21.05.2012 2398

Социокультурные основы эзотеризма как нетрадиционного философского направления

 

Первое упоминание о ранних эзотерических школах относится к 8 тысячелетию до н.э., к Древнему Египту. Эзотеризм складывался в качестве обобщенного синтезированного учения о мире (и о человеке в нем) как о некоем едином пространстве, устроенном и живущем по единым законам, где познанное и непознанное, макрокосм и микрокосм требуют единого подхода к изучению. Эзотеризм формировался, как учение, позволяющее познать «внутреннюю сущность» вещей и явлений в их скрытой взаимосвязи и конечном предназначении, как учение приближающее к пониманию Истины, Мудрости, Разума и Любви, как учение доказывающее факт всеприсутствующего начала. Термин «эзотеризм» возник в эпоху эллинизма (4-3 вв. до н.э.), исторически он обозначал тайноведение, «внутреннюю доктрину» религиозного, философского или иного учения, доступную лишь прошедшим обряды высших посвящений. Эзотеризм (восходит к греческому ezoterikoj - «внутренний») - тип рациональности в культуре (наряду с религиозным и научным), подвергающийся, начиная с 9 века, осознанной концептуализации и рефлексии. Творцы и приверженцы эзотеризма усматривают его истоки в миро постигающих процедурах, а также в психо - и антропотехниках, присущих Христу, Будде и гностикам Эзотеризм можно определить как одну из альтернативных форм мышления и мироощущения человека. Эзотерическая действительность - это действительность духовная и витальная. Эзотерическая истина адресована, прежде всего, самому человеку, только через него - внешнему миру. Основными характерными чертами эзотерического мышления являются: очевидность и красота объяснения; особое (эзотерическое) отношение к миру; резкая критика всех ценностей культуры; уверенность в существовании истинного мира и реальностей и возможность отдельных людей войти в этот истинный мир. Отличительной особенностью является то, что эзотерическое учение и эзотерическое знание не существуют без эзотерической практики, эзотерической жизни.

В настоящее время обозначились, по крайней мере, четыре парадигмы эзотеризма: философская, религиозно-критическая, традиционалистская и оккультистская, между которыми разворачивается символическая борьба. В диссертационном исследовании центральное место занимает философско-научная парадигма. Представителями философской парадигмы являются Н.А. Богомолов, И.А. Исаев, И.Т. Касавин, Ю.В. Курносов, Т.Г. Лешкевич, Б.И. Пружинин, О.И. Рабинович, В.М. Розин, JI.B. Скворцов и др. В нашем исследовании особое внимание уделяется трудам Т.Г. Лешкевич, В.М. Розина, Л.В. Скворцоновой эзотерической практики является мистический опыт. Распространено представление об эзотеризме как субкультуре, в которой обобщаются оккультизм, герметизм, мистицизм, магия, Восточные духовные практики.

Т.Г. Лешкевич, определяя эзотеризм, предлагает разделить его на четыре вида. «Во-первых, это знание оккультных сил, пробуждаемых в природе посредством определенных ритуалов и обрядов. Во-вторых, знание каббалы, тантрического культа. В-третьих, знание мистических сил, пребывающих в звуке, в мантрах. Другими словами, знание законов вибрации и магическое действие, основанное на знании типов энергий природы и их взаимодействия. В- четвертых, это знание Души, истинной мудрости Востока, предполагающей учение герметизма». По мнению М.В. Розина, сущность эзотеризма раскрывается в основных идеях эзотерических учений, которые заключаются в следующем: «убежденность в иллюзорности обычной жизни (то, что мы видим, - не подлинное бытие, а всего лишь Майя); соотнесенность микрокосмического плана с макрокосмическим; придание большого значения в жизни человека психических центров; а также в особенностях психотехнической работы человека над собой и др.».

Под «эзотерическими» учениями М. Элиаде, понимает те «религиозно - философские системы представлений, которые лежат в основе оккультных методов и ритуалов; то есть речь идет об отображениях в сознании природы и космоса, эпистемологическом и онтологическом отражениях истинной реальности; эти отображения образуют определенный объем знаний, дающий основание для оккультных процедур». «Под оккультизмом, - пишет М. Элиаде, - я понимаю целенаправленные действия, методы и процедуры, которые: а) привлекают тайные или скрытые силы природы или космоса, не поддающиеся измерению и пониманию средствами современной науки, и б) имеют целью получение результатов, таких, как эмпирическое познание хода событий или изменение их по отношению к тому, какими они были бы без этого вмешательства... Далее, поскольку субъектом оккультной деятельности является не всякий, но человек, обладающий специальными познаниями и квалификацией, необходимыми для вышеупомянутых методов, а так же поскольку эта квалификация приобретается и передается социально (но не общедоступно) организованным, подчиненным определенным нормам, причем ритуализованным образом, мы можем называть эти методы оккультными науками или оккультными искусствами».

Рассматривая проблему определения «эзотерического» и «мистического», Е.А. Торчинов, утверждает, что «слово «мистика» употребляется в литературе в нескольких совершенно различных значениях, что создает терминологическую путаницу: 1) для обозначения переживаний единения или слияния с онтологической первоосновой мира и всякого бытия вообще (Бог, Абсолют и т.п.); 2) для обозначения различного рода эзотерических ритуалов (мистерий); 3) для обозначения различных форм оккультизма, порой ярко выраженного пара научного характера - магии, астрологии, мантики и т.д. Понятно, что все эти явления совершенно гетерогенны и обычно имеют совершенно различную природу, что делает слово «мистика», вводящим в заблуждение и создающим препятствия для понимания. Кроме того, слово «мистика» в силу специфики иудео-христианского (европейского) восприятия таких проблем, как вера и знание, вера и разум стало прочно ассоциироваться с иррационализмом и чуть ли не с обскурантизмом, что создает сразу же если не реакцию отторжения, то, по крайней мере, предубеждение у современной научной и философской аудитории при обращении к проблемам мистического опыта».

В философско-научной парадигме эзотеризма взгляд на классификацию эзотерических учений остается неоднозначным. По мнению Л.В. Скворцова, исторические формы эзотерического знания являются основанием для выделения общих его типов. Л.В. Скворцов сводит их к трем: метафизический, эмпирический и организационный. Метафизический эзотеризм характеризуется наличием универсального, абстрактного представления об истиной сущности Бытия, первооснове феноменального мира. Эмпирический эзотеризм носит прагматический характер. Он опирается на магическую практику, на опыт непосредственного применения тайных средств для достижения нужных человеку целей. Исторически сформировавшиеся цели эмпирического эзотеризма - это поиск панацеи как универсального медицинского средства, философского камня как средства превращения любого металла в золото, вечного двигателя, дающего человеку неисчерпаемый источник энергии. Эмпирический эзотеризм может становиться частью народной культуры - гаданий, заговоров и т.д. и т.п. Сама вера в разного рода тайные средства может играть роль исцеляющего психологического фактора. Бытовой эзотеризм, связанный с секретами врачевания, знанием заговоров, средств спасения от «дурного глаза», - явление, достаточно широко распространенное и в наши дни. Наблюдается также и сохранность систематизированных форм эмпирического эзотеризма, таких, как астрологические прогнозы, хиромантия. Организационный эзотеризм. Там, где получают распространение эзотерические знания, противостоящие официальной ортодоксии, появляются и закрытые, тайные организации. Тайная деятельность может иметь оборонительный и наступательный характер. Она может использоваться и в качестве средства укрепления государственной власти, и как средство борьбы с ней. Вместе с тем организационный эзотеризм может основываться на особой дисциплине, нравственной подготовке, обетах молчания, строгих правилах жизни, при этом он становится средством достижения сугубо светских целей.

Следует отметить, что Л.В. Скворцовым рассматривается проблема аутентичного эзотеризма, который существует в двух основных формах - традиционной и современной. Традиционный эзотеризм оказывается возможным постольку, поскольку он не знает критики разума, а значит, и неразрешимости метафизической проблемы. Современный эзотеризм имеет феноменологический характер, т.е. отталкивается от эмпирически данных реалий. Это влечет за собой фундаментальное изменение парадигмы эзотеризма. Традиционный эзотеризм относил мир, являющийся критерием истинной жизни, за пределы эмпирической действительности. Современный человек видит и сложнейшие загадки, и из них же он пытается построить храм своей жизни. Вместе с тем происходит смена парадигмы, специфическая трансформация эзотеризма, его трансплантация в феноменальный мир. Потаенное и необычное не только перекочевывает в политическую жизнь и повседневность человека, но и осуществляет прорыв в крепость науки с помощью летающих тарелок, хилеров, парапсихологических и иных явлений, которые не поддавались толкованию с помощью сложившихся в науке методологических принципов и поэтому отвергались. Теперь же это противоречие признается «нормальным», и это ставит под сомнение безусловность прежней научной ментальности. Современный эзотеризм не вытекает из герметической традиции в узком смысле этого слова. Здесь возможны лишь некие внешние аналогии.

По нашему мнению, для исследования данной проблемы следует раскрыть аспекты проявления эзотеризма:

- онтологический;

- гносеологический;

- аксиологический;

- праксиологический.

Используя предложенную нами классификацию, а также круговые схемы (круги Эйлера), появляется возможность раскрыть смысловое содержание эзотеризма.

В целом, следует отметить, что эзотеризм - это особая разновидность существующей в обществе духовно - практической деятельности. Поскольку эзотеризм включает в себя в значительной степени разнородные структурные элементы, то в различных исторических условиях они могут играть различную роль и выполнять различные социокультурные функции, что необходимо отразить в процессе исследования современной эзотерической культуры.

Эзотеризм как социоисторический феномен отличается противоречивым характером. Во-первых, любое эзотерическое учение создавалось в течение длительного периода, впитывая в себя элементы как религиозно - мистических верований, так и научных идей определенной исторической эпохи. В эзотерических учениях находили отражение те или иные уровни развития социальной жизни, конкретно-исторические представления людей о мире. Во-вторых, осмысливая диалектику эзотерических и культурных ценностей, необходимо руководствоваться принципом историзма, рассматривая их в генетическом и прогностическом контекстах. Необходимо отразить роль ценностей в процессе самоопределения личности в эзотерической культуре. Следует учесть также то, что связь и общность эзотерических и культурных ценностей не исключает определенной специфики в их возникновении и формировании. Несмотря на богатую эзотерическую культуру, духовные ценности шире эзотерических и включают последние в качестве своей подсистемы, ее полноправной части, в связи с этим эзотерическую культуру следует выделить как субкультуру.

Однако не менее важно осознавать то, что связанное с эзотеризмом не может быть признано высшей ценностью и иметь общечеловеческую значимость. Эзотеризм следует интерпретировать как внутреннюю, скрытую сторону социальных и природных процессов и явлений. При этом универсальность эзотеризма проявляется в его вечном существовании и исторической изменчивости его содержательных аспектов.

По нашему мнению, онтологический аспект эзотеризма проявляется как переживание своей принадлежности к бытию (Универсуму, Абсолюту), «включенность» в него, возможность проникновения в него и взаимодействия с ним, Л.В. Скворцов в своей работе «Гипотетический эзотеризм и гуманитарное самосознание» пишет, что «эзотерическое знание является результатом особого опыта. Оно образуется путем духовного движения человека внутрь себя самого. На этом пути человек проходит определенные стадии, ступени, которые возвышают его над феноменальным миром, приводят к гармонии с самим собой. Эзотеризм формировался как учение, позволяющее познать внутреннюю сущность вещей и явлений в их скрытой взаимосвязи и конечном предназначении; как учение, приближающее к пониманию Истины, Мудрости, Разума и Любви; как учение, доказывающее все присутствие божественного начала. Ключевым аспектом эзотерического знания является творческое воображение, позволяющее установить органическую связь Абсолюта, Космоса и Человека. Через эзотерическое знание человек определяет мир как собственный дом». Эзотеризм постулирует, что Вселенная устроена намного сложнее, кроме видимого известного нам мира, существует другой, невидимый, который в не меньшей степени влияет на происходящее вокруг. И человек должен учитывать это, соотнося свое поведение с определенными закономерностями. Одним из основополагающих моментов эзотеризма является то, что Вселенная живет по одним общим законам и все во Вселенной взаимосвязано. Эта связь осуществляется за счет энергии, наполняющей и пронизывающей все миры.

Аксиологический аспект эзотеризма акцентирует внимание на проблеме эзотерических ценностей. Изучение проблемы ценностей имеет давние традиции в философии. Так, ценность может пониматься как субъективный феномен, источником которого является совокупность интеллектуальных и психологических, нравственных особенностей личности, проявляющихся вовне, так же, как переживание субъектом объективной реальности, объективных условий своего существования. Для нашего исследования интерес представляет понимание ценности как ориентира жизнедеятельности субъекта в объективном бытии, связывающего его индивидуальность с мировым многообразием форм существования, как способа самореализации человека. По мнению Л.В. Баевой, «в структуре ценности можно выделить следующие компоненты:

- Устремленность;

- Цель-символ;

- Цель-понятие».

Проводя аналогию, аксиологический эзотеризм проявляется, во-первых, в символичности, воплощает собой иррациональный смысл как ориентир для самореализации. Все воспринимается в духовной (эзотерической) реальности как символы, знаки, наполненные глубинным теоретическим смыслом, которые объединяются в понятиях «Абсолют», «Дух», «Свет», «Путь» и т.п. По нашему мнению, в эзотеризме доминирующей компонентой является «цель - символ». Л.В. Баева пишет, что «большая часть ценностей имеет вне понятийный характер, не логический, а сакральный, мистический, бессознательный. Символическое наполнение присутствует в большей или меньшей степени в ценностях любого типа, но является приоритетным в структуре ценностей нравственной и духовной сферы». Так, можно привести цитату К. Кастанеды: «Каждый путь - это всего лишь путь, и ни в тебе, ни в других нет ничего, что препятствовало бы тебе покинуть его, если таково веление твоего сердца... Смотри на всякий путь пристально и внимательно. Испытывай его столько раз, сколько тебе представляется возможным. Затем задай себе и только себе один вопрос... обладает ли этот путь сердцем? Если да, этот путь хорош; если нет, он бесполезен».

Во-вторых, во взаимосвязи аксиологического и гносеологического проявлений эзотеризма выстраиваются такие ключевые характеристики эзотеризма, как истина и вера. Традиционно специфика веры, ее природа и роль исследовались прежде всего в сравнении со знанием, что составляет гносеологический план изучения феномена веры. Вместе с тем феномен веры не может быть помещен в строгие гносеологические рамки «истинного - ложного». В акте веры познание объективного мира опосредовано ценностным отношением личности к этому миру. Вера выступает ценностным компонентом общего процесса познания, так как мир для человека - это не сумма его объективных качеств, и человек не является самим собой без мира духовных ценностей, эмоциональных симпатий и антипатий, идеалов и стремлений. А они открываются не истинностной стороне сознания, а духовно-эмоциональной, выражением которой является вера. «Мистическое проникновение начинается с ощущения, что тайна раскрыта, что истинная мудрость внезапно стала очевидной. Чувство очевидности, открытости истины приходит раньше, чем какое-либо конкретное понимание. Первым и непосредственным результатом мистического просветления является вера в возможность самого этого способа познания, который можно назвать откровением, или интуицией, и который противоположен чувству, рассуждению и анализу - слепым проводникам в трясину иллюзий. Тесно связано с этой верой и представление о реальности, существующей «по ту сторону» мира явлений и совершенно от него отличной. Восхищение этой реальностью часто доходит до поклонения ей; считается, что она всегда и везде рядом, прикрытая тонкой вуалью из чувственных представлений, готовая - для восприимчивого ума - блистать во всем великолепии даже сквозь несомненную глупость и порочность человека».

Поэтому, помимо гносеологического, феномен веры заключает в себе и аксиологический смысл. Исследуемая в этом плане вера формирует ценностно-смысловую структуру сознания личности.

В-третьих, эзотеризм как смысложизненная ценность, указывая на отношение между устремлением и самой целью, проявляется в выявлении потенциала собственного «Я», в накоплении мистического опыта, позволяющего выйти за пределы человеческих возможностей. М.В. Розин отмечает, что «к фундаментальным тезисам эзотеризма относятся: критика ценностей обыденной жизни и культуры; вера в существование иной, подлинной эзотерической реальности; убеждение, что человек способен интегрироваться в эту реальность - при непременном условии трансформации своей личности, интенсивности духовной работы, переделки себя в другое существо; признание соотнесенности микро- и макрокосма; важность освоения психотехник. Конечная цель эзотерических усилий, нередко обозначаемых как «полет в себя», - попадание в истинный мир своего учения: душа «сама сподобится стать духом».

В аксиологическом аспекте эзотеризма центральное место занимает проблема духовности. «Смысл духовности - как раз в ее эзотеричности. Духовное отношение к жизни - это эзотерическое отношение». Отсюда бердяевское учение о «символичности» культуры и бытия человека: «Культура по природе символична, в ней даны лишь символы, знаки иного духовного мира, но сам этот мир непосредственно реально не достигается кризис культуры начинается в обнаружении религиозной воли к реальному преображению жизни, к достижению нового бытия, новой земли и нового неба».

В аксиологическом эзотеризме также следует учесть ценность судьбы человека как индивидуального пути. Согласно эзотерическим концепциям, каждая духовная монада имеет свою собственную, неповторимую траекторию движения к совершенству, реализующуюся через ряд рождений. Венец развития - единство с Абсолютом, но оно достигается по-разному, причем глубоко ценен любой путь, независимо от того, как он выглядит в сравнении с человеческой социальной шкалой. Критерием «эзотерического успеха» является духовный рост и позитивное доброжелательное мировосприятие. В связи с этим значение индивидуального облика судьбы возрастает, этот облик становится самоценным. Установка на внутреннюю ценность индивидуальной судьбы, какой бы драматичной и трудной она ни была, дает человеку огромную жизненную силу, которая так важна в годы социальных и личных потрясений. Эта установка включает ряд запретов, которые могут быть сознательно приняты и стать реальными регулятивами переживания и поведения.

По мнению Л.В. Скворцова, «в основе традиционного эзотеризма лежит идея гносиса как движения к мудрости, являющейся результатом интуитивного откровения, видения скрытых явлений, постижение которых определяет духовную трансформацию человека. Через эту трансформацию к своему нравственному спасению. Традиционное эзотерическое знание связано с ритуалами, с постижением смыслов символов, с помощью которых человек из профана превращается в знающего смысл»

По нашему мнению, основой взаимосвязи аксиологического и гносеологического аспектов является процесс самоопределения личности, самопознания, формирования эзотерического сознания и самосознания, поиск духовной истины. Важнейшими компонентом являются интенциональность и «эзотерическая рациональность», которые не ограничиваются эмоциональной сферой, а включает в себя волевые акты (эзотерические практики) и функции, которые связаны с проявлением рефлексии, мышления в отношении приобщения к высшему, а также осмысление и поиск причинно-следственных связей.

Поиски истины характеризуют эзотерическую мысль вне зависимости от исторической эпохи. Более того, та или иная форма ответа на вопрос: «Что есть Истина?», определяет ее духовное содержание.

Проблема истины - вечная тема эзотерических учений. Так, еще в античной Греции господствовали три идеала - Добро, Истина, Красота, сформулированные как внешние первоосновы общества, цивилизации. Истина является честностью мышления и проявляется в науке, Добро есть любовь, заключающаяся в добрососедстве, в дружбе, филантропии и религии. Красота проявляется в совершенстве действий, сочетаемых с твердостью воли. В человеческой жизни эти три добродетели указывают на присутствие внутреннего «Я».

По нашему мнению, истина в различных своих проявлениях предстает неким регулятивным принципом личности, а ракурсы их рассмотрения, степень сопричастия, сопереживаемости следует рассматривать как важнейшую характеристику эзотерической культуры.

Будучи целостной и многомерной, истина как философская проблема предполагает, чтобы при исследовании учитывались как отдельные ее аспекты, так и взаимообусловленность. Раскрытие целостности истины как одного из важнейших духовных регуляторов практического, познавательного и оценочного отношения человека к миру и к самому себе основывается на диалектическом развитии ее живой реальной деятельности. Истина как идея помогает человеку сделать результат и процесс интуитивного, духовного и интеллектуального познания совершенным; она выступает организующей, целеполагающей, ориентирующеи в жизнедеятельности человека».

Ни один из таких конкретных признаков истины, как объективность (адекватность, соответствие), точность, правильность, достоверность, простота, обще значимость и т.п., взятых в отдельности, не может быть принят в качестве исходного в эзотеризме, определяющего, сущностного. Сущность истины - в содержащейся в ней идее-норме, регулирующей процесс приведения знаний к истинности и достоверности, к их обще значимости и практической и иной полезности, а сознания субъекта в состояние убежденности в качестве этого знания. Истина как идея обладает всеобщностью, абстрактностью, абсолютностью. Истинное применительно к различным формам социального бытия становится для субъекта положительно-значимой оценкой: истинностью, логической правильностью, точностью и т.п. знаний; добром, справедливостью, нравственностью, законностью. В истине и производном от нее истинном диалектически снимается благо и красота.

Истина - не простая идея, но руководство к действию, повелевающая директива и одновременно внутренний личностно-интенциональный императив. Истина как норма есть системное образование - система гносеологических, методологических, аксиологических и других социокультурных норм. Ценность истины как идеи проявляется только в отношении к субъекту. Будучи включенной в систему социальных отношений и деятельности, она выступает в качестве цели, нормы, метода для приобретения истинных знаний. Необходимым условием существования и функционирования истины в обществе является интеллектуально-интенциональное переживание субъекта, в котором разрешается противоречие между обладанием истинностью знания и ее обоснованностью.

Следует отметить, что эзотерическое учение в большинстве случаев понимается как духовная традиция, потому что подлинным содержанием духовной традиции является «движение к истине. Любая духовная традиция, в какой бы форме она ни представала перед нами, прежде всего, является предложением пути к истине. Основной ценностью любой духовной традиции является истина в том качестве, в котором она в соответствии с принципом времени, места и людей определяется. Любая духовная традиция содержит в себе рефлексию о том, что достижение истины есть самая сложная из всех задач, которые человек может поставить перед собой. В духовной традиции как таковой, на пути существует лишь единственная ценность - истина».

Творческая активность человека, которая строится на освоении эзотерической практики, в направлении определенного духовного ориентира, имеющего высокую значимость в процессе формирования своего внутреннего (индивидуального) и внешнего (общественного и природного) бытия, - праксиологический аспект эзотеризма.

По нашему мнению, важно выявить цель эзотерических психопрактик в учениях и параметр, характеризующий духовный уровень человека - способность к произвольному достижению измененных состояний сознания. «Человек может войти в этот подлинный мир, но для этого он должен изменить свою жизнь, решительно переделать себя. Собственно, жизненный путь эзотерика сводится к подобной переделке, включающей духовную работу и психотехнику». «Назначение человека - пройти путь, в конце которого находится истинный, эзотерический мир; условием этого является кардинальное изменение своего существа, работа над его трансформацией. Но эзотерическая реальность - это необязательно сверхъестественный или мистический мир. Эзотерической является любая реальность, вводящая в идеальный мир, предполагающая индивидуальный путь, индивидуальное творчество, особые установки и устремления индивида. Эзотерическая личность живет тем, что проходит в эзотерический мир, одновременно она творит его, создавая и уясняя эзотерическое учение». Эзотерическая практика не сводится к простым размышлениям: это особый образ жизни, судьба, жизненный путь, страстная устремлённость к эзотерическому миру как конечной жизненной цели, приверженность к идеальным формам жизни, известный аскетизм, работа над собой, установка на кардинальное изменение себя самого, горение и напряжение души. Но это и особая культура жизни, включающая в себя разработку эзотерического учения (или освоение его), психотехническую работу над собой (отказ от желаний, отклоняющих эзотерика на его пути, культивирование эзотерического учения, достижение особых состояний сознания, погружающих эзотерика в эзотерические реальности и т.д.).

По нашему мнению, можно сделать следующий вывод, что эзотеризм возможно определить как мировоззрение и образ жизни человека. Рассмотрение составляющих элементов эзотеризма как социокультурного явления позволяет утверждать, что мир представляет собой определенную целостность и единство. Онтологический эзотеризм основывается на идее порядка, который может представляться как Космос, Абсолют, Универсум, который гносеологически обосновывается и аксиологически выстраивается как условие существования мира в качестве единого целого. Эзотерическая реальность как символическая реальность, наполненная глубинным теоретическим смыслом, выстраивается на двух диалектически взаимосвязанных началах - истине, вере, которые в сою очередь являются смысложизненной ценностью для эзотерической личности, которая самоопределяется и самореализуется в поиске и выявлении потенциала собственного «Я», в накоплении мистического опыта, позволяющего выйти за пределы человеческих возможностей, что является основанием праксиологического эзотеризма.

В.И. Самохвалова отмечает, что «в поисках полноты в видении и объяснении мира человек обращается к эзотерическому знанию, чем и объясняется актуальность исследования эзотерической культуры. В эзотерическом познании нейтрализованы недостатки рационально-логических конструкций науки, субъективность искусства, мифотворчество религий, специализированность языка построения философских систем. Особенностью эзотерической модели мира является то, что в ней объектом становится не просто мир или просто человек, но человек как система и мир как система, образующие общую суперсистему. В этом супер мультиплете запечатлевается меняющаяся мозаика взаимодействия всех сил системы, и их совокупное действие отражено в каждой точке этого онтологического объекта и одновременно познавательного поля».

Таким образом, эзотеризм - это тренинг на умение свободно функционировать в мире смысла. Он не интересуется каким бы то ни было аспектом механической формы и занят исключительно душевным аспектом. Эзотеризм подразумевает жизнь, проживаемую в согласии с внутренними субъективными реальностями; постижение связи между силами и энергиями и способность использовать энергию для усиления, а затем и творческого употребления сил, с которыми есть контакт. Эзотеризм, являясь «Учением Вечной Мудрости», которое отражает аксиологическое отношение к социокультурной реальности, не относится строго к философии, искусству или науке, но в то же время эзотеризм является отчасти всем этим. Можно сказать, что эзотеризм является философией или наукой эволюционного процесса человеческого сознания, коллективного сознательного и бессознательного. Это позволяет охватить все уровни и планы мира, объясняя их причины, связи, иерархию, утверждая смысл и гармонию их сложных отношений, образующих устройство мира и определяющих его развитие.

Таким образом, эзотеризм представляет собой социокультурный феномен в современном обществе. Его социокультурное содержание проявляется во взаимообусловленности онтологического, гносеологического, аксиологического и праксиологического аспектов, что позволяет рассматривать эзотеризм как одно из направлений философской мысли.

Рассмотрев сущностное содержание эзотеризма, следует выявить специфику праксиологического и онтологического аспектов эзотеризма на основании анализа эзотерических учений, повлиявших на культурный облик современной России. Изучая соотношение гносеологической и аксиологичекой составляющих системы, важно показать особенности эзотерической культуры и ее функций, а также раскрыть проблему соотношения эзотеризма и самоопределения личности.

 

АВТОР: Иванова О.А.