29.04.2012 10908

Формирование гражданственности как интегрального качества личности

 

Патриотизм и культура межнациональных отношений - важнейшие моральные качества человека. Существенной частью морального воспитания является формирование у студентов гражданственности и культуры межнациональных отношений. Патриотизм (гражданственность) и культура межнациональных отношений имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за её могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.

На нравственно - очищающее влияние патриотизма на личность, на выработку чувства человеческого благородства, совести, мужества и самопожертвования, если этого требуют интересы родины, указывал А.Н. Радищев. «Не все рождённые в отечестве достойны величественного наименования сына Отечества (патриота)... Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же... Он пламенеет нежнейшею любовью к целостности и спокойствию своих соотчичей... Преодолевая все преграды, неутомимо стремится к сохранению чести, даёт добрые советы и наставления. Он скорее согласится погибнуть и исчезнуть, чем подать собою пример не благонравия... и если убежден в том, что смерть его принесет мощь и славу отчизне, то не устрашится пожертвовать жизнью... Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать при одном имени Отечества...» (Радищев, 1952).

Русский критик-демократ В.Г. Белинский указывал на то, что патриотизм содержит в себе общечеловеческие ценности и идеалы и делает личность членом общечеловеческого сообщества. «Любить свою родину - значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому» (Белинский, 1954).

К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством. «Как нет человека без самолюбия, - писал он, - так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Но патриотизм не имеет ничего общего с замыканием человека в узких национальных интересах. Истинный патриотизм по своей природе гуманистичен и включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям, к их самостоятельности и независимости и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Если эти отношения сформированы, они имеют большое значение в моральном развитии личности и способствуют поддержанию благожелательных и дружеских связей между различными народами и странами, утверждению в сознании каждого человека понимания огромной значимости общечеловеческих ценностей и идеалов в прогрессе общества. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяют нравственную значимость личности.

Для осмысления сущности патриотизма и культуры межнациональных отношений необходимо иметь в виду, что исторический генезис этих качеств связан с образованием и укреплением отдельных государств в их борьбе за свою самостоятельность и национальную независимость. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений являются глубокими чувствами, которые формировались у людей на протяжении веков и тысячелетий.

Понятие патриотизма пришло к нам из Древнего Рима. «У римлян было такое чувство народной гордости и патриотизма, как ни у какого другого народа в мире» (Теодор Моммзен). Латинское слово pater - отец, a Patria -Отчизна, Родина, и означает нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины. «Патриотизм - это одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями обособленных отечеств» (Ульянов-Ленин В.И.). Исторически элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям формировались уже в глубокой древности. Активно слово патриот стало употребляться в период Великой французской революции 1789-1793 гг. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес, как тогда считали, изменникам и предателям родины из лагеря монархистов.

В словаре В.И. Даля значение этого слова трактуется так: «Патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник» (Даль, 1978). «Патриот - человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины» (Словарь современного русского литературного языка, 1959).

Приведенные определения позволяют подойти к более точному осмыслению сущности патриотизма как нравственного качества. Обратимся прежде всего к его философскому истолкованию: «Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины» (Философский словарь, 1986). В лексическом же значении слово патриотизм обозначает «любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу» (Словарь русского языка, 1984).

В этих определениях акцент делается главным образом на различных отношениях личности к родине. Но эти отношения нельзя свести только к нравственным чувствам. Они имеют более широкий смысл и включают в себя соответствующую потребностио-мотивационную сферу личности, её патриотическое сознание и поведение, которые, будучи закрепленными, в своей совокупности и характеризуют патриотизм как моральное качество. С этой точки зрения патриотизм можно определить как такое нравственное качество человека, которое выражается в его любви и преданности своей родине, осознании ее величия и славы и переживании своей духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых условиях беречь её честь и достоинство, практическими делами укреплять её могущество и независимость.

Не менее сложным является и понятие культуры межнациональных отношений. Культура межнациональных отношений есть не что иное, как высокая степень совершенства и развития этих отношений, которые проявляются в межнациональных экономических и духовных связях разных народов, в соблюдении определенного нравственного такта и взаимной уважительности людей различных национальностей друг к другу, в их общении и недопустимости какого-либо пренебрежения к языку, национальным обычаям и традициям других народов.

Следует отметить, что раньше, когда существовал Советский Союз как единое государство, в педагогике речь обычно шла о воспитании советского патриотизма и интернационализма, причём последние мыслились как дружба между народами, строящими социалистическое общество. Как видим, понятия эти были слишком политизированы. Теперь же они приобрели свой истинный этический смысл, и в настоящее время более правильно говорить о воспитании гражданственности (патриотизма) и культуры межнациональных отношений как нравственных качествах личности.

Необходимо более детально уяснить содержание патриотизма и культуры межнациональных отношений. В частности, патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; гордость за её социальные и культурные достижения; отстаивание ее свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету родины.

К содержанию культуры межнациональных отношений следует отнести: уважение к людям различных национальностей; соблюдение нравственного такта по отношению к языку, национальным обычаям и традициям других народов; проявление интереса к достижениям культуры и жизни других государств и народов; стремление развивать общечеловеческие ценности.

Для осуществления воспитательной работы по формированию у студентов в условиях полиэтнического коллектива гражданственности (патриотизма) и культуры межнациональных отношений необходимо хорошо осмыслить сущность этого сложнейшего процесса. Будучи органической частью нравственного формирования личности, воспитание гражданственности (патриотизма) и культуры межнациональных отношений представляет собой целенаправленный процесс включения молодёжи в различные виды учебной и вне учебной работы, связанной по своему содержанию с развитием гражданственности (патриотизма) и культуры межнациональных отношений, и стимулирования их активности по выработке у себя этих моральных качеств.

Однако для процесса воспитания и формирования гражданственности (патриотизма) и культуры межнациональных отношений необходимо знать не только их сущность и содержание, но и те внутренние, психологические, структурные компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители этих нравственных качеств. Как и в других моральных качествах, в патриотизме и культуре межнациональных отношений можно выделить следующие из этих компонентов: потребноспто-мотивационный, интеллектуально-эмоциональный, поведенческий и волевой, развитие которых требует специфической методики воспитательной работы.

Какой же она должна быть? Важную роль в процессе воспитания гражданственности (патриотизма) и культуры межнациональных отношений играет формирование и развитие у студентов потребностей и положительных мотивов, связанных с этими качествами. Проблема эта не простая. Потребности в самосовершенствовании, как известно, возникают у человека тогда, когда он под влиянием внешних воздействий или внутренних побуждений переживает противоречия между тем, какой он есть и каким ему надлежит быть, между достигнутым и необходимым уровнем личностного развития.

«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» определила, что сегодня нашему развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются конструктивностью, мобильностью, динамизмом, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за её социально-экономическое процветание.

Новая концепция гражданского воспитания, основанная на идее формирования личности в единстве культур, достоинства и полезности, требует разработки теоретических вопросов - определения места гражданского воспитания в системе целостного или интегрированного развития личности. «Развитие человека - это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и не управляемых социальных и природных факторов». Формирование личности как результат развития «означает приобретение ею совокупности устойчивых свойств и качеств». Обучение и воспитание есть формы развития физически и духовных сил человека. Воспитание понимается и как «способ педагогического управления личностью», при котором процессы воспитания и развития имеют взаимообусловленный характер, и как «процесс социальный, складывающийся из целенаправленных влияний на поведение и деятельность человек всех воспитательных институтов общества, воздействия среды (как необходимого условия становления и развития личности) и активности самой личности как субъекта того процесса». Именно воспитание выступает в качестве того решающего средства, с помощью которого реализуется социальная программа развития личности. Е.В. Бондаревская (1976) рассматривает воспитание как необходимое условие социализации личности, её свободного развития как «субъекта культуры, исторического процесса, собственного развития и жизнетворчества».

Как известно, на формирование личности, помимо глобальных факторов, влияют также социально-политическая и экономическая структура общества, природно-географические и региональные условия жизнедеятельности, уровень идеологического и культурного развития педагогической среды, тип поселения и образ жизни, характерные для конкретного региона, средства массовой информации, литература и искусство, детская, подростково-юношеская и молодёжная субкультура, неформальные объединения студентов, характер взаимодействия семьи и других социальных институтов (государственных, общественных, церковных, частных), состав и творческий потенциал педагогических кадров и другие (И.С. Кон, 1983,, А.В. Мудрик, 1984,). Эффективность педагогического процесса определяется способностью его организаторов создать условия для интеграции внутренних и внешних факторов, определяющих вхождение личности в социум.

Несмотря на различие подходов к осмыслению сущности воспитания, путей и средств его организации, в определении общей цели воспитания авторы их обнаруживают больше совпадений, чем расхождений. Е.В.Бондаревская глобальной целью образования и воспитания считает формирование человека культуры как личности свободной, гуманной, духовной, творческой, практичной. Авторы других концепций, обеспокоенные прежде всего следованием принципу реальности в постановке цели воспитания, видят её следующим образом: дать каждому человеку базовое образование и базовую культуру. При этом базовая культура, по их мнению, предполагает формирование базовых черт личности. Не утратила актуальности позиция, предполагающая выдвижение цели - идеала: всестороннее развитие личности, понимаемое как синтез творческого сознания и самосознания, эмоциональной сферы и поведения человека (Ю.Б. Алиев, А.А. Бодалев, Б.З. Вульфов, З.А. Малькова, Л.И. Новикова и другие). Согласно ещё одной концепции, основной целью социального воспитания является содействие личности в её развитии, реализации способностей человека в обществе (Б.П. Битинас, В.Г. Бочарова, Р.Г. Гурова и др.).

Конкретизируя общую цель воспитания посредством более частных, исследователи стремятся использовать в основном интегративные понятия, чтобы преодолеть характерные для недавнего прошлого представления о личности как простой совокупности свойств и качеств, не свести сложный процесс воспитания к «различным направлениям», противоречащим представлениям о личности как о целостном образовании. Так, Е.В.Бондаревская выделяет задачу формирования субъективных целей воспитания, в частности, целей саморазвития, в системе которых особое место должно принадлежать развитию гражданского самосознания. Для этого, по мнению учёного, «необходимо: вооружать молодых россиян знаниями базовых основ русской культуры; развивать в каждом патриотические, гражданские, нравственные, эстетические чувства; формировать национальное самосознание; способствовать воспитанию черт русского национального характера и развитию самобытности каждой личности; формировать умения, необходимые для жизнедеятельности молодого человека в учебном учреждении, семье, окружающей жизни». Необходимо ставить задачи формирования «культуры жизненного самоопределения; культуры семейных отношений; экономической культуры и культуры труда; политической, демократической и правовой культуры; интеллектуальной, нравственной культуры, экологической, физической культуры. Результатом решения данных задач должно стать формирование социального типа личности, сочетающего мировоззренческую культуру, гражданственность, деловитость, творческую индивидуальность». Определение общей цели воспитания и постановка конкретизирующих её задач является методологическим основанием для разработки содержания воспитания. Учитывая отрицательный опыт предшествующих попыток поэлементного описания содержания воспитания, расчленения его на отдельные направления (стороны), преодолевая недостатки, связанные с его чрезмерной идеологизацией, современные исследователи исходят прежде всего из потребностей молодого человека быть личностью, его интересов, реальной жизни. Так, Е.В. Бондаревская среди особо важных компонентов содержания воспитания, составляющих его базовую основу, выделяет следующие: интернационализацию универсальных общечеловеческих ценностей; овладение основными сферами жизнедеятельности современного человека; освоение материальных и духовных ценностей общечеловеческой и национальной культуры; формирование опыта гражданского поведения; самовоспитание и самооценку и др. При этом подчеркивается роль философских, человековедческих, исторических, юридических и других гуманитарных направлений, формирующих человека как личность и индивидуальность. Аналитико-синтетическая работа по интерпретации современных концепций сущности воспитания, его общих целей и задач позволяет перейти к следующему этапу исследования - выделению гражданского воспитания как важнейшей его части.

Формирование гражданственности происходит в единстве процессов социального воспитания и социального развития личности как субъекта социальной деятельности и субъекта саморазвития, самовоспитания, самореализации в социуме. Результатом этого процесса является обретение личностью гражданской позиции, основанной на высоких идеях и чувствах социальной ответственности, экономического, правового, нравственного, национального достоинства, готовности личности к деятельности, соответствующей требованиям общества. - Теория формирования гражданственности строится на интеграции наиболее продуктивных идей, определяющих цели, принципы, содержание и способы социализации, воспитания и развития личности. Ведущая роль в этом процессе принадлежит гражданскому воспитанию. В некоторых работах гражданское воспитание определяется через совокупность формируемых личностных качеств. По нашему мнению, требуется выявление его сущности, которая заключала бы в себе общие и специфические, свойственные только гражданскому воспитанию признаки. Гражданское воспитание мы понимаем как целенаправленный, сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и управления деятельностью формируемой личности гражданина по овладению социально-политическим, правовым, экономическим, морально-этическим опытом демократических отношений. Если общее воспитание призвано сформировать культуру жизненного самоопределения личности, то гражданское (как важнейшая его часть) направлено на формирование культуры гражданского самоопределения личности. Общей целью гражданского воспитания в высших учебных заведениях является формирование у студентов готовности к овладению культурой гражданского достоинства и культурой социальной полезности - к деятельности, направленной на достижение частных и социально значимых целей, интересов в условиях демократического общества, мировой социальной и культурной интеграции. Гражданское воспитание, имеющее неполитический, не индоктринированный характер, обеспечивается педагогической системой, общественно-государственной по содержанию и гражданской по направленности. Подчеркивая общественный, неполитический характер гражданского воспитания, надо отметить, что оно предполагает педагогически ориентированную и целенаправленную систему мер по созданию условий для успешной адаптации и интеграции молодого человека в социум, для его самораскрытия, самовыражения, самовоспитания.

Частные цели гражданского воспитания можно классифицировать (по признаку воздействия на сферы личности) на три группы: цели формирования гражданского сознания личности - представлений, взглядов, убеждений, идеалов; цели формирования эмоциональной сферы - чувств, переживаний, отношений; цели формирования поведения, отношения и участия в деятельности.

- Цели формирования гражданского сознания личности - это философско-мировоззренческое самоопределение человека, убежденность в справедливости демократического устройства, истинности демократических и гуманистических ценностей; готовность к социальному и профессиональному самоопределению, национальное самосознание; осознание необходимости заботы об окружающей среде, сохранения и приумножения национальных культурно - исторических ценностей. Это развитие свободомыслия, сочетающегося с убеждением в необходимости личной ответственности и дисциплины, торжества закона и порядка, самостоятельность и независимость мышления.

- Цели формирования эмоциональной сферы гражданина - развитое чувство верности и преданности родине, дому, семье, уверенности в государстве как гаранте соблюдения демократических прав и свобод, чувства ответственности перед государством, долга, достоинства, гражданской чести, социального оптимизма; формирование эстетической оценки прекрасного и безобразного в жизни людей, общества.

- Цели формирования гражданского поведения - это направленность и здоровый образ жизни, культуру досуга, достижение жизненного успеха, законопослушное поведение, сопротивление злу, подавление асоциальных инстинктов, национализма, жестокости и вандализма, формирование социальной активности, деловых качеств, предприимчивости, навыков коммуникативного общения, социальной мобильности, трудолюбия, готовности к службе в армии.

Содержание гражданского воспитания составляют соединенные с личностными переживаниями, чувствами конкретные знания (экономические, политические, правовые, этические и др.), на основе которых строятся гражданские убеждения, общественный идеал, определяющие характер поведения, деятельность личности. Общее содержание гражданского воспитания, а также компоненты, входящие в базовую основу, можно выразить через понятие «культура», которая является и мерой развития человека как гражданина.

Одним из важнейших средств развития гражданского сознания личности является гражданское образование, просвещение молодёжи. Содержание гражданского образования - это совокупность связанных между собой экономических, правовых, политических, этических, экологических и других знаний. Именно знания, разум позволяют гражданину разобраться в сложной общественно-политической, экономической обстановке, устоять от соблазнов использования простых и быстрых решений в обстоятельствах, требующих глубокого осмысления, творческого подхода, терпения и выдержки, установить верные связи и отношения с обществом, государством, выработать осознанную гражданскую позицию, исполнить свой гражданский долг.

Сущность воспитания как общественно-исторической необходимости и процесса самореализации индивидуальности может быть представлена как действие двух тенденций: ограничивающая индивида общественная необходимость и стремящаяся её преодолеть свобода, феномен активно-творческого проявления. Противостояние или тяготение к гармонии этих тенденций составляет суть основного педагогического противоречия, движущую силу формирования личности. Данное теоретическое положение позволяет сформулировать основную идею социализации и гражданского воспитания личности, которая заключается в достижении относительной гармонии, сбалансированности общественных и частных интересов, что в свою очередь предполагает установление оптимального соотношения формирования культуры полезности и культуры гражданского достоинства. «Социальная культура»; «культура гражданского достоинства», «гражданская культура» - совокупность понятий, качественно характеризующих отношения общественного долга и индивидуальной свободы и необходимости. Культура полезности выражает основную функцию социальной культуры личности. Отражая состояние сбалансированности относительной гармонии частных интересов с общественными, социальная культура включает в себя такие под системные понятия, как экономическая культура, политическая, правовая, экологическая, морально-этическая, профессиональная, семейная.

Культура гражданского достоинства, соединенная с культурой духовной, выражается в достаточном уровне развития планетарного сознания, свободного от рамок государственных, национальных, групповых, профессиональных интересов, в осознании личной ответственности за собственное гражданское самоопределение, в признании неповторимости и самоценности собственной личности и личности другого человека. Важнейшим условием формирования гражданского достоинства личности, считает А.В.Мудрик (1997), является её экономическое достоинство. На наш взгляд, содержание понятия гражданское достоинство, будучи интегративным по своей сути, включает, кроме экономического, достоинство политико-правовое и нравственное.

Нравственное достоинство личности характеризуется усвоением общечеловеческих морально-этических норм и ценностей, убежденностью в собственной самоценности и ценности любой другой личности, требованием к уважению личной индивидуальности, чувством удовлетворения за следование избранным принципам, самодвижение к идеалам, требовательностью к себе, самокритичностью. Гражданское достоинство отражает наивысший уровень развития самосознания личности, её самоконтроля и чувства ответственности, что проявляется в готовности совершать только нравственные поступки, заниматься деятельностью, не противоречащей ее воззрениям, духовным стремлениям. Понятием, интегрирующим социальную культуру личности и культуру её гражданского достоинства, является гражданская культура личности. Гражданская культура личности закрепляется в соответствующих формах сознания личности, её реальном поведении, поступках.

В содержательном аспекте гражданское самосознание личности включает политическое, экономическое, правовое, морально-этическое, эстетическое, духовное, профессиональное сознание, находящее своё выражение в процессе гражданской деятельности. В связи с этим гражданское сознание тесно связано с категорией свободы воли как свободы выбора между добром и злом, как способностью человека к самостоятельному действию, за которое он несёт личную ответственность.

Важнейшими условиями развития гражданского сознания личности, её гражданской культуры являются: во-первых, понимание обществом, социально-педагогическими работниками сущности, особенностей, противоречий, процессов социализации с целью выработки оптимальных технологий интеграции молодого человека в общество; во-вторых, переход государственных, социальных институтов, в частности семьи, школы и вузов, на иную парадигму гражданского воспитания, что предполагает, прежде всего поиск нового содержания, методов и средств формирования гражданской культуры личности в учебно-воспитательном процессе; в-третьих, целенаправленные усилия общества, семьи, самой личности в установлении связей между процессами социализации и воспитания. Особая важность семьи и учебно-воспитательных учреждений обусловлена тем обстоятельством, что только они, вступая во взаимодействие с другими социальными институтами, способны выполнить оптимально комплексную защитную функцию (социальную, правовую, нравственную, психофизиологическую). Без решения задачи защиты молодого человека от негативных воздействий агрессивной внешней среды невозможен успех в организации активной деятельности молодёжи, в содержание которой закладываются общественно-полезные установки, ориентации.

Спектр содержательных характеристик личностного проявления может быть определён исходя из:

- анализа актуальности на сегодняшний день данного понятия;

- анализа соответствующих отличительных характеристик личности, востребованной гражданским обществом, реализующей в нём метакачество.

Контекстные личностные характеристики гражданственности:

- Проявление субъективности, воспринимаемость и социальная признаваемость в системе отношений с государством и обществом.

- Активность в отстаивании и реализации интересов государства, направленность на совершение гражданских поступков.

- Активная и сознательная включённость в жизнь государства, активное пользование своими правами и свободами.

-.Восприятие и сопереживание личной причастности к жизни, делам, триумфам и поражениям государства, осознание личного достоинства уважаемого государством и обществом.

В качестве важнейших отличительных характеристик гуманистически ориентированного гражданского общества, требующих отличительных характеристик личности, интегрированной в данное общество и реализующей в нём своё гражданское качество, выделяется:

открытость:

- предполагает оформленность у личности особого типа мышления: политического, правового, нравственного, экологического и т. д., характеризующегося аналитичностью, оптимально прогностической направленностью;

- освоение норм общества требует отличности, способности, умения и решимости адаптироваться в обществе. Самореализуется в нём посредством создания и участия в деятельности общественных движений, организаций, групп. В качестве ключевого требования выступает способность аккумулировать социальный опыт, дифферентность его с точки зрения социальной и личной значимости, транслировать и интегрировать его в различные культуры настоящего и будущего;

- выработка критического мышления, что предполагает способность видеть реалии и перспективы развития общества, в котором определяется тот или иной генотип:

- разбираться в законах и механизмах развития общества;

- видеть объективную и субъективную основу противоречий в обществе, видеть пути их решения;

-        видеть своё место и роль в процессе эволюции общества, уметь доказать, убеждать, разъяснять и отстаивать свою позицию;

- преобразовательная функция - требует устойчивого проявления у личности социальной активности; способности актуализировать на уровне общественной и личностной значимости социальные задачи и нестандартно, творчески решать. Способность осуществлять гражданские поступки в систематизации личностного и социально - детерминированного выбора, в основе которого должен лежать синтез осознания необходимости социальных преобразований, сознание достаточности своего потенциала, способностей для успешности этих преобразований, а также высокого уровня личностной ответственности за результаты и возможные последствия преобразования;

- Итоговая функция - требует социальной смелости и разумности, оптимистической устремлённости в будущее с позиции задач личного самостроительства, самосовершенствования, самореализации, способности и взвешенной решимости интегрироваться в культуру иного социума, развитости культуры жизненного самоопределения;

поликультурность:

- социальная поликультурность предполагает высшую степень овладения личностью социальной культурой общения, труда и т.д. В различных условиях это жизнь в городе, селе; работа, участие в различных движениях, организациях и т.д.;

- национальная поликультурность требует отличности, знания и уважения национального образа жизни, традиций, обычаев, обрядов, языка как основы ментальности, как основы ощущений и переживаний каждой личностью состояния свободы как источника его саморазвития и эволюции в цепи социальных процессов;

- религиозная поликультурность предполагает не только знания личностью основ религий народов, интегрирующих в общество, а понимание роли религии в формировании культуры, мировоззрение каждого народа, проявление терпимости к вероисповеданию человека как одной из основ его духовной жизни;

- семейно-патриархальная поликультурность предусматривает осознание семьи как первичного, самого мощного фактора культурного самоопределения личности, понимание семьи как механизма фильтрации, синтеза и трансляции разноспекторных норм и готовности к воспроизводству и развитию семейно-патриархальной культуры в целом;

полипрофессиональность:

- предполагает сформированность у личности умелости социальной, уважение ко всем видам и родам профессий, профессиональной мобильности, способности и стремления не просто искать вид профессиональной деятельности и место по душе, а именно как основу личностного поста, основу индивидуальной и социальной самореализации;

поливозрастность:

- требует отказа от взгляда на ребёнка как на будущего гражданина страны. Означает признание обществом, его социальными институтами, всеми его членами каждого представителя общества «как гражданина сегодня и сейчас», независимо от его возраста; в то же время требует признания за каждым человеком права на поиск, сомнения, ошибки в процессе их гражданского и личностного становления. Требует от взрослых овладения специфической педагогической культурой воспитания ребёнка, подростка, молодого человека; оказания педагогической помощи и поддержки каждого в процессе его сегодняшнего развития; диалогичность:

- требует от общества и личности наличия установки на вступление в контакт; формирование толерантности (терпимости) как одного из ведущих личностных качеств, исключающих деструктивную конфликтность личности в ситуации, взаимосвязаной с иными социальными нормами; формирование готовности доверять, идти на компромисс.

Таким образом, при определении содержания гражданственности как качества личности в гражданском обществе, мы сталкиваемся с широкомасштабностью и всеобъемлемостью содержания данного понятия.

Гражданственность является метакачеством личности. Данное качество охватывает практически все сферы функционирования человека в обществе (политика, право, мораль, эстетика, экология, семья, религия, экономика), а также все другие уровни интеграции личности в общество' (бытовая, профессиональная, политическая, воспитательная, творчески репродуктивная, созидательная деятельность и т.д.), а также все аспекты индивидуального и личностного бытия (интеллект, эмоционально- чувственный мир, физическое здоровье, духовность, психорегулятивные творческие способности и возможности), т.е. в основе гражданственности лежат важнейшие личностные характеристики, отражающие в полном объёме внутренние и внешние планы развития личности в двух глобальных личностных проявлениях: самости, социумности, раскрывающих качественный уровень развития культуры личности (культуры самости) - интеллектуальной,             эмоционально-чувственной, физической, психорегулятивной, творческой, духовной, культуры социумности (политической, правовой, нравственной, эстетической, экономической, экологической культур).

Таким образом, гражданственность является также формой проявлений культуры жизненного самоопределения в гражданском обществе, формой актуализации гражданской культуры. Специфика гражданской культуры с точки зрения современных исследований может быть охарактеризована следующим образом:

- гражданская культура отражает систему гражданских отношений и прав личности в правовом государстве;

- складывается в особой сфере социума, сфере гражданского общества;

- отражает различия гражданского общества и государства;

- в условиях экономических, этнических, социальных, политических конфликтов гражданственность содержит механизмы согласия;

- характеризуется неравномерностью развития в разных регионах;

- гражданская культура - это синтез обще цивилизованного общества и национальных традиций.

Итак, выделив гражданское воспитание как часть общего, определив его главные (формирование гражданского достоинства и культуры социальной полезности) и частные цели, границы содержания, определяемые формами самосознания личности, мы считаем возможным перейти к выявлению противоречий, закономерностей, принципов гражданского воспитания как важнейшего компонента состава педагогической теории.

Значительная трудность данного этапа исследования состоит в том, что указанные закономерности и принципы тесно сочетают в себе общее и особенное. Это затрудняет выделение их из ряда общепедагогических. Необходимость преодоления этой трудности диктуется тем, что знание специфики проявления закономерностей и выработанных на их основе принципов даёт возможность исследователю и практику иметь более точные представления о гражданственности как социально-педагогическом феномене, находить верные ориентиры в разработке стратегии и тактики гражданского воспитания молодёжи.

 

АВТОР: Лисак С.В.