03.05.2012 7329

Основные виды инфокоммуникационных технологий, применяемых в процессе изучения гуманитарных дисциплин студентами вузов

 

В современном цивилизованном мире основные цели образования сосредотачиваются на формировании и развитии личности и базируются на гуманистических идеях в педагогике, философии образования. В современной Концепции модернизации российского образования сказано: «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. При этом в содержании образования должна занять важное место коммуникативность: информатика, иностранные языки и межкультурное взаимопонимание». Наиболее адекватно современным целям образования соответствует личностноориентированный подход, при реализации которого акцентируется создание условий для развития каждого учащегося в процессе его активной познавательной деятельности. Л.С. Выготский считал, что «пассивность ученика является величайшим грехом с научной точки зрения, так как берет за основу ложное правило, что учитель - это все, а ученик - ничто...» «В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность». Л.С. Выготский предвидел, что роль преподавателя в качестве источника знаний в будущем перестанет отвечать потребностям общества, а также то, что учащийся не должен быть пассивным объектом воздействия, стремящимся усвоить определенный объем учебного материала. Преподаватель становится организатором процесса исследования, поиска, переработки информации, создания творческих работ в осуществлении деятельного подхода к образованию. Мы разделяем взгляды Е.С. Полат, что формирование и развитие интеллектуальных умений критического и творческого мышления неотъемлемые компоненты в процессе воспитания свободной нравственной личности. Для современного человека важно осуществлять поиск, уметь анализировать, логически осмысливать и объективно оценивать информацию, отсеивать существенные факты от второстепенных, делать выводы и обобщения, формировать собственную точку зрения, прогнозировать развитие ситуации, генерировать идеи и находить собственное решение проблемы. Усвоение и обобщение готовых знаний предстает как одно из вспомогательных средств интеллектуального развития человека. С точки зрения Е.С. Полат сущность развивающего обучения состоит в том, что развитие критического и самостоятельного творческого мышления должно стать базисом, основой всего целеполагания в области воспитания и развития личности молодого человека. Гализина Е.Г. также подчеркивает, что для успешной реализации личности в своей профессиональной деятельности актуальным является применение инфокоммуникационных технологий в целях повышения эффективности развивающего обучения, а также в целях формирования навыков «исследовательского, креативного подхода в обучении, формирования критического мышления, новой культуры».

М.Б.Калашникова и Л.Г.Регуш проводят многоаспектный психологический анализ компьютеризации обучения, отмечая, что компьютеризация учебного процесса формирует мышление учащихся, а конкретно такие характеристики мышления, как склонность к экспериментированию, гибкость, развивает творческую деятельность учащихся, способность по-новому воспринимать кажущиеся очевидными факты, устанавливать новые, оригинальные связи.

Во многих работах, посвященных образованию, отмечается, что приоритеты в сфере образования 21 века диктуются социальными и экономическими факторами развития общества, в связи с которыми в обществе возникает потребность в гибких образовательных системах, готовящих специалиста, способного к повышению квалификации, профессиональной переориентации, то есть обладающего умением действовать и адаптироваться в ситуации с быстро меняющимися условиями деятельности. Как указывает Е.С. Полат, стратегическими направлениями развития образовательных систем в современном обществе являются интеллектуальное и нравственное развитие человека на основе вовлечения его в разнообразную самостоятельную целесообразную деятельность в различных областях знания. Современному специалисту необходимо перманентное образование, самостоятельное овладение новыми знаниями. Эта мысль подчеркивается такими исследователями как Н.Ф.Талызина, А.Н.Тихонов, В.Г.Кинелев, А.Д.Иванников и др. Будущий профессионал, который формируется в условиях открытого информационного пространства, должен: обладать современной культурой работы со всеми доступными информационными ресурсами на иностранном языке в контексте своей профессиональной деятельности; самостоятельно осуществлять коммуникационную деятельность, опираясь на знания теории и практики межкультурного взаимодействия; быть позитивно настроенным на дальнейшее образование и самообразование в течение всей жизни.

В ряде работ отечественных ученых можно встретить точку зрения, что влияние современной информационной среды и связанных с ней философских и социологических взглядов приводит к тому, что в некоторых случаях понятие знаний отступает на второй план и заменяется более приближенными к современной жизни понятиями, как, например, теорией компетенций (А.Н.Леонтьев, И.А.Зимняя, Н.А.Лошкарева, М.Стобарт и др.). Компетенции не сводятся к знаниям или умениям, они связаны со сферой отношений между знаниями и действиями в человеческой практике. Мозолин В.П. приводит следующие примеры компетенций:

- уметь извлекать пользу из опыта;

- организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;

- организовывать свои собственные приемы изучения;

- уметь решать проблемы;

- обращаться с запросами к различным базам данных;

- получать информацию и отбирать актуальные сведения;

- организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;

- критически относиться к тому или иному аспекту развития нашего общества и др.

Некоторые исследователи полагают, что изучение основ наук и учебных предметов как таковых в значительной мере может быть вытеснено за рамки образовательного учреждения и эффективно изучаться в рамках информационной среды. Главное же место в обучении должно занять освоение компетенций, то есть прагматически ориентированных черт личности. Большинство этих компетенций имеет характер работы с информацией. Мозолин В.П. в своем диссертационном исследовании рассматривает учебную информационную среду как систему, в которой осуществляется взаимодействие субъектов педагогического процесса посредством использования информационных и коммуникационных технологий. Крюкова О.П. делает акцент, что информационная учебная среда - это комплекс программных средств и представления знаний, обеспечивающий самостоятельную учебную деятельность и управляющий работой персонального компьютера. Назначение учебной информационной среды состоит в подготовке обучающихся к работе с наукоемкими образовательными технологиями. Непосредственное использование инфокоммуникационных технологий на занятиях в условиях реального учебно-воспитательного процесса способствует подготовке учащихся к жизни в информационном обществе.

И. Л. Бим отмечала, что обучение конкретному учебному предмету -информационная система, то есть система, построенная на информационных процессах. В основе функционирования этой системы лежит взаимодействие компонентов учебного предмета (его материальных и идеальных форм) друг с другом, с методикой обучения и со средой. Информационная среда характеризуется:

- материальным обеспечением (компьютеры, компьютерные программы, телекоммуникационные сети, учебная литература и пр.);

- информационным обеспечением (сформированность навыков работы с информацией, доступ к материальным носителям информации и пр.);

- коммуникационным обеспечением (возможность необходимого и полноценного общения).

Как традиционная, так и инновационная система обучения предполагает свою систему учебно-методического обеспечения, то есть свою систему средств обучения. Отмечая необходимость принципиально новых подходов к образованию, важность развивающего обучения, ученые подчеркивают, что на современном этапе в условиях компьютеризации и информатизации система средств обучения не может ограничиваться наличием только учителя и учебника, характерными для традиционной системы, сориентированной на преподавание, а не на учение. В учебно-воспитательном процессе учащимся должны быть представлены различные источники информации, показывающие различные взгляды на одну и ту же проблему или вопрос. Широкое информационное поле деятельности с подобным подходом к представлению информации выступают мощным мотивационным источником, побуждающим учащегося к самостоятельному мышлению, поиску собственной аргументированной позиции. В свою очередь это требует адекватных поставленной цели методических и педагогических систем и решений. Важно определить роль и место компьютерных средств в процессе обучения. Компьютеризированное обучение, использующее уникальные возможности инновационных технологий, должно сочетаться с традиционным обучением, и только в том случае, когда это целесообразно.

Таким образом, многие отечественные ученые согласны с тем, что интенсификация учебного процесса и реализация идей развивающего обучения возможны благодаря применению в учебном процессе инфокоммуникационных технологий и психолого-педагогических разработок.

Одними из основных задач реформирования образования в ведущих странах мира (США, Великобритании, Франции, Германии, Канаде, др.) являются: рассмотрение принципов самостоятельной активности и осознанности познания в качестве ведущих принципов обучения и воспитания; интеграция средств информационных технологий в образовательный процесс. В реализации этих задач важен интегративный подход, поскольку решение только одной из задач не может привести к существенным результатам.

В рамках новой образовательной парадигмы происходит качественный сдвиг от машинно-ориентированного (технократического) к гуманистическому подходу по использованию информационных технологий в обучении, и их применение в учебной деятельности предполагает рассмотрение: а) информационной среды с точки зрения свободного доступа к информации по собственному выбору и инициативе самого субъекта; б) информационных технологий как средства создания условий для личностного роста учащегося и стимулирования его к демонстрации своей неповторимости (индивидуальности).

Как высказываются многие специалисты, потенциал инфокоммуникационных технологий и, в частности, Интернета неисчерпаем, в том числе и в области образования. Интернет является глобальной телекоммуникационной сетью, охватывающей все развитые страны мира, позволяющей получить интересующую вас информацию, как официального (сайты периодических изданий и образовательных учреждений, базы данных научных и информационных центров, электронные библиотеки, словари и т.д.), так и неофициального характера (личностное общения через электронную почту, аудио- и видеоконференции, chat-технологии), а также предложить собственную информацию пользователям сети. На данном этапе в процессе обучения языкам преобладает использование сети Интернет в качестве справочно-информационной системы. Опыт использования Интернет в обучении иностранным языкам в качестве информационной системы подробно описан в работе Е.И. Дмитриевой. Широкое распространение получили в последние годы телекоммуникационные проекты, которые могут проводиться и между учащимися разных стран. Подобная форма работы дает возможность диалога культур, позволяя учащимся в процессе достижения учебных целей и задач познакомиться с другой культурой, с особенностями менталитета представителей других стран и культур. Метод проектов предполагает творческую и исследовательскую деятельность учащихся, позволяет интегрировать разные учебные дисциплины, использовать различные режимы работы учащихся, организовывать обучение в сотрудничестве. Интернет в равной степени благоприятен в учебном процессе как для организации индивидуальной работы (выполнение заданий на основе поиска информации, прохождение тестов, заполнение формуляров и бланков и т.д.), так и коллективной работы (создание Интернет-страниц или серверов, баз данных, выпуск Интернет-газеты, работа в режиме написания письма типа «patchwork»). Перечисленные возможности не исчерпывают всего потенциала инфокоммуникационных технологий в сфере образования.

Средства компьютерной телекоммуникации позволяют обеспечивать учебный процесс:

- поурочными учебными и учебно-методическими материалами;

- обратной связью между преподавателем и обучаемым;

- доступом к отечественным и зарубежным информационным и справочным системам;

- доступом к электронным библиотекам;

- доступом к информационным ресурсам ведущих отечественных и зарубежных электронных газет и журналов;

- обменом управленческой информацией внутри системы обучения.

Основным фактором внедрения и использования технических средств и в частности инфокоммуникационных технологий в образовательный процесс является идея повышения эффективности обучения, в том числе и путем автоматизации действий преподавателя и учащихся. Однако сами по себе данные технологии не могут решить дидактические задачи. Учитывая обширные возможности инфокоммуникационных технологий, следует отметить, что для учебного процесса первостепенное значение имеют дидактические задачи, особенности познавательной деятельности учащихся, обусловленные определенными целями образования, и инфокоммуникационные технологии представляют интерес как средство реализации этих целей и задач. В учебном процессе критическими факторами его успешности выступают дидактические средства, куда входят отбор, организация и структуризация учебного материала, нахождение адекватных поставленным задачам методов, приемов, организационных форм обучения. Дидактические свойства инфокоммуникационных технологий используются для более эффективной реализации этих решений. Е.С. Полат отмечает ряд проблем, связанных с работой в сети Интернет и применением инфокоммуникационных технологий в процессе обучения. Мы целиком разделяем ее мнение, что инфокоммуникационные технологии и, в частности, Интернет не может заменить собой преподавателя. Используя информационные ресурсы сети, следует четко сформулировать цели и задачи использования учащимися этой информации при решении проблемы или обсуждении темы, способы их самостоятельной учебной деятельности с этой информацией. Мы хотим особо подчеркнуть, что в отечественной педагогике прослеживается явный недостаток грамотно изложенных методических рекомендаций, подкрепленных дидактической теорией, по организации деятельности учащихся в сетях. Следует также учитывать проблему, касающуюся подготовки учащихся к работе в Интернет и с информационными ресурсами сети.

Как мы уже отмечали, инфокоммуникационные технологии имеют большой потенциал преподавании гуманитарных дисциплин, в том числе и в изучении иностранного языка на основе традиционных форм обучения. В практике обучения иностранным языкам Интернет создает естественную языковую среду, позволяя учащимся пользоваться аутентичными текстами, получая современную и разнообразную информацию о стране и культуре изучаемого языка, слушать и общаться с носителями языка. Отметим, что, говоря об интернет-технологиях, мы будем иметь ввиду основные типы компьютерных телекоммуникаций, использование которых возможно на занятиях по иностранному языку студентов очной формы обучения: электронную почту; списки рассылки (List-серверы); электронные доски объявлений (BBS); телеконференции; Gopher- и WWW-серверы. Среди интернет-ресурсов, представляющих интерес в области изучения иностранного языка, выделим электронные учебники, электронные периодические издания, образовательные порталы, веб-квесты, каталоги, телекоммуникационные образовательные проекты (олимпиады, экскурсии, викторины, глобальные образовательные проекты и т. д.) Инфокоммуникационные технологии позволяют превратить обучение иностранному языку в живой творческий, мотивированный, продуктивный и инновационный процесс. Таким образом, Интернет-ресурсы открывают широчайшие перспективы с точки зрения возможностей двустороннего индивидуального взаимодействия с ресурсами сети и предоставляют доступ к разнообразным и постоянно обновляемым глобальным иноязычным профессионально ориентированным информационным ресурсам, благодаря чему преподаватель может организовать процесс обучения в естественной языковой среде и развивать навыки самостоятельной познавательной деятельности учащихся, что чрезвычайно важно для сферы профессионального образования.

Преимуществами использования инфокоммуникационных технологий, например, Интернет-ресурсов, в качестве средства обучения являются субъектная ориентация, гибкость и вариативность. Компьютер помогает повысить уровень преподавания, обеспечивая наглядность, аудио поддержку, контроль, большой объем информации, выступая, наконец, стимулом в обучении.

Компьютерная грамотность и информационная культура становятся в современном мире одним из существенных условий достижения высокого уровня профессионализма практически в любой сфере деятельности, являются неотъемлемой частью современной образовательной модели. Учебно-воспитательный процесс сегодня претерпевает изменения и представляет собой сочетание инфокоммуникационных технологий с инновационными и традиционными педагогическими. Обращение к Webтехнологиям позволяют более эффективно ставить и решать проблемные задачи, управлять исследованиями на основе поиска, сопоставлять и анализировать разнообразнейший материал, создавать собственные образовательные ресурсы. Если обратиться к изучению иностранного языка, то дидактические возможности инфокоммуникационных технологий позволяют решать с разной степенью эффективности разнообразные задачи в условиях аутентичной языковой среды. Но следует помнить, что данные технологии не могут заменить взаимодействие в аудитории с преподавателем, а также учащихся между собой, они способствуют решению только определенного круга методических задач, и не позволяют отказаться от традиционных подходов.

Среди актуальных способов применения персонального компьютера в учебном процессе Крюкова О.П. выделяет следующие:

- Обучение с компьютерной поддержкой - Computer-assisted Language Learning (CALL): персональный компьютер как тренажер для индивидуальной работы обучаемого под руководством преподавателя.

- «Мозговой штурм»: персональный компьютер как средство демонстрации информации для групповой работы под руководством преподавателя.

- «Электронная почта»: персональный компьютер как средство доставки сообщений для межгруппового общения под руководством преподавателя с помощью локальной или глобальной телекоммуникационной сети.

- Компьютерное информирование: персональный компьютер как средство доставки учебной информации пользователю в режиме самостоятельного доступа к телекоммуникационным сетям.

- Компьютерное накопление учебного материала: персональный компьютер как средство обработки информации и её хранения.

- Экспертное консультирование: персональный компьютер как консультирующее средство.

- Беседа с персональным компьютером: персональный компьютер как собеседник - партнер по коммуникации.

- Дистанционное обучение: персональный компьютер как средство хранения и доставки пакета учебной информации пользователю в режиме самостоятельного доступа по телекоммуникационным сетям.

В своем исследовании мы остановимся лишь на некоторых упомянутых способах применения персонального компьютера, поскольку мы разрабатываем проблему внедрения инфокоммуникационных технологий в рамках преподавания гуманитарных дисциплин студентам очной формы обучения. Ряд способов неэффективен для решения задач стоящих перед лингвистическим образованием. Существуют программы имитации коммуникации, но их существенные ограничения не способствуют их широкому применению, в области интеллектуального тьюторинга также разработаны лишь немногочисленные опытные образцы.

Учитывая вышеуказанные способы применения персонального компьютера в мировой образовательной практике, можно предложить разнообразные сочетания организационных форм обучения и режимов работы, видоизменив и расширив перечень, предлагаемый О.П. Крюковой. В условиях компьютеризированного учебного процесса возможны различные организационные формы обучения: индивидуальная самостоятельная работа учащихся; индивидуальная работа учащихся под руководством преподавателя; групповая работа учащихся (включая фронтальную); работа учащихся в парах. Варьируя режимы работы и организационные формы, предложим модели взаимодействия участников учебного процесса, которые будут описывать различные ситуации обучения иностранному языку с компьютерной поддержкой. Отметим, что работа в группах, например, над проектами, может потребовать гибких форм организации занятий, не вписываясь в классно-урочную систему занятий.

Можно выделить несколько организационных форм занятий, которые могут быть разработаны в рамках курса «Практикум по культуре речевого общения»:

- Экскурсии по сайтам www-серверов (например, галереи художественных музеев мира при изучении темы «Искусство»); включение аутентичных материалов сети (текстовых, звуковых) в содержание занятия, т.е. интеграция их в программу обучения. Включение в процесс обучения диалогическому взаимодействию аутентичных текстов, регулирующих повседневную жизнь (термин Е.Б.Окуловой) - бланки, анкеты, программки, билеты, меню, карты, фотографии, схемы и т.п., которые сопровождают повседневную жизнь носителей языка, создает условия для формирования «аутентичности контекста», являющегося глубинным условием понимания и взаимопонимания представителей различных культур.

Рассмотрим, например, сайт City Net (https://www.citv.netA, который делает возможным путешествие по разным странам, посещения парков, памятников и других достопримечательностей. Информация о выбранной стране всеобъемлюща - от фотографий памятников до полного отчета о природных ресурсах и искусстве, на изучаемом языке. City Net -превосходный навигатор. Попав в желаемую страну при помощи гипертекста или ссылок, студенты ознакомятся с ее особенностями. Можно предложить студентам путешествовать в качестве туристов или гидов. Они смогут сами упаковать багаж и порекомендовать необходимые вещи своим клиентам, позвонить по контактному телефону авиакомпаний и гостиниц для получения информации о наличии билетов и свободных мест, заполнить бланки на получение визы и загранпаспорта. В качестве отчета о проделанной работе можно предложить студентам создать фотоальбом или дневник своих путешествий.

- Телеконференции, позволяющие представить свое мнение по определенной теме, узнать точку зрения сверстников из различных стран мира.

- Чат-занятия. Используются в основном, чтобы получить информацию о мнении представителей различных стран мира по обсуждаемой проблеме за короткий промежуток времени, по форме можно провести сравнение с блиц опросом.

- Проектные занятия.

- Телеконференции могут быть 'синхронными', то есть общение ведется в режиме реального времени, и 'асинхронными', то есть между отправкой сообщения на сайт конференции и реакцией на это сообщение проходит от нескольких часов до нескольких суток. Более содержательными, как правило, получаются асинхронные конференции, поскольку участники имеют возможность продумать и сформулировать сообщение и ответ без строгого ограничения времени.

При проектировании занятия на основе телеконференции необходимо определить, будет ли это локально организованная конференция или учащиеся будут принимать участие в конференциях, существующих на образовательных или иных порталах или сайтах. В локально организуемых конференциях функции координатора берет на себя преподаватель. Он составляет расписание конференции, разрабатывает список тем для обсуждения, предлагая участникам заранее написать свои вопросы и мнения по заявленным темам. От координатора требуется оперативность реагирования, умение направить обсуждение в нужное русло.

Асинхронные телеконференции могут быть организованы на основе электронной доски объявлений или форума, который представляет широкие возможности для взаимодействия. Студенты могут отвечать на вопросы, присланные преподавателем, инициировать свои сообщения или отвечать на присланные партнерами по коммуникации. Электронная доска объявлений асинхронна, то есть не требуется участия студентов именно в определенный промежуток времени. Это удобно для выполнения домашнего задания, для совместных проектов учащихся из разных временных зон. В большинстве форумов необходима регистрация с предоставлением информации о себе, доступ может быть защищенным (по паролю). Однако, студенты, которые не уверены в своих знаниях и испытывают дискомфорт при предъявлении своих работ на форуме, могут использовать псевдоним или отсылать сообщения, не идентифицируя себя.

Существует ряд бесплатных сайтов, предлагающих организацию форума. Один из примеров Bravenet Forums, расположенный по адресу https://www.bravenet.com/samples/forum.php. Эта служба является бесплатной, ее легко организовать, моделировать и поддерживать. На форуме существует такая опция как проверка орфографии. Преподаватели и студенты, отправляя сообщения, могут выбрать разнообразные пиктограммы для идентификации их содержания и характера, например, различные знаки одобрения/неодобрения. Преподаватель может добавить свой форум к списку форумов, предложенных на Bravenet. Это позволяет любому желающему легко найти форум, однако преподаватель может удалять нежелательные сообщения.

Организовать форум на данном сайте может даже неопытный в использовании инфокоммуникационных технологий преподаватель^ На это требуется 30 минут. В соответствующей форме необходимо указать название и подзаголовок форума, адрес домашней страницы преподавателя, обучающий выбирает цветовую гамму текста и фона, набор пиктограмм и так далее.

Чат-занятия или телеконференции в режиме реального времени наиболее приближены к реальной коммуникации и имеют ряд отличительных черт. Для чат-конференции, проводимой в режиме реального времени, характерно большое количество малосодержательных реплик из-за ограниченного времени. Такое общение получается эмоционально насыщенным и непосредственным, что требует от участников владения культурой общения в сети, своеобразным сетевым этикетом. Студенты с низкой скоростью набора текста не могут принимать активное участие в чате. Так как запись разговора с поступлением новых реплик быстро прокручивается вниз, студент должен обладать хорошими навыками чтения, а также знать сленг и сокращения, которыми могут обмениваться посетители чата.

Тем не менее, среди преимуществ данной технологии следует упомянуть, что подобная письменная контактная коммуникация в режиме реального времени создает аутентичную ситуацию общения (в том числе и с носителями языка) для реализации диалогической речи в письменной форме, включая само действие по написанию текста в рамки конкретного акта коммуникации, принимая во внимание личность адресата, ситуацию коммуникации и цели написания сообщения. Мгновенная передача сообщений может потребовать от учащихся быстрой смены стратегий построения высказывания в зависимости от реакции адресата, таким образом акцентируется важность овладения прагматическим аспектом речи. Общение, а также задания, выполняемые в чате, стимулируют самостоятельность учащихся, в некоторой степени и благодаря минимизации доминирования преподавателя.

В чат-конференции работа координатора может проходить как со всеми участниками конференции, так и одновременно индивидуально в отдельной 'комнате' с теми участниками, которые пожелали обсудить возникший вопрос или проблему лично с координатором. Координатор может и не принимать активного участия в чат-конференции. Учащиеся могут вести беседу между собой в частном режиме, в этом случае велика вероятность утраты координатором функций контроля над деятельностью участников. Выходом из подобной ситуации могут быть контрольные вопросы, тесты и задания, разработанные преподавателем для координации деятельности учащихся. Такая учебная деятельность должна быть направлена на создание учащимися итогового образовательного, например, выработка решения определенной проблемы.

Рассмотрим электронную почту и представим возможности ее использования в образовательном процессе на основе анализа исследований применения реальных электронных писем в преподавании гуманитарных предметов. Электронная почта представляет собой один из самых доступных способов использования инфокоммуникационных технологий. Тем не менее как и другие инфокоммуникационные технологии электронная почта имеет свои достоинства и недостатки, как один из компонентов средств обучения иностранному языку. Среди преимуществ электронной почты следует отметить простоту использования, быстроту и надежность данного способа связи. Студенты гуманитарных специальностей часто не имеют опыта работы с компьютерными технологиями, но научить студентов пользоваться электронной почтой можно в кратчайшие сроки. Электронная почта зачастую носит неформальный характер. Цель ее использования - быстрый обмен информацией, студенты не чувствуют давления необходимости досконально следовать грамматическим правилам, поскольку их нарушение при таком способе коммуникации допускают даже сами носители языка. Хотя этот момент многие специалисты отмечают как негативное воздействие на современный язык. Тем не менее, подобное общение позволяет сконцентрироваться на содержании и форме сообщений, проявить свои творческие способности, думая о реальной коммуникации, а не оценке своей речевой деятельности преподавателем. Расширение коммуникативной практики помогает учащимся совершенствовать свою письменную речь. Учащиеся могут установить контакты со сверстниками из различных стран. Режим общения может быть индивидуальный, работа также может проходить в рамках группы из 2-5 учащихся, в таком случае сообщение распространяется на всех участников группы, мнения, оценки, предложения которых учитываются при составлении ответного письма. При использовании электронной почты работа в малых группах является целесообразной, так как при индивидуальной переписке между двумя учащимися иногда не приходит ответ, что ведет к разочарованию со стороны учащегося в данном виде деятельности.

Электронная почта является важным инструментом познания культурных ценностей представителей других стран, позволяет повысить интерес учащихся к изучаемому учебному курсу. Она дает учащимся возможность познакомиться с культурой неформальной письменной коммуникации. Следует отметить, что общение, в том числе и письменное, отражает базовые ценности общества. Данная технология позволяет не только знакомиться и исследовать другие культуры, но и познавать свою культуру через реакцию на сообщения представителей других стран и культур.

К недостаткам использования электронной почты можно отнести отсутствие у российских студентов гарантированного доступа к электронной почте в случае необходимости. Неформальность сообщений, передаваемых по электронной почте, содержащих сленг, сокращения, может затруднять процесс их понимания студентами и снижать мотивацию. Преподаватель должен обратить особое внимание на то, чтобы вследствие неформального характера письменной речи у учащихся не сложился стереотип, что орфографические, грамматические и стилистические ошибки являются нормой. Общение посредством электронной почты должно иметь коммуникативную цель, если оно сосредоточено на тренировке речевых навыков и умений, оно приобретает искусственный характер и приводит к отсутствию мотивации у студентов. Студенты должны придерживаться взгляда, что переписка значима как средство обучения, и не рассматривать стремление преподавателя привлечь информацию из сообщений для учебных целей как вторжение в личную жизнь. Учащиеся должны помнить, что главная цель их общения - изучение иностранного языка. Преподаватели, имеющие опыт использования электронной почты в учебном процессе, иногда отмечают недостаточную глубину содержания переписки. Возможность переписки с учащимися из других стран на начальном этапе выступает мощным мотивационным источником, но затем заинтересованность проходит, когда учащиеся не знают, что писать, испытывают затруднения в выборе темы. Поскольку данная телекоммуникационная технология интегрируется в учебный процесс, преподаватель должен соотнести данный вид работы с общим учебным планом, предложить студентам возможную тематику переписки и организовать соответствующие формы контроля, например, доклад в аудитории с представлением результатов общения.

Исходя из рассмотренных выше преимуществ и недостатков применения электронной почты при обучении иностранным языкам, мы предлагаем следующие методические рекомендации использования данной технологии. Важным аспектом эффективности применения электронной почты является подготовительная работа преподавателя, который должен обеспечить регулярный доступ учащихся к компьютерам по мере необходимости. Преподаватель также должен проконтролировать, чтобы каждый учащийся или группа учащихся имели партнера по переписке. При использовании электронной почты следует разработать правила электронного общения, которым должны следовать все учащиеся. Для успешной работы преподаватель должен разработать график обмена электронными сообщениями, выделить в учебном плане специальные занятия на обсуждение и анализ полученной информации. Студенты должны иметь представление о специфическом характере электронной почты, в обязанности преподавателя входит выработать у студентов критическое отношение к особенностям используемого стиля и языковых форм. Электронная почта может являться средством осуществления проекта, реализующего определенные учебные цели и задачи и учитывающего интересы студентов. Преподаватель обеспечивает равновесие между независимостью студента и групповыми интересами учебной деятельности. Он должен довести до сведения учащихся, что только равный вклад в совместную работу (речь идет о затрачиваемых усилиях и времени) гарантирует успешное решение поставленной проблемы. Студенты должны учитывать не только свои интересы, но и интересы партнера по переписке в отношении получаемой информации. Преподаватель не должен активно вмешиваться в процесс переписки по электронной почте. Он является организатором, консультантом и координатором учебных действий студентов. Его роль становится решающей для эффективности процесса обучения на том этапе, когда студенты представляют полученные результаты, анализируют их и делают обобщения, касающиеся культурных особенностей рассматриваемых стран, сообщают результаты достижения поставленных целей на основе материалов электронного общения. Таким образом, при организации проекта после нахождения партнеров по коммуникации, определения тематики, разработки методов исследования возможны следующие этапы работы: 1. письмо-представление с изложением информации о себе и своих интересах; 2. ответ на сообщение партнера; 3. обсуждение выбранной темы/проблемы (2-3 сообщения с каждой стороны); 4. представление полного отчета о проделанной работе.

Марк Варшауэр и другие преподаватели и ученые, занимаясь исследованием изучения иностранных языков с компьютерной поддержкой (CALL) и роли компьютерно-опосредованной коммуникации, анализируя опыт использования электронной почты в процессе обучения иностранным языкам, пришли к следующим выводам:

- Предпочтение отдается работе в небольших группах, без жесткого контроля со стороны преподавателя. Наилучшие результаты достигаются за счет возможности обучающихся самим выбрать тему для обсуждения, а не беспрекословно следовать указаниям преподавателя и большинству группы (в таком случае просто образуется новая группа).

- Электронная коммуникация - прекрасная практика языка, где осуществляется переход от формы к содержанию - в сторону истинного общения и свободного полета мыслей. Присутствие реальной публики обеспечивает повышение качества письма - речь студентов становится более выразительной, к обычным повествовательному и описательному жанрам прибавилась аргументация.

- Изменяется процесс письма - больше внимания уделяться редактированию работ и исправлению ошибок, причем даже для составления монологов учащиеся нередко обращаются за мнением или советом к своим партнерам - такая работа представляет собой воплощение принципа интерактивности.

- Использование e-mail повышает интерес к самому процессу изучения языка.

Эти положения соответствуют нашим собственным наблюдениям в ходе проведения эксперимента и отзывам, высказываемым отечественными специалистами.

Возможна также организация общения на базе студенческого дискуссионного лист-сервера. Страничка Email Project Home Page (https://www.otan.dni.us/webfarm/emailproject/email.htm) предлагает к исследованию следующие проблемы: наркотики, стресс, питание, власть, влияние рекламных объявлений на человека, здоровье, сравнение цен на товары в разных регионах, народная медицина и многие другие.

Построение учебного процесса обучения иностранному языку с применением электронной почты в соответствие с предложенными методическими рекомендациями делает данную технологию эффективным инструментом обучения иностранному языку и особенно иноязычной культуре. Использование электронной почты требует большой предварительной работы преподавателя с целью идентификации специфических для электронной почты языковых структур и особенностей дискурса, ему следует постоянно стимулировать такого рода деятельность учащихся. При осуществлении такого подхода важно сформировать навыки студентов к самостоятельной и групповой работе, акцентируя внимание учащихся на том, что конечный результат зависит от вклада каждого участника.

В рамках решения задачи оптимизации процесса обучения английскому языку могут применяться сетевые технологии. Специальные программные средства, такие как системы удаленного доступа, дают возможность управлять удаленным компьютером и выполняемыми на нем программами в сетевом режиме. Процесс управления не представляет особых сложностей. После запуска программы и выбора удаленного компьютера в полноэкранном или оконном режиме отображается содержимое экрана монитора удаленного компьютера. Со своего компьютера преподаватель может передавать с помощью клавиатуры или манипулятора мышь команды на компьютер учащегося. Учащиеся могут совместно использовать общие приложения, получая доступ к ресурсам, расположенным на другом компьютере.

Для проведения учебных занятий была выбрана программа Microsoft NetMeeting. Программа Microsoft NetMeeting позволяет людям из разных точек земного шара общаться друг с другом через Интернет, вести совместную работу и пользоваться общими ресурсами. NetMeeting предоставляет следующие возможности:

- Выполнять вызовы, используя локальную сеть и Интернет.

- Вести разговор через Интернет или локальную сеть.

- Видеть вашего собеседника.

- Работать в приложении вместе с другими пользователями.

- Рисовать на общей доске во время интерактивной встречи.

- Просматривать список пользователей, подключенных к серверу.

- Отправлять письменные сообщения собеседнику.

- Создавать ссылку вызова, чтобы вас могли вызвать с вашей Web-страницы.

- Отправлять файлы всем участникам встречи.

Возможно также использование программы Radmin v 2.0 фирмы Famatech для управления удаленным компьютером. Эта программа отличается простотой использования, дружественным интерфейсом и высокой скоростью работы.

Преподаватель может варьировать режимы работы, связанные с применением подобных программ. Одним из режимов работы является объяснение учебного материала с демонстрацией конкретных действий по выполнению тех или иных видов работ с помощью любого программного средства. При этом с компьютера преподавателя может осуществляться контроль за действиями учащихся на других компьютерах. Происходит коллективный просмотр учащимися учебного материала, который сопровождается комментариями преподавателя. Трудные моменты повторяются и отрабатываются в групповой коммуникации. Достижение подобного результата возможно при использовании в учебных аудиториях проекционного оборудования, что требует больших затрат и не позволяет добиться налаживания эффективной обратной связи.

Таким образом мы коснулись проблемы обратной связи. Обратная связь означает поток информации от педагога к учащемуся на стадии оценивания педагогом деятельности учащегося, его продвижения и успехов и несущая реакцию педагога на успехи учащихся, оценку его деятельности (одобрение или неодобрение). Применение компьютерных технологий позволяет решить проблему обратной связи между преподавателем и учащимся, реализуя индивидуальный подход благодаря возможности контроля и наблюдения за деятельностью студентов. После объяснения учебного материала студенты получают индивидуальные задания для закрепления полученных знаний и отработки приемов и навыков выполнения тех или иных видов деятельности. Самостоятельно выполняя предложенные задания на компьютере, студенты испытывают необходимость в поддержке со стороны преподавателя для выяснения возникающих трудностей. Преподаватель должен одновременно оперативно контролировать самостоятельную работу студентов, что влечет определенные неудобства для преподавателя и студентов. Нередко в учебной аудитории можно наблюдать, как преподаватель из-за плеча студента пытается разглядеть, что тот выполняет на экране монитора, затем пытается дотянуться до клавиатуры или манипулятора мышь, если возникает необходимость корректировки неправильных действий. Данный режим позволяет преподавателю исправлять ошибки и писать комментарии в процессе непосредственного выполнения учебного задания, работая с каждым студентом индивидуально, не отвлекая остальных. Использование систем удаленного доступа обеспечивает осуществление контроля самостоятельной работы студентов на более качественном, прогрессивном уровне.

Программу Microsoft NetMeeting мы предлагаем также использовать при выполнении творческой работы (написание эссе, литературного перевода, сочинение диалогического дискурса, выявление главной мысли текста, создание его аннотации). Данные примеры показывают перспективность использования сетевых технологий, позволяющих более эффективно внедрить приемы активного взаимодействия на диалоговой основе. Средства телекоммуникации могут реализовывать как функции средства общения, так и инструмента информационной и технической поддержки деятельности преподавателя и учащихся.

Исходя из вышесказанного, говоря о проведении экспериментальной части работы, отметим, что занятия по «Практикуму по культуре речевого общения» проводились в мультимедийном лингафонном классе, основной возможностью которого является звуковая и видеосвязь преподавателя со всеми учащимися или с группой учащихся, а также речевая и видеосвязь учащихся, объединенных в группы между собой. Под видеосвязью понимается возможность просмотра экрана учащегося на мониторе преподавателя, просмотр экрана преподавателя учащимся (группой учащихся), просмотр экрана учащегося другим учащимся (группой учащихся). Просмотр экрана может быть как активный, так и пассивный. Данный режим работы осуществляется с использованием лингафонного оборудования и программы Microsoft NetMeeting, которые обладает большим набором возможностей именно для изучения иностранного языка:

- Объединение и разъединение рабочих мест в «звуковые группы»;

- Общий доступ к рабочему столу компьютера;

- Показ экрана одного рабочего места группе других рабочих мест;

- Активный просмотр экранов одних рабочих мест другими. Реализация различных видов занятий с применением инфокоммуникационных технологий в системе очного обучения и анализ исследований, проводимых отечественными и западными специалистами, позволяют сформулировать педагогические условия использования инфокоммуникационных технологий: достаточный уровень компьютерной грамотности и информационной культуры преподавателя и студентов; умение представить содержание учебного курса соответственно выбранной форме занятия; наличие соответствующей материально-технической базы; моделирование образовательной среды, адекватно отражающей содержание и представленной обучающими ресурсами сети Интернет и мультимедийными средствами.

 

АВТОР: Минькова Е.Н.