19.05.2012 12242

Изменение характера межэтнических отношений под влиянием процесса глобализации

 

Влияние глобализации на культуры межэтнического общения, по нашему мнению, находит свое отражение, как в теоретических, так и в прагматических парадигмах, представленных такими исследователями, как Г. Гульчинский, А. Моль, А.Неклесса и др. Это выражено, с одной стороны, в появлении таких понятий, как «глобальная культура», «глобальная ойкумена», «мозаичная культура», «блип-культура», «глобальная деревня», «глобальный город» и «глобальный метрополис»; и, с другой стороны - в появлении образовательных центров по изучению культуры межнационального общения. Можно со всей определенностью утверждать, что необходимость разработки проблематики культуры межнационального общения в контексте глобализационных процессов является отражением ситуации, сложившейся на сегодняшний день в мире.

Глобализация охватывает все сферы человеческой жизнедеятельности - экономику, политику, право, международные и межнациональные отношения, Часто все эти сферы описываются как глобализация, формирование постиндустриального мира, информационное общество, постиндустриальная стадия развития и т.п.

Оценки и предполагаемые векторы развития мира существенно различаются. Сторонники теории Ф. Фукуямы исходят из того, что мир становится все более гомогенным в экономическом, социальном, культурном, политическом и т.п. планах, что обусловлено распространением и принятием единых стандартов. Обычно под этими стандартами понимаются культурные, поведенческие, политические и другие модели, появившиеся на Западе и получившие затем распространение по всей планете. Классическими в этом отношении являются работы Ф.Фукуямы о победе западной либеральной идеологии, и в этом смысле - конце истории.

Глобализация - одна из наиболее обсуждаемых проблем в современных работах по экономике, политологии, международным отношениям, другим дисциплинам. Одновременно она остается одной из наиболее дискуссионных проблем, по которым подходы и оценки различных исследователей значительно отличаются. Существуют различные точки зрения относительно сути данного явления. Во-первых, акцент делается на экономических аспектах глобализации, формировании фактически единого мирового рынка товаров и услуг, во - вторых, - на формировании единого информационного пространства, в - третьих, - на развитии сети быстрого питания, использовании стандартных компьютерных программ и т.п.

Есть и скептические оценки процессов, происходящих в мире и получивших название «глобализация». Так, некоторые авторы исходят из того, что мир всего лишь усложняется, а глобализация - вовсе не новое явление. Однако она привлекает столь пристальное внимание, поскольку с ее помощью либо пытаются доказать существование новых угроз, либо напротив - предрекают процветание человечества.

И, тем не менее, большинство исследователей согласны с тем, что мир переживает качественные перемены, которые самым серьезным образом отражаются на человечестве, заставляя его активным образом реагировать на изменения. По определению Генерального секретаря ООН Кофи А. Аннана, глобализация является общим термином, обозначающим все более сложный комплекс трансграничных взаимодействий между физическими лицами, предприятиями, институтами и рынками. Разнообразные задачи, которые она ставит, государства не могут успешно решать только собственными силами. Все это самым непосредственным и очевидным образом свидетельствует о необходимости укрепления многостороннего сотрудничества.

Французский исследователь Б. Бади отмечает наличие трех измерений глобализации:

- глобализация как постоянно идущий исторический процесс;

- глобализация как гомогенизация и универсализация мира;

- глобализация как «размывание» национальных границ.

Если взять первое из названных измерений, то можно заметить, что в истории развития человечества действительно в целом наблюдается тенденция ко все большему «расширению» того пространства, на котором происходит интенсивное взаимодействие - от отдельных деревень, городов к регионам и, наконец, через эпоху великих географических открытий к миру в целом.

Впрочем, процесс глобализации сложный и неоднозначный. В ходе исторического развития он шел не линейно и вовсе не предполагал простого присоединения новых периферийных территорий к неизменному центру. Более спорным является второе измерение процесса глобализации - всеобщая универсализация и гомогенизация мира, причем часто понимаемая как распространение только культурных и иных западных норм, ценностей, подходов. Скорее, такое понимание глобализации относится к прошлому, хотя и не столь отдаленному, когда строились различные прогнозы относительно «глобальной деревни» и создания «всемирного правительства». Как оказалось, несмотря на перенос тех или иных образцов поведения западной цивилизации на другие регионы мира (особенно в сфере потребления), они, будучи включенными в другой культурный контекст, нередко имели совсем другой смысл. С другой стороны, следует иметь ввиду, что далеко не всегда распространяются именно западные нормы поведения.

Вместе с тем, нельзя отрицать, что глобализация означает и реальную интеграцию народов в единую общность - человечество, или по определению российского исследователя В. Кувалдина, «мегаобщество». В результате того, что деятельность человека в одной части земного шара оказывает все более ощутимое и непосредственное воздействие на жизнь людей на других континентах, такие понятия, как «гражданин мира» или «общечеловеческие ценности», переходят из ряда высоких метафор в повседневную реальность. Как следствие такой взаимосвязанности людей в разных странах глобальное измерение получает развитие человеческого потенциала, предполагающее не только повышение материальных благ, но и создание для людей условий, в которых их жизнь была бы долгой, здоровой и наполненной творчеством.

Существует необходимость изучения глобализации в тесной взаимосвязи с культурой межэтнического общения, для того, чтобы отобразить перспективность и важность решения одной из существенных задач процесса глобализации - роста взаимопонимания этносов посредством приобретения нужных общественных навыков и знаний, которые, проникая в иную культуру, способствуют созданию новых материальных богатств, ориентированных на обеспечение «блага для всех, а не ведущих к появлению новых экстремальных форм отчуждения и маргинализации не только между странами, но и внутри отдельных стран».

Последний аспект глобализации - размывание государственных границ, - пожалуй, в наибольшей степени отражает суть современного этапа глобализации. Американские исследователи П. Каценштейн, Р. Кохен и С. Краснер отмечают, что суть глобализации заключается именно во все большей транспарантности национальных границ. Сначала границы национальных государств оказались прозрачными в экономической сфере. Затем этот процесс перекинулся на социальные, политические, культурные, военные и иные отношения.

Между тем глобализация представляет собой противоречивый процесс. С одной стороны, она открывает границы народам и государствам, соединяет их через знания, информацию, технологию, с другой - приводит к усилению роли индустриально-развитых стран, которые вносят наибольший вклад в поддержание глобального миропорядка. Отсюда следует, что сама глобализация представляет собой глобальную проблему, содержащую в себе большие перспективы и опасности, особенно в сфере культуры.

Императивом современной мировой политики становится взаимодействие цивилизаций. В этом процессе проявляются противоречия, которые могут быть сформулированы следующим образом:

- противоречие между глобальным и локальным - обретение уровня гражданина мира без утраты собственных корней. Процессы экономической модернизации и социальных изменений все более размывают привычные для людей традиционные взаимоотношения. Это ведет к некоторому ослаблению роли национального государства как источника идентификации человека;

- противоречие между универсальным и индивидуальным: глобализация культуры приобретает всеобщий характер.

С одной стороны, мир все более становится единым на основе экономической, технологической, информационной интеграции. С другой стороны, усиление интеграции ведет к росту культурного самосознания. В этом процессе складывается конгломерат различных по своей истории, традициям, языку, религии культурных пространств, которые развиваются, взаимодействуют и влияют друг на друга на основе культуры общения по внутренне присущим им законам. Они относительно самостоятельны, и оставаясь разными, сталкиваются в едином информационном пространстве.

Учитывая сегодняшнее единство мира, культурные различия обязательно предполагают столкновения, если принять во внимание тот факт, что культурные особенности меньше подвержены изменениям, чем экономические и политические. Становится все более очевидным, что наряду с экономикой и политикой культура общения является важным фактором регуляции, как внутренней жизни, так и взаимоотношений между странами.

Культура общения имеет как позитивные, так и негативные последствия. Историческая практика свидетельствует, что в самом процессе общения культур изначально заложен конфликтный потенциал. С одной стороны, этот процесс способствует культурному сближению между народами через культуру общения и познание. С другой стороны, зачастую приходится пересматривать или отказаться от некоторых традиционных ценностей собственной культуры, что опасно потерей культурной самобытности.

Различные общества реагируют на чуждые изменения по-разному. Диапазон сопротивления процессу слияния культур достаточно широк - от пассивного неприятия ценностей других культур, до активного противодействия их распространению и утверждению. Таким образом, в процессе культуре межэтнического общения возникают противоречия между этнической и иноэтническими культурами, между традициями и инновациями, между «своими» и «чужими».

В современных условиях глобального мира культура межэтнического общения протекает в сложном контексте - разделенности на национальные государства и наднациональных политических, технологических и экономических процессов. Это выражается в расширении контактов между государственными институтами, социальными группами и индивидами различных стран и культур, заимствовании культурных ценностей и миграции людей из одной культуры в другую. В ходе этих контактов исчезает множество форм жизни и способов мышления, но в то же время возникают новые формы культуры и образы жизни. В результате широкой доступности определенных товаров и идей локальные культуры меняются и вступают между собой в необычные комбинации. Границы между своими и чужими стираются. Такая смесь культур наблюдается не только в жизни отдельных индивидов, она все более становится характерной чертой для целых обществ. В ходе процесса глобализации «проверяются на прочность» те культуры, которые пренебрегают новыми технологиями и научным процессом или отвергают их. Именно для таких культур национальное государство служит единственно приемлемой формой выживания, а родовые, клановые архетипы выступают своеобразной поддержкой, позволяю^- щей противостоять шторму глобализации.

Известно, что культура любого сообщества опирается в своем развитии на традиции прошлого и настоящего. Отчуждение личности от собственной культуры, культурное забвение представляют истинную опасность для успешного развития культуры, в результате чего теряется культурное лицо не только индивидуума, но и этноса. Чем сильнее глобализация открывает культуру, ценности и т.д. от их собственной исторической почвы, тем больше число людей ищет убежища в своем, предсказуемом мире норм и моделей поведения, в стремлении сохранить особенности и отличия своей культуры. Иными словами, идет процесс напряженного и обостренного поиска культурной идентичности. Но идентификация по-прежнему возможна только в процессе отграничения своего от чужого. Эффект может быть совершенно противоположным: больше релятивизма, чем универсализма.

В условиях глобализации ярко выраженная тенденция к унификации культур обостряет у некоторых этносов потребность в сохранении собственных культурных ценностей. Целый ряд этносов и культур демонстрируют свое активное, нередко агрессивное и взрывное по форме самоопределение, категорическое неприятие глобальных культурных изменений. Все это усугубляется наличием нерешенных исторических проблем, главным образом геополитических, ведущих к изменению границ политико-экономических пространств, появлению горячих точек, превращению границ между культурами в военные рубежи. В результате мы являемся свидетелями этнорелигиозных конфликтов, националистических настроений в политике, религиозных фундаменталистических движений. Это в большей степени относится к традиционным культурам Кавказа, к исламской культуре, архаичным культурам Африки и т.д.

Безусловно, невозможно сохранить культуру в изначальном виде. Сохраняя культуру, не избежать проблем, с которыми человечество столкнулось с началом эпохи глобализации. А именно: как соединить необходимую преемственность с неизбежными переменами, как устранить дисфункциональные элементы и сохранить функциональные, пытаясь улучшить собственную традицию, можно разрушить все культурное наследие целиком.

Современная культура предстает не как статичная замкнутая система, а как поток смыслов, который непрестанно разрушает старые связи и создает новые, она делает все больший акцент не на автономию, а на коммуникацию. Растет число людей, пересекающих границы своего культурного мира и пытающихся осесть в другом культурном регионе. Следовательно, чрезвычайно важно, чтобы современная политика смогла выработать совершенно новый тип идентичности - идентичность, ориентируемая не на одну конкретную культуру, а на множество культур.

Культура является, наверное, сферой наиболее чувствительной к глобализации. Глобализация, несомненно, способствует сближению людей. Однако она не должна вести к унификации культур или господству одной или нескольких культур над всеми остальными. Не должна она и поощрять фрагментацию или менталитет гетто. Напротив, глобализация должна стимулировать плюрализм, имеющий своим компонентом культуру межэтнического общения.

Россия представляет собой яркий пример в этом плане. Мозаика ее народов, культурное разнообразие, обогащавшее ее на протяжении многих веков, являются одним из главных сокровищ России. Глобализация никоим образом не должна вести к единообразию того, что по определению должно оставаться многогранным.

Если на протяжении многих веков основное направление развития отдельных континентов, стран и народов шло в сторону их дифференциации под воздействием специфики местных условий, то в настоящее время начинается интенсивный процесс интеграции мира, «сборки» автономных национальных и региональных узлов в глобальный агрегат жизнедеятельности человечества. Это не означает отказа от особенностей, специфики различных регионов. Эта специфика продолжает сохраняться, а порой и углубляться в едином процессе жизнедеятельности, что, собственно, и обуславливает взаимозависимость отдельных частей друг от друга. В этой связи перспективу явлений, развивающихся на рубеже тысячелетий, адекватнее отражает не взгляд на мир как на традиционную карту с рельефно обозначенными национальными границами, а восприятие нашей планеты такой, какой она, например, представляется с орбиты.

В результате развития высоких технологий меняется само понятие «территория». С одной стороны, «территория» расширяется за пределы национальных границ, открывая возможности быстрой связи и взаимодействия людей из разных стран, с другой - сужается, охватывая через сеть Интернет отдельные корпоративные или иные группы. Возникают новые общности и новые формы идентичности, которые далеко не всегда не совпадают с национальными или иными географическими границами. Эти группы все активней становятся участниками современных международных отношений, ставя под сомнение гипотезу С. Хангтинтона о столкновении цивилизаций, которые при всем многообразии характеристик, выделяемых С. Хангтинтоном, все же предполагают географическую территорию.

Социальные измерения глобализации органически связаны с процессами в социальной сфере жизнедеятельности человечества. Глобализация открывает более широкий доступ к сокровищницам национальных культур, способствует их взаимообогащению, тем самым, создавая условия для возрастания значимости культуры межэтнического общения. Глобализация не отменяет национальной самобытности. Подтверждением этому является сохранение самобытных культур странами, раньше всех и активнее многих включившихся в национальные процессы, например, Японией, Францией, Англией, рядом других стран. Это особенно важно для такой многонациональной страны, как Россия. Чрезвычайно высокая степень интеграции Европейского союза не привела к сколько-нибудь значительной потере национальной самобытности входящих в него стран. Но одновременно волны глобализации несут культуру. Великий интернационалист и патриот Индии Махатма Ганди писал: «Я не хочу, чтобы мой дом со всех сторон окружал забор, и чтобы мои окна были закрыты. Я хочу, чтобы ветры культуры из всех стран овевали мой дом настолько свободно, насколько это возможно. Однако я отказываюсь, чтобы ветры культуры сбивали меня с ног».

Идеи универсализации мира, происходящей вследствие глобализации, не новы. В первую очередь следует указать на монументальный труд английского ученого Арнольда Тойнби, который изложил свое понимание причин возникновения, развития и исчезновения отдельных цивилизаций, указывая на параллельное существование множества цивилизаций в современном обществе и завершая свои размышления констатацией, что близится время создания гармоничной цивилизации, приемлемой для большинства, которая возникает не на руинах и не за счет уничтожения других цивилизаций и в которой привилегированное меньшинство не будет подчинять и угнетать большинство. Можно утверждать, что большинство обществоведов, рассматривая отношения существующих цивилизаций в условиях глобализации, учитывают положения, выдвинутые Арнольдом Тойнби, о плюрализме цивилизаций в современном мире и формировании универсальной планетарной цивилизации при уважении к уникальным цивилизациям и их культурам.

Условия для воплощения идей универсализации мира возникли чуть более века назад. В современном обществе универсализация мира, то есть глобализация, формируется как следствие развития и концентрации капитала. Взаимозависимость различных обществ выражается в формировании различных форм транс - и мультинационального сотрудничества в развитии глобальных проектов и программ на базе различных международных институтов. В контексте этих явлений и перемен формируется тенденция интернационализации индикаторов развития и управленческих параметров с учетом специфики их выбора и изучения. Не следует ставить знак равенства между негативными тенденциями взаимозависимости отдельных обществ (выраженными, прежде всего, в снижении уровня их самобытности и государственного суверенитета, а также отдельными проявлениями «нового мирового порядка», который более или менее обоснованно считают производными доминации определенных сил, стоящих в центре «мирового сообщества») и понятием глобализации.

Важной особенностью глобализации становится то, что она проникает в самые глубины социальных структур, превращая их в носителей новых смыслов, картина взаимодействия культур заметно меняется, т.е. вместо взаимообмена происходит активное взаимодействие на социокультурном пространстве традиционных обществ. Этот процесс особенно опасен для традиционных культур, именуемых локальными. Это касается таких «локальных» понятий как традиции, обычаи, привычки, местные сообщества. Это особенно актуально для такого многонационального региона, как Северный Кавказ. Локализация направлена на сохранение и развитие традиционных ценностей. Поэтому для Северного Кавказа проблема соотношения глобализации и локализации, традиции и инновации стоит достаточно значимо в теоретическом и практическом плане.

Новые глобальные реалии радикально видоизменяют даже наиболее консервативные и устойчивые структуры социального сознания и поведения. При этом процесс «отказа» от «старого» идет быстро, решительно, зримо. Причем всякое «новое» обладает, как отмечает Покровский Н.Е., заведомым преимуществом, поскольку оно «глобальное». Из этого следует, что это «глобальное» приобретает статус высшей нормативной ценности. Социальным институтам локального уровня отныне уже нет необходимости проходить всю вертикаль иерархии, дабы выйти на общемировой уровень. Семья, малые группы, местные организации, локальные движения и институты глобализируются прямым и непосредственным образом именно на своем уровне, демонстрируя новые формы участия в глобальных феноменах.

В рамках процесса глобализации могут осуществляться и осуществляются различные проекты обустройства «мирового сообщества». При этом негативные тенденции, часто нецивилизованные последствия осуществления отдельных из этих проектов не должны ставить под вопрос глобализацию как процесс общественного развития. При осмыслении глобализации делаются попытки предвидения будущего человечества, выявления в его развитии специфики отдельных периодов, ставится вопрос, каким путем осуществляется и как следует осуществлять объединение человечества: путем совершенствования процесса культуры межэтнического общения или путем гегемонического навязывания власти тех, кто сильнее. Представители обеих точек зрения согласны друг с другом в том, что «следует подходить глобально к проблемам мирового обустройства» через создание нового международного порядка, однако расходятся, не всегда резко и очевидно, во мнении относительно того, как это следует сделать. Согласно одной точке зрения, глобальный мир надо создавать демократически, через международные организации и институты, уважая и сохраняя национальную и культурную самобытность каждого субъекта, каждый из этих субъектов в созданных таким образом организациях и институтах должен пользоваться полным равноправием в выражении и осуществлении своих интересов. Согласно другой точке зрения, глобальный мир следует создавать через наиболее развитые в экономическом отношении, политически наиболее влиятельные страны во главе с самой мощной из них.

Возникновение нового мирового порядка обусловлено потребностью, которую вызвала глобализация мира. Создание его не должно ставить под вопрос сохранение национальной и культурной самобытности народов, охваченных процессом глобализации, суверенитет их государств, а также сохранение и реализацию культурной самобытности и суверенитета личности. Для того, чтобы новый мировой порядок был порядком права и достоинства, общая картина мира должна основываться на полном уважении культурной специфики каждого отдельного народа.

Уважение культурной специфики, потребностей и прав каждого народа, нации и этноса общаться с народами, с которыми он имеет общие или близкие интересы и чьи культуры ему близки, - основа для строительства мультиполярного мира с несколькими сильными центрами, которые сохранили бы равновесие сил и принимали правила игры, обязательные для всех. Можно согласиться с точкой зрения, согласно которой существование в современном мире нескольких цивилизаций и вариаций их взаимосвязей представляет собой концентрированное выражение тенденции развития человеческого общежития в мультиполярном мире.

Как было уже сказано, культура межэтнического общения играет значительную роль в процессе глобализации. Ведущую роль в разработке проблематики культуры межэтнического общения, проблем глобализации играют Соединенные Штаты Америки. В данной стране появилась идеология самого процесса глобализации, т.к. Америка одной из первых в целях поддержания экономического роста внутри страны выбрала стратегию расширения внешней торговли. США активно поддерживают и стимулируют распространение универсальных стандартов экономической, политической и культурной сфер бытия. Именно от США исходила идея о том, что любое современное общество должно характеризоваться открытостью и транспарентностью.

Пространство мегаобщества требует от индивида адекватной реакции на новые социальные условия, и именно поэтому вопрос интерпретации межэтнического общения в процессе глобализации представляет собой интерес для исследователей различных научных направлений. Причиной этого является неспособность существующих экономикоцентричных моделей глобализации объяснить культурное многообразие мирового сообщества, т.к. доминирование экономического фактора не означает уменьшения роли социокультурного.

По нашему мнению, в существующих парадигмах в должной мере не освещается значимость роли культуры межэтнического общения и ее необходимость в непротиворечивом развитии глобализационного процесса.

Следствием интеграционных изменений, происходящих в мире, является интенсификация процесса социального взаимодействия, посредством которой глобализация объединяет разрозненные фрагменты мирового сообщества, воздействует на них, делая их взаимозависимыми и взаимопроникающими, трансформируя тем самым цели и структурные характеристики взаимодействующих субъектов.

Д. Белл сторонник того, что трансформационные процессы современности свидетельствуют о растущем размыкании между культурой и социальной средой. Насколько справедливо его утверждение о том, что культура выступает в противовес требованиям прогресса? Противоречия между культурой и прогрессом он объясняет тем, что общество становится более организованным в функциональном аспекте, а культура в свою очередь оказывается более гедонистической, все дозволяющей, экспрессивной. Но реалии современного мира вносят свои коррективы в футурологические прогнозы Белла и указывают на несостоятельность положения об отсутствии системной связанности базисных и надстроечных структур.

Выводы, сделанные Беллом, отражают ту ситуацию, в которой новые общественные силы, возникающие в «синтезированном» обществе в сочетании с традиционными, способствуют образованию «мозаичной культуры», соответствующей, по мнению ряда исследователей, структурам экономической интеграции транснациональных корпораций, которым в будущем отводят роль «главной движущей силы мировой экономики и мировой культуры и общества». Для понимания важности понятия «мозаичная культура» Белл вводит понятие «глобальный метрополис», т.к. считает, что именно город является тем местом, где смешивается множество культур и народностей, которые все же сохраняют свою индивидуальность. Рассмотрение введенного Беллом понятия представляется, на наш взгляд, немаловажным, т.к. данное понятие является ключевым элементом многих футурологических теорий различных зарубежных теоретиков. «Глобальный метрополис» обладает рядом потенциальных возможностей по созданию условий, при которых могут свободно сосуществовать рыночные принципы, интересы транснациональных корпораций и плюрализм индивидуальных вкусов, привычек и желаний представителей современного мирового сообщества, в формировании которого значительную роль играют средства массовой информации.

Влияние информационных технологий и Интернета на культуру межэтнического общения в условиях глобализации трудно переоценить. Интенсивные процессы компьютеризации распространяют с огромной скоростью различные инновации во все сферы жизни, создавая возможности индивидуальной манипуляции компьютерной образностью и фрагментированной, от реклам до новостей, видеоинформацией. Это явление получило название «блип-культуры».

По нашему мнению, явление «блип-культуры» более полно отражает условия, при которых СМИ представляют пользователю возможность активно участвовать в интеграционных процессах, акцентуируют проблему внутреннего самоопределения, необходимости переоценки ценностей, потому что культура не успевает ассимилировать перемены в остальных сферах бытия в силу значительной скорости протекающих процессов.

Важное значение имеет вывод, сделанный В. Межуевым на основе критического анализа трудов немецких культурофилософов и американских культурных антропологов: «...каждый из нас детерминирован в своем культурном бытии не только внешней необходимостью, предписывающей нам с непреложностью природного закона определенную культурную нишу, но и нашей свободой в выборе культурных приоритетов и ценностей. Граница между необходимостью и свободой в процессе культурного формирования человека... полагает и разграничительную черту между научным и философским постижением культуры».

Осмысление социокультурных явлений детерминировано тенденцией к определению имманентных стабилизирующих процессов путем исследования взаимодействия двух тенденций: стандартизации и «уникализации», что особенно актуально для России с ее множественностью народов и культурным многообразием. О формировании универсальных этнических норм, пересекающих национально-культурные и конфессиональные границы, пишут такие исследователи, как А. Гусейнов, В. Данилов-Данильян, В. Малахов. Они пишут о недостаточности существующей парадигмы культуры общения. По их мнению, следует говорить о культурном взаимопроникновении, диффузии, меняющей облик всех участников общения, и формировании «всеобщей, общечеловеческой культуры», и именно поэтому выработка универсальных императивов - практическая необходимость.

Подтверждением вышеизложенного служит концепция «глобальной культуры», которая раскрывается в таких понятиях, как «американизация», «макдонализация» и т.д. По нашему мнению, они ориентированы на потребление, а не отражение сути одной из важных формул, характеризующей процесс глобализации: «То think globally, act lokaly» (Мыслить глобально, действовать локально). Эта фраза в последнее время становится как теоретически, так и праксеологически значимой, т.к. отражает органичное совмещение глобального и локального.

Теория «глобальной ойкумены» У. Ганнерса наиболее полно отражает современную интеллектуальную полемику среди ученых, занимающихся проблематикой процессов глобализации и формирования культуры межэтнического общения. Согласно его теории, «глобальная ойкумена» - это регион постоянного культурного взаимодействия, обмена информацией и перевода феноменов одной культуры на язык другой. Стоит отметить, что его теория получила критическую оценку у таких исследователей, как И. Василенко, JI. Ионин, А. Неклесса, А. Панарин.

По У. Ганнерсу, качественные характеристики «глобальной ойкумены» находят свое отражение в таких параметрах, как динамичность, сложность, асимметричность. Процесс переосмысления, формирования смыслов новых явлений происходит с учетом следующих аспектов - экстраполяции и интерпретации.

Под экстраполяцией подразумевается перенос накопленного культурного богатства, смыслов на осмысляемое явление, осмысление нового неизвестного через известное, редукцию нового к старому, что и превращает неосвоенное в освоенное, что дает право утверждать - этот аспект является неотъемлемой частью обыденной жизни, составляя культурную основу использования вещей каждый день, в любом новом месте на основе ранее накопленного опыта.

Экстраполяция представляет собой перенос знаний об одной стране на другую, так называемый культурный дрифт. При этом экстраполяция переходит в интерпретацию, которая возникает в результате внутренних противоречий аккумулированных знаний о различных культурах. Субъект должен работать с накопленной культурой, комбинировать ее элементы, корректировать, трансформировать и интерпретировать. Это творческий процесс, в результате которого происходит изменение накопленных смыслов, накопленной культуры, точка роста самой культуры субъекта. Арнольд Тойнби под «глобальной ойкуменой» понимал социальное отношение вселенского всемирного масштаба, принципиально отличающегося от «международных отношений».

В работе «Конец глобализации» Элан Ранман говорит о том, что сама трактовка процесса глобализации является неверной, т.к. глобализация - явление не глобальное, а региональное. Это дает еще один аргумент в пользу предположения о том, что в каждом отдельном регионе глобализация находит свое преломление, характерное только для этого, отдельно взятого региона, что требует знания конкретных социокультурных особенностей регионов, дающее подпитку политической и культурной сферам, позволяющих снизить разногласия как в экономическом, так и в социальном пространстве, способствующие национальному единению и т.д.

Социокультурные изменения, протекающие в современном мире, отражают глубинную трансформацию, происходящую в самой структуре общественного бытия. Данная трансформация рассматривается как своего рода выход из сложного состояния, в котором находится современное общество.

Это связано с тем, что одними из основных черт нашего времени являются формирование единого информационного пространства, взаимопроникновение культур, интеграция общества в глобальное сообщество. О глобализации всех сфер бытия свидетельствуют и результаты множественных измерений целей и структур общества, что влечет за собой переоценку ценностей, названных К. Манхеймом «дорожными огнями, регулирующими коммуникацию внутри культуры».

Исследование культуры межэтнического общения базируется на представлении о том, что все человеческие культуры, несмотря на их разнообразие, имеют много общего. Именно поэтому культура межэтнического общения является механизмом, который позволяет осуществлять совместную деятельность по созданию общих ценностей и единого социокультурного пространства, в котором могут полноценно развиваться и взаимодействовать представители различных культур.

Следует помнить, что влияние ценностей Запада на традиционные ценности будет возрастать. Соответствующим «ответом» на подобные «вызовы» может стать равноправное сотрудничество культур и цивилизаций, свобода выражения многообразия и культура межэтнического общения. «Единственное, чего мы могли бы пожелать в адрес этого разнообразия (созидающего для каждого индивида соответствующие обязанности), - чтобы оно реализовывалось в таких формах, каждая из которых была бы вкладом, способствующим наибольшей щедрости других». Сохранение этнокультурного разнообразия в современных условиях требует нового методологического подхода к таким сложным феноменам, как «культура» и «глобальный мир». Понимая этническую культуру как форму бытия этноса, а этнос как системное составляющее, признавая многообразие культур, важно понять то, что есть в этнической культуре (и традиции) «культурного» и «некультурного», как живет, функционирует и развивается культура межэтнического общения в глобальном мире.

Изменения, происходящие в обществе, свидетельствуют о том, что глобализация оказывает значительное влияние на образ жизни, поведение, меняет привычное представление о принятии решений и управлении. Необходимо рассматривать глобализацию не только как объективную реальность, но и как методологическую концепцию, позволяющую определить направления и пути дальнейшего развития мира.

Многие отечественные ученые отмечают, что глобализация унифицирует и стандартизирует культурные традиции, подрывает жизнеспособность не западных цивилизационных структур, страны с ярко выраженной локальной культурой не могут войти в глобальный мир, Н.Е. Покровский пишет: «В условиях весьма динамичной культурной эволюции, происходящей в России, возникает необходимость консервации традиционных культурных ценностей и архивирования культурного наследия как носителя систем ценностных ориентации, но не только в виде создания разного рода депозитариев, памятников и документов культуры (хотя и их тоже), но, прежде всего, в качестве «хранилищ» живых ценностей, в том числе и в их деятельностных вариантах». Представляется, что новое глобальное общество не должно уничтожать культурные традиции или превращать их в музейные экспонаты. Безусловно, формы бытия культур и этносов будут меняться. Но как сохранить и развивать аксиологические основания этнических культур? Как, не потеряв себя, свою культурную идентичность, самобытность, найти свою нишу в глобальном мире? Однозначного ответа не существует.

Сегодня каждый из нас ощущает негативные процессы, разрушающие российское социокультурное пространство. Стратегическая линия России в условиях глобальных перемен должна быть направлена на экономическое развитие при сохранении этнокультурного разнообразия и уважения к самобытности.

Изучая изменение характера межэтнических отношений на Северном Кавказе под воздействием процесса глобализации, необходимо рассмотреть регион в контексте более общего и масштабного социокультурного пространства, прежде всего, России, поскольку именно общие закономерности и основные тенденции социокультурной трансформации российского общества и определяют направление развития происходящих в регионе процессов.

Россия, втянутая в процесс глобализации, находится сегодня в состоянии переходного процесса; она переходит из одного социально-политического, культурно-цивилизационного состояния в другое. Происходит разрушение старой социальной системы и формирование новой. В этих условиях происходит индивидуализация, субъективирование общества, переоценка ценностей, радикальное изменение стереотипов и стандартов жизни, положения человека в обществе, мировоззрения, ментальности и менталитета.

Все это, разумеется, довольно сложный, противоречивый и болезненный процесс, вызывающий, как правило, внутри социальное напряжение. Но этот процесс не только собственно Российский, но и мировой, глобальный. Сегодня весь мир изнемогает от различных природных и социальных недугов и бифуркаций, от столкновений различных цивилизаций и борьбы между альтернативными тенденциями: глобализма и регионализма. Россия - огромная и чрезвычайно разнообразная евразийская страна. Разнообразна она как в природном, так и в социальном отношении (межэтническом общении).

Среди российских регионов Северный Кавказ - один из наиболее значимых как в геополитическом, так и в культурно-цивилизационном отношениях. Рассматривая его в контексте глобализационных процессов, важно учитывать специфические особенности северокавказского региона. Одна из этих особенностей - это этническое разнообразие региона. В регионе нарастает динамизм в межэтнических отношениях, в переходе от традиционных норм и форм жизни к инновационным, в переоценке ценностей, в формировании новой социальной модели жизнеустройства. Эти процессы уже размыли традиционные основы социального жизнеустройства народов северокавказского сообщества, что, однако же, не привело, как можно было ожидать, к ослаблению роли межэтнического общения.

Северный Кавказ сегодня испытывает жесткие глобализационные вызовы. Становлению кавказского социокультурного пространства способствовали территориальные особенности - горный рельеф. Социокультурный образ Северного Кавказа воспринимается как некая простая совокупность, «мозаика различных этнокультурных образований», а порой даже как «конгломерат этнокультур традиционного типа». В «Хартии горных народов», принятой на Всемирном горном форуме во Франции в июне 2000 года, отмечалось, что горные территории являются домом оригинальных цивилизаций. Исключительная природа, в которой население этих регионов исторически проживает, сформировала поведение и отношения между человеком и природой, лежащие в основе всей цивилизации.... Они также породили культуры, оригинальные и долговременные, как результат их территориальной обособленности, благодаря которой происходило их изолированное развитие... в контексте разворачивающейся глобализации горные территории и сообщества народов приобретают «дополнительную привлекательность и ценность», «начинают представлять стратегический интерес». По решению Всемирного горного форума и ООН 2000 год был объявлен «годом гор».

Кавказский «образ жизни» имел свои особенности: почитаемое отношение к старшим, гостям, родителям, женщине; этнокультурные ценности: пиететное отношение (в смысле «культа») к земле и привязанность к ней, ко всему живому, которое следовало свято оберегать. Об этом свидетельствует богатейший этнографический материал.

Однако этнические культуры Северного Кавказа в условиях изменяющейся России и активизирующегося процесса глобализации претерпевают глубокую трансформацию. Разрушено кавказское и северокавказское социокультурное пространство. В результате подмены смыслового содержания кавказской культуры и ценностей Северный Кавказ оказался в концептуальном тупике, что требует поиска новой, более приемлемой модели социального развития, сочетающей в себе региональный и российский компоненты глобализации. В прошлом на Кавказе был накоплен уникальный культурно-исторический опыт: в процессе человеческой популяции в условиях горных и предгорных территорий образовалось большое количество различных, немногочисленных, миниатюрных этносоциальных общностей, которые и сформировали в регионе единое социокультурное пространство. При этом этносы и этнические группы, составляющие это пространство, полностью не смешались, не растворились друг в друге и не образовали новых, более крупных многочисленных этнических общностей.

Разумеется, смешение и другие формы межэтнического взаимодействия имели место, но, несмотря на это, каждый из них (этносов) сохранил себя, свою идентичность, сохранив тем самым этноразнообразие региона. Причем на почве таких непростых межэтнических взаимоотношений не происходило каких-либо разрушительных социально-политических потрясений, которыми полон современный Кавказ.

Новая современная реальность такова, что горные территории, столь долго отделенные, непонятые, либо попросту забытые, а в отдельных случаях даже отверженные доминирующей системой, сейчас становятся вожделенными. То, что делало их слабыми и неинтересными - недоступность, культурная отсталость и т.д. - ныне является в вышей степени привлекательным для большинства развитых сообществ, по множеству причин как культурных, так и географических. Отсюда парадокс - все, что служит исключением, приобретает дополнительную привлекательность и ценность.

Онтология кавказской идентичности не исключает взаимодействия кавказской культуры с мировой культурой. Именно это взаимодействие позволяет выйти за рамки своего этноса на новый уровень бытия, открывает путь к новой высшей ступени общения. Этносы Северного Кавказа начинают соотносить себя не только со своим регионом, но и с другими этносами, нациями за пределами Северного Кавказа, проявляют толерантность к ним, несмотря на различия. Соотнесение своего этноса с миром обогащает сознание и самосознание, расширяет социокультурное поле и формирует глобальное сознание. Это более высокий уровень идентификации этносов, когда они начинают понимать, что от усилий всего человечества зависит сохранение самого человека и решение глобальных проблем.

Известно, что Северный Кавказ, как и другие горные территории мира, представляет стратегический интерес. В то же время Северный Кавказ воспринимается в России как место этнических конфликтов и терроризма. Очевидно, это объясняется тем, что государственная национальная политика на Северном Кавказе не отражает остро противоречивые северокавказские реалии. Отсутствуют объективные знания о процессах, происходящих в регионе. В результате некоторые СМИ, манипулируя общественным сознанием, усугубляют и без того сложную ситуацию.

В целом проблема будущего процесса развития культуры межэтнического общения северокавказских народов в условиях глобализации остается открытой. Процесс развития культуры межэтнического общения зависит от многих факторов, но в большей мере от того, как Северный Кавказ, принимая вызов открытости, может сохранить свою оригинальность. Ключевым условием решения этой проблемы, по-видимому, является понимание процесса взаимодействия этнических культур в глобальном мире: что и как заимствуется, перенимается и усваивается.

Важно заимствовать лишь то, что может прижиться на местной основе, созвучно менталитету этноса. В целом же духовное бытие Северного Кавказа в будущем во многом будет определяться степенью самоорганизованности социокультурного пространства. С другой стороны, для выработки концепции стабильного развития Северного Кавказа следует учитывать потенциал этнокультурных традиций: идеи добра, диалога, уважения, содружества - того, что может содействовать формированию культуры межэтнического общения, гуманного отношения друг к другу и природе. Важны также определение роли и места религиозного фактора в регионе, вариантов демократического развития общества, расстановка мировоззренческих акцентов духовной жизни населения, особенно молодежи, объединение интеллектуальных сил региона, фокусирование разума на сохранении и развитии полиэтничности при соблюдении прав каждого человека.

Процесс глобализации, способствуя сближению людей, не должен вести к единообразию культур или доминированию одной или нескольких культур над остальными. Россия ощущает на себе в полной мере негативные аспекты глобализации. Именно поэтому особо остро стоит вопрос о разработке стратегии управления социокультурными изменениями и снижению их отрицательного воздействия, т.к. наряду с прогрессивными изменениями существуют и комбинаторные.

Исследование культуры межэтнического общения базируется на представлении о том, что все человеческие культуры, несмотря на их разнообразие, имеют много общего. Именно поэтому культура межэтнического общения является механизмом, который позволяет осуществлять совместную деятельность по созданию общих ценностей и единого социокультурного пространства, в котором могут полноценно развиваться и взаимодействовать представители различных культур.

Проблема будущего этнокультурных ценностей северокавказских народов в условиях глобализации зависит от того, как Северный Кавказ, принимая вызов открытости, может сохранить свою оригинальность. Ключевым условием решения этой проблемы является понимание процесса взаимодействия этнических культур в глобальном мире, то есть, что именно и как происходит процесс заимствования и общения.

 

АВТОР: Золотова Б.Х.