19.05.2012 4036

Специфика манифестации харизматической личности в современном российском обществе

 

Нынешняя Россия переживает непростое время. При этом сущность процессов, проходящих в нашем обществе, имеет различные трактовки в современном обществоведении. Одна группа ученых считает современный этап в развитии России этапом перехода, транзита. Как считает Д. М. Гилязитдинов: «Российское общество находится в переходном состоянии. На вопрос «от чего уходит Россия?» ответ оформился. На вопрос, «где находится Россия?» также есть ответ - «в переходном состоянии». Что же касается вопроса о том, «куда идет Россия?», то на него пока общепризнанного ответа нет». С аналогичной точкой зрения выступила Н.Ф. Наумова. Ряд других исследователей (О.Н. Яницкий, В.К. Левашов, В.Н. Кудрявцев) придерживаются иной точки зрения. В частности, О.Н. Яницкий отмечает, что современная Россия находится в глубоком системном кризисе, Россия - общество риска. «Нарушение социального порядка - источник социогенных рисков, а социальные изменения, в особенности революции, и другие сдвиги радикального свойства, суть мощные генераторы социальных и иных рисков. И наоборот, риски, порождаемые и накапливаемые в ходе функционирования некоторой социальной системы, могут провоцировать социальные изменения и геополитические сдвиги». Мы не станем полемизировать ни с одной, ни с другой группой авторов, просто поясним, что, по нашему мнению, первая точка зрения является более объективной применительно к современной российской действительности.

Транзитивное состояние нынешнего государства наполнено «хаотичными и случайными процессами, многие из которых вышли из несостоявшегося и не имеют перспектив». Следует уточнить, что динамика идентификационных побуждений может служить своеобразным индикатором социального самочувствия и показателем самочувствия общества. Как отмечает Н.Ф. Наумова: «В переходных структурах, в отличие от становящихся, самостоятельную и равноправную роль играют временные элементы - например альтернативные структуры и организации, которые в стабильных условиях не выживут». Принято считать, что харизматическое лидерство уходит своими корнями в традиционное общество, и в развивающихся странах харизма появляется гораздо чаще и легче, поскольку там степень распространения харизматических ожиданий населения значительно выше, чем в развитых индустриальных странах. Пять - шесть лет назад все условия, необходимые для возникновения харизматического политического правления, были в России налицо. Значительная часть населения страны и раньше исповедовала ценности, следовала нормам поведения традиционного общества. Разрушение привычного образа жизни, обвал уровня жизни привели к разрыву многих социальных связей, к господству стратегии выживания на фоне минимизации потребностей, к росту патерналистских настроений.

В течение долгой российской истории влияние такого рода личностей ощущалось всегда. Причем это не обязательно была личность руководителя страны, или крупного политического деятеля. В российской истории можно встретить массу примеров, когда человек, якобы обладавший определенными качествами, которые большинством воспринимались как выдающиеся (иногда с элементами сакральности, мистики, как Распутин), способен был круто изменить историю государства. Следовательно, признавая факт наличия в современном России элементов деструкции социальной системы, вряд ли следует отрицать тот факт, что и в современном российском обществе существуют такого рода личности.

Харизматические личности проявляют себя в различных сферах жизни российского общества. Наиболее сильно их влияние ощущается в политической сфере. Особенно это характерно для современной российской истории. Российские харизматики в абсолютном большинстве случаев - это выдвиженцы политической элиты. Процесс формирования постсоветских политико - административных элит в России распадается на несколько периодов: с 1991 г.

по 1993 г. и с 1993 - 1998 гг., 1998 - 2000 гг., 2000 - 2005 гг. Именно в начальной и конечной точках данных промежутков времени в России появляется наибольшее число политиков, имеющих черты харизматичности.

Также очевидно и другое: в условиях неустойчивого политического и экономического развития большинство населения испытывает острое, и, надо сказать, вполне объяснимое желание достижения стабильности и обретения уверенности в завтрашнем дне. Как показали опросы общественного мнения 1998 - 2004 гг., большинство населения современной России, ощущая огромное желание достижения стабильности в обществе и повышения жизненного уровня, испытывает острую потребность в «сильной руке», для наведения порядка в обществе. То есть именно с «сильной рукой», «сильной личностью» большинство населения страны связывают надежды на обретение стабильности, повышение уровня жизни. При этом такая личность большинством населения наделяется рядом качеств, которые позволяют говорить о наличии у нее харизматических свойств (в крайне случае, считать личность харизматической, даже если в реальности она лишена харизматических задатков).

Однако существует ряд проблем, с которыми мы столкнулись при анализе деятельности харизматической личности в современном российском обществе. В какой сфере современного общества чаще всего проявляется харизматическая личность? Кого в сегодняшней России можно отнести к харизматической личности? На основании, каких критериев можно выделить харизматическую личность в современном российском обществе?

Как уже отмечалось, наиболее часто харизма манифестируется в политической сфере российского общества. Во-первых, потому что успех политического деятеля напрямую зависит от наличия/отсутствия у него харизматических задатков или признаков. Во-вторых, потому что мы разделяем точку зрения Е. Егоровой, что большинство политических деятелей в России - это личности с серьезными внутри личностными комплексами, и большинство из них стремятся заглушить собственные комплексы через политический успех. На втором месте как харизмообразующая стоит военная сфера - военные успехи того или иного военачальника выступают как весьма весомый модулятор харизмы. Третья сфера - религиозная. В отличие от двух предыдущих, харизматики в данной среде, чаще всего, представляют институциональную харизму, которой священнослужитель наделен по долгу служения. Исключения (ныне весьма редкие) составляют наиболее знаменитые адепты того или иного культа, не посвященные в сан, но приобретшие большой авторитет у паствы, благодаря собственным достижениям на ниве служения Богу. Попытаемся проанализировать особенности деятельностной активности харизматической личности в данных сферах российского общества.

И наконец, четвертая сфера - интеллектуальная (деятели искусства, гуманитарная интеллигенция). Данную сферу можно назвать наименее перспективной, с точки зрения появления в ней истинных харизматических личностей.

Как известно, проблема личности всегда была центральной при анализе российской политики. Никто из специалистов не ставит под сомнение, что для российской политической культуры во все времена, от Ивана Грозного до Путина, было характерно придание особого значения личностным составляющим политического процесса. Российская история не может быть понята без учета того, кто правит страной, независимо от его титула: царь, генсек или президент.

Личностный фактор в российской политике всегда был значим, независимо от качеств конкретных лидеров, их достоинств и недостатков, от того, был ли лидер просто бюрократом или отличался яркой индивидуальностью.

События последнего десятилетия в современной российской истории показывают, что для того, чтобы удержаться на плаву в кризисной ситуации политику приходится быстро реагировать на изменения ожиданий избирателей и демонстрировать свое политическое «лицо» с различных сторон. Другими словами, довольно частая смена политической ситуации требуют от политика - харизматика смены вектора своей деятельности, подчас ему приходится менять свои взгляды на прямо противоположные в течение крайне малого временного промежутка. В этой связи мы позволим себе согласиться с мнением Е.Б. Шестопал, утверждающей, вслед за Г.Г. Дилигенским, что в переходных обществах личность следует изучать, прежде всего, через систему аттитюдов, так как они наиболее подвижны, чем ценности, убеждения и другие элементы личности. На аналогичных позициях стоит и другой отечественный исследователь К.С. Гаджиев.

Для харизматика в современной России, действующего в политической сфере обязательным условием является наличие в структуре личных качеств таких как: привлекательность, сила, активность, компетентность, честность, способность к сочувствию. Отечественный исследователь Б. Макаренко точно подмечает, что политик вообще и в России в частности должен демонстрировать способность к пониманию, образованность, интеллект, опыт, ум, а также моральную чистоту (неподкупность, не коррумпированность).

В динамично меняющемся российском обществе требования к личным качествам харизматика существенно возрастают и отличаются от тех, которые предъявляются харизматику в стабильном обществе. Умение поспевать за изменениями и даже опережать их, согласовывать корпоративные и личные интересы с требованиями избирателей, на ходу корректировать свои взгляды и представления. Быстрая реакция на действия оппонентов - это лишь некоторые из тех качеств, которыми должна обладать харизматическая личность в современной России. Значимость политического лидера в России во многом определяется величиной его политической харизмы, основную часть которой составляет поддержка избирателей. Соответственно, чем более многочисленной будет «армия» поддерживающих политического деятеля, тем мощнее будет его харизма. Поэтому харизматик в современной России должен, по нашему мнению, обладать даром предугадывания чаяний своих адептов, только в этом залог его выживания как политика и как харизматической личности. Современный политик-харизматик должен в России обладать известной гибкостью, умением прислушиваться и приспосабливаться к голосам избирателей, учитывать особенности политического момента.

Харизматическая личность в политике вообще и в современной российской политике в частности обязательно должна иметь сторонников, иначе существует весьма высокая вероятность рутинизации и как следствие - потери харизмы.

Перефразируя Й. Шумпетера, можно сказать, что харизматическая личность в современной России должна уподобляться «генералу», настолько озабоченному тем, чтобы заставить армию выполнять его приказы, что он вынужден позабыть о стратегии. Следствием этого является снижение эффективности руководства страной. В данном случае мы согласимся с A.M. Цуладзе, указывавшим, что многое зависит, во-первых, от особенностей устройства политической системы страны и, во-вторых, от политической воли и целей лидера. Дальновидность политика, масштаб его фигуры определяются его выбором в данной ситуации. Трагизм ее состоит в том, что народ может единодушно поддержать действия политика, которые в будущем скажутся на нем же крайне негативно.

При этом складывается парадоксальная ситуация: для обычного политика гораздо безопаснее плыть по течению политических событий, нежели пытаться изменить существующее положение. Для харизматика гораздо удобнее принимать не те решения, которые необходимы, а те, которые популярны. Однако нынешняя история России показывает, что (к счастью, или может быть, к сожалению) далеко не все политики идут на поводу популярных решений и не всегда поступают, как хотело бы общественное мнение. Например, Е. Гайдар, обладавший (хотя и крайне непродолжительное время) харизмой, пошел на не популярные в обществе реформы, что крайне негативно сказалось на его харизме.

Харизматическая личность в политической сфере России является, с одной стороны, выразителем интересов определенных групп, поэтому процесс идентификации до определенной степени детерминирован этими группами; а с другой стороны, они взаимодействуют с широкими массами людей посредством современных средств коммуникации, личных встреч, выступлений и т.д.

Военная сфера как харизмообразующая в современной России выдвинула из своих рядов не так уж мало личностей: А. Лебедь, В. Шаманов, В. Громов и др. Однако, все же следует признать, что политическая сфера как харизмообразующая оказалась более продуктивной.

Харизматики в военной сфере в современной России довольно часто становятся политическими деятелями, поэтому можно говорить, что эту сферу по многим параметрам следует назвать и военно-политической. При этом не всегда успехи в военной сфере подкрепляются успехами на политическом поприще. Харизма в данной сфере всегда определена личными качествами ее носителя (в отличие, например от политической сферы)

Основной сферой реализации харизматического потенциала военных харизматиков являются военно-силовые структуры. В условиях современной России харизматики-милитаристы реализуют себя на военном поприще, в условиях борьбы со всевозможными природными катаклизмами, преступностью, различными социальными потрясениями. В качестве примера милитаристской харизмы в современной России можно привести пример бурного расцвета популярности А. Лебедя, В. Шаманова, С. Шойгу. Если первый и второй смогли завоевать популярность в обществе благодаря удачным военным действиям, в которых участвовали (А. Лебедь участник военных действий в Приднестровье, а В. Шаманов - в Чеченской Республике), то С. Шойгу наделяется чертами харизматичности благодаря своим успехам на поприще борьбы со всевозможным природными и техногенными катастрофами. Все российские харизматики - милитаристы - носители искусственной харизмы. Они обязаны своей харизматической популярностью во многом благодаря работе СМИ. Именно СМИ были главнейшим орудием производства харизмы у российских харизматиков - милитаристов. Однако по мере того, как в структуре российского общества появляется все больше черт устойчивого развития, чем меньше возможностей для социальных потрясений, тем меньшей становится возможностей для появления харизматиков-милитаристов.

Религиозная сфера в российском обществе как харизмообразующая кажется, на первый взгляд, наименее востребованной. Однако это не так. Эта сфера, с точки зрения ее харизмообразующего потенциала, является слабо исследованной. Данную сферу следует разделить на две структурные составляющие. С одной стороны, следует упомянуть о тех харизматических личностях, которых априори, в силу занимаемой ими должности в их религиозной организации обладают харизмой. Речь идет о главах основных конфессий, имеющихся на территории Российской Федерации - православной, католической, мусульманской, иудейской, буддистской и др. Личности, которые их возглавляют изначально, в силу занимаемой ими должности в религиозной иерархии, наделяются харизматическими свойствам. Следует заметить, что их харизматический ареал имеет дискретную структуру и ограничивается их конфессиональной принадлежностью. За его пределами влияние главных религиозных иерархов строго ограничено. Такого рода личности наделяются чертами харизматичности только для адептов их культа.

Второй структурный элемент религиозной сферы, как харизмообразующей - это нетрадиционные религиозные культы. Такого рода структуры, в большинстве своем, имеют своего харизматического лидера, которому они поклоняются, почитают и нередко боятся. Харизматические личности - лидеры нетрадиционных религиозных культов в России нередко имеют гораздо большее влияние на общественную структуру, нежели представители традиционных религиозных организаций. Однако это влияние ограничено. Как правило, создание такой замкнутой религиозной организации имеет определенную целевую направленность: лидеры такой организации используют созданную ими религиозную организацию, исходя из собственных эгоистических утилитарных интересов, поэтому они представляют серьезную опасность для общества.

Таким образом, харизматические личности в условиях современной России не просто реагирует на изменения внешних условий, но адекватно на них воздействует. Харизматическая личность в современном российском обществе обладает способностью преобразования действительности, выступает инициатором изменений, выдвигая и реализуя различного рода идеи и предложения, формирует новые нормы и ценности, адаптируя политическую систему к изменившейся социально-экономической среде. Роль харизматической личности в российском обществе заметно возрастает в ситуациях нестабильности и неопределенности, а в переломные моменты развития общества может быть определяющей. Очевидно, что даже небольшая победа политического деятеля способствует обретению укреплению его харизмы.

В условиях нестабильного российского общества личность - это всегда выразитель воли более широкой социальной группы - партии, этноса, и т.п. Как известно, наличие харизматика является признаком наличия организованной социальной группы людей. И наоборот - образование той или иной группы автоматически вызывает у нее потребность в харизматической личности. В России всегда и всем был нужен бог, кумир. Харизматическая личность существует везде - и в политике, и в бизнесе, и в науке, и даже в спорте.

Почти во всех случаях коллективное действие предполагает харизматическое или частично-харизматическое лидерство. Появление лидера, в нашем случае - харизматического лидера - это доминирующий механизм почти любого коллективного действия. Коллективная природа манифестации харизматической идентичности придают харизматической личности в российском обществе дополнительную значимость и в большинстве случаев повышают социальный статус данной харизматической личности. Харизматический лидер в российском обществе всегда выступал активным, доминирующим и трансформирующим актором.

Действия, предпринимаемые харизматической личностью в условиях российской действительности могут затрагивать любую сторону жизни общества. Однако поле реализации харизматического потенциала политика в российском обществе имеет существенные пространственно-временные ограничения. Харизма в России всегда имеет место только «здесь и сейчас». Другими словами, истинный харизматик должен четко уловить момент, когда следует заявить о себе. Малейшее запаздывание, по тем или иным причинам, приводит к тому, что харизма может иметь нестабильный характер.

В современной России харизматическая личность выступает как представитель интересов определенной группы, поэтому способна сформировать эти интересы и создать необходимые предпосылки для их осуществления.

При рассмотрении особенностей проявления харизматической активности в условиях нынешней России следует выделить существенную тенденцию: для современного российского социума характерно стремление создать определенному политику, общественному, религиозному деятелю имидж харизматической личности, что зачастую не соответствует его реальным качествам и устремлениям. Особенно ярко, по нашему мнению, данная тенденция вырисовалась на примере формирования харизмы у нынешнего президента России В.В. Путина. Хотя большинство исследователей отмечают у Путина именно тот тип харизматической идентичности, который мы назвали «харизма по рождению». Это, на наш взгляд, ошибочно. Мы считаем, что харизма Путина - феномен современных политических технологий, имиджмейкерства, т.е. он искусственный харизматик. Тем не менее важнейшим достоинством Путина является то, что он оказался в нужное время в нужном месте, прислушивается к мнению имиджмейкеров. Путин вряд ли смог бы добиться больших успехов в политике, если бы не обладал необходимым для достижения успеха в данной ситуации набором качеств. В феврале 2000 г. по просьбе газеты «Известия» группа психологов попыталась нарисовать психологический портрет Путина. По их мнению, «Путин относится к прагматично мыслящим интровертам, принимающим решения с опорой на логику, и организующим работу наиболее рациональным способом. Это человек серьезный, здравомыслящий, с чувством ответственности. На таких людях держится общество: они честно выполняют свои обязательства и держат слово. Обладают способностью сосредоточиться, организовать дело надежно, довести его до конца. Отличаются четкими продуманными взглядами, их трудно отвлечь в сторону и зародить сомнения. По общей совокупности качеств людей, подобных Путину, до сих пор не было в высшем эшелоне власти России, на сегодня именно такого человека хотело видеть во главе государства российское общество, и он соответствует желаниям и ожиданиям населения страны». В нынешней России очевидно наличие стремления консервации харизмы нынешнего президента его политтехнологами.

Весьма существенное влияние на жизнестойкость харизмы в условиях современной России оказывает экономическая сфера. Как показала история, (особенно показателен в этом отношении период правления М.С. Горбачева) без экономической устойчивости, без вдумчивой продуманной экономической политики даже сильный харизматик вряд ли сможет сохранить собственную харизму. Когда адепты не получают удовлетворения своего основного человеческого инстинкта - потребность в пище - им уже не важно, кто ими руководит - любимый вождь-харизматик или кто-либо иной. Поэтому неизбежна потеря веры в харизматическую личность, и как следствие исчезновение харизмы, что мы и наблюдали на примере М.С. Горбачева.

В демократическом обществе, построение которого декларируется в современной России, неизбежна борьба харизм. Следовательно, процесс харизматической идентичности зачастую имеет незавершенный характер, так как зачастую потенциальному харизматику не удается обрести даже половины необходимых харизматических качеств (признаков). Тем не менее, в российских условиях борьба харизм помогает обществу выявить наиболее удачное или бесперспективное направление возможно развития.

В современной России влияние личности находится в прямой зависимости от степени его харизмы. При этом определяющее значение имеет количество приверженцев у той или иной личности. Соответственно: чем больше сторонников имеет личность, тем весомее у нее харизматический потенциал. Поэтому основной задачей харизмоносителя является стремление как можно дольше оттянуть неизбежный процесс рутинизации харизмы. В этой связи уместно будет привести точку зрения A.M. Цуладзе, которую мы разделяем: «Для современной России характерно явление, которое я бы назвал приватизацией, или точнее присвоение политического капитала лидером». В данном случае, интерпретируя Цуладзе, следует сказать, что под политическим капиталом можно понимать и личную харизму лидера. В данном случае, понятие «политический капитал», по нашему мнению, следует рассматривать в качестве предиката понятия «политическая харизма».

Используя методологию П. Бурдье, отметим, что не все политические харизматики точно и правильно выбирают себе ориентиры идентификации. Российская действительность только подтверждает данный тезис. В современном российском обществе, сочетающем элементы демократии и элементы авторитаризма, харизма становится целью деятельности личности в политической сфере.

Для осуществления своих функций политический деятель должен быть постоянно в поле зрения своих избирателей и последователей, поддерживать с ними эмоциональный контакт. Значимость личности политика во многом зависит от того, насколько значим он для избирателей. Естественно, каждый политик стремится к усилению своей значимости. Для этого он должен усилить свою привлекательность для избирателей. Поскольку лидер общается с избирателями опосредованно, преимущественно через СМИ, и воздействие осуществляется в значительной мере по аудио, видео и печатным каналам, то большую роль играют определенные качества личности: манера говорить, внешняя привлекательность, манера одеваться и т.д. Однако следует подчеркнуть, что внешние данные играют важную роль лишь на ранних этапах деятельности харизматика. Впоследствии на передний план выходят идеи харизматика. Вместе с тем не следует забывать, что в условиях информационного общества фактор СМИ, которые во многом детерминируют силу харизмы у личности. Имиджмейкерство играет огромную роль в современной российской политике.

Технологически в нынешней России процесс создания имиджа, по сути дела, сводится к созданию массового стереотипа. Стереотип представляет собой «форму установки, возникающую в процессе социального взаимодействия и отличающуюся значительной эволюционной интенсивностью и повышенной устойчивостью». Харизма же - это одно из условий (средств) формирования имиджа. Условия современной России как никогда ранее способствуют появлению, или, в крайнем случае, формированию имиджа харизматической личности. Так как процесс формирования у личности образа ее харизматичности есть искусственный процесс, то, следовательно, речь идет о формировании искусственной харизмы, или так называемой «синтетической харизмы». Нынешняя ситуация в России не может не сформировать харизматика как политический (прежде всего!) и общественный феномен. Нестабильное общество априори обречено на манифестацию харизматической идентичности.

Таким образом, большинство населения современной России, ощущая огромное желание достижения стабильности в обществе и повышения жизненного уровня, испытывает острую потребность в «сильной руке», для наведения порядка в обществе большинство политических деятелей в России. Российские харизматики в абсолютном большинстве случаев - это выдвиженцы элит. В России в качестве харизмообразующих выступают три сферы общества - политическая, религиозная, военная. Довольно частая смена ситуации требует от харизматика смены вектора своей деятельности. Нестабильное общество, такое как российское, априори обречено на манифестацию харизматической идентичности.

 

АВТОР: Зинев С.Н.