29.04.2012 7133

Организация педагогического процесса в системе непрерывного образования (детский сад - школа) по формированию знаний Правил дорожного движения

 

Специфические особенности дорожного движения и, в первую очередь,

исключительная массовость его участников затрудняют управление им и обеспечение его безопасности. В связи с этим возникает необходимость введения подробных правил поведения участников движения, позволяющих установить единообразие их действий и предупредить опасные конфликты на дорогах.

Обычные предметы, подлежащие изучению, имеют в своей основе соответствующие им фундаментальные науки, основой же для Правил дорожного движения служит нормативный документ, опирающийся в свою очередь на Федеральный закон. И если практическая необходимость и жизненная значимость других школьных (дошкольных) предметов для каждого обучаемого имеет свое персональное значение, то Правила дорожного движения являются для всех учащихся предметом прямого действия и актуального практического значения, от которого не умозрительно, а вполне реально зависят безопасность здоровья и безопасность всех и каждого.

Правила дорожного движения едины для взрослых и для детей. Но написаны они без всякого расчета на детей. Отсюда особая ответственность и особая сложность в разработке методик по преподаванию Правил дорожного движения.

Сами по себе Правила дорожного движения как предмет для обучения (и особенно для обучения детей) представляют проблему и большое, почти нетронутое поле для методической разработки. То, что Правила дорожного движения - нормативный документ, затрудняет их адаптацию к рамкам обычного школьного (дошкольного) преподавания.

Правила движения могут действовать эффективно только в сочетании различных технических средств, облегчающих участникам движения восприятие и оценку дорожной обстановки с их собственным поведением, которое не только должно осознанно отвечать требованиям самих Правил, но и соответствовать правовым, морально-нравственным требованиям и нормам общей культуры поведения.

Все сказанное неоспоримо указывает на то, цели и задачи педагогического процесса в рамках обучения детей безопасному поведению в дорожно-транспортной среде опираются на общие цели и потребности общества. Они определены самой жизнью и подтверждены соответствующими законодательными актами.

Цели и задачи закономерно определяют все последующие элементы педагогического процесса - содержание, методы, формы и средства деятельности учителей, воспитателей и учащихся.

Основная цель образовательного учреждения сделать так, чтобы организация обучения детей безопасности движения представляла собой стройную методическую систему, элементами которой являются:

- педагоги, владеющие знаниями предмета и методами обучения и воспитания детей данному предмету;

- соответствующая учебно-методическая база: специальные программы, литература, учебные пособия и методики, иллюстративные и другие материалы;

- учебно-техническая база: технические средства обучения (видеотехника, макеты, модели...), специально оборудованные классы и тренировочные площадки, а также другие средства, без которых невозможно качественно и эффективно организовать учебный процесс;

- коллектив образовательного учреждения и все те, от кого зависит жизнь, здоровье и благополучие ребенка.

Ребенок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. В связи, с чем первостепеннейшее значение приобретает организация педагогического процесса по формированию знаний Правил дорожного движения с первых дней пребывания ребенка в детском саду. Данный процесс следует организовать так, чтобы к моменту перехода ребенка из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем пространственном окружении (дом, двор, ближайшие улицы и дороги), умел наблюдать и правильно оценивал дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях. Следовательно, воспитателю детского сада необходимо научить детей безопасным нормам поведения на улице, и эта работа должна пронизывать все виды деятельности и стороны жизни ребенка: игру, учебу, дорогу домой, домашние ситуации и т.п. При работе с дошкольниками следует придерживаться нескольких простых, но очень важных принципов:

- речь идет не столько о заучивании детьми Правил, сколько о воспитании дошкольников. Следовательно, главное не столько заучить Правила, сколько их понять, превратить в прочные навыки;

- в детском саду идет обучение не Правилам дорожного движения, а правилам безопасного поведения на дороге;

- воспитатели и родители не должны ограничиваться словами и показом картинок, с детьми необходимо выходить к дороге, рассказывать и объяснять, используя знания детей, наблюдая за реальной дорожной обстановкой;

- занятия проводить не только по графику и плану, а использовать»* каждую возможность в процессе игр, прогулок, чтобы обратить внимание детей на ту или иную сторону Правил;

- развивать детей: их координацию, внимание, наблюдательность, реакцию и т.п. Эти качества очень нужны и для безопасного поведения на улице;

- как можно больше с детьми упражняться в играх, заданиях, соревнованиях: по определению расстояния (близко - далеко, дальше - ближе), скорости (быстрее - медленнее), размеров (больше - меньше);

- использовать все доступные формы и методы работы с детьми, не считать какую-то форму (или формы) основными. Рассказ и игра, беседа и видеофильм, чтение книги и прогулка - все необходимо поставить на службу воспитания навыков безопасного поведения;

- исходить из того, что в дошкольном возрасте детей надо приучать к безопасному поведению вообще; безопасное поведение на улицах и дорогах считать частным случаем такого воспитания.

Обучение детей Правилам и безопасности дорожного движения - это систематический и целенаправленный процесс, в связи с чем знания, полученные детьми в дошкольном возрасте, должны быть расширены и закреплены у детей, перешагнувших порог среднего общеобразовательного учреждения. Обучение детей Правилам дорожного движения (как и любому другому предмету) должно опираться на основные принципы школьной дидактики, знание не только общих возрастных психофизиологических особенностей детей, но и на знание особенностей, влияющих на поведение детей на дороге.

Излишне говорить какое важное значение имеет хорошо организованный педагогический процесс. Особое значение он приобретает при обучении Правилам и безопасности дорожного движения, где важно развитие у обучаемых таких необходимых качеств, как внимание, память, мышление, координация движений, реакция на опасность и т.п.

Особое внимание следует уделять учету возрастных и психофизиологических особенностей учащихся на всех стадиях возрастного развития: психофизиологические функции детей меняются, меняются и внешние обстоятельства (бытовые, школьные и многие другие).

Учесть все эти обстоятельства, сообразуясь с психофизиологическими возможностями ребенка, - задача, по мнению специалистов по безопасности движения, крайне сложная. Она усугубляется тем, что ее надо решать в мире, где мало считаются с детьми, но где много запутанных правил, созданных взрослыми для себя, для своего дорожного движения.

При подготовке к занятиям по Правилам дорожного движения и в процессе проведения урока перед учителем возникают сложные методические вопросы, связанные как с выбором средств, форм и методов изложения учебного материала, с выбором средств и методов контроля усвоения и оценки результатов, так и с организацией самостоятельной работы учащихся.

Прежде всего, необходимо очень тщательно подходить к выбору обучающей литературы. В последнее время в стране появилось достаточно много изданий по безопасности дорожного движения для детей и подростков, не отвечающих современным требованиям, предъявляемым к учебно-методической литературе. Ряд пособий «учат» детей опасному поведению на дорогах. Некоторые публикации содержат грубые ошибки по Правилам дорожного движения. В результате литература, издаваемая многотысячными тиражами, не решает задачи обучения и воспитания детей. Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма во многом обусловлен низкой эффективностью обучения детей по педагогически несовершенным пособиям и методическим разработкам.

Аналитический обзор литературы и плакатов по обучению детей Правилам дорожного движения, используемых в школьных образовательных учреждениях, проведенный ГУ ГИБДД МВД РФ и МО РФ в 2001г. показал, что в ряде изданий нередко допускаются грубые ошибки в интерпретации Правил, либо приписывание к ним несуществующих, что может дезориентировать школьников в реальных дорожных ситуациях. Дети - особая категория пешеходов, к которым нельзя подходить с той же «меркой», как к взрослым - пешеходам. Однако в ряде изданий прослеживается незнание авторами детской и возрастной психологии и педагогики. Правила дорожного движения комментируются на основе стандартного подхода к детям любого возраста, без учета уровня их психического и физического развития. Правила дорожного движения часто трактуются дословно, на недоступной дорожной лексике с употреблением непонятных терминов и требующих от дошкольников и первоклассников абстрактного мышления.

Акцент делается не на опасное (безопасное) поведение, а на вооружение детей как можно большим объемом знаний с детализацией, например, обустройства дорог, устройства автомобиля, велосипеда, изучение видов перекрестков, дорожной разметки, трудных для осмысления сигналов регулировщика, типов железных дорог (многопутных, однопутных), перечня имеющихся дорожных знаков для водителей и т.п. При этом особенности познавательных процессов ребенка (восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь) большинством авторов не учитываются. Есть книги, где еще не умеющих достаточно хорошо читать и писать первоклассников, авторы заставляют разбирать сложные схемы алгоритмов действий и отвечать на вопросы по организации дорожного движения с обилием дорожных терминов. По мнению авторов, прочитав такие книги, дети автоматически научатся правильно и безопасно ходить по улицам и дорогам. Но так не бывает. Формирование и развитие умений и навыков, превращение их в устойчивые привычки безопасного поведения является не простым, а напротив, достаточно сложным, длительным учено-воспитательным процессом, требующим специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов, которые авторы, пишущие для детей, обязаны знать. В качестве примеров литературы и плакатов, недостаточно или совсем не отвечающих современным требованиям, предъявляемым к дидактическим материалам, можно отнести следующие: «Азбука дорожной науки» (16 авторов) Учебное пособие для 1 класса начальной школы. Изд. «Элодея», Казань, 1998г. (Республика Татарстан); «Правила и безопасность дорожного движения» для 1 -4 классов изд. «Ливр». М., 1997 г. (автор Н. Жульнев); Рабочие тетради по ПДД для дошкольников и 1, 2, 3 классов начальной школы (Авторы: В.Н.Володарская, Е.А. Мальцева). Издательства «Калан» и «Сократ», г. Каменск - Уральский, 1997 г; Учебное пособие «Уроки по правилам дорожного движения в 5-9 классах» и приложение к нему «Экзаменационные билеты по ПДД для учащихся 5-9 классов» Издательство «Калан», г.Екатеринбург. 2000 г. (составитель Оривенко Л.П.); Комплект плакатов по ПДД. Издательство «Калан», г.Екатеринбург. 2000 г.

Таким образом, издаваемая большими тиражами литература, и плакаты, содержащие несоответствие педагогическим требованиям и существенные ошибки по Правилам дорожного движения, способствуют низкой эффективности обучения детей правилам дорожной безопасности, оказывают пагубное влияние на поведение детей на дорогах.

К сожалению, не каждый учитель, преподающий Правила дорожного движения, может оценить качество учебной литературы и пособий, которыми ему приходится пользоваться.

В целях недопущения возможных ошибок при ведении занятий рекомендуется:

- ни один урок, ни одно занятие не проводить без сверки подготовленного к нему материала с текстом Правил дорожного движения;

- использовать в работе только те учебники и другие пособия, содержание которых не имеет никаких противоречий с действующими в РФ «Правилами дорожного движения».

Учитывая, что все книги о Правилах дорожного движения, предназначенные для детей дошкольного и школьного возраста и для учителей, изданные до 1995 г., действующим Правилам не соответствуют, использовать в качестве учебных и методических не рекомендуется.

Анализ имеющихся методик преподавания учащихся Правил дорожного движения позволяет определить основные направления построения работы по обучению детей «дорожной грамоте», которые позволят обеспечить достижение основной цели изучения предмета - усвоение учащимися содержания Правил дорожного движения, формирование у них умений использовать знания Правил для принятия правильных решений в конкретных различных дорожных ситуациях.

Достижение этой цели возможно, если совместная работа на уроке учителя и учащихся будет включать в себя:

- сообщение подлежащих усвоению положений и их демонстрацию;

- выполнение каждым учащимся заданий, требующих использования изучаемых понятий и реализации формируемых умений;

- регулярную проверку и оценку самостоятельной работы учащихся, анализ причин допускаемых ошибок и организацию индивидуальной работы по устранению выявленных пробелов в знании учащихся;

- при проведении уроков в различных возрастных группах будут учитываться возрастные особенности психического и физического развития детей;

- систематическое использование наглядных пособий, позволяющих сформировать чрезвычайно важные для учащихся образные представления о различных условиях движения, глубже усвоить содержание отдельных положений Правил, выработать умение принимать решения в соответствии с требованиями Правил дорожного движения;

- применение методов активизации познавательной деятельности учащихся;

- использование основных форм и методов самостоятельной работы учащихся.

Особое место в организации процесса обучения детей Правилам дорожного движения занимает учет педагогом психологических особенностей преподавания предмета. Наибольшая актуальность данного аспекта наблюдается при работе в коллективах детей младшего школьного возраста. Данный возрастной период характеризуется, прежде всего, устремлением к внешнему миру, приспособлением к нему. Поэтому так важно именно в этом возрасте формировать у ребенка безопасные способы поведения на дороге.

В системе школьного образования основная задача начальной школы состоит в том, чтобы научить детей вести себя на дороге. На эту задачу ориентированы принципы развивающего обучения. Развитие психики и личности ребенка в целом происходит в процессе специальным образом организованных занятий. В этом заключается основное содержание развивающего обучения, принципы которого в самом общем виде сводятся к следующему:

- Усвоение детьми системы научных понятий и способов их получения, а не просто суммы знаний. Раскрывается сущность происхождения любого понятия, предлагаемого ребенку. Вся работа направлена на то, чтобы дети осознали смысл понятия, а не просто выучили его определение.

- Партнерское общение учителя с учениками, предполагающее общение взрослого со взрослым. При этом учение выступает как активный участник учебного процесса, а не как бездумный объект, который учитель «заполняет» знаниями. Реализация этого принципа создает на уроке атмосферу доверия, которая позволяет детям экспериментировать, высказывать свою точку зрения, не боясь ошибиться, сделать что-то «не так».

- Совместная работа учащихся в классе, обсуждение изученного материала. Дети сами придумывают контрольные упражнения, с помощью которых, по их мнению, можно проверить те знания, которые они перед этим усвоили. Это одна из форм работы, воспитывающая самоконтроль.

Специфика предмета требует от педагога максимально использовать невербальный способ общения с учениками.

«Подавляющее большинство учителей в традиционной школе используют на уроке вербальный язык как основной. Они сами говорят около 80% отведенного для урока времени. Они слишком активны и этим парализуют активность учеников. При этом предполагается, что главным воспринимающим каналом учеников должен быть аудиоканал (ребенок обязан слушать). Но, ученик по своей природе невербал и кинестетик, и он, в основном, воспринимает мир через ощущения и движение. Он сам жаждет активности.

Учитель должен уметь общаться с детьми на их игровом невербальном языке. Ему нужно отказаться от трансляции своих собственных знаний и, каждый раз заново делать открытия вместе с детьми. И, может быть, самое трудное - ему нужно отказаться от главенства над детьми и доверить им самим искать, находить и ошибаться; самим оценивать свои достижения и просчеты; доверить им ответственность за себя.

Подготовка ребенка к сложностям реального поведения в условиях дорожного движения, подготовка к самостоятельным практическим действиям должна начаться на уроке в классе. В результате, к концу обучения в начальной школе в процессе учебной деятельности у ребенка должны сформироваться:

- направленность внимания;

- произвольность всех психических процессов и деятельности в целом;

- внутренний план действий;

- способность анализировать и оценивать свою деятельность;

- самоконтроль и самоорганизация как следствие организации, первоначально создаваемой и направляемой учителем.

В этой связи Правила дорожного движения, как школьная дисциплина, занимают особое место. Здесь необходимо решать две задачи:

- подача учебного материала в адекватной для данного возраста форме, то есть с учетом психофизиологических особенностей и на основе принципов развивающего обучения;

- формирование у детей психологической установки на соблюдение Правил дорожного движения, т.е. на использование знаний, полученных на уроках в повседневной жизни.

Сложность решения второй задачи заключается в том, что ее выполнение выходит за рамки учебных занятий. Любая информация может быть усвоена человеком в разных формах, которые в то же время являются и этапами этого усвоения. Перечислим эти этапы:

- знания, то есть собственно теоретическая информация;

- умения - система закрепленных действий, которые осуществляются осознанно, при активном включении внимания;

- навыки - система закрепленных автоматизированных действий, подчиненных основной цели в решении конкретной задачи.

Знания, то есть собственно свод Правил дорожного движения, ребенок усваивает на уроках.

Сказанное выше позволяет сделать следующие заключения:

- Проблема обеспечения безопасности дорожного движения является не только технической или организационной. Проблема подготовки человека к безопасному поведению в дорожно-транспортном процессе есть проблема педагогическая.

- Организация подготовки участников дорожного движения должна быть комплексной на основе системного подхода к обучению и воспитанию.

- Основными путями подготовки детей к безопасному поведению на дороге являются: непосредственное восприятие окружающего мира; познание действительности через педагогов, воспитателей, родителей, а также с помощью организации специальных мероприятий для учащихся; самостоятельное познание действительности с помощью средств массовой информации, литературы, искусства.

- Необходимым условием эффективности реализации поставленной задачи по подготовке детей к безопасному поведению на дороге является единство и взаимосвязь школы, семьи и социально-педагогической среды, в которой постоянно пребывают дети.

Обучение детей Правилам дорожного движения и воспитание у них навыков безопасного поведения на дороге являются первейшими условиями в работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Эта задача должна решаться всеми образовательными учреждениями системы образования при поддержке и содействии соответствующих подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения с использованием современных достижений в области педагогики, психологии, физиологии, медицины и др.

 

АВТОР: Левшина Е.Н.