03.05.2012 3862

Педагогический подход к проектированию социальной защиты и поддержки студентов в деятельности вуза

 

Оптимальный выбор конкретных форм, средств и методов целенаправленной деятельности по формированию и реализации социальной политики, успешно решающей наиболее актуальные проблемы населения, требует прежде всего определения основных методологических подходов.

При этом такой подход должен строиться, в первую очередь, на основе перехода от технократической, бюрократической, административной парадигмы к гуманистической, то есть учитывающей приоритет личности, ее насущных интересов и потребностей. Данная позиция тем более важна, поскольку социальной политикой вне зависимости от ведомственной принадлежности ее субъектов решаются проблемы личности, и поэтому она не может не иметь педагогической направленности.

В соответствии с определенными нами объектами и предметами социально-защитной деятельности в вузе наиболее адекватными подходами к ее организации и содержанию, на наш взгляд, должны выступать те из них, которые применяются сегодня, прежде всего, в социальной педагогике и социальной работе.

Современная педагогика аккумулирует не только научно-теоретические знания, но и обобщение практики различных областей знания, а вместе с этим объединяет и использует совокупность многообразных подходов, принципов, методов научного исследования и конкретно-практической деятельности.

С учетом вышесказанного представляется особо важным выделение в качестве такого обобщенного подхода именно педагогического, в котором интегрируются различные используемые социологической, психологической, педагогической теорией и практикой подходы.

Наукой и областью практической деятельности, нацеленной на преобразование окружающей среды, создание гуманных воспитывающих отношений в социуме, поиск механизмов педагогически компетентного вмешательства в различные ситуации социальной деятельности является социальная педагогика. Рассматривая средства социального формирования личности, социальная педагогика включается в решение общественных проблем, используя в социальной работе педагогические подходы, методы и средства.

Среди них - личностно ориентированный подход к социальной деятельности, педагогическое стимулирование мотиваций в различных сферах социальной деятельности, ее превентивный характер, многообразие педагогических средств и методов решения социальных проблем, использование содержания педагогической деятельности (труд, народные традиции, искусство, игра, спорт) как средства социальной работы.

Личностно ориентированный подход представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики (Е.В. Бондаревская, В.А. Сластенин, В.В. Сериков, Т.И. Шамова, И.С. Якиманская и др.).

В центре внимания личностно ориентированного подхода - уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью таких качеств провозглашается главной целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм. Данный подход в социальной политике тем более актуален, что формирование такой личности является одной из важнейших задач современной образовательной политики.

Своеобразие парадигмы целей личностно ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование, ее развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями.

Образовательная среда как часть среды социальной представляет собой сферу, в которой происходит становление и развитие личности, поэтому ей свойственны гуманистическая направленность, обращенность к человеку, гуманистические нормы и идеалы, то есть те социальные ценности, которые должны сегодня культивироваться средствами государственной идеологии и политики.

Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства воздействия на социальное сознание, соответствующие индивидуальным особенностям каждого человека: берут на вооружение методы социопсихо диагностики, изменяют отношения и организацию деятельности, перестраивают содержание образования, досуга, социальной помощи и поддержки и других сфер социальной политики.

Личностно ориентированный должен быть противопоставлен авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к человеку в традиционной технологии социальной деятельности, основывавшейся на бюрократизме и формализме.

Рассмотрим использование личностно ориентированного подхода на примере одной из важнейших сфер социальной политики - системы социальной защиты населения и социальной работы в целом. Такой подход обусловливает, в частности, педагогическую основу социальной работы, цель которой состоит в оказании компетентной помощи людям. Социальная педагогика, использующая общепедагогические подходы, в том числе, личностно ориентированный, становится теоретической базой социальной работы, обеспечивающей в последней ее педагогический компонент.

В системе социальной защиты населения педагогические аспекты социальной работы реализуются в социально-педагогической деятельности, под которой понимается профессиональный вид деятельности направленной на оказание помощи человеку или группе людей в их социальном функционировании и создании благоприятной общественной ситуации в интересах конкретной личности.

Решающей силой и одновременно стратегической целью развития общества является человек, его идейные устремления, принципы, интеллектуальный творческий потенциал, нравственное, психическое и физическое здоровье.

Самые тяжелые потери на различных этапах развития России были связаны именно с отсутствием должного внимания к человеку как высшей ценности общества, его социальной защите. Негативные последствия политики, нивелирующей личность, противопоставляющей общественное и личное, обернулись в современной ситуации сложнейшим узлом социальных противоречий, больно бьющих по всем слоям и группам населения, и в особенности по подрастающему поколению, детям и подросткам.

Для отечественной науки и практики социальной работы (В.Г.Бочарова, 1991 и др.) с момента ее зарождения и по настоящее время всегда была характерна доминирующая роль социальной педагогики, что в определенной мере позволило сократить наше отставание в этих вопросах от других стран, а также изначально заложить в формирующуюся систему социальных служб в России тот самый «социально-педагогический ингредиент», отсутствием или недостаточной развитостью которого в моделях социальной работы многих стран так озабочены в настоящее время мировая практика и интегративная наука профессии «социальная работа» (Бочарова).

В теоретических основах сохраняется интегративный и междисциплинарный характер социальной работы. Наибольшее влияние на развитие теории социальной работы наряду с социологией и психологией оказывают такие научные дисциплины, как педагогика, психиатрия, антропология, юриспруденция.

Среди современных концепций актуален системно-теоретический подход в социальной работе, в котором отношения и социальные процессы рассматриваются в причинно-следственной зависимости. Каждый человек является участником нескольких систем - семья, круг друзей, школьный или трудовой коллектив. Все они оказывают взаимовлияние, и это необходимо учитывать социальному работнику в работе с клиентом.

Несомненный интерес представляет концепция социального действия в социальной работе. Каждый человек есть носитель двух начал -биологического и социального. Человеческие действия как самоорганизующаяся система в социальном аспекте регулируются символами - язык, ценности и т.п. и нормами, которые обусловливают индивидуальные действия в зависимости от общепринятых норм и ценностей. Но поступки человека, как бы они ни были регламентируемы общественными отношениями, несут и определенное проявление волюнтаризма, т.е. в известной степени иррациональности и независимости действий от условий среды, и в то же время зависимости от субъективных «определенных ситуаций».

Таким образом, социальному работнику необходимы не только специфические знания теории и методов социальной работы, но и достаточные представления об обществе, потребностях и интересах различных социальных групп, законодательстве и общепринятых нормах, культурных (а также субкультурных) и этнических различиях потенциальных клиентов. Вместе с тем социальный работник может рассчитывать на успех во взаимодействии с клиентом, когда он учитывает не только статус и другие социальные характеристики, но и индивидуальные физические и психические, т.е. биологические особенности человека, которые, как и социальные факторы, проявляются в его поступках. Поэтому социальная работа - это не только теория, но и искусство взаимодействия с другими людьми, зачастую испытывающими сложные психологические проблемы или находящиеся в трудной жизненной ситуации.

А.В.Мудрик (2000) утверждает, что развитие социальной работы в стране является сильнейшим стимулом и развития социальной педагогики. Это обусловлено русской культурно-педагогической традицией. Для нее всегда было характерно стремление решать практические вопросы бытия, в том числе и воспитания, на основе определенных мировоззренческих установок, теоретических разработок и глубинного осмысления общественных процессов и явлений. Другое дело, что это стремление далеко не всегда реализовывалось, а, будучи реализованным, оставалось «вещью в себе», никак или почти никак не сказываясь на социальной практике.

В свою очередь, разработка проблем социальной педагогики будет способствовать развитию социальной работы и в целом системы социальной защиты, ее превращению в высоко профессиональную социально-педагогическую деятельность, способную внести некоторый вклад в интеграцию воспитательных сил общества.

Говоря о педагогическом содержании социальной работы, следует отметить, что формирование личности направлено на создание у людей общественного идеала, соответствующего условиям семейной, общественной жизни, труда, обучения. Важным педагогическим элементом социальной работы является формирование гуманистических ценностей, определяющих мировоззрение человека, готового к сотрудничеству, умеющего принимать и оказывать помощь. Еще одним необходимым педагогическим элементом социальной работы является формирование социальных действий, умений и навыков, овладение клиентом приемами самопомощи. В связи с этим, важным представляется также использование личностно-деятельностного подхода.

Личностно-деятельностный подход в социально-педагогической работе предполагает формирование социальных чувств, благоприятствующих общественно полезным видам деятельности, формированию гражданской позиции и прочее. В конечном итоге социальная работа должна привести личность к готовности к саморазвитию и самовоспитанию.

Эффективность технологий социальной политики в значительной мере определяется их педагогическими характеристиками.

Мотивацию значимой деятельности определяет общественное сознание, поэтому методы формирования сознания относятся к числу приоритетных в социальной политике и социальной защите. В связи тем, что успех любой деятельности определяется знанием ее содержания и способов деятельности, важную роль играют методы формирования образа действия в сферах жизнедеятельности, имеющих социальную окраску.

Педагогические аспекты социальной политики получают воплощение при использовании метода формирования социальной перспективы в ходе социальной работы. Этот метод позволяет раскрыть те приобретения, которые получат клиенты, развивая в себе новые качества личности, овладевая технологическими приемами, профессиональными знаниями. Необходимой частью педагогической подсистемы социальной работы являются методы включения личности в коллективную деятельность, закрепления положительного опыта и педагогической коррекции.

Говоря о конкретных социально-педагогических технологиях, применимых в деятельности по формированию и реализации социальной защиты, остановимся на некоторых из них.

Предотвращение и ликвидация негативных явлений, становящихся факторами социального риска, возможны при организации системной, целенаправленной социальной работы на основе модели, предусматривающей последовательность действий по отношению к объекту социальной защиты и грамотное выполнение каждого из действий.

Основываясь на имеющемся в научной литературе описании моделей и программ социальной работы с различными категориями населения (В.Н.Гуров, 1998, 2006; Е.А.Морозова и О.П.Смирнова, 2005; Л.Я.Олиференко, 2002 и др.), модель социально-защитной работы со студентами должна включать в себя, по нашему мнению, следующие компоненты:

- наличие у специалиста собственных представлений о содержании поддержки студента как клиента и о представлениях клиента о содержании этой поддержки, а также о форме ее оказания; широкое изучение студенчества-системы и каждого ее члена как индивида (личности);

- дифференциация студенчества на типы соответственно деформированности студенческих структур;

- разработка программы (соответственно выделенным в ходе дифференциации типам или группам студентов) общественных воздействий социальнозащитного характера;

- вхождение в контакт со студентами или их группами с целью реализации программы социальных действий;

- отслеживание результатов социально защитной деятельности и внесение необходимых изменений.

При этом должны учитываться следующие принципы оказания помощи клиенту: знание им своих возможностей в оказании помощи; предположительные знания ожидаемых услуг со стороны клиента; знание того, что он смог бы дать из того, что клиент ожидает; представление о том, что он сможет дать, не осознавая этого; его сознательные представления и бессознательные предположения о нуждах клиента (В.Г.Бочарова, 1999).

Представления первой группы определяются границами профессиональной компетенции и возможностями субъектов социальной политики.

Представления о содержании оказания помощи клиенту субъектом социальной политики определяются, во-первых, посредством высказанной клиентом потребности в ней и, во-вторых, получением информации из других источников. Именно на этой основе формируются знания о том, какой именно помощи ждет сегодня студент.

Третья группа представлений определяется реалистической оценкой субъектами социальной политики собственного поля деятельности на основе представлений среднего значения первой и второй групп.

В четвертую группу входят то, что может дать специалист по социальной политике, сам того порой и не осознавая, и то, чего он не может дать клиенту. Это близко к «высшему пилотажу» его работы, его глубинные аспекты профессионализма.

Ожидания, присущие клиенту относительно содержания оказываемой ему помощи, следующие: его сознательное желание помощи; то, что, по его предположениям, может дать ему реализуемая в регионе социальная политика; то, что он, по предположениям, может получить и, наконец, его бессознательные желания.

К сознательным желаниям клиента относят непосредственную простую помощь, которая формулируется им при первой встрече с консультантом (социальным работником, профсоюзным активистом), - получить совет, решить вопросы экономической поддержки, осуществить потребность «выговориться» и т.д.

Клиент имеет также представления о потенциальных возможностях оказания ему помощи социальным работником, с которым он вступает в контакт, основанные на его профессиональной роли. Наиболее высокие требования предъявляются клиентом социальному работнику его бессознательными стремлениями, поскольку тот должен сам понять наличие таких потребностей и работать над расширением осознания клиентом вида помощи, в которой он нуждается.

Наряду с наличием у социального работника собственных представлений о содержании помощи клиенту и представлениях о ней клиента ему необходимо иметь представления о формах оказания помощи, среди которых выделяют компенсацию нехватки чего-либо, освобождения от негативного, работу над чем-то и изменения.

Первая форма оказания помощи включает в себя материальную помощь, предоставление услуг и т.п.

Во второй - главное заключено в избавлении от негативов душевного проявления (а они часто связаны с материальными потребностями и на фоне этого - бессонница, страх перед жизнью, беспокойство, подавленное настроение и т.п.).

Третья группа ожиданий включает какую-либо конкретную работу, которую клиент не в состоянии выполнить сам и поэтому «протягивает руку» с просьбой о помощи.

И последняя, четвертая группа ожиданий по форме помощи - работа по изменению самого клиента. Эта группа ожиданий, пожалуй, наиболее сложная и ответственная, и в этом направлении больше всего и должен работать специалист (В.Г.Бочарова, 1999).

Важное значение для оптимальной разработки содержания социальной политики и решения ее педагогическими средствами имеет такой социально-педагогический метод, как изучение социальной инфраструктуры того социума, применительно к которому формируется та или иная социальная программа. Наряду с изучением инфраструктуры региона следует иметь сведения о социально-экономических и социально-педагогических нуждах и потребностях студенческой молодежи, связанных с организацией труда, проживания, учебы и досуга.

Таким образом, педагогический подход к содержанию и технологиям социально-педагогической работы в системе социальной защиты студентов является не только приемлемым, но и необходимым.

На применение педагогических подходов в социальной работе указывает и А.В.Мудрик (2000). По его мнению, «все категории социальных работников в идеале должны иметь определенный уровень социально-педагогической подготовки» (Мудрик). Иными словами, социально-педагогические знания должны иметь практически все социальные работники, осуществляющие свою профессиональную деятельность в различных условиях и в интересах различных категорий населения.

Так, социальная работа в сфере семейного благополучия предполагает консультации по брачным отношениям, подготовку родителей к воспитанию детей, помощь в решении финансовых вопросов, проблем здоровья, образования, трудоустройства.

Школьная социальная работа имеет в виду помощь учащимся по включению в школьную жизнь, координации усилий школы, семьи и общины (общественности микрорайона); помощь учащимся, учителям и родителям в решении проблем прогулов, социальной изолированности, сверхагрессивного поведения, недисциплинированности и др.

Сельская социальная работа ориентирована на помощь жителям в решении проблем, которые у них возникают в связи с малонаселенностью сельской местности, ограниченностью общественных контактов и социальной инфраструктуры, низкими образовательными и рекреативными (досуговыми) возможностями и пр.

Соответственно социальная работа со студентами, как было отмечено ранее, ориентирована на преодоление или компенсацию присущих им социальных рисков.

В каждой сфере помощь должны осуществлять профессионально подготовленные социальные работники. Таким образом, отечественная и мировая практика подтверждает тот непреложный факт, что по мере расширения масштабов и возникновения новых форм и моделей социальной работы степень ее эффективного преобразующего влияния на сферы социальной политики и массовой практики жизнеобеспечения личности во многом зависит от уровня цивилизационной ориентации и профессиональной подготовки кадров.

Говоря об этом, мы подразумеваем прежде всего необходимость овладения основами педагогических аспектов теоретических и методических знаний и выработки с их помощью практических навыков социально-педагогической деятельности на решающих стратегических направлениях ее в разно уровневых звеньях социально защитной деятельности.

Вышеперечисленные педагогические взгляды можно рассматривать в призме социальной педагогики, социальной работы. Социальная педагогика, социально-педагогическая служба (педагогика отношений в социуме) является базовой, интегративной основой в системе служб социальной помощи, в поддержке населения и позволяет своевременно диагностировать, выявлять и педагогически целесообразно влиять на отношения в социуме, развивать всевозможные инициативы, формировать ценностные ориентации личности по отношению к себе, своему физическому и нравственному здоровью, к окружающей природе, социальной среде. Социальная педагогика видит одну из главных своих задач социальную поддержку, помощь и защиту личности при соблюдении всех критериев целесообразности, экономичности и гуманности.

Социальная педагогика, по мнению многих ученых (В.Г.Бочарова, В.Н.Гуров и др.), служит теоретическим фундаментом согласованной деятельности по оказанию помощи индивиду (группе) в широком социальном пространстве, является стержневой содержательной основой в межорганизационной координации всех субъектов социальнозащитной работы.

В настоящее время, характеризуя социально-педагогическую деятельность как общественно-исторический феномен, западные и отечественные ученые приходят к выводу, что социальная педагогика призвана обосновывать и оказывать на практике интегративную поддержку в решении сложных конфликтных ситуаций, которые возникают по мере взросления человека в обществе, и своевременно исправлять ущерб, нанесенный людям, отдельному индивиду.

В этом смысле понятие «социальная педагогика» может быть интерпретирована как «педагогика социальной работы».

Таким образом, социальная работа как фундамент, основа взаимодействия институтов в социальной работе включает в свою орбиту широкий круг задач:

- определение факторов и сфер влияния социальной среды на формирование личности, ее воспитание, оздоровление, правовую и социальную защиту;

- влияние на организацию целостной системы социальных воздействий

- на гармонизацию отношений личности и социума;

- педагогическое обеспечение согласованной социальной поддержки

- различных нуждающихся в этом групп людей (опеки, патронажа,

- реабилитации, консультаций, профилактики и т.д.);

- насыщение соответствующим содержанием и технологиями решения

- экологических проблем;

- налаживание связи с жизнью различных институтов общества (государственных, негосударственных, коммерческих), причастных к социальной работе, обеспечение открытости этих институтов; привнесение педагогического компонента в содержание деятельности разно ведомственных институтов социальной сферы с различными группами людей.

Решая эти и другие задачи, социальная педагогика переводит глобальные ценности профессиональной социальной работы в практическую, конкретную плоскость, применительно к индивиду, группе, общине, тому или иному контингенту людей (Бочарова, 1994).

Таким образом, социальная педагогика и социальная работа - это область знаний и та деятельность, которая направляется на решение конкретных проблем социальной политики, так как основными задачами этих наук являются идеи помощи, поддержки и защиты личности, выступающие одновременно и задачами региональной социальной политики. В ракурсе социальной поддержки и защиты личности особую ценность представляет личностно ориентированный подход, являющийся закономерным этапом развития гуманистического направления в мировой педагогике. На первый план здесь выступают ценность личности, ее внутренний мир, свобода, индивидуальность, творчество.

В ракурсе социальной работы также указывается важность использования личностно ориентированного подхода социальной работы с различными контингентами клиентов (В.Г.Бочарова, В.Н.Гуров, В.Д.Семенов и др.). В.Г.Бочарова (1994) отмечает, что в современном социуме, заполненном такими явлениями, как преступность, коррупция, безработица, богатство одних и нищета других, алкоголизм, наркомания, социальное сиротство, есть только один единственно верный путь (и это подтверждает опыт большинства стран, побывавших в подобных ситуациях): ставка должна быть сделана на перспективный контингент страны. Чем больше средств государство и общество вложат в создание условий для нормальной работы, учебы и жизнесуществования этого контингента, тем быстрее мы сможем переломить ситуацию в укреплении всего общества и в том числе -поддержать тех, кто отдал стране свое здоровье, силы, а теперь влачит нищенское существование в старости или стал инвалидом в мирные годы. Общество состоит из личностей, конкретных людей и их семей. Среднеарифметической личности или семьи не бывает. Нужен механизм двусторонней постоянно действующей связи между конкретным человеком и его семьей со всеми структурами общества, государства (Бочарова).

Социальная работа по своей сути и назначению является «личностной службой помощи людям», рассматривает личность в социуме как систему в системе, в конкретной социальной ситуации ее развития, деятельности и отношений. Поэтому важным представляется также использование в практике социальной политики системного подхода.

Практика применения системного подхода в педагогике и социальной педагогике часто свидетельствует о достаточно распространенной ошибке, суть которой заключается в «не различении», по определению И.А.Липского (2004), системного (сложноорганизованного) социально-педагогического объекта и системного исследования такого объекта. На различных уровнях анализа и при решении разных задач один и тот же объект может быть исследован как системный и как несистемный (И.А.Липский).

Иными словами, при методологическом анализе социально-педагогического объекта с самого начала возможны две различающиеся мировоззренческие научные позиции исследователя: декларирование им своего намерения принять объект за нечто целое и выделить в нем элементы или признание системности качественной характеристики объекта. В зависимости от выбора позиции педагог будет реализовывать разные стратегии познания и преобразования объекта: описывать педагогическую или социально-педагогическую систему, т.е. последовательно рассматривать все элементы объекта в нескольких типичных вариантах их взаимодействия (исследовать состояния или ситуации педагогического или социально-педагогического объекта) и определять, каким образом и в какой степени элементы структуры подчинены целям системы; описывать качественные характеристики педагогической (социально-педагогической) системы: целостность, структурность, взаимозависимость системы и среды, иерархичность, множественность описания и др.

Учитывая достаточно детальную разработку системного подхода в научной литературе (В.Г.Афанасьев, 1980; В.С.Лазарев, 2002; Э.Г.Юдин, 1978 и др.), нужно указать лишь на два обстоятельства. Первое: выбор позиции социальным педагогом-исследователем - начальный шаг в реализации системного подхода. Здесь следует отметить, что существуют глубокие различия между системой-предметом и системой-процессом. Второе: системный подход в социальной педагогике имеет значительное число относительно самостоятельных направлений, на каждом из которых решаются собственные задачи (системно-генетический, системно-исторический, системно - структурный, системно - содержательный, системно - функциональный, системно-методический, системно-информационный подходы и др.).

 

АВТОР: Мирзоян М.В.