07.05.2012 6040

Состояние проблемы педагогического тестирования в современной образовательной практике

 

Анализ научно-педагогической литературы по проблеме создания тестовых систем, описания (представления) и оценке практического опыта в данном аспекте (Ю.Ф. Гущин, Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова, А.О. Татур, М.Б. Челышкова), содержания докладов и научных сообщений на семинарах, научно-практических конференциях, проводимых под руководством Министерства образования Российской Федерации в период с 1995 по 2002 гг. (гг. Москва, С.-Петербург, Самара, Вологда и т. д.), а также практического опыта отдельных образовательных учреждений Нижегородского и других регионов России показал, что в практическом применении достижений классической и современной теории тестов в образовательную практику можно выделить как положительные, так и отдельные негативные тенденции.

Представленные научно-теоретические, исследовательские работы, опыт практического применения тестовых методик и тестовых систем и технологий позволяет говорить о том, что в России начался процесс формирования национальной системы тестирования. К числу положительных тенденций следует отнести, прежде всего то, что «интерес образовательной общественности к достижениям классической и современной тестовой теории, к методам разработки высококачественных педагогических тестов, к оценке их надежности и валидности огромен».

В нашей стране комплексное применение педагогического тестирования проводится в системе среднего профессионального образования в некоторых передовых техникумах и колледжах.

Применение педагогического тестирования в практической работе общеобразовательных школ стимулируется тем, что в последние годы практически во всех субъектах Федерации созданы и функционируют центры, осуществляющие разработку тестовых средств для аттестации школьников и образовательных учреждений (гг. Барнаул, Калининград, Краснодар, Красноярск, Нижний Новгород, Оренбург, Пенза, Пермь, Сочи, Самара и др.).

Особо следует выделить интенсивно развивающееся в последние годы Централизованное тестирование, проводимое Центром тестирования при Министерстве образования Российской Федерации. В соответствии с Федеральной нормативной базой Централизованное тестирование предоставляется учащимся как дополнительная платная образовательная услуга, участие в которой выпускников имеет сугубо добровольный характер. Центром тестирования формируется механизм проведения тестирования на всей территории России, передаче и обработке информации, выдаче сертификатов тестирования. К 2001 году централизованное тестирование абитуриентов проводилось в 78 субъектах Российской Федерации. Центр имеет техническое оснащение, позволяющее обрабатывать около сорока тысяч бланков ответов в день. Работу Центра можно рассматривать как начало конструирования элементов мониторинга в системе образования.

Проблема методики разработки педагогических тестов успешно исследуется Российским центром тестирования выпускников образовательных учреждений при МГУ, который с 2000 г. приобрел статус Федерального центра тестирования; Центром педагогических измерений -Лаборатория аттестационных технологий (ЛАТ); Московским институтом повышения квалификации работников образования (МИПКРО); Центром психологического и профессионального тестирования при МГУ. Использование тестовых материалов для оценки знаний учащихся общеобразовательных школ г. Москвы, проводимое ЛАТМИПКРО, положило начало систематическим исследованиям в сфере тестовых технологий. Тестовые материалы, подготовленные ЛАТ, используются школами, как для тематических, так и для итогового контроля подготовки учащихся. Тесты ЛАТ, создаваемые на базе статистических данных более чем в миллион тестирований и ежегодных диагностических исследований, применяются на выпускных экзаменах в качестве стандартизированных средств оценки учебных достижений учащихся.

Успешная разработка и использование тестовых методик в аттестационных процедурах в общеобразовательных учреждениях осуществляется также Санкт-Петербургским государственным университетом педагогического мастерства (Лаборатория изучения образовательных систем), Научно - информационным центром государственной аккредитации (г. Йошкар - Ола).

На базе Центра тестирования Вологодского ИПК и ППК проводились исследования по Российско-Нидерландскому проекту «Итоговое и тематическое тестирование»(1992-1996 гг.).

Важным направлением тестовых исследований являются работы, проводимые Центром оценки качества Российской Академии Образования. Институтом общего среднего образования разрабатывается научно-методическое обеспечение мониторинга качества образования и методические подходы к созданию тестов достижений на основе образовательных стандартов. Коллектив центра, начиная с 1998 г., ведет исследования по сравнительной оценке общеобразовательной подготовки школьников в рамках исследований, проводимых различными международными организациями: (например, Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA).

Большая исследовательская работа по изучению проблемы развития педагогического тестирования в России, связанная с оценкой качества обучения учащихся общеобразовательных школ, проводится в ряде городов России. Например, в г. Екатеринбурге (Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Институт регионального образования) проводятся работы по оценке выполнения требований стандарта: методики и инструментарий. В г. Челябинске на базе Челябинского государственного педагогического и Южно-Уральского государственного университетов развивается технология управления качеством образования на основе информационных технологий и образовательного мониторинга, который включает как педагогический, так и психологический мониторинг учащихся.

В Татарстан на базе Татарско - Американского регионального института разрабатываются модели систем оценки качества и эффективности образования, отдельные компоненты таких систем, исследуются вопросы организации и процедуры (методики) оценки; рассматривается формирование без оценки на основе стандартизации образовательной деятельности, показатели и критерии качества и эффективности образования.

В г. Липецке (Липецкий государственный педагогический институт) составляется статистический материал по тестированию знаний, разрабатывается методика принятия управленческих решений различного уровня, основанная на использовании компьютерных технологий.

В г. Ярославле (Ярославский областной институт повышения квалификации педагогических и руководящих работников образования) проводится разработка и апробирование методического материала по мониторингу качества знаний, созданию единых измерителей контроля, разработка базовых, диагностических, суммативных тестовых работ по математике, химии, биологии, физике, русскому языку.

Вместе с тем, несмотря на определенные достижения в развитии тестирования в России, на Всероссийском семинаре был сделан вывод о том, что «в силу отсутствия достигнутых возможностей даже самые развитые центры пока не могут выпускать тесты, которые соответствовали бы всем современным требованиям. Это относится и к тестам, по которым проводилось Централизованное тестирование сотен учащихся России в 2000 г. и миллиона учащихся в 2001 г. В качестве одной из главных проблем вычленена проблема создания единых стандартов для тестовых материалов, которые позволили бы сложить разрозненные усилия отдельных разработчиков в единую систему и создать общероссийскую базу тестовых заданий, доступную каждому общеобразовательному учреждению.

Попытка создания единых стандартов для тестовых материалов предпринимается Министерством образования Российской Федерации. Так, в рамках проводимого эксперимента по введению ЕГЭ (единого государственного экзамена), где процедура вступительных экзаменов построена на тестировании, и в котором в 2001 г. приняли участие ряд регионов. Некоторые итоги его подведены в докладе В.А. Болотова, зам. министра образования и на Всероссийском семинаре в г. Москве в 2002 г. по проблемам совершенствования подходов к разработке контрольно-измерительных материалов (КИМов). Это тесты, в которые включены тестовые задания как закрытой, так и открытой формы.

Самостоятельным направлением в использовании тестовых технологий является проведение олимпиад и конкурсов. Следует выделить Всероссийскую телекоммуникационную олимпиаду «Телетестинг», проводившуюся Центром тестирования МГУ при содействии газеты «Первое сентября» и Минобразования России. Охват школьников в 1997 г. составил 2000 из 28 городов России, а в 1998 г. 8000 из 54 городов. В 2000 г. в олимпиаде приняло участие 12738 человек (257.765 протоколов тестирования).

Применение тестовой технологии контроля уровня обученности учащихся имеет значительные преимущества по сравнению с традиционно применяемыми в учебно-воспитательном процессе формами контроля. Такими преимуществами, согласно исследованиям В.Г. Кузнецова, являются следующие: индивидуальный характер контроля, возможность осуществления контроля над работой каждого студена, за его личной учебной деятельностью; учет специфических особенностей каждого учебного предмета и отдельных его разделов; стандартизированность тестового контроля, возможность разработки единого теста для различных учебных заведений на основе требований государственного образовательного стандарта; возможность учета при тестировании региональных особенностей государственного образовательного стандарта и др.

Основные трудности внедрения тестовых методик в практику работы образовательных учреждений. Анализ опыта работы общеобразовательных школ показал, что применение педагогических тестов в образовательно-воспитательном процессе имеет в целом достаточно ограниченный характер, что обусловлено рядом объективных причин. В исследовании А.Н. Майорова установлены следующие основные трудности внедрения тестовых методик в практику работы общеобразовательных школ: кадровая; согласования; проблема заинтересованности и объективность; психологические особенности оценивания педагогов; отсутствие внутренних стандартов; отсутствие исторического опыта; «тоталитарность» мышления; временные, технические, финансовые, психологические трудности. Рассмотрим особенности отдельных из означенных выше трудностей, представляющих теоретический и практический интерес в русле нашего исследования.

Кадровая трудность. Разработка тестов является сложной междисциплинарной проблемой: для их составления и применения необходимо участие специалистов более 12 профессий. В настоящее время слаба информированность педагогов о том, что такое тесты и тестирование: часто словом «тесты» называют тестовые задания или вопросы множественного характера. Многие педагоги не имеют достаточной профессиональной подготовки в аспекте составления тестовых заданий: от 10 % до 60% заданий, составленных педагогами, имели, по мнению методистов - экспертов, содержательные и фактические ошибки; около 30% заданий было отбраковано из - за тестологических недостатков.

Отсутствие внутренних стандартов. Отсутствие единых форм представления заданий, единых стандартов составления и процедур разработки не позволяет сравнивать результаты тестирования, разработанные разными авторами, в разных организациях.

Отсутствие исторического опыта, опыта обучения тестированию.

Временные трудности. Разработка тестового инструментария достаточно длительный процесс: разработка одного комплекта тестирования предполагает (по опыту национальных организаций Великобритании и США) от 2 до 5 лет; комплекта на все классы от 5 до 7 лет. Непонимание этого управлениями может привести к подготовке и использованию некачественных материалов.

Финансовые трудности. Разработка одного комплекта тестов по международным оценкам стоит 20 тысяч долларов США.

Психологические трудности. Отношение педагогов к тестам далеко неадекватно; по данному признаку педагогов можно подразделить на три группы.

Первая (относительно небольшая) не воспринимает тестирование как таковое, считая существующие способы достаточно качественными и их удовлетворяющими. Вторая группа педагогов считает тестирование единственно верным способом, который при правильном применении решил не только задачу контроля, но и многие другие школьные проблемы. Третья группа педагогов считает, что тесты они применяют давно и постоянно, о тестах и тестировании им все известно.

Все эти три обозначенные позиции в равной мере вредят внедрению тестирования в работу образовательных учреждений и требуют разных корректирующих действий, что учитывалось нами в процессе экспериментального исследования.

Одной из основных причин недостаточно широкого использования педагогических тестов при аттестации школьников является, согласно результатам исследований Д. Вилфорда и В.Г. Кузнецова, игнорирование «советской педагогикой» тестовой теории и технологии в течение десятилетий. « Парадоксально, но факт, что, несмотря на компьютеризацию образования, - пишут Д. Вилфорд и В.Г. Кузнецов, - применение современных компьютерно - адаптивных тестовых технологий в обучении и контроле для нас пока недоступно именно из-за массовой «тестовой неграмотности» преподавателей и пользователей тестов».

Условия, необходимые для организации успешного применения тестовой технологии контроля уровня обученности учащихся в практике образования и управления функционированием образовательных систем регионального уровня. Анализ научно-педагогической литературы (В.С. Аванесов, В.Г. Кузнецов, А.Н. Майоров и др.), практического опыта общеобразовательных школ и органов управления образованием на региональном, муниципальном и школьном уровнях показал, что в качестве ведущих (основных) обозначенных выше условий, являются следующие:

- Учет в управленческой деятельности руководителей образованием и практических работников школ классической и современной тестовой теории. Только на базе тестовой теории и современных методик разработки тестов можно обеспечить надежность, валидность и эффективность контроля. Важно, чтобы тестовый контроль не сводился исключительно к проверке знаний студентов; в процессе тестового контроля большое значение имеет комплексная проверка всей учебной деятельности ученика, в том числе динамики его общего развития, формирования специальных умений и навыков, активности, познавательных интересов, творческих способностей.

- Профессионально заинтересованное, творческое отношение учителя к организации и управлению учебно-воспитательным процессом и результатам своей деятельности. По мнению В. С. Аванесова, «тесты могут быть востребованы только в таком учебном процессе, в котором преподаватель из урокодателя превращается в разработчика новых программно-методических средств, в организатора процесса самостоятельного учения студентов. Обучение должно начинаться с входного тестового контроля, сопровождаться самоконтролем и заканчиваться итоговым тестированием».

- Активное участие учащихся в организации и осуществлении собственной учебно-познавательной деятельности в процессе обучения путем самоконтроля с помощью тестов результатов своей учебной деятельности. «Самопроверка с помощью диагностических тестов, - пишет В.Г. Кузнецов, - имеет большое психологическое значение, стимулирует учение».

Соблюдение обозначенных условий необходимо для организации успешного применения тестовой технологии контроля уровня обученности учащихся объективно предполагают развитие у специалистов образовательной сферы (административно-управленческого аппарата региональной системы образования и школ, учителей-предметников) теоретико-методологической культуры и методологической компетентности обучающихся.

Несмотря на существование названных общероссийских проблем в создании тестовых систем, в силу потребностей практики на различных уровнях и в органах управления образованием продолжают развиваться региональные центры тестирования. Опыт становления и развития такой структуры в Нижегородской области и будет представлен в настоящем исследовании.

 

АВТОР: Зайчикова Т.Н.