11.05.2012 8832

Соотношение религиозного и этнического в традиционной обрядовой практике Карачаево-Черкесии

 

Обычаи и традиции - неотъемлемая часть истории народа, совокупность представлении, действий, чувств, мыслей, формирующаяся на протяжении многих веков, являющаяся важным средством формирования духовного облика новых поколений.

Рождение, брак, смерть являются важнейшими периодами человеческой жизни. Совершение ритуалов, приуроченных к этим переходным периодам в жизни человека является необходимым способом для поддержания естественного порядка функционирования этнического коллектива.

Исследование культово-обрядовой практики представляет интерес в силу того, что комплекс обычаев и обрядов способствует воспроизводству и сохранению культуры этноса.

Первым специальным исследованием о карачаевцах являлась статья Н. Петрусевича «Заметка о карачаевских адатах по домовым обязательствам», где автор характеризует нормы обычного права у карачаевцев, рисует яркую картину жизни карачаевского народа.

Много сделал для изучения семейной общины, архаичных брачно-семейных форм у карачаевцев историк С. Егизаров.

В первой половине XIX века Российская академия наук организует научные путешествия на Кавказ. Выдающееся место в кавказоведении первой половины XIX века занимает учёный-путешественник Г. Клапрот, который всесторонне и основательно изучил этнографию народов Северного Кавказа, использовав как свои личные наблюдения, так и материалы предшественников по изучению Кавказа. Работа «Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807-1809 гг.» содержит ценные сведения об образе жизни карачаевцев, об их обычаях и нравах. В частности, даётся краткое описание народной свадьбы у карачаевцев.

Особого внимания заслуживает работа историка И. Бларамберга «Историческое, топографическое, статистическое и военное описание Кавказа», в которой описываются обычаи брачно-семейного цикла, воспитания детей, а также обычаев погребально-поминального цикла.

О горском этикете, одежде, гостеприимстве, о калыме, функциях сватов и перевозе невесты в дом жениха рассказывает в своей работе В. Тепцов.

И. Леонтьев исследует этикет свадебного застолья размер калыма, музыкальные инструменты, формы приветствий.

Проблемы традиционных институтов занимают видное место в публикациях учёных XX века.

В 1904 году был издан сборник научно-популярных очерков «Покорённый Кавказ. Очерки исторического прошлого и современного положения Кавказа». Авторы рассматривают обычаи почтительного отношения к старшим, гостеприимства, много внимания уделяют обычаям избегания.

Ярко осветил многие стороны народной жизни историк Б. Миллер в своей работе «В Карачае».

Значительный краеведческий материал содержал выпущенный в 1924 году «Этнографический очерк Юго-Востока» Л. Пасынкова.

Специфике быта кавказских горцев посвящена работа историка-публициста И. Хубиева «Быт горских народностей Юго-Востока».

Большую работу по изучению и описанию народных традиций карачаевцев проделали И. Щукин и В. Сысоев.

Неоценим вклад в изучение истории карачаевского народа историка-краеведа У. Алиева.

Многие вопросы, связанные с организацией и бытом семьи в её историческом прошлом нашли глубокую разработку в трудах крупного кавказоведа М. Косвена. Это характеристика большой семьи и семейно-родственной группы, эволюция форм брачного поселения, генезис обычаев избегания и т.д. Систематизированные, хотя и очень краткие данные по карачаевской семье представлены в очерке В. Невской, более подробно - в разделе обобщающей монографии о карачаевцах, написанной в соавторстве с И. Шамановым.

Обстоятельным исследованием дореволюционной семьи и её быта, семьи и семейных отношений в первые десятилетия Советской власти и в современную эпоху является работа историка-кавказоведа Я. Смирновой «Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. Вторая половина XIX-XX вв. Я. Смирнова затрагивает как детский цикл обычаев и обрядов, так и свадебную обрядность карачаевцев.

Карачаево-балкарский фольклор исследуют в своих работах Р. Орта-баева, Ф. Урусбиева, А. Халаев.

В монографии М. Кудаева рассказывается о традиционном и новом в карачаево-балкарском свадебном обряде.

Скрупулезное описание традиционных обрядов, связанных с детским циклом и свадебной обрядностью карачаевцев характерно для работ И. Шаманова.

Анализ этнокультурных истоков народных обычаев и обрядов осуществляет в своей монографии М. Каракетов.

В работе И. Маремшаовой «Динамика и трансформация менталитета в традиционной культуре кабардинцев, карачаевцев и балкарцев» освещаются обычаи и обряды, составляющие детский, свадебный и поминально-погребальный циклы народной обрядности.

Подробно описывает детский цикл обычаев и обрядов Л. Боташева, анализируя генезис и эволюцию карачаевской обрядности.

Изучение вопросов народной обрядности, обычаев, традиций и нравов карачаевцев вызывает определенный научный интерес в условиях возрождения интереса к национальной культуре.

В рамках данной работы мы постараемся провести компаративный анализ традиционных (этнонациональных) и конфессиональных (исламских) составляющих культово-обрядовой практики карачаевцев и, таким образом, определить в каких ритуалах приоритетом обладают традиционные нормы, где наблюдается доминирование шариата.

Обычаи и обряды помогали упорядочить повседневную жизнь человека. Карачаевскому обществу были всегда свойственны детоцентристские установки. С принятием ислама эта особенность была закреплена шариатом. Рождение ребёнка в карачаевской семье воспринималось как благодать, награда за праведную жизнь. Как правило, семьи в Карачае были многодетными (от 5-6 детей до 11-13). Согласно переписи 1897 года, в среднем карачаевская семья имела 5-6 детей. Бездетность («къаратон») объяснялась как божья кара или же «порча» («хыйны») и «сглаз» («кёз тийген»).

Для лечения бездетности женщины пользовались услугами знахарей («билгич»), которые заговаривали порчу и сглаз («хыйны ачхан», «тюкюрген»), а также предсказывали судьбу женщины по своим книгам («китабач-хан»). На сегодняшний день это могут быть как рукописные книги со своеобразным письмом («джин джазыу»), непонятным непосвященному человеку, так и Коран.

Для снятия порчи или сглаза прибегали также к написанию «дуа» (амулетов). Как отмечает профессор И. Шаманов, эти амулеты могли быть: «джюрютген дуа» (носимый с собой); «ичкен дуа» (выпиваемый) «кюйдюр-ген дуа» (сжигаемый), «бастыргъан дуа» (закапываемый).

Если после проведения этих процедур женщина оставалась бездетной, то считалось что причиной бесплодия является простуда («суукъ чапхан»). В этом случае женщину лечили горячими отварами трав, припарками.

Бывали случаи, когда бездетность связывали с выполнением тяжелой физической работы и как следствие - опущением женских детородных органов. В таких случаях делали специальный массаж («ичин сылатхан»).

Как правило, ответственность за бездетность возлагалась на женщину и ей грозил развод. Даже на сегодняшний день сохранилась тенденция расторжения брака в связи с бездетностью женщины. Если же вина за бездетность лежит на мужчине, то в большинстве случаев брак сохраняется.

Наступление долгожданной беременности вызывало огромную радость у родственников, как со стороны мужа, так и со стороны жены. Человеку, сообщившему радостную весть, полагался подарок (сюйюмчюлюк). Сегодня широкое распространение получает обычай дарить подарок женщине, ожидающей ребенка. Как правило, муж или свекровь преподносят женщине, ожидающей первенца, какой-нибудь ценный подарок (как правило, ювелирное украшение), в зависимости от уровня благосостояния семьи.

Существуют определенные запреты для женщины в подобном состоянии, помимо освобождения от выполнения тяжелой физической работы, это запрет бывать на похоронах, смотреть на пожар, бить животных, смотреть на человека с физическими или умственными недостатками. Считается, что сильное впечатление, полученное женщиной от увиденного (удивление, испуг), могут способствовать появлению у ребенка таких же качеств.

Во второй половине беременности пытались определить пол будущего ребенка. При этом учитывались как размер, форма живота матери, так и изменение цвета ее лица. Помимо этого гадали на камнях («таш салгъан»), по бараньей лопатке.

За месяц или за две недели до родов женщину отвозят в родительский дом. При рождении второго, а тем более и третьего ребенка такая традиция, как правило, не применяется.

Социально-экономическая и политическая нестабильность постперестроечной России привели к сокращению рождаемости и в карачаевской семье.

Согласно исламской традиции, «дитя - человеческое появляется на свет не для того, чтобы терпеть на земле притеснения и унижения, а, воспитав душу в гармонии с телом, достичь загробной жизни, пройти через судный день и воскресенье, и стать достойным рая».

Муж - мусульманин должен оберегать свою беременную жену, не покидать ее, не тревожить ее покой. Даже если брак находится на грани распада, мужчина не имеет права покинуть свою беременную жену до разрешения ею от бремени. Более того, если брак распадается, супруги должны выждать определенное время для определения возможной беременности и лишь в случае отсутствия таковой - расторгнуть брак.

Согласно исламу не следует гадать о том, какого пола будет ребенок. Знание об этом принадлежит только Аллаху, и нет сомнения, что он сам даст узнать об этом, если сочтет нужным.

По мере увеличения срока беременности, правоверный мусульманин должен относиться к жене все бережнее.

Ислам предписывает с одинаковой радостью принимать рождение девочки и мальчика.

Счастливыми считаются родители, у которых первой родилась дочь.

Мужчина, ставший отцом, должен сразу же приобщить новорожденного к мусульманской умме. Для этого он должен прочитать ему в правое ухо азан (призыв к молитве), а в левое ухо - повеление встать на молитву (икама).

Затем отец проводит обряд «тахник» - обмазывает губы младенца мякотью спелой хурмы, или медом, или же сладким фруктовым соком с пожеланием ребенку быть «сладким», то есть ласковым и послушным.

При рождении ребенка пророк Мухаммед говорил «О Аллах Всевышний, помоги отцу и матери вырастить благонравного и благовоспитанного ребенка, почитающего ислам». Такое же пожелание должны произнести родители ребенка и все мусульмане, услышавшие о новорожденном.

Рождение ребенка, как правило, сопровождалось целым рядом различных обрядов. Первые роды женщины проходили в родительском доме. Сразу после появления ребенка на свет; отправляли вестника в дом мужа (отца ребенка). Вестнику полагался «сюйюмчюлюк» (подарок). В этот же день совершали жертвоприношение.

Для сравнения, согласно исламской традиции, рождение ребенка отмечали на седьмой день, совершая жертвоприношение. При рождении дочери полагалось зарезать одного барана, при рождении сына - двух. Мясо жертвенного животного полагалось раздать. Жертвоприношение полагалось провести до наречения имени, то есть до седьмого дня.

Через семь дней после рождения ребенку сбривают волосы и раздают милостыню золотом или серебром, весом, равным весу волос ребенка. Отсутствие на голове младенца волос, как правило, предполагает раздачу щедрой милостыни.

В традиционной обрядности карачаевцев бритье первых волос называется «итлик чачны джюлюген» и проводится через месяц после рождения ребенка. Важное значение имеет личность человека, осуществляющего эту процедуру. Как правило, это был дядя по матери. Сопровождается это событие также обильными угощениями, раздачей милостыни, как правило, чего-то сладкого: пирогов, конфет, печенья и т.д.

У карачаевцев считалось, что очень важным этапом после рождения ребенка является восьмая ночь. Поэтому вечером седьмого дня после рождения ребенка устраивали праздник «ыстым-той».

Право имя наречения передавалось родственникам по отцовской линии. Как правило, имя давали в честь уважаемого человека или же одного из предков ребенка. В дальнейшем предполагалось наличие близкой связи между ребенком и человеком, давшим ему имя.

Согласно исламу, стрижка волос на седьмой день означает очищение и кладет начало исполнению законов Сунны, поэтому соблюдение этого обряда для мусульман является делом значительным и богоугодным. Новорожденный ребенок, будь то мальчик или девочка, таким образом приобщаются к Сунне и мусульманству. Данный обряд называется «акика».

На седьмой день нужно дать ребенку хорошее имя. Выбор имени очень важен. В истории известны примеры, когда пророку приходилось менять имена на более благозвучные, богоугодные.

В Коране говорится: «Не бесславьте самих себя: не давайте друг другу унизительных прозвищ» (сура 49:11).

Богоугодными именами являются сложные имена, где первая часть имени «абд» (раб), а вторая часть - один из эпитетов Всевышнего. Например: Абдулла (раб Аллаха), Абдуррахман (раб милостивого), Абдул-Карим (раб Великодушного) и т.д.

Можно давать детям имена пророков и ангелов. Но при этом нужно помнить, что детей, носящих такие имена, ни в детстве, ни в зрелости нельзя ругать, бить, оскорблять.

Начинают обряд наречения имени, сказав «Азан» и прочитав молитву азана. Затем следует икама (предварительная молитва), и в оба уха ребенку произносится его имя. После этого читают молитву: «О, боже! Да суждено будет этому ребенку стать поборником ислама и вырасти добропорядочным сыном своих отца и матери, милосердным и сострадательным, в добром здравии тела и духа!».

Согласно исламу, кормить новорожденного должна мать. Считается, что с материнским молоком ребенок впитывает благочестие. В случае отсутствия молока у матери, ребенка может кормить другая женщина. Родственники со стороны молочной матери почитаются также как и кровные родственники: на них нельзя жениться и выходить замуж. Интересен тот факт, что на двоюродных можно жениться, согласно исламской традиции. Соответственно, можно сделать вывод о том, сколь высоко расценивается молочное родство.

В традициях карачаевского народа, первое кормление поручалось не матери, а родственнице из многодетной семьи. Как отмечает Л.Х. Боташева, этот обычай называется «сабийни аузун джуугъан» («омывание рта ребенка»). Его корни следует искать в многовековом прошлом, о чем говорит упоминание, об этом в карачаево-балкарском варианте нартского эпоса в легенде «Рождение Сосурка»2.

Когда ребенку исполнялось 6-7 месяцев, с началом прорезывания у него зубов исполняли обряд приготовления «тиш джырна».

Предварительно замоченные в воде зерна кукурузы варили и, осыпая ими ребенка, просили Всевышнего дать ребенку здоровые, крепкие зубы. Считалось, что после этого у ребенка быстро и безболезненно прорежутся зубы. Затем эти зерна раздавали соседям, знакомым, а каждый, кто был вовлечен посредством этого в данный обряд, должен был подарить ребенку какую-нибудь мелочь.

По исполнению ребенку одного года, для облегчения ему первых шагов проводился обряд «джыл гыржын» (годовой хлеб). Для этого пекли сладкую круглую лепешку, которую затем катили перед ребенком. Считалось, что это облегчает ему первые шаги, что он будет шагать так же легко, как эта лепешка и не будет падать. Сопровождался этот обряд шуточным выяснением будущих склонностей ребенка. Для этого перед ребенком раскладывали различные предметы, какой предмет он выберет, то его в будущем и ожидает. К примеру: возьмет нож - будет охотником, ножницы - портным или сапожником, книгу - ученым человеком и т.д.

Набор предметов, равно как и их толкование, строго не регламентировалось.

Аналогов данным обрядам в исламской традиции мы не находим. Следовательно, это этнический компонент, дошедший до наших дней без изменений. Обряд хитан или усечение крайней плоти совершается, согласно исламу, на седьмой день после рождения. Но если ребенок родился слабым или нездоровым, то обряд обрезания откладывается. Крайний срок проведения этого обряда - десятилетие мальчика.

В карачаевской традиции этот обряд называется «суннет». Видимо от слова «Сунна», то есть богоугодное, предписываемое исламом деяние. Как правило, проводится этот обряд над мальчиками 3-5 лет.

После этого ребенка можно было брать в мечеть.

Очень важным обрядом являлось укладывание ребенка в колыбель («бешикге салгъан»), который проводился на первом году жизни.

Ребенку дарили колыбель («бешик») и принадлежности к ней («бешик керек»). Как правило, этот обряд проводился родственниками отца ребенка и сопровождался обильными угощениями, с приглашением родственников с обеих сторон, знакомых, соседей. Проводились танцы для молодых людей, различные состязания: «къол таш» (бросание камней), «джау джиб» (подъем на высокий столб с призами при помощи промасленной веревки) и т.д.

Также интересен обычай, когда пятки девочки - первенца обмазывали медом при рождении второго ребенка - мальчика.

По мере взросления ребенка обрядность становится менее интенсивной.

Согласно исламской традиции, уже с раннего возраста ребенка приобщают к изучению Корана. В пятилетнем возрасте ребенок должен знать некоторые суры. А десятилетний ребенок должен знать и уметь выполнять молитвы пять раз в день.

Как мы видим из всего вышесказанного, обычаи и обряды, традиционно этнические и исламские, не противоречат друг другу.

За исключением народных способов снятия порчи и сглаза, но и они зачастую сменяются чтением сур из Корана.

Вторым по значимости событием в жизни человека является вхождение в брачное состояние. Свадьба представляет собой публичный акт соединения брачующихся. Основные функции свадьбы это, прежде всего, правовое и общественное санкционирование брака, а также этическое и воспитательное значение. Свадебная обрядность, как правило, отражает социально-экономические и культурно-бытовые особенности этноса.

В карачаевской традиции создание семьи является нравственным долгом каждого достигшего брачного возраста человека. Общее ведение хозяйства, замкнутый консервативный быт, семейно-патриархальный дух старо кавказской семьи - все это было несовместимо с пребыванием в холостом состоянии. Не вступив в брак и не создав семью, карачаевцы не имели возможности обеспечить свое хозяйство требовавшимися в нем рабочими руками жен, а со временем и подросших детей. Не женившись, нельзя было наладить полноценное хозяйство также и потому, что народные традиции требовали строгого разделения труда между полами.

Самым страшным проклятьем у карачаевцев было: «Юйюнгде тютю-нюнг къурусун!» («Да погаснет огонь в твоем очаге!»), что свидетельствует о значимости домашнего очага.

Брак у карачаевцев строго регулировался экзогамными запретами. Запрещались браки внутри одной фамилии и между лицами из родственных фамилий, входящих в группу «къауум», происходивших от общего предка, и даже между лицами, сохранившими только предания об общем предке (къар-наш тукъумла). Ограничения браков по мотивам родства имели место как по отцовской (ата джууукъ), так и по материнской линии (ана джууукъ). Данный запрет распространялся на родственников вплоть до седьмого поколения. Для сравнения, в исламской традиции брачные ограничения не распространялись на двоюродных братьев и сестер.

В настоящее время брачный выбор также ограничивается фамильно-родственной экзогамией, но не в той форме, которая исключала бы любую степень родства.

Кроме кровного родства существует и искусственное родство, при котором брак также запрещается.

Браки не допускаются между родственниками по воспитанию (аталы-чество) и по молоку кормящей женщины (эмчек джууукъ). Достаточно было карачаевке один раз дать грудь ребенку, как между семьей женщины и семьей ребенка устанавливались родственные отношения, исключающие возможность брака. Одной из форм искусственного родства, при котором нельзя вступать в брак было побратимство. У карачаевцев обряд побратимства оформлялся клятвой на пише «туз дам къарнаш» или побратимы пили из одной чащи в присутствии почетных стариков и других свидетелей, иногда смешивали капли крови, давали клятву быть братьями. Молодые люди с согласия своей семьи объявляли об установлении вечной дружбы и братства, стороны устраивали угощения (къурманлыкъ) и обменивались подарками.

Искусственное родство устанавливалось и в процессе проведения свадебных обрядов. Жених устанавливал искусственное родство (болуш юй) с хозяином дома, где он поселялся во время свадьбы. Хозяин и хозяйка дома, где останавливался жених, с этого времени становились для него названными родителями - «болуш ата бла ана», а жених по отношению к ним - «эмчек джаш», т.е. названным сыном.

Сильными были также сословные ограничения браков. На сегодняшний день также стараются, чтобы не было неравенства в общественном положении, вступающих в брак молодых людей.

Значимость сословной принадлежности (бии, уздени или кулы) сохраняются в быту карачаевцев.

Существуют также ограничения, связанные с религиозной и национальной принадлежностью жениха и невесты. Так, брак между мусульманином и представителем другой конфессии мог заключаться только в случае принятия последним Ислама. Но и в этом случае женщин, как правило, не было принято выдавать замуж за вновь обращенного. Видимо это было связано с тем, что женщина уходила в дом мужа, и не было уверенности, что в чуждой среде дети вырастут правоверными мусульманами.

Общественным мнением не одобрялись национально-смешанные браки между мусульманами. Тем не менее, среди карачаевцев было немало смешанных браков. Как правило, такие браки практиковались преимущественно среди князей, которые роднились с представителями соседних народов для того, чтобы упрочить свое влияние, власть, не уронить сословного достоинства неравным браком.

Препятствием к заключению браков были также враждебные отношения между родней жениха и невестой. Если в семье траур, то нельзя было ни жениться, ни выходить замуж, пока не пройдет определенный срок. У карачаевцев строго соблюдалось очередность: младшую не выдавали замуж, пока не выйдет ее старшая сестра. Это правило (тамадалыкъ сакълау) распространялось и на мужчин.

В традиционной свадьбе основному свадебному празднеству предшествовало несколько фаз свадебного цикла: выбор партнера, сватовство, помолвка.

В большинстве случаев родители или другие родственники подыскивали молодому человеку такую жену, которая подходила бы ему по его общественному и имущественному положению. При выборе невесты учитывали ее красоту, здоровье, возраст, воспитанность, репутацию ее и семью. Часто о достоинствах дочери судили по достоинствам матери. Это нашло свое отражение в поговорке: «анасын кёр да, къызын ал». (Приглядись к матери и женись на дочери).

В предсвадебных отношениях сторон важное место имеют посредники и сваты. От их умения во многом зависит согласие на брак. Свадьбу со сватовством считают более престижной и называют «адетиндеча той» (свадьба по адату). Если же свадьба устраивается без сватовства, уводом невесты, то она считается не престижной и называется «келечисиз той» (без сватовства), а невесту нередко упрекают, что она переступила порог дома без сватовства («келечисиз келген»). При положительном исходе сватовство завершается договором («сёз тауусуу»), который подкрепляется денежным залогом («сёз тауусханлыкъ»).

Договор может достигаться и без сватовства, самими молодыми людьми, вступающими в брак. Однако и в этом случае существует брачная выплата родне невесты - «джарашханлыкъ» (за примерение), которое совершается при улаживании отношений после увода невесты.

Интересно отметить, что в прошлом во время договора совершался и религиозный обряд бракосочетания (некях). В наши дни некях сместился ко времени свадьбы.

Некях совершал эфенди в присутствии свидетелей. Он записывал на арабском языке брачное условие, в котором определялось, сколько жених должен уплатить за невесту калыма. Для совершения «некяха» эфенди вызывал свидетелей со стороны жениха и невесты, сажал их перед собой на корточки, соединив большие пальцы их правых рук, а своей правой рукой он обхватывал эти пальцы и троекратно обращался к доверенным с вопросами: могут ли они поклясться, что такой-то по собственному желанию берет в жены такую-то, что невеста по собственному желанию выходит замуж за такого-то. Получив утвердительный ответ от представителей, эфенди читал брачную молитву и тем самым завершал обряд.

С этого момента брак считался законным. Если после совершения этого обряда жених отказывался от невесты, то уплачивал половину условленного калыма, а если воспользовался супружескими правами - калым выплачивался полностью.

Необходимо отметить, что согласно карачаевской традиции калым выплачивался семье невесты. Для сравнения, в исламе практикуется выплата калыма самой женщине, как средство экономического обеспечения на случай возможного развода.

У карачаевцев существуют несколько форм заключения брака:

- брак по сватовству, при котором родственники вступающих в брак предварительно договаривались;

- тайные браки и браки путем похищения.

Наиболее предпочтительным, сугубо традиционным считался брак по сговору, основанный на уплате стороной жениха стороне невесты определенного выкупа.

Брак похищением имел свои варианты: настоящее насильственное похищение, похищение с согласия девушки (брак уводом), похищение с ведома всех заинтересованных сторон (брак уходом).

К насильственному похищению (къачырыу) прибегали по разным причинам. Одной из наиболее распространенных была месть за неудачное сватовство, считавшееся позором, или же отказ от ранее данного брачного обещания. Другой причиной могло быть желание породниться со знатной семьей. Но наиболее частой причиной таких похищений была, по-видимому, надежда поставить девушку и ее семью перед свершившимся фактом и тем самым заставить уменьшить брачный выкуп. Как правило, похищенная (сюй-релген) считалась обесчещенной и из боязни перед общественным мнением соглашалась на брак.

В основе фиктивного похищения, совершенного по взаимной договоренности между женихом и невестой и ее семьей («къачхан ат») лежали чисто экономические соображения - стремление избавиться хотя бы от части свадебных расходов, связанных со сватовством, предварительным обменом подарками и т.д.

Как правило, все эти формы брака сохранились и в наши дни, не претерпев существенных изменений.

Интересно отметить, что в карачаевской традиции семья невесты готовила не только приданое для девушки, но и «берне» - подарки родственникам жениха. В исламской традиции аналогичного обычая мы не находим.

На современном этапе, видимо, с ростом материального состояния этот обычай усложняется. Приданое невесты в наши дни состоит из двух частей: личные вещи и обстановка комнаты новобрачной («отоу керек») и вещи домашнего обихода («тюб баш»). Берне также делится на так называемый «юй къач» (дар дому) и «юйню бернеси» (подарки членам семьи).

Современная карачаевская свадьба отличается от традиционного свадебного ритуала лишь протяженностью свадьбы и смещением церемонии «некяха».

Согласно исламской традиции, брак - дело богоугодное. «Одно из знамений Его есть то, что Он для вас от вас самих сотворил супруг, чтобы вам жить с ними: между вами Он установил любовь и сердечную привязанность. В этом знамения для людей размышляющих» (Коран, сура 30: 20).

Брак налагает на мужчин и женщин определенные права и обязанности, и тем самым служит средством социального регулирования, посредством брачного договора. Браки, согласно мусульманским воззрениям являются не только «союзом двух душ, созданным на небесах». Приоритетом в браке обладает именно рациональная сторона: обоюдное выполнение всех условий, предписаний, взаимоуважение, преданность. Таким образом, создание семьи, согласно исламу, дело значимое и ответственное. Как отмечает Р. Максуд, «мусульманские браки довольно часто создаются по взаимному уговору родителей жениха и невесты, желающих своим детям всяческих благ, счастья и любви в супружеской жизни. По исламским обычаям не принято принуждать своих чад к нежелательному для них браку... брак по принуждению, согласно шариатскому закону, объявляется и считается недействительным».

Обряд бракосочетания по исламской традиции весьма прост. Церемония бракосочетания заключается в чтении Корана и завершается обменом клятвенными заверениями в присутствии свидетелей со стороны жениха и невесты. Не требуется даже присутствие духовных лиц. Затем необходимо обнародовать акт бракосочетания. Для этого проводят торжество («валима») в день бракосочетания или же в трехдневный срок.

Существуют также и ограничения заключению брака. В первую очередь по религиозному принципу.

«Не женитесь на много божницах, пока они не уверуют: конечно, верующая рабыня лучше много божницы, хотя бы она и восторгала вас. И не выдавайте замуж за много божников, пока они не уверуют: конечно, верующий раб - лучше много божника, хотя бы он и восторгал вас». (Коран, сура 2: 220).

Существуют также родственные отношения. «Не женитесь на тех женщинах, на которых были женаты ваши отцы, разве только это произошло раньше. Поистине, это - мерзость и отвращение и скверно как путь!

И запрещены вам ваши матери, и ваши дочери, и ваши сестры, и ваши тетки по отцу и матери, и дочери брата, и дочери сестры, и ваши матери, которые вас вскормили, и ваши сестры по кормлению, и матери ваших жен, иваши воспитанницы, которые под вашим покровительством от ваших жен, которым вы уже вошли; а если вы еще не вошли к ним, то нет греха на вас; и жены ваших сыновей, которые от ваших чресел; и - объединять двух сестер, если это не было раньше. Поистине, Аллах прощающ, милосерд!

И - замужние из женщин, если ими не овладели ваши десницы по писанию Аллаха над вами. И разрешено вам в том, что за этим искать своим имуществом, соблюдая целомудрие, не распутничая» (Коран, сура 4:26-28).

Исламская традиция оправдывает полигамию. Как отмечает Р. Максуд, «в исламском обществе, где супружеская неверность, считалась весьма серьезным преступлением, нередко карается смертной казнью, мужчинам - дозволено иметь четырех, не более жен на строго определенных условиях: требуется согласие первой жены; - последующие жены не должны послужить причиной огорчения для предыдущих; - всем женам следует оказывать равноценное (если не по страсти, то хотя бы во времени) внимание, и не обделять их супружеской лаской».

При этом женщина, желающая быть единственной женой, должна внести соответствующий пункт в брачный договор. Моногамия исламом не отвергается.

«Женитесь на тех, что приятны вам, женщинах - и двух, и трех, и четырех. А если боитесь, что не будете справедливы, то - на одной». (Коран, сура 4:3).

Согласно исламской традиции мужчина выплачивает женщине, своей жене калым, который является ее личной собственностью.

В случае развода эта собственность («махр») остается женщине, если инициатором развода выступает муж, и возвращается мужчине, если инициатор жена.

«И давайте женам их вено в дар. Если же они соблаговолят чем-нибудь из того для вас, то питайтесь на здоровье и благополучие». (Коран, сура 4:4).

Согласно исламской традиции, развод нежелателен, хотя и разрешен.

«Самым отвратительным деянием из всех, дозволенных богом, является развод» (Абу Дауд, Ибн Маджа).

Процедура развода проста и необременительна. Муж должен троекратно объявить жене о желании развестись в трехмесячный срок.

«Развод - двукратен: после него - либо удержать, согласно обычаю, либо отпустить с благодеянием. И не дозволяется вам брать из того, что вы им даровали, ничего» (Коран, сура 2:229).

Если же разведенные супруги пожелают вновь соединиться, то они должны сочетаться законным браком. Если же, пройдя процедуру развода трижды, супруги решат вести вновь совместную жизнь, то жена должна выйти замуж за другого мужчину по исламскому закону и также согласно закону развестись с ним. Только после этого она может выйти замуж за своего первого супруга.

«Если же он дал развод ей (в третий раз), то не разрешается она ему после, пока не выйдет она за другого мужа, а если тот дал ей развод, то нет греха над ними, что они вернутся, если думают выполнить ограничения Аллаха» (Коран, сура 2:230).

При этом для признания развода действительным необходимо выждать определенный срок («идда») для определения возможной беременности.

«А разведенные выжидают сами с собой три периода, и не разрешается им скрывать то, что сотворил аллах в их утробах, если они веруют в Аллаха и в последний день». (Коран, сура 2:228). Вдовы также должны выждать определенный срок, прежде чем вновь выйти замуж.

«А те из вас, которые упокоятся и оставят жен, - они выжидают сами с собой четыре месяца и десять». (Коран, сура 2:234)

Забота о детях есть обязанность матери; но отец должен обеспечивать их всем необходимым.

Таким образом, сопоставляя обычаи традиционного карачаевского бракосочетания и мусульманские традиции, можно сказать, что наблюдается тенденция к усложнению данного акта при использовании этнической традиции. Мусульманская обрядность значительно проще и менее обременительна. Рациональной стороной бракосочетания по шариату является выплата невесте «махра», карачаевская традиция предполагает обмен подарками между семьями молодоженов. Сами жених и невеста, как правило, начинают совместную жизнь после роскошной свадьбы на очень скромные средства, зарабатываемые ими самостоятельно. В карачаевской традиции нет обычая делать подарки молодой семье. Только спустя год-два, а иногда и больше, в зависимости от благосостояния семьи, сторона жениха покупает молодоженам дом, а семья невесты дарит предметы домашнего обихода. Крайне редко встречаются случаи, кода молодожены начинают жить самостоятельно, раздельно от родителей сразу же после свадьбы. Как правило, это происходит в достаточно обеспеченных семьях, где существует необходимость в скором бракосочетании следующего сына. У карачаевцев, как правило, не практикуется совместное проживание двух снох в одном доме.

В целом, бракосочетание, включая в себя и элементы шариата, и элементы народной традиции, заключается соответственно законодательству РФ. Соответственно, необходимо отметить, что браки у карачаевцев исключительно моногамные. Полигамия для мусульманина - это дозволение, а не требование. Поэтому моногамный брак у карачаевцев не является нарушением шариата.

Во все остальные обряды свадебного цикла карачаевцы умело вплетают и нормы шариата.

При рассмотрении детского и брачно-семейного цикла обычаев и обрядов мы говорили об органичном соединении шариата и карачаевской народной традиции. Но погребально-поминальный цикл обрядов основан преимущественно на религиозном начале. Человеческое сознание в тяжелые периоды жизни обращается к религии, как способу забвения от горя.

Исламская традиция учит тому, что истинно верующий должен найти утешение в том, что все люди рано или поздно предстанут перед Всевышним и будут судимы им за дела свои; оплакивать нужно того, кто отринул веру в Бога и погряз в столь неправедной жизни, что уже этим навлек на себя вечное проклятие.

Согласно Сунне Пророка, человек должен подготовиться к смерти: вернуть долги или поручить это ближайшим родственникам, получить прощение за нанесенные им при жизни обиды и прегрешения.

Перед смертью человека в постели разворачивают ногами в сторону Каабы, тело поворачивают несколько вправо. Сразу после кончины закрывают ему глаза, при этом произносят молитву. Затем подвязывают подбородок платком, т.к. лицевые мускулы расслабляются, и у человека открывается рот.

Согласно исламской традиции с похоронами не следует медлить. Но если смерть наступила вечером, то хоронят на другой день с утра. Как отмечает И. Маремшаова, «это связано с тем, что мусульмане считают, что после захода солнца царство мертвых закрыто».

Несмотря на то, что по мусульманскому поверью душа оставляет тело вместе с последним вздохом, тем не менее, с бренным телом необходимо обращаться бережно, в силу этого покойного необходимо омыть, последнее омовение производят только ближайшие родственники, причем мужчину омывают мужчины, а женщину - женщины. Дозволяется, но не практикуется омовение жены мужем и мужа - женой.

Принявших мученическую смерть хоронят без омовения в той же одежде. После омовения тело покойного облачают в саван. Над омытым и обряженным в саван покойным читают заупокойную молитву.

Из дома покойного выносят вперед ногами, затем разворачивают головой. Те, кто несет покойного через каждые десять шагов меняются местами.

Могила должна достигать глубиной груди взрослого мужчины, копают ее от востока на запад. Со стороны Каабы в могиле выкапывают нишу, в которую помещают тело покойного на правом боку, лицом к Каабе. Сверху нишу закрывают досками, чтобы на тело не попала земля. Во время засыпания могилы землей, все присутствующие должны молиться. Затем читают Коран и расходятся.

Согласно мусульманской традиции траур длится три дня и три ночи, а траур по супругу - четыре месяца и десять дней.

Поминовение покойного на третий, седьмой, пятьдесят второй и в годовщины смерти является народной традицией, так как ни в Коране, ни в Сунне нет подобных указаний. И только в этом наблюдается отличие карачаевского погребально-поминального цикла от классического мусульманского обряда.

Еще одним отличием традиционной обрядности является наличие института плакальщиц. Как отмечает И. Маремшаова «в народе имелись профессиональные плакальщицы, которые воспевали достоинства покойного и скорбь родных. К оплакиванию присоединялись все женщины, пришедшие поддержать родственников умершего».

Для сравнения, в исламской традиции по покойному нельзя плакать навзрыд. Плакать можно, но негромко.

Подводя итоги анализа погребально-поминального цикла обрядов, карачаевцев необходимо отметить, что мусульманская традиция одержала верх над доисламскими элементами. Оплакивание, выражение соболезнования, молитвы за покойного, ритуал погребения выполняются согласно предписаниям шариата.

Завершая рассмотрение основных обычаев и обрядов, связанных с наиболее значимыми моментами жизненного цикла человека с позиций шариата и карачаевской народной традиции необходимо отметить синтез, тесную взаимосвязь между этими нормами. На наш взгляд, такое тесное переплетение данных обрядов стало возможным в силу того, что карачаевцы являются приверженцами ханафитского толка суннитского течения в исламе. Данная школа максимально использует местные традиции и обычаи для укоренения ислама в сознании населения. Сказываются, по-видимому, и отголоски семидесятилетней атеистической пропаганды. Люди готовы следовать исламу пусть и в несколько видоизмененной форме с налетом народных традиций. На первоначальном этапе основной задачей было вернуть себе право на свободное вероисповедание. Но затем развернулась борьба за «чистоту веры», что привело к расколу, прежде всего в среде духовенства.

Как считает Б. Лайпанов, духовным центром мусульман республики стал Имамат Карачая, образованный 30 ноября 1991 года на съезде мусульман Карачая в Карачаевске. Однако эта организация оставалась непризнанной политическим руководством республики и Духовным Управлением Мусульман (ДУМ) Карачаево-Черкесии (Муфтиатом), которое образовалось в 1989 году в результате распада старого СКДУМ (Северо-Кавказского Духовного Управления мусульман) на несколько частей по северо-кавказским регионам и республикам (позднее, после выхода Карачаево-Черкесской АО из Ставропольского края, на съезде мусульман Карачая, Черкесии, абазинских и ногайских общин, состоявшемся 13 декабря 1991 года, ДУМ Карачаево Черкесии было преобразовано в ДУМ Карачаево-Черкесии и Ставропольского края).

«...Каких-либо глубинных разногласий у лидеров карачаевской уммы не существует. Расходятся они скорее в методах, в формах так называемого «призыва» («даъва»), проявляя больший консерватизм, радикализм или умеренность. Консервативное крыло («традиционалистов») составляют руководители ДУМ во главе с муфтием Карачаево-Черкесии и Ставропольского края Исмаилом Бердиевым. Лидеры «Аль-Исламии» (Биджи-улу Мухаммад и другие) считают себя центристами. К радикалам относится «Исламский Джамагат», сравнительно небольшое общество, костяк которого составляетгруппа религиозной карачаевской молодежи, имеющей тесные связи с мусульманскими общинами Дагестана».

В последнее время ведется очень много дискуссии вокруг так называемого «исламского фактора». Как отмечает С. Мельков «Мировое политическое и научное сообщество обеспокоено опасностями и угрозами, которые несет с собой процесс возрождения ислама на планете и модернизации исламских обществ и государств. Для беспокойства достаточно оснований: терроризм все в большей степени приобретает исламскую окраску, используется структурами, называющими себя исламскими, для достижения своих политических целей; количество экстремистских организаций транснационального характера, преследующих, пусть и декларативно интересы мусульман, в мире постоянно растет; наибольший прирост населения наблюдается в исламском мире и др.».

В то же время нельзя характеризовать возрождение ислама как антинациональное социальное явление. Нужно уметь четко разграничивать понятия исламский фундаментализм и исламский экстремизм. Необходимо учитывать и тот факт, что исламский «ренессанс» в Карачае имеет ярко выраженную этническую окраску. Основная задача, которую мы пытались решить в этой части данной работы: показать, что возможно возрождение и распространение ислама в условиях традиционного карачаевского общества, функционирующего в рамках, законодательства Российской Федерации.

 

АВТОР: Боташева С.К.