05.05.2012 14851

Особенности духовно-нравственного воспитания курсантов военного вуза

 

В последние десятилетия наша страна переживает глубокий кризис, охватывающий все сферы общественной жизни. В поисках путей выхода из этого состояния теоретики и практики большие надежды возлагают на совершенствование духовного мира человека, оптимизацию духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений, более широкое взаимодействие воспитательных институтов с традиционными агентами социализации, в роли которых исторически выступали, религии, церковь.

Анализ «Концепции воспитания личного состава Вооруженных сил Российской Федерации» указывает на то, что в целях различного уровня этот аспект содержания воспитания представлен, на него делается упор. В частности, в общих целях воспитания военнослужащих как граждан правового и демократического государства подчеркивается: «Главная цель воспитания - развитие качеств личности гражданина, воина, отвечающих государственным интересам Родины, формирование у личного состава моральной и психологической готовности к защите Отечества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, дисциплинированности, гордости и ответственности за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации. Оно призвано обеспечить формирование и поддержание высокого уровня морально-психологического состояния воинов, крепкой дисциплины и правопорядка, обеспечивающих постоянную готовность Вооруженных Сил Российской Федерации к отражению агрессии противника».

В соответствии с этим основные задачи воспитания военнослужащих формулируются следующим образом:

- философско-мировоззренческая подготовка, понимание характера, целей и задач войны, формирование самосознания, ценностного отношения к таким понятиям, как Отчизна, конституционный долг, честь, совесть;

- приобщение воинов к системе культурных ценностей, истории и традициям Отечества, народа, Вооруженных Сил, формирование потребности в их изучении и приумножении;

- выявление и развитие морально-психологического потенциала каждого военнослужащего, реализация способностей в воинской деятельности, привитие таких качеств, как любовь к оружию, решительность, смелость, готовность к самопожертвованию ради победы;

- формирование общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимовыручки, Веры в созидательные возможности человека, терпимости к сослуживцам), культуры общения воинов, уважения к воинам различных национальностей и вероисповедания;

- развитие внутренней свободы и осознания необходимости крепкой воинской дисциплины в армии, объективной самооценки и саморегуляции поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения и уважения окружающих;

- развитие потребности в здоровом образе жизни, физическом совершенствовании, готовности и способности переносить большие физические и психологические нагрузки;

- воспитание уважения к закону, уставным нормам жизни в воинских коллективах, развитие социальной ответственности как важнейшей черты личности воина за выполнение воинского долга, полученной задачи;

- привитие положительного отношения к воинскому труду, развитие потребности в творческом отношении к выполнению порученной задачи, воспитание социально значимой целеустремленности, честности, мужества и отваги;

- подготовка сознания военнослужащих к быстрому переходу с мирного на военное время.

Как видно из этих формулировок, именно духовно-нравственному становлению военнослужащих уделяется особое внимание.

Специфические цели, в которых находят отражение установки на воспитание военнослужащих как профессионально подготовленных защитников Отечества, также ориентированы на духовно-нравственные ценности. Применительно к курсантским подразделениям они звучат так:

- формирование готовности беспрекословно выполнить приказ, чувства офицерского долга, чести, гордости за службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, профессию офицера;

- развитие стремления к повышению профессионального и педагогического мастерства, личной ответственности за обучение и воспитание военнослужащих, заботливое и уважительное отношение к ним;

- самосовершенствование, повышение педагогической культуры, соблюдение этики, такта.

Наконец, частные цели, которые касаются воспитания курсантов различных специальностей военных вузов, их подготовки к конкретной деятельности предусматривают:

- формирование и развитие личности, обладающей важнейшими качествами гражданина - патриота России, способной активно участвовать в созидательном процессе, в укреплении и совершенствовании основ нашего общества;

- формирование готовности граждан к успешному выполнению определенных обязанностей, связанных с обеспечением всесторонней защищенности и безопасности общества в основных сферах социально значимой деятельности, особенно воинской, правоохранительной, экологической и др.

- формирование у военнослужащих морально-боевых качеств, которые необходимы для ведения современного боя, обслуживания и применения сложной военной техники и оружия, выполнения многообразных задач повседневной и служебно-боевой деятельности.

Во всех этих случаях речь идет о формировании определенных ценностей, которые составляют духовную основу личности, ее базисный духовный компонент, сущность ее внутреннего мира, ее направленность, воплощающуюся в мировоззрении, убеждениях, знаниях, умениях, навыках, в развитых сущностных силах, проявляющуюся в социально-обусловленных отношениях, деятельности и общении.

Следует заметить, что в XIX и XX столетиях в России уделялось особое внимание духовным ценностям и их воспитанию у будущих защитников Отечества, хотя, как отмечает Б.Т. Лихачев, при выдвижении тех или иных на первый план в разное время выдвигались разные. В один период пропагандировались те, которые соответствовали государственной идеологии (самодержавие, православие, народность); религиозной идеологии (любовь, всепрощение, покаяние, непротивление); этнической (абсолютизация обычаев, традиций, обрядов); искусства (истины, добра и красоты). В советский период приоритетными провозглашались единство партии и народа, советский патриотизм, морально-политическое единство общества. Однако, во все времена оставались вечные (общечеловеческие) ценности, на базе которых выстраивалась система воспитания воина и защитника. К таковым относятся те, которые выражают отношение к обществу, природе, ближнему, себе, армии. Именно они способствуют развитию всех сущностных сил человека, его дарований и индивидуальности; помогают обрести внутреннюю нравственную свободу, осознать долг и ответственность, сформировать духовный фундамент личности (совесть, любовь, надежда, честь, достоинство).

К этим добавляются, следуя логике Б.Т. Лихачева, устойчивые ментально-этнические (традиции, обычаи, обряды, образ жизни, ритуальные действия) и социально-значимые или индивидуально-личностные (неистребимая воля к жизни, смелость, независимость мышления, законопослушность, справедливость, мужество, преданность, милосердность) ценности.

Вместе с тем в состав современных ценностно-целевых установок духовно-нравственного воспитания будущих военных специалистов входят: служение Отечеству, добросовестность, самопреодоление, честность, воля к жизни, уравновешенность, ответственность, целеустремленность.

Содержание духовно-нравственного воспитания курсантов военного вуза, включает гражданско-патриотический, воинский и сугубо нравственный аспект в их взаимосвязи. При этом основными направлениями государственно-патриотического воспитания являются:

- 1е направление - разрешение противоречий процесса формирования патриотизма с учетом условий современного периода российской государственности. Исходя из этого, можно определить некоторые условия разрешения данной проблемы. К их числу можно отнести:

- активную деятельность командиров всех степеней, воспитательных структур по формированию государственно-патриотического сознания воинов армии и флота;

- поиск наиболее эффективных способов, форм и методов работы по формированию патриотизма. Одним из важных средств, формирующих высокие патриотические качества вооруженных защитников Родины, являются воинские ритуалы и воинская символика;

- 2е направление - военно-патриотическое воспитание военнослужащих. Оно должно увязываться с конкретной военно-политической обстановкой в мире и отдельных регионах, наиболее близких к России, с целевыми установками проводимой военной реформы, решаемыми войсками задачами. В этой связи рекомендуется все занятия, тренировки, учения, подготовку к миротворческим акциям рассматривать через призму патриотизма, добиваться, чтобы все воины понимали важность каждого мероприятия для укрепления могущества Родины, сохранения ее величия и влияния;

- 3е направление - интернациональное воспитание воинов в духе дружбы народов Российской Федерации;

- 4е направление - воспитание воинов на героических традициях народа и Вооруженных Сил. Важное значение здесь имеет использование в воспитательной работе Закона «О днях воинской славы (победных днях) России».

Воинское воспитание - одно из основных направлений духовно-нравственного воспитания в Вооруженных Силах, представляющее собой процесс систематического и целеустремленного воздействия на духовное и физическое развитие военнослужащих в целях подготовки их как вооруженных защитников Отечества.

Содержание воинского воспитания определено Конституцией Российской Федерации, военной присягой и воинскими уставами. В частности, Конституция Российской Федерации определяет, что «защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации», который несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Военная присяга обязывает каждого военнослужащего «достойно выполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество». Воинские уставы в значительной степени регламентируют воинскую деятельность, определяют права, обязанности и ответственность каждого военнослужащего.

В свою очередь, задачи воинского воспитания также в качестве важнейшего компонента включают:

- изучение и уяснение военнослужащими требований военной присяги, воинских уставов и наставлений в том числе и о необходимости соблюдения сознательной воинской дисциплины;

- развитие у военнослужащих высокой ответственности за защиту Отечества, своей Родины, сознательного отношения к овладению современной боевой техникой и оружием;

- формирование у военнослужащих таких морально-боевых качеств, как стойкость, отвага, мужество, презрение к смерти, способность преодолевать любые трудности для достижения победы;

- формирование и развитие у военнослужащих таких важных качеств, как инициатива, самостоятельность и творческий подход к выполнению учебно-боевых задач.

Решение всех вышеперечисленных задач подчинено одной общей цели: на основе высокой сознательности, глубокого понимания военной политики государства, твердого знания законов, уставов и приказов сформировать у военнослужащих морально-боевые качества, еще выше поднять уровень их готовности к выполнению воинского долга перед Родиной.

В деле духовно-нравственного воспитания дополнением воинского является нравственное воспитание - процесс педагогического воздействия на воспитуемых в целях формирования у них соответствующих нравственных черт и качеств.

В военной педагогике и психологии принято выделять две тесно связанные стороны:

- утверждение в сознании военнослужащих требований морали, ее норм и принципов и на этой основе превращение знаний в глубокие нравственные убеждения;

- выработка практических привычек и норм осознанного поведения в соответствии с приобретенными знаниями.

Сущность нравственного воспитания в выше обозначенных источниках определяется как организация целенаправленного, беспрерывного, прямого и опосредованного, связанного в одну систему педагогического воздействия на сознание, чувства и волю военнослужащих, которая обеспечивает перевод объективных общественных и моральных требований в требования военнослужащего к самому себе.

Направления нравственного воспитания курсантов в современных военных вузах предусматривают:

- вооружение военнослужащих теорией морали, ее нормами и правилами поведения, обусловленными спецификой военно-профессиональной деятельности;

- использование специальных педагогических приемов, способствующих перерастанию знаний в убеждения;

- привитие военнослужащим навыков и умений поведения, соответствующих этим требованиям и принципам морали, превращение их в устойчивые привычки;

- накопление практического опыта высоконравственного поведения в различных условиях и обстановке (учебе, службе, жизни).

Основными структурными компонентами, отражающими сущность и результативность нравственного воспитания, как свидетельствует анализ нормативно-правовых актов, планов воспитательной работы и рекомендаций Министерства обороны Российской Федерации выступают: система моральных знаний, взглядов, убеждений, навыков, привычек, определяющих практические поступки, поведение, деятельность воинов в различных условиях и обстановке, а его содержание, наряду с воспитанием в духе соблюдения законов, верности Конституции, требований присяги и уставов, предполагает формирование дополнительных военно-профессиональных, нравственных качеств, главными из которых являются:

- понимание социально-экономического и военно-политического значения задач, выполняемых Вооруженными Силами России, глубокого нравственного смысла служения Отечеству, выполнения воинского долга;

- уважение и неукоснительное соблюдение законов;

- ответственность за последствия принимаемых решений, уверенность в их нравственной справедливости;

- внимательность, доброжелательность и предупредительность к гражданам России в процессе выполнения служебно-боевых задач;

- принципиальность, критичность в оценке результатов службы, боевой учебы, честность и неподкупность.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание ориентировано на решение ряда сложных задач, которые призваны сформировать у курсантов, готовность к служению Отечеству, для чего необходимо создать для усвоения ими традиций офицерского корпуса, освоения страниц воинской славы, развития таких нравственных норм как дисциплинированность, честь, совесть, исполнительность, войсковое товарищество, справедливость, мужество, мудрость.

В решении этих задач, во-первых, с конца XIX века в военных учебных заведениях России, особая роль отводилась специальному курсу «воспитание сердца», в котором будущие офицеры знакомились с основными понятиями о нравственности, правилами общежития через мудрость, справедливость, мужество, умеренность. При этом, при раскрытии категории мудрость воспитанники узнавали о такой добродетели, которая позволяет молодым людям верно (с определенных позиций), определять, насколько в каждом отдельном случае отобранные действия соответствуют требованиям ситуации и нравственного долга, соотносятся с благоразумием, предусмотрительностью, отличаются рассудительностью и осторожностью.

Справедливость трактовалась как добродетель, при которой «воля человека, приобретает привычное направление к такому образу действия, когда он всякое должное делает без особых усилий, делает всегда то, что обязан, как по отношению к отдельным лицам, так и по отношению ко всему сообществу, к разным видам, в которых проявляется добродетель к человеколюбию, смирению, правдивости, милосердию, трудолюбию, почтительности, беспристрастности, признательности».

Мужество помогает человеку смело встречаться с опасностями и препятствиями на пути неуклонного стремления к осуществлению требований нравственности, освоить великодушие и самоотверженность.

Умеренность преподносилась будущим офицерам как удержание человеком своего поведения в границах нравственности и естественной необходимости.

Данная традиция сохраняется и в современных условиях, реализуется в рамках специального курса общественно-государственной подготовки военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, который подразумевают и знакомство с основными этапами становления и развития российской государственности, страницами военной славы, силой военных традиций, правовыми основами воинской службы, основными этическими категориями, так и формирование коммуникативных умений и навыков. Особый упор, как показывает практика, делается на: а) формирование у курсантов представлений об офицерском корпусе страны. В этой связи курсантам сообщаются факты, которые указывают на то, что любая армия мира имеет свои традиции, под которыми понимаются исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, профессиональные и моральные правила, ставшие общепринятыми нормами поведения воинов при выполнении ими своего служебного долга. Традиции - это, прежде всего история, в том числе и военная, которая, по словам Н.М. Карамзина, «есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего». Носителями армейских традиций являются, прежде всего, военнослужащие различных категорий, ветераны армии и флота, военные ученые, писатели, художники, композиторы, которые своими деяниями, творчеством аккумулируют и приумножают все лучшее из многовековой истории нашей армии. Справедливо говорят: кто не знает истории, традиций, равнодушен к прошлому, тот обедняет свое настоящее, делает ущербным будущее.

В настоящее время под словами «офицерский состав» понимается административно-правовая категория лиц, имеющих военную или военно-специальную подготовку (образование) и персонально присвоенные офицерские звания.

Офицерский корпус считается становым хребтом любой армии, что многократно подтверждено отечественной и мировой историей. Специалисты едины в том, что главной трудностью при организации армии является создание корпуса офицеров, способных «вдохнуть жизнь в новые формирования». С потерей офицеров возможность использования армии исчезает.

Образование русского офицерского корпуса неразрывно связано с созданием Петром I регулярной армии. С момента своего возникновения, в отличие от иностранных армий, русский офицерский корпус формировался из тех, кто начинал свою службу рядовым в Преображенском и Семеновском гвардейских полках. С получением первого офицерского чина гвардейцы направлялись в армейские полки.

После октября 1917 г. Советское правительство приступило к созданию новой, Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Первостепенное значение придавалось подготовке командных кадров - выходцев из рабочих и крестьян.

В официальном лексиконе Красной Армии тех лет слово «офицер» не употреблялось. Для обозначения среднего и старшего комсостава использовался термин «красные командиры».

Авторитет офицерского состава в годы войны значительно повысился. И это не удивительно. Ведь в личном геройстве, мужестве и отваге офицеров заключалась одна из причин массового героизма, доблести и отваги рядового и сержантского состава Советских Вооруженных Сил. «Офицер есть образ Родины для солдат на поле боя», - отмечал писатель А. Платонов.

Таким образом, с изменением и совершенствованием системы подготовки офицерских кадров в советский период истории не прерывались и действовали лучшие офицерские традиции. И хотя живительная связь с лучшими традициями русского офицерского корпуса была ослаблена, все же очевидно, что многие из них получили продолжение и развитие в новых исторических условиях.

Верность Боевому Знамени - одна из древнейших традиций наших военных. Еще древние славяне почитали свои знамена выше всех других символов. Оставление знамени влекло жестокое наказание всех офицеров и солдат части. Устав воинский 1716 г. гласил: «Которые стоя перед неприятелем, или в акции, уйдут и знамя свое или штандарт до последней капли крови оборонять не будут, оные имеют шельмованы быть, а когда поймаются, убиты будут».

Незыблемой традицией нашего офицерского корпуса является так же его верность своему Отечеству. Подчеркивая предназначение офицера, Л.Н. Толстой, в сое время, писал: «Верьте, русские офицеры, в великое ваше призвание. Не сомневайтесь в его величии, потому что всякое сомнение - начало гибели. Вы призваны служить благу России через армию и через служение и воспитание во благу всего мира, если вы любите вашу страну и верите в нее и в себя».

Большинство офицеров русской армии видели смысл своей жизни в служении Отечеству.

Среди традиций офицерского корпуса особое положение занимает такая традиция, как соблюдение офицерской чести, понятия о которой закладывались в военно-учебных заведениях, и, прежде всего в кадетских корпусах. Символом воинской чести являлись погоны. Самым тяжелым наказанием за бесчестный поступок в кадетском корпусе являлось лишение погон. Будущий офицер ни при каких условиях не мог где-либо показаться без них. Форма одежды офицеров, знаки различия, награды всегда считались внешним выражением чести и достоинства офицера.

Для русского офицера всегда были характерны великодушие, личное обаяние и справедливость, гуманное отношение к народам других стран. Византийские историки говорили о наших предках «как о чудесных людях, которые отличались от других северных народов не только своей храбростью, но и... добродушием».

Предосудительным считалось в офицерской среде негуманное отношение к пленным, чему учил своих подчиненных еще Суворов.

Таким образом, как свидетельствует краткий экскурс в историю, отечественный офицерский корпус прошел славный исторический путь, отмеченный великими победами, суровыми испытаниями, горечью утрат. Знание об этом помогает курсантам сформировать свою жизненную и социальную позицию.

Беспредельная любовь к Родине, Отечеству, верность присяге, Боевому Знамени, высокая дисциплина и общая культура, уважение к подчиненным, понимание долга, глубокое чувство товарищества - это лишь небольшая часть того, что передавалось из поколения в поколение в офицерской среде, что всегда защищало и спасало Россию от многочисленных бед и потрясений, и без чего, современная армия тоже будет малоэффективной.

Патриотизм, который кроме верности воинскому долгу, чести, не менее значим, рассматривается как преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов. Патриотизм - это чувство безмерной любви к своему народу, гордости за него, это волнение, переживание за его успехи и горечи, за победы и поражения.

Отечество - понятие родственное Родине, в которое, однако, вкладывается более глубокое содержание, и, прежде всего нравственное, духовное. Важно, чтобы в процессе обсуждения данной проблемы курсанты усвоили, что ни территория, ни расовое происхождение, ни привычный быт, ни язык, ни формальное подданство другого государства сами по себе не составляют Родину. Родина этим не исчерпывается и к этому не сводится. Родина предполагает в человеке живое начало духовности, нечто священное, прекрасное и любимое. Родина, как писал выдающийся русский философ И.А. Ильин, - «есть нечто от духа и для духа».

Любовь к Родине, в сою очередь, может проявляться по-разному. Имея единую Родину, все они будут любить ее, но каждый по-своему.

У военнослужащего патриотизм проявляется в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине. Для военных людей эти понятия неразрывно связаны и по сути дела являются синонимами. Выполнение долга показывает истинное лицо человека, раскрывает нравственные качества личности.

История свидетельствует, что в тех обществах, где граждане начинали с презрением относиться к воинскому долгу, неминуемо происходил их распад и крах.

Быть верным воинскому долгу - значит всеми своими делами и поступками повышать боевую готовность, крепить боевую мощь страны, а если потребуется - встать на ее защиту. Российским воинам есть с кого брать пример.

Любовь к Родине, верность воинскому долгу неразделимы с воинской честью и достоинством. Обладать честью во все времена считалось необходимостью для людей, связанных с ратным делом. При всех остальных хороших служебных качествах авторитет воина резко падал, если он своим действием или бездействием бросал тень на честь мундира.

Исстари считалось, что воинская честь - это главная добродетель солдата, она заставляет его быть требовательным к себе и своим поступкам. Так, один из военных писателей отмечал: «Честь - святыня... она высшее благо... честь - награда в счастье и утешение в горе. Честь закаляет мужество и облагораживает храбрость. Честь не знает ни тягостей, ни опасностей: делает лишения легкими и ведет к славным подвигам. Честь не терпит и не выносит никакого пятна».

Честь Родины, своего полка, товарищей по оружию всегда была превыше всего для молодого бойца и многоопытного фронтовика. Во имя успеха боя, выполнения приказа российские воины преодолевали любые преграды и трудности. И чем труднее складывалась обстановка, тем ярче проявлялось стремление сохранить честь и достоинство.

Существенную роль в укреплении морально-психологических основ военной службы играют дружба и войсковое товарищество, присущие всем поколениям российских воинов и являющиеся замечательной традицией нашей армии.

Эта традиция складывалась и развивалась на протяжении многих столетий. Уже в «Слове о полку Игореве» мы находим свидетельство того, как высоко ценили древнерусские воины дружбу, товарищество. И с тех пор придерживаются на Руси правила: «Нет службы без дружбы».

Наиболее точно сформулировал основной принцип войскового товарищества великий русский полководец А.В. Суворов. Он писал в «Науке побеждать»: «Сам погибай, а товарища выручай».

Дружба, войсковое товарищество нужны не только в военное время, не менее важны они в повседневной армейской жизни.

Это вытекает из сущности войскового товарищества и той роли, какую играет оно в повышении морального духа войск, в укреплении боевой мощи Вооруженных Сил.

Как известно, под войсковым товариществом понимаются устойчивые взаимоотношения воинов, которые характеризуются общностью служебных интересов, взаимным доверием, взаимопомощью, глубокой привязанностью друг к другу.

Армия, воинский коллектив являются благодатной основой для зарождения и упрочения дружбы и войскового товарищества, так как армейские подразделения имеют одну общую цель - защиту Отечества, давние и прочные традиции, специфические условия совместного воинского труда и проживания.

Для дружеских, товарищеских отношений военнослужащих характерны стремление к взаимопомощи, взаимовыручке в учебе и службе, единство и сплоченность при выполнении учебно-боевых задач.

В современных условиях роль и значение крепкой боевой дружбы, войскового товарищества, коллективизма еще более возрастают. Это обусловлено рядом обстоятельств.

Следует, прежде всего, подчеркнуть, что выполнение возложенных на воинские коллективы задач, особенно когда ведутся боевые действия, а также при несении боевого дежурства, караульной службы, сопряжено с риском, опасностью, и в этих условиях коллективизм и взаимная выручка приобретают особое, а порой и решающее значение.

Необходимость взаимопомощи, товарищеской поддержки настоятельно диктуется и самим характером воинского труда, применением современных видов оружия. Сегодняшнее оружие, как правило, коллективное, а это значит, что целая группа воинов занята решением одной общей задачи. В таких условиях ошибка даже одного номера расчета может не только нанести ущерб боевой готовности, но и сорвать выполнение поставленной задачи. Кроме того, современное оружие требует взаимозаменяемости в расчете, отделении, экипаже.

Немаловажным фактором, определяющим возрастание роли коллективизма, товарищества в достижении победы в современном бою является необходимость согласованных действий частей разных видов Вооруженных Сил и родов войск, повышение требований к их четкому взаимодействию. Современный бой проходит в высоком темпе. Велико насыщение войск огневыми средствами. В этих условиях требуются особенно четкое взаимодействие, взаимная помощь и поддержка между всеми частями и подразделениями, ведущими бой. Да и в своем подразделении, части, на корабле воин чувствует себя значительно сильнее, если ощущает рядом локоть товарища, получает от него в трудную минуту необходимую помощь.

И еще один аргумент. Сами армейские будни накладывают специфический отпечаток на взаимоотношения между военнослужащими. Воинский коллектив становится для воина, по существу, второй семьей, а подразделение, корабль - вторым домом. А в хорошей семье складываются добрые, теплые, дружеские отношения, царит атмосфера взаимопомощи и поддержки.

Таким образом, дружба, взаимопомощь, товарищеская выручка сплачивают воинский коллектив, делают его сильнее, монолитнее. Без них в современных условиях немыслимо достижение победы в бою. С ними легче переносятся тяготы и лишения суровой армейской жизни. Локоть товарища, его поддержка окрыляют солдата и матроса, придают им смелость, уверенность, помогают с честью выполнять свой воинский долг перед Родиной.

Во-вторых, особое место в системе духовно-нравственного воспитания занимали и занимают дни воинской славы.

С 1995 года в стране действует Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России», в котором определены наиболее значимые для российской истории дни воинской славы. Их проведение является важнейшим средством возрождения национальных воинских ценностей россиян, боевых традиций армии и флота, славы российского оружия.

Дни воинской славы России организуются и проводятся в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации и его заместителей.

В Федеральном законе «О днях воинской» славы (победных днях) России» определено 15 дней воинской славы.

Российской Федерации устанавливаются следующие дни воинской славы России:

- 18 апреля - День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 год);

- 21 сентября - День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год);

- 7 ноября - День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 год);

- 10 июля - День победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении (1709 год);

- 9 августа - День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра I над шведами у мыса Гангут (1714 год);

- 24 декабря - День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова (1790 год);

- 11 сентября - День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 год);

- 8 сентября - День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812 год);

- декабря - День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 год);

- 23 февраля - День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 год) - День защитников Отечества;

- 5 декабря - День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год);

февраля - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год);

- 23 августа - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год);

- 27 января - День снятия блокады города Ленинграда (1944 год);

- 9 мая - День Победы советского народа в Великой Отечественной, войне 1941 - 1945 годов (1945 год).

К ним могут добавляться дни формирования частей, присвоения им почетного наименования, профессиональные праздники, дни знаменательных побед.

В эти дни используются все многообразие средств, которые позволяют отличить праздники от будней:

- беседы, информирование, тематические вечера и утренники, показ художественных и документальных фильмов;

- встречи личного состава с ветеранами войны и военной службы;

- экскурсии в музеи боевой славы, по местам ведения боевых действий и на мемориальные комплексы;

- выпуск радиогазет, стенной печати, а где есть возможность, и телепередач;

- оборудование выставок художественной литературы и произведений изобразительного искусства, освещающих тематику предстоящего праздника;

- чествования передовых военнослужащих воинской части (корабля).

- показные выступления личного состава по строевой подготовке, рукопашному бою, показ элементов боевой подготовки, образцов оружия и техники, находящихся на вооружении воинской части;

- выступления творческих коллективов художественной самодеятельности воинской части (корабля) и местных учреждений культуры;

- организация вечеров отдыха офицеров, прапорщиков и членов их семей;

- спортивные мероприятия.

В-третьих, несомненно способствует духовно-нравственному становлению личности курсантов их деятельность по увековечению памяти воинов России, которая находит свое выражение в создании и сохранении мемориальных музеев, установлении и благоустройстве памятников, обелисков, стел, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих дни воинской славы России; организации выставок, установлении на местах воинской славы мемориальных знаков, сохранении и обустройстве территорий, исторически связанных с подвигами российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России, публикации в средствах массовой информации материалов, связанных с днями воинской славы России, присвоении имен национальных героев, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России, населенным пунктам, улицам и площадям, физико-географическим объектам, воинским частям, кораблям и судам.

В-четвертых, также способствует духовно-нравственному воспитанию включение курсантов в духовную практику, в создание на территории военных учебных заведений храмов, позволяющих активировать их позитивное влияние на молодых людей.

Исторический опыт свидетельствует, что в формировании жизненной позиции Воина и Защитника Отечества, в духовно-нравственном развитии молодежи особое место занимала деятельность православной церкви. Военные священники вместе с солдатами и офицерами переносили все тяготы и лишения, выпадавшие на долю армии.

В Советское время, в связи с атеистической ориентацией, эта традиция была разрушена. И лишь в последние годы, как отмечает протоиерей Дмитрий Смирнов, в жизни Армии и Русской Православной Церкви ясно прослеживается тенденция усиления и расширения взаимодействия, сотрудничества и соработничества на ниве двух ветвей служения Отечеству - служения воинского и служения пастырского.

В настоящее время правовое поле в области духовного образования и просвещения военнослужащих определяется действующим законодательством, руководящими документами соответствующих силовых министерств и ведомств, Уставом Синодального Отдела, подписанными Соглашениями о сотрудничестве со структурными подразделениями Русской Православной Церкви, а также совместными планами работы и имеющимся опытом просветительской и образовательной деятельности Церкви. При этом духовное просвещение и образование военнослужащих строится на добровольной основе, по личному желанию и выбору воинов и членов их семей, с одной стороны. С другой стороны, законодательство запрещает подвергать военнослужащих какому-либо притеснению, ограничению прав, в том числе на получение духовного образования и какому-либо преследованию на религиозной почве.

К настоящему времени заключены Соглашения о сотрудничестве основных силовых министерств, ведомств и Русской Православной Церкви в лице Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями. Воинские части, учреждения, военно-учебные заведения, органы управления и центральные, епархиальные и приходские структуры Церкви работают на основе договоров, соглашений или планов взаимодействия и сотрудничества.

В подписанных Соглашениях в части, касающейся вопросов образования и просвещения, отмечается, что совместная деятельность сторон направлена:

- на разработку и реализацию программ, способствующих духовно-нравственному и патриотическому воспитанию и просвещению военнослужащих и членов их семей;

- на проведение факультативных занятий с военнослужащими и членами их семей по изучению основ православной культуры и духовной безопасности;

- на организацию и оборудование в военных гарнизонах воскресных школ, общественных православных библиотек, кружков и лекториев православной культуры.

Проводятся факультативные занятия по основам православной культуры, духовной безопасности и нравственности, которые ставят своими целями:

- воспитание патриотизма, любви к ближнему и Отечеству;

- изучение православной этики, как многовековой традиции русского народа и воспитание культуры общения;

- углубление знаний по истории России и Русской Православной Церкви;

- знакомство с православным богослужением и основами церковного искусства;

- знакомство с мировыми религиями и деятельностью тоталитарных сект;

- изучение причин конфликтов в воинских коллективах на межнациональной и религиозной почве, методов их предупреждения.

Первые результаты совместной деятельности воспитательных структур Армии и соответствующих отделов Русской Православной Церкви поназывает, что духовное образование и просвещение военнослужащих и членов их семей:

- во-первых, обеспечивает подготовку офицеров к службе в воинских коллективах, в которых будут служить военнослужащие, исповедующие или относящие себя к различным вероисповеданиям (религиозным конфессиям);

- во-вторых, способствует укреплению воинской дисциплины, правопорядка, предупреждению пьянства, наркомании, преступлений и самоубийств;

- в-третьих, содействует и смягчает решение межличностных и социально-бытовых проблем военнослужащих и членов их семей.

Для воинов и с их участием широко проводятся мероприятия по возрождению духовности на основе православных традиций; укрепляются связи с православным священством в храмах; ведется ежедневная просветительная и образовательная деятельность с воинами (Это может быть просто встреча, разговор с воином. Это и занятия в воскресных школах, проведение бесед, лекций, конференций, «круглых столов» по основам православной культуры.); оборудуются мемориальные доски с именами погибших за веру и Отечество воинов.

Логику духовно-нравственного воспитания с участием Русской Православной Церкви можно схематично изобразить следующим образом

В значительной мере повышению качества такой работы способствовало создание в 1995 году Синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями.

Сегодня он, по преимуществу, занимается строительством отношений с министерствами и ведомствами, в состав которых входят войска и воинские формирования, а также координационной, методической и организационно-правовой работой в сфере взаимодействия с органами военного управления.

Основными направлениями его работы стали:

- координация взаимодействия священноначалия и духовенства с военным руководством и воспитательными структурами по вопросам реализации соглашений и программ двухстороннего церковно-государственного сотрудничества;

- оказание практической и методической помощи командованию и органам воспитательной работы войск в подготовке и проведении исследований религиозной ситуации в воинских коллективах и районах дислокации войсковых частей;

- забота о пастырском окормлении православных военнослужащих, как в местах их постоянной дислокации, так и во время командировок в районы выполнения служебно-боевых задач, в том числе в составе миротворческих контингентов в Абхазии, на Северном Кавказе и Таджикистане;

- участие в мероприятиях историко-патриотической и религиозно-нравственной тематики в рамках подготовки и проведения Дней воинской славы (победных дней) России, знаменательных и юбилейных дат и событий отечественной истории, истории видов и родов Вооруженных Сил, силовых ведомств;

- представление Русской Православной Церкви в контактах с руководством различных структур Вооруженных Сил и других ведомств, имеющих в своем составе войска и воинские формирования, а также министерств и ведомств, ответственных за правоохранительную деятельность и содержание людей в местах лишения свободы;

- информирование Святейшего Патриарха и Священного Синода о событиях и мероприятиях, происходящих в сфере деятельности Вооруженных Сил и правоохранительных учреждений и представляющих интерес для Русской Православной Церкви.

Благодаря всем этим шагам и действиям в военных учебных заведениях в современных условиях стала складываться своя система духовно-нравственного воспитания будущего офицера на лучших традициях воинской славы.

 

АВТОР: Неробеев А.Б.