30.04.2012 4182

Роль научно-популярной информации в становлении интеллектуальных потребностей подростков

 

Как отмечается в психолого-педагогической литературе, стимулирование извне не может поддерживать в течение долгого времени интеллектуальную деятельность учащихся на нужном уровне. Поэтому формирование интеллектуальных потребностей, является одной из важных задач образовательного комплекса.

В соответствии с деятельностным подходом, принятым в отечественной науке, потребности не только являются источником деятельности, но и формируются в ее ходе. Поэтому для формирования интеллектуальных потребностей важно, как осуществляется интеллектуальная деятельность.

Одним из основных факторов, влияющих на формирование устойчивой потребности в интеллектуальной деятельности, является ее содержание, которое выступает для учащихся в первую очередь в виде той информации, которую они получают от учителя, из литературы, телевизионных передач и тому подобных источников.

Однако сама по себе информация вне потребностей ребенка не имеет для него какого-либо значения, а следовательно, не побуждает к интеллектуальной деятельности. Поэтому, ставя перед учащимися задачи, нужно учитывать имеющиеся у подростков потребности: в постоянной деятельности, в упражнении различных функций, в том числе и психических - памяти, мышления, воображения; потребность в новизне, в эмоциональном насыщении, в рефлексии и самооценке и др.

В связи с этим задачи, требующие от школьников интеллектуального напряжения, должны вызывать у школьников эмоциональный отклик, задевать их самолюбие, т.е. быть достаточно сложными, активизирующими познавательные психические процессы. Материал, используемый учащимися при решении таких задач, должен содержать информацию, позволяющую не только узнать новое, но и осмыслить прошлые знания и опыт, увидеть уже известное с новой стороны. Важно показать, что имеющийся у каждого школьника жизненный опыт часто обманчив, противоречит научно установленным фактам.

Одним из важнейших путей достижения подобного результата является использование в учебно-воспитательном процессе научно-популярной информации, что позволяет придать решению различных задач значимый смысл и развивает интеллектуальные потребности подростков.

Охарактеризуем содержание понятия «информация» и укажем особенности научно-популярной информации.

Термин «информация» и отражаемое им понятие являются очень распространенными, но единого мнения о ее сущности в науке не сформировано. Существуют десятки определений и различных подходов к толкованию этого понятия:

- «информация - сведения об окружающем мире и протекающих в нём процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством»;

- «информация - содержание какого-либо сообщения, сведения о чем-либо, рассматриваемые в аспекте их передачи в пространстве и времени...»;

- «информация - сведения, подлежащие передаче»;

- «информация - сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь»;

- «информация - совокупность знаний о фактических данных и зависимостях между ними»;

- «информация - общенаучное понятие (с XX в.), включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире, передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму; (одно из основных понятий кибернетики)».

Каждое определение отражает понимание термина «информация» с какой-либо стороны, мы же будем понимать информацию как продукт взаимодействия данных и адекватных им методов. Данные при этом понимаются нами как зарегистрированные воздействия.

Информация не является статическим объектом - она существует только в момент взаимодействия данных и методов извлечения информации из данных, то есть в момент протекания информационного процесса. Все прочее время она пребывает в состоянии данных.

Следует учитывать, что одни и те же данные могут поставлять разную информацию в зависимости от взаимодействующих с ними методов. Чем адекватнее метод, тем точнее и полнее извлекается информация, заключенная в данных.

Характер взаимодействия данных и методов является диалектическим. Данные являются объективными, поскольку они есть результат регистрации действия объективно существующих тел или полей. Методы же являются субъективными. В основе искусственных методов лежат алгоритмы (упорядоченные последовательности команд), подготовленные людьми. В основе естественных методов лежат биологические свойства субъектов информационного процесса. Информация возникает и существует в момент диалектического взаимодействия объективных данных и субъективных методов.

Под источниками информации мы понимаем «любую систему, вырабатывающую сообщение или содержащую информацию, предназначенную для её передачи».

Информация не может существовать без источника, потребителя и ее физического носителя. Многообразие источников и потребителей информации привело к существованию различных форм ее представления: символьной; графической; текстовой и др.

При обращении к различным источникам научно-популярной информации осуществляется ее движение. Специфика такого процесса состоит в том, что здесь особую роль играет значимость информации для реципиента. Усвоение информации при таком положении дел возможно лишь при условии, что информация не только принята, но и понята, осмыслена. По этой причине каждый коммуникативный процесс, представляет собой единство деятельности, общения и познания.

Научно-популярная информация, являясь составной частью общего информационного потока, отвечает всем требованиям, предъявляемым к нему: правильное отражение объектов описания; «определённый интерес», «новизна» для потребителя; своевременность доставки информации.

Такая информация при этом имеет ряд специфических характеристик: научная обоснованность; чёткое изложение материала в доступной читателю-неспециалисту форме; оказание эмоционального воздействия на пользователя информацией любого уровня; расширение научного кругозора; обеспечение возможности непрерывного самообразования в интересующих областях знаний; достаточная распространённость.

Использование научно-популярной информации в учебно-воспитательном процессе позволяют сделать интересным, увлекательным учение подростков, что способствует закреплению их интеллектуальных потребностей, актуализирующихся при решении различных задач.

Можно выделить следующие источники научно-популярной информации: научно-популярная литература; научно-популярные теле-, видеофильмы; научно-популярные теле- и радиопередачи; научно-популярные выставки и экспозиции; сеть INTERNET.

Среди данных источников особенна роль научно-популярной книги. Такая книга должна отличаться занимательностью, что достигается изложением научных открытий, освещенных как сложный процесс исследования, требующий от исследователя терпения и упорства; глубоко продуманным отбором соответствующих примеров; созданием атмосферы непосредственного присутствия в творческой лаборатории учёного-исследователя.

Содержание отечественных научно-популярных книг разнообразно по тематике. Многие издательства и в прежние годы и сейчас регулярно выпускают различные по тематике и читательскому назначению серии научно-популярных книг и научно-популярных брошюр. Выпуск одних из них уже закончен, другие продолжают издаваться на протяжении многих лет, например, такие, как «Школьная библиотека», «Познавательная энциклопедия», «Моя любимая книга», «Детская энциклопедия в вопросах и ответах», «Я познаю мир», «Занимательная энциклопедия», «Всё обо всём», «Увлекательные путешествия», «Занимательные уроки», «Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему?», «Горизонты познания», «Люди науки», «Мир знаний», «Учёные школьнику» и др.

Данные издания содержат обширные и достоверные сведения по различным темам, хорошо иллюстрированы, удобны для поиска необходимой информации. С их помощью для школьника становится возможным получить ответ на множество вопросов, узнать новое в области науки и техники, уточнить смысл терминов и др.

На уровень образования и самообразования подростков существенное влияние оказывают научно-популярные кинофильмы и телепередачи. Они представляют из себя органическое сочетание научного способа познания мира и художественного осмысления фактов в форме документальной фиксации с расчётом на широкую аудиторию зрителей. В последние годы на отечественном телевидении отмечены документальные научно-популярные фильмы и научно-популярные передачи страноведческого характера, передачи о флоре и фауне нашей планеты.

Научно-популярные кинофильмы и телепередачи являются важным источником учебной информации для раскрытия содержания учебного материала посредством привлечения мнения специалистов по какому-либо вопросу; показа меж предметных связей в науке и технике; проведения итогового повторения; осуществления заочных экскурсий на производство; организации учителем на уроке дискуссии, беседы или проведения классного часа по актуальным для подростков проблемам.

Информация полученная при просмотре кинофильмов и телепередач побуждает учащихся к интеллектуальной деятельности, необходимой для полноценного осуществления учебно-воспитательного процесса в школе и самообразования.

В образовательном радиовещании, которое началось в 30-е г. XX в., изначально выделились просветительское и учебное направления, тесно связанные между собой.

Передачи просветительского радиовещания направлены на то, чтобы содействовать самообразованию человека, а учебные радиопередачи можно использовать в ходе учебно-воспитательного процесса различных учреждений системы образования. Их можно разделить на документальные передачи и записи; драматизированные передачи, фрагменты, радиоспектакли и радиокомпозиции; записи или передачи отдельных литературных произведений, стихов, монологов и радиоинсценировок; радиолекции, включающие выступления у микрофона учёных; радиоэкскурсии; музыкальные передачи, записи различного характера.

Научно-популярные радиопередачи позволяют проиллюстрировать изучаемый материал, привлечь мнения экспертов, создать положительный эмоциональный фон для той или иной акции, организовать дискуссию или беседу. Данная подача материала при всей её увлекательности решает серьёзные задачи, связанные с повышением уровня знаний, формированием интеллектуальных способностей и потребностей подростков.

Огромный объём информации, оказывающей воздействие на человека, несут собой музеи. Современные аналитики выделяют в качестве главного условия успешного функционирования музеев в современном обществе их открытость обществу, связь с публикой и СМИ. Образование при посещении выставок и экспозиций общедоступно, вариативно, освоение знаний происходит в свободной форме, самостоятельно. Создаются условия для проявления активности обучающихся, их личного соприкосновения с реальностью. Подобная активность при правильной ее организации позволяет учащимся проявить свой интеллектуальный потенциал, быть успешными, что благоприятствует становлению интеллектуальных потребностей подростков.

Ещё одним важным источником научно-популярной информации является INTERNET. Наличие в сети разнообразных доступных информационных ресурсов вызывает интерес к ней. Бурный рост информационных источников, новые технологии поиска представления данных в сети INTERNET делают её всё более привлекательной для различных групп пользователей, стремящихся получить представления о достижениях современной науки.

Таким образом, научно-популярная информация является объективно-необходимой составной частью современного общества. Она представляет собой адаптированное к возможностям большого количества людей, описание достижений науки и техники, позволяющее ознакомиться с этими достижениями, получить о них представление.

Использование научно-популярной информации в образовательном процессе имеет большое значение для социального воспитания школьников, выражающегося в формировании их личности. При этом понятие «личность» связывается с присущими человеку психологическими особенностями, характеризующее его социальный облик, выступающими регуляторами социально значимого поведения и определяющими социальное положение индивида.

В структуре личности важное место занимают отношения к общечеловеческим ценностям, нормам морали и права, к другим людям и самому себе, потребности и интересы, к удовлетворению которых стремится человек, отношение к производительному труду, к участию в усилиях общества по улучшению условий жизни и др. Все указанные особенности не присущи психике человека с рождения, не возникают сами собой. Они формируются прижизненно и требуют приложения усилий, заботы, совершенствования.

Интеллектуальные потребности личности также формируются прижизненно. Происходит это в процессе социализации, которая рассматривается как процесс и результат усвоения индивидом культуры общества.

В самом широком смысле понятие социализации трактуется как процесс и результат социального развития человека. При этом процесс социализации индивидов является главным механизмом, обеспечивающим нормальное функционирование социальной системы, через усвоение человеком системы норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.

Социализация может быть рассмотрена с точки зрения усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта в процессе жизни. Г.М. Андреева определяет: «Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны... процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду».

Первая сторона процесса социализации - усвоение социального опыта - это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности. Активность позиции личности предполагается здесь потому, что всякое воздействие на систему социальных связей и отношений требует принятия определенного решения и, следовательно, включает в себя процессы преобразования, мобилизации субъекта, построения определенной стратегии деятельности.

В процессе социализации формируется жизненная позиция личности, которая выражает связи личности и общества, являясь интегральной социально-психологической ее характеристикой. Жизненная позиция личности, будучи способом включения личности в жизнедеятельность общества, состоит из взглядов, убеждений, умений, сопровождается соответствующими действиями, реализующими ее отношение к окружающему миру. Интеллектуальные потребности личности включены в ее жизненную позицию, которая не просто характеризует внутренний мир, человека, а раскрывает меру его участия в разрешении общественных противоречий и использования этой активности для собственного всестороннего развития.

Социализацию имеет смысл рассматривать как двусторонний процесс не только из-за диалектического единства усвоения и воспроизводства социального опыта, но также из-за единства стихийного и целенаправленного влияния на все процессы становления человека как субъекта общественных отношений.

Целенаправленные, социально-контролируемые процессы воздействия на личность реализуются в воспитании и обучении. Стихийное, спонтанное влияние осуществляется через средства массовой коммуникации, социальные ситуации реальной жизни и многие другие факторы.

Каждый исторический период определяет особенности социализации в зависимости от ее факторов на данном этапе реализации. Современная социализация имеет свою специфику, обусловленную быстрыми темпами развития науки и новых технологий, влияющих на все сферы жизни человека и требующих от него развитых интеллектуальных способностей и потребностей.

Современное общество стремится к достижению его членами такого уровня развития, когда они могут самостоятельно ставить цель деятельности, актуализировать необходимые для решения задачи знания и способы деятельности; могут планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью, что требует интеллектуальных действий.

Подобная самостоятельность выражается в самокритичности и критичности; познавательной активности, проявляющаяся в интеллектуальных интересах, стремлениях и потребностях; готовности к преодолению трудностей, связанных с усидчивостью и волей; оперативности, которая предполагает правильное понимание стоящих перед личностью задач, выборе нужного действия и темпа их решения. Общество заинтересовано в формировании этих качеств у людей, для чего используются различные средства.

Одним из таких средств является научно-популярная информация, обращение к которой позволяет вызвать необходимую познавательную активность членов общества, в ходе которой осуществляется развитие самостоятельности, критичности и других важных качеств их личности. В процессе собственной деятельности с источниками научно-популярной информации достигается достаточно высокий уровень самостоятельности, открывающий возможности справиться с разными социальными задачами, что способствует развитию интеллектуальных процессов личности.

Работа с источниками научно-популярной информации способствует решению одной из важнейших задач современного общества - формированию информационной культуры его членов. Сюда входит развитие у людей интеллектуальных потребностей, операционного мышления, направленности на выбор оптимальных решений, умения грамотно пользоваться разнообразными источниками информации, правильно организовывать процесс сбора и переработки информации, оценивать информацию и т.п.

В процессе обращения к источникам научно-популярной информации формируются не только знания о средствах и способах, связанных с получением и обработкой информации, умения составлять простые планы получения информации и последовательно их выполнять, делать предварительный отбор изданий и других потенциальных источников информации (аудио-, видео-, CD- и др. ресурсы) до начала поиска, разрабатывать критерии отбора источников информации и способов ее получения, но и интересы подростков в интеллектуальной сфере.

В ходе использования научно-популярной информации в процессе социализации индивид усваивает способы обработки информации, необходимые для полноценной жизни в информационном обществе. В результате этого у него формируются социально значимые умения:

- использовать сноски, библиографию, цитаты для дальнейшего поиска информации;

- разбираться в структуре различных изданий (заглавие, автор, содержание, главы, иллюстрации) и использовать информацию из разных частей книги (оглавления, предметные указатели, приложения и т.д.);

- разбираться с информацией, упорядоченной разными способами (по алфавиту, по номерам, по тематике);

- использовать библиотеки, музеи и другие организации для сбора информации;

- искать информацию в периодических изданиях, каталогах, альманахах, атласах, справочниках;

- выполнять поиск информации с использованием видеозаписей, телепередач, сайтов в Интернете и др.

В процессе обработки информации, полученной из научно-популярных источников, личность научается:

- вести записи в процессе сбора и обработки информации;

- создавать схемы рассказов (планы), краткое содержание (резюме);

- выделять в тексте основные идеи и поддерживающие их детали, формулировать точку зрения автора;

- анализировать данные, формулировать аргументы, делать выводы;

- различать факт и мнение, выявлять предвзятость, необъективность в информации;

- обнаруживать связи и зависимости различных данных, сопоставлять результаты анализа информации с личным опытом;

- сравнивать и проверять информацию из разных источников, формировать свое мнение при ее рассмотрении;

- анализировать телепередачи для понимания замысла авторов, целей и путей их достижения, для оценки предвзятости, полноты, наличия стереотипов, правдоподобия и др.

В процессе работы с источниками научно-популярной информации формируются умения оценивать ее с точки зрения достоверности, точности, достаточности для решения поставленной задачи, ощущать потребность в дополнительной информации, получать ее, если это возможно. Одновременно с этим у многих людей развиваются способности создавать свои источники информации, использовать современные технологии при работе с информацией, работать с ней индивидуально и в группе.

Использование различных источников научно-популярной информации позволяет использовать результаты процессов поиска, получения, анализа и оценки информации для принятия решений, создавая новые (для данного случая) информационные модели объектов и процессов, наращивать личный банк знаний за счет значимой информации, необходимой для деятельности в самых разных областях.

Поиск учащимися информации, в том числе и научно-популярной, и ее обработка должны заканчиваться представлением полученных результатов, что способствует развитию у школьников умений логично выстроить свое выступление, иллюстрировать его для лучшего понимания другими, выражать мысли и чувства относительно полученной информации.

Использование научно-популярной информации в учебно-воспитательном процессе позволяет сформировать у учащихся информационную грамотность, под которой понимают набор умений и навыков школьника, позволяющий ему находить информацию, критически ее оценивать, выбирать нужную информацию, использовать ее, создавать новую информацию и обмениваться информацией.

Можно отметить характеристики информационно грамотной личности:

- ощущает потребность в значимой информации, умеет формулировать вопросы, определять источники информации и использовать успешные стратегии поиска информации;

- разбирается, найдя подходящую информацию, в том, где факты, а где мнения, и отбрасывает ненужную информацию;

- организовывает найденную информацию и интегрирует ее со своими знаниями, используя навыки критического мышления и решения проблем;

- применяет найденную информацию для своих личных, интересов, продолжая самостоятельно учиться;

- является уверенным и заинтересованным читателем, умеет ценить представленную информацию, может сам представить ее с помощью различных средств;

- умеет оценивать процесс использования информации, полученные результаты, находить пути для пересмотра, улучшения или обновления своей работы;

- является ответственным потребителем информации, уважает принципы интеллектуальной свободы и прав на интеллектуальную собственность, дает верные ссылки на идеи других;

- умеет сотрудничать с другими в поиске и использовании информации;

- работает с информацией эффективно, используя доступный ему инструментарий информационных технологий.

Формирование информационной культуры подростков в ходе их обращения к разнообразным источникам научно-популярной информации делает успешной интеллектуальную деятельность учащихся, способствуя становлению всех ее компонентов, в том числи и мотивационных. Успешное решение задач, требующих от школьников интеллектуальных действий с информацией, полученной из научно-популярных источников, способствует укреплению веры подростков в собственные интеллектуальные возможности, вызывает интерес школьников к интеллектуальной деятельности.

Таким образом, организация обращения подростков к источникам научно-популярной информации имеет большое значение для эффективного формирования их интеллектуальных потребностей как одного из важнейших качеств личности современного человека.

 

АВТОР: Ноздрина Н.А.