07.05.2012 2227

Анализ опыта реализации государственных образовательных стандартов в процессе социально-экономического образования

 

Государственные стандарты, как определено в документах, - это система требований к минимуму знаний, умений, навыков, профессиональных компетенций, предъявляемых к специалисту, нормы реализации образовательного процесса. Стандарты, учитывая различия в социокультурных условиях регионов, призваны обеспечить единое федеральное образовательное пространство.

Одним из предполагаемых результатов стандартизации должно стать устранение бессистемности, случайности в подборе дисциплин, эклектичности, параллелизмов и дублирования - это, во-первых. Во-вторых, стандарты должны обеспечить непрерывность и преемственность образования посредством поэтапного построения курсов и регулярного контроля уровней обученности.

В то же время исследователи отмечают и недостатки современного процесса стандартизации: избыточность требований к подготовке специалиста; слабое внимание к определенным уровням знаний; недостаточная прописанность социально значимых качеств личности; излишняя детализация описания обобщенных задач профессиональной деятельности.

Вместе с тем стандарты ориентированы на повышение качества подготовки выпускников, эффективности управления образовательным процессом. В итоге в содержании образования центр внимания субъектов образовательного процесса переносится на методологию изучаемых в высшей школе наук и методологиею деятельности, моделирование и концептуальное проектирование. На основе анализа современного состояния проблемы стандартизации подготовки в условиях диверсификации образования Г.Симухин предлагает следующее определение государственного стандарта: «Совокупность общественного и профессионально признанных норм и требований к уровню подготовленности выпускника, к данной образовательной системе, отражающих цели ее функционирования и развития».

В области экономики и менеджмента специалисты предлагают прежде всего стандартизацию основных понятий, терминов; стандартизацию узловых блоков (модулей) соответствующих дисциплин (например, принципы управления экономикой, научные подходы к разработке управленческих решений, методы менеджмента, принципы управления социально-экономическими системами); требований к минимуму содержания к уровню подготовки специалиста по экономико-управленческим специальностям (те, которые существуют, имеют слишком общий характер). Также предлагается стандартизировать количество дисциплин, их содержание, расчасовку по блокам. Важным аспектом стандартизации, повышения качества подготовки специалистов является повышение качества учебников и учебных пособий.

Анализ и обобщение предлагаемых технологий обучения позволили Р.А.Фатхутдинову прийти к выводу о том, что многие технологии, заимствованные из систем промышленно развитых стран (где отводятся на образование большие средства), не могут быть успешно реализованы в условиях российского образования. Поэтому одним из способов преодоления непростой образовательной ситуации является усиление проблемного изучения дисциплин, так как главное не получение информации, а понимание принципов, законов, закономерностей. Поэтому образовательный процесс следует делить на три этапа: получение информации; анализ (его результатом является знание); синтез (его результат - понимание).

Другая особенность систем подготовки в отечественном образовании в том, что можно хорошо изучить теорию бизнеса, рыночную стратегию и тактику, финансы, однако в силу неразвитости рынка трудно обеспечить апробацию и практическое применение своих знаний.

Конкурентоспособный экономист должен владеть менеджментом и самоменеджментом. В процессе деятельности специалист все время должен отслеживать свое поведение и деятельность, т.е. обладать развитой рефлектирующей способностью, что еще раз доказывает необходимость междисциплинарного подхода, обеспечивающего формирование знаний, умений из области психологии, социологии, политологии, конфликтологии, менеджмента - всего того, что обеспечивает целостность мировоззрения.

В подготовке конкурентоспособного специалиста - экономиста особенно возрастает роль информационной подготовки: знать номенклатуру информационных изданий; уметь правильно составлять информационные запросы, владеть алгоритмом оптимального информационного поиска; уметь самостоятельно изучать информационные источники, применять их на практике и так далее. Для этого предлагается в информационной службе вуза создавать путеводители по различным областям экономики, по узловым проблемам, что можно эффективно использовать на занятиях по экономическим дисциплинам, для решения конкретных задач в ходе производственной практики.

Усиление информационной составляющей в образовательном процессе, максимальное использование педагогического потенциала информационных технологий - один из путей преодоления эклектичности, разрозненности экономических знаний, повышения мотивации к изучению экономических дисциплин, активизации учебно-познавательной деятельности. В модели профессиональной подготовки студентов экономических факультетов О.С.Степанова выделяет три компонента: содержательный, технологический и организационный.

Содержательный компонент - основы знаний, дающие целостное представление о сущности изучаемых дисциплин; технологический компонент - система наиболее эффективных средств, содействующих оптимальной организации учебного процесса (новые информационные технологии: гипертекстовая технология, интернет - технология, мультимедиа - технология, технология «виртуальная реальность»). Организационный компонент - оптимальное упорядочение учебного процесса с целью эффективной подготовки.

Необходимость усиления мотивации, активизации учебной деятельности определяется не только общими задачами повышения качества подготовки, но и необходимостью преодоления у некоторой части студентов стереотипа негативного отношения к теоретическим экономическим знаниям: бытует представление, что на практике теоретические знания не годны, что теория нужна только ученым.

Другим стереотипом является слабое понимание различий между изучением экономики и других дисциплин общекультурного блока. «Однако изучение экономики, - как свидетельствует опыт, - требует не только чтения специальной литературы, работы с «источниками», но и аналитической работы, включенности в многосложный исследовательский процесс, соединяющий не только специальные предметные знания, но и интеграцию с другими образовательными областями». Т.е. Ощутима потребность подготовки студентов к применению «экономического подхода» к теории и практике. К этому следует добавить, что экономическая подготовка требует формирования коммуникативных умений, умений находить и вырабатывать совместные решения. Основной недостаток современного отечественного образования - слабая связь с практикой, поэтому прагматические студенты «требуют больше практических занятий, меньше теории... предлагают перенести часть занятий в «региональную экономику» с посещением банков, фирм, бирж и предприятий». В то же время, как показывает опыт, студенты испытывают затруднения, обнаруживают пробелы (например, при подготовке рефератов, дипломных работ) в теоретических знаниях, во владении экономическими понятиями, терминами, в умении обрабатывать экономическую информацию. Важное место в экономической подготовке принадлежит самостоятельной работе: именно в процессе самостоятельной работы интенсивно развивается экономическое мышление, закладываются предпосылки к осознанному экономическому поведению.

Эффективность самостоятельной работы определяется научностью основ ее организации и управления: целенаправленностью организации, активностью студентов, систематичностью и последовательностью, учетом профиля вуза, индивидуальным и дифференцированным подходом.

Изучение опыта показало, что традиционно студентам рекомендуют следующие примерные пути организации самостоятельной работы:

- Творческая работа на лекциях и семинарах: усвоение информации, запись лекции, развитие способности самостоятельного мышления и практического анализа.

- Изучение и комментирование произведений основоположников науки, программных и нормативных документов, научных публикаций.

- Работа с учебной литературой, архивными материалами, статистическими данными, фактическим материалом.

- Подготовка докладов, рефератов, наглядных пособий.

- Написание контрольных и курсовых работ.

- Подготовка к зачетам и экзаменам: обобщение и систематизация знаний, творческое осмысление всего программного материала.

- Внеаудиторное изучение проблем учебного предмета.

- Участие в работе кружков, социологических исследованиях, конференциях, симпозиумах, конкурсах студенческих работ на различных уровнях.

- Пропаганда правовых и кооперативных знаний среди населения, в студенческой аудитории.

И все же данные рекомендации носят обобщенный характер, не имеют прямой связи с конкретными делами, которыми призван заниматься специалист в своей будущей деятельности.

Анализ учебных программ, заданий для самостоятельной работы приводит к выводу о слабой их направленности на формирование маркетинговых умений: планирование (постановка целей, направлений деятельности, стимуляция, координация усилий, выбор альтернативных действий, оценка ресурсов); освоение методов маркетинга (конверсионный маркетинг, стимулирующий маркетинг, развивающий маркетинг, синхромаркетинг, ремаркетинг, поддерживающий маркетинг, противодействующий маркетинг); проведение маркетинговых исследований. Одним из средств усилия практической направленности является имитация - использование маркетинговых факторов в реальных условиях с помощью компьютера. В качестве предварительной работы студентам необходимо овладеть методикой сбора маркетинговой информации, анализа окружающей среды, хранения информации.

Подобная работа формирует понимание способов выработки и реализации стратегии маркетинга, выявления стратегических альтернатив, выбора варианта стратегии, реализации стратегического плана.

Анализ опыта показал недостаточность использования междисциплинарного подхода в формировании конкурентоспособности будущего специалиста.

В этой связи был предпринят анализ потенциальных возможностей других дисциплин, входящих в общекультурный блок: философии, социологии, политологии, культурологии, педагогики и психологии, правоведения, отечественной истории.

Изучение философии способствует углублению представления об обществе, его структуре, свободе и ответственности, нравственных ценностях, справедливости, месте человека в гражданском обществе.

В социологии наиболее значимыми для формирования экономического сознания, поведения являются знания о социальных институтах, малых группах и коллективах, понятия о социальном неравенстве, социальной мобильности; знание о характере взаимодействия экономики, социальных отношений и культуры.

Политология способствует уяснению взаимосвязей политики и экономики, характера отношений институтов власти и предприятий, хозяйственных и коммерческих организаций, зависимости политических конфликтов от экономических противоречий.

Культурология закладывает основы общей культуры, зависимость экономической, правовой культуры и культуры общества.

Педагогика и психология позволяют специалисту развивать коммуникативные способности, изучать себя и окружающих, владеть способами формирования и управления коллективом, учат конструктивно разрешать конфликты, устанавливать межличностные отношения, овладевать опытом психической регуляции поведения и деятельности, овладевать технологиями самообразования и саморазвития, преодолевать самоограничения.

Особенно важную роль в подготовке конкурентоспособного специалиста играют правовые знания. Наряду с формированием опыта законопослушного поведения, правоведение позволяет овладеть знаниями норм права и нормативно-правовыми актами, законами, обязательствами в гражданском праве и ответственностью за их нарушение, процедуры заключения трудового договора (контракта), а также знаниями о трудовой дисциплине и ответственности за ее нарушения, особенностей правового регулирования будущей профессиональной деятельности.

Из отечественной истории студенты узнают об экономических преобразованиях в России, СССР, причинах их неудач. В последнее время особенно актуальными становятся знания русского языка, овладение культурой речи: знание языковых норм, языка и стиля документов, речевого этикета в деловом общении и в документах.

При изучении экономических дисциплин необходимо учитывать эти знания, опираться на опыт студентов, сформированный в ходе изучения дисциплин общекультурного блока.

Учет междисциплинарных связей заключается не только в актуализации конкретных знаний, умений, но и в использовании их интегрального потенциала в формировании профессиональных интересов, намерений, мотивов. Таким образом, только при условии интеграции педагогического потенциала экономики, специальных дисциплин, дисциплин обще культурного блока становится возможным достичь качественных результатов в формировании профессиональной готовности будущих специалистов.

Продолжают оставаться не преодоленными недостатки в организации воспитательной работы. Цели и задачи воспитания, его основные направления развития в системе профессионального образования представлены в Программе развития воспитания в системе образования России в 1999-2002 годах.

В Программе говорится о необходимости создания условий для преодоления противоречий между качеством подготовки специалистов и реальными требованиями рынка, между рыночным спросом и индивидуальными потребностями личности, для полного раскрытия творческого потенциала будущего специалиста, повышения его ответственности за свою судьбу, реализацию личностного потенциала; создания межвузовских центров развития вне учебной деятельности студентов.

Воспитание должно быть направлено на:

- дальнейшее развитие социального и жизненного опыта, мотивационной сферы, социально-коммуникативных навыков и умений;

- повышение уровня компетенции в принятии решений, в последовательном и ответственном осуществлении своих целей;

- утверждение осознанного выбора личностью позитивного образа жизни;

- создание условий для самореализации личности, в том числе и во вторичной занятости.

Все это имеет важное значение для воспитания конкурентоспособной личности, способной достигать своих целей, успеха в соответствии с принятыми в государстве, обществе морально - правовыми нормами.

Необходимость совершенствования, развития воспитательной работы требует глубокого изучения социального, морально-психологического облика современного студента, особенностей его менталитета, поведения, структуры потребностей, ценностных ориентации.

Молодежь, особенно студенческая, всегда ориентирована на будущее, на освоение и создание новых ценностей. Однако российская молодежь, сформировавшаяся в последнее десятилетие, слабо интересуется политикой, не склонна к проектированию собственной судьбы на отдаленное будущее. Вместо активности социальной, что было характерно в недавнем прошлом,приоритетную роль в настоящем играет активность, направленная на решение личных проблем. Например, выборы не входят в сферу личных интересов, поэтому молодежь имеет весьма пассивное к ним отношение. Зато наблюдается, по свидетельству социологов, повышение интереса к религии.

Среди личных ценностей преобладают семья, карьера, достаток, дружеские связи, личный успех - все то, что соответствует концепции рыночных отношений.

Значительная часть молодежи к будущему страны относится без особого оптимизма: основной аргумент - слабость экономики. Рост экономики, по их мнению, зависит от правительства (18% опрошенных); от случайного стечения обстоятельств (25% опрошенных); 5% затруднились ответить. Почти половина студентов не видят путей на экономического процветания. Зато 75% согласились с утверждением, что каждый должен заботиться об уровне своей жизни, жизни своей семьи.

И в то же время значительное большинство (91%) имеют идеал человека, который «делает себя сам», способен нести ответственность за себя, близких, за свои успехи и неудачи.

Наибольший разнобой, разброс идеалов связан с представлением о моделях будущего. В среднем 8% видят свой социальный идеал в коммунистическом обществе, 12% - в православном, 24% - в либеральном западного образца, 27% - в национальном самобытном идеале.

Отмечается тенденция развития либерального мировоззрения - этики свободы, свободы выбора своего пути.

Однако у многих, как показывают исследования, вообще отсутствует социальный идеал. Именно эта социальная группа наиболее пассивна политически, и чаще всего именно она становится объектом различного рода политических манипуляций.

Важнейшим шагом в жизненном самоопределении молодежи является трудоустройство. Около половины современных выпускников трудоустраиваются не по специальности. В то же время менее 40% студентов старших курсов знают, куда они трудоустроятся после окончания вуза.

Из этого следует, что обеспечение конкурентоспособности специалиста обусловлено и внешними факторами: необходимо обеспечение единства потребностей личности, производства, рынка труда, системы образования.

Вместе с тем часть молодежи не освободилась от установки на ожидание поддержки государства, что говорит о замедленном социальном взрослении. Поэтому многие из них испытывают беспокойство, тревогу, страх перед трудностями самоутверждения в новом мире. Они опасаются за будущее, напряжены внутренне, им трудно устанавливать связи с людьми, в особенности с преуспевающими.

Таким образом, анализ опыта обучения и воспитания студентов экономических специальностей позволил выявить следующие недостатки: отсутствие стандартизации в экономических понятиях, терминах, что препятствует формированию целостного экономического сознания, системно-научных знаний; рассогласованность в отборе содержания экономических дисциплин, его структурировании; непоследовательность в реализации междисциплинарных связей, оптимальном использовании возможностей дисциплин общекультурного блока для формирования конкурентоспособной личности; недостаточная практическая направленность учебных дисциплин, слабость связи их содержания с реальной деятельностью специалистов - экономистов; недостаточная направленность образовательного процесса на развитие практических навыков, умений; отсутствие целенаправленности в организации воспитательной работы по включению студентов в социально значимые виды деятельности.

Выявление указанных недостатков служит основанием для проектирования способов их преодоления, оптимизации процесса формирования конкурентоспособного специалиста.

 

АВТОР: Оганесов В.А.