25.04.2012 3071

Теоретические основы технологии приобщения школьников к здоровому образу жизни

 

Как отмечается в Законе «Об образовании», «...обращение к ценностям - главная отличительная черта нашего времени, важнейший государственный принцип политики в области образования».

В научной литературе понятие «ценность» определяется неоднозначно. Философский словарь трактует ценности, как «специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительные или отрицательные значения для человека и общества. Внешне ценности выступают как свойства предмета или явления, однако, они присущи ему не от природы..., а в силу того, что он вовлечён в сферу общественного бытия человека и стал носителем определённых социальных отношений. Ценности... выполняют роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности». В. Франкл определяет ценности, как «смысловые универсалии, кристаллизовавшиеся в результате обобщения различных ситуаций, с которыми обществу или человечеству пришлось сталкиваться в истории». В.И Андреев, определяя понятие «ценность», замечает, что оно «...применяется для обозначения свойств объектов и явлений, а так же теорий и идей, служащих эталоном качества и идеалом должного в соответствии с социально-обусловленными приоритетами развития культуры». По определения М. Рокича, «ценность (value) - устойчивое представление о том, что особый способ поведения (инструментальная ценность) или цель - состояние (терминальная ценность) существования являются личностно или социально более предпочтительными по сравнению с противоположным или обратным способом поведения или целью-состоянием». На вопрос «Почему существуют ценности?»

К. Клахон отвечает: «Потому что без них жизнь общества была бы невозможна: функционирование социальной системы не могло бы сохранить направленность на достижение групповых целей; индивиды не могли бы получить от других то, что им нужно в плане личных и эмоциональных отношений; они бы также не чувствовали в себе необходимую меру порядка и общности целей».

Опираясь на приведённые выше определения, мы сформулировали рабочее определение понятия «ценность», оптимальное для нашего исследования: ценность - это определение явлений и объектов, сформировавшееся в результате обобщения исторического опыта, выявляющее их положительные или отрицательные значения для субъекта и общества, выполняющие роль эталонов и ориентиров в его повседневной деятельности.

Итак, мы акцентируем внимание на том, что ценности выполняют в жизни человека роль повседневных ориентиров и эталонов.

В литературе различают личностные, групповые и социальные ценности. Один из основоположников гуманистической психологии А. Маслоу полагал, что люди мотивированы для поиска личностных ценностей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Личностная ценность, - по словам Н.В. Клюевой, - идеальное представление о должном, задающее направление жизнедеятельности и выступающее источником смысла. Личностные ценности составляют мотивационную основу поведения. В отличие от потребностей, которые динамичны, зависят от обстоятельств и внутреннего состояния субъекта, личностные ценности выражают стабильные, инвариантные аспекты социального и общечеловеческого опыта. «Можно согласиться с А.Н. Леонтьевым, - замечает Н.В. Клюева, - понимающим ценность как аспект мотивации, соотносящийся с личными и культурными стандартами, не связанными исключительно с актуальным напряжением или сиюминутной ситуацией».

Итак, тот факт, что личностные ценности задают основы поведения, являются ориентиром и эталоном в повседневной деятельности свидетельствует о значении их формирования у учащихся. Методологической основой для их формирования может стать аксиологический подход. Этот подход «позволяет, с одной стороны, изучать явления с точки зрения заложенных в них возможностей удовлетворения потребностей людей, а, с другой - решать задачи гуманизации общества».

Увеличение значения аксиологического подхода для современного образования связано с изменением парадигмы образования от авторитарной к гуманистической. Аксиологический подход присущ гуманистической педагогике, поскольку в ней человек рассматривается как высшая ценность общества и самоцель общественного развития.

В философском словаре аксиология определяется как «Философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т.е. о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности». Понятие «аксиология» введено в научный оборот в 1902 г. французским философом П. Лапи. Основная задача аксиологии, как отмечает В.К. Шохин, - показать, как возможна ценность в общей структуре бытия и каково её отношение к «фактам реальности».

В отечественной психологии выделяются три основных аксиологических подхода:

- нормативно-ценностный,

- ценностно-смысловой;

- социально-психологический.

Проанализируем эти подходы следуя известной классификации:

- С точки зрения нормативно-ценностного подхода ценности – это обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт, существующие в сознании человека ориентиры, с которыми индивид и социальная группа соотносят свои действия. На основе этих ориентиров складываются конкретные типы поведения, в том числе и профессионального. Наличие ценностного единства в профессиональной группе является основой успешности ее функционирования и мерой сплоченности.

- Ценностно-смысловой подход в современной отечественной психологии представлен концепцией смысловой организации личности Д.А. Леонтьева, (подобные идеи выдвигаются также в работах В.И.Слободчикова, Е.И. Исаева). Говоря о ценностных аспектах жизни человека, представители этого направления имеют в виду, прежде всего его способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной жизни.

- Социально-психологический подход при изучении ценностей делает акцент на рассмотрение общих ценностей, идеальных представлений о хорошем, желательном, должном. Усваивая от окружающих взгляды на нечто как на ценность, человек закладывает в себе новые регуляторы поведения, независимые от потребностей.

В этих подходах содержатся психологические предпосылки для разработки стратегии формирования у учащихся личностных и групповых ценностей; выявлена основа успешности функционирования профессиональной группы и её сплочённости; провозглашена способность человека руководствоваться в своём поведении высшими ценностями социальной жизни, делая акцент на позитивном, хорошем, желательном, добром и др.

В.А Сластёниным и В.П.Кашириным проведена классификация педагогических ценностей и прослежены связи между ними. Полностью эту модель неправомерно переносить в другие условия. Между тем, значение её элементов и их выявленной взаимосвязи выходит за рамки педагогической профессии и, по существу является структурой личной системы ценностей. Её понимание может помочь в разработке дидактических подходов к проблеме формирования ценностных ориентации учащихся. Приведём эту модель.

Авторы выделяют ценности-цели и ценности-средства.

Ценности - цел и доминируют в личностной системе ценностей, т.к. в целях отражается основной смысл деятельности. Ценности-цели влияют на инструментальные ценности, называемые ценностями-средствами.

Ценности - средства разделяются на три группы: ценности -отношения, ценности - качества, ценности - знания. Ценности-отношения задают способ взаимодействия индивида с обществом и с самим собой. Ценности-качества включают многообразные и взаимосвязанные индивидные, личностные, статусно-ролевые, профессионально-деятельностные качества. Ценности-знания - это определённым образом упорядоченная и организованная система знаний и умений..

Таким образом, названные группы ценностей, порождая друг друга, образуют модель, имеющую синкретический характер. Он проявляется в том, что ценности-цели определяют ценности средства, а ценности-отношения зависят от ценностей-целей и ценностей-качеств и т.д., т.е. они функционируют как единое целое.

В процессе развития ребёнка происходит его социализация, в ходе которой, в свою очередь, личная система ценностей ребёнка приводится в соответствие с системой ценностей той группы, того общества, в котором происходит формирование личности, ребёнка. При этом общественные нормы, идеалы, ценности культуры воспринимаются и присваиваются личностью индивидуально и избирательно. Миславский Ю.А. предполагает, что ценностная структура личности - результат двоякого процесса. С одной стороны, при формировании структуры личности происходит процесс усвоения человеком общественных ценностей, социальных норм, ролей, обобщенных целей, типов мотивации и т. д., которые являются для него некоторыми ориентирами при освоении социального мира в мире культуры. С другой стороны, включение человека в жизнь социального мира характеризует процесс становления структуры человеческого «Я», становления самосознания, выделение человеком себя из окружающего мира и осознание себя. Личность смотрит на мир, в том числе и на социальный, через призму своих ценностных представлений, выработанных значений, смысловых структур, стереотипов. Таким образом, ценностные представления в структуре личности определяют направления активности человека, включаясь в структуры его самосознания. Н.В. Крылова акцентирует внимание ещё на одном моменте - поскольку общество, окружающее ребёнка не однородно, в нём «противостоят друг другу и взаимодействуют культурные нормы, ценности и интересы разных слоев и групп. Включение молодого человека в культуру идет через мозаику субкультур: семейную, молодежную, религиозную, профессиональную, конфессиональную, клановую и тому подобные». Таким образом, создание личной системы ценностей является достаточно длительным и сложным процессом.

При целенаправленном влиянии на формирование личной системы ценностей необходимо учитывать и то, что человек не пассивный объект. «Человека нельзя «сделать», «произвести», «вылепить» как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне,- подчёркивает Г.С. Батищев, - но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его активность и, исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности, он формируется в то, чем делает его эта (общественная в своей сути) деятельность». Того же мнения придерживается И.Ф. Харламов: «человеку ничего нельзя «привить», у него ничего нельзя «выработать» без его социальной активности». Для того, чтобы ценности стали побудителями к действию, они должны быть человеком осознаны и приняты, т.е. должен произойти процесс интериоризации ценностей. А.Н. Леонтьев определяет интериоризацию, как «процесс преобразования внешних (материализованных) действий в действия внутренние (умственные)». По мнению В.А. Сластёнина и др., интериоризация ценности возможна только тогда, когда человек вместе с группой включился в практическую реализацию этой ценности, ощущая ее как свою. Если же интериоризации не происходит, ценность так и остаётся лишь социально-декларированной и не влияет на поведение индивида. Следовательно, процесс формирования личностных ценностей должен быть продуман и организован так, чтобы в ходе его происходила интериоризация ценностей. Это - необходимое условие достижения успеха.

В литературе рассматриваются различные подходы к формированию личностных ценностей ребёнка. Так один из основоположников теории символического интеракционизма Джорж Мид объяснял развитие личной системы ценностей, ребёнка и соотнесение её с аксиологической структурой социума игрой, причем такой, когда ребенок сначала играет один, непосредственно имитируя других, а затем, когда им усвоены правила групповой игры, проигрывает роли участников воображаемого взаимодействия. Ролевая игра дает ему возможность опробовать (или по крайней мере приблизиться к этому) тип ответной реакции, вызываемом у других его действиями. Отсутствие этого может сильно ограничивать общение ребенка с другими людьми. Проигрывание ребенком роли «значимых других» остается именно проигрыванием роли, а не игрой в полном смысле этого слова (предполагающей партнеров) до тех пор, пока он не усвоит правил, которые и делают ее таковой, то есть пока он не научится управлять своим поведением, видя себя со стороны «генерализованного другого». Так происходит постепенная интериоризация социальных санкций, требований, норм? и моделей поведения, которые преобразуются в индивидуальные ценности и включаются в «Я-концепцию».

Приведём подходы к формированию личностных ценностей у учащихся, которые предлагаются отечественными учёными - педагогами.

В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов исходят из того, что ценности приобретают побудительную силу мотива деятельности тогда, когда она интериоризирована личностью. Поэтому при организации процесса восприятия личностных ценностей у учащихся они опираются на психологический механизм интериоризации, при котором педагог стимулирует самостоятельную деятельность воспитанника, помещая его в условия расширенного формирования духовных потребностей. «Учащийся, внутренне сопоставляя свои действия и поступки с будущей деятельностью, прогнозирует ее в соответствии с социальными требованиями и трансформирует их во внутренние состояния. Отобранный объект переходит в потребность, т.е. срабатывает механизм интериоризации». Исходя из этого механизма, авторы предлагают:

- актуализировать отдельные ситуативные побуждения (с помощью стихийно сложившихся и специально организованных условий);

- эти побуждения систематически активизировать.

При этом стимулирование деятельности предполагает в основном изменение внешних условий воспитания.

В.И.Андреев предлагает алгоритм формирования личностной ценности у ребёнка в результате педагогического процесса:

- педагогическое стимулирование интереса, показ личной и социальной значимости ценности;

- вовлечение учащегося в различные виды деятельности и общения, где бы он осознал потребности в овладении вышеперечисленными ценностями;

- воспитание, которое на отдельных этапах переходит в самовоспитание, где критерием жизнедеятельности воспитанника стали бы истинные ценности.

Как мы видим, главные идеи В.А. Сластёнина, И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянова и В.И. Андреева близки - от стимуляции интереса к осознанию потребности в овладении ценностью и её интериоризация через включение в деятельность.

Для исследования проблем, связанных со структурой личностных ценностей, их формированием и прогнозированием изменений необходимо было разработать инструмент их измерения и оценки. Наиболее простой способ оценки таков: респондентам предлагается оценить значимость для них лично ценности, указанной в списке. При этом указывается шкала оценки. Современные исследования ценностей на индивидуальном уровне в основном базируются на исследованиях М. Рокича. М. Рокич стимулировал интерес к ценностям в психологии, дав определение ценностей как руководящих принципов жизни. Разработанные им опросники позволяют достаточно быстро и с высоким уровнем точности изучить ценностную структуру большого числа респондентов.

Именно с применением адаптированного опросника М.Рокича в конце 80-х гг. под руководством С. Шварца была организована Международная программа сравнительного изучения ценностей. В настоящее время эта программа является наиболее масштабной - по программе работают группы исследователей в 46 странах. Это исследование интересно тем, что позволяет рассмотреть динамику изменения ценностей, выявить зависимость характера их изменений от социальных изменений в обществе и прогнозировать дальнейшее изменение структуры ценностей. Мы приведём результаты этого исследования, а так же подобного исследования, проведённого в 1999-2000г.г. в г. Санкт-Петербурге Н.М. Лебедевой и Л.Г. Почебут. Исследование проводилось по аналогичной методике и с помощью адаптированного Н.М. Лебедевой опросника С. Шварца. Результаты этих исследований позволяют вскрыть связи интересующей нас ценности и увидеть динамику их изменения.

По мнению Шварца, измерения ценностей отражают альтернативные решения основных проблем, варианты решения каждой из этих проблем располагаются вдоль биполярных осей. Исходя из этого, Шварц сгруппировал отдельные ценности в блоки, являющиеся полюсами трёх биполярных осей.

Раскроем содержание блоков.

- Консерватизм: личность видит смысл жизни в социальных связях, идентификации с группой и разделении общего образа жизни. Пример консервативных ценностей: социальный порядок, уважение традиций, безопасность семьи и самодисциплина.

- Автономия: личность рассматривается как независимая, уверенная в себе, ценящая свою уникальность, стремящаяся выразить собственные внутренние качества (личностные черты, чувства, мотивы, предпочтения) и поощряемая к этому.

- Иерархия: Люди учатся подчиняться обязанностям и правилам, предписанным их ролями, и наказываются, если не делают этого. Этот тип ценностей опирается на легитимность неравного распределения власти, ролей и ресурсов (социальная власть, авторитет, подчинение, богатство).

- Равноправие: индивиды рассматриваются как равные перед моралью и разделяющие основные человеческие интересы. В людях воспитывается внутреннее согласие с ценностью добровольного объединения с другими и заботы об их благе. Этот тип ценностей основан на преодолении эгоизма (равенство, социальная справедливость, Свобода, ответственность, честность).

- Мастерство: люди активно стремятся подчинить себе и изменить природный и социальный мир, контролировать и использовать его в личных или групповых интересах. Этот тип ценностей основан на продвижении вперед посредством активного самоутверждения (амбиции, успех, смелость, компетентность).

- Гармония: люди принимают мир таким, каков он есть, пытаясь скорее сохранить, чем изменить или использовать его. Этот тип ценностей основан на установлении гармонии со средой (единство с природой, защита окружающей среды, мир прекрасного).

Во время опросов корреспондентам предлагалось оценить значимость лично для них 57-ми ценностей из списка. Максимальному предпочтению соответствовала цифра 7, минимальному -0.

Ценностная структура, характерная для Западной Европы отлична от ценностной структуры, существовавшей в России в 1992 году, что вполне объяснимо с учётом социально - экономической ситуации.

Нынешний момент социального переустройства характерен сменой системы ценностей

- Изменения, сопровождающие социоэкономическое развитие, не вызвали изменения в общей структуре ценностей, однако изменились значимости отдельных ценностей. Так наблюдается снижение (на 4,2 %) таких ценностей, как социальный порядок, уважение традиций, самодисциплина. Снижение значимости таких ценностей, как равенство, социальная справедливость, свобода, ответственность, честность (5,1 %), говорит о смещении личностных акцентов молодёжи с общества на себя, о приоритетности своих интересов перед общими. Снижение значимости ценностей единство с природой, защита окружающей среды, мир прекрасного (13 %) говорит о росте прагматизма, уходе от мира прекрасного, природы. Рост значимости ценностей амбиции, успеха, смелости, компетентности (13 %) и социальной власти, авторитета, подчинения, богатства (37 %), говорит о повышении целеустремлённости, стремлении к власти и богатству.

- Анализ наиболее предпочитаемых ценностей позволил выделить блок повторяющихся, неизменных ценностей, которые можно отнести к базовым ценностям русской культуры, транслирующимся из поколения в поколение (единство с природой, защита окружающей среды, мир прекрасного социальный порядок, уважение традиций, безопасность семьи и самодисциплина).

Итак, приведённые результаты исследований подтверждают мысль о том, что «…проблема ценностей в предельно широком значении неизбежно возникала в эпохи обесценивания культурной традиции и дискредитации идеологических устоев общества». Поэтому вполне естественно, что в последние десятилетия она широко исследуется философами, социологами, психологами и педагогами. Раскроем основные идеи некоторых исследователей, ряда исследований посвященных этой проблеме.

Изучению влияния новых социально-экономических условий на изменение ценностных ориентации личности было посвящено исследование В.А. Хащенко. Полученные данные, по мнению автора, свидетельствуют о формировании нового типа направленности личности, характеризующегося индивидуализированной ориентацией на личные, в том числе экономические, ценности, такие, как материальная обеспеченность, предприимчивость, собственность и богатство. В.М. Вызова, исследуя зависимость изменения аксиологической структуры молодёжи постсоветских республик от национальной культуры, приходит к выводу, что изменения эти происходят в направлении, выявленном В.А. Хащенко, хотя и с разными темпами. Разница эта обусловлена неодинаковостью культурных традиций. В исследовании Н.М. Лебедевой и Е.В. Павелко отмечается тенденция сохранения таких ценностей, как коллективизм и феминностъ, наряду с возникновением и развитием у молодых поколений россиян ценностей индивидуализма и маскулинности (амбициозность, мотивация достижения). В работе К.Касьяновой отмечается преобладание таких ценностей, как терпение, страдание, смирение, жертвенность (ценности «внутреннего; делания») в отличие от таких ценностей, как труд, достижение успеха (ценности «внешнего делания»).

Для нашего исследования важно, что при увеличении у молодёжи и, в частности, у старших школьников внимания к себе, увеличивается амбициозность, но уменьшаются такие ценности как единство с природой, защита окружающей среды (т.е. непосредственно связанные с ЗОЖ). При этом происходит падение нравственности, уважение к традициям, к культуре и обеспечивавшей отношение человека к своему здоровью.

Обсудим более подробно специфику исследуемых нами ценностей здоровья и ЗОЖ.

«Молодые люди, - по словам Г.С.Никифорова, - обычно относятся к проблеме здоровья как к чему-то достаточно важному, но абстрактному, не имеющему к ним прямого отношения. В их иерархии ценностей доминируют материальные блага, карьера. Если они и уделяют внимание здоровью, то преимущественно его физической составляющей». Автор указывает на то, что «здоровье привлекает к себе внимание, когда с ним возникают какие-то проблемы. Здоровье приобретает актуальную жизненную необходимость, особую значимость тогда, когда оно уже нарушено». При такой ситуации молодые, здоровые, энергичные амбициозные люди, действительно, уделяют минимум внимания своему здоровью. Это состояние Г.С. Никифоров называет феноменом «нереалистичного оптимизма». На абстрактность, декларативность понимания здоровья молодёжью указывает и Г.К.Зайцев, говоря «...о низкой компетентности школьников в вопросах валеологии и их слабой готовности заниматься собственным здоровьем».

Взаимодействие человека и природы, образ жизни, отношение к здоровью исторически регламентировалось сложившейся в обществе системой ценностей. Сейчас же интериоризация исторически сформировавшихся ценностей молодёжью затруднена (изменение типа культуры, изменение структуры общества), новые же ценности либо не систематизированы, что затрудняет создание индивидуальной системы ценностей, либо вообще неприемлемы поскольку сформированы в другой культурной среде (культурной среде других стран). Этот вывод может быть подтверждён неудачей попыток копирования в нашей стране элементов мероприятий, формирующих ЗОЖ в США, странах Скандинавии и т.д. Подобные мероприятия (всевозможные акции, например, день отказа от курения; распространение информации о ЗОЖ в журналах, постерах, плакатах; пропаганда ЗОЖ известными людьми; создание сети телефонов доверия; скаутинг и т.д.) в новой культурной среде не приводят к ожидаемым результатам.

В типологической модели личности отечественного психолога Б.С. Братуся приводится характеристика типа «перестроечной личности», которому, по мнению автора, свойственно переходное потребностно-мотивационное состояние: есть желание, но нет предмета, ему отвечающего. («То есть, - по словам Н.М. Лебедевой, - все чего-то страстно хотят, но не могут сформулировать, чего же». Результатом ценностной инверсии стали глубокие изменения в сознании человека: если раньше он был одновременно и производителем, и потребителем различных благ, то в настоящее время эти функции разделились, что отразилось и на отношении нашего современника к своему здоровью.

Раньше человек, по словам И.И. Брехмана, «потребляя» свое здоровье в физическом труде и в выживании в природе, хорошо осознавал, что он сам должен позаботиться о его восстановлении. Теперь же людям кажется, что здоровье так же постоянно, легко восстановимо, что оно будет всегда. Этот вывод согласуется с данными, говорящими о снижении роли таких ценностей, как единство с природой. Человек перестаёт воспринимать себя как часть природы, забывает, что его здоровье зависит от его образа жизни. Современный человек, по словам К.С. Хруцкого, в большинстве случаев склонен перекладывать ответственность за свое здоровье на врачей. Он фактически равнодушен по отношению к себе, не отвечает за силы и здоровье своего организма. Человек занят не заботой о собственном здоровье, а лечением болезней, что и приводит к наблюдающемуся в настоящее время ухудшению здоровья на фоне значительных успехов медицины. При повышении целеустремлённости, стремлении к власти и богатству люди предпочитают не обременять себя работой над собственным здоровьем, поскольку результат от затраченных усилий может быть не сразу заметен и очевиден. Г.С. Никифоров называет это эффектом «задержанной обратной связи». «Занятия утренней зарядкой, каким-то видом оздоровительных систем, закаливанием приносят ощутимый позитивный результат далеко не сразу, через несколько дней, а чаще через месяцы и даже годы, - замечает автор, -люди этого не понимают, им это зачастую просто не объясняют. Их не настраивают на терпеливую, систематическую работу над собственным здоровьем. Не получив быстрого эффекта от полезных для своего здоровья действий, люди бросают упражнения и могут не вернуться к ним уже никогда. Эффект задержанной обратной связи - одна из главных причин негигиенического поведения людей, пренебрежения ими правилами здорового образа жизни».

И.И. Брехман отмечает: «Сами по себе достижения научно-технической революции не сократят отставания адаптационных возможностей человека от изменений природной и социально - производственной среды его обитания. Чем большими будут автоматизация производства и кондиционирование среды обитания, тем менее тренированными окажутся защитные силы организма». В последнее время резко снизился объем двигательной активности людей всех возрастов, что связано, в том числе, с уменьшением ценности. Обратимся к статистическим данным, приводимым С.Лазаревым. Доля физического труда в производстве с 90 % снизилась до 10 %. Физической культурой и спортом занимается небольшая часть населения, всего 6 - 8 %. Общий для всех цивилизованных стран бич - гипокинезия и гиподинамия. Очень много стало детренирующих организм удобств, в корне изменивших образ жизни, отработанный поколениями. На органы чувств обрушились неведомые ранее по силе и разнообразию шумы, вибрации и разнообразные виды излучений, причем воздействие происходит не только на производстве, но и дома, а также в местах отдыха. В то же время человек лишил себя многих ощущений непосредственного общения с природой. «Породив своей производственной деятельностью экологическую проблему, - замечает по этому поводу И.И. Брехман, - обеспокоенный сохранением природы в планетарном масштабе, человек забыл, что он часть природы». Многократно увеличился поток вербальной информации, что само по себе небезразлично для организма. Быстротечная же информация все чаще является негативной, увеличивая психологическую нагрузку и вызывая состояние дистресса.

Как следует из определения, приведённого выше, интериоризация ценности подростком предполагает его включение в деятельность.

В педагогической энциклопедии деятельность определяется как «специфическая форма общественно-исторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности». Теория деятельности разрабатывалась в отечественной психологии в работах Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейнаи др.

Использование понятия деятельности в психологии позволяет изучать сознание и личность человека в единстве с развивающейся деятельностью. Уровень развития деятельности и конкретных особенностей её предметного содержания связан с уровнем развития сознания и способностей человека (его восприятия и воображения, мышления и памяти, чувств и воли и т. д.), характером межличностных отношений, чертами и качествами личности. «Деятельность является субстанцией развития личности» - замечает Г.М. Анохина.

Именно в деятельности реализуются отношения ребенка с социальной средой, его общение с окружающими. С развитием сознания и личности человека изменяется и деятельность в которой он участвует. По словам А.Н. Леонтьева, человеческая жизнь «есть совокупность, точнее, система сменяющих друг друга деятельностей».

Вместе с тем, и развитие деятельности может привести к развитию личности. Деятельность, в связи с развитием которой происходят существенные изменения в психике ребенка и развиваются процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития А.Н. Леонтьев предложил называть ведущей деятельностью. Д.Б. Эльконин выделил следующие виды ведущей деятельности: непосредственно-эмоциональное общение - предметно-манипулятивная деятельность - ролевая игра - учебная деятельность интимно-личное общение - учебно-профессиональная деятельность.

Развитие ребенка идет сразу в нескольких направлениях. И развитию каждого из них в большей мере способствует своя ведущая деятельность. «Один вид деятельности не может заменить все остальные, замечает В.А. Сластёнин, - поэтому в воспитании целесообразно использовать комплекс видов деятельности». «На каждом возрастном этапе развития ребенка, - подчёркивает С.А. Смирнов, - формируется динамическая система деятельностей. Каждая деятельность в этой системе решает свою специальную задачу». Чем больше видов деятельности реализуется ребенком, тем более динамично происходит его развитие.

Поскольку развитие ребёнка происходит в обществе, деятельность ребёнка, как деятельность любого «человеческого индивида, представляет собой систему, включенную в систему отношений общества. Вне этих отношений, - подчёркивает А.Н. Леонтьев, - человеческая деятельность вообще не существует». По словам учёного, «общественные условия несут в себе мотивы и цели деятельности, ее средства и способы; словом, что общество производит деятельность образующих его индивидов». Эти замечания подтверждают рассматривавшуюся выше теорию В.А. Сластёнина, И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко и Е.Н. Шиянова которые предлагают при организации процесса воспитания стимулировать самостоятельную (индивидуальную) деятельность воспитанника. При этом стимулирование деятельности предполагает в основном изменение внешних, в том числе - общественных, условий воспитания. Вот как процесс возникновения самостоятельной (индивидуальной) деятельности описывается в педагогической энциклопедии. «Первичной формой деятельности является её коллективное (совместное) выполнение. На основе совместной деятельности, имеющей коллективного субъекта, возникает индивидуальная деятельность многих субъектов Становление индивидуальной деятельности осуществляется в результате интериоризации». Как следует из сказанного, если интериоризация не произошла, деятельность не окажет влияния на развитие личности. Этот вывод подтверждает А. Н. Леонтьев: «деятельность может не повлиять положительно на воспитуемого, если она не имеет для него «личностного смысла»«. По мнению учёного, чтобы деятельность оказала на ребёнка требуемое воздействие «то, что в предметном мире выступает для субъекта как мотивы, цели и условия его деятельности, должно быть им так или иначе воспринято, представлено, понято, удержано и воспроизведено в его памяти».

Решению данной задачи способствует установление связей между преподаваемыми в школе предметами. Педагогическая энциклопедия определяет меж предметные связи как использование материала одного предмета при изучении другого, а также связи между отдельными элементами знаний из различных учебных предметов. Теория меж предметных связей разработана достаточно полно, «необходимость и целесообразность меж предметных связей подтверждается передовым педагогическим опытом учителей и многочисленными общепедагогическими и методическими исследованиями», - замечает В.Н. Максимова. С 1981 года в учебные программы средней школы включён специальный раздел «Межпредметные связи».

«Межпредметные связи, - как утверждают Ю.И.Дик и И.К.Турышев, - являются дидактическим условием и средством глубокого и всестороннего усвоения основ наук в школе. Установление межпредметных связей... способствует более глубокому усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебно-воспитательного процесса и оптимальной его организации». Причиной этого, по словам В.Н. Максимовой, является то, что «память, прошлый опыт индивида сохраняют все мотивационные, обстановочные и пусковые стимулы, встречавшиеся ранее. Информация и её интеграция выступают важнейшими регуляторами активности индивида. Так, актуализация опорных знаний из различных предметов и их интеграция, синтез, обобщение в процессе переноса знаний при решении меж предметных задач способствуют выработке наиболее полных оценок и целесообразных в данных условиях действий». Именно такие операции как сравнение, обобщение знаний из различных предметов, их интеграция и синтез, способны усилить воспитательное значение поступающей информации, поскольку, по словам М.Ю. Кондратьева и С.Д. Дерябова, «информация может повлиять на поведение человека только в том случае, если... она опровергает или подтверждает уже имеющиеся у человека представления».

Как подчёркивается в Педагогической энциклопедии, «знания, полученные учащимися в результате предшествующего опыта усвоения меж предметных связей, становятся регуляторами познавательной активности. Выдвижение перед учащимися познавательных задач меж предметного характера значительно активизирует учебную деятельность (напряжение памяти, мышления, эмоционально-волевых процессов, развитие воображения и речи)». Опираясь на положения теории деятельности, можно заключить, что поскольку использование в учебном процессе меж предметных связей активизирует учебную деятельность учащихся, вовлекает их в новые виды деятельности, опора на принцип меж предметных связей позволяет интенсифицировать развитие детей, облегчить процесс интериоризации.

Существует несколько вариантов классификации меж предметных связей, например, по характеру объединяемых знаний. Так взаимосвязи между различными знаниями внутри отдельных учебных предметов, предметных циклов называются горизонтальными, а связи между фундаментальными и прикладными знаниями называются вертикальными. Как вид вертикальных связей может быть рассмотрена связь между классной (урочной) и внеклассной деятельностью учащихся.

С.А. Смирнов выделяет следующие преимущества внеклассной работы: «включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Если у ребенка сформирован устойчивый интерес к труду в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, - замечает автор, - тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную деятельность». Становление, а тем более, - организация самостоятельной деятельности осуществляется в результате интериоризации.

Осмысление динамики изменения отношения молодёжи к здоровью с позиции аксиологического подхода, основные положения деятельностного подхода и рассмотренные возможности межпредметных связей позволяют сделать ряд выводов, которые могут быть использованы при разработке технологии приобщения учащихся к деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья.

Сформулируем основные положения технологии.

- Повышение у молодёжи внимания к себе, амбициозности, целеустремлённости позволяет формировать у учащихся понимание здоровья вообще и Здорового образа жизни, в частности, как необходимого условия достижения жизненных целей (успех, компетентность, социальная власть, авторитет, богатство и др.). В этом случае, используя трактовку В.А. Сластёнина и В.П. Каширина, можно определить здоровье как ценность-средство, а успех, компетентность, социальную власть, авторитет, богатство и др. как ценности-цели.

- Снижение значимости для молодёжи ценностей нравственности, культуры, повышение прагматизма, стремление к автономии требуют изменения способа подачи информации - необходима большая обоснованность и доказательность предлагаемого материала, изменение мотивации

- Используя классификацию ценностей В.А. Сластёнина и В.П. Каширина, необходимо при формировании системы ценностей-средств увеличить долю ценностей-знаний.

- «одной информации явно недостаточно для того, чтобы оказать влияние на изменение поведения человека в отношении своего здоровья. Человеку, по словам С. Лазарева, надо показать выгоду от здоровья».

- Для формирования ориентации школьника на ценность здоровья и его приобщения к ЗОЖ необходимо разработать специальную технологию. Очевидно она должна основываться на концепции формирования личной системы ценностей.

 

АВТОР: Залесский М.Л.