26.04.2012 8996

Особенности ценностно-смыслового самоопределения и проблемы рефлексии в позднем юношеском возрасте

 

Юношеский возраст хронологически определяется в психологии по-разному; наиболее часто исследователями выделяется ранняя юность (старший школьный возраст) от 15 до 18 лет, и поздняя юность от 18 до 23 лет. Границы такого разделения обусловлены скорее внешними причинами, а именно, окончание; школы и поступление в какое-либо учебное заведение, или же начало полностью самостоятельной, взрослой жизни. Психологическое содержание этого этапа связывается с развитием самосознания, решением задач жизненного и профессионального самоопределения и вступлением во взрослую жизнь

В исследованиях, посвященных изучению становления личности в юношеском возрасте, можно выделить разноаспектную проблематику. Например, изучение юношеского возраста в рамках возрастных периодизаций с позиций культурно-исторической теории, с точки зрения ведущей деятельности, психологических новообразований и кризисов развития, развития субъективной реальности в онтогенезе, рассмотрение юношеского периода в контексте динамики личностной идентичности, с позиций развития саморегуляции жизнедеятельности (Л. С. Выготский, Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.И. Слободчиков, Э. Эриксон, А.С. Шаров и др.). Изучение развития и структурных элементов самосознания и рефлексии, понимаемой как ценностно-смысловое самоопределение, становящееся в юношеском возрасте (С.Л.Рубинштейн, Ш.Бюлер, С.Мухина). Исследование формирования личности в юношеском возрасте, в котором большое внимание уделяется развитию потребностно-мотивационной сферы (Л.И. Божович) и становлению самосознания – «открытию «Я» (И.С. Кон). Изучение возрастных особенностей самоопределения, как психологического новообразования (А.В. Мудрик). Исследования, связанные с оказанием психологической помощи личности в юношеском возрасте (Т.В. Снегирева, А.Ф. Шадура, В.А. Юпитов) и др. Рассмотрим основные линии этих подходов подробнее.

В традиции культурно-исторического подхода Л.С. Выготского построен и анализ формирования личности в юношеском возрасте у Л.И. Божович. Она выделяет основной компонент социальной ситуации развития в этот период, а именно - необходимость определить свое место в жизни. В качестве общей тенденции развития в юности, автор выделяет коренные изменения в содержании и соотношении основных мотивационных тенденций, происходящие на основе впервые возникающей социальной ситуации развития и определяющие перестройку всех других психологических особенностей, причем, ведущей деятельностью в юношеском возрасте является учебно-профессиональная. В связи с необходимостью самоопределения возникает потребность разобраться в окружающем и самом себе, которая приобретает самостоятельное значение (эту особенность в рассматриваемом возрасте отмечают многие исследователи: Л.И. Божович, СЛ. Рубинштейн, К.С Абульханова-Славская, B.C. Мухина, М.Кле и др.). Этот процесс представляет собой формирование мировоззрения как выработку собственных взглядов в области науки, общественной жизни, морали, построение собственной картины мира из ранее фрагментарно существовавших представлений.

В возрастной периодизации, представленной А.С. Шаровым, развитие человека рассматривается с позиции регуляции жизнедеятельности. Развитие личности идет в процессе разрешения внутренних противоречий, которые разворачиваются в базовых процессах интеграции и остранения. Процесс интеграции заключается в присвоении человеком культурных норм и ценностей, единении с внешним миром. Процесс остранения осуществляет формирование самости человека, его «Я», развитие самосознания и рефлексии. Развитие человека разворачивается в подсистемах регуляции жизнедеятельности: формирование ценностно-смысловой сферы, рефлексии, активности, а также формирование связей между этими подсистемами. Так, в юношеском возрасте строятся жизненные планы (ценностно-смысловая сфера), что связано с решением нравственных и личных проблем (активность), формирование «образа Я», мировоззрения, поиск смысла жизни (рефлексия).

Изучая проблему личностного самоопределения в психологии, авторы рассматривают его на границе взаимодействия внешнего и внутреннего, в рамках взаимоотношений человека с окружающим миром. С одной стороны, самоопределение связано с глубинными структурами человека, его смыслами, ценностями, личностной направленностью, а с другой - с воздействием внешней «среды, адаптацией, социализацией. (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, М.Р. Гинзбург, В.Ф. Сафин, A.M. Исхакова и др.). СЛ. Рубинштейн понимал самоопределение с точки зрения детерминации. Самоопределение выступает как внутренняя детерминация, самодетерминация человека, верность себе, неодностороннее подчинение внешнему. Внешнее, или социальная детерминация действует преломляясь через внутренний опыт субъекта, через его ценностно-смысловое ядро.

К.А. Абульханова-Славская, центральным моментом самоопределения выделяет также самодетерминацию, собственную активность, осознанное стремление занять определенную позицию. По К.А. Абульхановой-Славской, самоопределение - это осознание личностью своей позиции (а значит актуальных ценностей и смыслов), которая формируется внутри координат системы отношений.. Рассматривая самоопределение как самостоятельный этап социализации, авторы отмечают, что его «сущность заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества». В исследованиях М.Р. Гинзбурга самоопределение понимается как «обретение человеком своего ценностно-смыслового единства и его реализация, определение себя в мире». Вслед К. Левиным М.Р. Гинзбург осуществляет попытку рассмотреть структуру самоопределения через понятие жизненного поля._ «Жизненное поле личности определяется как совокупность индивидуальных ценностей и смыслов и пространства реального действования - актуального и потенциального, охватывающего прошлое, настоящее и будущее. Личностное самоопределение это есть содержательное конструирование человеком своего жизненного поля, включающего в себя как совокупность индивидуальных жизненных смыслов, так и пространство реального действования (актуального и потенциального)», при этом человек устремлен в будущее. Характер взаимодействия двух основных компонентов самоопределения психологического настоящего (самопознание, самореализация) и психологического будущего (смысловая и временная перспективы) -определяет его результаты. При нарушении функционирования и взаимосвязи этих компонентов происходит разрывание психологической линии времени, сворачивание жизненной перспективы, потеря себя, социальная дезадаптация, что сопровождается тяжелыми смысложизненным переживаниями. Все эти признаки характерны для ситуации жизненного кризиса, когда особенно остро встает проблема самоопределения, а именно, за счет чего человек преодолевает трудности и находит себя, свое место в мире, определяет свои ценности и смыслы.

В контексте проблемы переживания жизненного кризиса понимание самоопределения становится более глубоким, высвечиваются его сущность, содержательная и динамическая стороны. Т.е., в кризисе происходит качественный пересмотр взаимосвязи человека с миром, при этом изменяется и оформляется ценностно-смысловое содержание непосредственно в переживании за счет рефлексивных механизмов. Функционирование рефлексивных механизмов переживания направлено на согласование психологической линии времени, за счет оформления границ ценностно-смысловых образований. Благодаря этому человек реализует и определяет себя в мире. Важно также отметить, что переживание кризиса представляет собой не только вынужденную, достаточно тяжелую работу по самоопределению, но и некую возможность вновь обрести себя, найти свое место в жизни.

В то же время, по поводу основной тенденции данного возраста можно зафиксировать определенную проблемность, противоречивость, а именно - двуплановость самоопределения. Самоопределение в юношеском возрасте, с одной стороны, носит общий и неконкретный характер исканий своей «миссии» («приносить пользу», «способствовать совершенствованию», «добиться своего в жизни») - представляет собой «абстрактное самоопределение». С другой стороны, может наблюдаться (наряду с первым или независимо от него) разумный и расчетливый выбор профессии. То есть, реальные выборы и действия индивида могут не отражать выдвигаемые им ценности, отражать другие (им не осознаваемые), не соотноситься с формулируемой «миссией» субъекта.

Таким образом, в рассмотренных нами подходах в виде основных тенденций психологии личности в юношеском возрасте выделяются следующие: специфическая социальная ситуация развития, заключающаяся в необходимости совершать профессиональный выбор (переход от учебной к профессиональной деятельности); внутренняя позиция личности характеризуется необходимостью самоопределения, построения своего жизненного пути, что определяет и опосредствует другие психологические аспекты: нацеленность на будущее, построение своей системы ценностей (мировоззрения), двуплановость самоопределения (дихотомия «абстрактное самоопределение», поиск своей «миссии» - конкретный выбор).

И.С. Кон выделяет такие значимые процессы развития самосознания личности в юношеском возрасте, как усиление рефлексии, самоуглубления: «открытие «Я», когда весь мир и человек в нем воспринимаются с позиции его значимости для собственного «Я», поиска его неповторимой целостности, оценки возможностей. Кроме того, в данном возрасте актуализируется потребность искать и находить смысл собственной жизни. Важно понимать «что я хочу», экспериментировать со своими выборами, действиями, ролями. Это период совершения выбора в основных сферах жизни: профессии, значимого другого, социального окружения, осознанного принятия жизненных целей и ценностей. И.С.Кон отмечает центральный процесс в юношеском возрасте - «развитие самосознания». Проблемная область этого основного процесса: возможность невротической рефлексии как пассивного самосозерцания, «самодовольное няньчанье индивидуума со своими ему одному дорогими особенностями», которое возникает как невротическая реакция (субъекта со слабым «Я») на несовпадение «Я» реального и «Я» идеального. (В случае сильного «Я» этот конфликт разрешается творчески, конструктивно для личности: в учебной, трудовой деятельности, в деятельности самосовершенствования.)

На кризис идентичности как основную тенденцию юношеского возраста указывает Э. Эриксон в своей схеме жизненного цикла человека. Основная движущая сила развития, по Эриксону, - быть собой в глазах значимых других. Расширение радиуса значимых отношений задает внешние условия развития идентичности человека. Вступая в новые отношения с миром значимых людей, человек более или менее бессознательно делает выборы (разрешает кризисные противоречия данного типа отношений), которые и определяют направления развития на каждой возрастной ступени. Это направление может быть продуктивным, и тогда в человеке развиваются качества («новообразования», в терминологии Л.С. Выготского), которые приводят к усилению чувства само идентичности. Выбранное (навязанное) направление развития может быть деструктивным, и тогда в человеке развивается центральная патология данного возраста, разрушающая, ослабляющая чувство само идентичности. По Э. Эриксону, в юношеском возрасте переживается кризис идентичности. Автор отмечает, что в этот период большую важность приобретает выработка собственного мировоззрения для выбора жизненного пути. В результате синтеза всех новообразований всех предшествующих стадий в этот период происходит обретение личностью новой целостности, формирование истинной внутренней идентичности, в структуре которой интегрируются и преобразуются все прежние идентификации ребенка. Как проявление такой работы синтеза, в этом возрасте возникает экспериментирование (с социальными ролями, выборами и т.д.), внутренняя цель которого для субъекта заключается в поиске своего места в обществе. Юноша в это - время становится очень чувствительным по отношению к самому себе и к требованиям общества, ждущего от субъекта самоопределения. Переживание этого кризиса нередко запоминается на всю жизнь как момент необычных переживаний, мобилизации всех духовных сил и самообновления, качественного изменения своей личности.

Личностное новообразование этой1 стадии, по Эриксону - это основы мировоззрения, которые выражаются в способности, формирующейся в профессиональном занятии; установление товарищеских связей; впитывание определенных традиций; формирование «понятной теории жизни». Э. Эриксон приводит варианты формирования идентичности, выделенные канадским психологом Д. Марше: 1) неопределенная, еще не сложившаяся, «диффузная» идентичность означает, что молодой человек еще не вступил в пору кризиса и не прошел через испытания, связанные с определением себя; 2) «предрешенный» вариант развития - индивид ранее положенного срока включается во «взрослую» систему отношений, делая это под чужим влиянием, что расценивается как неблагоприятный фактор для формирования его личностной зрелости; 3) «проба ролей» в попытках выработать идентичность означает процесс интенсивного поиска юношей самого себя; 4) «зрелая идентичность» обозначает завершение кризиса - молодой человек обретает чувство само идентичности (само определенности, само тождественности) и переходит к самореализации.

Подход Э. Эриксона предоставляет достаточно объективную схему анализа жизненной ситуации субъекта в данном возрасте (сфера значимых отношений - основное противоречие - новообразование - деструктивное образование). В виде основной тенденции юношеского возраста выделяется поиск себя и становление собственной идентичности в социуме: как определение «оснований» (мировоззрение, «теория жизни») своей само идентичности и собственной траектории утверждения себя в обществе через профессию и круг значимых социальных связей.

В периодизации развития В.И. Слободчикова схема анализа возраста и ее наполнение содержанием строятся с позиций развития субъективности как становления уникального и самобытного «Я», осуществляющегося через стадии освоения субъектом новых общностей. Развертывание этих стадий во времени определяет развитие субъективности.

Интересующий нас возрастной период у автора предстает как «индивидуализация «Я», характеризуется противоречием, содержание которого - разрыв идеала и реальности. От общества исходит инициатива в требовании полезных результатов жизнедеятельности его членов; кроме того, позиция взрослого человека - как перспектива развития юноши -связана с постановкой конкретно-практических задач (целей) своей жизни. Значимая сфера жизнедеятельности здесь - социокультурное пространство и построение собственного мировоззрения как интрапсихическое новообразование; содержание этой ступени развития - построение собственного замысла жизни, воспроизводство и творчество в системе общественных отношений; построение «авторской» жизненной позиции.

Большинство авторов, говоря об особенностях становления самосознания в юношеском возрасте, напрямую или косвенно выделяют и процесс рефлексии. СЛ. Рубинштейн отмечает, что именно юношеский возраст является ключевым для возникновения рефлексии как «ценностно-смыслового самоопределения», определения «своего» способа жизни; К.С Абульханова-Славская считает, что юношеский возраст является своеобразным «сензитивным периодом» для становления рефлексии. Т.В. Снегирева отмечает, что размышления молодого человека о себе, своем жизненном назначении (что, на наш взгляд, составляет один из существенных моментов «личностной» рефлексии) проявляются, как правило, в той же самой форме поиска им смысла жизни. Этот период - когда «жизненные горизонты ребят расширяются, приобретается самостоятельный опыт взаимодействия с действительностью, реалистичнее становятся представления о мире и о самом себе» - чрезвычайно важен и самоценен для личности. В то же время, поиск юношей своего смысла жизни может иметь и некоторые «издержки»: становиться слишком умозрительным, замкнутым «на самом себе» - или, наоборот, предполагать «нескоординированную» активность, «испытание» себя и на себе разнообразных видов деятельностей, ролей (вплоть до риска собственной жизнью или асоциальными тенденциями). Как бы этот процесс не проистекал в юношеском возрасте, он всегда связан с переживанием себя, своего внутреннего мира как ценности - и с противоречивыми, полярными тенденциями, стремлениями, чувствами («кто я? Уникальный - или как все?»), которые принизывают все сферы жизнедеятельности личности (И.С. Кон, Т.В. Снегирева). Другая «проблемная точка» для юношеской рефлексии заключается в трудности совмещения «ближней и дальней временной перспективы»: соотнесения непосредственных актуальных деятельностей и жизненных долгосрочных планов. «Полярности» здесь могут заключаться в слишком отвлеченных, «фантазийных», «глобальных» жизненных целях, либо в чрезмерно конкретной их постановке или противоречивом, неадекватном сочетании. Подобная специфика рефлексии и самоотношения предполагает от практического психолога особую, «чуткость» в работе с юношеским возрастом: когда психолог не должен вмешиваться непосредственно в реальные обстоятельства жизни клиента и не может «указать» ему путь его жизни - но способен привести молодого человека к пониманию, что существуют направления, в которых собственный смысл может быть найден. Т.В. Снегирева формулирует важные, на наш взгляд, особенности работы психолога-консультанта с молодыми людьми. Основным лейтмотивом здесь является ориентация на помощь юноше самому осуществлять развитие своей личности и помощь ему в создании, восстановлении нормальных связей с миром - поэтому важно научить молодого человека самому видеть, чувствовать, понимать свои проблемы: оказывать ему необходимую психологическую поддержку, которая отсутствует или приняла искаженные формы, выступать в роли «тренера», способствуя упражнению тех или иных психических функций субъекта, дефицит которых тот ощущает, или в роли «гида», например, в связи с вопросами профконсультирования; «выводить» молодого человека на диалог с самим собой и внешним миром с тем, чтобы молодой человек получил пищу и энергию для обсуждения с самим собой поднятых проблем - что возможно при постановке перед ним «последних вопросов».

Проблемы и особенности психологического консультирования в юношеском возрасте рассматриваются В. А. Юпитовым при обсуждении деятельности психологической службы в вузе. Он отмечает, что хотя психологическое консультирование далеко не всегда связано с глубинными проблемами клиента, их необходимо учитывать. Эта необходимость, по его мнению, связана с тем, что1 личностное и профессиональное самоопределение в юношеском возрасте связано как с предметным аспектом, так и ценностно-смысловым - и помогая субъекту разрешать конкретные, текущие проблемы, необходимо ориентироваться на развитие личности в целом, сферу ее ценностно-смысловых ориентации. Конкретные же запросы студентов о текущих проблемах своей жизнедеятельности, составляющие «ткань» консультирования в вузе, классифицируются автором по нескольким основным направлениям (перечисление в зависимости от частоты предъявления проблемы): 1) межличностные отношения со сверстниками, с родителями и с другими близкими, с преподавателями; 2) учебный процесс: экзамены, трудности в учении, содержание предмета; 3) индивидуальное «Я» студента; 4) «Я» в системе общественных отношений; 5) собственное соматическое психическое состояние.

Вопросам практико-психологической работы, помощи личности юношеского возраста, чье состояние связано с определенной критичностью, уделено меньшее количество исследований (Т.В. Снегирева, А.Ф. Шадура, Н.Н. Гавриленко, В.А. Юпитов). Однако именно в юношеский период начинают реализовываться базовые «стратегии рефлектирования», которые в дальнейшем усложняются в плане содержания «рефлектируемого материала». В связи с этим, представляется актуальным, в современных социокультурных условиях, обращение к вопросам оказания помощи юноше в проблемной, кризисной ситуации. Соответственно, специфика психологического сопровождения в юношеском возрасте должна выражаться в направленности на развитие у молодого человека способности самостоятельно определять и строить «свой» способ жизни, а это значит: оформлять свою ценностно-смысловую сферу, иметь свою точку зрения, свои взгляды на жизнь. Чтобы оказывать такого рода помощь необходимо знать, как и за счет каких психологических механизмов происходит оформление и изменение ценностно-смысловой сферы в процессе переживания юношами и девушками кризиса жизнедеятельности. Исследование рефлексивных механизмов переживания, возможно, предоставит основу для разработки программ психологической помощи в проблемных ситуациях, связанных не только с юношеским периодом, но и с проблемами личности в целом.

 

АВТОР: Деева Н.А.