительности, входящая в основу гражданского воспитания факторами цвета в ближайшем окружении, включает в себя проявление высоких эстетических, художественно-творческих качеств по отношению к культурно-историческим традициям цвета, в том числе исконно русским цветовым традициям, к цветовой гамме архитектурных сооружений, предметам быта, интерьеру и т.д., к окружающему миру, видение прекрасного в этой цветовой среде; к эстетической деятельности с цветом окружающих, в том числе к своей как общественной собственности в целом. В этой связи экспериментальная работа включала такой круг проблем, как уточнение целей гражданского воспитания в современных условиях; всесторонний анализ деятельности детей в группах, функции и квалификацию педагогов и воспитателей детских учреждений, взаимосвязь коллектива детского сада с родителями и ближайшим кругом людей, с сотрудниками краеведческих музеев и картинных галерей, учреждений, имеющих прямое отношение к цвету. Все названные направления рассматривались нами применительно к конкретной местности Краснодарского края.

Наша концепция предусматривает под понятием «открытых» воспитательных и образовательных учреждений дошкольного типа все учреждения ближайшего окружения, (в том числе детские сады), которые составляют целостный, непрерывный, учебный и воспитательный процесс. В этой модели «открытого типа», апробируемой в нашем исследовании, мы попытались обосновать и практически реализовать новые подходы к содержанию и организации процесса гражданского воспитания детей факторами среды, в соответствии, с которыми на первый план выдвигаются приоритетные функции - такие как освоение детьми дошкольного возраста культурно-исторических традиций цвета в конкретном регионе; выявление способностей и развитие ребенка для предыдущего процесса гражданского воспитания факторами среды, в комплексе взаимодействия искусств, процессов игровой деятельности и т.д.; реабилитация некоторых психологических проблем за счет воспитательного и образовательного процесса факторами цвета предметно-пространственной среды; подготовка детей к дальнейшему обучению и воспитанию в учреждениях имеющих не только обычные цели образования и воспитания, но и направленность на художественно-творческую подготовку.

Мы сформулировали принципы работы дошкольных, учреждений следующим образом: принцип творческо-гуманитарной направленности, обеспечивающий дошкольнику в процессе взаимодействия с цветом развитие фантазии, творческого озарения, воображения; принцип художественно-предметной ориентации, отражающий в содержании и образовании предметно-пространственную среду семейного социума, дошкольные учреждения, мир ребенка, его связи и отношения с ближайшим окружением; принцип мотивационно-гуманистической направленности, отражающий потребности ребенка в художественно-ценностном познании цветовой среды, которая соотносится с цветовой средой города, его дома и отражает социальные и духовные традиции и обычаи, сложившиеся в реальной жизни, мире окружающей природы. Следование этим принципам способствует взаимодействию ребенка с цветовой средой и развитию у него образа духовного «Я»; принцип потребностно-эвристический направляет и удовлетворяет дошкольника в его творческой работе с цветом, что способствует достижению его успеха в художественно-творческой деятельности; ценностно-ориентационный принцип способствует формированию у ребенка эстетического вкуса при восприятии культурно-исторических ценностей в области цвета; интегративность восприятия предметно-художественной среды способствует развитию чувства общности с семьей, со своим народом; принцип диалогичности реализует специфические детские «диалоги» о цветовом мире в искусстве, природе.

Система работы дошкольного учреждения основана на педагогических функциях и принципах, осуществляемых в определенном цикле и имеющих свою завершенность на всех этапах работы.

Анализ результатов работы этих школьных учреждений как открытой воспитательной системы показал, что важным условием образовательной и воспитательной деятельности является последовательность, систематичность, разнообразие, рассмотрение качественных преобразований в детском коллективе, во взаимоотношениях, нравственных, эстетических и др. моментах. В процессе работы нами были разработаны теоретические и методические основы подготовки и повышения квалификации педагогов и воспитателей дошкольного образования, педагогические требования к работе и личности педагога, к организации процесса гражданского воспитания факторами среды.

Научно-методическое обеспечение включает в себя: создание, обобщение, внедрение опыта воспитательной и образовательной, психологической и педагогической работы с детьми, программно-целевое обеспечение, подготовку и повышение квалификации педагогических кадров (системно-методическое обеспечение), стимулирование педагогической работы, как всего коллектива, так и отдельно взятого педагога-воспитателя в соответствии с его предметной деятельностью.

В процессе опытно-экспериментальной работы был сформирован опыт подготовки и реализации учебно-методических семинаров по переподготовке кадров и повышению квалификации работников дошкольных учреждений. Научно-методическая обеспеченность заключалась в разработке методик, программ, рекомендаций, прошедших экспериментальную проверку.

Проведенное исследование позволило получить следующие результаты, обобщенно представленные в заключении.

 

АВТОР: Котенко И.В.