04.05.2012 11538

Психолого-педагогические особенности взаимодействия и факторы, оказывающие влияние на его протекание

 

Педагоги, психологи, социологи и другие специалисты часто обращались к взаимодействию как к эффективному средству по устранению отклонений в поведении детей и подростков. В педагогической практике и теории известны различные формы и типы взаимодействия. Формы взаимодействия: парные, групповые, коллективные и взаимодействие между этими объединениями. К типам взаимодействия относятся спонтанные и организуемые, формальные и неформальные, оперативные и последовательные, планируемые и стихийные. Разнообразные формы и типы взаимодействия в процессе функционирования при умелом педагогическом руководстве взаимно обогащаются. По существу взаимодействие творческих коллективов строится на соподчиненности структур, его формирующих. Эффективность любого взаимодействия достигается при условии соотнесения приемов и способов воздействия на объект воспитания, или субъектов взаимодействующих друг с другом (А.В. Мудрик, Л.И. Уманский). Другие ученые рекомендуют также по-разному подходить к использованию форм взаимодействия, возникающих или организуемых в педагогическом процессе. Эффективность взаимодействия расценивается обычно по его результатам. Рассматривались разные сочетания участников воспитательного процесса: педагог и трудновоспитуемый, подросток из неблагополучной семьи и работники социальных служб, воспитатель и родители, педагогически запущенный подросток и коллектив класса, подросток с отклонениями в поведении и администрация учебного заведения или представители государственных учреждений. Обращение к взаимодействию, как к наиболее значимому и рациональному методу работы с подростками отклоняющегося поведения, определяется его специфическими особенностями. В частности и в нашем исследовании обращается внимание в основном на взаимодействие формальное (планируемое и регулируемое). К формальному взаимодействию мы относим такие виды взаимодействия между субъектами (личностями, группами или коллективами), которые имеют конкретные цели, задачи и функции в организации взаимодействия.

Под неформальным взаимодействием мы понимаем те отношения между подростками или подростками и учителями, которые возникают спонтанно под влиянием каких-либо ситуаций. Они базируются на новых взаимных интересах и проявляются в эмоциональном взаимном влечении. Нередко неформальные взаимодействия, сохраняя первоначальную, базисную основу своего возникновения, перерастают в формальные со своей структурой. В наиболее общем виде взаимодействие можно рассматривать как организацию совместных действий (А.В. Мудрик). Эффективность любого взаимодействия строится на содержательной основе. В нашем исследовании мы рассматривали социально - педагогические ценности, при условии эффективности взаимодействия сотрудников школы со старшеклассниками: ценности для администрации школы - управленческие, инструментальные; педагогические - механизмы предупреждения отклоняющегося поведения подростков; социальные - повышение статуса подростков и защиты, прав ребенка в ученической среде, а также интеллектуальные ценности улучшение условий для учебного процесса.

В массовой практике в педагогических и ученических коллективах взаимодействие выступает в качестве оптимизирующих форм по выполнению учебно-воспитательных задач. Для выполнения принимаемых задач необходима гласность и коллегиальность в распределении функций между участниками взаимодействия. В целях выполнения этих задач следует популяризировать приемы и способы сотрудничества. Всякое взаимодействие и тем более коллектива креактивной направленности характеризуется пространственно-временными параметрами. При умелом педагогическом руководстве взаимодействие развивается в рамках принятых норм. Соблюдение принятого порядка и анализ выполнения функций лидирующими личностями побуждает подростков с отклоняющимся поведением к творческой деятельности. Полярность позиций на проблемы когнитивности со стороны преуспевающих и отстающих подростков нередко порождает конструктивный конфликт. В такой педагогической ситуации конфликт способствует (А.В. Мудрик) более высокому пониманию проблемы всеми участниками взаимодействующего коллектива.

Анализ выводов ученых о повышении эффективности группового взаимодействия с результатами опытно-экспериментальной работы дал нам возможность установить следующую закономерность. В тех школьных коллективах, в которых ослабевает педагогическое руководство взаимодействием, лидирующая роль в малых ученических группах переходит к подросткам с отклоняющимся поведением. Старшие подростки проявляют повышенный интерес к общению со сверстниками. Многие из них, и особенно с холерическими и сангвиническими типами характеров, стремятся к выполнению лидерских ролей. Нередко зарождаются парные формы взаимодействия конкурирующих лидеров. Победивший лидер приобретает поддержку их ближайшего окружения, и таким образом формируется групповое взаимодействие. Важно в это время дать ориентировать его в позитивном направлении, достигая тем самым комплексный компромисс. Взаимодействие рассматривается как комплексное взаимообусловленное и системное сотрудничество педагогических структур и школьных подростковых объединений. О механизме обычного взаимодействия Я. Щепанский пишет так, что при взаимодействии всегда имеет место действие субъекта А, которое вызывает ответ субъекта Б, затем субъект Б вновь порождает действие А. Создается определенная цепь из чередующихся действий и ответов. Ряд авторов педагогов, психологов, социологов, юристов и специалистов других областей, рассматривают любое взаимодействие между людьми как способ обмена информацией. Это обмен информацией, позициями, суждениями, принципами, эмоциями, действиями. В связи с этим происходит взаимное познание друг друга и обоюдное обогащение. Особенно значимым представляется взаимное дополнение и усиление действий одного участника действиями другого. Такое общение можно рассматривать, как часто возникающее, без особой подготовки и целеполагания, т.е. простое. Взаимодействие отличается от простого общения атрибутами централизованной и плановой деятельности, хотя данные явления присутствуют на всех этапах развития любого коллектива, и поэтому, часто проявляются вместе, как признаки зарождающегося контакта. Процесс общения может рассматриваться как процесс контактации того, что может быть признано общим взаимообусловленным действием: общие цели, общие задачи, общие проблемы, общие суждения и т.д. Взаимодействие начинается после общения. Как говорит А.А. Леонтьев в своей книге «Педагогическое общение», прежде всего, необходимо общаться для того, чтобы принять общие правила, - как в дальнейшем взаимодействовать. У общения и взаимодействия совершенно разные закономерности и факторы, влияющие на процесс их протекания. Имеется много субъектов взаимодействия: взаимодействие между семьей и общественностью, между семьей и государственными органами и т.д. Многие исследователи подтверждают, что самые разнообразные задачи взаимодействия могут решаться, но при наличии конкретных средств, способов, методов и приемов, важнейшим условием является заинтересованность участников. Так в сборнике: «Взаимодействие школы, семьи и общественности по предупреждению педагогической запущенности и правонарушений несовершеннолетних» комментируются особенности построения отношений между педагогами школы, родителями учащихся, учащимися и воспитателями. Обращено внимание на организацию такой работы, которая предупреждает начальные отклонения в поведении, также специальные вопросы, касающиеся структуры, содержания взаимодействия школы, семьи и общественных органов. Обобщается опыт работы педагогических структур по изучению и преодолению педагогической запущенности и правонарушений учащихся. В этом пособии отражается детальное распределение ролей и порядок их выполнения. Авторы подчеркивают, что основными факторами, определяющими эффективность воспитательной функции взаимодействия, представляются согласованность в действиях, однозначность требований, осведомленность одних участников о действиях результатах других, о признаках и показателях их педагогического умения. Взаимодействие в сущности своей многоцелевой: психологический, педагогический, морально-этический, правовой и социальный процесс. Это обстоятельство значительно расширяет педагогическое пространство по устранению отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Также неоспоримый эффект исправления отклонений в поведении детей, подростков и несовершеннолетних правонарушителей представляет опыт координационных центров, обобщения практических и научно - педагогических конференций по исследованиям о формах и способах профилактики отклоняющегося поведения подростков.

В первую очередь, рассматриваются вопросы о тенденциях формирования структуры и содержания взаимодействия между отдельными участниками, ставятся также теоретические вопросы о воспитывающем взаимодействии, его назначении и функции. Авторы пособия подчеркивают, что проблемы оптимизации взаимодействия включают много вопросов. В первую очередь, это процессы, связанные с правильностью распределения обязанностей между участниками взаимодействия, и педагогические структуры по месту жительства учащихся, осуществляющие психолого-педагогическую функцию. Сущность такого взаимодействия заключается в функциях деятельности каждого участника воспитательного процесса. Изучается организация взаимодействия, анализируются причины устойчивости правонарушений среди подростков и последовательность воздействий на правонарушителей. Рассматривается подготовка очередного приема коррекции негативных взаимодействий в группе подростков или контроль по определенной схеме за деятельностью всех субъектов взаимодействия и т. д. Особое внимание обращалось на совместное выявление причин возникновения правонарушений и подбор адекватных приемов, форм и средств по их устранению.

Анализ причин преступности в юридическом плане (Г.П. Давыдов, А.И. Сахаров, Г.М. Миньковский, В.Н. Кудрявцев) показывает, что всегда имеется конкретное неблагоприятное стечение обстоятельств социального типа, которое оказывает отрицательное влияние на ребенка в разные периоды его жизни. Юристы обращают внимание также на то, насколько человек осведомлен о нормах права, и в какой мере и степени он их придерживается. В этой связи необходимо подчеркнуть, что многие подростки, ставшие на путь правонарушений, старательно изучали Уголовный Кодекс, «подбирая» соответствующие статьи. В такой период их поведение мотивируется примерно так: «совершил преступление - подготовься к мере наказания» или « как использовать силу (знаний) закона как средство защиты от его принуждения».

Социологи и социальные психологи обращают особое внимание на механизм преобразования внешних воздействий, поступающих из окружающей среды в систему психических образований и мотивации. Так А.Р. Ратинов считает, что основой пробуждающих действий являются особые ценностные ориентации. Психологи школы Д.И. Узнадзе видят причину противоправных действий в образовании фиксированных установок. Психологи А.Н. Леонтьев, И.К. Шахрименян, В.И. Батов исходят из того, что главным пусковым механизмом является противоправный мотив. В исследованиях обращается внимание на особенности воспитательной работы с учащимися подросткового возраста. В тех случаях, когда имели место неправильные или несовпадающие с возможностями подростка педагогические воздействия, И.А. Невский, Е.А. Горшкова, Л.С. Славина, М.А. Алема-скин и другие исследователи видят причины этого в неблагополучном положении ученического коллектива.

Ряд других педагогических исследователей последнего времени обращают внимание на основной фактор отклонений в поведении - это несогласованные действия в семье родителей, педагогов в школе и между всеми субъектами воспитательных воздействий в микрорайоне. Такая несогласованность в действиях представляется наиболее опасным фактором для всей системы воздействий на подростков отклоняющегося поведения. Этот фактор создает искаженное понимание у подростков о заботе взрослых о них и формирует ложное представление в их сознании о выполнении норм этикета по отношению к взрослым и правил поведения в общественных местах. Именно это обстоятельство подчеркивает чрезвычайную необходимость построения взаимодействия по предупреждению отклоняющегося поведения подростков. Ведущим фактором в связи с этим является установление контактов со всеми звеньями, группами, коллективами социальной ориентации; административными и правовыми структураявляется установление контактов со всеми звеньями, группами, коллективами социальной ориентации; административными и правовыми структурами, количеством и качеством элементов педагогического пространства, и т.д. Позицию многих исследователей, изучавших проблемы взаимодействия, мы стремились использовать в экспериментальной работе. Мы проанализировали конкретные ситуаций нарушения подростками моральных, этических правил, обычаев и обрядов, культовых церемоний, прав человека и требований закона. Как показало исследование и наш практический опыт, что ведущими источниками индивидуальных, групповых и массовых правонарушений подростков является бездействие общественных и правовых систем Проблема оптимизации взаимодействия включает много вопросов таких, как:

- изучение тенденции внутри школьного коллектива по отношению к отклоняющемуся поведению подростков в школе, построение структуры взаимодействия,

- распределение функциональных обязанностей между всеми участниками взаимодействия,

- изучение, анализ и коррекция факторов, оказывающих влияние на построение взаимодействия и его протекание.

Они включают все явления и закономерности педагогического пространства, которые оказывают влияние на процесс и механизмы, регулирующие его, и способы осуществления контроля над всеми звеньями и субъектами взаимодействия. От решения проблемы оптимизации взаимодействия школы, семьи и общественности ожидается многое, в первую очередь, повышение эффективности воспитательных воздействий в связи с увеличением их количества, поскольку участники процесса оказывают влияние на учащихся с различных позиций и в разных сферах общественной жизни. Это обеспечивает множественность разных влияний и положительно сказывается на формировании и развитии личности воспитанника. Можно утверждать, что воздействия на подростков с разных сторон: различных организаций, должностных лиц, сотрудников школы способствуют разностороннему развитию личности, а это способствует её социальной адаптации. Согласованность в действиях, принцип однозначности требований, одинаковые представления о процессе совместной деятельности, одинаковый подход к учащимся - все это в сочетании дает устойчивый позитивный эффект. Можно полагать, что совместная деятельность, направленная на предупреждение начальных отклонений в поведении детей и подростков формирует у учащихся понимание о существующем в обществе мнении о морально-нравственных ценностях.

В первую очередь, взаимодействие должно быть направлено на устранение начальных отклонений. Поскольку такие отклонения могут возникнуть в любой жизненной сфере, то есть, в школе, в семье или во внешкольной деятельности, то очень важно, чтобы участники взаимодействия постоянно отслеживали каждый признак таких отклонений. Так, школа, естественно, в первую очередь может фиксировать те отклонения, которые относятся к обучению, поведению в классном коллективе и при общении с педагогами. Семья может констатировать отклонения, касающиеся поведения в семейной обстановке при выполнении домашних обязанностей и в отношениях, возникающих в семейной жизни. Окружающие школьника люди: соседи, работники РЭУ, родственники; естественно, могут заметить некоторые особенности поведения школьников при встречах со сверстниками, во время игр во дворе и т.д. Значима фиксация любых отклонений, пока они еще не переросли в ненормальное, асоциальное или противоправное поведение. Для коррекции отклонений в поведении или ликвидации уже образовавшихся изменений в личностных структурах значим и последующий специально организованный контроль. Это может служить основой для быстрого принятия воспитательных мер. По утверждению психологов, юристов, также об этом свидетельствует и наш многолетний опыт, что всегда оказывается более эффективным своевременное воздействие. Поскольку, лица, совершившие правонарушение, некоторое время ожидают меру возмездия. Очевидно и то, что нарушители, которые сразу же ощутили негативную реакцию общества на их противоправные действия, легче исправляются и быстрее становятся на путь нормального социального поведения. Любой нарушитель, если он сразу же отмечает достаточно мощный социальный резонанс со стороны многих людей, в большей мере считается с их мнением как с ведущей и направляющей силой Совместные, согласованные действия по профилактике правонарушений заключаются также в установлении тех ситуаций, которые препятствуют возникновению и совершенствованию правонарушений. Именно поэтому для педагогов и всех лиц, заинтересованных в организации профилактической работы, важным является не только информация о состоянии правонарушений среди подростков, сколько знания и умения для эффективного участия во взаимодействии. Это достигается творческим подходом и инициативой каждого участника в организации совместной работы с учетом специфических местных особенностей и особенностей, сложившихся отношений между предполагаемыми участниками взаимодействия. Вследствие этого для успешного ведения воспитательной работы и эффективного применения профилактических воздействий на подростков отклоняющегося поведения всем участникам взаимодействия целесообразно ориентироваться на единые принципы ведения совместной работы. Они могут быть основаны на современных представлениях о структуре взаимодействия, его функциях и содержании. Все это определяет также достаточную осведомленность всех участников процесса о закономерностях его построения, протекания, о факторах, влияющих на его ход, об условиях и обстоятельствах, затрудняющих общение, и о механизме регуляции отношений с подростками отклоняющегося поведения. Всякое взаимодействие предполагает участие нескольких лиц со строго определенными ролями, обязанностями и задачами, а также соотнесенность действий каждого участника. При этом следует учитывать количество лиц, осуществляющих профилактику отклоняющегося поведения подростков, а также четкость распределения ролей, функций и степень осведомленности каждого участника о том, что ему предстоит сделать, полагаясь на других. Знание функций как своих, так и других участников взаимодействия, необходимо для объединения действий.

Таким образом, основу структуры взаимодействия представляет взаимное дополнение действий каждого участника и максимальное приложение усилий для актуализации своих действий в соответствии с профессией, обязанностями и нормативами. Если один из участников взаимодействия будет выполнять только предписанное ему действие изолированно, и если он не будет соотноситься с действиями других, то это приведет к рассогласованию всей системы. Начало процесса взаимодействия должно всегда сопровождаться совместным обсуждением отдельных результатов каждого участника. В профилактической работе началом является обычно сообщение о каком-либо нарушении в поведении подростков принятых норм и правил. Таким образом, сам факт отклонения является поводом для обсуждения каких-то действий. Обычно все участники высказываются о возможных причинах возникновения обстоятельств и условий, которые способствуют правонарушениям. Высказываются также о некоторых подробностях конкретного факта для того, чтобы получить о нем наиболее яркое представление. После выяснения характера, типа и повода для противоправного или отклоняющегося поведения высказывания идут по линии выяснения обстоятельств, сопровождающих отклоняющееся поведение или нарушение правил. В дальнейшем все высказывания участников направлены на установление известных каждому из них каких-либо свойств, качеств и характеристик учащегося, нарушившего норму поведения. Все эти высказывания в конечном итоге образуют своеобразный общий фонд информации и становятся предметом коммуникативного общения. В ходе дискуссии обычно выявляется то, что может способствовать перевоспитанию подшефных подростков. Часто это некоторое, достаточно достоверное сведение или доказанное обстоятельство. В ходе обсуждения выявляются факторы, которые могут быть проверены каждым участником взаимодействия. При составлении характеристики каждому нарушителю норм школьной этики или подростку с отклонением в поведении учитывается профессиональная компетентность участников взаимодействия. Учитывается, чтобы каждый участник был осведомлен о содержании своих функций как субъекта педагогического взаимодействия и о специфике техник по их выполнению. Например, по поводу одного и того же подростка, совершившего противоправное действие, может быть несколько различных суждений. Тот, кто чаще всего видит его при исполнении какой-либо работы совместно с другими, может дать более достоверное суждение по поводу его отношения к труду. Другой может лучше всего охарактеризовать поведение подростка в спорте, третий может ему дать оценку в связи с его отношением к взрослым и так далее. В результате получается достаточно объемная характеристика подростка, представляющая по существу облик человека, который становится известен всем участникам взаимодействия, то есть представителям школы, семьи и общественности, и является основой для всех действий.

Другая линия взаимодействия происходит по поводу распределения влияющих воздействий. По существу, это те воспитательные меры, которые становятся некоторыми заданиями с предписанием их выполнения каждым участником в отдельности. Такая система воздействий обеспечивает многостороннее и взаимодополняющее влияние. Предполагается, что каждый участник взаимодействия может не только определить наиболее ярко проявляющиеся черты характера и личности подростка в той сфере, которая им наблюдается, но может наиболее эффективно осуществлять коррекцию именно в этой сфере. Распределение сфер влияния необходимо для обеспечения воздействий с многих сторон. Так, преподаватель физкультуры, который заявил, что он может обратить внимание на такие характеристики подростка, как решительность, может наилучшим образом коррегиро-вать его поведение в этой деятельности или, наоборот, делать акцент на положительные черты личности, или «сделать ставку» на волевую сферу личности. Другой пример, преподаватель истории, который отмечал в своем высказывании определенную рассеянность подростка и отклонение внимания на посторонние темы, может взять его под особый контроль и поставить задачу устранения негативных качеств путем обращения к чувству долга, ответственности через повышение внимания в ориентировке современных социальных проблем.

Родители, которые заметили у своего сына или дочери «отключенность» от выполнения обязанностей по дому, чрезмерную возбужденность, раздражительность, или агрессивность, могут обратить внимание на эмоциональные сферы общения своего ребенка. Необходимо взвешенно проанализировать взаимоотношения с учителями, с одноклассниками, с близкими сверстниками, ориентируясь на переключение эмоций, переоценку нравственных ценностей, устоявшихся сфер общения, на уважение к пожилым и лицам противоположного пола.

Таким образом, при взаимодействии представителей школы, семьи и общественности возможно не только распределение сообщений о свойствах и чертах характера учащегося, но и распределение системы воздействия. Такого рода взаимодействие может быть достаточно эффективным в том случае, если оно будет достаточно организованным. Оптимизация взаимодействия может идти по двум линиям: по линии улучшения структуры взаимодействия и по линии улучшения эффективности самого процесса. Улучшение структуры взаимодействия возможно при дифференциации профессиональных педагогических действий, это - четкость представлений об особенностях собственных функций и функций других участников. Оптимизация взаимодействия возможна при осуществлении постоянного анализа и своевременной информации о результатах действий каждого его участника. Даже незначительная информация такого рода, в обязательном порядке, должна быть соотнесена с планами и программами, принятыми при совместном обсуждении. Значимым фактором, улучшающим эффективность структуры взаимодействия, является понимание соотнесенности в действиях всех участников. Понимание соотнесенности действий каждым участником повышает эффективность его функций в процессе взаимодействия. Такое положение способствует интенсивности обмена результатами воздействий на подростков с отклоняющимся поведением, что в свою очередь активизирует участие старшеклассников в профилактике правонарушений среди учащихся. В своем исследовании мы обращали внимание на уже сложившиеся общественные и государственные системы взаимодействия. Прежде всего, взаимодействие государственных и общественных организаций. Специфика их взаимодействия заключалась в том, что в первую очередь рассматриваются правовые вопросы. Они в центре взаимодействия. По мнению В.Д. Ермакова, в каждом городском районе прямо или косвенно в воспитательно-профилактическую работу с детьми, подростками и несовершеннолетними включены 40 различных, по роду своей деятельности, ведомственных органов, комитетов, учреждений, социальных служб, правоохранительных органов, спортивных объединений, психологических центров, общественных формирований. Особая роль отводится комиссии по делам несовершеннолетних. Они имеют прямые функции определять порядок анализа случаев не только правонарушений, но и отклонений в поведении. В функции комиссии входит разработка мер по исправлению и перевоспитанию несовершеннолетних правонарушителей и определение ответственности за противоправные действия. В положениях о комиссиях по делам несовершеннолетних и в отчетах о результатах их работы за определенный период являются для педагогов важным материалом, из которого складываются ориентиры для принятия объективного решения. Значимы также рекомендации по конкретным делам. Это основа для правильного анализа конкретных педагогических ситуаций в условиях школы.

Большое внимание уделяется ответственности каждого субъекта в профилактике правонарушений подростков (под субъектами понимается конкретный носитель функциональных прав и обязанностей с полномочиями, способствующими повышению эффективности взаимодействия педагогических структур).

По мнению В.Д. Ермакова, воспитательные задачи могут быть разделены на несколько направлений. Эти задачи ориентированные либо на проведение общих или индивидуальных профилактических мероприятий, либо направленные на выявление причин и условий, способствующих совершению подростками правонарушений. Это: а) комиссии по делам несовершеннолетних при районных или поселковых Управ, б) инспектора по делам несовершеннолетних, в) секции по работе с подростками при общественных пунктах охраны порядка, г) участковые уполномоченные ОВД, д) общественные воспитатели, е) секции по профилактике правонарушений несовершеннолетних при добровольные местных Управах; ж) народные добровольные дружины при районных префектурах. Все эти субъекты при реализации, соответствующих им функций в процессе взаимодействия создают или вырабатывают те ориентиры, которые должны всеми учитываться при проведении единой профилактической линии. В центре внимания изучение факторов и закономерностей наиболее общих, побуждающих подростков к правонарушениям. Важным является осмысление каждым участником воспитательного процесса психолого-педагогических основ для установления контакта с нарушителем. Это дает возможность учитывать стечения обстоятельств, с которыми необходимо всем соотносить педагогические воздействия. Это - первый субъект взаимодействия. Второй субъект - это организации, ведущие профилактическую работу в рамках административной, хозяйственной, воспитательной, спортивной, военно-патриотической или иной социальной деятельности с детьми и подростками. К ним относятся: а) органы опеки и попечительства, б) дошкольные воспитательные учреждения, в) социальные учреждения во вопросам матери и ребенка, г) межведомственные комиссии по контролю за отдыхом и трудом несовершеннолетних в летний и зимний период, д) подростковые кружки и клубы, инструктора по спортивной работе при районных департаментах народного образования, е) педагоги-организаторы по месту жительства подростков, ж) психологи и социологи, работающие в сфере профилактики отклоняющегося поведения подростков при муниципальных Управах. Данный анализ основывается на сопоставлении решений местных органов власти и государственных правовых актах по данной проблеме. Третья группа субъектов. Речь идет о функционально специализированных учреждениях, которые призваны предупреждать правонарушения и преступления среди подростков и осуществлять проверку за качеством профилактической работы учебными заведениями на основании существующего законодательства. К таким учреждениям относятся: а) прокуратура, б) районные Управления внутренних дел, в) районные суды, г) комиссии по социальной работе с малообеспеченными и неблагополучными семьями, д) комиссии по защите прав детей и подростков при муниципальных Управах, е) психологические центры, ж) детские и подростковые реабилитационные центры. Деятельность этих групп субъектов имеет большое значение в том плане, что исследуются и отрабатываются те явления и факторы, которые способствуют профилактике правонарушений и преступлений среди учащихся. В настоящее время в ряде регионов страны накоплен значительный опыт в разрешении данной проблемы (Москва, Волгоград, Санкт-Петербург, Зеленоград, Химки и др.) В результате исследования опыта этих объединений мы пришли к выводу, что только те из них достигают успеха по профилактики правонарушений среди детей и несовершеннолетних, которые взаимодействуют с комиссией по делам несовершеннолетних и квалифицированно, на социальной психологической и педагогической основе опираются на достижение школы.

При этом необходимо тщательное изучать и анализировать весь материал: комиссии по делам каждого подростка, решения педагогических советов школ, протоколы собраний детских коллективов и других служб - это дает возможность осуществлять эффективные меры воздействия на подростков. Протокольные материалы комиссии тем представляют ценность, что в них отражены реальные факты противоправных действий подростков и результаты работы по итогам взаимодействия за определенный период. Указания комиссии по делам несовершеннолетних всегда включают конкретные наставления о порядке введения изменений в тех или иных условиях разного типа школ. Эти обстоятельства побуждают педагогические коллективы и старшеклассников пересмотреть эффективность приемов и способов воздействия, а также функции каждого участника взаимодействия.

Контрольная функция комиссии заключается в том, что, используя свои полномочия, последняя стремится просматривать не только точность исполнения ее предписаний, но также и предусматривать возможность возникновения отклонений от нормативов. Предписания подростковых комиссий административно-хозяйственных органов власти обязывают администрацию учебного заведения и взаимодействующей структуры в случае правонарушений со стороны подростков данной школы проанализировать средства и техники, направленные на устранение отклонений в поведении подростков.

В этой связи возникает необходимость выявления слабых мест в системе взаимодействия и факторов, оказавших препятствие на предупреждение отклонений от принятых норм в поведении учащихся. Анализируя причины рецидива какого-либо вида правонарушений, или отдельных факторов, способствующих этому, мы определяли неэффективность приемов, способов и средств использованных на отдельных этапах профилактики.

На наш взгляд, в системе налаженного взаимодействия могут успешно взаимодействовать такие факторы:

- Озадаченность и подготовленность всего педагогического и ученического коллективов включиться в процесс взаимодействия.

- Участие администрации школы в качестве руководящих звеньев всех структур взаимодействия.

- Педагогически грамотная и психологически обоснованная взаимосвязь всех классных руководителей и учителей-предметников с задачами по устранению начальных отклонений в поведении учащихся.

- Подготовить участие старшеклассников в преодолении начальных отклонений в поведении подростков.

- Должна быть отработана связь с внешними службами и структурами общественного воспитания, взаимодействующими со школой и семьей по профилактике правонарушений среди детей и подростков.

- Овладение учителями приемами и техниками индивидуального воздействия на «трудных» подростков средствами урока.

Создание в школьном и ученическом коллективах возможностей утверждаться в позитивной деятельности.

 

АВТОР: Москаленко Н.И.