14.05.2012 9797

Всеслав Чародей и Беларусь во время его правления

 

ПЛАН

 

1. Всеслав Чародей и Беларусь во время его правления

Список литературы

 

1. ВСЕСЛАВ ЧАРОДЕЙ И БЕЛАРУСЬ ВО ВРЕМЯ ЕГО ПРАВЛЕНИЯ

 

Путь нашего народа был не простой и обозначенный не только значимыми событиями, но и знаменитыми личностями, которые в те или другие периоды истории становились символами народа.

Одним из таких символов, человеком-легендой стал Всеслав Брячиславич Полоцкий. Всеслав был из тех князей, при котором Полоцкая земля заявила о себе самостоятельным государством. В это время большого расцвета достигло искусство, образование, народные промыслы. Христианство начало постепенно входить в ежедневный быт народа. Про полоцкого князя ходили разные слухи, слогались былины. К нему с уважением относились летописцы Всеслав никогда не предавал свою Родину - Полоцкую землю, к ней возвращался из самых далеких походов и путешествий.

Полоцкая династия князей на протяжении своей 400-летней истории имела два названия – Рагвалодовичи и Всеславичи - в 12-13 веках. Рагвалодовичами князи назывались в 10-11 веках, Всеславичами – в 12-13 веках. Это не удивительно, что Всеслав Брячиславич, как и его прадед Рагвалод, был самым известным со всей династии князем. Рагвалод – первый полоцкий князь,который упоминается в летописных источниках под 980г., а по некоторым расчетам – около 970 г. Летопись указывает,что Рагвалод”пришел из-за моря”,очевидно был варягом-скандинавом.

Возможно, из северной Норвегии, где в 10 веке существовали княжества-фюльки, одно из которых называлось Рогаланд.

Наша историческая личность Всеслав Брячиславич родился зимой между 1028 и 1029 годами. Тайной окутано уже его рождение. Как сказано в летописи мать родила его «от волхвования», то есть при участии паганских колдунов. На голове новорожденного было загадочное пятно, которое колдуны наказали матери завязать, чтобы сын носил его до смерти. Может это была какая-нибудь язва или большое родимое пятно, которым отмечает своих избранников небо? Современники и потомки верили, что этого князя небесные силы наделили волшебной силой, что он мог превратиться в серого волка, в ясного сокола или в оленя с золотыми рогами. Уже при жизни про него слагали предания. Во всех восточнославянских землях из поколения в поколение передавались былины про Волха Всеславича - мудрого правителя, смелого воина, сына княгини и лютого Змея, победителя индийского царя. Прообраз Волха - полоцкий князь. Как считают, память о подвигах Всеслава хранят и многочисленные сказания про Илью Муромца.

Летописи свидетельствуют, что исполняя волю предсказателей князь всю жизнь носил на голове перевязь. Спрятанному под ним таинственному пятну приписывали «жажду Всеславом крови «. Чародей действительно пролил немало крови, однако большая часть его княжения была отдана мирным хлопотам. Десять лет он жил в согласии с Ярославом Мудрым, потом еще десять с его сыном, киевским князем Изеславом, которому полочане помогали воевать с кочевниками - турками. Как раз с этого мирного времени, с половины XI столетия, плывет над Двиной величественный корабль Софийского собора. Всеслав возводил храм в честь святой Софии, чтобы доказать миру равенство Полоцка с Новгородом и Киевом, где такие соборы появились несколько раньше. До этого каменных храмов полочане не строили, поэтому князь пригласил в город византийских архитекторов. К ним, на ходу осваивая строительные секреты, добавились местные мастера: нельзя ж было, чтобы главный собор Полоцкой земли возводили руки чужестранцев.

Для многих летописцев полоцкий князь был постоянным нарушителем спокойствия, вражески настроенный к Киеву, Новгороду и Чернигову. Он не шел на соглашения, которые угрожали самостоятельности и независимости Полоцкой земли, не поддавался ни какому подчинению. За первые 16 лет нахождения на престоле Всеслав Чародей проявил себя, как способный хозяйственник.

По приказу князя полочане и жители области строят новый замок-дединец, которому дают имя Вышний замок. На живописном возвышении, на самом соединении Палаты и Двины ровняют площадку, подвозят брёвна, глину, известь. Кто знает сколько людей было задействовано на той древней стройке! Работа шла такими темпами, что нам, сегодняшним, не грех бы и поучиться. Венец за венцом возводились новые городские стены и башни. И не лишь бы как, а в несколько брёвен толщиною. Около них ставили комнаты для жилья, запасов оружия и провианта. Неподалёку от северной части стены градостроители размещали контуры будущего княжеского дворца. Но главная работа шла в самом центре замка: здесь строили храм. Не удивительно, что в качестве образца для главного храма был выбран Софийский собор в Константинополе-Царьграде, ведь Полоцк в то время был на ровне с Киевом и Новгородом. Строился город, строился собор. Полоцкая земля набиралась сил, а князь Всеслав – мудрости. Во время княжения Всеслава Чародея - князя Полоцкого была постигнута “теоретическая “наука государственности, обозначены границы государства, построены города. К южным киевским землям приблизились степные-турки.

Киевские князья позвали Всеслава Полоцкого в 1060 г. принять участие в походе на кочевников. Так Всеслав Полоцкий получил первое боевое крещение.

Спокойствие на Полоцкой земле продолжалось 5 лет. После похода на турков Всеслав Чародей снова занимался хозяйственными отношениями и постепенно отстаивал принцип “ каждуй пусть хранит вотчину свою”. Такой принцип, как закон, был утверждён на съезде князей только через 37 лет.

Наступил новый раздел княжеских вотчин. В такой ситуации Всеслав Полоцкий выступал тритейским судьёй, но был обеспокоен независимостью своего государства. Действительно, где была гарантия, что, передел не переместится на его вотчину.

Киевские князья Ярославичи - Изяслав, Святослав, Всеволод, - собрав вместе войско своё, двинулись на Всеслава Чародея, когда была великая зима, и пошли к Менску(Менск тогда находился на реке Менке в 16 км. на запад от современного города Минска и был крепостью Полоцкой земли). Менчане закрылись в городе, но братья взяли Менск, убили мужчин,а жен и детей забрали в добычу и пошли к Немиге. Всеслав в ответ выступил против. И встретелись на Немиге в месяце сентябре в третий день, пошли они один против других. И был большой снег, и битва была лютая, и многие погибли. И победили Изяслав, Святослав, Всеволод, а Всеслав Чародей отступил. Вот так, на первый взгляд, совсем небольшой отрывок летописи рассказывает об одной из самых кровавых, самых больших битв между Полоцкой и Киевской землями.

Полочане отступили. Но они не были побеждены, как не были победителями и Ярославовичи. Самым ярким доказательством безрезультатности для обоих сторон битвы на Немиге стало то, что уже через 4 месяца Ярославовичи пригласили Всеслава Чародея на переговоры. После битвы на Немиге Ярославовичи не отважились идти на Полоцк.

На просторах восточной Европы была политическая нестабильность. Но пока был жив Всеслав Чародей, никто не отважился перейти границу Полоцкого княжества. С 1084 по 1105 г. летописи молчат о войнах против нашей земли. А это 21 год, что для того времени немало. Авторитет Всеслава Чародея был такой большой, что даже после его смерти некоторое время на Полотчине было спокойно.

Воспитание негативного восприятия правления Всеслава в значительной степени строится на половинчатом освещении битвы на Немиге.

Сведения о битве 1067 года, воспроизводятся только в редакции одной из противоборствующих сторон – киевлян, естественно, заинтересованных в приукрашивании себя и представлении противника в невыгодном свете. Представьте, что мы изучали бы историю Великой Отечественной войны только по материалам немецкой пропаганды. Картина событий была бы, мягко говоря, не совсем объективной. Иногда в киевской летописи желаемое выдаётся за действительное так грубо, что нелепость видна даже неспециалисту. Так, например, описывается “сокрушительная победа” киевлян над полоцким князем Брячиславом (отцом Всеслава) на реке Судоме. После “победы” киевляне “на всякий случай” отступили и сдали Брячиславу стратегически важные города Витебск и Усвяты, через которые проходили волоки торгового пути “из Варяг в Греки”.

Пролить свет на события древности могут летописи наших предков. Однако Полоцкая летопись был вывезена в Российскую империю, где её скрыли от глаз историков, возможно, потому что она противоречила официальной версии истории, согласно которой белорусский народ всегда был неудачником. Последний кто видел летопись – это Татищев. Согласно официальным данным, Полоцкая летопись погибла при пожаре Москвы в 1812 году. По неофициальным, возможно, хранится и сейчас в запасниках Русского музея, Эрмитажа или более серьёзных организаций. Её опубликование, возможно, перевернуло бы официальную историю. Умышленное утаивание, а возможно и уничтожение белорусских летописей демонстрирует неуверенность российских властителей в достоверности официальной версии исторических событий, а также проявляет истинное отношение к “братскому” белорусскому народу. Создание препятствий для возвращения в Беларусь её исторических и культурных ценностей, проблему исторической справедливости из разряда теоретических споров о давно минувших событиях переводит в плоскость реального противостояния российскому империализму. Следует также заметить, что с многих летописей делались копии, которые, возможно, сохранились в архивах и хранилищах западноевропейских стран.

Но даже по версии событий, имеющей хождение теперь, основанной на киевской летописи Нестора, при более внимательном прочтении вырисовывается картина победы наших предков на Немиге. В одиннадцатом веке Менск занимал значительно меньшую площадь, чем теперь и был пограничным городом Полоцкого княжества. Основной торговой артерией между северной и южной Европой в то время был “путь из Варяг в Греки”. Проходил он из Балтийского моря по Двине до Витебска. Потом ладьи и дракары тянули волоком по суше. Далее по Днепру – в Чёрное море. В столице Восточно-римской империи (позже Византийской) – Константинополе (теперь Стамбуле) находился один из главных символов христианства – собор святой Софии (сейчас – мечеть Аль София). Ещё до разделения христианства на католицизм и православие (в 1054 году), в 40-х годах XI века были построены храмы святой Софии в соперничавших друг с другом Полоцке, Новгороде и Киеве. Это были не просто культовые сооружения. Они играли большую политическую роль, символизируя равенство со Вторым Римом – Константинополем. В 1066 году полоцкий князь Всеслав Чародей взял приступом Новгород и снял с Софийского собора колокола. Своё место они нашли на звоннице Софии Полоцкой. Зимой 1066-1067 Всеслав двинулся на Новогрудок. Киевские князья – Ярославичи не стали дожидаться, когда придёт их черёд, решились пойти в поход на Полоцк первыми. Их путь преграждал пограничный Менск. Несмотря на неравенство сил, запугать минчан не удалось. Горожане отказались от сдачи и решили защищать свой город до подхода армии. Судя по летописи, сопротивление не было символическим. Свирепость захватчиков, не пощадивших “… ни челядина, ни скотину”, свидетельствует о стойкости горожан. Всеслав, совершив марш-бросок от Новогрудка к Менску, застал уже пепелище. Две армии долго стояли в снегу друг против друга. Состоявшаяся битва отличалась крайней жестокостью. Киевский летописец пишет о том, что Всеслав Полоцкий был побеждён и с ним были начаты переговоры. Если Всеслава победили, зачем вести с ним переговоры? О чём? По военным канонам того времени, победителем считался тот, кто остался стоять на поле боя, “на костях”, т.е. Всеслав. Киевляне отступили. Победа досталась дорогой ценой. Менск пришлось отстраивать заново.

Спустя несколько месяцев, летом 1067 года, Ярославичи повторили попытку поставить Полоцкое княжество в зависимость от Киевской Руси. На этот раз по Днепру их войско дошло до Орши. Опять две армии долго стояли друг напротив друга. Никто не решался под обстрелом противника переправляться через реку. Явным преимуществом не обладала ни одна из сторон и Ярославичи предложили мирные переговоры. Для этого они пригласили Всеслава переплыть в лодке на их берег. Как гарантию безопасности, на виду обеих армий, братья Ярославичи целовали крест. Как только челн Всеслава с сыновьями причалил к берегу, они были схвачены. В киевской темнице – порубе, Всеслав пробыл не долго. То ли Бог наказал Ярославичей за клятвопреступление, то ли киевляне устали от их алчности, но в 1068 князья были изгнаны. Освобожденного Всеслава киевляне пригласили на престол. После удачного похода под его руководством на Тмутаракань, Киевское княжество получило выход к Чёрному морю. Под властью полоцкого князя Всеслава Чародея оказалась огромная территория - от Балтийского до Чёрного моря. Позже, идея создания государства от моря до моря, охватывающего весь торговый путь “из Варяг в Греки” была реализовано в виде могущественной империи – Великого Княжества Литовского.

Летописцы пишут о том, что даже в Киеве “Всеслав слышал звон колоколов Софии Полоцкой”, т.е. тосковал по родине. Скорее всего, речь идет не только об эмоциях, но и о безопасности власти. В Полоцке он был не только на родных землях, но и являлся легитимным правителем. Верховной властью в государстве обладало вече и покушение на князя не имело смысла, так как узурпатор на престоле не был бы признан. В Киеве, в любой момент в результате действия яда или удара кинжала, на его месте мог оказаться кто-то другой. С риском для жизни было связано не только занятие киевского престола, но и уход с него. Всеслав вывел киевлян в поход на польского короля Болеслава, а сам с отрядом верных людей поскакал в Полоцк.

Одним из самых славных властителей древнего белорусского государства был полоцкий князь Всеслав Брячиславович, прозванный Чародеем. Российская, а потом советская история старались максимально умалить значение его правления, а по возможности стереть из памяти потомков. Воспитание негативного восприятия правления Всеслава в значительной степени строится на половинчатом освещении битвы на Немиге.

Сведения о битве 1067 года, воспроизводятся только в редакции одной из противоборствующих сторон – киевлян, естественно, заинтересованных в приукрашивании себя и представлении противника в невыгодном свете. Представьте, что мы изучали бы историю Великой Отечественной войны только по материалам немецкой пропаганды. Картина событий была бы, мягко говоря, не совсем объективной. Иногда в киевской летописи желаемое выдаётся за действительное так грубо, что нелепость видна даже неспециалисту. Так, например, описывается «сокрушительная победа» киевлян над полоцким князем Брячиславом (отцом Всеслава) на реке Судоме. После «победы» киевляне «на всякий случай» отступили и сдали Брячиславу стратегически важные города Витебск и Усвяты, через которые проходили волоки торгового пути «из Варяг в Греки».

Пролить свет на события древности могут летописи наших предков. Однако Полоцкая летопись был вывезена в Российскую империю, где её скрыли от глаз историков, возможно, потому что она противоречила официальной версии истории, согласно которой белорусский народ всегда был неудачником. Последний кто видел летопись – это Татищев. Согласно официальным данным, Полоцкая летопись погибла при пожаре Москвы в 1812 году. По неофициальным, возможно, хранится и сейчас в запасниках Эрмитажа или более серьёзных организаций. Её опубликование, возможно, перевернуло бы официальную историю. Умышленное утаивание, а возможно и уничтожение белорусских летописей демонстрирует неуверенность российских властителей в достоверности официальной версии исторических событий, а также проявляет истинное отношение к «братскому» белорусскому народу. Создание препятствий для возвращения в Беларусь её исторических и культурных ценностей, проблему исторической справедливости из разряда теоретических споров о давно минувших событиях переводит в плоскость реального противостояния российскому империализму. Следует также заметить, что с многих летописей делались копии, которые, возможно, сохранились в архивах и хранилищах западноевропейских стран.

Но даже по версии событий, имеющей хождение теперь, основанной на киевской летописи Нестора, при более внимательном прочтении вырисовывается картина победы наших предков на Немиге. В одиннадцатом веке Менск занимал значительно меньшую площадь, чем теперь и был пограничным городом Полоцкого княжества. Основной торговой артерией между северной и южной Европой в то время был «путь из Варяг в Греки». Проходил он из Балтийского моря по Двине до Витебска. Потом ладьи и дракары тянули волоком по суше. Далее по Днепру – в Чёрное море. В столице Восточноримской империи (позже Византийской) – Константинополе (теперь Стамбуле) находился один из главных символов христианства – собор святой Софии (сейчас – мечеть Аль-София). Ещё до разделения христианства на католицизм и православие (в 1054 году), в 40-х годах XI века, были построены храмы святой Софии в соперничавших Полоцке, Новгороде и Киеве. Это были не просто культовые сооружения. Они играли большую политическую роль, символизируя равенство со Вторым Римом – Константинополем. В 1066 году полоцкий князь Всеслав Чародей взял приступом Новгород и снял с Софийского собора колокола. Своё место они нашли на звоннице Софии Полоцкой. Зимой 1066-1067 Всеслав двинулся на Новогрудок. Киевские князья – Ярославичи не стали дожидаться, когда придёт их черёд, решились пойти в поход на Полоцк первыми. Их путь преграждал пограничный Менск. Несмотря на неравенство сил, запугать минчан не удалось. Горожане отказались от сдачи и решили защищать свой город до подхода армии. Судя по летописи, сопротивление не было символическим. Свирепость захватчиков, не пощадивших «… ни челядина, ни скотину», свидетельствует о стойкости горожан. Всеслав, совершив марш-бросок от Новогрудка к Менску, застал уже пепелище. Две армии долго стояли в снегу друг против друга. Состоявшаяся битва отличалась крайней жестокостью. Киевский летописец пишет о том, что Всеслав Полоцкий был побеждён и с ним были начаты переговоры. Если Всеслава победили, зачем вести с ним переговоры? О чём? По военным канонам того времени, победителем считался тот, кто остался стоять на поле боя, «на костях», т.е. Всеслав. Киевляне отступили. Победа досталась дорогой ценой. Менск пришлось отстраивать заново.

Спустя несколько месяцев, летом 1067 года, Ярославичи повторили попытку поставить Полоцкое княжество в зависимость от Киевской Руси. На этот раз по Днепру их войско дошло до Орши. Опять две армии долго стояли друг напротив друга. Никто не решался под обстрелом противника переправляться через реку. Явным преимуществом не обладала ни одна из сторон и Ярославичи предложили мирные переговоры. Для этого они пригласили Всеслава переплыть в лодке на их берег. Как гарантию безопасности, на виду обеих армий, братья Ярославичи целовали крест. Как только челн Всеслава с сыновьями причалил к берегу, они были схвачены. В киевской темнице – порубе, Всеслав пробыл не долго. То ли Бог наказал Ярославичей за клятвопреступление, то ли киевляне устали от их алчности, но в 1068 князья были изгнаны. Освобожденного Всеслава киевляне пригласили на престол. После удачного похода под его руководством на Тьмутаракань, Киевское княжество получило выход к Чёрному морю. Под властью полоцкого князя Всеслава Чародея оказалась огромная территория от Балтийского до Чёрного моря. Позже, идея создания государства от моря до моря, охватывающего весь торговый путь «из Варяг в Греки» была реализовано в виде могущественной империи – Великого княжества Литовского.

Летописцы пишут о том, что даже в Киеве «Всеслав слышал звон колоколов Софии Полоцкой», т.е. тосковал по родине. Скорее всего, речь идет не только об эмоциях, но и о безопасности власти. В Полоцке он был не только на родных землях, но и являлся легитимным правителем. Верховной властью в государстве обладало вече и покушения на князя не имели смысла, так как узурпатор на престоле не был бы признан. В Киеве, в любой момент в результате действия яда или удара кинжала, на его месте мог оказаться кто-то другой. С риском для жизни было связано не только занятие киевского престола, но и уход с него. Всеслав вывел киевлян в поход на польского короля Болеслава, а сам с отрядом верных людей поскакал в Полоцк.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Сыны і пасынкі беларусі, составитель С.В.Барыс. Минск: “Полымя”, 1996;

2. Энциклопедический справочник “Живописная Россия”. С.-Петербург, 1882;

3. Тарасаў К. “Памяць пра легенды”,. Минск, ”Полымя”, 1994.