26.04.2012 13674

Социально-психологические критерии качества жизни

 

Вопрос о качестве жизни относится к числу базовых для любого социума, характеризуется достаточно широким диапазоном, динамичностью его эталонов и стандартов. Например, в Англии до конца XVIII века вопрос об образовании не входил в определение качества жизни, а законы о труде появляются в результате чартистского движения только в XIX в. Проблемы семьи во Франции обрели законодательное оформление в XIX веке в кодексе Наполеона. Состояние здравоохранения начали серьезно обсуждать уже в XX веке.

Так сложилось, что в настоящее время эталоном «качественной жизни» считается западноевропейский вариант. Однако, - как замечает М.А. Казак, - в Западной Европе, общество имело два уровня качества жизни. Первый-уровень - элиты; второй - уровень массы. Эти два уровня серьезно отличались один от другого. Эти отличия очевидны и их обсуждение требует отдельного исследования. Для нас важен именно второй уровень - уровень массы, который был определяющим в обществе, являлся своеобразным эталоном и всячески поддерживался элитой.

Поэтому, говоря о качестве жизни, а не о количественном наборе тех или иных благ, очень важно помнить, какое и чье качество - жизни можно определить как точку отсчета «жизненных благ», где и каковы те критерии, которые могут определить «качественно» или «некачественно» отдельный его представитель или социальные группы? Некоторые авторы считают, что задача определения КЖ общества значительно сложнее, чем КЖ отдельного субъекта или социальной группы. Так, например, вопрос о КЖ отдельного члена социума может быть определен одной фразой: «Хорошо или плохо я живу?». Ответ зависит от уровня оплаты труда, доступности образования для детей, жилищных условий, потребительской корзины и десятков прочих мелких составляющих, которых субъект иногда уже не вычленяет для себя из общего потока окружающей его жизни и среды, но которые, тем не менее, влияют на него (М.А. Казак, 2003).

Определение качества жизни связано с разработкой системы элементов этой категории, «социальных индикаторов». К. Терюн отмечает, что качество жизни рассматривает человеческий опыт, а критерии качества жизни - это измерение сфер жизни, в которых люди испытывают различные уровни удовлетворения или неудовлетворения.

Несмотря на относительность стандартов качества жизни того или иного общества, к числу основных его составляющих в западноевропейских социумах (по данным М.А. Казак, 2003) относят следующие:

- Труд (работа). Это вообще важнейший моральный и этический постулат западного общества, особенно после Реформации. В эпоху до и во время индустриальных революций, главное достоинство работы - ее постоянность. В постиндустриальную эпоху добавляется уровень оплаты и престижность. Причем престижность рассматривается с точки зрения опять таки уровня оплаты (так профессия мусорщика во Франции и медицинской сестры в США весьма престижны, так как высоко оплачиваются);

- Жилье. Главное качество жилья - его изолированность. Так, например, история западноевропейского пролетариата, в отличие от истории русского, практически не знает рабочих бараков. Это связано, прежде всего, с крайней степенью индивидуализма западного человека, ищущего социальные связи не в общине, а в тред-юнионе, и живущего не по традиции, а по закону;

- Семья. Постулат тесно связанный с христианской моралью,. Как результат, именно эта часть состояния качества жизни менее всего эволюционировала под влиянием внешних обстоятельств. Рамки религии консервировали традиционные средневековые отношения достаточно долго.в прочно, что обусловило тот взрыв семейных устоев в конце XIX - начале XX вв., выразившийся в движении суфражисток за эмансипацию;

- Образование. Эта составляющая качества жизни появляется позднее других, однако является чрезвычайно важной. Впервые поставленное как приманка для изменения социального статуса в Англии XIX века и превратившееся в своеобразный фетиш в современной Западной Европе и США, образование давало и дает возможность изменить качество жизни, как отдельного индивида, так и всего общества в целом;

- Необходимые вещи (одежда, мебель, утварь и т.д.). Здесь уместно привести определение, данное Ч. Диккенсом в романе «Лавка древностей», для состояния этого качества жизни - «аккуратная бедность». Данное определение подразумевало бережное отношение к вещам, их хранение и сбережение. В постиндустриальном обществе именно это качество привело, на наш взгляд, к формированию общества потребления и идеологии «майхомизма» (my home is).

Выделенные критерии качества жизни не претендуют на эталониость и полноту содержания этого понятия в российской ментальности. В приведенных выше критериях качества жизни заметно отсутствие качества здравоохранения, качества среды, качества человека, населения и социальных групп. Более того, в российском социуме проблема качества жизни может рассматриваться в контексте государственной приоритетности. В настоящее время это относится к сферам образования и здравоохранения.

Вследствие этого можно полагать, что квалиметрия жизни, как система методов измерения и оценки качества жизни, может охватывать все неспецифические и специфические компоненты качества жизни, опираясь на определенную классификационную систему показателей и индексов качества жизни и соответствующее региональное (и государственное) статистическое обеспечение. Представляется целесообразным в рамках этого направления осуществлять один раз в 5 лет аттестацию качества жизни по регионам и в городах России.

Качество жизни, - по мнению А.И. Субетто, - может описываться неспецифической системой следующих блоков показателей:

- уровень метни - меры условий труда и быта, уровень доходов, уровень жилищной обеспеченности (по районам и категориям населения), показатели качества сферы обслуживания, показатели обеспеченности качественными продуктами питания, одеждой, обувью и т.д., показатели степени удовлетворения потребностей населения и т.п.;

- качество среды - показатели качества атмосферы, питьевой воды, показатели степени загрязнения в разных средах, уровень шума и т.п.;

- качество здравоохранения - доступность качественной медицинской помощи для разных слоев населения, уровень обеспеченности населения качественными медикаментами (с учетом характерной структуры заболеваемости населения), степень распространения радикальных способов лечения, индексы сокращения основных видов заболеваний и т.п.;

- показатели здравоохранительной (санитарной) культуры населения - показатели распространенности вредных для жизни и физического долгожительства привычек (статистические индексы);

- уровень профилактики здоровья населения - уровень диспансеризации населения, уровень диагностики здоровья, уровень развитияфизической культуры населения и т.п.;

- качество населения - демографические показатели (средняя продолжительность жизни по разным слоям, населения, уровень смертности, уровень рождаемости, индикаторы «старения» или «омоложения» и др.), показатели профессионально-квалификационной структуры и т.п.;

- качество системы образования.

По каждому из указанных «блоков» рассчитываются интегральные показатели качества жизни.

В социально-психологической литературе качество жизни, оцениваемое как отрефлексированное отношение личности к различным условиям жизнедеятельности, рассматривается в контексте экономико-психологического статуса личности и проблем удовлетворенности жизнью в целом. Они выступают как важные психологические составляющие жизнедеятельности человека, ее ценностно-значимой цели. Удовлетворенность жизнью отражает психологическое отношение к условиям жизни человека, который вынужден постоянно адаптироваться к  изменениям в социальной и экономической среде жизнедеятельности, опираясь на субъективно избранные им критерии оценки ее качества. Качество жизни рассматривается как степень удовлетворенности материальных и социальных потребностей, определяемая соответствием процессов, результатов и условий жизнедеятельности человека, социальных групп, общества культурно-обусловленным потребностям в их субъективном и объективном проявлении (Л.А. Журавлев, В.А. Хащенко, А.В. Баранова и др.).

Для субъективной оценки качества жизни авторы используют понятие «удовлетворенность», а не «счастье» (в отличие от многих исследователей и теоретиков концепции качества жизни). Часто эти термины очень близки и их используют как синонимы, но есть и существенные различия: «счастье» включает в себя элементы эмоционального подъема, веселья, переживание удачи, «удовлетворенность» является результатом сопоставления желаемого и реального - чувство, возникающее при исполнении желания, потребности. Выбор понятия «удовлетворенности» в качестве центральной категории нашего исследования обусловлен рядом причин. Во-первых, понятие «удовлетворенность» опирается на познавательный аспект сознания и поэтому удовлетворенность можно определить как осознаваемое индивидуумом расхождение между желаемым и достигнутым, которое лучше поддается измерению. Во-вторых, понятие «удовлетворенность» представляется «практически мыслящим людям» более уместным при определении социальной политики государства. В-третьих, так как понятие удовлетворенность выводится из уровней желаемого и достигнутого, оно легче поддается разложению на «парциальные удовлетворенности», относящиеся к различным сферам жизни: удовлетворенность работой, жилищем, семейной жизнью и т.д. Изучая «парциальные удовлетворенности» в различных сферах, мы получаем возможность понять, как именно частные ее виды объединяются в общую удовлетворенность качеством жизни, а также их вклад в интегральный показатель.

Основываясь на этой концепции, В.А. Хащенко и А.В. Баранова выделили следующие социально-психологические критерии или компоненты качества жизни:

«Экономическое благополучие». Данный элемент включает как наиболее значимые такие показатели качества • жизни, как материальное положение, работа, денежные доходы, а также с меньшим весом показатели качества питания, медицинского обслуживания и показатель успеха в жизни. Данное содержательное наполнение компонента позволяет предположить, что экономическое благополучие является в современной ситуации наиболее актуальным для большинства представителей данной выборки и наличие субъективно воспринимаемого экономического благополучия связывается с понятием общего успеха в жизни и самореализацией в ней. Важность выделения этого компонента как наиболее значимого и актуального связана с современным состоянием жизни, доминированием материальных потребностей и интересов большинства населения.

«Социально-психологическое благополучие». С наибольшим весом и значимостью в данный компонент включены показатели удовлетворенности респондентов такими сторонами жизнедеятельности, как отношения с друзьями, соседями, коллегами по работе, т.е. удовлетворенность взаимоотношениями с ближайшим социальным окружением (микросреда). Также с значимым весом в компонент социально-психологического благополучия входят показатель удовлетворенности положением человека в обществе. Наличие данного компонента качества жизни позволяет людям благополучно ощущать себя в социуме, микросреде, чувствовать поддержку и уважение окружающих.

«Личностное благополучие». В данный компонент включены такие показатели, как удовлетворенность собственными деловыми качествами и личной жизнью, успехом в жизни и положением в обществе. Такое сочетание предлагаемых параметров дало возможность нам предположить, что в рамках данного компонента происходит персонализация ответственности за успехи в жизни. Его достижение зависит не от внешних причин и обстоятельств, ситуативных факторов и других внешних условий жизни, а от реализации им деловых качеств и способностей, внутреннего резерва и потенциала человека.

«Личная свобода». В этом компоненте интегрируются такие показатели качества жизни, как условия отдыха, досуга, экология среды проживания и образование. Центральным индикатором выделенного компонента выступает личная свобода. Нами предполагается, что в рамках данного компонента актуализируется такой аспект личной свободы индивида, как отсутствие внешних ограничений для личного выбора ситуаций проведения свободного времени, отдыха и экологических условий проживания; т.е. оценивается такая сторона качества жизни, как возможность человека лично поддерживать свое здоровье за счет создания благоприятных рекреационных условий жизни. Удовлетворенность качеством полученного или получаемого образования также включена в. оценку данного аспекта личной свободы как возможность волеизъявления. Наиболее интересной оказалась взаимосвязь удовлетворенности личной свободы и успехом в жизни, последний показатель вошел в данный фактор с небольшим весом.

«Личная безопасность и комфорт условий жизни». В рамках данного компонента представлены показатели удовлетворенности человека жилищными условиями, наличием личного автотранспорта, качеством полученного или получаемого образования и личной безопасностью. Наличие данного компонента, по нашему мнению, может говорить о высокой и актуальной потребности населения в безопасности. При определении детерминант безопасности приоритет отдается внешним обстоятельствам, бытовым условиям жизнедеятельности людей, которые часто не зависят от одного отдельно взятого человека, а определяются спецификой социального, экономического, политического и т.д. контекстов.

«Семейное благополучие». В данном компоненте приоритет отдается удовлетворенности такими показателями, как отношения в семье и с родственниками.

Таким образом, применение техники факторного анализа позволило нам выделить и описать эмпирические компоненты качества жизни.

С помощью кластерного анализа субъективного качества жизни Г.М. Головина и Т.Н. Савченко (2004) выделили следующие критерии качества жизни:

В первой группе студентов ими оказались «Личная жизнь» - определяется понятиями свобода, любовь, риск, секс; «Дело»: деловой успех, социальный статус, респектабельность; «Деньги»: деньги, конкурентоспособность, друзья; «Семья»: моральное состояние общества, семья, культурная жизнь; «Общество»: национальные традиции, благополучие общества, состояние окружающей среды.

Несмотря на то, что в группе большинство девушек, прослеживается направленность на осуществление личных стремлений к статусу, деловому успеху. Возможно, складывается новый тип деловой женщины.

Во второй группе студентов выделились иные кластеры. «Учеба»: работа по профессии, учеба, друзья; «Эстетика»:, личная свобода, эстетика, творчество, успешность; «Собственное пространство»: секс, личный транспорт, измененное состояние пространства, собственное пространство, музыка, чувства; «Отдых»: спорт, дача, природа.

В работах данных авторов особого внимания заслуживает дифференциация критериев качества жизни на реальные и желательные. В первом случае критериальную основу качества жизни составили «материальные затраты» и «развитие личности», а во втором случае – «развитие личности», «материальные ценности», «культура и питание».

Основываясь на значимости материальных потребностей, ряд авторов вполне справедливо отводит критериально-референтную роль в психологической структуре КЖ не столько социальному статусу, сколько экономико-психологическому статусу, определяемому как самоопенка человеком своего материального благосостояния и своих экономических возможностей и рассматриваемому как когнитивная составляющая экономической идентичности личности - осознание своей принадлежности к какой-либо имущественной группе (к богатым, к людям среднего достатка, к бедным). Осознание человеком своего имущественного положения влияет на переживание своей принадлежности к определенной социальной группе (переживание себя как бедного, как богатого, как человека среднего достатка и т.д.), обуславливает поведение в соответствии со стандартами, нормами поведения, принятыми в ней. Социальные позиции, социальные роли, социальный статус и социальные функции влияют на смысложизненные ориентации и мировоззрение личности, детерминируют сферу ее ценностей. Экономико-психологический статус личности является важнейшим элементом экономического сознания, его экономического Я (А.Л. Журавлев, В.А. Хащенко, А.В. Баранова).

В отличие от западной стратификации общества, ориентированной на определение принадлежности личности к определенной группе (социальной, возрастной, профессиональной, расовой, этнической и др.) и ее положению на социальной лестнице, представленных в интегральных шкалах Б. Барбера (престиж, богатство, власть, образование, религиозная чистота, родственные и этнические группы), отечественная трактовка личностного статуса в большей степени сопряжена с ее экономическим положением и идентификацией.

Экономико-психологический статус личности, - но мнению В.А. Хащенко, - отражает психологическое отношение человека к своему положению в социальной системе, определяемому экономическими признаками. Он является результатом экономической самоидентичности личности на основе определения своей принадлежности к конкретной группе собственников (богатых, бедных, людей среднего достатка), оценки собственного материального благосостояния, уровня дохода по индивидуальной шкале благосостояния, удовлетворенности базовых материальных и социальных потребностей личности и ее экономического самочувствия (переживание личных ресурсов экономических достижений). При этом ведущим компонентом статуса выступает «индивидуальная шкала благосостояния» личности, и, прежде всего верхняя ее граница -субъективный уровень «богатства». Последний служит не только наиболее существенным ориентиром для оценки своего материального положения, но, главное, определяет стандарты такой оценки. В известном смысле экономико-психологический статус личности - это не только действительное положение человека, но и отражение его социально-экономических ожиданий.

Особую значимость экономический фактор, как базовый критерий качества жизни, приобретает в условиях современной экономико психологической адаптации, т.е. адаптации субъекта к изменяющимся экономическим условиям в связи с преобразованиями общества. Данный вид адаптации связан с системой ценностей, экономическими мотивами, экономическими нормами, интересами людей, зависит от жизненных ресурсов человека, «проявляется в бедности или материальном благополучии, т.е. в экономико-психологическом статусе личности и качестве жизни человека, в его ожиданиях и отношениях к экономическим реформам, рынку, деньгам» (О.С. Дейнеко, 1999).

По мнению многих авторов, экономико-психологическая адаптация связана с экономико-психологическим статусом человека, его отношением к нему, благосостоянием, экономическим благополучием, богатством или бедностью, экономическими мотивами, нормами, ожиданиями и т.д.

Вместе с тем имеются и несколько иные утверждения, заключающиеся в том, что реальный экономический статус человека и субъективные психологические оценки его чаще всего не соответствую! друг другу (А.Л. Журавлев, 1995). Выделяют несколько вариантов отражения в сознании реального имущественного положения: 1. адекватное - психологическая оценка и реальное экономическое положение практически совпадают; 2. завышенное - представления о своем экономическом статусе превышают объективное имущественное положение, т.е. человек воспринимает себя как более богатого или менее бедного, чем он реально есть; 3. заниженное - человек оценивает себя как более бедного или менее богатого, чем он есть на самом деле.

Под объективным экономическим статусом чаще всего понимают конкретное экономическое положение человека, которое определяется реальными источниками дохода, наличием в собственности недвижимости, ценных бумаг банков, фондов, фирм, уровнем дохода (заработная плата, прибыль, дивиденды и т.д.), доходом на одного члена семьи, наличием денежных вкладов в банках, акций прибыльных предприятий, наличием драгоценностей, дорогих вещей, твердой валюты и т.д.).

В связи с широким диапазоном возможного использования становится рациональным все более совершенное его структурирование. В целях интегративного измерения и применения Меран предлагает рассматривать четыре ценностных аспекта качества жизни: 1. Физическое качество жизни: мобильность, здоровье, соматический комфорт, функциональные параметры и т.д. 2. Психическое качество жизни: удовлетворенность, покой, радость и т.п. 3. Социальное качество жизни: семейные, культурные, рабочие, экономические отношения. 4. Духовное качество жизни: смысл жизни, цели, ценности, метафизически-религиозные отношения.

Таким образом, это понятие приобретает смысл в трех основных сферах оценки: в материальном аспекте (функции, возможности), в аспекте личных переживаний (отношения), в трансцендентном функционировании (удовлетворенность, счастье, разумность, религиозность). Единство этих ценностных аспектов составляет систему общей оценки качества жизни. Наряду с этим индивидуальной оценки можно достичь лишь с помощью собственной системы для каждого случая, то есть для каждого случая нужен свой масштаб исследования.

При этом следует иметь в виду, что качество жизни не просто коррелирует с физическим, социальным и психическим статусом, а может находится даже в противовесе с болезнью, компенсаторными возможностями, стратегией борьбы. Например, Диль с соавторами описывает следующие признаки реакции на изменение жизненной ситуации: 1) изменение приоритетов, 2) выраженная «гуманистическая» точка зрения, 3) исключение тривиальности, 4) самоактуализация (важные цели выполняются интенсивнее), 5) повышенная продуктивность, 6) новые увлечения (хобби), 7) обостренное восприятие. Некоторые исследователи качества жизни даже склонны рассматривать болезнь как компромисс между жизнью и смертью, то есть в известной степени киле благо, которое надо оптимально использовать. Одно из определений болезни, по этим авторам, звучит следующим образом: «Болезнь можно обозначить как выход, как шанс самосохранения в пограничных, ситуациях, а также как подарок-судьбы».

Если рассматривать понятие качества жизни в контексте медицинской практики, то его можно принять как конститутивный (основной) элемент «счастья». Чисто субъективные критерии благополучия при этом заменяют собой результаты объективного измерения физических, психических и социальных способностей. Очевидным является то, что качество жизни может определяться как субъективными, так и объективными параметрами: человек может физически, психически и социально адекватно функционировать, но при этом чувствовать себя плохо, ощущать себя несчастным, и наоборот. В некоторых случаях субъективную оценку-пациента можно представить как-либо положительный, либо отрицательный исход заболевания.

По данным В.Л. Гордеева основными параметрами, определяющими качество жизни являются «Я-концепция», медико-физикальные проблемы, проблемы повседневной жизненной активности, психосоциального и нейропсихологического статуса.

Исследование, проведенное Фланаганом (1992) у 3000 взрослых лиц разного возраста и пола, позволило выделить 15 важных компонентов понятия качество жизни. Пять из них - наиболее важные - включали в себя: здоровье, наличие детей,- понимание самого себя, работу и супружество. Наиболее высоко коррелировали с качеством жизни в целом - материальный комфорт, работа, здоровье, активный отдых (развлечения), учеба и образование. В числе насущных потребностей реже упоминались участие в государственных делах, активный отдых, учеба и образование, творческое самовыражение и помощь другим. Фланаган пришел к выводу, что меры, которые необходимо предпринимать и развивать по отношению к инвалидизированным пациентам, должны фокусироваться непосредственно на проблемах, обусловивших инвалидность.

Коттке подчеркивает, что каждый человек заботится Fie только о продолжительности жизни, но и о ее наполненности, и смысле: это последнее он и ассоциирует с качеством жизни, придавая ему большее значение, чем просто долгожительству. «Для всех из нас определенный уровень физического и материального благополучия, безопасности и здоровья является необходимым базисом для полного удовлетворения жизнью», - заключает он. На этом физическом базисе мы строим разумные отношения, социальные контакты, личные инициативы, которые и обеспечивают ощущение завершенности бытия, что и есть квинтэссенция качества жизни.

Джонсен с соавторами отмечают, что термин «качество жизни» должен использоваться в тех случаях, когда имеются объективные критерии определить это качество, что непросто, так как в эволюции оно в меньшей степени зиждется на фактах, чем на предпочтениях. Они подчеркивают, что качество жизни - это субъективное удовлетворение, выражаемое или испытываемое индивидуумом в физических, ментальных и социальных ситуациях, даже при наличии каких-то дефицитов. Эти авторы включают в данное понятие также объективные достижения и умения, которые высоко ценятся в обществе: интеллектуальности, способности, физические возможности, эмоциональную стабильность, артистические и технические умения, а также способность формировать социальные отношения и получать от этого удовольствие; сюда же они включают субъективную оценку стороннего наблюдателя (эксперта) с позиций его собственного опыта социальной жизни. Низкое качество жизни, следовательно, имеет место при тяжелом дефиците физического, умственного здоровья и социальных отношений.

Заслуживают внимания и критерии качества жизни, разработанные ВНИЦ ПМ. Их основу составляют следующие параметры: 1. Материальный достаток (общее благосостояние семьи; личный заработок). 2. Жилищные условия (размеры жилой площади; благоустроенность квартиры). 3. Район проживания (климатические, экологические, бытовые условия). 4. Семья. Питание (разнообразие потребляемых продуктов, количество пищи). 5. Сексуальная жизнь.7. Отдых (сон, физическая активность). 8. Положение в обществе. 9. Работа (отношения с руководителем, отношения с коллегами, профессиональный рост, удовлетворенность своей работой). 10. Духовные потребности. 11. Социальная поддержка. 12. Здоровье родственников (детей, мужа/жены). 12. Состояние своего здоровья. 13. Душевное состояние в последнее время (настроение, характер, переживания, удовлетворенность собой). 14. В целом жизнь (работа, семья, бытовые условия, возможность отдохнуть).

Небезынтересной представляется и попытка С.Н. Ениколопова, Е.В. Садальской и A.M. Абразиковой, посвященная развитию концепции (модели) психологического благополучия Кэрол Рифф. Эта концепция заслуживает внимания с позиций уточнения состава психологических факторов, определяющих тот аспект качества жизни, который обусловлен состоянием самого носителя жизни - человека. Такими факторами являются шесть измерений психологического благополучия и соответствующих показателей, оцениваемых в баллах. Эти измерения с краткой интерпретацией высоких баллов следующие: 1) Самопринятие. Обладает позитивным отношением к себе, принимает разные стороны своего Я. 2) Позитивные отношения с другими. Получает удовлетворение от теплых, доверительных отношений с другими, заботится о благополучии других. 3) Автономность. Имеет самоопределение и независимость, способен противостоять социальному давлению. 4) Компетентность. Обладает чувством мастерства и компетентности в овладении средой, успешно осуществляет разные виды деятельности. 5) Цели в жизни. Имеет цели в жизни и чувство направленности, имеет убеждения. 6) Личностный рост. Обладает чувством продолжающегося развития и реализации своего потенциала.

Операционализация перечисленных личностных факторов в дальнейшем может обогатить показатель психологического потенциала общества или отдельных социальных групп.

К числу базовых социально-психологических критериев качества жизни исследователи относят потребности, ценности повседневной жизни, общекультурные ценности, базовые мотивы жизнедеятельности, трудовые мотивы, базовый и духовно-деятельностный потенциал, экономико-психологический статус человека, критерии созидательной направленности, адаптивный ресурс населения, включающий образовательный, профессиональный, информационно-культурный, интеллектуальный потенциалы, а также ценностные ориентации, потенциалы социальных связей и социального самочувствия, социально-личностное благополучие, социально-психологическое благополучие и психическое здоровье.

Критерии качества жизни в значительной мере «пересекаются» с индексом развития человеческого потенциала (ИРЧП), которым пользуется ООН с начала 90-х годов и который учитывает целый ряд существенных экономических, культурных, демографических показателей развития страны. Первоначально ИРЧП рассчитывался специалистами ООН на основе трех показателей: долголетия, достигнутого уровня образования и уровня жизни, но в таком виде он не давал достаточно полного представления об уровне развития человеческого потенциала. Для получения более полной картины развития человеческого потенциала в любой стране его необходимо дополнять - другими важными показателями, что и было представлено, например, в докладе ООН за 1998 год, где перечень показателей включал уже 16 комплексных и около 150 единичных показателей. Среди комплексных показателей можно выделить: образование, занятость, безработицу, доступ к информации и коммуникациям, политическую жизнь, социальный стресс и социальные изменения, диспропорцию между военными расходами и использованием ресурсов, темпы роста урбанизации, демографические тенденции, потребление энергии, ухудшение качества окружающей среды, динамику экономических показателей и т.д.

Основное различие категорий качества жизни и ИРЧП состоит в том, что качество жизни учитывает субъективные оценки самого населения, тогда как ИРЧП этого не предполагает. Определенную форму выражения качества и средство его регулирования предоставляет норма, которая реализуется обществом путем создания социальных регуляторов и стандартов. Стандарты описывают базовые принципы построения работы организаций, предприятий по обеспечению управления качеством продукции и услуг. Усиление роли стандартизации, в том числе и международной (ИСО 9000, ИСО 14000), использование в практике корпоративного менеджмента стандартов определяется жизнеспособностью и конкурентоспособностью современных организаций, предприятий, которые активно влияют на качество жизни и обеспечивают его высокие достижения.

За прошедшее время изучение качества жизни превратилось за рубежом в междисциплинарное научное направление, которое изучает природно-социально-психологические условия человеческого существования.

В настоящее время существует много разнообразных конструкций качества жизни. Западными учеными  делаются попытки анализа объективных социально-экономических, политических, культурных экологических условий существования личности, существуют многочисленные комбинации объективных и субъективных характеристик и оценки их личностью.

Таким образом, с одной стороны, качество жизни является социально-экономическим явлением, объективным процессом, развитие которого не может быть изменено сознательными волевыми действиями. С другой стороны, качество жизни может проявляться через субъективное, оценочное отношение личности к ее собственной жизнедеятельности.

 

АВТОР: Кулайкин В.И.