30.04.2012 5403

Дидактические условия конструирования рабочих тетрадей в истории педагогики, на современном этапе

 

Современное реформирование образования, затронув все сферы образовательного процесса, коснулось и средств обучения.

Средства обучения, используемые как компоненты деятельности преподавателя и учащихся, претерпевают в последнее время всё большие изменения.

В дидактике средствами обучения принято считать «материальные предпосылки, которые обеспечивают учителю и учащемуся успешную учебную работу, вспомогательные материальные средства школы с их специфическими дидактическими функциями».

По субъекту деятельности средства обучения делятся на средства преподавания и средства учения. К средствам преподавания, как правило, относят средства, используемые учителем для объяснения и закрепления учебного материала. К средствам учения - все, что используется учащимися на пути к самостоятельному освоению знаний.

В последнее десятилетие в российской школе особое значения приобретают средства обучения, являющиеся одновременно как средствами преподавания, так и средствами учения. Это - всевозможные интерактивные обучающие программы, нетрадиционные учебники, учебники-хрестоматии, учебники-вопросники, рабочие тетради.

Энциклопедии и справочники трактуют учебник как книгу, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной научной области Учебник остается основным видом учебной литературы. Для каждой ступени образования и вида учебных заведений создаются учебники, отвечающие целям и задачам обучения, воспитания и развития определенных возрастных групп учащихся.

Роль и значение учебника как массового средства обучения в своё время обосновал Я.А.Коменский. Созданный им учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658 г.), стал образцом для создателей почти всех последующих поколений учебников.

Первым русским печатным учебником была азбука, изданная Иваном Федоровым во Львове в 1574 году. Огромное значение на развитие учебного процесса в течение многих лет оказывали такие учебники, как грамматика Зизания (1596), грамматика Смотрицкого (1619), «Российская грамматика» Ломоносова (1757), букварь Лариона Истомина (1694). В 1703 году вышла «Арифметика» Магницкого - основной учебник по арифметике и алгебре в течение всего 18-го века. Первой книгой гражданского шрифта, введенного Петром I, был учебник «Геометриа славенски землемерие» (1708). Одним из первых учебных пособий для обучения письму, счету и правилам поведения, была переведенная с немецкого языка книга « Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению. Собрание разных авторов» (1717). В 1760 году вышел «Краткий российский летописец с родословием» - учебник отечественной истории, написанный Ломоносовым.

Это первое поколение российских школьных учебников не было дополнено какими-либо различными учебно-методическими материалами и пособиями.

В середине 19-го века подъем общественно-педагогического движения за демократизацию обучения определил новое направление в подходе к составлению учебника. Образцом такого подхода стало «Родное слово» К.Д. Ушинского, основная идея которого состояла в реализации в процессе обучения единства речи и мышления, «мышленного» и чувственного опыта. Учение Ушинский рассматривал как труд, как приучение детей к научному языку, а содержание учебника как преддверие «серьезной науки» Учебник по Ушинскому обязательно должен был быть наполнен вопросами, побуждающими учащегося «беседовать с книгой». Определяя место учебника в процессе обучения, он утверждал, что «при хорошем учебнике и благоразумном методе и посредственный преподаватель может быть хорошим».

Развитие народных школ во второй половине 19-го века вызвало появление множества учебников (букварей, родного языка, арифметики), а также различных пособий: сборников задач и упражнений, рабочих тетрадей - для начальной школы. Профессиональным школам были адресованы специальные методические руководства и справочники.

Вслед за «Родным словом» вышли учебники для народных школ, написанные последователями идей Ушинского: В.И. Водовозовым, Н.А. Корфом и др. В конце 19-го - начале 20-го вв. появились серии учебников К.Д. Крае-вича и А.В. Цингера (по физике), П.Г. Виноградова и Р.Ю. Виппера (по всеобщей истории), С.Ф. Платонова, М.Н. Коваленского. Д.И. Иловайского (по истории России), А.П. Киселева и О.П. Рыбкина (по алгебре и геометрии), А.А. Крубера, С.С. Григорьева и СВ. Чефранова (по географии). Выдержав многократные переиздания в переработанном и дополненном виде, некоторые из них использовались после 1917 года (учебник по геометрии Киселева был переиздан даже в 80-х годах двадцатого века).

В период становления советской системы образования в центре внимания идеологов новой школы было создание принципиально новых учебных программ и учебников. Старые учебники, особенно по гуманитарным дисциплинам, оказались непригодными, а попытки приспособить их к новым условиям - неудачными. Отказ от дореволюционных учебников привел даже к идее отказаться от учебников вообще. В 20-х - начале 30-х годах получили распространение так называемые рабочие книги, «рассыпные» учебники, учебники-журналы и даже учебники-газеты. Позднее такая практика была осуждена официально, и Наркомпрос РСФСР перешел к организации издания стабильных школьных учебников по основным предметам установленного учебного плана.

Жесткая регламентация школьных программ и суровая идеологическая цензура не сумели помешать привлечению к созданию учебников видных представителей науки и появлению новых оригинальных методических разработок.

Вошли в историю учебники А.П. Киселева О.П. Рыбкина, А.Н. Колмогорова, Н.Н. Баранского, И.А. Витвера; А.В. Перышкина, И.К. Кикоина, Н.М. Шахмаева; Ю.В. Ходакова, Л.А. Цветкова, Б.В. Всесвятского. А.В. Шестакова, Ф.П. Коровкина, Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского; С.Г. Бархударова. И.Л. Бим. В создание учебников для российской начальной школы большой вклад внесли Н.С. Рождественский и М.Л. Закожурникова, МИ. Моро и A.M. Пышкало, В.Г. Горецкий, Л.В. Занков, ДБ. Эльконин и ВВ. Давыдов.

В 60 - 70-е годы проблема учебников привлекла внимание видных ученых-педагогов, начали формироваться теоретические основы создания учебной литературы (Е.И. Перовский, С.Г. Шаповаленко, А.И. Маркушевич, А.И. Янцов). В издательстве «Просвещение» был начат регулярный выпуск теоретического сборника «Проблемы школьного учебника». Разработки теории учебной книги (П.Г. Бута, В.П. Беспалько, В.Г. Бейлинсон, Г.Г. Граник, Д.Д. Зуев, В.В. Краевский, И.Я. Лернер Я.А. Микк, М.Н. Скаткин, Н.М. Шахмаев и др.) подчеркивали двуединую сущность учебника. С одной стороны, он является для подавляющей массы учащихся важным источником знаний, в нем формулируются и раскрываются в доступной форме (с учетом возрастных критериев) основные научные знания, понятия, предусмотренные программой, фиксируются стандарты образования. С другой стороны, учебник - важнейшее средство обучения, реализующее организацию процесса усвоения содержания образования как в плане познавательной, самостоятельной творческой деятельности, так и в эмоционально-ценностном отношении.

Учебник призван формировать широкие возможности учащихся к накоплению личного социального опыта, развитию умения оценивать события и явления окружающей действительности, определять свое место в жизни.

Как средство обучения учебник обладает конкретной материальной формой (выраженной в определенной структуре - непосредственно содержательной частью и методическим аппаратом), которая жестко связана с содержанием образования, с процессом и результатами усвоения знаний.

Дидактическое единство содержания и формы учебника наглядно прослеживается в разработке проблемы структуры учебника, реализующей его педагогические функции. Рассматривая структуру учебника в качестве модели обучения, И.Я. Лернер приходит к выводу о наличии в учебнике «внутренней структуры», то есть связи элементов, отражающих процесс обучения в целом.

Теория учебника, создаваемая на стыке педагогики, психологии, базовых наук, книговедения, призвана установить закономерности и правила создания оптимальной формы пособия для подлежащего усвоению объема образования, зафиксированного социальным заказом, отраженным в государственных программах.

Чтобы быть реализованным в учебнике, каждый из его содержательных элементов должен найти свое реальное выражение в конкретной книжной форме. Такая структура, рожденная на стыке педагогики и книговедения, предполагает материализацию идей автора, перевод их в печатную книгу-материальную форму.

Предполагалось, вероятно, и то, что в этом случае отпадает необходимость в создании дополнительных учебных материалов и пособий.

Рассматривая учебник как комплексную информационную модель учебно-воспитательного процесса, В.Т. Беспалько, И. К.Журавлев под понятие учебник подводит любой материальный носитель, будь то книга, фильм, звукозапись или обучающая программа, заложенная в компьютер (программированный учебник).

Такое понимание характера учебного пособия можно отнести и к рабочей тетради, отражающей, как и другие средства обучения, цели и содержание обучения, дидактические принципы и технологии (ориентирующие пользователя на определенные организационные формы обучения).

В российской школе обучение с помощью рабочей тетради известно достаточно давно. В двадцатые годы ХХ-го века в стране предпринимались даже попытки массового внедрения рабочей тетради в систему народного образования.

К этому периоду относится, например, создание рабочей тетради по краеведению Пензенской губернии «Хозяйство пензенского края» для 5-го класса обучения (составленная секцией преподавателей г. Пенза, под редакцией П. Иллюстрова, 1927г.). Тетрадь содержала задания для самостоятельной работы учащихся и была разбита на тематические разделы.

Однако, в 20-е,- 30-е годы рабочая тетрадь как средство увеличения самостоятельности и активности учащихся не получила широкого распространения.

Следующий этап в разработке рабочих тетрадей приходится на 60-70-е годы. К этому периоду относится создание рабочей тетради по истории для 7-го класса (С. Ийспуу, Таллин, 1966); тетради для самостоятельных работ по истории Древнего мира (автор-составитель М.И. Тетенбаум, консультант - Ф.П. Коровкин, Москва, 1968; рабочей тетради по математике для 1-го класса (приложение к экспериментальному учебнику П.М. Эрдниева, Москва. 1978). Эти тетради сочетали задания, рассчитанные на самостоятельное выполнение с непосредственной опорой на материал учебника. Некоторые из них имели текстовые вставки - дополнения к содержанию учебников. Широкого распространения данные рабочие тетради в системе образования того времени также не получили.

Общие социально-экономические преобразования, начатые в стране конце 80-х - начале 90-х годов, затронули народное образование и повлекли за собой в частности активную разработку новых рабочих тетрадей по многим школьным дисциплинам. Эти рабочие тетради, являясь одной из форм содействия овладению учащимися способами самостоятельного добывания, активного усвоения и применения знаний, получили, как уже отмечалось, широкое распространение в современном образовании. Появилось большое количество рабочих тетрадей, адресованных младшим школьникам:

- «Рабочая тетрадь по русскому языку для 2-го класса 4-х летней начальной школы (обучение с шести лет)» И. Батарина, Р. Анвельт, И. Бирюкова, В. Красохина - Таллин, 1987 год.

- « Знакомимся с природой и человеком». Рабочая тетрадь к учебнику для 1-го класса - А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С.Раутнан, Москва, 1996 год.

- «Колосок». Рабочая тетрадь по чтению для третьего класса Н.Н. Толоконникова, Москва, 1996 год.

- «Москвоведение». Рабочая тетрадь для начальной школы. О.В. Жунина, Москва, 1997 год.

- «Введение в историю» тетрадь творческих заданий. 3 класс. Е.В.Саплина, А.И.Саплин. Москва. Дрофа, 1997 год.

- «Рабочая тетрадь по родной истории: Живая Русь». Д. И. Латы шина. И.А.Кондратьева, Москва, 1999 год.

- «Учимся думать и фантазировать» Рабочая тетрадь № 1. 2 класс. Н.Ф.Виноградова. Москва. Вента-Граф. 1999 год.

- «Учимся думать и фантазировать» Рабочая тетрадь № 2. 2 класс. С.В.Гаврилова. Москва. Вента-Граф. 1999 год.

- «Рабочая тетрадь к учебной книге «История Москвы»: 3-4 классы». М.Т.Студеникин. Москва, 2000 год.

- «Изобразительное искусство. 1 класс: рабочая тетрадь». Ю.Ф. Катханова, А.И. Васильев. Москва, 2000 год.

- «Тетрадь-учебник по природоведению». Т.Е.Маякова, Москва, 2000 год.

- «От А до Я.» Рабочая тетрадь. Колесникова Е.В. Москва, Ювента, 2001 год.

- «Маленький мастер» Рабочая тетрадь по трудовому обучению для учащихся 3-4 классов четырехлетней начальной школы. Т.Геронимус. Москва, ACT. Пресс, 2001 год.

- «Я всё умею делать сам». 3 класс. Учебник-тетрадь для четырехлетней школы. Т.Геронимус Москва, ACT. Пресс, 2001 год.

- «Русский язык». Рабочая тетрадь. В.Л.Канакина, В.Г.Горецкий. Москва. Просвещение.2001 год.

- Рабочая тетрадь по русскому языку «Имя прилагательное». Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская, Москва, Просвещение, 2002 год.

- Рабочая тетрадь по русскому языку «Глагол». Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская, Москва, Просвещение, 2002 год.

- Рабочая тетрадь по русскому языку «Состав слова». Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская, Москва, Просвещение, 2002 год.

- Литературное чтение. Рабочая тетрадь «Минутка». 1 класс О.В.Джежелей, А.М.Ирина. Москва. Мнемозина, 2002 год.

- Литературное чтение. 1 класс. Рабочая тетрадь. Т.С.Троицкая. О.Е.Петухова. Москва. Мнемозина, 2002 год.

- Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» 2 класс. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва, Просвещение, 2002 год.

- Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс. Л.А.Ефросинина. Москва. Вента - Граф. 2002 год.

Особый ряд составляют тетради, изданные в последние годы в русле систем развивающего обучения.

В основном - это рабочие тетради, созданные в рамках развивающих систем обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова и Л.В. Занкова. Задания в них характеризуются опорой на наглядно-действенное и наглядно-образное развитие мышления ребенка - первоклассника, и в то же время направлены на активное продвижение учащихся и в словесно-логическом мышлении. Данные тетради ориентированы также на эмоциональное восприятие школьниками той деятельности, которой они занимаются. Поэтому они содержат задания для обучения тому или иному предмету, дополнительные сведения, расширяющие кругозор учащихся, и уделяют особое внимание разнообразным приемам, призванным заинтересовать и увлечь детей.

Изучению тетрадей с печатной основой «брошюр с пропусками, экономящих время, но не уделяющих внимание организации собственной работы учеников при первоначальном знакомстве с материалом» посвящены исследования М.Б.Волович.

Исследование современных рабочих тетрадей для младших школьников, появившихся за последние годы, показало что:

- почти 95 процентов рабочих тетрадей содержат творческие задания, однако, большинство из них (около 70%) непосредственно не направлены на развитие учебной деятельности и реализующих её обще учебных интеллектуальных умений. Эти тетради составлены в основном из «узко предметных» заданий, призванных научить ребенка каким-либо действиям, осуществляемым в рамках программы отдельных учебных предметов;

- только 15 процентов от общего числа проанализированных тетрадей, ориентированно на разно уровневое интеллектуальное развитие учащихся.

Опрос, проведенный в рамках курсов повышения квалификации среди учителей начальных классов Московской области, показал, что - несмотря на увеличивающийся выпуск рабочих тетрадей и в целом позитивное отношение к ним большинства учителей (на вопрос - облегчают ли рабочие тетради труд учителя - положительно ответили 70% респондентов), значительная часть практиков (около 83%) тем не менее не используют их в своей работе.

Что же не удовлетворяет учителей начальной школы в имеющихся рабочих тетрадях, и какими они хотят видеть данные учебные пособия?

На вопрос «Что, прежде всего, должен учитывать составитель рабочей тетради?» 70 % опрошенных учителей на первое место поставили ориентацию на личностное развитие учащихся; на второе - учет дидактических условий разработки рабочих тетрадей; на третье место - разработку непосредственно заданий тетради; на четвертое - разработку методики работы с тетрадью, адресованную учителю.

Кроме этого, практики чаще всего подчеркивали, что хотели бы, чтобы рабочая тетрадь дала им возможность работать с учащимися разной степени подготовленности, разного уровня развития.

211 учителей начальных классов Московской области (из 300 опрошенных) отметили, что если бы рабочие тетради составлялись с учетом вышеперечисленных приоритетов, то они использовали бы их на уроках чтения, русского языка, математики и природоведения, то есть практически по всем предметам школьной программы.

Анализ рабочих тетрадей прошлого и современности (издания 1916 - 2000 гг.) позволил выделить определенные психолого-педагогические требования к данному виду учебных пособий:

- Содержания рабочей тетради должно соответствовать целям и содержанию обучения в целом;

- Рабочая тетрадь должна способствовать интеллектуальному развитию учащихся;

- В заданиях рабочей тетради должен отражаться принцип дифференциации и индивидуализации, учащихся в обучении.

Это позволяет предварительно теоретически обосновать определенные психолого-педагогические требования к рабочим тетрадям, при составлении которых особое внимание необходимо уделять индивидуальным особенностям развития учащихся.

 

АВТОР: Младковская Е.А.