15.05.2012 9302

Предпосылки актуализации и историко-философский анализ феномена толерантности

 

Многоплановость проблемы «толерантности» позволяет рассматривать ее с различных точек зрения. Хотелось бы выяснить, что уже сделано в разработке этой проблемы, и какие стороны ее еще требуют досконального анализа и проработки.

Перед проблемой толерантности стояли все цивилизации и культуры. Каждая эпоха эти вопросы решала по-своему. «Это была универсальная проблема человечества и, следовательно, должна быть изучена в этой перспективе, с учетом стратегий, принятых различными цивилизациями». Понятие «толерантность», различные его интерпретации («терпение», «терпимость» и т.д.) и аспекты затрагивались представителями многих школ и течений в истории философской мысли. Корни исследования данной категории имеют долгую историю.

В примитивных обществах толерантности, как нормы жизни, быть не могло, так как индивид в нем частичка общности - племени, рода. «Первобытный человек не должен иметь своей воли, все его поведение четко регламентируется законами рода, миром «духов», тотемов, богов им же самим выдуманным. Человек - часть живой природы».

Для религии Индии и китайской идеологии конфуцианства, где над человеком довлеет безличный Абсолют в виде общества, понимаемого как иерархически организованное общежитие людей, главное требование, предъявляемое человеку, сводится к следованию «естественности». В древних китайском и индийском мышлении преобладала парадоксальная логика.

Основной принцип парадоксальной логики был точно описан Лао-дзы: «Слова, которые совершенно истинны, кажутся парадоксальными» и Чжуан-цзы: «То, что одно - одно. То, что не одно - тоже одно». Эти формулировки парадоксальной логики положительны: это есть и этого нет. Другая формулировка отрицательна: «это не является ни этим, ни тем». С точки зрения парадоксальной логики, суть не в мысли, а в действии. Правильная мысль не является высшей истиной и путем спасения в религиозном индийском и китайском представлении, поэтому нет причины бороться с другими людьми, чьи мысли приходят к другим формулировкам, парадоксальная мысль ведет к терпимости и усилию в направлении совершенствования себя.

Проблема толерантности не стала предметом размышлений и для античных философов. Однако многие мыслители более поздних веков ссылаются в своих трудах по толерантности нате или иные идеи античных философов и политических деятелей.

В ранней греческой литературе - в лирике Гесиода, Гомера, афоризмах семи мудрецов специфическим образом рассматривается соотношение частного и общего блага, целей одного человека с целями других людей и т.п. У Гераклита Эфесского сказано: «У бога прекрасно все, и хорошо, и справедливо, люди же одно считают несправедливым, другое - справедливым».

Самым ярким свидетельством наличия терпимости в греческом обществе является движение софистов: возможность его возникновения, широкая распространенность, длительность и результативность. Как результат этого движения - формирование убеждения, что «отдельный человеческий индивид не только как представитель сословия, народа, государства, но и сам по себе обладает этической ценностью».

Софисты привнесли в философию иное понимание человека, об этом свидетельствует знаменитое изречения Протагора «Человек есть мера всех вещей». Человек теперь не одно из проявлений универсума, а созидающее начало той действительности, которая его окружает, творец всех традиций и законов. Как результат этого - формирование убеждения, что «отдельный человеческий индивид не только как представитель сословия, народа, государства, но и сам по себе обладает этической ценностью». Таким образом, в философию было привнесено новое понимание человека. Он не пассивный восприемник мирового закона, не одно из проявлений универсума, а созидающее начало той действительности, которая его окружает, творец всех традиций и законов. Несмотря на негативную оценку деятельности софистов, исходящую из олигархических кругов (прежде всего в лице Платона и Аристотеля), на немногочисленные свидетельства их учений, отрывками разбросанными, как правило, в сочинениях их оппонентов, необходимо признать, что движение это было очень популярным, особенно среди молодежи. Однако было бы преувеличением сказать, что здесь мы имеем дело с призывом к толерантности.

Интерес вызывают взгляды самого Аристотеля на добродетель, которой он не дает специального названия и которая является серединой между обходительностью, или лестью, и строптивостью. Эта добродетель похожа на любезность, однако отличается тем, что «не связана с волнением и не предполагает любви к тому, с кем имеешь общение». «Обладатель данной добродетели демонстрирует ее, поступая одинаковым образом, как с близкими ему людьми, так и с незнакомцами. Такой человек, по мнению Аристотеля, «будет жить в общении с другими, как следует». Эта добродетель «золотой середины» вполне могла бы называться толерантностью.

В античной философии возникла категория «Другой». Принципы отношения к «Другому» возникают и претерпевают изменения в соответствии с законами развития общества от элементарной «уживчивости», «дружелюбия» и отрицания «розни» до законодательного введения принципа свободы совести (веротерпимости) и проявления симпатии (сочувствия) в диалоге с «Другим». В различных школах и направлениях античной философской мысли мы можем найти близкие определения понятию «толерантность», как: «кротость и уживчивость», «умение слушать другого» (Пифагор); обуздание страстей посредством воспитания и знания (Сократ); интеллектуальная самозащита, уживчивый нрав (Платон).

Заканчивая обзор античных размышлений на тему морали, надо отметить, что во всем многообразии этических концепций, составляющих наследие той эпохи, можно найти немало доказательств как в пользу того, что античная мысль игнорировала проблему толерантности, так и в пользу точки зрения, усматривающей мотивы этой проблемы в тех или иных рассуждениях древних философов. Последняя мысль представляется более верной. Можно сказать, что в античности мы имеем дело не с историей идеи толерантности, а с ее предысторией.

В период заката античной культуры, и ее христианизации самосознание личности приобретает новое звучание, это видно в евангельских сюжетах, где поведение каждого персонажа (самого Христа и Понтия Пилата, Петра и Иуды) зависит от него самого, от его свободного выбора, от его индивидуальных душевных качеств.

Постепенно на смену религиозно-мифологическому мировоззрению античности приходит иной, исторически своеобразный способ философствования, проникнутый теологической идеей, основанный на принципах монотеизма и откровения. Не отвергая других богов, приверженцы каждого из этих культов считали своего бога верховным, рассматривая прочие божества как персонификации его отдельных сил и свойств. В этой обстановке возникает, развивается и крепнет христианство, вначале как одна из сект иудаизма, впоследствии - мировая религия, впитавшая в себя популярные идеи греко-римской, особенно филоновской философии, стоической и кинической этики, восточного богословия с его идеей искупительной жертвы.

В сочинении римского императора-стоика Марка Аврелия Антонина «К самому себе», или «Наедине с собой», можно найти строки, очень напоминающие описание толерантного отношения к собеседнику, к оппоненту, предлагаемые в современной литературе: «Пытайся влиять на людей убеждением. Если они не внемлют, не греши сам против закона справедливости»; «укажи им на истинное добро и пользу, но без раздражения и негодования»; «Привыкай слушать как можно внимательнее то, что тебе говорят, и старайся вполне усвоить себе мысль того, кто говорит с тобой; надо вникать в нравы и привычки людей, чтобы понять, какими они руководствуются обычаями и в чем сила их».

В раннехристианской литературе идея толерантности приобретает свою первую историческую форму - веротерпимости. В основном, это касается новозаветных сочинений. В Ветхом завете можно найти намеки на осуждение насилия.

Часто в пользу толерантности приводят факт наличия в иудаизме трех крупных сект: эссенов, саддукеев и фарисеев, которые не нарушали единство всего народа. И все же Ветхий завет служил скорее сборником суровых предписаний и наказаний инакомыслящих. Богохульство неминуемо наказывается смертью. Чужие культовые места следует уничтожать. Та же участь ждет идолопоклонников, проповедников иных вер и «лжепророков». В христианстве берет свое начало разделение верховной власти на светскую и духовную. Обе идут от бога, но у каждой своя миссия. Христиане получают двойные обязанности: по отношению к кесарю и по отношению к богу. Разделение церкви и государства, столь определенно подчеркнутое апостолами, должно было благоприятствовать свободе вероисповедания. Наиболее же часто цитируемой в пользу толерантности становится притча о плевелах.

Однако если говорить об истоках проблемы толерантности, то нужно вернуться к уже упомянутому христианскому учению о любви к человеку. Причем важно то, что более ценно душевное расположение к чужаку, даже к врагу, нежели легко дающаяся каждому благосклонность к сородичу, члену той же общины, единомышленнику: «Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? И если вы будете приветствовать только братьев ваших, что особенного делаете? Не так ли поступают и язычники?». То, как ты поступаешь со своими врагами, является в определенном смысле мерилом твоей добродетельности. Христианство обещает царство спасения тому, кто чист сердцем, кто жаждет правды, кто миролюбив и любит других, как самого себя: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте».

Моральная доктрина новозаветного христианства решала вопрос о взаимоотношении «я» с «другим», которое образует фундамент проблемы толерантности, с позиции благожелательности, уважения и терпеливого смирения. Если видеть в толерантности не только веротерпимость, как это было свойственно многим философам, а ее моральную природу, справедливо предположить, что именно в религиозной этике христианства, как она изложена в четырех евангельских учениях о всеобщей любви, в золотом правиле нравственности, находятся истоки идеи толерантности. В реальной исторической практике толерантность была неосуществимым идеалом. Гражданские войны, борьба за власть в Риме, разорение провинций, особенно африканских городов, восстания рабов и колонов - вот характерные черты политической жизни Римской империи второй половины II тысячелетия.

С падением Западной римской империи и вторжением варваров все меняется. Происходит смешение народов, складывается новая цивилизация, главной чертой которой является то, что она вдохновляется Церковью - хранительницей интеллектуальных и культурных ценностей в западном мире, мощной организацией, владеющей общественными и политическими знаниями.

Что же представляет собой средневековье с точки зрения исследования проблемы толерантности? Несмотря на то, что средневековое общество строго контролировало поведение и мысли человека, в этот период исторического развития усиливается личностное начало в человеческой деятельности. Терпимость в средневековом обществе рассматривалась скорее как акт смирения, отказ от воли, а не решение самого индивида. Вместе с тем, как справедливо заметил Н.А. Бердяев, «христианство освободило человека от власти космической бесконечности, в которую он был погружен в древнем мире, от власти духов и демонов природы. Оно поставило его на ноги, укрепило его, поставило в зависимость от Бога, а не от природы». Это уже не предыстория проблемы, а начало ее истории. Моральная максима христианства пережила века и может и должна быть включена в современную теорию толерантности. И хоть не существовало еще термина «толерантность», а политика, основанная на этом принципе, была исторически невозможна, а человек мыслился, как замкнутый мир.

Три века - XVI, XVII, XVIII - занимают в истории человечества особое и чрезвычайно важное место. В результате великих географических открытий культурные и экономические связи между различными частями мира, между народами становятся регулярными. Вся дальнейшая история человечества развивается во взаимодействии различных культур. Идейный и культурный переворот проявился в трех характерных формах: в Возрождении с его новой, гуманистической идеологией, в Реформации и в расцвете естественных наук. Формулируется и утверждается теория общественного договора, согласно которой государство, образованное волеизъявлением свободных и независимых граждан, обязано обеспечить соблюдение их неотъемлемых прав.

XVI век - первая половина XVII столетия являются периодом зарождения капиталистического уклада в недрах феодального общества. В экономическом облике Западной Европы происходят глубокие изменения: в патриархальный хозяйственный быт входят товарно-денежные отношения, создается мануфактурное производство.

Новое время - эпоха буржуазных революций (Нидерландской, Английской, Северо-Американской и Французской). Формируется гражданское общество, которое ознаменовалось появлением конституций, декларировавших основные права человека и гражданина. Меняется статус индивида: он становится «юридическим лицом», обладающим определенными правами.

В XVI веке проблема толерантности воспринималась как проблема веротерпимости. В центре внимания философской мысли еще не отношения «человек - человек» и их основания, а отношения человека к природе. Но на периферии духовной жизни западноевропейского общества XVI-XV11 в.в. уже возникает проблема эмоциональной жизни человека, его отношений с другими индивидами. Религиозные дискуссии в этот период конфессионального соперничества выявили разнообразные точки зрения, начиная с полного отказа от толерантности до самых радикальных ее требований. Выдвигаемые «за» и «против» аргументы были неоднозначны по своей ценности. Оправдания толерантности порой носили иллюзорный характер и были даже опасны. Однако в последующих столетиях философы будут не раз возвращаться к дебатам XVI века и использовать в своих работах аргументы своих предшественников.

Мусульманский мир также считал недопустимым использование суда над убеждениями: «У нас (т. е. у мусульман) совершенно невозможно законно создать кровавый трибунал, хотя бы отдаленно напоминающий вашу инквизицию, и судить за различия убеждений в вопросах веры» (по свидетельствам испанского мусульманина - 16 Юг). Мусульманская религия по своему содержанию является открытой и не стремится навязывать себя кому-либо.

Ислам в целом миролюбив и предполагает некое равенство всех людей, основанное на их общем происхождении и общей судьбе: «О люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одной души и сотворил из нее пару ей. А от них распространил много мужчин и женщин» (Коран, сура 4:аят1). Никакие расовые или национальные различия, никакие кастовые или классовые привилегии, никакие унаследованные по рождению права не могут возобладать над повиновением Аллаху и преданностью делу человечества. Те, кто преуменьшает значение ислама, всегда цитируют несколько аятов из Корана, в которых, действительно содержится призыв к «священной войне». Истинное значение этих аятов нельзя понять в полной мере, если рассматривать их вне исторического контекста. Ислам, как и все другие религии, не бесплотен. Он возник во времени и пространстве, среди людей и идей. «Священная война» оговорена целым рядом моральных ограничений и серьезных условий; война - это лишь последнее средство, к которому можно прибегнуть в определенных обстоятельствах. Мусульманин может реагировать на агрессию, когда он является ее жертвой, но ни при каких обстоятельствах он не должен нападать первым: «Кто же преступит против вас, - то и вы преступайте против него подобно тому, как он преступил против вас. И бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах - с богобоязненными!» (Коран, сура 2: аяты 190/194).

Деятельность самых известных защитников толерантности приходится на XVII век. Среди европейских стран выделялась своим либерализмом Голландия. Здесь установилась значительная свобода вероисповедания и печати. Бытовало выражение «Амстердам религий» для обозначения универсальной толерантности. Именно с религиозной и политической толерантностью многие связывали успехи голландской экономики в ту эпоху. Она же содействовала продолжению теоретического осмысления проблемы.

Наиболее полно и объемно удалось объединить важнейшие идеи терпимости, которые высказывали разные философы, Джону Локку в его двух работах «Послание о веротерпимости» и «Опыт веротерпимости». Хотя в названиях его работ речь идет о религиозном аспекте терпимости, он разрабатывает теорию терпимости для всех сфер социальной жизни. Д. Локк сформулировал принцип толерантности в его современной форме. Отказ от религиозной нетерпимости как базисного принципа регулирования политической жизни и нормативное закрепление в законодательстве принципа равенства для различных носителей религиозных взглядов, даёт толчок для размышлений о более детальном понимании терпимости к политическим противникам. Джон Локк в философии индивидуализма сформулировал принципы терпимости Нового времени, которые становятся основанием для развития взглядов на толерантность, как на позитивное начало, необходимое гражданскому обществу.

Постепенно из сферы теологии проблема толерантности сместилась в социальную философию. Ведущие мыслители доказывали необходимость существования терпимости для развития общества в целом и человека как личности в частности. Эти идеи развил Жан-Жак Руссо в «Теории Общественного договора», Ш. Монтескье в « Персидских письмах» и «О духе законов». Франсуа Мари Аруэ Вольтер проблему толерантности рассматривал в нескольких произведениях: «Философские письма» (1734), «Философский словарь» (1766), «Трактат о веротерпимости» (1763), «Вопросы по энциклопедии» (1772).

Толерантность у Вольтера является, с одной стороны, основанием всех демократических свобод, а с другой - следствием золотого правила нравственности: «Человеческое право не может быть основано ни на чем ином, как на этом естественном праве другого человека заключается в следующем: «Не делай другому того, что ты не желаешь, чтобы делали тебе».

Французскую революцию 1789 года длительное время именовали венцом XVIII века Просвещения - антифеодальной, антиаристократической, буржуазной, народной. Парадокс этой революции в том, что, утопая в крови невинных жертв, она дала миру «Декларацию прав человека и гражданина» (1789), занимающую прочное место в истории развития идеи толерантности. Через одиннадцать лет после смерти Вольтера, 26 августа 1789 года, Учредительное собрание Франции приняло «Декларацию прав человека и гражданина». Провозгласив на весь мир свободу мысли и слова, за признание которой так упорно боролся Вольтер. Идея толерантности вдохновила статьи 10 и 11. Статья 10 гласила, что никто не может быть гоним за свои убеждения, даже религиозные. Это «даже», смутившее многих депутатов, вскоре проявило себя в казнях, ссылке тысяч священников, закрытии церквей, насильственной де христианизации. Революция потерпела поражение потому, что руководители ее не понимали, что интериоризация нового порядка, замена ценностей в общественном сознании - процесс длительный, и что большинство населения еще не готово к резкому изменению того, что было для него «естественным порядком вещей».

Европейский XIX век вышел из Французской буржуазной революции. Его вехами служат революционные войны, революции 1830 и 1848 годов, установление Второй империи, Парижской Коммуны, установление Третьей республики и ее законодательное оформление как светской демократической и парламентарной, к концу семидесятых годов.

В 20-е годы XIX века происходят буржуазные революции в Испании и Италии, освободительная война в Греции. Революции во Франции дали толчок революционным движениям в Польше, Бельгии, Италии, Германии.

Важным событием в политической жизни Европы стало объединение Германии в 1871 году.

Таким образом, в различные исторические периоды и в различных философских школах мы находим определения близкие понятию «толерантность», как: обуздание страстей посредством воспитания и знания (Сократ); интеллектуальная самозащита (Платон); стремление к «золотой середине» (Аристотель); воздержанность (Пиррон,); спасение и покаяние (Тертулиан); преодоление страданий (Фома Аквинский,); преодоление соблазна (Эразм Роттердамский); симпатия (А.Смит, Д.Юм); сострадание (Ж.Ж.Руссо, А.Шопенгауэр); всеобщий человеческий долг (И.Кант); сохранение мудрой меры равновесия (И.В.Гете); общественный инстинкт (Ч.Дарвин); идея всеобщего равновесия (Г.Спенсер); внутренний регулятор отношения к другому (Ж.П.Сартр); компромисс субъекта с действительностью для достижения своих потребностей и желаний (X. Плеснер); рефлексия чужого опыта (В.Франкл); сосуществование различных языковых форм (Конвенционализм, JI. Витгенштейн).

Традиционно понятие толерантность трактовалось как политико - религиозная ценность: как веротерпимость доминирующей религии к сектантам, представителям других конфессий и, значительно реже, к атеистам, как невмешательство светской власти в религиозную жизнь, как политическая толерантность государства к инакомыслию подданных (почти всегда последняя отождествлялась с такими понятиями, как «свобода совести», «свобода слова». Исследовательский интерес защитников толерантности не проникал к истокам проблемы - моральным переживаниям при встрече с «другим».

XX век принес миру многочисленные, политические, экономические и социальные потрясения. Разнообразные формы насилия и интолерантности стали характерными чертами XX века: две мировые войны, геноцид, расизм, национализм, военные и полицейские режимы, концентрационные лагеря, депортация, терроризм. И человечество вновь обратилось к размышлениям о непреходящих ценностях, в этом заслуга философов, религиозных деятелей и всех тех, кому не безразлична судьба Человечества.

В XX веке было принято много деклараций, хартий, законов, в которых нашли воплощение идеи свободы личности («Всеобщая декларация прав человека» (1948), «Декларация о религиозной свободе» (1965) « Декларация принципов толерантности»(1995) и др.).

В Декларации принципов толерантности, провозглашенной и подписанной 16 ноября 1995 года в I Статье «Понятие толерантности» записано:

- Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

- Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.

- Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в. том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность - это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека.

- Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что, взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

Вот уже более десяти лет, как слово «толерантность» обсуждается в научных кругах. Если значение слова толерантность, при употреблении его в обыденных ситуациях, легко улавливается из контекста, слово «терпимость» более знакомое и привычное, употребляемое в обычной речи, означает способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей. Слово «терпимость» часто ассоциируется с пассивным принятием окружающей реальности, непротивлением, способностью «подставит вторую щеку», жизненной позицией, предполагающей защиту прав любого человека и отношение к проявлениям нетерпимости, как недопустимым. В научных кругах вновь заговорили о необходимости создания нового учения о ценностях, основой которых будут принципы толерантности, адаптированные нашему времени.

Для большинства авторов, чьи мнения порой значительно отличаются друг от друга, характерен публицистический по форме и социально- политический по содержанию подход к проблеме толерантности.

Однако при попытке дать научное определение толерантности возникают определенные трудности. «На первый взгляд идея толерантности кажется, очень простой, частной, но практически очень важной. Она связана с рядом принципиальных философских вопросов: с пониманием человека, его идентичности, возможностей и границ познания и взаимопонимания».

Имеющиеся во многих европейских и азиатских языках слово «толерантность», от латинского tolerantia - терпение, связывается в представлении с терпимостью, снисходительностью к кому или чему-либо, обозначает готовность предоставить другому человеку свободу мысли и действия.

Толерантность (французский) - 1. Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам. 2. Уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов.

Толерантность (английский) -1 Готовность быть терпимым, снисходительным. 2. Готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь.

Толерантность (китайский) - Позволять принимать, быть по отношению к другим великодушным.

Толерантность (арабский) - Прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение.

Толерантность (персидский) - Терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению.

Анализ понятия толерантности находим в Лондонской философской энциклопедии. «...Толерантность следует отличать от свободы и независимости, так как она предполагает существование вещей, относительно которых есть уверенность, что с ними нельзя согласиться. Свобода не предполагает критицизма свободных людей и их действий. Элемент осуждения встроен в значение терпимости. Быть терпимым - значит осуждать, и только после этого примиряться. Толерантность - это всегда только толерантность, это менее чем равенство, также как это отличается от свободы, и это также очень резко отличается от братства. Необходимо отличать толерантность и от индифферентности, так как нет необходимости примиряться с тем, что нас никак не беспокоит. Альтернативой толерантности часто признают преследование, хотя это не совсем правильная дихотомия, так как преследование, по определению, всегда нечто неправое, а толерантность также не всегда предполагает отсутствие преследования, например, проституции, торговли наркотиками и т. п.».

Американским словарем «American Heritage Dictionary» толерантность трактуется в широком смысле как «способность к признанию или практическое признание и уважение убеждений и действий других людей». В нем не идет речи о признании и уважении людей, которые отличаются от нас - признании, как отдельных личностей, так и социальных или этнических групп, к которым они принадлежат.

Слово «толерантность» вошло уже достаточно давно в употребление и в русском языке. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона (изд. 1901 года) нет сведений ни о существительном «толерантность», ни о прилагательном «толерантный».

В малом словаре тех же издателей (изд. 1909 года) существительному «толерантность» дается определение как о терпимости к иного рода религиозным воззрениям. И по сути понятия «толерантность» и «терпимость» в этом определении - синонимичны.

В словаре В. Даля слово «терпимость» трактуется как свойство или качество, способность, что или кого-либо терпеть «только по милосердию, снисхождению». Терпимость по СИ. Ожегову: «терпимое отношение к кому чему-нибудь, к чужим мнениям». Согласно толковому словарю русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова, «толерантность» - производное от французского «tolerant» - терпимый.

Понятие «толерантность» используется в разных областях знания: в психологии, философии, педагогике, этике, медицине и других науках.

В «Философском энциклопедическом словаре»: «Толерантность - терпимость к иного рода взглядам, нравам и привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции».

В словаре социально - психологических понятий под редакцией Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова: «Толерантность является признаком культуры ума и выражается в уважении к чужим мнениям и убеждениям».

«Термин «толерантность» используется в медицине и гуманитарных науках, означая «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор, в результате снижения чувствительности к его воздействию». Быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо или кого-либо, то есть допускать, принимать существование чего-то, кого-то, считаться с мнением других, быть снисходительным».

«Большой энциклопедический словарь» содержит естественнонаучный аспект термина «толерантность»: «способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды». Введение указанных биологических компонентов термина возможно в гуманитарную его часть.

Это может быть сформулировано так: «Толерантность - состояние реакции субъекта в результате столкновения с многообразием культур, верований, мировоззрений и способов самоопределения. Это напряженное состояние привыкания к жизни в разнообразном, а, значит, отчасти чужеродном, враждебном мире. Это воздержание от протеста или какой-либо реакции осуждения при сохранении себя, как нравственного субъекта и небезразличного отношения к миру. Это осознание реальности».

В последнее время, как в нашей стране, так и за рубежом предпринимаются попытки более точного определения понятия «толерантность». Ежегодно издается большое количество научных монографий и публикаций на тему теоретического осмысления понятия толерантности.

В научной литературе толерантность рассматривается как признание и уважение равенства, отказ от доминирования и насилия, признание много мерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения и позиции.

Начиная с конца 60-х годов прошлого века, с выхода в свет знаменитой книги Маркузе «Критика чистой толерантности», в западной литературе не прекращаются оживленные дискуссии по этой проблеме. Ценность толерантности сегодня подвергается критике с двух основных точек зрения: коммунитаризма (вместе с примыкающим к нему неомарксизмом) и того, что можно назвать теорией различия (к которой относятся главным образом работы постмодернистов и феминистов). Характерно, что эти направления мысли, однако, видят прямо противоположные недостатки толерантности. Коммунитаризм (Сандел, Мак Интайр) обвиняет толерантность в разрушении традиционных для общества ценностей, а теории различия (Грей и др.) полагают, что толерантность как ценность устарела, поскольку, будучи основана на поиске некоторого консенсуса в обществе, не соответствует состоянию «плюрализма ценностей», делающему невозможным какой бы то ни было консенсус и согласие вообще. Нельзя сказать, что это - лишь теоретическая критика, поскольку и в реальной политике не западного мира ценности толерантности или прав человека зачастую отвергаются как несоответствующие традиционным ценностям той или иной культуры.

Одной из разновидностей теории различия является социальная гетерология. Не сводя толерантность ни к «терпимости» (которая зачастую являет собой одну из фигур озлобления), ни к «омерзительному милосердию» (Ж. Делез), гетерологическая трактовка толерантности настаивает на том, что нет, не было и не будет толерантности вообще или как таковой. Толерантность здесь понимается через множественность различающихся дискурсов. Особенности типов толерантности должны быть поняты в своей исторической и культурной конкретности. Формы толерантности не обобщаемы, принципиально не сравниваемы. Нет категории «человеческое существо», которая включала бы разом всех субъектов без насилия, потери или остатка. Нужно избегать тупика подпольной репрессии оппозиций; отказаться от принципа единой модели толерантности, так или иначе провоцирующего некую антропологическую норму».

Существенным вкладом в развитие современной философской теории толерантности можно отнести теорию, разработанную в рамках программы Уральского МИОН. В основу концептуальных разработок была положена идея, которая может быть тезисно изложена следующим образом: 1) толерантность есть одна из основных универсальных ценностей современного общества; 2) эта универсальность связана с двусторонним процессом, идущим в современном обществе, а именно усилением глобализационных тенденций с одной стороны и стремлением к сохранению национальной идентичности, с другой; 3) таким образом, проблема толерантности сегодня перестала быть проблемой только в одной из сфер общественной жизни (в религии, вопросах национальных отношений и пр.), но приобрела статус глобальной социокультурной проблемы, проявляющейся во всех сферах общества; 4) следовательно, существующие подходы к проблеме толерантности нуждаются в серьезной корректировке с точки зрения отражения в них плюральности и полисубъектности современного мира, а также особенностей различных менталитетов. Данная концепция может быть выражена кратко в следующем утверждении, ставшем своеобразным девизом исследований УрМИОН: «Плюрализм современного мульти культурного мира требует плюрализма парадигм толерантности».

Данная концепция разрабатывалась в статьях М.Б. Хомякова, В.Е. Кемерова, монографии А.В. Перцева. Как отмечают авторы, подобная концепция толерантности как всеобщей (универсальной) ценности в современной философии была разработана впервые (имеются в виду все современные теории - как российские, так и западные). Некоторые аналоги могут быть найдены в работах американских философов политики - К. Нидермана и Дж. Лорсена, но у них нет концептуальной проработки теории на уровне определений и логики, а лишь отдельные статьи по поводу различных исторических и культурных моделей толерантного сознания.

Новейшее представление о толерантности трактуется как расширение собственного опыта через критический диалог при полифоническом плюрализме. Способны на толерантность, как установку и как действие, только образованные, материально благополучные интеллектуалы. «Субъект толерантности должен достичь минимального предела умственной эволюции, которая позволяет биологически оформить концепт предполагаемого объекта толерантности».

В. А. Лекторский выделяет четыре понимания толерантности: 1) как безразличие; 2) как невозможность взаимопонимания; 3) как снисхождение к слабостям других, сочетающееся с некоторой долей презрения к ним; 4) как критический диалог. Он считает четвертое понимание единственно плодотворным в современных условиях. Данное понимание толерантности демонстрирует, что существует не только соревнование разных культур и ценностных систем, философских взглядов, в ходе, которого они пытаются показать свои преимущества и, если не могут этого сделать, сходят со «сцены». На деле каждая культура или ценностная познавательная система не только вступает в борьбу с другой системой, но и пытается учитывать опыт другой системы, расширяя тем самым свой собственный. Такое понимание толерантности является весьма значимым.

По утверждению В.А. Тишкова «Толерантность - это не врожденное групповое или индивидуальное свойство, а постоянное и направленное усилие на конструирование и осуществление личных и общественных ценностей и норм поведения. Общественная толерантность - это сумма индивидуальных толерантностей, когда личность культивирует в себе установку на самоограничение, согласие и сотрудничество, а общество такую установку поощряет. Терпимость - это не вседозволенность и всепрощение, она заключает в себе и активное действие по отношению крайних форм нетерпимости».

По определению А.Г. Асмолова термин «толерантность» выражает три пересекающихся значения: 1) устойчивость, выносливость; 2) терпимость; 3) допуск, допустимое отклонение. А.Г. Асмолов в статье «О смыслах понятия толерантность» пишет: «Толерантные установки, проявляют себя активной жизненной позицией, предполагающей защиту прав любого человека и отношение к проявлениям нетерпимости, как недопустимым».

Сходное определение толерантности находим в работе Б. Уильямса «Толерантность - это позиция, призывающая к активности, к установлению духовной связи с другими. Руководствуясь ею, как принципом гуманного общения, приходит к пониманию «другого», а от этого к признанию его прав».

Ряд исследователей проблему границ толерантности связывают с вопросом границ между толерантностью и безразличием, конформизмом, равнодушием. Терпимость и безразличие - это взаимоисключающие понятия, так как Терпимость означает активное признание иной позиции, иной точки зрения как оппонирующей. При этом индивид не согласен с иным, другим мнением, но признает его право на существование. Толерантность нельзя отождествлять с индифферентностью, сводить к необходимости преодоления чувства неприятия другого, так как эти обстоятельства упускают из поля зрения важные составляющие общения - чуткость и внимание к партнеру, проявление эмпатии, доброжелательность по отношению к окружающим. Толерантность предполагает заинтересованное отношение к «другому». Толерантность не означает отказ от собственных взглядов и убеждений. Толерантность свидетельствует об открытости участников диалога.

Интересная точка зрения представлена В.М. Золотухиным в статье «Две концепции толерантности», где рассматривается две концепции терпимости: христианская и гражданская, которые представляют собой два типа мировоззренческого сознания, способствующих достижению наиболее оптимальных механизмов взаимодействия человека и общества. В основе христианской концепции находится смирение перед божественным Провидением и иррациональное чувство примирения посредством ухода от возникающих в обществе проблем. Гражданская концепция включает в себя поиск компромиссных решений для самосохранения человека и общества в целом на «основании нравственного кантовского императива». Общим в этих двух концепциях является то, что «терпимость» способствует воспитанию индивидуальной ответственности и ответственности за судьбу мирового сообщества в целом.

P.P. Валитова дает следующее определение толерантности: «...есть совершенно особый вид отношения, разумный компромисс, позволяющий сочетать личностное, близкое, приобретенное или выработанное самостоятельно с новым, чужеродным. Это результат деятельности, свободного от догматизма разума, свидетельство раскрепощенности и не закомплексованности духа. Здесь нет места индифферентизму, слепому оправданию моральной «всеядности», но есть интерес к «другому» именно потому, что он - иной. Здесь - интенсивная работа мысли, анализ, рассуждение, сопоставление на фоне общей благожелательности - такое отношение к «другому» мы называем толерантностью», «...толерантность предполагает заинтересованное отношение к «другому», желание прочувствовать его мироощущение, которое побуждает к работе разума уже потому, что оно иное, чем-то не похожее на собственное восприятие действительности». Толерантность выражается в стремлении человека достичь понимания с «другим», согласовать самые разные установки, мотивы, ориентации, не прибегая к насилию и подавлению человеческого достоинства. Взаимопонимание должно реализовываться через сотрудничество, разъяснение примеров, где границы толерантности размыты: эксперименты с человеческими эмбрионами, деторождение как бизнес матерей-доноров, опыты над животными».

Отдельные исследователи рассматривают «толерантность» как возможность решения межкультурных и межнациональных проблем: по мнению О. Хеффе толерантность предполагает взаимное уважение различных культур и традиций, признание ценности других культур.

Более полным нам представляется определение терпимости, данное в словаре по этике под редакцией А.А. Гусейнова и И.С. Кона: «терпимость - моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения...». Данное определение не ограничивает, в отличие от предыдущего, применения толерантности только к представителям иных наций, народностей и религий, и отмечает моральную основу данного качества личности. Но и определение словаря по этике не является окончательным. В нем толерантность рассматривается как «способность к признанию или практическое признание и уважение убеждений и действий других людей», не идет речи о признании и уважении самих людей, которые отличаются от нас - признании, как отдельных личностей, так и социальных или этнических групп, к которым они принадлежат.

JI.B. Скворцов проводит зависимость между доминирующим в государстве в определенный исторический момент общественным сознанием и сложившимся типом толерантности и вводит понятие «социокультурная толерантность». Он отмечает, что «социокультурная толерантность» становится реальностью в результате признания как нравственных истинных универсальных принципов». На его взгляд сущностными характеристиками «социокультурной толерантности» являются: уважение к иному; принятие этнических и национальных особенностей, принятых в данном обществе; принятие различий в социальных воззрениях, особенностями условий жизни, профессиональной деятельности, культурных традиций.

Моральное качество, которое характеризует принятие одним индивидом или обществом интересов, верований, привычек других людей или сообществ. Толерантность выражается в человеческом стремлении достичь взаимного понимания и согласования разных мотивов, установок, не прибегая к насилию, подавлению человеческого достоинства, а используя диалог, разъяснение, сотрудничество.

«Толерантность может выступать в качестве основы социальной безопасности, - пишет Н.П. Медведев, поскольку безопасность, как гарантированность от разного рода угроз, не может реализоваться без определенной готовности к согласию со стороны субъектов общественных отношений». Таким образом, толерантность является не только качеством, показателем нравственности, но может выступать нормой руководства, требованием к деятельности субъектов социальных, этнических, конфессиональных отношений в обеспечении социальной безопасности.

Исходя из вышесказанного, «толерантность» можно рассматривать как «моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической, национальной либо культурной принадлежности, терпимое отношение к взглядам иного рода, нравам и привычкам, но и основой безопасности. Толерантность является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции. Толерантность выражается в стремлении достичь понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения давления, методами разъяснения и убеждения. Толерантность необходима по отношению к особенностям культуры различных групп или к их представителям.

Общее содержание понятия толерантности не исключает того, что в разных языках в зависимости от исторического опыта народов оно имеет различные смысловые оттенки и определяется по-разному, о чем свидетельствует проведенный выше анализ. В каждом из выше предложенных определений делаются различные акценты, в них обнаруживается различие культур, исторического опыта. Вместе с тем, каждое определение выражает сущность толерантности: требование уважать права других, быть такими, какие они есть, не допускать причинение им вреда, поскольку причинение вреда другому означает причинение вреда всем, в том числе и себе самому. И если понятие толерантности при его интерпретации может вызвать разногласия, то сама необходимость взаимодействия с позиций толерантности разногласий не вызывает.

 

АВТОР: Головатая Л.В.