03.05.2012 2962

Теоретические аспекты концепции диалога культур в подготовке будущих преподавателей педагогики в вузе

 

Прямая зависимость между качеством образования и устойчивым, динамичным развитием общества констатируется в целом ряде государственных документов. Особое внимание в них уделено качеству педагогического образования, так как роль педагога является определяющей в решении задач, стоящих перед современной системой образования.

Одно из важнейших направлений повышения качества подготовки будущих педагогов заключается в определении подходов, способствующих достижению развивающего эффекта педагогического процесса. Обращение к идеям гуманизма, культуросообразности и антропологизма в образовании, ориентация на становление Человека Культуры актуализировало идеи единства и целостности личностного и профессионального развития будущего специалиста.

Выпускник, получающий квалификацию педагог-психолог, должен быть готовым к осуществлению профессиональной деятельности, направленной на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное и социальное развитие обучающихся; способствовать социализации и формированию общей культуры личности, осознанному выбору и освоению образовательных программ; содействовать охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка; способствовать гармонизации социальной сферы образовательного учреждения; осуществлять меры по формированию психологической культуры обучающихся, педагогических работников и родителей; разрабатывать развивающие и коррекционные программы образовательной деятельности с учетом особенностей личности; проводить психологическую диагностику различного профиля и предназначения и необходимую психолого-педагогическую коррекцию; осуществлять психологическую поддержку творчески одаренных учащихся.

Государственную норму того или иного образования определяет государственный образовательный стандарт, который определяет учебную программу вуза. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования включает в себя циклы дисциплин: общие гуманитарные и социально-экономические, общие математические и естественно-научные, общепрофессиональные дисциплины и дисциплины предметной подготовки, которые направлены на воспитание «человека культуры» - свободной, гуманной, духовной, творческой личности, профессионала своего дела.

Анализ государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования позволяет определить элементы концепции диалога культур в содержании подготовки педагогов-психологов.

В цикле дисциплин общих гуманитарных и социально-экономических при изучении иностранного языка, студенты знакомятся с историей и культурой различных стран, их традициями, системой образования, искусством и наукой, вступая в диалог с культурой и жизнью страны изучаемого языка. Диалог прослеживается, когда личность обращена к другим представителям человеческого рода, в восприятии другого человека, в общении с другими людьми страны изучаемого языка. Студент ведет диалог по «вопросам бытия» в контексте другой культуры. Это приводит к самосознанию. Где начинается самосознание, там начинается диалог. Изучение культуры и жизни в целом другой страны происходит также и через текст, который, будучи достроенным, до слова, речи, всегда обращен к другому (другим) во взаимном общении. Диалог, осуществляемый в тексте -это диалог культур людей, времен, народов различных стран. Поэтому диалогические отношения универсальны, они пронизывают все отношения и проявления человеческой жизни. И самосознание, и текст являются основными категориями диалоговой концепции культуры М.М. Бахтина, которая лежит в основе подготовки будущих преподавателей педагогики.

Изучение иностранных языков, раскрывающих историю культуры разных народов, способствует формированию культуры межнационального общения.

Не менее важным в общекультурной и профессиональной подготовке студентов является физическая культура. Правильное физическое развитие студентов способствует повышению их работоспособности, воспитывает здоровый образ жизни. В данном случае мы можем говорить о диалоге с собственным телом, формируя физическую культуру личности.

При изучении истории студенты знакомятся с общественной мыслью, особенностями общественных движений того или иного исторического периода, о том каков их вклад в развитие мировой культуры. При этом у студентов формируется гражданская культура.

Наиболее развернутое представление о культуре как системе культурных явлениях студенты получают при изучении культурологии. При изучении данной дисциплины студенты знакомятся с такими понятиями как культура, цивилизация, морфология культуры, субъект культуры, культурогенез. В рамках данного курса идет изучение функций культуры, культурных традиций, культурных ценностей и норм, языка и символов культуры, культурных кодов и межкультурных коммуникаций, культурных картин мира. Студенты знакомятся с восточными и западными типами культур, с процессами взаимодействия между культурой и природой, культурой и обществом, культурой и глобальными проблемами современности; взаимосвязи культуры и человек, инкультурация и социализация. Пронизывающие диахронию культуры константные наборы символов в значительной мере берут на себя функцию механизмов единства: осуществляя память культуры о себе, они не дают ей распасться на изолированные хронологические пласты. Все полученные знания позволяют сформировать у студентов культурно-просветительскую культуру.

В курсе политологии у студентов формируется политическая культура при изучении политических учений, Российской политической науки и ее социокультурных оснований.

О государстве и праве, об их роли в жизни общества студенты узнают при изучении правоведения. В рамках данной дисциплины студенты изучают Конституцию Российской Федерации, свои права и обязанности и т.д. Все эти знания направлены на формирование правовой культуры студентов, которая является неотъемлемой частью образованного человека.

Многообразие подходов породило различные трактовки роли, места и сущности культуры в контексте мировой цивилизации, что является предметом изучения социологии. Осваивая социологию, студенты определяют свою позицию в отношении единства и противоречий культуры и образования как важнейших характеристик общества. Ими выявляются основные социальные институты, через которые осуществляется диалог человека с культурным полем человечества.

Социологи (Е.А. Вавилов, В.П. Фофанов) утверждают, что в настоящее время оформились две основные концепции: одна из них состоит в понимании культуры как творческой деятельности, вторая интерпретирует культуру как способ («технологию») деятельности. В отечественной науке трактовка культуры получила определенное развитие как духовная жизнь общества. Социологией культуры рассматриваются каналы, удовлетворяющие потребности людей в приобщении к различным ценностям, оценивается эффективность социальных институтов в этом процессе.

Культура как пространство воспитания способствует формированию эстетического, политического, правового идеала человека. Социология позволяет осознать роль творческой деятельности народа, его культуры в жизни общества.

Социологическая картина культуры. - чрезвычайно сложное, мозаичное полотно, «сотканное» из противоречивых тенденций, прорывов в будущее и тупиков поиска, творчества, путей возвышения ценностей и преодоления интеллектуальной ограниченности, разрешаемые в диалоге, в котором рождаются подлинные смыслы.

Наиболее глубоко помогает студентам проследить, как происходит диалог культур, философия. Известна позиция Х.Г. Гадамера, который, раскрывая герменевтическую модель философствования, отождествляет философию с диалогом, диалогическим методом. Философствование как герменевтическая деятельность, понималась им как нахождение и конструирование смыслов бытия и человеческого существования. При изучении философии у студентов формируется целостная система научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир; научную картину мира как систему, отражающую наиболее существенные стороны бытия и мышления, природы и общества. Научные знания выступают как часть, сторона, подтверждение диалектического диалогического взгляда на мир.

Знания, полученные при изучении истории, культурологии, политологии, социологии, философии позволяют студентам вступить в диалоговые отношения с обществом, что является необходимым условием профессионального развития студента и позволяет воспитать сознательного члена общества.

Следующим, необходимым при подготовке специалистов в вузе является цикл дисциплин общей математической и естественнонаучной подготовки.

При изучении математики и информатики студенты знакомятся с основными математическими структурами, моделями, алгоритмами и языком программирования. На занятиях по информатике студенты осваивают диалог с техникой, знаково-символической системой, кодированием информации, виртуальным миром. Знаки заменяют сущности, явления и вещи и позволяют людям обмениваться информацией. Символы представляют собой один из наиболее устойчивых элементов культурного континуума. Являясь важным механизмом памяти культуры, символы переносят тексты, схемы и другие новшества образования из одного ее пласта в другой. Знаково-символическая система позволяет студентам кодировать информацию, которая будет доступна другому человеку благодаря знанию этих знаков и символов. Все полученные знания способствуют созданию диалога, как с другим человеком, так и внутри себя. Диалог с техникой позволяет студентам воздействовать на другого человека, на этом же основана и сила слова.

Естествознание, будучи сложнейшей совокупностью наук о природе, выработало в процессе своей длительной эволюции такие способы, методы и приемы познания, которые, несомненно, могут служить и служат эталонными нормами не только для всякой науки, но и приобретают общекультурное значение. На сегодняшний день рациональная естественнонаучная методология познания проникает в социальную и гуманитарную сферы, оказывает заметное воздействие на психологию, философию, искусство. Естествознание ведет размышление о двух полюсах культуры. На одном из них - культура, созданная наукой, естествознанием (естественнонаучная культура), на другом - социогуманитарная культура, между, которыми и идет диалог о месте человека в современном мире, о целостной картине мира.

Вступая в диалог с природой, студенты осознают принадлежность человека к природе Земли и Космосу, с которыми у него постоянно происходит обмен веществ и энергией. Человек является неотъемлемой частью биосферы, растительного и животного мира Земли.

Диалог, в который студент вступает при изучении естествознания, обращен к отражению бытия человека в природе. Он направлен на формирование у будущих педагогов естественнонаучной картины мира, экологической культуры, ответственного отношения к природной среде. А также диалог с природой дает студентам понять, что изуродованная им природа угрожает существованию человечества, губит его, а понимание природы - облегчает и украшает жизнь человечества, делает человека более полноценным и продуктивным существом.

Среди дисциплин общепрофессиональной подготовки можно выделить следующие: психология, педагогика, психолого-педагогическая антропология, управление образовательными системами, основы профориентологии и др.

Каждая конкретная наука отличается от других наук особенностями своего предмета. Психология изучает восприятие, память, мышление, волю, чувства, личность, субъективный мир и др., в совокупности образуя то, что именуется психикой, психическим, внутренним миром человека, его душевной жизнью и т.д. При изучении всех этих явлений мы постигаем культуру общения, умение воспринимать внутренний мир другого человека, самого себя, диалогичность самосознания. Диалог с самим собой, формирование самосознания являются структурными элементами психологического облика студента, складывающиеся в общении и деятельности, идеальной представленности индивида в себе, как в другом.

Одним из основных средств развития личности является формирование ее базовой культуры, которая развивается при изучении такой дисциплины как основы общей педагогики. Все знания, умения и навыки, которые студент получает в процессе обучения, необходимы для применения в образовании усваиваемой культуры. Содержание образования создает условия для активного творческого и практического освоения обучающимися общечеловеческой культуры, культуры жизненного самоопределения; экономической культуры и культуры труда; политической и правовой культуры; интеллектуальной, нравственной, экологической, художественной и физической культуры; культуры общения и семейных отношений.

Готовя студентов к преподавательской деятельности, необходимо отметить, что педагог осуществляет связь времен. Он передает эстафету из настоящего в будущее, так или иначе, обращаясь к прошлому. Именно в этой связи диалог культур обеспечивает взаимосвязь времен.

Высокий интерес к культуре, диалогу как значимым для воспитания явлениям традиционно свойственны педагогике, в том числе и психолого-педагогической антропологии. Это объясняется, во-первых, тем, что социальное и персональное пространство, историческое и личное время бытия, как взрослого человека, так и ребенка заполнено предметами, отношениями, ценностями, информацией и технологиями, имеющими прямое отношение к материальной и духовной культуре. В психолого-педагогической антропологии студенты знакомятся с таким понятием как диалог, который в рассмотрении культуры выступает как процесс и результат диалога с другими культурами и одновременно как внутренний диалог между отдельными ее элементами.

Управление образовательными системами - дисциплина, которая помогает студентам освоить культуру управления. Культура управления -комплексная обобщенная характеристика управленческого труда, отражающая его качественные черты и характерные особенности. Она включает совокупность знаний, их структуру и глубину, мировоззрение, морально-этические нормы работы, отношение к труду, навыки в организации работы, умение владеть собой, понимать и учитывать особенности других людей, с которыми приходиться сталкиваться в процессе работы. Культура управления проявляется также в эстетике работы, стремлении выполнить и оформить ее красиво. При изучении данной дисциплины у студентов формируются знания и умения в управленческой деятельности, уверенность в своих действиях, интерес к будущей деятельности в качестве руководителя. Все это поможет студентам при вступлении в диалог с другими людьми в профессиональной сфере.

Проследить развитие педагогической мысли помогает студентам дисциплина «История образования и педагогической мысли», которая способствует философскому осознанию идеала человека как цели образования, который раскрывается через отношение человека к себе, природе, обществу, космосу, через общекультурные универсалии, установки, ценности и в конечном итоге определявшие историческое движение педагогической мысли.

Для будущего педагога имеет значимость ознакомление с античным, средневековым и современным образованием и воспитанием не с позиции познания омертвевшего реликта, а с точки зрения живого знания, важного в культурно-образовательном отношении для современной повседневной практики и способного к культурно-педагогической модернизации в образовании. Содержание данной дисциплины позволяет студентам обобщить знания в области истории, культуры, философии, педагогики в единой системе универсальной научной культурно-исторической картины мира, которая дает возможность определения педагогу собственной гуманистической позиции.

Разнообразный культурно-педагогический опыт может способствовать повышению культурно-научного, концептуально-теоретического уровня подготовки будущих педагогов и помочь им в разработке перспективных педагогических проектов.

Будущие педагоги в учебной деятельности осваивают методики помощи учащимся в правильном выборе профессии в основах профориентологии. Знание целей и задач профориентационной работы, ее планирование и организация, определение критериев успешности в профессиональной деятельности говорит об усвоении диалога «Я - другой». Знания по основам профориентологии становятся частью профессиональной культуры будущего педагога-психолога.

В процессе изучения возрастной анатомии, физиологии и гигиены студенты знакомятся с общими закономерностями роста и развития организма, анатомией и физиологией нервной системы, нейрофизиологическими основами поведения человека; гигиеной учебно-воспитательного процесса, режимом дня, гигиеническими требованиями к оборудованию образовательного учреждения. Данная дисциплина позволяет студентам вступать в диалог с самим собой, познавая строение своего тела, высшей нервной деятельности, организма в целом, а также условий влияющих на благоприятное его развитие.

Первое десятилетие XXI века объявлено десятилетием культуры мира и ненасилия. Для обеспечения мира необходимо воспитание у студентов межрасовой, межконфессиональной и межнациональной толерантности, искреннего интереса к культуре народов Земли. Этнопедагогика, объединяющая эмпирические сведения о воспитании подрастающего поколения разных народов и нацелена на решение названных задач.

Этнопедагогика представляет собой научный взгляд на явление воспитания и анализирует социальные и педагогические процессы, взаимосвязи, взаимодействия, взаимовлияния педагогики с культурными традициями народа, диалога народов.в воспитании детей, обогащение национальных идей воспитания за счет освоения культурных ценностей других народов мира.

Курс этнопедагогики дает каждому студенту возможность постичь непреходящую ценность и общность человеческих идеалов независимо от расы и национальности.

Дисциплины общепрофессионального цикла направлены на формирование у студентов профессиональной культуры, необходимой в их дальнейшей профессиональной деятельности.

Культурный диалог прослеживается и в дисциплинах предметной подготовки педагогов-психологов.

Возрастная психология - дисциплина, изучающая особенности психического развития, а также феноменологию развития личности в детстве, отрочестве, юности и в период зрелости. Центральное место при освещении каждого возрастного периода, сторон психического развития занимает круг вопросов, связанных с характеристикой самого процесса развития, а также внутренней позицией самой личности. Студент вступает в диалог между раскрытием психологического содержания последовательных этапов онтогенеза, изучая возрастную динамику психических процессов и влиянием на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий.

Психологические проблемы обучения и воспитания изучает педагогическая психология. Сущностью индивидуального психического развития человека является усвоение им общественно-исторического опыта, зафиксированного в предметах материальной и духовной культуры, усвоение это осуществляется посредством активной деятельности человека, средства и способы которой актуализируются в общении с другими людьми. Педагогическая психология исследует целенаправленное формирование познавательной деятельности и общественно значимых качеств личности, условия, обеспечивающие оптимальный развивающий эффект обучения, возможности учета индивидуальных особенностей учащихся, взаимоотношения между педагогом и учащимися, а также* внутри учебного коллектива, психологические основы самой педагогической деятельности. Знания, полученные студентами в ходе изучения педагогической психологии, помогут им вступать в диалог как с одним учащимся, так и с коллективом в целом. Данный диалог будет построен на взаимопонимании, взаимообогащении, что поможет будущим педагогам правильно построить свою педагогическую деятельность.

При изучении социальной психологии студенты узнают о закономерностях поведения и деятельности людей, обусловленных фактом их включения в социальные группы, а также о психологических характеристиках самих этих групп. Основными разделами социальной психологии являются общение и взаимодействие людей, психология групп, психология личности. Студенты при изучении основных разделов социальной психологии вступают в диалог, как с самим собой, так и с группой людей, через общение, передачу информации, культурных ценностей.

Трудовая культура у студентов формируется при изучении психологии труда, которая направлена на изучение психологических закономерностей формирования конкретных форм трудовой деятельности и отношения человека к труду. Психология труда научит студентов строить диалог «Я - другой», направленный на установление взаимоотношений с другим человеком и коллективом в целом.

Психодиагностика знакомит студентов с методами выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Данная дисциплина позволит студентам научиться познавать себя, свой внутренний мир, т.е. устанавливать диалог с самим собой.

О культуре отношений в семье между взрослыми, детьми, взрослыми и детьми студенты узнают из основ психологии семьи и семейного консультирования. Данные знания помогут студентам в профессиональной деятельности, а также при создании своей семьи.

Теория и методика воспитания раскрывает студентам сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса; базовые теории воспитания и развития личности; систему форм и методов воспитания; диалоговые технологии.

О движущих силах образовательного процесса, закономерностях и принципах обучения студенты узнают из теории обучения. Теория обучения изучает данный процесс как сотворчество педагога и студента.

Последнее время между студентом и педагогом все чаще доминируют субъект-субъектные отношения, в основе которых лежит диалог. Диалоговые отношения - это отношения взаимного уважения и доверия, естественности и открытости. Взаимопонимание в диалоге - основное средство общения и взаимосвязи, способ взаимораскрытия и взаимоутверждения. Взаимопонимание опирается на рефлексию, т.е. на самопознание. Таким образом, при изучении теории обучения студенты вступают в диалог «Я - Я», «Я - Другой».

Изучение студентами всех циклов дисциплин позволяет им овладеть следующими видами профессиональной деятельности: преподавательской, научно-методической, социально-педагогической, воспитательной, культурно-просветительской, управленческой, коррекционно-развивающей. Все эти циклы дисциплин способствуют формированию таких культур как философско-мировоззренческая, физическая, профессиональная, эстетическая, трудовая, правовая, управленческая, культура общения, культура межнационального общения, культура управления и т.д. Студент в процессе усвоения знаний, построенного на концепции диалога культур, находится в постоянном взаимодействии с культурой через диалог, образуя

В процессе обучения, построенном на концепции диалога культур студентам необходимо опираться на диалоговую модель усвоения знаний, отступая от традиционной.

Диалоговая модель усвоения знаний ведет к смыслообразованию студентов.

При подготовке педагогов-психологов важная роль отводится специализациям, в рамках которых студенты получают углубленные профессиональные знания, умения и навыки в различных областях деятельности по профилю специальности. К профессиональным областям педагогической деятельности педагогов-психологов относятся дошкольные образовательные учреждения, школы, школы-интернаты, детские дома, детские колонии, колледжи, училища и т.д.

Специализации в вузе складываются исходя из ситуации в образовательной сфере, которая складывается в определенном крае или области. Наибольшую актуальность для Ставропольского края имеют профессиональные преподаватели педагогики для средних профессиональных образовательных учреждений, колледжей, училищ, институтов повышения квалификации, различных методических центров. Выбор специализации преподавателей педагогики «Методика образования и воспитания в средних профессиональных учреждениях» предполагает преподавание педагогики и психологии, и углубленное изучение педагогики как области научного знания и овладение будущими преподавателями современными технологиями обучения.

Выбранная нами в качестве методологической и теоретической основы диалоговая концепция культуры является современным педагогическим условием формирования профессиональной готовности будущих преподавателей педагогики к реализации диалоговой концепции культуры в образовательной деятельности.

Проводя анализ государственного образовательного стандарта на основе диалога культур можно сделать следующий вывод. Если мировые культуры - суть в некотором смысле «личности» - то, с точки зрения М.М. Бахтина, между ними должен существовать, длясь в веках, нескончаемый «диалог». Обособленность же культур, их замкнутость внутри себя приводит к непознаваемости чужих культурных феноменов, к безграничному одиночеству человека в мире.

Каждая культура, будучи вовлечена в «диалог» с культурными эпохами прошлого и настоящего постепенно раскрывает заключенные в ней многообразные смыслы, часто рождающиеся помимо сознательной воли творцов культурных ценностей.

Одной из главных задач, стоящих перед образованием, является задача формирования рефлексивной, творческой личности. Любая система, а тем более система образования должна основываться на определенной теоретической методологии. В качестве такой методологической основы нами взята диалоговая концепция культуры М.М. Бахтина. Система диалогового образования в высшей школе должна быть ориентирована на личность и способна подготовить не просто специалиста-профессионала, а прежде всего культурного, интеллигентного, творческого человека.

Таким образом, использование культуро-диалогических аспектов учебных дисциплин способствует становлению диалогового сознания, личностно-культурной самодетерминации, развитию гуманитарного мышления студентов, создает условия смыслообразующего образования.

 

АВТОР: Мищерина И.В.