29.04.2012 2321

Правовая культурная доминанта как средство формирования целостной личности

 

На рубеже веков российское общество пытается освоить идеалы демократии и либерализма. Западные они или все-таки собственные, «быстро выращенные» - это, конечно, вопрос вопросов, и решается он в привычном для отечественного гуманитарного дискурса противостоянии западнической и славянофильской мысли. Ряд авторов настаивает на модели «догоняющего» развития современной России (реформаторы-романтики начала 90-х, Е.Т.Гайдар и др.), другие считают, что страна в плане правового, политического, экономического развития в настоящее время вовсе никого не догоняет, да в принципе и не может никого догонять, а занята исключительно поиском собственного пути, формированием своих ориентиров развития в условиях XXI века.

Вместе с этим изменения социально-экономических и правовых устоев государства объективно порождают необходимость появления гражданина нового общества, несущего в себе все характерные черты сложившихся общественных отношений, что в свою очередь определяет необходимость правового образования.

Правовое образование в данном контексте, скорее всего, следует понимать в широком смысле, а именно никак не иначе, как создание ОБРАЗА «Я», как субъекта, действующего, точнее, мыследействующего в национальном правовом и политическом пространстве и, в конечном счете, определяющего содержание последнего. В этой связи ядром правового образования, несомненно, является правовое воспитание.

Обратимся к более или менее принятому в специальной литературе определению. «Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому», - повествуют современные правоведы Р. К. Русинов и А. П. Семиктов. Следуя данной дефиниции, получаем ретроспективную картину правового воспитания (всегда от прошлого к будущему). И подобный взгляд представляется достаточно разумным и вполне оправданным, позитивным (обеспечивается преемственность в развитии национальной правовой системы), но в тех государствах, где уже обеспечена и проверена веками либерально-правовая, религиозная или какая-либо еще юридико-политическая традиция. В государствах и странах, в которых власть публично декларирует новые принципы политической и правовой организации, ситуация складывается весьма парадоксально: с одной стороны - желание «порвать» с (тоталитарным) прошлым и воспитать нового человека, а с другой - у представителей властных структур, ученых, педагогов, иных представителей так называемого «пишущего и думающего» меньшинства наблюдается все большее понимание невозможности ускоренной смены общественного сознания. В этой связи становится очевидным - субъекту правового образования сложно определить к каким правовым ценностям и канонам теперь приспосабливаться. Старые уже хотя бы частично демонтированы или деформированы. Новые пока еще крайне туманны. Провальная ситуация 90-х - иллюзия об «отрезанном» советском прошлом и утерянном, точнее, «отобранном» большевиками досоветском периоде, совмещенная с безудержным оптимизмом, уверенностью в скором демократическом будущем - неизбежно сыграла с политико-правовыми и нравственными ценностями россиян злую шутку. Результаты не заставили себя долго ждать. Совсем недавно академик В. Кудрявцев ознакомил научную общественность с нравами общества переходного периода, выделив наиболее острые моменты, связанные с экспериментами над национальной ментальностью. Так он отмечает, что отношение части граждан к нормам закона свидетельствует об их близости и даже готовности к преступному поведению. Оказалось, что выявленные криминологами черты самих правонарушителей (импульсивность, эгоистичность, подозрительность, агрессивность, мстительность, пренебрежение к закону, беспринципность и жестокость) во многом присущи населению в целом. Меняется и отношение к государственно-правовым институтам. Объективная причина этого, по мнению В. Кудрявцева, выражается в ослабление роли государства (традиционно сильного и в действительности, и в представлениях граждан) в жизни людей.

В этих условиях правовое воспитание не может и не должно быть отвлеченным от реалий российской правовой культуры, точнее, правовой ментальное. Собственный, пусть еще небольшой опыт организации и проведения образовательно-воспитательных мероприятий в этой сфере, размышления и некоторые научные изыскания по данному поводу определяют следующие выводы:

- пора отказаться от «симптоматично-синдромального» реагирования на деформации в правовой системе, когда (подобно отечественным врачам) вместо того чтобы заняться оздоровлением всего социально-правового организма, «лечат» только «больное место» (например, борются с несовершеннолетней преступностью, наркоманией и т. п.);

- правовое воспитание не может быть изолировано от основных элементов национального юридического менталитета (устойчивость которого очень часто недооценивается): правовой парадигмы, стиля правового мышления;

- весьма обещающими следует расценивать проекты или уже имеющийся опыт работы в области правового «оздоровления» молодежи в тесном взаимодействии с высшими и, прежде всего, соответствующего профиля, учебными заведениями, а также средствами массовой информации.;

- несомненно и то, что правовое воспитание должно иметь региональную привязку, соотноситься с устоявшимися регулятивными началами определенной местности (например, нельзя сбрасывать со счетов обычное право народов Северного Кавказа или деловые обыкновения казаков и т.д.).

Страна находится на пути модернизации социально-экономических и правовых отношений, формирования нового типа правовой системы. Успех в этом деле может обеспечить, с одной стороны, совершенствование законодательства и государственного управления, а с другой стороны, - субъективный фактор - готовность граждан жить в новых условиях, высокий уровень общественной культуры. При этом вышеуказанную готовность следует рассматривать как единое целое двух составляющих: готовность как возможность принимать и перерабатывать приходящие (эволюционно возникающие социально-экономические и общественные) условия существования в гражданском обществе или готовность как уже имеющийся багаж правовых знаний, определяющих норму поведения субъекта в том же гражданском обществе.

Сложившиеся нормы правового поведения каждого отдельно взятого субъекта общества являются важным фактором стабильности общества в целом и условием построения правового государства. Без глубоких правовых знаний немыслимо активное участие людей в рыночной экономике, политической деятельности, общество заинтересовано в компетентной и ответственной личности, принимающей грамотные самостоятельные решения и способной нести ответственность за свои поступки.

За последние годы в России произошли значительные изменения в оценке роли права в обществе. На уровне массового сознания это отразилось в резком повышении престижа юридических специальностей, в повышенном спросе на юридическую литературу и правовую информацию.

Особое место в системе повышения роли права отводится школе, где закладывают основы правовой культуры юного поколения.

Сегодня в российской школе реализуется целостная программа гражданско-правового образования и воспитания. Создание системы правовых знаний начинается с детского сада, где вводятся элементарные знания о демократии, правах человека и ребенка, нормах морали и нравственности. Для начальной школы разработаны курсы и учебники, в которых предусматривается изучение Конвенции о правах ребенка.

На основе новых концептуальных подходов к структуре и содержанию образования, обязательного минимума содержания образования для основной и средней (полной) школы разработано новое поколение учебной литературы по обществознанию, граждановедению, правоведению. Эти учебники и учебные пособия в той или иной мере и объеме содержат материалы, рассматривающие основополагающие международные и российские нормативные документы по основам демократии, правам человека. Кроме того, введение в школьные учебные планы курсов по этике, экономике, политологии, религиоведению, социологии и другим областям человеческих знаний об обществе ищет в своей основе правовое образование. Созданная система правовых курсов реализована введением факультативов по правоведению, граждановедению, обществознанию, изданием не только учебников для основной и средней (полной) школы, но и комплектами пособий к ним, содержащих поурочную методику, дополнительные материалы для учителя, хрестоматийные тексты, рабочие тетради, юридические словари для учащихся.

Сложилась система правового образования, включающая как отдельные правовые курсы, так и модули в интегрированных курсах обществознания, предполагающая изучение вопросов права с первого по одиннадцатый класс, позволяющая выстроить вертикаль гражданско-правовых знаний, обеспечивающих формирование правосознания, усвоение правовой культуры, воспитание высоких нравственных качеств личности.

Созданы учебники и методические пособия для всех классов, начиная с первого.

Уже сейчас школы имеют неплохие пособия по праву, созданные такими авторами, как: С.С. Алексеев, Т.Н. Калинина, В.О. Ушинский, А.Ф. Никитин, Я.В. Соколов, B.C. Королькова, Н.Г. Суворова, Е.А. Певцова, О.В. Кишенкова, А. Н. Иоффе.

Проведены пять Всероссийских олимпиад школьников по правовому образованию. Значительная часть выпускников стремится поступить в юридические вузы, хотя сейчас право образовательный бум несколько спал.

Однако нет основания для оптимизма, в сфере развития правосознания молодежи пока еще больше проблем, чем успехов.

Обобщение ряда исследований правосознания населения свидетельствует о массовых проявлениях правовой безграмотности и правового нигилизма, как у молодежи, так и у взрослых. По данным Российского фонда правовых реформ, доля подростков, ориентированных на ведение законопослушного образа жизни, обладающих устойчивой морально-нравственной позицией и правовой культурой, с каждым годом становится меньше. В процентном отношении она составляет не более 20% от общего количества молодого поколения страны. Это говорит о том, что в правовой тематике курсов граждановедения, обществознания должен быть увеличен удельный вес вопросов для предупреждения детской преступности и правонарушений.

Сейчас, когда уровень преступности значительно возрос и «помолодел», особенно важно своевременное приведение в действие такого важного средства профилактики правонарушений и преступлений, как правовое образование. Причем в деле профилактики надо опираться не столько на внушение страха перед карательной силой закона, сколько на воспитание уважения к праву, его стабилизирующей роли в обществе. Назрела необходимость коренного улучшения ситуации в области правового образования.

В соответствии с новой концепцией модернизации содержания обществоведческого образования предусматривается введение самостоятельного предмета по праву в старшей профильной школе. Одновременно будет усилен и правовой аспект в интегрированном курсе обществознания.

Воспитание у подрастающего поколения россиян реального представления о месте и роли права в жизни каждого человека и общества будет способствовать повышению авторитета Российской Федерации как европейского демократического правового государства и становлению в России гражданского общества.

Учитывая тот факт, что практически сразу после рождения человек принимает статус участника дорожного движения и то, что вся его последующая жизнь ежедневно сопряжена с функционированием дорожно-транспортной среды, а организация общественной, социальной и экономической (и практически всех других сфер жизни общества) жизни общества в целом также пронизана нитями дорожно-транспортной инфраструктуры, немаловажное значение (а может быть и более важное) приобретает необходимость включения в систему гражданско-правового обучения детей, подростков и всех других возрастных и социальных групп людей такого предмета, как Правила дорожного движения и основы безопасности дорожного движения.

Поддерживая реализуемую школьным образованием идею прав человека, не следует забывать о естественном дополнении этой идеи - институте правовой (и, конечно, моральной) ответственности. Наряду со своими неотъемлемыми правами российский гражданин должен хорошо усвоить необходимость исполнения своих конституционных обязанностей.

Таким образом, изучение правовых дисциплин формирует у подрастающего поколения россиян реальное представление о месте и роли права в жизни каждого человека и общества, а потому будет способствовать становлению в России гражданского общества и повышению авторитета Российской Федерации как европейского демократического правового государства. Принимая во внимание вышесказанное, мы вполне обоснованно можем сформулировать несколько обобщающих тезисов в сфере актуальных проблем правового образования школьников:

- российское общество не может продвинуться вперед по пути строительства правового государства, не осознав важности правового образования подрастающего поколения;

- право, культура, политика, мораль, экономика, образование нерасторжимы для цивилизованного человека демократического общества. Сегодня мы видим деформацию культурных ценностей, а значит и нравственности и поведения людей. Мысль Л.А. Бердяева, что «если растет страдание, то это сигнал о преступлении», дает возможность учительскому корпусу страны не только задуматься, но целенаправленно действовать в области улучшения правового образования;

- ближайший период развития образования России должен сопровождаться соединением духовного наследия и интеллектуального потенциала нации для достижения полного отказа от правового нигилизма;

- формирование и развитие правовой культуры должно быть государственной идеологией социально-культурного развития российского общества, что послужит основой современной российской государственности;

- скорейшее воплощение современной правовой идеологии, правового сознания, правомерного поведения возможно только посредством правового образования школьников, всех слоев общества, где ведущую роль должен играть педагог-предметник, обладающий знаниями правовых дисциплин на уровне современных требований.

Согласно стратегии модернизации содержания общего образования учебный план основной общеобразовательной школы в области правовых дисциплин должен предусматривать максимальную возможность формирования базового правового образования учащихся, включающего:

- осознанное овладение основными составляющими правовой культуры и правомерного поведения на практическом уровне для правового самоопределения и активной правовой самореализации учащихся;

- развитие основных практических качеств личности, формирование адекватной системы оценок и взаимоотношений людей в области правового поля государства. Особое внимание должно быть обращено на обеспечение возможности ученика формировать практические правовые умения и навыки, делать осознанный правомерный выбор поведения в условиях становления демократического общества и правового государства;

- овладение существенным кругом фундаментальных понятий и концепций в области юриспруденции, универсальными способами познавательной деятельности, которые обеспечат получение дальнейших правовых знаний и практических навыков на следующей ступени образовательной школы или с помощью самообразования. Определенное внимание должно быть уделено формированию и развитию целостного представления об окружающей правовой действительности в мире и России. Следует создавать возможности формирования самостоятельной познавательной деятельности в области права, техническими навыками обработки правовой информации и создания практических условий для развития потребности школьника в постоянном расширении, пополнении и уточнении имеющихся правовых знаний, учитывая динамичность развития норм права, социально-политического и экономического развития общества;

- социализацию учащихся на правовой основе действующего законодательства для формирования правомерного взаимодействия учащихся, как в пределах учебного заведения, так и вне его. Дать возможность учащимся обладать таким уровнем правовой подготовки, который необходим - для противостояния манипулированию в правовой оценке реальных жизненных ситуаций.

Весомая доля в области правового образования отводится гуманитарным наукам.

Так, в курсе истории вполне возможна экспериментальная проверка предлагаемых правовых решений властных структур и правового статуса личности при изучении курсов истории Древнего мира, Средних веков, Нового и Новейшего времени.

В содержании литературы предметом поисков может быть некоторый пересмотр содержания курса на основе оценки его различных составляющих в формирование правовой культуры, их значимости для формирования анализа текстов правовых актов, формирования толерантной личности демократического правового государства, для обогащения личного жизненного правового опыта учащихся.

В содержании обществоведческой подготовки следует более полно выделить динамику развития права и правовых отношений, предоставив учащимся существенные возможности выбора изучения нормативных актов как для углубления своих представлений по отдельным отраслям права, так и по сферам их общественного применения и значимости. Было бы неверным перекладывать правовое обучение и воспитание только на педагогов гуманитарных дисциплин, что стало порочной практикой всей средней школы.

В области естественно-математического образования основным направлением экспериментальной работы является внесение в базовое содержание целого ряда предметов естественно научного цикла элементов правовой подготовки. Так, например, создание оружия массового поражения людей привело к появлению международных нормативных актов, которые определяют правовые полномочия государства в области применения либо запрещения подобного оружия. Поддержка и стимулирование интереса школьников к изучению гуманитарных, естественных и юридических дисциплин - это весомая предпосылка для изучения более содержательных профильных курсов, а также повышения практических навыков и правовой культуры подрастающего поколения.

Основным направлением модернизации содержания правового образования в образовательных областях с преимущественно активно-деятельностным характером обучения («технология», «физическая культура», «искусство») предполагается конкретизация и оптимизация способов дальнейшего усиления не только личностно ориентированного подхода к отбору содержания, формам построения данных учебных курсов, организации образовательной среды, а также построение адекватной им системы оценки учебных достижений учеников. Ведущим способом решения поставленных задач является построение этих курсов на модульной основе с включением в их состав микромодулей по правовой тематике.

Одним из способов решения этих задач при формировании обще трудовых компетенций является включение в теоретические и практические основы предмета «Технология» элементов гражданского, авторского и изобретательского права, что существенно повысит качество подготовки школьника «на выходе» из стен основной школы.

Вместе с тем важной особенностью учебного плана современной школы является его преемственность с традиционным построением общего среднего образования в основной школе, в частности учет существующего учебно-дидактического обеспечения учебного процесса с его непрерывным обновлением, особенностей в подготовке учителей в области юриспруденции. Учебный план основной школы должен существенно помочь в усилении правовой компетентности школьников, предоставлении им права выбора уровня и содержания правового образования, организации пред профильного обучения в выпускном классе, широком использовании коллективных форм обучения, более свободных форм организации учебного процесса, использовании современных правомерных методов менеджмента образовательным процессом.

При организации учебного процесса в основной школе целесообразно внести следующие изменения в систему промежуточной оценки знаний учащихся по учебным предметам:

- при преподавании интегративных модулей вести раздельную учебную оценку учебных достижений учащихся по различным составляющим конкретного модуля с одновременной фиксацией оценок по правовым элементам в классном журнале;

- по мере возможности ввести дополнительную оценку правовой подготовленности учащихся в ходе выполнения письменных работ (рефератов, проектов, творческих работ и др.);

- использовать дифференцированные формы текущей и промежуточной аттестации на основе дифференциации требований к усвоению юридического материала школьных предметов;

- вести раздельную аттестацию учащихся на уровне базовых требований и на повышенных уровнях правовой компетентности, формируя на этой основе адекватность самооценки каждого ученика. Выбор уровня притязаний целесообразно предоставить самому ученику;

- для аттестации на базовом уровне целесообразно пользоваться бинарной системой оценки, а для аттестации на повышенных уровнях возможно использование как традиционной пятибалльной шкалы, так и ее модификаций;

- ввести в практику аттестации оценку практических правовых навыков учащихся.

Все это позволит обеспечить реализацию возможностей будущей профилизации и специализации учащихся, а также повышение правовой культуры подрастающего поколения.

Одно из важных достоинств учебно-методического комплекса, разработанного проектом «Правовое образование в школе», в том, что он не ограничивает педагога рамками пособий, а стимулирует к творчеству, позволяет дополнить представленное содержание собственными идеями.

В связи с возрастными особенностями старших школьников и развитием их самосознания, являющегося центральным психологическим образованием этого периода развития личности, учебный процесс по правовым дисциплинам приобретает для них личностную значимость и вызывает у них повышенный интерес. Однако этот интерес возникает не сам по себе. Чтобы заинтересовать учащихся и сделать содержание учебного процесса инструментом формирования правового сознания школьников, нужно включать их в ситуации анализа и осмысления реальных жизненных явлений, придать урокам практическую ориентацию во «взрослом» правовом пространстве.

В преподавании права как школьного учебного предмета мы стараемся реализовать компетентностный подход, являющийся одним из оснований обновления образования и «...включающий не только когнитивную и операционально-технологичекую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую» («Стратегия модернизации содержания общего образования». - М., 2001).

Предметное содержание этого школьного курса обладает огромными возможностями для формирования ключевых компетентностей. Среди них важное место занимают компетентности в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя) и в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах гражданских и трудовых правоотношений).

Педагогическая наука и практика накопили огромный опыт, убеждающий в том, что наиболее эффективными способами стимулирования мыслительной деятельности школьников являются активные способы обучения: создание проблемных ситуаций, ролевые и организационно-деятельностные задания, метод проектов, моделирование изучаемых явлений и т. п.

Использование системы активных форм и методов обучения способствует тому, что усвоение правового материала не сводится к получению учащимися готовых знаний. Активные формы учебно-познавательного процесса предполагают усложнение научной информации путем включения ее в определенную жизненную коллизию или жизненный контекст, поэтому необходимо сначала эту информацию отделить от житейского контекста, опознать её научный смысл, различить и идентифицировать..

Решение учащимися правовых задач не только активизирует мыслительную деятельность учеников и формирует интерес к предмету. Опыт показал, что проблемные, творческие и исследовательские задания расширяют образовательное пространство, включают ученика в ситуацию действия правовых норм, мобилизуют их наблюдения, знания о жизни и ставят в позицию гражданина.

Как указывалось выше, решающее значение в правовом воспитании имеет связь правовой информации с фактами из их повседневной жизни, приучение детей к сознательной оценке своих поступков. В этой связи, обучение детей «дорожной грамоте», включающее в себя изучение Правил дорожного движения как нормативно-законодательного документа, правовой нормы поведения участников дорожного движения и алгоритма к действию в качестве участника дорожного движения в реальной дорожно-транспортной среде, основанное на непосредственном практическом опыте самих детей, следует рассматривать в качестве одной из базовых составляющих в процессе их правового воспитания, формирующего правосознание и правовую культуру.

Яркой особенностью процесса обучения детей Правилам дорожного движения в контексте правового обучения является тот факт, что именно изучение данного предмета позволяет детям проследить и открыть для себя реальную функцию нормы права, обеспечивающую защиту жизни и здоровья людей, а значит их законных прав и интересов в качестве членов общества.

Обучение детей Правилам дорожного движения (в самом широком понимании) должно начинаться с самого раннего возраста и рассматриваться как решение одной из государственно-значимых задач, стоящих прежде всего перед образовательной системой. Первоочередной причиной следует назвать проблему детского дорожно-транспортного травматизма. В среднем по России в каждом восьмом (12,2% от общего количества дорожно-транспортных происшествий) дорожно-транспортном происшествии страдает ребенок. В абсолютных цифрах за этими процентами стоят порядка 25 ООО автоаварий, в которых около 1500 погибают и около 23000 получают травмы различной степени тяжести.

Вторая причина, требующая уделения особого внимания вопросу обучения детей Правилам дорожного движения, - тот правовой нигилизма, который передается от взрослого поколения к поколению формирующемуся и не позволяющий обеспечить сегодня в нашем обществе твердые и устойчивые принципы культурного поведения каждого участника дорожного движения. В результате масштаб дорожно-транспортного травматизма угрожает национальной безопасности: за последние 10 лет в автоавариях погибли 315 тысяч человек, более 2 млн. получили увечья, ежегодный ущерб экономике России составляет 2,2%-2,6% Всероссийского валового продукта (ВВП) и этот ущерб сопоставим с вкладом в ВВП отдельных отраслей экономики.

Сегодня большинство экспертов в данной области пришли к очевидному выводу - ситуация будет изменена только в том случае, если изменится мышление участников дорожного движения а значит и отношение общества в целом к этой национальной на сегодняшний день проблеме. В связи с этим перед системой образования стоит задача - воспитать поколение, мотивировать поведение которого будет не правовой нигилизм, а сформированная правовая культура участников дорожного движения.

Вот почему обучение детей Правилам дорожного движения необходимо начинать с самого раннего возраста, когда закладываются основные черты характера ребенка, приобретаются определенные навыки, привычки, которые остаются на всю жизнь. В этой связи на первое место выступает значимость организации данной работы в системе дошкольного воспитания.

Если в период пребывания в саду еще можно предполагать, что ребенка могут провожать и встречать родственники, то когда он станет учеником, его безопасность будет определяться в основном уровнем его подготовленности к самостоятельному движению по улицам города, поселка. Следовательно, формирование соответствующей модели поведения, положительного отношения к выполнению правил безопасного поведения на дороге - главная задача дошкольного образовательного учреждения. К пяти годам у ребенка появляется прирожденное социальное чувство. Он - уже личность со своими целевыми установками. Дети имеют великолепное образное мышление, образную память, фантазию и творческое воображение. Дошкольнику легче, чем школьнику внушить важность таких мотивов правильного поведения на дороге, как:

- «Это нужно для меня»;

- «Это нужно для сохранения авторитета мамы, папы, воспитателя»;

- «Я буду хорошим пешеходом»;

- «Я буду хорошим примером для других».

Как видим, именно при работе с детьми дошкольного возраста педагоги располагают стопроцентной возможностью культивировать уважительное отношение детей к закону дорог, тем самым закладывая прочный фундамент для формирования, как правовой культуры участника дорожного движения, так и законно послушного члена общества в целом.

Полученные в дошкольных образовательных учреждениях детьми навыки должны быть закреплены и расширены в системе среднего и старшего школьного образования. Изучение Правил дорожного движения детьми школьного возраста должно рассматриваться как элемент системы научных знаний о праве, правопорядке и его охране, при этом на первый план должна выдвигаться проблема прав человека, готовность жить в правовом государстве в соответствии с нравственными законами.

Основой педагогической практики в рамках правового обучения и воспитания юных членов общества должны стать открытость, взаимное доверие всех участников образовательного процесса, педагогика диалога. В основу образования должен быть положен приоритет личности, когда учитель несет с собой должное достичь, а ученик еще не знает, как должно быть, он идет от своего действительного, и в этом смысле в процессе образования и воспитания происходит встреча мира взрослого и ребенка. И тот и, другой мир интересен, они не противоречат друг другу, самое главное, что ценен их диалог, поэтому нужно использовать все эти возможности и обучать и воспитывать в рамках организации всей их школьной жизни. А достичь этого помогают принципы гуманизации и гуманитаризации, которые ориентированы на подготовку человека к жизни в обществе, где главная цель - не приобретение конкретных знаний, а развитие способностей учеников, вера в их способности, позволяющие направить учебу на стимулирование творческой активности детей, формирование целостной личности юного поколения.

 

АВТОР: Левшина Е.Н.