29.04.2012 7184

Концепция правового образования в контексте российского фонда правовых реформ

 

В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования в российских школах является модернизация и развитие правового образования.

В ходе начавшейся реформы содержания гуманитарного образования в школу пришли разнообразные курсы из области политологии, социологии, психологии. Объем правового блока значительно сократился. Темы правового характера, главным образом из сферы конституционного права и прав человека, начали преподаваться в рамках модульных курсов или разделов интегрированного курса обществоведения. Принятие Минобразованием России в 1995 году Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений, в котором не предусматривалось изучение права, узаконило исчезновение его из школы как самостоятельного учебного предмета. Эта практика, сложившаяся в условиях переживаемого страной в 90-е годы переходного периода, в настоящее время, с точки зрения потребностей и задач современного этапа развития общества и государства, новых целей образования, становится неудовлетворительной и требует пересмотра.

Актуальность разработки соответствующего современным образовательным целям правового курса и возвращения его в школу как самостоятельного учебного предмета объясняется несколькими хорошо известными причинами.

С одной стороны, в 90-е годы правовая система России, провозглашенная демократическим правовым государством, претерпела значительные изменения. В рамках правовой реформы на принципах верховенства права и закона произошло демократическое обновление законодательства, права и свободы человека и гражданина утверждаются как высшая ценность в обществе, усиливается роль суда как независимого гаранта соблюдения прав человека.

С другой стороны, современная социокультурная ситуация в России такова, что эти процессы не подкреплены правовой традицией, в массовом сознании право не является безусловной ценностью. По мере обновления законодательства и накопления соответствующей правоприменительной практики все более явным становится разрыв между новым демократическим законодательством и низким уровнем правосознания населения. Это тревожный фактор, ставящий проблему формирования правового сознания и правовой культуры в ранг приоритетов государственной политики.

Как показывает мировая практика, ведущая роль в решении этой проблемы принадлежит системе образования. В одобренных Правительством Российской Федерации «Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу» подчеркивается, что в современном обществе приоритетными ориентирами для образования личности становятся умение отстаивать свои права, знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства.

Определенные шаги в этом направлении сделаны: фрагменты правовых знаний включены в обязательные минимумы содержания основного и среднего (полного) общего образования, издаются пособия по праву, проблемы государства и права, права человека находят отражение в учебниках по обществоведению. Осуществлен ряд проектов в области гражданского образования и формирования правового пространства в школе, в ходе которых проведены интересные исследования, созданы учебные материалы и методики.

Однако эта деятельность ввиду отсутствия права как учебного предмета в Базисном учебном плане сопряжена с большими трудностями и на практике носит весьма ограниченный характер. Следует отметить, что сделанного явно недостаточно для достижения вышеуказанных целей.

Более того, необходимость решения этой проблемы не учитывается в достаточной мере и в обсуждающихся сегодня документах, которые в ближайшие десятилетия будут определять облик школы (концепция структуры и содержания общего образования, образовательной области обществознания, экспериментальные базисные учебные планы, проекты требований к уровню подготовки выпускников и обязательного минимума содержания образования и др.).

Анализ этих документов свидетельствует о том, что осуществление задач правового образования и воспитания школьников тесно связано с необходимостью разработки принципиально новых подходов к определению структуры и содержания предметов социально-гуманитарного цикла в школе в целом.

На сегодняшний день выделилось два основных подхода: первый из них связан с созданием «граждановедческих» курсов ситуативно-воспитательного характера, второй предполагает сохранение сложившейся в 90-е годы практики преподавания основ социально-гуманитарных наук в форме интегрированного курса обществоведения.

Однако анализ имеющегося опыта свидетельствует о том, что эти курсы, позволяя получить некоторые фрагментарные знания об основных правовых институтах общества, правах и обязанностях гражданина, не обеспечивают формирование навыков правового поведения и культуры школьников. Фактически без учета и использования возможностей, предоставляемых образованием в сфере права, ни тот, ни другой подходы не могут в целом решить задачу подготовки взрослеющего человека к жизни и деятельности в обществе, самостоятельному принятию решений относительно своего будущего, способного действовать свободно и ответственно в изменяющемся мире.

Таким образом, решение актуальных задач современного этапа развития, переживаемого Россией, в том числе: построение правового государства как задача государства, построение гражданского общества как задача социального развития, воспитание социально ответственного гражданина как задача реформирования школьного образования - оказывается тесно связанным с обновлением целей, задач, форм и содержания правового образования в школе.

Изменения, происходящие в мире и в России, современная социокультурная ситуация активно воздействуют на образование, требуют от него мобильности и адекватного ответа на современные требования общества, ставят его перед необходимостью пересмотра традиционных целей и ориентиров.

Приоритетной задачей образования становится создание такой совокупности условий развития обучающегося, которые обеспечат в будущем его готовность жить и успешно действовать в мире гуманитарных ценностей. В педагогическом плане это означает, что основным результатом образования должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор современных ключевых компетенций в интеллектуальной, социально-правовой, коммуникативной, информационной сферах.

Выпускник современной школы должен обладать не только определенной суммой знаний, развитым формальным интеллектом (формируемым, например, средствами математики), но и иными способностями – «критическим» мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, строить собственную жизненную траекторию, иметь опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.

Развитие гуманитарных способностей обеспечивается образованием в сфере социально-гуманитарных наук, образованием, организованным как единство теории и практики. Именно гуманитарное образование создает условия для самоопределения личности, освоения общепринятых в обществе ценностей, формирования собственной позиции, умения жить и действовать в изменяющемся мире.

Праву в рамках гуманитарного образования принадлежит особое место. Будучи одновременно и областью науки, и областью практической деятельности, право предоставляет уникальные возможности для решения современных педагогических задач, позволяет не только приобрести правовые знания, но и развить особые способности и практические навыки действия в социальной сфере. Уникальность права как специфической формы общественного сознания и общественной практики обусловливает также значительный воспитательный потенциал правовых курсов.

Как известно, ситуации, возникающие в правовой сфере, определяются позицией самого действующего. От его целей, ценностных установок, личных пристрастий зависит выбор того или иного способа действия. Знакомство в рамках образовательного процесса с правовыми ситуациями как ситуациями выбора, анализ позиции и действий человека, являющегося их субъектом, создает условия для личностного самоопределения - для поиска ответа на вопрос «Кто я, чего я хочу?».

Использование в обучении соответствующего правового материала способствует формированию сложного многомерного представления о себе. Необходимость действовать с учетом позиции других людей, с учетом правовых норм становится условием для развития «Я» ребенка как сложноорганизованного относительно «Я» других людей.

Таким образом, право как учебное содержание задает условия для развития способностей, существенным образом отличающихся от способностей, формирующихся на научном содержании, в том числе на материалах других курсов социально-гуманитарного цикла - это развитие представления о себе и о концепции «Я».

Кроме того, работа с правовым содержанием создает условия для формирования ряда способностей, связанных с развитием мышления и речи.

С одной стороны, в праве, как и в большинстве учебных курсов, задача, упражнение позволяют практиковаться в применении правила. С другой - анализ и разрешение каждого отдельного правового случая требует многомерного его рассмотрения, учета многообразия законодательных актов, различных норм, интересов и позиций сторон. При применении правовых норм к каждому конкретному случаю реализует себя диалектика всеобщего и единичного.

Способность проецировать норму на конкретную ситуацию и видеть конкретное через призму нормы - совершенно уникальная способность, возникающая именно в сфере права и базирующаяся на особом типе мышления (критическое мышление). Этот тип мышления обеспечивает анализ ситуаций открытого типа: в них нет эталонного решения, они связаны не только с традиционными мыслительными операциями, но и с ценностным выбором, с признанием множественности правильных решений. Материал для его развития присутствует и в других социально-гуманитарных науках, в первую очередь, в некоторых областях философии. Но принципиальное отличие правовых курсов состоит в том, что мышление в них формируется внутри практических действий по анализу ситуаций, то есть формируется как сторона практического сознания.

Работа детей с правовым материалом становится условием развития особых языковых средств выражения собственных мыслей. Развитие речи - особая задача школы, она решается при работе с любым учебным материалом, если он оформлен вербально. Но в сфере права требуется развернутая аргументация своих мыслей, использование особых речевых средств для усиления воздействия на слушателя, выстраивание и вербальное оформление сложных многоуровневых логических заключений. Особая правовая риторика, конечно, недостижима в школе, но знакомство с лучшими ее образцами, пробы самостоятельной организации сложных речевых периодов - все это может и должно открыться ребенку в виде возможности построения собственного действия.

Таким образом, работа с учебными курсами права обеспечивает развитие у ребенка представлений о себе, отношения к себе и сообществу людей, усвоение общепринятых и выработку личных ценностных ориентации, правил и норм поведения, способов действия в обществе, а также развитие мышления и речи.

В настоящей концепции, с учетом целей образования, сформулированных в Законе Российской Федерации «Об образовании», понятие и цели правового образования в школе формулируются следующим образом.

Под правовым образованием в школе понимается находящаяся в рамках образовательного процесса и организованная на идее права система воспитательных и обучающих действий, направленных на создание условий для формирования у детей:

- уважения к праву;

- собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях общества;

- компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции.

Эти общие цели правового образования конкретизируются и реализуются посредством целенаправленного формирования в образовательном процессе:

- способностей к мышлению и деятельности в ситуациях с не пред заданным результатом, способностей к анализу социальных и правовых норм относительно конкретных условий их реализации и анализу своего собственного места и позиции относительно ситуации действия;

- коммуникативных способностей, прежде всего устной речи;

- систематических знаний в сфере права, обеспечивающих актуализацию указанных способностей и составляющих основу социальных умений и навыков;

- конкретных умений и навыков действия в социальной сфере.

Таким образом, правовое образование рассматривается как условие формирования индивидуальных способностей, получения знаний и навыков социального функционирования.

Это предполагает создание особых учебных курсов, построенных в форме социальной практики, включающей в себя правовое знание.

При этом общие образовательные цели, а именно развитие перечисленных выше способностей, знаний, умений и навыков должны обеспечиваться на всех ступенях образования, соединяя общую логику возрастного развития, реальности социального функционирования, прежде всего в его правовом аспекте, и содержание правового образования. В то же время общие задачи развития должны конкретизироваться применительно к каждой возрастной ступени на материале содержания соответствующих курсов права.

Соблюдение этого принципа позволит обеспечить непрерывность и преемственность правового образования.

В зависимости от программы развития, профиля, реальных возможностей образовательного учреждения, индивидуальных потребностей обучающегося курс права с 1 по 11 класс может строиться как:

- систематический (сквозной) курс;

- модульный курс наряду с другими социально-гуманитарными курсами или интегрированным курсом обществоведения;

- часть интегрированного курса.

Достижение общих целей правового образования может быть обеспечено при условии выделения права в самостоятельный предмет в рамках учебного плана в основной и старшей школе.

Менее эффективным, с точки зрения современных целей образования и использования особых возможностей правового материала как учебного содержания, является преподавание права в основной школе как одной из содержательных составляющих интегрированного курса обществоведения.

Наиболее предпочтительно использование различных «форматов» построения курса на каждой ступени общего образования, например:

- в начальной школе - часть интегрированного курса или небольшой модульный курс (практические правила поведения и действия);

- в 5-6 классах - интегрированный курс пропедевтического характера, закладывающий основы для изучения в последующие годы не только правового, но и остальных курсов обществоведческого цикла (поведение человека, интересы и ценности, формирование способов регулирования отношений «человек - человек» и «человек - общество» в различные исторические эпохи, в различных культурах в современном мире, в России);

- 7 класс - вводный правовой курс (мораль, право, справедливость, равенство, права человека, права несовершеннолетних, способы действия и возможности защиты своих прав в типичных, актуальных для подростка ситуациях);

- 8-9 классы - систематический курс «Основы правовых знаний»;

- 10-11 классы - в зависимости от профиля школы, класса, индивидуального учебного плана обучающегося право может быть представлено курсами различного объема и уровня сложности: самостоятельный курс «Правоведение», набор специализированных (модульных) курсов «Право и экономика», «Право и демократия» и т.п., часть интегрированного курса «Человек, общество, право», а также их комбинациями.

Независимо от «формата» курса права принципиальным остается решение им определенных образовательных задач на каждой из ступеней общего образования.

Начальная школа.

Образовательной задачей ступени начального образования в сфере права является приобретение детьми:

- основ конфликтной компетенции применительно к реальным детским конфликтам; практического опыта действия в реальных жизненных ситуациях, регулируемых правилами и нормами, в том числе формирование способности к смене позиции наряду со способностью к удерживанию своей позиции; представления о себе и другом как особых мирах;

- представлений о праве как об особой форме регулирования отношений в человеческом обществе;

- знаний конкретных правил и норм поведения.

Эта образовательная задача может быть решена за счет разделов интегрированного или небольшого модульного курса, в которых на материале реальных жизненных ситуаций противопоставляются и обнаруживаются позиции их участников, дети получают представление о праве как особой сфере жизни общества, осваивают конкретные правила и нормы поведения.

Изучение указанных курсов в начальной школе осуществляется на уроках в форме групповых занятий с использованием разнообразных форм и приемов активного обучения. Оно может быть организовано в рамках базового курса либо за счет школьного или ученического компонентов учебного плана. Желательно также использование различных видов внеурочной работы.

Основная школа.

На протяжении основной школы возрастное развитие учащихся проходит два этапа - предподростковый и подростковый. В соответствии с этим содержание правового образования, а также условия его освоения разбиваются на два курса основной школы.

5-6 классы школы.

Образовательная задача на этом этапе состоит:

- в развитии конфликтной компетенции, в том числе в формировании способности формулировать правила для урегулирования ситуаций, возникающих при столкновении интересов, представлений, традиций, обычаев, и соблюдения этих правил;

- приобретении способности вычленять правовое содержание жизненной ситуации (выявление ситуаций, регулируемых правом, этикой, моралью, различение этих ситуаций и т.п.);

- приобретении общих представлений (знаний) о праве, обществе, российском государстве.

Условием решения образовательной задачи являются:

- образовательная среда (уклад школы), обеспечивающая возможность реальной пробы себя в квазиправовых ситуациях и анализа различных позиций участников реальных ситуаций;

- учебные мероприятия двух типов:

- учебно-информационный блок (право как необходимое условие существования и развития человеческого общества);

- практикумы, в которых моделируются наиболее типичные правовые ситуации.

В начале основной школы занятия по праву предпочтительно организовывать в деятельностной форме. Допустимо сужение учебно-информационного блока при сохранении правового практикума, который обеспечивает формирование особой чувствительности к ситуациям правовой сферы и тем самым закладывает основы последующего систематического курса права в основной школе.

Правовой курс, как и в начальной школе, может включаться в базисный и/или вариативный компонент учебного плана. Возможно и желательно использование разнообразных форм внеурочной работы, однако необходимо, чтобы все учащиеся в той или иной форме получили первичные правовые представления на уроке.

7 - 9 (10) классы школы.

На протяжении этого этапа обучения решаются задачи:

- приобретения базовых навыков, обеспечивающих успешное действование подростка в реальных (не ограниченных рамками школы) правоотношениях и ситуациях;

- передачи детям основ правовых знаний, в том числе о правовой системе России и международном праве;

- формирования способности к анализу ситуаций, регулируемых правовыми нормами, и способности к реальным действиям в таких ситуациях.

Условием решения образовательных задач являются:

- образовательная среда (уклад школы), обеспечивающая детям умение отстаивать свои права, участвовать в выработке правил и норм, регулирующих отношения в школе; возможность реальной пробы себя в социально-правовых ситуациях;

- учебные мероприятия двух типов:

- учебный курс, включающий элементы теории права, обеспечивающие представление о праве как особой предметно-практической области, сведения об основных правах и свободах человека, о различных отраслях права, способах реализации и защиты своих прав;

- практикумы, обеспечивающие формирование практических навыков поведения в правовой сфере в реальной жизни. Основная школа составляет образовательное пространство, которое в полной мере реализует задачи правового образования. На этот отрезок школьной жизни приходится основное изучение права, поскольку выпускник основной школы должен стать полноценным субъектом социально-правовых отношений.

С учетом этого наиболее адекватным решению образовательных задач основной школы является выделение права в самостоятельный учебный предмет.

Старшая школа

Старшая школа, имея сегодня тенденцию к превращению в профильную, должна обеспечить всем учащимся приобретение:

- способности строить собственное право сообразное поведение в рамках имеющихся свобод, прав и обязанностей;

- углубленного уровня правовых знаний (различных отраслей права, отдельных законодательных актов, в области сравнительного правоведения и т. п.);

- способностей к теоретическому анализу правовых ситуаций;

- навыков реализации своих прав в социальной сфере в широком правовом контексте.

Условием решения образовательных задач в старшей школе являются: а) образовательная среда (уклад школы), обеспечивающие участие в выработке правил и норм, регулирующих отношения в школе, создании и деятельности общественных организаций, различных социальных проектах; б) учебные курсы, обеспечивающие, соответственно профилям, расширение и углубление представлений о праве как особом социальном институте, феномене культуры, его принципах, различных отраслях права, особенностях регулирования различных форм общественных отношений, особенно в политической и экономической сферах и др.

Для обеспечения вариативного подхода к изучению права в старшей школе необходима разработка как минимум трех типов программ курса права: общеобразовательной, для гуманитарного профиля, для социально-экономического профиля.

Соответственно курс права займет различное место в этих программах: для общеобразовательного профиля право может быть представлено отдельным модульным курсом или разделом внутри интегрированного курса обществоведческого характера, для гуманитарного - самостоятельным учебным курсом или несколькими учебными курсами модульного типа, для социально-экономического профиля - самостоятельным учебным курсом или несколькими учебными курсами модульного типа.

Достижение целей правового образования может быть обеспечено в рамках системы правового образования в школе, основывающейся на единстве:

- учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права;

- системы практических занятий, позволяющих на специально разработанных модельных ситуациях получить опыт экспериментально-проектной деятельности на материале права;

- уклада школы, обеспечивающего учащимся приобретение опыта действия в ситуациях, регулируемых правом.

Эти три элемента системы правового образования строятся и реализуются применительно к возрасту учащихся и в зависимости от ступени образования приобретают различное значение.

В пропедевтическом курсе начальной школы основное значение приобретают учебный, а также практический компоненты.

Правовые аспекты уклада школы являются на этом этапе фоновым условием развития правосознания.

В первые два года основной школы (5-6 классы) детям открывается смысл и значение правовых отношений в школе, они знакомятся с органами самоуправления школы, получают доступ к дополнительному образованию (кружки, факультативы, курсы по выбору). На этом этапе деятельность детей организуется преимущественно как классно-групповая, она планируется учителем, овладение навыками действия в правовой сфере происходит преимущественно на материале практических занятий.

В основной школе (7-9 (10) классы) перед ребенком полностью раскрываются все составляющие правового образования. Учащиеся приобретают основы правовых знаний, реализуют проектную форму деятельности в индивидуально-групповой форме, участвуют в школьном самоуправлении и т. п.

В старшей школе учащиеся получают (в зависимости от избранного профиля) систематические (углубленные) знания в области права, разрабатывают и реализуют различные социальные проекты, связанные с деятельностью внутри школы и за ее пределами, расширяется сфера их действия и ответственности в школьном правовом пространстве.

Таким образом, решение задач правового образования в рамках системы правового образования предполагает, что в школе будет создано особое культурно-образовательное пространство.

Культурно-образовательное пространство школы - это часть открытой системы, связанной с будущим общества, государственной политикой в интересах детства, системой образования в Российской Федерации в целом, подсистемой правового образования и встроенных в нее предметных курсов и средств дополнительного образования во внеурочной и внешкольной деятельности.

Компонентами культурно-образовательного пространства школы в контексте правового образования становятся:

- содержание и формы правового образования, адекватные возрастному развитию и уровням образования, включающие в себя, наряду с традиционным перечнем основных тем, различного рода активные формы работы детей;

- уклад школы - особая среда школы - традиции и нормы взаимодействия и взаимоотношений учащихся и педагогов в системах «учитель - ученик», «учитель - родители», «ученик - ученик», «ученик-группа сверстников»;

- содержание внеклассной и внешкольной работы, построенной на принципах самоуправления и соуправления, творческого и нормированного правом взаимодействия детей и взрослых;

- открытость образовательной системы школы внешнему социуму и прямое взаимодействие педагогов и учеников школы с ним;

- социально-педагогическое и деятельностное взаимодействие школы с родителями, ориентированное на включение родителей в реализацию правового образования.

Таким образом, правовое образование - неотъемлемая часть общей культуры гражданина, условие формирования правосознания. Жизнь в гражданско-правовом обществе формирует правовое сознание (позитивное или негативное) независимо от того, происходит ли это стихийно или целенаправленно в рамках правового образования. Но правовое образование является залогом того, что право станет регулятором жизни индивида, а не помехой, препятствием на его пути реализации своих личных задач. В современных условиях именно правовое образование может стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России, граждане которого смогут жить в социально-правовом согласии друг с другом и с государством.

 

АВТОР: Левшина Е.Н.