26.04.2012 6347

Концептуальные подходы к определению социально-психологической сущности качества жизни

 

Изучение качества жизни началось в середине 60-х годов XX столетия на Западе и было обусловлено интересом к гуманитарному содержанию экономического прогресса вследствие перехода западного общества на более высокую ступень развития, а также тем фактом, что категория «уровень жизни» (Standard of Living) не отражала полно благосостояния людей (Дж. Гэлбрейт, Д. Белл, У. Ростоу, Р. Арон, Ж. Фурастье, В. Брандт, М. Абраме, Ф. Эндрьюс О. Тоффлер и др.). Проблема качества жизни, как предмет научных исследований, стала актуальной в этот период и в связи с социальным кризисом «общества потребления» в индустриально наиболее развитых странах. Возникла необходимость смены доминанты жизненных ценностей населения с материального благополучия на культурное развитие, укрепление здоровья, улучшение экологических и других условий жизни, формирование партнерских отношений между разными слоями общества. Совокупность всех этих ценностей и интересов трактовалась как качество жизни. Были предложены разные определения этого понятия, разработаны некоторые показатели и критерии, в том числе отражающие психологические аспекты жизнедеятельности людей.

Проблема качества жизни (КЖ), по мнению Г.М. Головиной и Т.Н. Савченко, актуальна в тех обществах или в тех общественных группах, уровень жизни которых находится в целом на удовлетворительном уровне, когда проблема физического выживания не стоит для населения столь остро. В менеджменте существуют стратегия качества TQM и стратегия кризисного управления. И обычно эти две стратегии одновременно никогда не применяются.

Существует несколько точек зрения на то, к какому типу общества относится Россия; их представляют различные партии и организации. Наиболее распространенные две из них являются противоположными. Первая для нашей страны в настоящее время применима скорее стратегия кризисного управления, нежели стратегия качества жизни, т.к. перед большинством населения стоит проблема выживания. Поэтому на современном этапе, прежде чем внедрять концепцию управления, необходимо подготовить к этому общество. Вторая, противоположная первой, - за последние годы несколько улучшена экономическая ситуация в стране, достигнута некоторая стабильность. Различия в точках зрения говорят о важности разработки проблемы качества жизни.

Хотя понятие «качество жизни» родилось как попытка числового выражения особенностей социально-экономической среды жизни людей, в последнее время более распространен социологический подход.

Трактовка понятия качества жизни постепенно изменялась. Вначале исходным пунктом качества жизни были экологические проблемы (вопросы охраны окружающей среды, здоровья людей и обновления городов), в дальнейшем это выражение получило более широкую интерпретацию, включая в себя весь комплекс факторов социальной жизни (жизнеспособность общества в материальной и духовно-культурной сферах, включающих физическое и моральное здоровье общества, гуманизацию условий труда, охрану окружающей среды, улучшение качества товаров и другие социальные вопросы).

В зарубежных исследованиях понятия качество жизни, счастье, удовлетворенность жизнью близки по смыслу. Исследования представления о счастье и удовлетворенности жизнью проводятся обычно по двум направлениям: первое - изучение влияния отдельных факторов - работы, учебы, семейных отношений; второе направление - исследование влияния черт личности на уровень удовлетворенности.- Сравнительный анализ показывает, что гораздо более высокое влияние на общую удовлетворенность оказывают черты личности (например, самоуважение), чем объективные факторы.

Во ВНИИТЭ исследования качества жизни ведутся с 1999 г. и под качеством жизни понимается совокупность жизненных ценностей, характеризующих созидательную деятельность, удовлетворение потребностей и развитие человека, удовлетворенность людей жизнью, социальными отношениями и окружающей средой. Данное определение является операциональным, и было введено с целью разработки методики оценки качества жизни. Однако, хотя авторами представленной теории и отмечается важность субъективной составляющей качество жизни, проблема оценки субъективного качества жизни остается открытой.

В рамках медицинских наук можно встретить следующее понимание качества жизни: восприятие индивидуумом его положения в жизни в контексте культуры и системы ценностей. В качестве критериев оценки качества жизни вводятся следующие составляющие: физические, психологические, уровень независимости, жизнь в обществе, окружающая среда, духовность.

Так, например, Джонсен с соавторами отмечают, что термин «качество жизни» должен использоваться в тех случаях, когда имеются объективные критерии определить это качество, что непросто, так как в эволюции оно в меньшей степени зиждется на фактах, чем на предпочтениях. Они подчеркивают, что качество жизни - это субъективное удовлетворение, выражаемое или испытываемое индивидуумом в физических, ментальных и социальных ситуациях, даже при наличии каких-то дефицитов.

Эти авторы включают в данное понятие также объективные достижения и умения, которые высоко ценятся в обществе: интеллектуальные способности, физические возможности, эмоциональную стабильность, артистические и технические умения, а также способность формировать социальные отношения и получать от этого удовольствие; сюда же они включают субъективную оценку стороннего наблюдателя (эксперта) с позиций его собственного опыта социальной жизни. Низкое качество жизни, следовательно, имеет место при тяжелом дефиците физического, умственного здоровья и социальных отношений. Исходя из этого, нетрудно заметить, что понимание «качества жизни» неоднозначно. Некоторые исследователи определяют его как способность индивидуума функционировать в обществе соответственно своему положению и получать удовлетворение от жизни. Другие под качеством жизни подразумевают оценку совокупности условий физического, умственного, социального благополучия индивида так, как это воспринимается отдельным человеком (Л. Леви, А. Андерсон).

Большинство же отечественных авторов склонны определять качество жизни с позиции системно-комплексного или интегративного подхода. Так, по мнению А.И. Субетто (2004), качество жизни - большое и емкое понятие, олицетворяющее собой синтез материальных и духовно-творческих сторон жизни. («Откуда мы, зачем мы и куда мы...», как говорилось в древних Ведах). Уже из этого понимания качества жизни следует, что оно не сводимо к материальному уровню жизни, к тому, сколько мы съедаем хлеба, мяса, молока, яиц, сколько покупаем одежды и обуви, сколько у нас в личном потреблении автомобилей, компьютеров, магнитофонов и т.п. Качество жизни, по нашему мнению, - это система единства духовных, интеллектных, материальных, социокультурных, экологических и демографических компонентов жизни. В нем заключаются и индивидуальное, и общественное (социальное) качества жизни, раскрывается разнообразие потребностей человека, его потенциал к всестороннему, гармоничному, творческому развитию.

Подобный подход отмечается и в работах В.А. Хащенко и А.В. Барановой (2005). Авторы отмечают, что качество жизни - сложный феномен, охватывающий социальное и индивидуальное благополучие. Он выходит за рамки традиционного представления о материальном благополучии, «жизненном уровне» и включает трудно подающиеся количественному определению философские, культурные и психологические компоненты.

Некоторые авторы, несмотря на операциональный подход к рассмотрению качества жизни, определяют его с позиций интегрального показателя жизнедеятельности людей, который включает в себя как объективные, таки субъективные показатели. Объективные показатели характеризуют уровень жизнедеятельности конкретного человека, а субъективные показатели - степень удовлетворения его потребностей и ценностных структур разного уровня (Г.М. Головина и Т.Н. Савченко, 2004).

До недавнего времени психологическое содержание качества жизни сводилось к субъективным оценкам удовлетворенности жизнью и эмоциональным переживанием ее разных сторон.

Субъективный подход к изучению качества жизни связан с тем, что изучаются потребности и интересы конкретных людей, которые всегда индивидуальны и отражаются в субъективных представлениях индивидов, их личных мнениях и оценках.

Концепции качества жизни в рамках субъективного подхода, по мнению В.А. Хащенко, построены на утверждении, что истинное значение качества жизни отражено в субъективных ощущениях индивидов, которые формируются на основе жизненного опыта индивида, его эмоционального состояния, уровня интеллектуального развития и т.д. Поэтому необходимо учитывать специфику переживаний каждым отдельным человеком степени удовлетворенности процессом и результатом его жизни, а также особенностей психологического состояния людей, их самочувствия и т.д. Данное направление связано с изучением общей удовлетворенности жизнью, ощущением счастья, основных факторов и детерминант, которые определяют удовлетворенность жизнью человека в современных условиях; иерархии структуры компонентов качества жизни и основных показателей данного феномена; особенностей духовной и культурной жизни людей; социально-психологических факторов жизнедеятельности личности в условиях изменений; социально-психологических особенностей человека, его ценностных ориентации, норм поведения, внутри личностных конфликтов и т.д. Субъективный подход не ограничивается изучением степени удовлетворенности человека. Его сторонники справедливо считают, что качество жизни определяется и другими критериями, относящимися к социальной, духовной, культурной, психологической и нравственной сторонам жизни в целом. Они представляют себе качество жизни как совокупность преимущественно духовных потребностей, нравственных ценностей людей. В конце XX столетия субъективный подход к изучению категории качества жизни получил развитие в социологической науке, а потом и в психологической.

Возросшее внимание исследователей к проблеме качества жизни выразилось в увеличении публикаций и научных изданий. Так, с 1974 года издается международный журнал «Social Indicators Research)), посвященный измерению качества жизни, выходят десятки монографий, проводятся международные симпозиумы и конференции. С 1970 года в странах OECD реализуется программа по измерению качества жизни, регулярно проводятся международные сравнительные исследования (например: «Qualily of Life Survey», «Welfare Survey», «Comprehensive Survey» и др.). Качество жизни признано международным сообществом одним из главных показателей, характеризующих развитие стран и народов. Ежегодно ЮНЕСКО выстраивает рейтинг стран именно по этому комплексному показателю.

Отечественные ученые стали заниматься исследованием качества жизни с начала 70-х годов XX столетия. Различные аспекты роли этой категории в системе общественных наук проанализированы в работах И.В. Бестужева-Лады, Г.С. Батыгина, Л.И. Лукьяновой, Н.Н. Михайлова, Н.И. Попова, Л.А. Хахулиной, B.C. Янтарева и др.

В советской науке качество жизни признавалось социологической категорией, и это существенно обедняло данное понятие и ограничивало сферу его применения и исследования. В качество жизни в действительности входят практически все элементы жизнедеятельности отдельных индивидов,

социальных групп, общества в целом.

Поэтому, начиная с 2001 года, исследования во ВНИИТЭ были сосредоточены на изучении и операционализации психологических факторов качества жизни. В этой связи качество жизни стало чаще всего рассматриваться как обобщенное свойство соответствия всех элементов и процессов жизни потребностям, ценностям, установкам и целям носителя жизни (индивида или определенного сообщества людей), проявляющееся в его переживаниях, оценках, в поведении (поступках) ив его состояниях (Г.М. Зараковский, 2004).

Характеризуя сущность качества жизни как научной категории, В.А. Хащенко и А.В. Баранова (2005) выделили ряд ее особенностей.

Во-первых, качество жизни чрезвычайно широкое, многоаспектное, многогранное понятие, несравнимо более широкое, чем «уровень жизни». Эта категория далеко выходит за пределы экономики и социологии и охватывает все сферы общества, так как они все заключают в себе жизнь людей и ее качество. Соответственно, это предмет внимания всех, кто изучает жизнь человека.

Во-вторых, качество жизни имеет две стороны: объективную и субъективную. Критерием объективной оценки служат научные нормативы потребностей и интересов людей, по отношению к которым можно судить о степени удовлетворения этих потребностей и интересов. С другой стороны, потребности и интересы людей индивидуальны и степень их удовлетворения могут оценить только сами субъекты. Они не фиксируются какими-либо статистическими величинами и практически существуют лишь в сознании людей, и, соответственно, в их личных мнениях и оценках.

В-третьих, качество жизни не является категорией, отделенной от других категорий (образ жизни, уровень жизни, стиль жизни, благосостояние, благополучие, окружающая среда и др.), но объединяет многие из них, включает их в себя в качественном аспекте.

Ядром и критериальной основой качества жизни, как полагает Г.М. Зараковский, является совокупность потребностей, ценностей, установок и целей. Базовыми потребностями, естественно, являются потребности биологические, определяющие физиологическую основу жизни. А все остальное в названном ядре - психологические факторы. Помимо этой группы психологических факторов в определении качества жизни в явном виде присутствует и другая группа факторов - все перечисленные выше проявления жизнедеятельности за исключением физиологического компонента функциональных и других состояний носителя жизни.

Достаточно очевидным является психологическое содержание элементов и процессов жизни. Элементы жизни включают в себя самого носителя жизни, среду и инструменты. Носитель жизни - индивид представляет собой «сплав» биологического объекта и субъекта. Свойства субъекта - психологические. В значительной мере это относится и к сообществу людей, образующих коллективного субъекта. Среда состоит из среды природной, антропогенной (искусственной) и социальной. Последняя - в основе суть психологический фактор, а другие виды среды определенным образом воздействуют на психику.

Инструментами по отношению к жизнедеятельности являются используемые людьми природные ресурсы, материальные «усилители» психомоторной и интеллектуальной деятельности людей (инструменты в прямом смысле, машины, технологии), информационные средства. К психологическим факторам здесь относятся, прежде всего, информационные средства, а, кроме того, те характеристики любых инструментов, которые определяют их согласование с психологическими-и психофизиологическими возможностями человека.

В ряде работ, посвященных качеству жизни, говорится о качестве населения и качестве человека. Качество жизни населения в своей основе определяется жизненным потенциалом общества, входящих в него социальных групп, отдельных граждан и соответствием характеристик процессов, средств, условий и результатов их жизнедеятельности социально выраженные в концептуальных установках и программах действий властных структур, должны обеспечивать поэтапное продвижение общества к генеральной цели - обеспечению высокого качества жизни россиян.

Генеральная цель государственного регулирования качества жизни населения России, вытекает из положения Конституции Российской Федерации о том, что политика Российской Федерации, как социального государства, направлена на «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Фактически это означает, что перспективной целью развития российского общества является достижение высокого качества жизни личности, как отдельного гражданина, социальных групп и общества в целом и при этом не за счет будущих поколений.

На наш взгляд качество жизни базируется на двух социальных конструктах:

- Высокое качество жизни личности как отдельного гражданина - это, когда у него: имеется высокий жизненный потенциал (крепкое здоровье, чувство самоэффективности, стремление к активной осмысленной жизни, наличие определенных способностей, хорошее образование); сформирована система личностно значимых, социально позитивных смысложизненных ориентации, ценностей, интересов, целей и стилей поведения; удовлетворены первичные (базовые) физиологические и психологические потребности; приоритетными являются вторичные потребности - потребности роста (самоактуализации и самореализации в соответствии со своими склонностями и жизненными планами) и имеются условия для реализации этих потребностей; осуществляется осмысленная жизнедеятельность с этапными и конечными достижениями; преобладают положительные эмоции и чувства.

- Высокое качество жизни общества - это, когда имеется высокий жизненный потенциал общества, то есть, абсолютное большинство граждан идентифицируют себя с российским обществом и при этом чувствуют себя в позитивным потребностям, ценностям и целям. Проявляется качество жизни в субъективной удовлетворенности людей самими собой и своей жизнью, а также в объективных характеристиках, свойственных человеческой жизни как биологическому, психическому (духовному) и социальному явлению.

В основе жизнедеятельности людей лежат разные группы потребностей, ценностей и целей, существенно отличающихся по их роли в жизни отдельного человека и общества. Одни потребности, интересы, ценности лежат в основе удовлетворенности людей базовыми условиями жизни (потребность в питании, жилище, экологически чистой среде, общении, принадлежности к определенной социальной группе, безопасности во всех отношениях). Другие потребности, интересы, ценности и цели лежат в основе целенаправленной активности человека, его духовной жизни. Поэтому государственное регулирование качества жизни должно иметь разные направленности: во-первых, на формирование у граждан такого менталитета, который включает личностно-значимые социально-позитивные потребности, ценности и цели, а также стереотипы поведения, свойственные гражданскому обществу; во-вторых, на создание объективных условий, обеспечивающих повышение жизненного потенциала и удовлетворенности жизнью всех слоев населения; в-третьих, на формирование и активацию «человеческого капитала» в целях совершенствования и ускорения социально-экономических процессов.

Таким образом, улучшение качества жизни населения - это не только цель государственного регулирования, но и основная социальная технология - «рычаг» повышения эффективности предпринимательской, трудовой, общественно-политической и других видов индивидуально и социально позитивной деятельности населения страны.

Задачи и приоритеты государственного регулирования качества жизни определяются теми целями, которые ставит перед собой общество с учетом конкретных условий, исходя из фактического состояния качества жизни населения России в настоящее время. Приоритетные цели общества, безопасности во всех отношениях, а их жизнедеятельность соответствует описанным выше критериям высокого качества жизни отдельного гражданина; удовлетворены базовые потребности всех членов общества на уровне не ниже минимального социального стандарта, то есть, ликвидирована бедность; осуществляется политическая, общественная, предпринимательская, производственная, хозяйственная, научная, культурная деятельность по всем направлениям социально-экономического развития с этапными достижениями, положительно влияющими на качество жизни всего населения; абсолютное большинство населения удовлетворено своей страной и тем, что в ней происходит, испытывает чувство гордости за нее.

Анализ состояния, тенденций и проблем качества жизни населения России немыслим без его рассмотрения на уровне социальных групп, регионов. Подтверждением сказанного является дифференциация общества на оптимальные, пара депрессивные и депрессивные регионы. Аналогично этому можно говорить и о качестве жизни таких социальных групп как учащаяся молодежь, работоспособное население, безработные, пенсионеры, и типологизации социальных групп по отраслевому принципу (образование и наука, здравоохранение, сельское хозяйство, культура и др.).

 

АВТОР: Кулайкин В.И.