04.05.2012 2938

Педагогические основы формирования профессионализма будущих менеджеров

 

Психолого-педагогические механизмы формирования профессионально значимых качеств осуществляются на основе применения педагогических технологий, ориентированных на развитие профессионального самоопределения и творческого начала личности, учитывающих ее индивидуально-психологические характеристики. Профессиональная подготовка специалистов в вузе должна строиться на идее целостности личности, а также ее постоянного развития и совершенствования в ходе вузовской подготовки.

Отсюда, одной из важных задач профессиональной подготовки является раскрытие потенциала личности, обеспечивающего совершенствование самой деятельности, также и самой личности.

Анализ системных исследований последних лет доказали тезис о целостности личностной структуры, высокой корреллируемости всех личностных свойств. Констатирующий эксперимент выявил профессиональную структуру личности специалиста. В процессе исследования были определены профессионально значимые качества личности, обладая которыми выпускник вуза достигнет определенного уровня в трудовой деятельности.

Проведенное исследование существующей и определение желательной степени обеспечения заданного уровня подготовленности специалиста по требуемым «эталонным параметрам», отраженным в квалификационных характеристиках, определило то рассогласование, которое имеет место с точки зрения различных экспертов («потребителей» - представителей организаций и «изготовителей» - работников вуза). Корреляционный анализ профессиограммы и мнений экспертов по поводу профессионально значимых качеств специалиста подтвердил зависимость между интегративными качествами личности и успешной деятельностью, позволил нам выделить список из семи комплексов профессионально значимых качеств факторов успешной деятельности: профессиональные знания и умения, профессиональная направленность, ответственность, активность, адаптивность, психологическая устойчивость и коммуникативность.

Исследуемая целостность профессиональной подготовки студентов -есть структура, которая представлена семью самостоятельными взаимосвязанными подструктурами - факторами. Каждый из которых детерминируется входящими в него качествами с высокими оценками значимости. Успешность деятельности специалиста определяется равномерностью уровней выраженности всеми выделенными факторами, то есть некоторой универсальностью, «гармоничностью» личности выпускника вуза. Ранжирование профессионально значимых качеств на основе корреляционного анализа позволило установить, что для повышения качества подготовки выпускников к профессиональной деятельности необходимо уделить особое внимание формированию таких целостностей в структуре личности студента, как профессиональная направленность и ответственность. Развитие профессиональной направленности студентов в вузе определяется предшествующим выражением положительного отношения к профессии и стоящими за этим отношением мотивами.

В психолого-педагогических исследованиях Башкаевой Э.Х., Кузьминой Н.В. и др. указано, что успех творческой деятельности личности во многом зависит от положительного отношения к делу, и сами функциио-нальные возможности человека могут быть определены лишь при условии, что деловые качества есть результат не только способностей, но и желания употребить их на практике. Поэтому, нами предварительно был изучен процесс становления профессиональной направленности будущих специалистов.

Для этого были исследованы мотивы поступления на экономический факультет и ухода с него, определена степень удовлетворенности различными аспектами будущей работы и особенностями подготовки к ней в зависимости от уровня профессиональной направленности и ее структуры.

В работах Н.В. Кузьминой, Башкаевой Э.Х. выделены три уровня профессиональной направленности, которые можно отнести к любой специальности:

- 1-ый уровень - студенты с положительной направленностью на профессиональную деятельность, что предполагает связь между доминирующими, ведущими мотивами с содержанием профессиональной деятельности;

- 2-ой уровень - студенты, для которых приемлем компромисс между негативным отношением к профессии в процессе обучения в вузе и перспективой в дальнейшем работать по специальности;

- 3-ий уровень - студенты с негативным отношением к профессии будущего менеджера.

Первый уровень составляют студенты четвертых и пятых курсов, второй уровень - первых и вторых курсов, третий - студенты третьего курса. Анализ удовлетворенности различными аспектами будущей специальности и подготовки к ней показал, что для студентов первого уровня значимыми являются те аспекты деятельности, которые требуют главных качеств менеджера - ответственность, активность, профессиональная направленность, коммуникативность.

Для студентов второго уровня характерна неуверенность в соответствии своих способностей характеру будущей деятельности. Нет уверенности в правильности выбора специальности. Почти все студенты третьего уровня либо поступали на другие факультеты, либо переведены из-за слабой успеваемости, либо ими двигало желание получить отсрочку от армии.

Кроме трех уровней профессиональной направленности Кузьмина Н.В. и Башкаева Э.Х. выделяют три этапа развития мотивационно-ценностного отношения к профессии в ходе учебной деятельности. Первому этапу (I, II курс) характерны высокие показатели учебных и профессиональных мотивов, управляющие учебной деятельностью. Второй этап (III курс) - это снижение интенсивности всех мотивационных компонентов. Познавательные и профессиональные мотивы не выступают как доминирующие в учебной деятельности. Третий этап (IV-V курс) - растет степень осознания и интеграции различных мотивов обучения.

В результате теоретического анализа установлено, что для совершенствования процесса формирования профессиональной направленности, кроме известной дифференциации способностей, необходима дифференциация мотивационной сферы личности. Результаты экспериментальной работы подтвердили, что на профессиональную направленность большое влияние оказывают такие личностные качества, как способности и черты характера.

Установлено, что основным психолого-педагогическим механизмом в формировании профессиональной направленности является противоречие между содержанием профессионального труда и личностным смыслом выбора профессии.

Для разрешения этого противоречия и обеспечения динамики развития профессиональной направленности в условиях вуза необходимо:

- углубление личностного смысла выбора профессии;

- корректировка мотивации, акцент на доминирующий мотив, касающийся объективного содержания деятельности;

- формирование прямых мотивов в деятельности;

- определение перспективы деятельности.

Таким образом, переменной, определяющей структуру профессионально значимых качеств будущего специалиста, являются главные из них - профессиональная направленность и ответственность. Чем больше студент в процессе производственных и учебных практик, изучения специальных дисциплин узнает о своей будущей работе, чем больше он овладевает навыками специалиста при исполнении обязанностей, тем выше уровень сформированности необходимых для его будущей профессиональной деятельности качеств.

Критериями сформированности профессиональных знаний (методологических, теоретических, методических, технологических) выступают:

- уровень развития познавательной активности и направленности личности;

- объем, обобщенность и системность профессиональных знаний;

- характер мышления, открытость поиску, творческое, нестандартное осмысление действительности;

- умение применять знания в различных трудовых ситуациях.

Анализ научных работ по педагогике в области формирования профессионализма показывает, что необходимо развитие соответствующего уровня информационной культуры студентов, что существует несколько подходов к его изучению. Можно выделить информологический, культурологический, библиографический и философский уровни. Информационная культура делится на три категории: информационную культуру специалиста, информационную культуру личности и информационную культуру общества в целом.

Научные исследования о формировании информационной культуры специалиста, позволяют выделить и уточнить смысл «информационная культура специалиста управленческого профиля».

Информационная культура менеджеров предполагает или состоит из настоящего знания ими потенциальных возможностей современных информационных технологий; умение правильно и рационально их использовать в повседневной учебе, в процессе принятия управленческих решений в будущей профессиональной деятельности.

Умение анализировать, предвидеть и прогнозировать экономические ситуации с помощью построения информационных моделей изучаемых процессов и явлений с использованием всего арсенала средств вычислительной техники и программного обеспечения поможет выдержать в будущем любую конкуренцию.

С помощью проведенного анализа научных работ в области информационной культуры гуманитариев можно вывести критерии ее оценки. Для определения критериев оценки информационной культуры будущих менеджеров на основе комплекса знаний, умений и навыков области информатики и информационных технологий, мы отобрали некоторые, на наш взгляд, наиболее важные из них.

Обладающий информационной культурой менеджер должен уметь:

- выбирать и формулировать цели;

- осуществлять постановку задач;

- строить информационные модели изучаемых процессов и явлений;

- анализировать информационные модели с помощью автоматизированных информационных систем;

- упорядочивать, систематизировать, структурировать данные и знания, понимать сущность информационного моделирования, способы представления данных;

- интерпретировать полученные результаты;

- принимать решения о применении того или иного программного обеспечения, тех или иных информационных технологий для повышения эффективности своей профессиональной деятельности;

- предвидеть последствия принимаемых решений и делать соответствующие выводы;

- использовать для анализа изучаемых процессов и явлений базы данных, системы искусственного интеллекта и другие современные информационные технологии;

- пользоваться автоматизированными информационными системами - системами сбора, хранения, переработки, передачи и представления информации, базирующимися на электронной технике и системах телекоммуникации; успешно пользоваться такими ресурсами как международные информационные сети, мировой банк данных, осуществлять выбор нужной базы данных из всех существующих, проводить автоматизированный анализ данных;

- владеть основами алгоритмизации: принципами построения алгоритмов (метод пошаговой детализации «сверху вниз»), базовыми структурами алгоритмов при необязательном изучении какого-либо процедурно-ориентированного языка программирования;

- пользоваться первоисточниками, знать авторов наиболее значимых для отрасли идей, владеть определенным перечнем их произведений (знать названия, содержание и значение основных научных и прикладных трудов по отрасли, авторские концепции и т.п.); конкретных документов (справочников, нормативной документации, авторитетных публикаций по отрасли, ведущих профессиональных периодических изданий и т.п.); уметь ими оперировать (помнить, уметь ссылаться на них, апеллировать к их авторитету и т.п.); уметь, используя различные источники, найти информацию, отобрать нужное, проанализировать и рационально использовать ее в своей деятельности для достижения конкретно поставленной цели;

- рационально использовать, сохранять и развивать региональные информационные ресурсы; знать уровень доступности данных ресурсов населению региона и содержание межрегиональных информационных связей;

- владеть правовыми основами информационной деятельности, знать законы и нормативные акты, регламентирующие эту деятельность, владеть справочно-правовыми системами и системами принятия решений; знать основы информационной безопасности;

- знать законы функционирования информации в обществе; понимать сущность происходящих информационных преобразований; понимать свое место и задачи в формирующемся информационном обществе.

Приобретение таких знаний, умений и навыков при профессиональной подготовке менеджеров в вузах позволит сформировать у них все необходимые элементы современной информационной культуры. Разделив техническую подготовку и информационную культуру будущих менеджеров и, изучив все знания, умения и навыки, получаемые при изучении информатики и информационных технологий по специальностям 060800 «Экономика и управление на предприятии», 061000 «Государственное и муниципальное управление» и 061100 «Менеджмент организации» мы провели анализ знаний и умений, приобретаемых ими при изучении дисциплин, способствующих формированию информационной культуры будущих менеджеров и в выполнении каждого из вышеперечисленных критериев. Подготовка специалистов управленческого профиля высокого класса в сфере бизнеса требует новых подходов в преподавании соответствующих дисциплин, при которых формирование знаний в области специализации должно сочетаться с приобретением практических навыков работы на компьютерах при решении профессиональных задач.

Таким образом, в учебном процессе вузов используются современные методические материалы. Рост информационных технологий, использование вычислительной техники требует постоянного совершенствования форм организации учебного процесса и используемых методических материалов.

В российской отрасли информационных технологий вопрос подготовки квалифицированных специалистов является одним из ключевых. Для ее дальнейшего формирования и развития требуется все больше квалифицированных специалистов, умеющих применять современные методы и технологии программирования в экономике.

Руководители высших учебных заведений должны осознавать важность того, что дисциплины информационного профиля занимают все более значимое место в учебных планах для всех специальностей. Тем не менее, для того, чтобы уровень подготовки выпускников соответствовал современным требованиям, предъявляемым к вузам необходимо совершенствовать и актуализировать учебные программы - как в области информатики в целом, так и в части дисциплин, посвященных практическим вопросам автоматизации предприятий.

Если автоматизация собственно бухучета или маркетинга преподается достаточно широко, то, например, постановке первичного, оперативного или управленческого учета в программах ВУЗов уделяется пока недостаточно внимания, хотя на практике эти технологии крайне востребованы.

Необходимо, чтобы современное вузовское образование соответствовало потребностям развивающейся индустрии информационных технологий.

 

АВТОР: Могилевская Е.В.