07.05.2012 18549

Конкурентоспособность личности как объект педагогических исследований

 

Отечественная наука и практика ставит перед образовательными учреждениями задачу - воспитание личности в новых условиях хозяйствования, которая может самостоятельно, критически и творчески мыслить, имеющую активную жизненную позицию, способную благоприятно адаптироваться на рынке труда, т.е. конкурентоспособную личность.

Прежде чем дать определение конкурентоспособной личности, необходимо разобраться в сути понятия «личность».

Понятие личности является одним из наиболее распространенных в общенаучных словарях, изучающих общество и науку.

Так философский словарь толкует это понятие следующим образом: «Личность - человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений» (Философский словарь, 2001).

В социологии подчеркивается трехуровневость данного понятия, применяемого для характеристики индивида: 1. Как носителя социальности вообще; 2. Как представителя определенной культуры, социальной общности и группы; 3. Как индивидуальности. Эти уровни по-разному учитываются и соотносятся в конкретных социологических теориях личности, присутствуя прямо или косвенно в любой их них при определении соотношения в индивидуальных или групповых моделях поведения социокультурных и «внутренних» (от субъекта идущих) факторов их детерминации (Социологический энциклопедический словарь, 1998).

В истории отечественной психологии в рамках развития основы отраслей психологии проблемами личности занимались: в общей психологии – С.Л. Рубинштейн, Л.А. Абульханова-Славская, А.Н. Платонов и др.; в возрастной - Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, И.С. Кон и др.; в педагогической - В.А. Канн-Калик, Я.Л. Коломенский, А.В. Петровский и др.; в социальной - Г.М. Андреева, К.К. Платонов, Т.А. Кудрявцев и др.

Зарубежные психологи рассматривают понятие личность согласно психоаналитическому, поведенческому и гуманистическому подходам.

Согласно психоаналитического подхода (3. Фрейд) структура личности включает в себя три инстанции - Ид, Эго и Супер-эго. Ид - система, тесно связанная с биологическими врожденными сексуальными и агрессивными побуждениями и подчиняющаяся принципу удовольствия. Эго - инстанция, управляемая принципом реальности и обслуживающая потребности Ид. Супер-эго - инстанция, функционирующая благодаря общественного подкрепления. Ид, Эго и Супер-эго находятся в конфликтных отношениях друг с другом, динамика конфликта определяется событиями, имевшими место в прошлом и определяющим и жизнедеятельность человека в зрелые годы.

З. Фрейд называл две основные тенденции поведения человека: к сохранению стабильности и получению удовольствий.

Психические характеристики человека изменяются в процессе психоаналитического лечения, которое следует рассматривать как вторичное воспитание взрослого или как коррекцию его детского воспитания (Шевандрин, 1995).

Распространение данный подход получил в работах К.Г. Юнга, А. Адлера, Э. Фромма, К. Хорни и др.

Для нашего исследования являются важными идеи К.Г. Юнга о двусторонней ориентации личности: на внутренний мир - интроверт или на внешние события - экстраверт. Интроверты благодаря своей погруженности во внутренний мир менее эффективны в коммуникации, экстраверты более успешны во внешней деятельности, но очень часто теряют контроль над своим внутренним состоянием. Конкурентоспособная личность должна быть амбивертна, т.е. сочетать черты обеих ориентации.

Поведенческий (бихевиористский) подход преследовал своей целью не исследование внутренних психических факторов, а сосредоточился на изучении ситуационных и поведенческих проявлений человека.

Б.Ф. Скиннер, Г. Айзенк, Д.Ж. Уотсон описали основные законы возникновения навыков, к которым сводились все наиболее сложные и специфические формы деятельности личности.

Таким образом, в поведенческих концепциях особое значение имеют средовые факторы изменения, к которым должна приспосабливаться личность, выбирающая те или иные действия, что в результате формирует новые формы поведения. Для нашего исследования очень важны идеи Б.Ф. Скиннера, объясняющие природу адаптивного поведения личности.

Гуманистический подход подчеркивает уникальность субъективного опыта личности, где поступки человека определяются в первую очередь его собственной оценкой.

Значительной для нашего исследования является идея А. Маслоу, К. Роджерса об активности личности, её стремлении к самоактуализации (Маслоу, 1982; Роджерс, 1984).

Так, А. Маслоу выделил следующие характеристики самореализации личности:

- более адекватное и свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков восприятие реальности (интерес к неизведанному);

- принятое себя и других такими, какими они есть, отсутствие искусственных защитных форм поведения и непринятие такого поведения со стороны других;

- спонтанность проявлений, простота и естественность соблюдения установившихся ритуалов, традиций и церемоний при отношении к ним с должным чувством юмора;

- деловая направленность - способность личности заниматься не только собой, но и своей жизненной задачей;

- потребность в одиночестве, носящем характер самоустранения;

- автономия и независимость от окружения, устойчивость к воздействиям фрустрирующих факторов;

- непосредственность оценок, способность находить каждый раз новое в уже известном;

- предельные переживания, характеризующиеся ощущением исчезновения собственного Я;

- чувство общности с человечеством в целом;

- отсутствие проявлений враждебности в личностных отношениях, узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубоки;

- демократичность в отношениях с людьми, готовность учиться у других;

- устойчивые внутренние моральные нормы, острая чувствительность к добру и злу;

- ориентированность на цели, тогда как средства являются подчиненными им;

- философское чувство юмора по отношению к себе и к миру;

- креативность, не зависящая от того, чем человек занимается;

- устойчивость и критичность к влияниям культуры (Третьяков, 2003. с. 9-70).

Личность уникальна по своей сути и взаимодействует с действительностью как открытая система, и чем больше перечисленных характеристик личности становятся осознанными ею, тем более она, на наш взгляд, конкурентоспособна.

Важным для нашего исследования является определение структурных компонентов личности.

Согласно исследованиям К.К. Платонова, личность рассматривается как сложная структура, состоящая из четырех иерархически расположенных подструктур:

4-я подструктура - биологически обусловленная подструктура личности включает в себя темперамент, возрастные, половые свойства, которые формируются путем тренировки;

3-я подструктура, в которую входят социально сформированные путем упражнений на основе биологических задатков, индивидуальные особенности психических процессов как форм отражения (ощущение, восприятие, воображение, внимание, память, мышление, чувства, воля). Мыслительные логические операции (ассоциации, сравнение, абстрагирование, индукция, дедукция и т.п.) также включены в данную подструктуру;

2-я подструктура опыта, в которую входят знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в ходе учебной, трудовой и других видов деятельности;

1-я высшая, социально обусловленная подструктура, определяющая отношение человека к окружающему миру посредством интересов, взглядов, убеждений, социальных установок, ценностных ориентации. Это подструктура направленности личности, формируемая путем воспитания (Способности и характер, 1974).

Данная структура личности представляет собой систему взаимосвязанных подструктур: биологической, социальной каждая из которых обусловливает, на наш взгляд, формирование качеств конкурентоспособной личности в конкретной деятельности в частности.

В педагогических исследованиях личность - это психическая, духовная сущность человека, выступающая в разнообразных обобщенных системах качеств, включающую все многообразие её проявлений (потребностей, способностей, я-концепции, отношений, деятельности, поступков, реакций, интеллекта, социальных ролей и т.д.) (Селевко, 2002, с. 13).

Цель сегодняшнего образования заключается в том, чтобы подготовить конкурентоспособную личность, востребованную на рынке труда, развивать у учащихся потребности в самоизменении, заинтересованности в знаниях - трансформациях, психологических знаниях, знаниях - инструменте, которые позволят обрести утраченный менталитет, этнокультурную идентичность и эмоционально-нравственное отношение к жизни (Митина, 2002, с. 4).

Обратимся к толкованию понятия «конкурентоспособность». Этимологически оно восходит к слову «конкур» (фр. состязание, соревнование). Конкуренция - соперничество, борьба за достижение наивысших выгод, преимуществ (Крысин, 2000, с. 347).

Конкуренция - (от лат. сопсшто - сбегаюсь, сталкиваюсь) - одна из форм организации межличностного взаимодействия, характеризующаяся достижением индивидуальных или групповых целей, интересов в условиях противоборства с добивающимися этих же целей и интересов других индивидов и групп (Психология, 1990, с. 171).

В отечественном образовании понятия «конкуренция» и «конкурентоспособность» актуализировались в связи с переходом России к рыночной экономике.

В настоящее время как подчеркивает О. Абдуллина, возникла реальная конкуренция на рынке труда, успех в которой зависит от качества образования и подготовки специалиста, наличие у него личностных качеств, позволяющих занять свое место в социальной структуре общества, удовлетворять свои притязания, потребности в самореализации (Абдуллина, 1996).

Конкурентоспособность - это способность выдерживать конкуренцию, противостоять соперникам в чем-либо.

Р.А. Фатхутдинов считает, что конкурентоспособность - свойство объекта, характеризующее степени удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с лучшим аналогичным объектом, представленном на данном рынке, а также способ выдержки конкуренции в сравнении с аналогичным объектом других производителей (Фатхутдинов, 1999).

В педагогическом аспекте проблема конкурентоспособной личности недостаточно разработана как самостоятельная область знаний.

Формирование конкурентоспособного специалиста рассматривается в работах B.C. Безрукова, И.Ф. Исаева, В. Пузикова, В.А. Сластенина (Безруков, 1992; Пузиков, 2002; Сластенин, 1997).

Заслуживает внимания ряд работ, в которых дается описание социально важных качеств личности специалиста (А.А. Вербицкий, В.В. Краевский, СВ. Ильченко, В.А. Сластенин и др.).

Так, Р. Петрушева, Н. Дулина, Р. Токарев в модель специалиста включают профессиональные знания и умения, социально-психологические и духовно-творческие качества личности специалиста, определяющие его способность трудиться в условиях рыночных отношений, добиваться результатов, адекватным требованиям общественного и научно-технического прогресса (Петрунева, 1998).

В работах О. Мельничук, А. Яковлевой в модель конкурентоспособного специалиста входят следующие характеристики:

- интеллектуальная компетентность, под которой понимается особый тип организации знаний;

- структурированность, категориальность и обобщенность, гибкость и оперативность в анализе ситуаций, что обеспечивает возможность принятия эффективных решений в определенной сфере деятельности;

- интеллектуальная инициатива - свойство целостной личности, представляющее собой органическое единство познавательных и мотивационных устремлений, готовность выйти за пределы заданного и развить интеллектуальную деятельность;

- самореализация, которая предполагает анализ ситуации, постановку задачи, планирование и прогнозирование возможных результатов и последствий собственных действий, самоконтроль и оценку эффективности своих решений на основе саморефлексии;

- саморегуляция, означающая умение свободно управлять собственной интеллектуальной деятельностью, способность фиксировать изменения в себе, понимание использования механизмов культурной самокоррекции (Мельничук, 2000).

Некоторые ученые-педагоги рассматривают в своих исследованиях конкурентоспособность образовательных учреждений: М.А. Лукашенко, В.А. Оганесов, СИ. Солонин и др. (Рыночные отношения в системе образования России, 2001;Коротов, 2002; Оганесов, 2003).

В рамках проводимого нами исследования, педагогический аспект рассмотрения проблемы формирования конкурентоспособной личности подразумевает организацию управленческой деятельности инновационного образовательного учреждения, научное обоснование технологии формирования конкурентоспособной личности.

Так как личность развивается и формируется в системе общественных отношений в зависимости от условий (духовных и материальных) ее жизни, деятельности, общения, каждая из этих сфер предъявляет особые требования к личностным качествам. Социально значимые качества личности лежат в основе социальной, гражданской, профессиональной позиции личности - это система интеллектуальных, волевых, эмоционально-оценочных отношений к миру, социально-экономической, политической и профессиональной деятельности. Это и система взглядов, убеждений и ценностных ориентации (Сластенин, 1997, с. 32).

В своих исследованиях В. Пузиков отмечает, что к качествам, определяющим конкурентоспособность специалиста любой области, относятся, гибкость и профессиональная мобильность, умение «презентовать себя»; владение методами решения большого класса профессиональных задач, способность справляться с различными профессиональными проблемами, уверенность в себе, ответственность, ориентация на успех, готовность постоянно обогащать свой опыт (Пузиков, 2001).

Многочисленные исследования Л.М. Митиной позволили выделить три интегральные характеристики конкурентоспособной личности: направленность, компетентность и гибкость.

В психологических концепциях направленность личности раскрывается как «динамическая тенденция» (Рубинштейн, 1976); «смыслообразующий мотив» (Леонтьев, 1974), «основная жизненная направленность» (Ананьев, 1982), динамическая организация «сущностных сил человека» (А.С. Прангишвили) и т.д.

Направленность личности проявляется в деятельности. Так как в нашем исследование принимают участие учащиеся лицея, то нас больше всего интересует их профессиональная направленность.

Иерархически структура направленности личности представлена следующим образом:

- направленность на других людей, связанная с интересом к ним, доверием, уважением, стремлением к сотрудничеству;

- направленность на себя, связанная с потребностью в самосовершенствовании и самореализации в трудовой деятельности;

- направленность на предметную сторону профессии (содержание деятельности) (Митина, 2002, с. 105).

Профессиональная направленность наряду с профессиональным знаниями, умениями и навыками рассматривается как важнейшее психологическое образование (Л.И. Божович, К.К. Платонов, и др.), как педагогический феномен в исследованиях С.Я. Батышева, И.Ф. Исаева, В.А. Сластенина и др.

Второй интегральной характеристикой конкурентоспособной личности выступает компетентность.

В психолого-педагогической литературе нет единой точки зрения на понятие «компетентность».

Так, по мнению Н.Ф. Талызиной, Р.К. Шакурова, А.И. Щербакова, компетентность включает в себя знания, умения, навыки, а также способы выполнения деятельности (Щербаков, 1968).

А.К. Маркова выделяет виды профессиональной компетентности: специальная компетентность (владение профессиональной деятельностью), социальная компетентность (владение групповой деятельностью); личностная компетентность (владение приемами личностного самовыражения и саморазвития); индивидуальная компетентность (готовность к профессиональному росту) (Профилактика отклонений в нравственном развитии и поведении учащихся, 1991).

М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури считают компетентность интегральным понятием, выделяя в нем следующие уровни:

- компетентность - способность к интеграции знаний и навыков и их использованию в условиях быстроменяющихся требований внешней среды;

- концептуальная компетентность;

- компетентность в эмоциональной сфере, в области восприятия;

- компетентность в отдельных сферах деятельности (Мескон, 1992).

Т.И. Шамова, Л.Н. Панарин, изучая деятельность руководителя школы, рассматривают управленческую компетентность директора, как составную часть профессиональной компетентности (Панарин, 1993).

Таким образом, проведенный анализ исследований понятия «компетентность», на наш взгляд, в основном касается состоявшегося специалиста - профессионала (директора, педагога). Но нас в большей степени интересует формирование конкурентоспособной личности в образовательном учреждении. Мы придерживаемся, точки зрения, разработчиков «Стратегии модернизации содержания общего образования». Ими предложено разграничение компетентностей по сферам:

- компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;

- компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);

- компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умения анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные возможности, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений, навыки самоорганизации);

- компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и пр.);

- компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность) (Зимняя, 2003).

Таким образом, компетентность конкурентоспособной личности включает в себя не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую.

Третьей интегральной характеристикой конкурентоспособной личности является гибкость.

В психолого-педагогической литературе различают эмоциональную, поведенческую и интеллектуальную гибкость.

Противоположными характеристиками личностных качеств, относящихся к гибкости, относят: ригидность, когнитивную, эмоциональную, поведенческую.

Так как конкурентоспособная личность - это прежде всего личность, адекватно реагирующая на различные обстоятельства жизни, эмоциональная гибкость является одной из наиболее важных составляющих.

По мнению Л.М. Митиной, Н.Д. Левитова, Б.М. Теплова и др. для того, чтобы адекватно оценивать реальную ситуацию и возможность предвидеть выход из нее, необходимо быть эмоционально устойчивым, т.е. успешно осуществлять деятельность в сложных условиях, вызывающих переживания отрицательных эмоций (Митина, 2002, с. 117).

Для конкурентоспособной личности важно еще и умение создавать себе положительное эмоциональное состояние. А.С. Макаренко отмечал: «Наша этика требует от нас..., чтобы мы были прекрасными работниками, чтобы мы были творцами нашей жизни, героями, чтобы были счастливыми людьми, а счастливым человеком нельзя быть по случаю - выигрывать, как в рулетку, - счастливым человеком нужно уметь быть... Несчастье может быть только продуктом плохой нравственности, т.е. неумения, неточности, отсутствия уважения к себе и другим».

Исследования И.С. Кона, А.В. Мудрика, А.В. Петровского, А.А. Реана подчеркивают важную роль положительных эмоций, выполняющих и адаптивные функции, что очень важно для конкурентоспособной личности. Именно эмоциональная экспрессивность, проявляющаяся в речи, походке, жестах, движениях, мимике, позволяет передать не только особенности характера, но и образ мыслей, отношение к ценностям, что очень важно учителю при формировании конкурентоспособной личности.

Эмоциональная гибкость тесно связана с поведенческой, под которой понимается способность человека отказываться от не соответствующих ситуации видов поведения и вырабатывать или принимать новые оригинальные подходы к разрешению проблемной ситуации при неизмененных принципах и нравственных основаниях жизнедеятельности (Митина, 2002, с. 127).

Для того, чтобы конкурентоспособная личность обладала поведенческой гибкостью, на наш взгляд, она должна владеть методами и приемами саморегуляции, способствующим психическому и физическому здоровью.

Так как в условиях рынка труда ситуация очень часто меняется, предъявляя все новые требования к товару, то личность должна гибко адаптироваться и уметь предлагать себя и просить за это достойную цену. Поэтому очень важным интегральным качеством конкурентоспособной личности является интеллектуальная гибкость.

В отечественной и зарубежной психологии нет единого понимания интеллектуальной гибкости.

Так, Ж. Пиаже рассматривает интеллект как биопсихическую адаптацию к наличным обстоятельствам жизни (Пиаже, 1969).

В исследованиях А.В. Брушлинского, В.Н. Пушкина и др. интеллект представляет собой способ человеческого мышления (Брушлинский, 1982; Пушкин, 1970).

Б.Г. Ананьев рассматривает интеллект в качества многоуровневой организации познавательных сил, охватывающей психофизиологические процессы, состояния и свойства личности (Ананьев, 1982).

В работах Б.М. Теплова, В.А Крутецкого и др. интеллект изучался в русле общих способностей.

Вообще, в отечественных исследованиях понятие «гибкость» рассматривается в двух аспектах: как личностная характеристика (интеллектуальная гибкость), позволяющая эффективно адаптироваться к окружающей среде, что очень важно для формирования конкурентоспособности, и как особенность мыслительной деятельности (гибкость мышления), позволяющая эффективно адаптироваться к окружающей среде, что также является важным для нашего исследования.

Гибкость мышления связана с такими характеристиками как находчивость, оригинальность, независимость суждений, интуиция, высокая работоспособность, легкая обучаемость, инициатива и настойчивость в достижении цели (Саймон, 1965).

Для нашего исследования очень важен подход М.А. Холодной, которая выделяла следующая базовые свойства интеллекта:

- уровневые, характеризующие достигнутый уровень развития отдельных познавательных психических функций;

- комбинаторные, характеризующие способность к выявлению и формированию разного рода связей и отношений;

процессуальные, характеризующие операциональный состав, приемы и стратегии интеллектуальной деятельности;

- регуляторные (Шевандрин, 1995).

Данные свойства на наш взгляд, характеризуют интеллектуальную гибкость. При этом выделяют два ее уровня (Гарнец, 1979):

- первый уровень - вызванной гибкости, который выходит за рамки адекватной реакции на стимул;

- второй уровень - спонтанной гибкости, когда обращение к новому способу действия происходит по инициативе личности, поведение которой характеризуется: критичностью, инициативностью, постоянной нацеленностью на творческую реализацию осуществляемых действий.

- Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить интегральные характеристики конкурентоспособной личности: направленность, компетентность, гибкость (интеллектуальная, эмоциональная, поведенческая), которые являются показателями конкурентоспособности ее на рынке труда. Основная задача педагогики, на наш взгляд, состоит в том, чтобы определить содержательную и функциональную стороны процесса формирования конкурентоспособной личности учащихся, которые будут содействовать созданию воспитывающей поликультурной среды, определению характерных форм и методов этой многогранной работы.

Так как конкурентоспособная личность является объектом исследования и педагогики и психологии, мы считаем, что психолого-педагогические закономерности приемлемы и для рассмотрения процесса её формирования. Данные закономерности были рассмотрены в работе С. Маланова и положены в основу выработки интегральных характеристик конкурентоспособной личности.

Личностные особенности формируются не путем вызревания «изнутри» на основе наследственных предрасположенностей, а «извне» - на основе включения личности в различные формы общения и деятельности с другими людьми. Поэтому процесс формирования конкурентоспособной личности заключается в организации условий, где преобладают образцы достойного поведения, общения, эмоционально-ценностных и нравственных отношений. В основе формирования качеств конкурентоспособной личности лежат механизмы заимствования и присвоения образцов поведения и межличностных отношений, которые демонстрируют значимые для старшеклассников лицея люди и в которые включается он сам:

- в межличностных формах общения, в процессах использования средств и способов воздействия на других людей;

- в способах регламентирования поведения со стороны других людей;

- в выражении эмоционально-ценностных отношений к различным событиям и явлениям;

- в приемах самоконтроля и самоорганизации: образцы поведения в ситуациях выбора и принятия на себя ответственности; в ситуациях преодоления трудностей; в ситуациях пристрастного эмоционального реагирования на поступки других людей и их эмоциональной оценки и т.д.

Причины и факторы, детерминирующие процесс формирования и развития личностных качеств и особенностей, изменяются на протяжении всей жизни человека.

Личностные особенности старшеклассника формируются, как показало исследование, на основе следования разнообразным формам регламентации поведения, а также осознания и произвольного изменения своих личностных качеств и активного «конструирования» способов межличностных взаимодействий.

Личность и способности учащихся наиболее эффективно развиваются на основе взаимодействий с другими людьми в таких видах деятельности, которые имеют социально позитивные результаты и в которые учащиеся готовы включиться по собственному активному желанию и с интересом.

Наиболее эффективно образовательные взаимодействия протекают на стабильно поддерживаемом эмоционально-положительном фоне (Маланов, 2003).

Данные закономерности положены нами в основу рассмотрения технологии формирования конкурентоспособной личности.

В своем исследовании мы изучаем формирование конкурентоспособной личности старшеклассника - 15-17 лет.

Как отмечают психологи личность ребенка 15-17 лет - весьма продвинутая стадия, характеризующаяся уравновешенностью, оптимизмом и уверенностью в себе. Основной отличительной особенностью этого возраста

-        стабилизация личности, проявляющаяся в ровном и устойчивом настроении старшеклассника. Кроме того, стабилизация способствует развитию у старшеклассника саморегуляции, контроля за проявлением своих эмоций и поведением в целом, что повышает общий уровень самооценки.

Как подчеркивает И.С. Кон, в этот период основное значение приобретает ценностно-ориентационная активность, которая связана со стремлением к автономии старшеклассника, правом, быть самим собой. У старшеклассников наблюдается поведенческая автономия (потребность и право юноши самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы), эмоциональная автономия (потребность и право иметь собственные привязанности независимо от родителей), моральная и ценностная автономия (потребность и право на собственные взгляды) (Кон, 1980).

Ранняя юность вообще является решающим возрастом в выработке мировоззрения. Так как в российском обществе нет единой и обязательной идеологии, не у всех старшеклассников формируется система устойчивых убеждений, что сказывается на их будущем самоопределении.

Как отмечает Л.И. Божович, потребность в самоопределении старшеклассника не только влияет на характер учебной деятельности, но иногда и определяет ее. Это связано с выбором учебного заведения, класса, научного направления, что очень важно для создания условий, детерминирующих формирование конкурентоспособной личности.

Профессиональное самоопределение предполагает ориентировку старшеклассника в различных профессиях. По проведенному нами социологическому опросу 77 % учащихся выделили в качестве важного фактора, определяющего выбор профессии, материальные блага.

Профессиональное самоопределение старшеклассника непосредственно связано с личностным, а последнее с ответами старшеклассников на вопросы: «Кем я буду?», «Каким я буду?» (Кулагина, 1999).

Важнейшим психологическим новообразованием данного возраста - является умение составлять жизненные планы, искать средства их реализации (Фельдштейн, 1999).

Устремленность в будущее, социальная адаптация, связанная с профессиональным и личностным самоопределением старшеклассника, включает в себя потребность в признании окружающих, в любви, самосовершенствовании и самореализации (Кулагина, 1999, с. 99).

Таким образом, основными психологическими особенностями личности 15-17 лет являются:

- самосознание;

- соотношение себя с идеалом, появляется возможность в самовоспитании;

- возрастает волевая регуляция;

- увеличивается объем памяти, возрастает концентрация внимания, формируется абстрактно-логическое мышление;

- появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах;

- формируется собственное мировоззрение - система взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии;

- наблюдается максимализм суждений;

- стремление к самоутверждению своей независимости, оригинальности;

- пренебрежение к советам старших;

- критиканство, проявление недоверия;

- сухой рационализм, практицизм;

- стремление к самоуправлению, заново осмыслить все окружающее, происходит жизненное определение, приобретение психологической зрелости;

- стремление к приобретению профессии;

- подверженность влиянию сверстников, повышенная внушаемость, конформизм;

- завершено половое созревание;

- возникает первое чувство любви, дружбы, происходит существенная перестройка эмоциональной сферы;

- недостаточное осознание последствий своих поступков (Столяренко, 2000, с. 154-159).

Таковы основные психические особенности старшеклассников. Все они формируются в различных видах его деятельности.

Таким образом, изучение психолого-педагогических исследований и собственные наблюдения позволяют нам констатировать, что у старшеклассников формируются важные психические образования самосознание, самоопределение, которые определяют конкурентоспособность личности.

Самосознание - это достижение учащимися определенной меры познания, наличие целостной «Я-концепции», определенного уровня уважения и принятия себя.

Становление самосознания старшеклассника происходит по таким направлениям (Столяренко, 2000):

Открытие своего внутреннего мира. Старшеклассник начинает воспринимать свои эмоции не как производные от внешних событий, а как состояние своего «Я», появляется чувство своей особенности, непохожести на других, иногда чувство одиночества.

- Осознание необратимости во времени, понимание конечности своего существования. Юноша всерьез начинает задумываться о смысле жизни, о своих перспективах, о своем будущем, о своих целях. Жизненные перспективы охватывают всю сферу личного самоопределения, моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний, выбор профессии и своего места в жизни.

- Формируется целостное представление о себе. Сначала осознаются и оцениваются внешние характеристики, а затем морально-психологические, интеллектуальные, волевые качества личности.

- Большую роль в осознании личностных особенностей мнения окружающих, достигнутые результаты в деятельности, общении.

- Происходит осознание и формируется отношение к зарождающейся сексуальной чувственности.

Уровень самосознания личности определяет стадии профессионального развития личности, как фазы ее психологической перестройки, самоопределение, самовыражение, самореализация (Митина, 2002, с. 151).

Самоопределение связано с нахождением определенной позиции во всех сферах жизнедеятельности и выработкой планов на различные отрезки будущей жизни (Мудрик, 2001).

Для нашего исследования принципиальное значение имеет стадия самоопределения, т.к. от нее зависит дальнейший путь личностного и профессионального развития и тем самым ее конкурентоспособность.

Самовыражение личности направлено на ее реализацию, без опредмечивания результатов деятельности, с целью самореализации на более высоком уровне.

Самореализация - это проявление внутренней свободы, обусловленное осознанием своих духовных и физических возможностей, и управление собой в процессе их проявления в соответствии с требованиями общества (развитие, социализация, воспитание, 2003).

В нашем исследовании основным критерием самореализации личности будет ее конкурентоспособность на рынке труда, заинтересованность в ней инвесторов и потребителей.

В любом виде конкуренции конкурентоспособная личность выступает активным субъектом, познающим и преобразующим действительность и саму себя, обладающей сознанием, волей, способной действовать целенаправленно. Проявление активности к себе и окружающему миру основной мотив и стержневое качеством конкурентоспособной личности учащегося лицея. Ориентация деятельности образовательного учреждения на конкурентоспособную личность, предполагает создание оптимальных педагогических условий.

Таким образом, анализ научной литературы позволил нам сделать вывод, что, несмотря на имеющиеся по данному вопросу, работы по экономике, психологии, педагогике проблема формирования конкурентоспособной личности в условиях образовательного учреждения остается недостаточно изученной. В нашем исследовании конкурентоспособная личность - это личность, обладающая такими интегральными характеристиками как гибкость (интеллектуальная, эмоциональная, поведенческая), направленность и компетентность, позволяющие ей добиваться успехов в деятельности, общении и самосознании. Конкуренция является главной движущей силой развития личности. Формирование конкурентоспособной личности требует организации научного руководства данным процессом в условиях общеобразовательного учреждения, а также создания благоприятных педагогических условий.

 

АВТОР: Новикова В.И.