19.05.2012 13246

Глобализация образования как феномен инновационной культуры

 

Любая система образования главной своей функцией имеет создание всех условий для адекватной адаптации человека к тем социокультурным реалиям, которые господствуют в том или ином обществе. Содержание образования зависит от тех представлений, потребностей, идеалов, которые существуют в данном социокультурном пространстве и направлено на поддержание его устоев посредством создания определенного образа человека. Образование отражает уровень развития общества, его интересы и потребности, воплощающиеся в конкретном индивиде, являющемся типичным представителем данного социума. В содержании образования выражается то, что именно является значимым на данный момент, что может способствовать формированию именно такого образа человека, который в наибольшей степени способен будет выразить глубинные интересы своего общества, воплотить в своем индивидуальном бытии общий смысл того социокультурного пространства, в котором он получил образование.

На первый план в такой ситуации выходит принцип отбора и подбора информации, определения бесконечного пространства накопившегося культурного материала в соответствии с социальной потребностью. Особенная необходимость в этом возникает сегодня, когда, с одной стороны, новые условия информационно-технического общества требуют специальной и весьма широкой образовательной подготовки, а с другой, - накопился огромный пласт традиционной культуры, который, в свою очередь, нуждается в трансляции, в воспроизведении своего содержания в сознании современного человека. Именно в этой точке зарождается конфликт между современным и традиционным, между тем, что направлено на злобу дня (в широком смысле), на сиюминутные жизненные потребности и тем, что связано с метафизическим постижением вечносущих принципов бытия, с приобщением человека к философским, эстетическим и религиозным представлениям минувших эпох. Парадоксальность нынешней ситуации заключается в том, что в результате научно-технической и информационной революций были созданы невиданные до сих пор возможности для культурного роста, но в то же время возможности эти практически не используются в целях культурного созидания и формирования высокоразвитой духовной личности. Как отмечает И. Гобозов, «никогда человечество не имело таких возможностей для обогащения культурного мира индивидов. Но никогда общий интеллектуальный уровень людей не падал так низко, как в настоящее время».

Техноцентристский характер образования и самообразования обусловливает их направленность на современное содержание жизни, их ориентацию не на духовное развитие индивида, а на полезность. Весь информационно - технический потенциал образовательных и самообразовательных технологий используется почти исключительно в целях адаптации человека к изменившимся условиям его бытия, то есть выступает как транслятор современного содержания жизни. При этом весь огромный пласт традиционной культуры остается практически невостребованным в качестве материала, воспроизводящегося в сознании современного человека, в результате чего происходит процесс тотальной фрагментации личности, когда она, ограниченная как узкими возможностями собственного сознания, так и своей сосредоточенностью на современном содержании жизни, отображает в себе лишь малую часть культурного пространства и, следовательно, не в состоянии адекватно постичь его сущность и смысл.

На это обстоятельство еще в начале XX века обратил внимание немецкий философ В. Виндельбанд. Описывая трагическую судьбу немецкого поэта Гёльдерлина, романтически идеализировавшего античный мир, он анализирует причины этой идеализации поэтом того безвозвратно утраченного мира, который во многом противоположен миру современному. «Все дело в совершенно различном отношении между индивидом и общим содержанием культуры, - пишет В. Виндельбанд. - Античный мир был еще настолько прост, что индивид мог охватить своим интересом все содержание культурной жизни. Каждый человек во всем своем своеобразии настолько срастался с существенным содержанием общей жизни, что мог считаться ее представителем. Совершенно иначе, - отмечает далее немецкий философ, - обстоит дело в современном мире. Все виды профессиональной деятельности обрели в нем такой объем и такие разветвления, что индивид не может больше охватить всю их совокупность, и при этом, что еще важнее, они настолько разошлись в своем развитии, что гармоническая связь и прекрасное единство, которыми они обладали в античности, безвозвратно утеряны. Поэтому, - заключает В. Виндельбанд, - мы потеряли счастливое тождество индивидуальной и общей образованности, и индивид более не способен внутренне охватить всю культуру своего времени и выступать как ее представитель».

На современном этапе развития цивилизации ситуация еще более усложняется и усугубляется. По мнению К. Делокарова, это объясняется тем, что «для дальнейшего развития производства - основной цели общества - требуется еще более глубокая специализация, более широкая информатизация, проникновение технических средств в самые интимные стороны человеческой деятельности... Такая тенденция, - подчеркивает К. Делокаров, - опасна прежде всего тем, что специализация плохо совместима с необходимостью целостного восприятия мира культуры».

Глобализация образования, предполагающая, по существу, универсальность и целостность в качестве основных своих принципов, создает благодатную почву для синтезирования всех аспектов гармоничного развития личности. Другой вопрос, насколько эффективно эти возможности используются на данном этапе развития.

В плане постановки проблемы мы считаем целесообразным обратиться, прежде всего, к наследию знаменитого русского философа и ученого - естествоиспытателя В.И. Вернадского. Обращение к трудам этого весьма оригинального и самобытного мыслителя представляется нам не просто данью недавно сложившейся традиции, но и методологически правильным с точки зрения соответствия его философских воззрений насущным проблемам современного мира.

В.И. Вернадский писал: «Мы переживаем в настоящее время исключительное проявление живого вещества в биосфере, генетически связанное с возникновением сотни тысяч лет назад Homo sapiens, создание этим путем новой геологической силы, научной мысли, резко увеличивающей влияние живого вещества в эволюции биосферы. Охваченная всецело живым веществом, биосфера увеличивает, по-видимому, в беспредельных размерах его геологическую силу и, перерабатываемая научной мыслью Homo sapiens, переходит в новое свое состояние, в ноосферу». Это важно отметить постольку, поскольку теорию ноосферы можно рассматривать в контексте современных глобализационных процессов.

С именем В.И. Вернадского связано не только возникновение новых научных направлений, но также постановка и разработка принципиальных положений относительно организации новых форм высшего образования. Он утверждал: «Разрешение университетского вопроса, как и всех других вопросов нашей государственной жизни возможно лишь при существовании в стране гарантий элементарных прав человеческой личности. Но наряду с этим вопросом, совместно с ним, должны быть обсуждены вопросы об Ассоциации, о положении и подготовке студентов, о способе выработки и проведения в жизнь нового университетского устава. Съехавшись с разных концов русской земли, профессора создадут единение, путем которого университетская жизнь будет выведена из тисков бюрократической рутины».

В.И. Вернадский был убежден в том, что высшее образование должно быть определено демократизацией государственной и общественной жизни. Демократизм организации и свободу инициативы Вернадский считал непременным условием успешной работы любого научного или образовательного коллектива. По его мнению, «научному учреждению свойственно непрерывно развиваться и обновляться, переходить на более высокий уровень организации».

Мы полностью солидаризируемся с идеями В.И. Вернадского в том плане, что образование в современном мире является наиважнейшей сферой социальной жизни. Именно от него зависит интеллектуальный потенциал нации, основы ее самостоятельности, ее мощь и жизнеспособность. Его работы по организации науки и образования современны не только потому, что помогают находить ответы на многие вопросы наших дней, но и потому, что в них особое внимание уделено насущным проблемам науки и высшего образования. Отношение к науке и ее непосредственным нуждам Вернадский считал мерилом социального и культурного развития страны, а также показателем интеллектуального уровня руководителей любого ранга. Поэтому его идеи как нельзя более актуальны для изучения современных проблем глобализации образования.

В современном мире наблюдается беспрецедентное по своим масштабам развитие высшего образования, растет осознание его жизненно важной роли для экономического и социального развития. При этом практически во всех странах мира высшее образование в той или иной степени переживает период радикальных реформ, связанных с переходом к инновационным технологиям и принципам глобализации образования.

На сегодняшний день содержательное определение глобализации образования в научной литературе практически отсутствует. Большинство исследователей обращают внимание на функциональный аспект этого процесса, его последствия. Как пишет в своей работе «Глобальное видение и новая наука» российский исследователь М.А. Чешко, «термин «глобальность» означает широкую совокупность процессов и структур, которую можно выразить как процесс взаимозависимости, взаимопроникновения и взаимообусловленности самых разнообразных компонентов мирового сообщества. Иначе говоря, в современном мире создается такое единое целое, где любое локальное событие определяется событиями в других локусах и наоборот. Эти процессы и выступают как «феномен глобальности и глобализации».

Модный термин «глобализация» встречается на страницах почти всех исследований, посвященных современным проблемам образования, в том числе высшего. При рассмотрении вопросов образования в контексте глобализации речь идет как о влиянии глобализации на развитие высшего образования, так и о роли высшего образования в этом процессе. Например, английский исследователь П. Скотт (профессор, вице-канцлер Кингстонского университета) отмечает, что все университеты вовлечены в процесс глобализации - частично как объекты и даже жертвы этих процессов, а отчасти как субъекты и главные посредники глобализации. По мнению П. Скотта, во все времена университет являлся институтом интернациональным, но никогда не был институтом глобальным. Глобализация - не отделимое от новых форм общественной жизни и новых парадигм производство знания, подчеркивает П. Скотт.

Глобализация, полагают некоторые западные эксперты, является наиболее фундаментальным вызовом, с которым столкнулся университет за всю свою долгую историю. Некоторые западные авторы подчеркивают, что среди всех направлений глобализации (экономических, культурных, политических и пр.) наиболее «продвинутым» является экономическое. Главным фактором, повлиявшим на университеты, по их мнению, является экономическая идеология глобализации, подчеркивающая первостепенное значение рынка, приватизации и уменьшение роли государственного сектора, дерегулирование экономики и интенсификации труда. Это имеет двоякие последствия.

С одной стороны, экономическая глобализация подчеркивает императивы рыночной конкуренции и глобализации капитала в сочетании с конвергенцией институциональных структур ведущих стран, и в частности, их образовательных систем. Распространяющаяся по всему миру сеть рыночных отношений содействует стандартизации систем знания во всех ведущих промышленных странах. Поскольку национальные государства организуют и распространяют знания через формальное образование, эта логика предполагает тенденцию конвергенции систем образования развитых стран.

С другой стороны, глобальная рационализация, связанная с экономическими и политическими императивами, подчеркивает идею унитарной культурной системы. Не следует считать, что все страны движутся культурной системы. Не следует считать, что все страны движутся в сторону всемирной монолитной структуры образования, хотя из-за усиления глобальной рациональности образовательные системы примут во многом схожие формы. При этом следует учитывать, что теория глобализации описывает те международные процессы, которые только зарождаются, поэтому пока трудно делать какие-либо выводы.

Превращение высшего образования в массовое в промышленно развитых странах, по мнению некоторых западных экспертов, является одним из наиболее примечательных событий прошедшего века. За 40 лет (с середины 50-х по середину 90-х годов) численность студентов почти во всех западноевропейских странах увеличилась более чем в 10 раз. Произошел переход от элитарной к массовой системе высшего образования, охватывающей ныне в разных странах Западной Европы от 1/3 до 2/3 выпускников средней школы. Наиболее существенный рост - на 70 % с 1985 г. - отмечался в Греции, Франции и Великобритании. В США численность студентов с 1970 г. выросла на 70 %.

В США в середине 90-х годов доля государства в финансировании высшего образования составляла около 50 %. Доля штатов в общей сумме финансирования высшего образования снизилась с 44,9 % в 1985 г. до 38,2 % в 1995 г. Для компенсации сокращения государственного финансирования университеты и колледжи были вынуждены повысить плату за обучение. С 1980 по 1995 г. удельный вес платы за обучение в общей сумме доходов государственных высших учебных заведений США возрос с 12,9 % до 18,9 %.

В 80 - 90-е годы в некоторых странах Западной Европы доля государства в финансировании высшего образования была значительно выше, чем в США, - з ФРГ, Австрии и Италии она составляла около 90 %, в Великобритании, Португалии и Финляндии - примерно 4/5, в Дании, Швеции и Ирландии - примерно 2/3.

Сокращение государственного финансирования заставило университеты приблизиться к рынку - через установление более тесных связей с частными промышленными фирмами, создание коммерческих под ений, продажу образовательных услуг иностранным студентам и т.д. Используя такие аргументы, как необходимость определения своего места в глобальном рынке, увеличение числа высокооплачиваемых рабочих мест и достижение процветания, правительства США, Канады, Великобритании и Австралии проводили политику, приведшую высшее образование этих стран к «академическому капитализму». Об этом свидетельствует введение или увеличение платы за обучение в вузах, переход от предоставления студентам стипендий к предоставлению им образовательных кредитов, а также к проведению в вузах коммерчески выгодных исследований в ущерб фундаментальным.

Западные исследователи отмечают, что возникли стимулы к созданию «предпринимательских» университетов, характеризующихся «рыночным» поведением и управлением. «Предпринимательский» университет ориентируется на коммерциализацию научных исследований, рост частного их финансирования, новые формы оценки результатов деятельности вузов, создание консорциумов бизнеса и университетов. Одним из следствий этих процессов является фрагментация преподавания и исследований. Академическая функция университета становится вторичной, на первый план выходят рыночные императивы.

Таким образом, через глобализацию практика рынка и бизнеса была внедрена в университеты, а это привело к серьезным негативным последствиям. Преподаватели все меньше участвуют в процессе принятия решений, произошло уменьшение коллегиальности. Растет преподавательская нагрузка, расширяется участие преподавателей в деятельности, приносящей доход, уменьшается время, отводимое на научное общение с коллегами.

Если университеты не смогут противостоять глобализации, которая «привязывает» их деятельность к рынку, неизбежно превращение преподавателей вузов из исследователей в своего рода предпринимателей. Очевидно, что подобные тенденции не могут способствовать реальной актуализации такой важнейшей образовательной функции, как формирование высокоразвитой духовной личности, приобщению человека к неисчерпаемой сокровищнице мировой духовной культуры.

С глобализацией связано и расширение деятельности компаний, прежде всего транснациональных, по созданию собственных учебных заведений, так называемых корпоративных университетов. Транснациональные компании готовят кадры, работающие в их филиалах в различных странах мира в соответствии с едиными корпоративными нормами и правилами. По некоторым оценкам, за последние 15 лет число корпоративных университетов в мире увеличилось с 400 до 2000. Больше всего их насчитывается в США (свыше 100). Американские корпоративные университеты превратились в громадные многонациональные учебные заведения с многочисленными студенческими городками. Корпоративные университеты активно внедряют информационные технологии в учебный процесс, развивают дистанционное обучение. Усиление конкуренции со стороны корпоративных университетов заставляет традиционные учебные заведения активизировать усилия по сохранению своих позиций на рынке образовательных услуг, в том числе международном.

Глобализация влияет на образование и через расширение его международной составляющей. Исследователи - специалисты по проблемам образования, пытаются разграничить понятия «глобализация» и «интернационализация» применительно к высшему образованию. Руководители же учебных заведений по сути дела не видят между этими понятиями принципиальных различий - по их мнению, глобализация, интернационализация, развитие международного образования, оказание услуг транснационального образования - это практически одно и то же; разница между этими понятиями чисто количественная: глобализация образования - это итог и высшая ступень его интернационализации. На наш взгляд, глобализация и интернационализация - понятия, разумеется, не тождественные, однако в контексте глобализационных процессов в сфере образования их вполне можно рассматривать в качестве синонимов.

Масштабы международной деятельности вузов, международная составляющая современного высшего образования в 90-е годы XX в. непрерывно увеличивались*. В последние годы наблюдается активизация этих процессов, о чем, в частности, свидетельствуют бурное развитие дистанционного обучения на базе Интернета, создание международных виртуальных университетов.

Современный российский исследователь глобализации образования C.Л. Зарецкая отмечает, что «в настоящее время можно с уверенностью говорить об усилении тенденций интернационализации образования, об увеличении удельного веса его международной составляющей, в частности, под влиянием глобализации экономики, развития современных глобальных информационных сетей. Что же касается глобализации образования, то пока никто не сформулировал достаточно четко и обоснованно, что это такое (хотя некоторые руководители в рекламных целях спешат назвать свои вузы глобальными или, более скромно, вузами с глобальной ориентацией)».

Тем не менее, инновационные тенденции модернизации в области высшего образования и стоящие перед ним новые задачи указывают на необходимость переосмысления его роли и миссии, выработки новых подходов и определения новых приоритетов развития.

Анализ существующего опыта свидетельствует о необходимости учета следующих приоритетных направлений развития высшего образования, которые в XXI веке должны стать решающими:

- новые производственные технологии;

- электроника и информационные технологии;

- науки о жизни и биотехнологии (технологии живых систем).

За последние годы в системе образования России в соответствии с концепцией информатизации высшего образования предпринимались значительные усилия по созданию перспективных информационных технологий, федеральной университетской компьютерной сети России RUNNet, мультимедиа технологий, электронных обучающих средств, информационных технологий дистанционного обучения, систем автоматизированного проектирования и автоматизации научных исследований, баз данных учебного и научного назначения, имеющих универсальный характер.

В связи с этим первоочередной задачей стало решение проблемы системной интеграции информационных технологий в высшей школе. В вузах необходимо создание технологии «виртуальной» образовательной среды, подразумевающей создание на базе корпоративной телекоммуникационной инфраструктуры университетов банка образовательных технологий, которые благодаря этой инфраструктуре не будут привязанными к конкретной аудитории, и могут быть использованы в любом месте всего образовательного комплекса, а также в процессе практической реализации широко распространяемой идеологии дистанционного образования.

Работы по использованию технических возможностей средств информационно-вычислительной техники в интересах образования должны уступить свой приоритет работам по разработке стратегии и идеологии использования информационных технологий.

Развитость и совершенство методов и средств современной информатики позволили ей уверенно войти в среду образования и научных исследований. Именно с информатизацией образования мы сегодня связываем реальные возможности построения открытой системы образования, позволяющей каждому человеку выбрать свою собственную траекторию обучения, а также возможности коренного изменения технологии получения нового знания посредством более эффективной организации познавательной деятельности обучаемых в ходе учебного процесса на основе такого важнейшего дидактического свойства компьютера как индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности за счет программируемое и динамической адаптированности автоматизированных учебных программ.

Сегодня перед учеными стоит кардинальная задача - выявить целостность каждой из фундаментальных наук, всего комплекса естественнонаучных и гуманитарных дисциплин и, наконец, на следующем этапе создать основы целостного фундаментального образования. Важнейшим элементом этого процесса должно стать включение цикла общих естественнонаучных дисциплин в гуманитарное образование и, соответственно, цикла общих гуманитарных дисциплин в естественнонаучное и техническое образование. В образовательном процессе должны, прежде всего, фигурировать такие научные знания, средства обучения, образовательные технологии и методики, дисциплины и курсы, которые способны отражать фундаментальные моменты двуединого процесса интеграции и дифференциации в науке, использовать достижения кибернетики, синергетики и других областей знания, возникающих на стыках наук и позволяющих выходить на системный уровень познания действительности, видеть и использовать механизмы самоорганизации и саморазвития явлений и процессов.

Радикальное реформирование и модернизация системы высшего образования связано, прежде всего, с глубоким обновлением его содержания. Действующие учебные планы и программы в вузе, несмотря на их постоянные корректировки, в значительной степени отражают информационно- экстенсивный подход к формированию содержания образования и командно- административный стиль управления учебным процессом. Они не учитывают этапов общекультурного и профессионального развития личности будущего специалиста, ориентируют обучение в вузе на предметно-разобщенную подготовку в ущерб целостному развитию личности будущего молодого специалиста, не стимулируют студентов к самообразованию, ограничивают возможности учета специфических особенностей в ситуации социального глобализма.

Подчеркнем еще раз, что адекватное реформирование системы образования невозможно без все большей и большей его информатизации. В современных условиях вся мировая практика подтверждает известное научное положение о том, что именно такие важнейшие составляющие инновационной культуры, как интенсификация информационных процессов в социокультурной сфере, все более, углубленная переработка информации и всестороннее использование информационных ресурсов в управлении социальными процессами повышают устойчивость, лабильность общественной системы, способствует адаптации индивида к изменившимся условиям его существования. Прямым следствием интенсификации информационных процессов является ускорение развития человеческого потенциала, повышение уровня образованности и информированности людей. При этом происходит формирование широкой прослойки социально, политически и экономически активного слоя населения.

Таким образом; формирующиеся в современном обществе во все возрастающем объеме информационные технологии являются главным признаком инновационной модернизации образования и ключевым фактором оптимизации социокультурного развития. Ускорение темпов развития информационных технологий приводит к формированию информационного общества, в котором ведущим производственным ресурсом в процессе глобализации образования выступает информация. Именно по этой причине весьма важной представляется проблема определения понятия «информация».

Как отмечает И.А. Негодаев, «единого общепризнанного определения информации нет. Многообразные существующие определения отражают ее различные аспекты и характеристики». Так, для экономистов информация - «это данные, просеянные для конкретных людей, проблем, целей и ситуаций.

Стоимость информации включает в себя: время руководителей и подчиненных, затраченное на сбор информации, а также фактические издержки, связанные с анализом рынка, оплатой машинного времени, использованием внешних консультантов и др.». В рамках принятия решений информация - «все те сведения, знания, сообщения, которые помогают решать определенную задачу». С точки зрения кибернетики информация «уничтожает разнообразие, а уменьшение разнообразия является одним из основных методов регулирования, и не потому, что при этом упрощается управляемая система, а потому, что поведение системы становится более предсказуемым». Для теории информации (семиотики) информация - это «мера устранения неопределенности знания у получателя сообщения о состоянии объекта или каком-то событии».

Во всех этих определениях информация, в сущности, понимается как практически значимое явление, помогающее и отдельному индивиду, и всему обществу в целом ориентироваться в условиях беспрецедентной динамики развития современной цивилизации, принимать правильные решения, устанавливать пределы безмерно разросшемуся социокультурному пространству. Надежная и проверенная информация позволяет сделать правильный выбор при наличии бесконечного множества вариантов дальнейших действий, определить верную стратегию жизненного поведения (на микроуровне) и развития современного мира (на макроуровне). Другими словами, именно информация, ее качество и надежность, становятся жизненно важным фактором, тем системообразующим моментом, без которого невозможно существование современной цивилизации.

Когда фактор информации приобретает столь исключительно важное значение, это говорит о появлении принципиально нового типа общества, а именно, информационного общества. Понятие информационного общества было сформулировано в конце 60-х - начале 70-х годов XX века. Авторство термина принадлежит Ю. Хаяши, профессору Токийского технологического института. В его понимании информационное общество - это общество, в котором процесс компьютеризации дает людям доступ к надежным источникам информации, избавляет их от рутинной работы, обеспечивает высокий уровень автоматизации производства. По определению У. Мартина, информационное общество - это общество, «в котором качество жизни, а также перспектива социальных изменений и экономического развития зависят все больше и больше от информации и ее использования». По мнению Л. Реймана, информационное общество - это такое общество, «где большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации».

Значение информации для существования и развития современной цивилизации столь велико, что правомерно говорить о ее субстанциальном характере. Подобно технике, информация в современной цивилизации из функции, из средства превращается в сущность, становится самостоятельной силой, объективируется и тем самым отчуждается от человеческого сознания. Как отмечает В. Кутырев, «информация перестала быть «информацией о», то есть отражением, сведениями о чем-либо. Она превратилась в самостоятельную сущность, наряду с веществом и энергией. Иногда ее соотносят или прямо ставят на место материи. В виртуально-компьютерном мире она действительно «материя». Эти процессы, - полагает он, - можно назвать «креалитической революцией». Если неолитическая революция была орудийной, то, - подчеркивает В. Кутырев, - креалитическая - субстанциальная. Информация и техника из средства деятельности человека превращаются в среду его обитания. Они «бытийствуют».

Действительно, можно согласиться с В. Кутыревым, информация ныне превратилась в субстанцию. Главное свойство любой субстанции - самостоятельность, бытие в-себе-и-для-себя, наличие внутри себя абсолютного содержания, которое не зависит от каких-либо внешних моментов. Такова информация в современной цивилизации: это совершенно особый мир, мир идеально-виртуальный, своеобразная совокупность символов, идей, образов, интеллектуальных знаний. Правда, этот мир неустойчив в самом себе, он постоянно изменяется, отражая и выражая динамику развивающегося мира. Однако сущность остается неизменной, информация как таковая, как «вещь в себе» остается всегда тождественной самой себе, изменяется лишь ее содержание, которое, естественно, зависит от происходящих в мире объективных событий и от субъективной интерпретации этих событий. Сама же информация как субстанция, как сущностное содержание жизни в не меньшей степени определяет развитие и сущность современного мира, то есть является не столько отображением происходящего, закрепленным в какие-либо символические формы, сколько самим этим происходящим, не отражением бытия, а самим бытием.

Итак, в информационном обществе информация становится главнейшим фактором общественной жизни. Л. Рейман выделяет следующие сущностные черты информационного общества:

- приоритетное значение информации по сравнению с другими ресурсами;

- доминирование информационного сектора в общем объеме ВВП;

- формирование в качестве главной ценности человека - экономии времени за счет использования новых телекоммуникационных и компьютерных технологий;

- информация, знания и квалификация субъекта становятся главными факторами власти и управления.

С точки зрения В. Уханова, социальная значимость информации обусловлена следующими моментами:

- рост информационных потребностей людей в результате усложнения общественной жизни;

- информация становится экономической категорией;

- обладание информационным ресурсом ведет к структурным изменениям в обществе;

- резко возросли технологические возможности получения, хранения, передачи и использования информации во всевозрастающих объемах;

- эти технологии ведут к стремительному ускорению темпов экономической, социально-политической и культурной эволюции общества.

Все эти положения подтверждают наше утверждение о том, что информация, став исключительно важным фактором жизнедеятельности современной цивилизации, превращается в субстанциальную сущность и является определяющим фактором общественного развития.

Одной из наиболее интересных теорий инновационной модернизации и глобализации образования в эпоху информационного общества является концепция японского философа Е. Масуды, который стремился осмыслить грядущую эволюцию социума с точки зрения все большей его информатизации. В своей книге «Информационное общество как постиндустриальное» Е. Масуда доказывает, что «основой нового общества будет являться компьютерная технология, с ее фундаментальной функцией замещать либо усиливать умственный труд человека; информационная революция будет быстро превращаться в новую производительную силу и сделает возможным массовое производство когнитивной, систематизированной информации, технологии и знания». Тем самым, новым потенциальным рынком инновационной культуры и образования станет так называемая «граница познанного», в силу чего значительно возрастает возможность решения проблем и развитие сотрудничества, ведущей отраслью экономики станет интеллектуальное производство, продукция которого будет аккумулироваться, а аккумулированная информация станет распространяться через синергетическое производство и «деловое использование». Е. Масуда считает, что в «новом информационном обществе основным субъектом социальной активности станет «свободное сообщество», а политической системой будет являться «демократия участия»; основной целью в новом обществе будет реализация ценности времени».

В современных условиях углубления процесса глобализации образования и культуры для свободной социальной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура неразрывно связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека как сознательной личности и проявляется в следующих аспектах: в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей); в способности эффективно использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты. Степень инновационное образовательной культуры студентов заключается также в их умении извлекать информацию из различных источников - как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать; во владении основами аналитической переработки информации; в умении работать с различной информацией, а также в знании специфических особенностей информационных потоков и информационного обеспечения в области своей будущей профессиональной деятельности.

Для этого в период всего обучения необходимо осуществлять непрерывную подготовку студентов в области инновационных образовательных технологий. Это, в свою очередь, обеспечивается системой следующих взаимосвязанных между собой дисциплин и спецкурсов: информатика и информационные технологии; введение в педагогическую информатику; образовательная инженерия; применение информационных технологий в обучении и научных исследованиях; информационное моделирование; а также курсы по выбору в области информатики и информационных технологий.

Таким образом, современная информатизация образования носит системный характер и требует соответствующего научного обеспечения, которое призвано осуществлять новое научное направление, получившее название педагогической информатики. При изучении педагогической информатики рассматриваются следующие ы: основы информатизации, психолого-педагогические вопросы информатизации образования, компьютерные программы учебного назначения, компьютер в учебном процессе, технология мультимедиа в образовании, информатизация управления в сфере образования, а также инновационные методические и инструментальные средства преподавателя.

Подчеркнем еще раз, что в период перехода к глобальному информационному сообществу именно информатизация выступает в качестве главного фактора глобализации образования. В то же время следует отметить тот факт, что в нашей стране решение проблемы глобализации образования на основе его информационной модернизации до сих пор еще находится на начальной стадии. Поэтому нам целесообразно учесть опыт наиболее развитых стран, к числу которых относятся США, Япония, Англия, Германия, Франция, где этот процесс уже получил значительное развитие.

 

АВТОР: Зима Н.А.