07.05.2012 11522

Конкурентоспособность как интегральное качество личности специалиста

 

В документах по модернизации образования говорится о том, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. Система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их. Для достижения этой цели важно исходить из имеющей методологическое значение позиции: осознавать, четко представлять, в каком обществе и государстве будет действовать будущий специалист как гражданин демократического государства, какими правами и свободами он будет пользоваться, какие качества ему необходимы. Любая профессиональная деятельность, успех в карьере зависят от понимания функции, гражданско-правовых границ этой деятельности.

В связи с этим человек как субъект профессиональной деятельности, образование как социальный и государственный институт должны строить свою деятельность на фундаменте государственных норм и норм, регулирующих отношения в гражданском обществе.

Объективной основой обеспечения и реализации прав и свобод человека является наличие правового государства и гражданского общества.

Правовое государство - это правовая форма организации и деятельности публичной политической власти и её взаимоотношений с индивидами как субъектами права. Правовое государство - это государство, где властвует закон.

Признаки правового государства: верховенство правового закона; реальность прав и свобод личности; правовая форма (взаимность прав и обязанностей) взаимоотношений индивида, общества, государства; организация и функционирование государственной власти на основе конституционно-правовой регламентации принципа разделения властей.

Современное конституционное государство складывалось поэтапно:

Этап 1. Государство установило суверенную государственность посредством монополизации средств «узаконенного физического насилия» (М. Вебер) и сосредоточило их в руках государства. На этой стадии устанавливается внутренний мир. Государство строится как государство.

Этап 2. Государство становится конституционным, когда создаёт условия мира и выживания, осуществляет разделение властей и гарантирует права человека.

Этап 3. Конституционное государство посредством проведения в жизнь принципа суверенности народа и завоеванием всеобщего избирательного права.

Этап 4. Государство дополняется компонентами социального государства, государства «всеобщего благоденствия».

Данная цель состоит из гарантии всеобщего права на выживание (обеспечения условия жизни), социальной безопасности (мир) - через признание прав на личную свободу (свобода).

Правовое государство - главное условие функционирования гражданского общества. Идея гражданского общества (ГО) появилась в новое время, в противовес всевластию государства. ГО - это система индивидов, удовлетворяющих с помощью труда собственные потребности. Фундамент ГО - частная собственность.

Гражданское общество строится на следующих устоях (С.С. Алексеев):

- не граждане общества, а общество граждан;

- не собственность подчиняется общему благу, а общее благо вытекает из собственности личности;

- не государство дает свободу гражданам, а граждане - меру свободы государству;

- не закон лежит в основе прав людей, а права человека - в основе закона.

Основа гражданского общества - цивилизованный, самодеятельный, самостоятельный, полноправный гражданин.

Современное правовое гражданское общество имеет следующие основы: социальную (средние классы), экономическую (национальный рынок); правовую (судебная и общественная защита прав человека); нравственную (снижение уровня страха, озлобленности); культурную (массовый доступ к мировой культуре).

Гражданское общество обеспечивает права человека; ГО - интересы каждого. Правовое государство обеспечивает права гражданина, правовое государство - интересы всех.

Одна из важнейших особенностей правового государства - полная гарантированность и незыблемость прав и свобод граждан, а также установление и поддержание принципа взаимной ответственности граждан и государства.

10 декабря 1948 г. генеральная ассамблея ООН приняла всеобщую декларацию прав человека. Это был первый шаг в формулировании международных стандартов прав человека. В этом документе закреплены высокогуманные общечеловеческие ценности.

Политические права и свободы являются неотъемлемым атрибутом современного цивилизованного общества, важной категорией субъективных прав и свобод гражданина. Политические права составляют базовую конструкцию демократической общественно-политической системы. Через реализацию этих прав преодолевается отчуждение граждан от государства, обеспечивается их участие (индивидуальное и коллективное) в общественно-политической жизни, в осуществлении собственно государственной власти.

Если личные права направлены на обеспечение автономии человека, его независимости как физического лица, то политические права позволяют личности быть активным участником политического процесса.

Борцы за политические права на протяжении столетий исходили из того, что человек является разумным существом, носителем определённого политического сознания и определённой политической воли. Взаимодействие таких людей создаёт политическую жизнь, движение истории.

Обладание определённой совокупностью политических прав, как правило, связано с принадлежностью к конкретному государству в качестве его полноправного гражданина. Политические права в полном объёме признаются лишь за гражданами и охватывают сферу интересов индивида в его взаимоотношениях с государством (сферу публичных интересов). Поэтому, несмотря на огромное значение современных международно-правовых документов универсально и регионального характера, фактическое осуществление основных политических прав и свобод человека и гражданина окрашено в национальные цвета конкретной страны и реализуется через национальное законодательство, связано с определёнными правовыми механизмами и процедурами, которые базируются на национальных традициях и политическом опыте. Учёт этого обстоятельства предопределяет степень успеха и неуспеха в деле демократических реформ, заимствования иных политических институтов в тех или иных странах.

Экономические и социальные права затрагивают важные сферы жизни человека, однако их реализация зависит от состояния экономики и наличия ресурсов.

Основными в системах экономических и социальных прав являются: право на труд, право на справедливые и благоприятные условия труда; право частной собственности; свобода экономической деятельности; право на социальное обеспечение; право на достаточный уровень жизни.

Данные права закрепляют положение, при котором все лица должны иметь одинаковую возможность продвижения в карьере только на основании трудового стажа и квалификации.

Свобода экономической деятельности тесно связанная с правом частной собственности, означает:

- свободно использовать свои возможности, способности, имущество для предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельности;

- заключать различные договоры и добиваться их выполнения в соответствии с действующим законодательством;

- имеет право на доброе имя (защиту деловой репутации), на возмещение вреда, в том числе и морального, связанного с посягательствами на его репутацию;

- имеет право на свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств и так далее.

Рассмотренные права и свободы граждан, их роль, функции в государстве и гражданском обществе послужат объективной основой при проектировании модели личности специалиста, его социально значимых качеств.

Социально значимые качества личности лежат в основе социальной, гражданской и профессиональной позиции личности - это система интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, социально-экономической, политической деятельности и профессиональной деятельности. Это и система взглядов, убеждений и ценностных ориентацией.

Именно личностные показатели являются гарантом конкурентоспособности, то есть собственно рыночных качеств, характеристик, имеющих ярко выраженную направленность на определенные целевые группы инвесторов и потребителей.

Исследования показывают, что к качествам, определяющим конкурентоспособность специалиста, относятся гибкость и профессиональная мобильность, умение «презентовать себя»; владение методами решения большого класса профессиональных задач, способность справляться с различными профессиональными проблемами, уверенность в себе, ответственность, ориентация на успех, готовность постоянно обогащать свой опыт. Эти качества формируются под влиянием глубокого интереса к выбранной специальности, определяются профессионализмом преподавателей, производственной практикой, активностью в самообразовании, скоростью восприятия, понимания и прочного усвоения больших массивов сложно организованного значения.

С точки зрения рынка, профессионал предлагает (продает) себя, ощущает себя товаром. Рынок определяет, сколько стоят те или иные человеческие качества. «Если качества, которые может предложить человек, не пользуются спросом, то у него нет вообще никаких качеств». Поэтому формирование специалистов, чьи профессиональные и личностные качества получат спрос на рынке труда, - главная задача вузов.

Например, квалифицированному инженеру требуются экономические знания, знания основ менеджмента и практического маркетинга, психологические и социологические знания.

У любого специалиста в его карьере, благосостоянии большую роль играет профессиональный успех. По результатам исследований, студенты считают, что для достижения успеха необходимы такие качества, как упорство, целеустремленность, терпение, самообладание, выдержка, уверенность в себе, трудолюбие, работоспособность, решительность, общительность, справедливость, сноровка, сила, воспитание, энергичность и др.

Исследования показывают, что существует взаимосвязь объективной индивидуальной успешности и особенностей личностных свойств. В содержание успешности входят: высокие результаты, высокий социометрический статус (эмоциональный, интеллектуальный, профессиональный).

Личностные свойства - это уровень притязаний, особенности эмоционально-ценностного отношения к себе (глобальное самоотношение, самоуважение). Успешность связана с таким качеством, как предприимчивость - способность находить нужные решения и использовать соответствующие действия в нужный момент. Это качество выражается в находчивости, практичности, изобретательности, инициативности.

Предприимчивость - одна из ярких черт лидера, которому также присущи: сила характера, воля, решительность, интуиция. Лидер должен обладать и нравственными качествами: благородство, честность, забота о людях. Лидеру свойственны и профессиональные качества: аналитические способности, умение быстро ориентироваться в обстановке, аргументировано противостоять чужому мнению, компетентность, профессиональное честолюбие, чувство профессионального долга. Для характеристики специалиста используются и такие интегральные понятия, как «профессиональная направленность», «профессиональная готовность», «профессиональная компетентность», «профессиональная мобильность».

Профессиональная направленность, наряду с профессиональными знаниями, умениями, навыками, рассматривается психологами как важнейшее психологическое образование [С.Л.Рубинштейн, В.С.Мерлин, К.К.Платонов, Л.И.Божович. Как педагогический феномен - в трудах С.Я.Батышева, Н.В.Кузьминой, В.А.Сластенина, И. Ф. Исаева и др.

Под профессиональной направленностью личности принято понимать стремление, нацеленность личности применять свои знания, опыт, способности в области избранной профессии. В содержание данного понятия в качестве под системных входят: профессиональные ценностные ориентации, интересы, отношения.

Профессиональная готовность характеризуется направленностью личности на определенное поведение, желание заниматься деятельностью, внутреннее принятие ее требований, осознание соответствия своих качеств этим требованиям. Другие исследователи в понятие «готовность» включают и комплекс профессиональных знаний, умений, навыков.

Профессиональная компетентность - это и общая культура, общественно-политическая, правовая, экономическая осведомленность, система знаний, умений и навыков.

Помимо понятия «компетентность» в педагогической науке употребляется термин «компетенции». Компетенции не сводятся ни к знаниям, ни к умениям. Компетенция возникает, когда знание переходит в действие в конкретной ситуации.

Профессиональная мобильность - это готовность и способность специалиста к быстрой смене выполняемых заданий, мест труда, отрасли. Это способность осваивать новые специальности или изменения в них, возникающие под влиянием технических и технологических преобразований. Основанием для этого является сформированность гибких, пластичных навыков и общепрофессиональных умений по группе смежных профессий.

Предпринятый анализ сущности, содержания указанных выше имеющих структурный характер личностных образований позволяет выделить в личности специалиста - профессионала комплекс социально важных и профессионально значимых качеств.

К социально важным качествам исследований [Э.Ф.Зеер, В.В. Краевский, А.А.Вербицкий, Р.С.Немов, В.А.Сластенин, С.В.Шевченко и др. относят: гражданскую зрелость, законопослушность, социальную активность, социальный оптимизм, высокий уровень ценностных ориентации; развитость умственных и практических способностей; чувство достоинства; ориентация на достижение успеха; социальная мобильность; способность к конструктивному разрешению конфликтов; способность к адаптации, сотрудничеству, способность брать на себя ответственность.

К профессионально важным качествам относят: владение профессиональными умениями и навыками (компетентность, профессионализм); способность самостоятельно планировать, выполнять и контролировать работу; обладание определенной квалификацией; профессиональная мобильность; предприимчивость; владение новыми технологиями, понимание сферы их применения, их силы и слабости; готовность к непрерывному самообразованию, повышению квалификации; коммуникабельные умения и навыки, умение вести переговоры; способность к волевому воздействию; организованность; самостоятельность; творческий подход к делу.

В системе социально значимых и профессионально важных качеств в особую группу можно выделить комплекс интеллектуально-эвристических умений: умение анализировать, обобщать, абстрагировать, моделировать, прогнозировать, генерировать идеи, воображение, видение противоречий, проблем, способность отказываться от ошибочных идей, критически мыслить; независимость суждений.

Профессиональную направленность личности, компетентность, единство социально-значимых и профессиональных важных качеств целесообразно выразить через интегральное понятие - «профессиональная позиция» специалиста. Профессиональная позиция имеет мировоззренческое основание и представляет собой комплекс ведущих качеств, профессиональных мотивов, ценностных ориентации, принципов.

Система ценностных ориентации - это относительно устойчивые, социально обусловленные оценки значимости сторон (качеств) профессиональной деятельности.

К профессиональным ценностным ориентациям специалиста относятся: престиж профессии, имидж места работы, условия труда, зарплата, творческий характер деятельности; масштабы властных функций и принимаемых решений, возможности для культурно - досуговой деятельности и наличие свободного времени; степень самостоятельности и независимости; сила, авторитет профессиональной корпорации; возможность для профессионального роста, карьеры.

На характер профессиональной деятельности специалиста оказывают влияние его психические свойства: воля, чувства, восприятие, память, мышление, а также биопсихические свойства: темперамент, половые и возрастные свойства, состояние здоровья.

В обобщенном виде качества и свойства специалиста можно выразить посредством интегрального понятия - «трудовой потенциал». В содержание данного понятия в качестве под системных входят следующие элементы:

- психофизиологический потенциал - способности и склонности, работоспособность, здоровье, выносливость, выдержка;

- квалификационный потенциал - объем общих и специальных знаний, умений, навыков, обуславливающих способность к труду определенного качества;

- личностный потенциал - уровень гражданского сознания и социальной зрелости, ценностные ориентации, интересы, потребности, запросы в сфере труда, представление о карьере.

Специалист достигает успеха, если обладает профессиональной мобильностью, профессиональной компетентностью, профессиональным мастерством.

Профессиональная мобильность - это готовность и способность специалиста к смене выполняемых заданий, способность осваивать новые технологии, творчески использовать достижение опыта, переходить к различным видам деятельности, гибко применять широкий арсенал специальных средств.

Названные выше свойства и качества специалиста ни есть статическая и неизменяемая система. В деятельности, особенно в условиях конкуренции, рыночных отношений, данная система постоянно изменяется, те или иные качества актуализируются, образуют сложные комплексы, постоянно изменяя внутренние связи, соотношения.

В этой связи актуальность и социально-педагогическая целесообразность, необходимость введения приобретает понятие «конкурентоспособность личности специалиста», то есть способность специалиста выдерживать конкуренцию на рынке труда.

Конкурентоспособный специалист - это работник-профессионал, способный на рынке труда предложить себя как товар и спросить за это достойную цену, обеспечивающую благополучие его и его семьи. Конкурентоспособный специалист - это тот, в ком сегодня есть потребность в обществе (востребованность).

Выявленные в ходе теоретического анализа свойства и качества, определяющие конкурентоспособность специалиста, позволяют посредством обобщения, моделирования спроектировать модель конкурентоспособной личности специалиста.

В имеющихся научных работах модель специалиста преимущественно носит описательный характер, включает очень широкий спектр качеств, выраженных посредством нередко разноплановых, не рядоположенных понятий: профессиональная подготовка, такие личностные качества, как физическое, психическое и нравственное здоровье, образованность, общекультурная грамотность.

Другие исследователи в модель специалиста включают профессиональные знания и умения, социально-психологические и духовно-творческие качества личности специалиста, определяющие его способность трудиться в условиях рыночных отношений, добиваться результатов, адекватных требованиям общественного и научно-технического прогресса.

С точки зрения Мельничук О. и Яковлевой А., в модель личности специалиста должны войти такие структурные компоненты, как:

- интеллектуальная компетентность, под которой понимается особый тип организации знаний - структурированность, категориальность и обобщенность, гибкость и оперативность в анализе ситуаций, что обеспечивает возможность принятия эффективных решений в определенной сфере деятельности;

- интеллектуальная инициатива - свойство целостной личности, представляющее собой органическое единство познавательных и мотивационных устремлений, готовность выйти за пределы заданного и развить не стимулированную извне интеллектуальную деятельность;

- самоорганизация, которая предполагает анализ ситуации, постановку задачи, планирование и прогнозирование возможных результатов и последствий собственных действий, самоконтроль и оценку эффективности своих решений на основе саморефлексии;

- саморегуляция, означающая умение свободно управлять собственной интеллектуальной деятельностью, способность фиксировать изменения в себе, понимание и использование механизмов культурной самокоррекции.

При проектировании модели конкурентоспособного специалиста мы опирались на результаты исследований О.Мельничук и А.Яковлевой, определяющих требования к модели специалиста:

- понимание сущности и социальной значимости своей специальности;

- следование этическим и правовым нормам общества;

- наличие аксиологических устремлений, т.е. идеалов, ценностей, приоритетов, мотиваций и т.д.;

- знание законов межличностного общения и умение использовать их на практике;

- способность принимать решения и нести за них ответственность;

- наличие чисто человеческих, гуманных побуждений - чувства справедливости, сочувствия, готовности помочь, любви к семье и др.;

- «непроизводственные» резервы личности - патриотизм, следование законам валеологии (здорового образа жизни), умение создать благоприятный психологический климат в коллективе, участие в общественной жизни, работоспособность и другие.

В своей работе мы учитывали модель профессионала - менеджера, разработанную Р.А. Фатхутдиновым. С точки зрения Р.А. Фатхутдинова, менеджеры высокого класса должны:

- Уметь ставить высокие личные цели по удовлетворению потребностей в самовыражении, стремиться вести нормальный образ жизни, поддерживать хорошую физическую форму, постоянно повышать свою классификацию, ясно и доходчиво излагать свои мысли, быть чистым, обязательным, целенаправленным и красиво одеваться.

- Уметь научно прогнозировать стратегию развития фирмы, эффективность и конкурентоспособность выпускаемого товара, изучать и оценивать факторы, влияющие на конкурентоспособность, уметь доказывать устно и письменно свои идеи.

- Уметь формировать цели других людей, понимать характер, особенности личности, и адекватно оценивать себя и других людей, поддерживать нормальный морально-психологический климат в коллективе, снимать стрессы, сглаживать конфликтные ситуации.

- Знать технические и технологические особенности, принцип действия, покупаемого, выпускаемого или продаваемого объекта, разбираться в вопросах унификации, стандартизации, специализации и автоматизации производства.

- Уметь анализировать, прогнозировать, экономически оценивать и принимать решения в условиях неопределённости.

- Уметь организовывать себя и коллектив на достижение поставленных целей, выполнять функции распределителя ресурсов, диспетчера и координатора, делегировать функции и ответственность по уровням управления, организовать стимулирование работников на реализацию концепции маркетинга, повышение качества и экономию ресурсов.

Уровень конкурентоспособности зависит от качества образования, от успешности управления процессом формирования конкурентоспособности в вузе и вне системы формального образования. Последнее требует уточнения понятия «менеджмент». «Менеджмент - это система обеспечения конкурентоспособности управляемых объектов (в том числе и образовательных услуг)».

Ученые выделяют как наиболее актуальную проблему повышения качества подготовки (конкурентоспособности) специалистов в области экономики и менеджмента, что связано с постановкой следующих задач:

- усиление практической направленности социально-экономических дисциплин, оптимальное использование их воспитательного потенциала, ориентированности на обеспечение (повышение) конкурентоспособности специалистов и вузов;

- пересмотр образовательных стандартов (государственных требований) к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов квалификации экономист, экономист-менеджер, инженер-менеджер, учитывающий междисциплинарный характер их подготовки;

- повышение внимания к отбору социально-экономических знаний, углубление освоения ключевых понятий;

- совершенствование образовательных технологий, образовательных стандартов.

В заключение отметим, что главным в образовательном процессе является неполучение информации, а понимание принципов, понятий, законов, закономерностей подготовки к деятельности в условиях рыночных отношений.

 

АВТОР: Оганесов В.А.