03.05.2012 5797

Инфокоммуникационные технологии и педагогические инновации как фактор изменений традиционного обучения

 

Инновационные педагогические технологии способствуют преобразованию традиционной до недавнего времени коллективно-центрической парадигмы образования в личностно-ориентированную, человеко-центрическую образовательную парадигму. По определению парадигма - это модель научно-педагогической деятельности, представляющая собой совокупность теоретических положений, методологических оснований, понятий и ценностных критериев.

Среди классических и новых педагогических технологий можно перечислить обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, модульное обучение, разноуровневое обучение, деловую игру, групповую дискуссию, метод проектов и т.д.

Инновационные педагогические технологии совместно с инфокоммуникационными технологиями способствуют реализации личностно-ориентированного подхода в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей учащихся, их уровня обученности, интересов, склонностей и т.д.

Как мы уже отмечали, в рамках новой образовательной парадигмы происходит пересмотр и изменение приоритетов и ориентиров, провозглашается самоценность личности учащегося, образование направлено на свободное и всестороннее развитие личности. В учебном процессе перестают доминировать знания по конкретным дисциплинам, большее значение придается развитию общей культуры, научных форм мышления, современным представлениям о структуре и целостном содержании системы наук.

Новая образовательная парадигма в России сформировывалась в течение 1990-1994 гг. в ходе разработки реформы высшей школы. Ее основные принципы изложены в руководящих документах Госкомвуза России и в Меморандуме Международного симпозиума ЮНЕСКО «Фундаментальное (естественнонаучное и гуманитарное) университетское образование» 1994 г. Однако еще рано говорить о сформированное™ и реализации новой образовательной парадигмы в высшей школе, поиск путей для перехода к которой продолжается. Специалисты указывают, что должны быть разработаны фундаментальные учебные курсы, ориентированные на универсальные и обобщенные знания, на формирование общей культуры и на развитие мышления. А. Суханов, характеризуя новую образовательную парадигму, подчеркивает, что в отличие от прежней парадигмы, являющейся парадигмой обучения, направленной на формирование знаний, умений, навыков и воспитание, она подразумевает становление компетентности, эрудиции, творческих начал и культуры личности и является истинной парадигмой образования.

В соответствии с новой образовательной парадигмой образование должно быть направленным на интересы развития личности, адекватные современным тенденциям общественного развития, и решать следующие задачи:

- гармонизировать отношения человека с природой через освоение современной научной картины мира;

- стимулировать интеллектуальное развитие и обогащение мышления через освоение современных методов научного познания;.

- исходя из того, что человек живет в обществе, добиться его успешной социализации через погружение в существующую культурную, в том числе техногенную и компьютеризованную, среду;

- учитывая, что современный человек живет в условиях насыщенной и активной информационной среды, научить человека жить в ее потоке, создать предпосылки и условия для непрерывного самообразования;

- принимая во внимание интегративные тенденции развития науки и техники, потребность в новом уровне научной грамотности, создать условия для приобретения широкого базового образования, позволяющего достаточно быстро переключаться на смежные области профессиональной деятельности.

Важнейшим компонентом новой образовательной парадигмы является концепция фундаментализации, которая трактует фундаментальность как категорию качества образования и образованности личности. В соответствии с предлагаемой концепцией образование может считаться фундаментальным, если оно представляет собой процесс нелинейного взаимодействия человека с интеллектуальной средой, при котором личность воспринимает ее для обогащения собственного внутреннего мира и благодаря этому созревает для умножения потенциала самой среды. Задача фундаментального образования обеспечить оптимальные условия для воспитания гибкого и многогранного научного мышления, различных способов восприятия действительности, создать внутреннюю потребность в саморазвитии и самообразовании на протяжении всей жизни человека.

В качестве основы фундаментализации провозглашается создание такой системы и структуры образования, приоритетом которых являются не прагматические, узкоспециализированные знания, а методологически важные, долгоживущие и инвариантные знания, способствующие целостному восприятию научной картины окружающего мира, интеллектуальному расцвету личности и ее адаптации в быстро изменяющихся социально-экономических и технологических условиях.

Фундаментальное образование должно быть целостным, для чего отдельные дисциплины рассматриваются не как совокупность традиционных автономных курсов, а интегрируются в единые циклы дисциплин, связанные общей целевой функцией и междисциплинарными связями.

Строя учебный процесс на основе новой образовательной парадигмы не следует отказываться от прежней. Положительный опыт должен учитываться, при таком подходе возможно более ускоренное достижение высокого качества образования. Однако, очевидно, что уже нельзя ограничиваться как прежде догматическим, объяснительно-иллюстративным или императивным типом обучения при лекции как основной форме проведения занятий. Одним из основных достоинств нового подхода является то, что учащийся воспринимается не как пассивный объект образовательного воздействия, а как активный субъект, приобретающий образование. Преподаватель не навязывает студентам свое понимание материала, а стимулирует их самостоятельную деятельность по его усвоению. В основе учебной деятельности, характерной для новой модели обучения, лежит сотрудничество.

Традиционная образовательная парадигма в основном приводит к формированию зависимого учащегося, поскольку преподаватель в соответствии с программой выдает на занятии запланированный материал, ориентированный на среднестатистического учащегося. Учащиеся не информируются о главных целях и не имеют контроля над учебным процессом и доступа ко всему материалу, то есть учащийся руководствуется только указаниями преподавателя и содержанием учебника, учится в заданном темпе. Естественно, подобный учебный процесс не может сформировать специалиста с навыками творческого и критического мышления, который будет востребован в современном обществе. Учебная среда, смоделированная с помощью инфокоммуникационных технологий, позволяет изменить ситуацию. Преподаватель ставит цели, формирует информационную среду, создающую условия для самостоятельной работы. Наличие средств для реализации целей и задач образовательного процесса, знания о способах организации обучения и средствах контроля являются составляющими компонентами компьютерной информационной учебной среды, формирующей независимого учащегося. Учащийся не только использует подготовленный преподавателем учебный материал, но и сам принимает активное участие в его подборе.

Традиционное очное обучение насчитывает многовековую историю. И, говоря о воздействии информатизации на образование и изменениях, происходящих в связи с этим, невозможно отвергнуть методические концепции традиционного обучения. Только совместная деятельность преподавателя и обучающегося приводит к формированию глубоких знаний или компетенций. Компьютерно-опосредованная коммуникация важна, ее преимущества многочисленны и очевидны, но естественное общение между участниками образовательного процесса не менее информативно и помогает решать сложные педагогические задачи.

Термин «традиционное обучение» подразумевает, прежде всего классно-урочную, академическую организацию обучения. По своему характеру цели такое обучение представляет воспитание личности с заданными свойствами и ориентировано не на развитие личности, а на усвоение ЗУН. Традиционная педагогика представляет собой, прежде всего авторитарную педагогику требований, ориентированную на среднего ученика, ученье слабо связано с внутренней жизнью учащегося, с его интересами, потребностями, отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности, самостоятельности. Г.К. Селевко следующим образом характеризует традиционную форму обучения, выделяя ее положительные и отрицательные стороны:

- положительные стороны:

- систематический характер обучения;

- упорядоченная, логически правильная подача учебного материала;

- организационная четкость;

- постоянное эмоциональное воздействие личности учителя;

- оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении;

- отрицательные стороны:

- шаблонное построение, однообразие;

- нерациональное распределение времени урока;

- на уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней перекладывается на домашние задания;

- учащиеся изолируются от общения друг с другом;

- отсутствие самостоятельности;

- пассивность или видимость активности учащихся;

- слабая речевая деятельность (среднее время говорения учащегося 2 минуты в день);

- слабая обратная связь;

- усредненный подход;

- отсутствие индивидуального обучения.

Разработка, выбор и внедрение методов обучения является педагогической проблемой концептуального плана. Для классно-урочной системы характерен приоритет объяснительно-иллюстративных и репродуктивных методов, и эти методы адекватно соотносятся со следующей структурой деятельности обучения: введение нового материала (преподавателем), его закрепление (под руководством преподавателя), воспроизведение (запоминание) и применение, что ведет к формированию исполнителя, а не свободной творческой личности. Чтобы учащийся стал субъектом познавательной деятельности в соответствии с современными требованиями, следует сместить акценты, реализуя на занятии и самостоятельные виды деятельности, поощряя самостоятельную активность учащихся по поиску, обработке, осмыслению и применению необходимой информации, не отказываясь от традиционных методов.

Индивидуализация процесса обучения предполагает также групповые и коллективные формы учебной работы, придавая этим формам новое качество, основанное на разнообразии интересов и способностей отдельных студентов. Применение инфокоммуникационных технологий, предоставляющих доступ к самым различным источникам, создает основу для модификации учебной программы, которая может быть расширена за счет новых областей знаний и видов деятельности, необходимых для будущей профессиональной деятельности или отвечающих собственным запросам и интересам студента. Индивидуализация с использованием инфокоммуникационных технологий позволяет студентам выбрать оптимальный для их познавательного стиля темп и время работы, использовать наиболее эффективные методы в своей интеллектуальной и практической деятельности. Это приводит к перемещению акцента с процесса преподавания на процесс учения, который и определяет сущность обучения. «Учитель становится в меньшей степени лицом, передающим знания и контролирующим процесс овладения ими, а в большей мере человеком, который планирует процесс индивидуального обучения», - утверждает Т.Хусен и добавляет: «...школа - это не фабрика, и учителя... не удастся заменить машиной». Исходя из вышесказанного, преподавателя невозможно и не следует заменять техникой, его роль остается ведущей в учебно-воспитательном процессе, тем не менее, в современных условиях обучающий должен научиться новому стилю педагогической работы. Исследования в области применения компьютерных технологий в образовании показали, что компьютерные обучающие системы позволяют индивидуализировать обучение, привести его в соответствие с особенностями деятельности каждого учащегося, строить обучение в режиме диалога.

В современной литературе, в частности в публикациях по педагогической тематике, отмечается необходимость отхода от энциклопедического образования, акцентируется важность придания получаемым знаниям большей инструментальности, практической направленности, выражающейся в умениях. В условиях нарастающего объема информации специалист в своей профессиональной деятельности должен обладать умениями оперативно находить решения при возникновении новых проблемных ситуаций, пополнять запас знаний и практических навыков, то есть растет значение самообразования. Актуально не то, как усвоить максимальное количество информации, а как ее преобразовывать, отбирать, хранить и сделать доступной для тех, кто в ней нуждается. Как считает Ф.Янушкевич, это является важным условием демократизации образования в условиях информационного взрыва.

Организация образовательного процесса с применением информационных технологий обучения, оптимальное сочетание инновационных технологий и традиционных подходов требует решения ряда психолого-педагогических, учебно-методических и других проблем и проведения соответствующих исследований. Проанализировав литературу по тематике исследования, мы можем выделить следующие актуальные направления внедрения инфокоммуникационных технологий в учебный процесс: разработка методики использования инфокоммуникационных технологий в обучении различным дисциплинам, создание соответствующего методического обеспечения, оценка эффективности применения информационных технологий обучения, создание единого комплексного научно-методического подхода к решению проблемы внедрения инфокоммуникационных технологий в учебный процесс, подготовка педагогических кадров, способных осуществлять обучение в новых условиях и решать вышеуказанные проблемы и задачи.

При обучении с компьютерной поддержкой должны сохраняться все основные закономерности учебного процесса, и дидактической основой использования инфокоммуникационных технологий в учебном процессе служат принципы дидактики, определяющие требования к содержанию, методам, организационным формам и средствам обучения, ориентированным на достижение цели обучения.

Среди дидактических принципов рассмотрим лишь те, которые являются наиболее характерными для процесса преподавания иностранных языков и имеют специфические способы реализации и особые функции при компьютерной форме обучения. К ним относятся следующие принципы: научности, сознательности, доступности (посильности), активности, систематичности и последовательности, прочности усвоения, индивидуализации, наглядности, интерактивности.

Могилев А.В. к числу дидактических принципов, затрагиваемых компьютерными технологиями передачи информации и общения, относит в первую очередь следующие принципы: активности, самостоятельности, мотивации, эффективности, связи теории с практикой, принцип сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной работы.

Принцип научности реализуется при компьютерном обучении в нескольких аспектах:

- в оптимизации процесса отбора учебного материала на основе применения преподавателями систем автоматического анализа текстов, обеспечивающих значительное увеличение объема выборки;

- в улучшении способа презентации и организации учебного материала с учетом закономерностей интеллектуальной деятельности человека;

- в повышении эффективности управления процессом усвоения знаний за счет использования возможностей компьютера по регистрации параметров обучения.

Важное достоинство компьютера как инструмента деятельности преподавателя заключается в том, что благодаря постоянной регистрации параметров учебного процесса он позволяет экстериоризировать и подвергнуть анализу деятельность обучаемого, происходящую во внутреннем плане, построив на этой основе индивидуальную систему гибкого управления обучения для каждого учащегося.

Принцип сознательности в условиях компьютеризированного учебного процесса обеспечивается возможностью сознательного выбора обучаемым собственной стратегии достижения учебной цели, а также предоставлением обучаемому широкого спектра средств «поддержки» обучения, использование которых способствует повышению осознанности в действиях обучаемых и улучшению качества усвоения материала. Преимуществом компьютера является то, что он предоставляет новую информацию по запросу учащегося именно в тот момент, когда обучаемый осознает ее необходимость. Поскольку такая информация вычленяется в качестве промежуточной цели в действиях учащегося, ее усвоение происходит сознательно и характеризуется наиболее высокими показателями.

Принцип доступности при компьютерном обучении реализуется благодаря ориентации процесса человеко-машинного взаимодействия на возрастные особенности пользователей, на их уровень владения языком и навыками работы с компьютером. Можно говорить о том, что уровень доступности в процессе усвоения учебного материала даже повышается за счет широких возможностей компьютера по представлению учащимися вспомогательной справочной информации и индивидуальной информационной поддержки.

Принцип активности обучающегося явно прослеживается при компьютерном обучении, поскольку пользователь инициирует работу за компьютером. Говоря о принципе активности учащегося в процессе обучения, подразумевают такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, результативностью и осознанной потребностью в усвоении знаний и умений. Такого рода активность является следствием целенаправленных педагогических воздействий и организации педагогической среды, то есть применяемой педагогической технологии. В условиях компьютеризированного учебного процесса принцип активности обучающегося трансформируется в специфический для компьютерной формы обучения принцип интерактивности, когда взаимодействие учащегося с компьютером является обоюдно активным. Интерактивность проявляется в возможности участия в работе учащегося и компьютера в качестве равных партнеров при решении задач обучения и означает сознательную активность обучающегося, подкрепленную управляющей деятельностью компьютера. Интерактивное взаимодействие играет особую роль при обучении языкам, потому что, во-первых, активные формы взаимодействия вызывают значительно большую заинтересованность со стороны обучаемых, чем пассивные, и, во-вторых, постоянное стимулирование активности обучаемых позволяет значительно повысить объем речевой практики. Именно поэтому интерактивность рассматривают как показатель дидактической эффективности компьютерной обучающей системы и выделяют в качестве требования к компьютерным программам для обучения.

Принцип систематичности и последовательности воплощается посредством управления учебной деятельностью через определенную, предусмотренную программой последовательность подачи порций системно организованного учебного материала, подлежащего усвоению.

Принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков в условиях компьютеризированного учебного процесса приобретает практически гарантированный характер благодаря наличию постоянной обратной связи, увеличению времени на индивидуальную тренировку, расширению возможностей самостоятельной работы для ликвидации пробелов в знаниях.

По мнению исследователей-методистов, принцип учета индивидуальных особенностей наиболее полно реализуется именно при компьютерной форме обучения. Индивидуализация процесса обучения осуществляется благодаря мощному потенциалу компьютерных средств по адаптации к нуждам конкретного пользователя. Становится возможным учитывать не только возрастные особенности и уровень подготовки групп учащихся, но и индивидуальные психологические характеристики каждого обучаемого. Принцип индивидуализации в компьютеризированном учебном процессе по иностранному языку обеспечивается следующими факторами:

- индивидуальным способом управления учебной деятельностью (применение различных по степени сложности версий компьютерных программ на базе тестирования исходного уровня знаний обучаемых с возможностью перехода к более сложным или более простым вариантам работы с программой в зависимости от успешной результативности);

- возможностью выбора индивидуального темпа работы (варьирование скорости предъявления учебной информации на дисплее и темпа диалогового взаимодействия обучаемого с компьютером);

- предоставление индивидуального набора средств поддержки обучения (справочных материалов, подсказок и ключей);

- адаптацией формы предъявления учебного материала к индивидуальным особенностям восприятия информации конкретным пользователем.

Реализация индивидуального подхода на компьютере увеличивает эффективность обучения, поскольку обучающиеся получают информацию в тот момент, когда она им требуется, они в любое время могут вернуться и повторить ранее пройденное и воспользоваться подсказкой компьютера, то есть имеет место осуществление обратной связи.

Принцип наглядности в условиях компьютеризированного учебного процесса реализуется, согласно определению Е. Энгланд, в перекрестно-связанной форме представления материала, построенной на символических системах формы, цвета и текста. При компьютерной форме обучения расширяются дидактические функции наглядности, поскольку, кроме традиционных функций семантизации, презентации и систематизации языкового материала, создания коммуникативных ситуаций и психологической атмосферы, наглядность выполняет активизирующую, сигнальную, симулятивно-моделирующую и эмотивную функции. Компьютер позволяет в рамках одного средства обучения реализовать практически все виды вербальной и невербальной наглядности за счет использования:

- статических визуальных средств (тексты, фотографии, рисунки, схемы, графики, таблицы);

- динамических визуальных средств (мультипликация, видеодорожка);

- аудитивных средств (музыкальное, шумовое и текстовое сопровождение);

- их сочетаний (озвучивание предъявляемого на дисплее текста, видеофильм).

В методике обучения иностранным языкам под интерактивностью понимают создание взаимодействия на занятии. Согласно определению отечественного исследователя Р.П.Мильруда интерактивность - это «объединение, координация и взаимодополнение усилий коммуникативной цели и результата речевыми средствами». Из этого определения следует, что интерактивный подход служит одним из средств достижения коммуникативной цели на уроке. Реализация принципа интерактивности характеризуется наличием истинного сотрудничества, направленностью на развитие умений общения и групповой работы.

 

АВТОР: Минькова Е.Н.