05.05.2012 2610

Я–концепция+Система образования в республике Беларусь

 

ПЛАН

 

1. Структура сознания, самосознания, самооценки и самоотношения. Я –концепция.

2. Система образования в республике Беларусь. Типы учебных заведений

Список литературы

 

1. СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ, САМОСОЗНАНИЯ, САМООЦЕНКИ И САМООТНОШЕНИЯ. Я – КОНЦЕПЦИЯ.

 

Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества.

Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов именно как воплотивших в себе психологию их творцов становятся осознанными.

В начале своего развития сознание человека является направленным на внешний мир. Человек осознает, что находится вне его, благодаря тому, что с помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает этот мир как отделенный от него и существующий независимо от него. Позднее появляется рефлексивная способность, т. е. осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. Такова последовательность стадий развития сознания в фило- и онтогенезе. Данное направление можно обозначить как рефлексивное.

Второе направление связано с развитием мышления и постепенным соединением мысли со словом. Мышление человека, разАтсяь, все больше проникает в суть вещей. Параллельно с этим развивается язык, используемый для обозначения добываемых знаний. Слова языка наполняются все более глубоким смыслом и, наконец, когда развитие получают науки, превращаются в понятия. Слово-понятие и есть единица сознания, а направление, в русле которого оно возникает, можно обозначить как понятийное.

Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание. [6; c. 83]

Какова же структура сознания, его важнейшие психологические характеристики?

Первая его характеристика дана уже в самом его наименовании: сознание. Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. К. Маркс писал: “ Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это – знание ”. В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К числу этих процессов могут быть отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент.

Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение – строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных психических познавательных процессов, неизбежно становятся расстройством сознания.

Вторая характеристика сознания – закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит “ я ” человека и его ” не – я ”. Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различие. Он единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т. е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и самого себя в целом. Отделение “ я ” от ” не – я ” – путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.

Третья характеристика сознания – обеспечение целеполагающей деятельности человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы и т. д.

Наконец, четвертая характеристика сознания – включение в его состав определенного отношения. “ Мое отношение к моей среде есть мое сознание ”, - писал К. Маркс. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и прежде всего общественные отношения, в которые включен человек. В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений. И здесь, как и во многих других случаях, патология помогает лучше понять сущность нормального сознания. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется именно расстройством в сфере чувств и отношений: больной ненавидит мать, которую до этого горячо любил, со злобой говорит о близких людях и т. д.

Низший уровень психики образует бессознательное. Бессознательное – это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отсчета. Оставаясь психическим (отсюда ясно, что понятие психики шире, чем понятие “сознание”, “социальное”), бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличии от сознания, невозможен целенаправленный контроль человеком тех действий, которые он совершает, невозможна и оценка их результата.

В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями (“субсенсорные” или “субцептивные” реакции); движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и др. К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д. Было бы не верно на том основании, что бессознательное – это противоположное сознанию, приравнивать его к животной психике. Бессознательное – это столь же специфически человеческое психическое проявление, как и сознание, оно детерминировано общественными условиями существования человека, выступая как частичное, недостаточно адекватное отражение мира в мозгу человека.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ-1) совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии к-рых субъект не отдает себе отчета: 2) форма психического отражения, в к-рой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии, составляя нерасчлененное целое. Б. отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, его отношениями к миру, поэтому в Б. невозможны произвольный контроль осуществляемых субъектом действий и оценка их результатов. В Б. действительность переживается субъектом через такие формы уподобления, отождествления себя с другими людьми и явлениями, как непосредственное эмоциональное вчувствование, идентификация, эмоциональное заражение, объединение различных явлений в один ряд через сопричастие, а не через выявление логических противоречий и различий между объектами по тем или иным существенным признакам. В Б. зачастую прошлое, настоящее и будущее сосуществуют, объединяясь в каком-либо одном психическом акте (например, в сновидении). Б. находит свое выражение в ранних формах познания ребенком действительности и первобытном мышлении, интуиции, аффектах, панике, гипнозе, сновидениях, привычных действиях, подпороговом восприятии (см. Субсенсорное восприятие), непроизвольном запоминании и т. д., а также в стремлениях, чувствах и поступках, причины которых не осознаются личностью. Выделяются четыре класса проявлений Б.: 1) надсознательные явления (см. Подсознательное); 2) неосознаваемые побудители деятельности (неосознаваемые мотивы и смысловые установки), обусловливаемые имеющим личностный смысл желаемым будущим. Этот класс явлений был обнаружен при исследовании поведения субъекта после выхода его из гипнотического состояния, в котором ему внушалась определенная программа действий (например, зайти в магазин и купить определенную вещь и т. п.). Выполняя заданную программу, человек не мог объяснить причины своего поведения. Пытаясь объяснить природу этих явлений с позиций психоанализа, 3. Фрейд ввел термин “динамическое вытеснение Б.”. Под Б. он понимал нереализованные влечения, которые из-за конфликта с требованиями социальных норм не допускались в сознание, отчуждались с помощью механизма вытеснения, обнаруживая себя в обмолвках, оговорках, сновидениях и пр. Особенность подобных проявлений Б. состоит в том, что осознание субъектом причинной связи нереализованных влечений с психотравмирующими событиями не приводит к исчезновению переживаний, обусловленных этими влечениями (например, к исчезновению страхов), поскольку осознанное воспринимается субъектом как нечто безличное, чуждое, происходящее не с ним. Эффекты Б. в поведении устраняются в том случае, если вызвавшие их события изживаются личностью совместно с другим человеком (например, в психоаналитическом сеансе) или с другими людьми (психотерапия групповая). В зарубежной психологии, прежде всего в психоанализе 3. Фрейда и его последователей, ограниченное понимание проявлений Б. обусловлено односторонним анализом формальных динамических аспектов Б., игнорированием общественно-исторической обусловленности Б., неоправданным вычленением Б. из того реального процесса взаимодействия человека с миром, в контексте которого только и могут быть раскрыты сущность Б., его функции в поведении личности. Эти ограничения преодолеваются советскими психологами в теории установки и деятельностном подходе к изучению психических явлений, исходящих из диалектико-материалистического понимания психики, природы и функции неосознаваемых мотивов, смысловых установок и личностных смыслов в жизни человека; 3) неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности (операциональные установки и стереотипы автоматизированного поведения), обеспечивающие направленный и устойчивый характер ее протекания. Они лежат в основе регуляции автоматизированных и непроизвольных действий (например, процесса решения задач) и обусловливаются образами неосознанно предвосхищаемых событий и способов действия, опирающимися на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях. Они могут осознаваться субъектом, если на пути привычного автоматизированного поведения встречается неожиданное препятствие. Представление о психофизиологических механизмах неосознаваемого автоматизированного поведения разработано Н. А. Бернштейном в концепции уровней построения движения (см. Физиология активности), 4) проявления субсенсорного восприятия. Развитие представлений о природе Б., специфике его проявлений, механизмах и функциях в регуляции поведения человека является необходимым условием создания целостной объективной картины психической жизни личности. Обращение к исследованию явлений бессознательного, их природы, форм и способов проявления наиболее характерно для австрийского психолога, невропатолога, психиатра Зигмунда Фрейда и его учеников. Основные работы З.Фрейда, содержащие философские идеи и концепции, - «Массовая психология и анализ человеческого «Я»«, «По ту сторону принципа удовольствия», ««Я» и «Оно»«, «Психология бессознательного», «Неудовлетворенность в культуре», «Цивилизация и анализ человеческого «Я» и др.

Как философ З.Фрейд дает свое осмысление человека и культуры. Культура выступает у него как «Сверх Я», она основана на отказе от удовлетворения желаний бессознательного и существует за счет сублимированной энергии либидо. В работе «Неудовлетворенность в культуре» З.Фрейд приходит к выводу о том, что прогресс культуры уменьшает человеческое счастье, усиливает у человека чувство вины из-за ограничения его природных желаний. При рассмотрении социальной организации общества Фрейд концентрирует внимание не на ее надындивидуальном характере, а на природной склонности человека к агрессии, разрушению, которая может быть обуздана культурой.

К. Г. Юнг ввел в научный оборот такие объекты исследования, как учение о карме, метемпсихозе и реинкарнации, парапсихологические феномены и др. Он исследовал восточные религиозно-мистические культы, в которых личностное начало растворено в архаической стихии коллективного бессознательного. [2; c. 44]

Факт наличия бессознательного в психике человека («подвалы души») был давно зафиксирован в психологии. Однако только начиная с Фрейда, эта часть сознания (вот здесь-то и выявляется сложность, связанная с употреблением слова «сознание так как приходится говорить о бессознательном в сознании сделалась предметом пристального внимания и специального исследования. Причины неврозов могут лежать там. В „подвалах души, в бессознательном, решил Фрейд. Задача состоит в том, чтобы помочь человеку осознать неосознаваемое и благодаря этому облегчить психическое состояние или даже, может быть, излечить больного. Фрейд разработал целую систему приемов, получившую название «психоанализ», призванных решить эту задачу. Для объяснения психических процессов Фрейд использовал как известные ранее понятия (например, понятие энергии), так и вновь введенные им понятия (главным из которых были «вытеснение», «сублимация» в ранних работах, «Сверх-Я» - в более поздних).

Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.

Бессознательная память - это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь - это внутренняя речь.

Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях. Бессознательное в личности человека - это те качества, интересы, потребности и т. п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одно из таких явлений - ошибочные действия, оговорки, описки. В основе другой группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится, к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.

Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях: (а) когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения, (б) когда человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа, (в) когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой разрешиться без волевого решения не может, (г) когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.

Третий тип бессознательных явлений - те, о которых говорит 3. Фрейд касающихся личностного бессознательного. Это - желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы человеческого сознания под влиянием цензуры.

Сознание – высшая форма отражения действительного мира; свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. “Ядром” сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира. [2; c. 44]

Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества.

Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов именно как воплотивших в себе психологию их творцов становятся осознанными.

В начале своего развития сознание человека является направленным на внешний мир. Человек осознает, что находится вне его, благодаря тому, что с помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает этот мир как отделенный от него и существующий независимо от него. Позднее появляется рефлексивная способность, т. е. осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. Такова последовательность стадий развития сознания в фило- и онтогенезе. Данное направление можно обозначить как рефлексивное.

Второе направление связано с развитием мышления и постепенным соединением мысли со словом. Мышление человека, развиваясь, все больше проникает в суть вещей. Параллельно с этим развивается язык, используемый для обозначения добываемых знаний. Слова языка наполняются все более глубоким смыслом и, наконец, когда развитие получают науки, превращаются в понятия. Слово-понятие и есть единица сознания, а направление, в русле которого оно возникает, можно обозначить как понятийное.

Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание. Самосознание есть определенная форма реального явления – сознания. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание - это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий.

Самосознание есть сознание, направленное на самого себя: это - сознание, делающее своим предметом, объектом сознание. Как это возможно с точки зрения материалистической теории познания - вот в чем состоит главный философский вопрос проблемы самосознания. Вопрос состоит в выяснении специфики этой формы сознания и познания. Эта специфика определена, тем, что в акте самосознания сознание человека, будучи субъективной формой действительности, само раздваивается на субъект и объект, на сознание, которое познает (субъект), и сознание, которое познается (объект). Такое раздвоение, как оно ни кажется странным для обычного мышления, является очевидным и постоянно наблюдаемым фактом. [1. c. 37]

Самосознание самим фактом своего существования еще раз доказывает относительность различия и противоположности объекта и субъекта, неправильность представлений о том, что в сознании все субъективно. Факт самосознания показывает, что разделение действительности на объект и субъект не ограничивается лишь отношением внешнего мира к сознанию, но что и в самом сознании имеется это деление, выражающееся по меньшей мере в двух формах: в соотношении объективного и субъективного в содержании сознания и в форме разделения сознания на объект и субъект в акте самосознания.

В формировании самосознания ребенка как личности решающую роль играет его последующая совместная жизнь и постоянное общение со сверстниками. Начиная с младшей группы детского сада (3-4 года) ребенок постоянно «смотрится в другого человека». Он слышит требования, похвалу, упреки, которые взрослые адресуют другим ребятам, и сразу же путем сравнения «примеривает» их к себе. Похвалила воспитательница Мишу за хорошо убранные игрушки, а Вова тут же заявляет: «И я убрал, я тоже так умею…», «А я хороший?»  [9; c. 74]  

Познание себя - одна из самых сложных и в то же время субъективно очень важных задач. Сложность этой задачи вызвана многими причинами. Во-первых, человек должен развить свои познавательные способности, накопить соответствующие средства, чтобы потом применить их к познанию себя. А это приходит с возрастом и предполагает определенное умственное развитие. Во-вторых, должен накопиться материал для познания, т. е. человек должен чем-то (кем-то) стать; вместе с тем он находится в непрерывном развитии, и самопознание все время отстает от своего объекта. В-третьих, всякое знание о себе уже фактом своего получения меняет субъекта: узнав нечто о себе, он становится другим. Поэтому-то задача «познать себя» и оказывается для человека столь субъективно значимой: всякое продвижение в ней - очередной шаг в его развитии.

Познание себя начинается в очень раннем детстве, но там оно имеет совершенно особые формы и содержание. Сначала ребенок учится отделять себя от физического мира: он еще не знает, что относится к его телу„ а что - к миру.

 

2. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. ТИПЫ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

 

Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство, расположенное в центре Европы с площадью 208 тыс. кв. км. и населением 10,7 млн. человек. Страна граничит с пятью государствами: Российской Федерацией (33% границ); Украиной (33%); Литвой (16%); Польшей (13%) и Латвией (5%). На территории Республики проживают представители 118 наций и национальных меньшинств. Белорусы составляют 77,9% от общей численности населения. Более 2 млн. белорусов проживают в США, Канаде, Австралии, Франции, Аргентине, Польше, России, Украине, Литве, Латвии и других странах.

Административно Республика Беларусь разделена на 6 регионов (областей) и 118 округов (районов). В стране насчитывается 102 городских и 109 сельских населенных пунктов, 25 районов в городах и 1147 поселковых советов. Столица Республики, Минск, с населением свыше 1,7 млн. чел., имеет статус независимой административной единицы.

27 июля 1990 г. Верховный Совет Республики Беларусь принял резолюцию о государственном суверенитете. 15 марта 1996 г. первые шаги по созданию независимого демократического правового социального государства и системы управления были зафиксированы в Конституции Республики Беларусь. В июле 1994 г. в стране были впервые проведены демократические выборы и избран первый президент. 24 ноября 1996 г. состоялся республиканский референдум, который принял изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь 1994 г. и закрепил новые социально-экономические и общественно-политические реалии белорусского общества переходного периода.

Как суверенное государство, одно из учредителей Организации Объединенных наций и ЮНЕСКО, Беларусь является полноправным участником международных отношений, активно работает более чем в 60 международных организациях, подписала более 170 международно-правовых договоров, соглашений, конвенций и протоколов. Большое значение в международных делах имеют договоренности о создании единого Союза Беларуси и России.

До распада СССР Беларусь считалась одной из наиболее развитых республик в социально-экономическом отношении и занимала ведущие позиции по основным социально-экономическим показателям: национальному доходу на душу населения (4 место), объему промышленного производства (3), уровню развития сельского хозяйства (2), денежным доходам населения (3), розничному товарообороту (1), ожидаемой продолжительности жизни (3). В 1994 г. Республика занимала 40-е место среди 173 стран по индексу человеческого развития ООН и была признана как страна с высоким уровнем человеческого развития, уступая среди бывших союзных республик СССР только балтийским государствам и Российской Федерации.

Реализация программы экономических и социальных преобразований в Республике Беларусь в значительной степени находится в зависимости от вовлечения в разрешение проблем человеческого фактора, образовательного уровня нации. Она все острее ставит проблему духовного возрождения, существенного повышения общей и профессиональной культуры народа, приобщения всех и каждого к достижениям мировой и отечественной материальной и духовной культуры. Реформы социально-экономического и политического развития общества требуют, чтобы сфера образования даже в сложных кризисных условиях переходного периода стала приоритетным направлением государственной политики. Такая приоритетная роль системы образования должна в конечном счете сыграть ведущую роль в превращении Республики Беларусь в технологически развитое демократическое государство, стать гарантом стабильности и источником социально-экономического развития.

Республика Беларусь государственную политику в сфере образования строит на формировании и совершенствовании высококачественной национальной системы образования, государственной и общественной поддержке ее приоритетного развития в качестве определяющего фактора научно-технического и культурно-духовного прогресса, становления национального суверенитета.

Развитие национальной системы образования базируется на следующих основных принципах: приоритете общечеловеческих ценностей; национально-культурной основе; научности; ориентации на мировой уровень образования; гуманизме; связи с общественной практикой; экологической направленности; преемственности и непрерывности; единстве обучения, духовного и физического воспитания; демократизме; светском характере; поощрении таланта и образованности; обязательности базового образования.

Основными законодательными документами, регулирующими деятельность сферы образования в Республике Беларусь, являются: Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями), принятая на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года, Законы “Об образовании в Республике Беларусь”, “О языках”, “О правах ребенка”, “О правах национальных меньшинств”, “Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь” и др.

В соответствии с существующим законодательством национальная система образования должна обеспечиваться государственным финансированием в объеме не менее 10% национального дохода.

Система управления образованием в Республике Беларусь имеет государственно-общественный характер. В сфере законодательства она осуществляется Национальным собранием (Парламентом), в выполнении законов и непосредственном управлении - Кабинетом Министров и Министерством образования, а также местными органами управления образованием.

Согласно ст. 14 Закона “Об образовании в Республике Беларусь” национальная система образования включает дошкольное образование; общее среднее образование; внешкольные формы образования; профессионально-техническое образование; среднее специальное образование; высшее образование; подготовку научно-педагогических и научных кадров; повышение квалификации и переподготовку кадров; образование взрослых.

В современную структуру образования входят различные типы государственных и негосударственных учебных заведений: детские дошкольные (ясли, сад) и общеобразовательные (неполная и полная средняя школа, гимназия, лицей); внешкольные, специальные и интернатные учреждения (дома ребенка, школы-интернаты, исправительно-трудовые колонии для несовершеннолетних правонарушителей и т. п.); профессионально-технические училища; техникумы, колледжи, специализированные вузы, университеты и академии; институты повышения квалификации и переподготовки кадров, а также органы управления системой образования и подведомственные им научные и учебно-методические учреждения.

На начало 1998/99 учебного года структура образования включала 4500 детских дошкольных учреждений, 4783 общеобразовательных школ, 249 профессионально-технических училищ, 151 государственное среднее специальное и 57 государственных и негосударственных высших учебных заведений, более 100 учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров. В системе образования (без учреждений повышения квалификации) обучалось более 2,1 млн. учащихся и студентов, работало около 200 тыс. учителей и преподавателей. В целом в ней занято около 400 тыс. специалистов, что составляет 10% активно занятого населения страны.

Дошкольное воспитание и образование осуществляется в семье и детских дошкольных учреждениях - государственных, частных, коллективных, смешанных, куда принимаются дети в возрасте до 6 (7) лет. В настоящее время система дошкольного воспитания и образования включает 4500 детских дошкольных учреждений, охватывает 443400 детей, в ней работает 54310 воспитателей и преподавателей.

Процент охвата детей пятилетнего возраста воспитанием и обучением в старшей группе детского сада составляет 61,2%, в т. ч. в городе 71,5% и в сельской местности - 48,7%. На одного педагога приходится от 8 до 10 воспитанников. В последние годы возникли государственные и негосударственные детские дошкольные учреждения с различными гибкими программами и планами. Их целью является подготовка детей к поступлению в начальную школу. Наиболее интересными и эффективными программами, отражающими новую образовательную политику, являются: “Семья”, “Гармония”, “Очарование”, “Первый шаг”, “Пралеска” и др. Они соединяют в себе новейшие национальные и мировые научно-практические разработки по воспитанию, обучению и развитию детей дошкольного и младшего школьного возраста и основаны на личностно-ориентированном подходе. Как ответ на появление новых вариативных программ, методов и схем была разработана новая модель детского дошкольного учреждения - открытый детский сад. Специалистов для детских дошкольных учреждений готовят 15 образовательных учебных заведений: 3 педагогических университета, 1 педагогический институт, 3 колледжа и 8 педагогических училищ.

Школьное образование включает три ступени: начальную (4 года обучения), базовую (9 лет обучения) и общую среднюю (11 лет обучения).

Начальное образование начинается в 6 (7) лет и осуществляется в начальных школах и 1-4 классах общеобразовательных школ и гимназий. Существующая в настоящее время сеть начальных школ охватывает 760 школ, в которых обучается 20,6 тыс. учеников и работает 2763 учителя, в основном - женщины.

Основными задачами начальной ступени школьного образования являются не только обучение чтению, письму и счету, но и воспитание и развитие личности ребенка, овладение им первоначальными знаниями о природе, обществе и человеке, основанными главным образом на культурно-историческом материале своей родной местности, навыками учебной и общетрудовой деятельности, культурой речи, межличностных отношений, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Изменение целей, задач и содержания начального образования, вытекающее из реализации реформы общеобразовательной средней школы, потребовало в 1997-1999 гг. соответствующих изменений в структуре и объеме изучаемого материала, внедрения в учебный процесс новых обучающих технологий. В этих целях Министерство образования совместно с Национальным институтом образования подготовили новый рабочий учебный план, программу и соответствующие учебники.

Базовое школьное образование является обязательным для всех детей за исключением тех, кто не в состоянии учиться по медицинским показаниям, осуществляется в базовой школе, 1-9 классах общей средней школы и гимназиях и завершается сдачей экзаменов и получением Свидетельства о базовом школьном образовании. Полное общее среднее школьное образование осуществляется в 10-11 классах общеобразовательных школ, гимназиях и лицеях и завершается сдачей экзаменов и получением Свидетельства об общем среднем образовании.

Система общего среднего образования помимо начальной школы, включает школу II (5-9 классы) и школу III (10-11 классы) ступеней и охватывает детей в возрасте 10 (11)-16 (17) лет.

Школа II ступени является базовой, обязательной для всех детей за исключением тех, кто не в состоянии учиться по медицинским показаниям, и призвана обеспечить систематические знания, умения и навыки, необходимые для продолжения общего и начала профессионального образования, включения личности ребенка в жизнь общества, а также развитие ее творческих качеств и воспитание национального самосознания и общечеловеческой морали. На этой ступени выявляются типологические характеристики личности, развиваются способности, интересы, качественные ориентации. Диагностика этих качеств, а при необходимости их активная коррекция призваны помочь самовыражению учащегося, выбору им направления своей дальнейшей учебной или трудовой деятельности.

Школа III ступени обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки учащихся на основе такого уровня знаний, умений и навыков, которые свидетельствуют о формировании полноправного и ответственного гражданина, готового к правильному существованию в системе общественных, семейных и производственных отношений, способного к самообразованию, самовоспитанию и гармоничным взаимоотношениям с окружающей природной средой.

Обучение в школах II и III ступени завершается выпускными экзаменами, по результатам которых выпускники базовых школ получают свидетельство, а средних - аттестат.

Общее среднее образование учащиеся получают в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, профессионально-технических училищах, техникумах и колледжах. По состоянию на начало 1998/99 учебного года в Республике Беларусь функционировало 4783 дневные общеобразовательные школы, включая школы-интернаты, в которых обучалось 1600516 учащихся. В системе Министерства образования работало 4669 дневных общеобразовательных школ, включая школы-интернаты и без учета количества школ для детей с недостатками умственного и физического развития, в том числе: начальных - 738 (15,8%), базовых - 1054 (22,6%), средних - 2776 (59,5%), гимназий - 73 (1,6%), лицеев - 25 (0,5%), общее среднее образование также дают 249 профессионально-технических училищ, 151 государственное среднее специальное учебное заведение включая 4 колледжа.

В связи с реорганизацией школ и закрытием малокомплектных наметилась тенденция к увеличению их средней наполняемости, составляющей в 1998/99 уч. году 337,4 ч/м. По сравнению с 1997/98 учебным годом увеличились прием в первые и подготовительные классы, численность учеников в классах, открытых в детских дошкольных учреждениях, в группах продленного дня.

В 1998 голу в дневных общеобразовательных школах свидетельство о базовом образовании получили 151383 ученика, из которых 63% продолжили обучение в 10-х классах дневных средних школ, гимназий, лицеев и колледжей. Аттестат о среднем образовании в дневных общеобразовательных школах получили 83008 чел, из них 6% были награждены золотыми и 6,1% - серебряными медалями.

Общее среднее образование дают и новые типы учебных заведений - гимназии, лицеи и колледжи, которые призваны качественно улучшить общее среднее образование и обеспечить наиболее полное интеллектуальное и профессиональное развитие личности учащихся с высоким образовательным потенциалом. Под гимназией понимается общеобразовательное учебное заведение, обеспечивающее получение общего среднего образования повышенного уровня, развитие индивидуальных творческих способностей, формирование интеллектуальной, высококультурной личности. По своей сути это прообраз будущей белорусской школы. Лицеи - это профессионально ориентированные учебные заведения, обеспечивающие завершение общего среднего образования повышенного уровня на III ступени с профессиональной профильной подготовкой по направлениям и специальностям высшей школы. Они создаются, как правило, при высших учебных заведениях или на базе научных учреждений, культурных центров, средних школ, располагающих необходимым кадровым и учебно-материальным потенциалом. Колледжи готовят специалистов среднего звена с завершением общеобразовательной подготовки и их окончание дает право поступления в вуз. В высших колледжах можно получить первую (бакалаврскую) степень высшего образования.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Абрамова. Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург, 1999

2. В мире подростка. М., 1980.

3. «Возрастная и педагогическая психология», под редакцией А.В. Петровского.

4. «Возрастная психология и педагогика», под редакцией М.В. Гомезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик, Москва, «Просвещение», 1984

5. Б.В.Зейгарник, Введение в патопсихологию, изд.Московского университета, 1969 года.

6. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988.

7. Крайг К. Психология развития. СПб., 2000

8. Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1976.

9. Немов Р.С. Психология. В 3т. Т1. М., 1995.

10. Общая психодиагностика. / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.,1987.

11. Особенности оценки старшеклассниками моральных и волевых качеств своих сверстников. В.Ф. Сафин, в книге «Психологические проблемы юности», Москва, 1961