24.05.2012 12707

Бытие личности в культуре

 

Проблема личности является одной из фундаментальных в области философского знания. Она нашла свое отражение в работах большинства крупных философов, антропологов, культурологов. Тема человека, личности решалась по-разному различными философскими школами и направлениями. Среди них можно выделить основные: объективно-идеалистическое понимание сущности человека, субъективно-идеалистическое, метафизически-идеалистическое, диалектико-материалистическое, иррациональное.

Важность решения вопроса человека-личности связана с его ролью как творца истории и культуры, как субъекта видов деятельности, культуро-образующего начала. Без анализа личности в ее многообразии и разносторонности невозможно понять исторический процесс в целом и изменения, происходящие в культуре, в самом общем смысле этого понятия, в частности. Так, Аристотель, выделивший человека как «разумное животное», лишь положил начало векторному развитию вопроса об определении человека и личности, философско-антропологической категории, заложил основу понимания личности как системы.

Проблема личности рассматривается с различных позиций и точек зрения, а именно:

- выявляется соотношение природного и социального в человеке;

- изучаются проблемы современного существования личности и влияния на нее технической цивилизации;

- обсуждаются различие и тождественность сущности, существования и бытия человека;

- выдвигаются положение о доминанте творческого и свободного начала в человеке;

- определяются критериальные черты личности;

- рассматривается категория свободы как высшей ценности, которой обладает личность;

- выделяется самосознание как определяющая черта личности и другие.

Все это указывает на сложность, многогранность проблемы личности и ее бытия. Рассматривать человека вообще и личность, как высшее выражение духовной субстанции и результат генезиса культуротворческих процессов, необходимо в совокупности всех ее составляющих и признаков.

Таким образом, мы приходим к потребности обратиться к личности как своеобразной, самобытной, динамичной целостности. Тем не менее, нельзя говорить о том, что это предполагает анализ составляющих личности, так как она представляется как органически неделимая, целостная субстанция, единая система.

Личность как целостность развивается, само развивается и реализуется в определенной среде, сложившихся условиях и обстоятельствах, в тесном взаимодействии с окружающим миром, миром культуры и социума. Бытие личности, как сложное образование, многогранно и многофункционально. Оно как важнейшая составляющая жизнедеятельности личности, имея исключительную значимость, включает в себя многочисленные подсистемы и структуры, которые, в свою очередь имеют определенную организацию и специфическое проявление.

Поэтому мы обратимся к рассмотрению личностного бытия как системообразующего феномена, возникающего в процессе развития и саморазвития личности в системе социальных условий и культурной практики.

Античность стала первой антропоцентрической цивилизацией, в рамках которой личность начала свое движение к самоутверждению и закреплению своей социокультурной ниши. Как отмечал Гуссерль: «Начиная с Сократа, тематизируется человек в его отличительной человечности как личность, - человек в его духовной социализированной жизни». Уже в Античности личностная свобода, определяющая статус, представляется неотчуждаемой и ценится выше физического выживания.

На наш взгляд, исключительное ценное и рациональное внес в проблему личности Лейбниц. Он на первый план выдвигает проблему самосознания как отношения человека к самому себе. Действительно, человек, как существо, не только воспринимает мир культуры, но и воспринимает свое восприятие, а отсюда определяется его социально-личностная роль и место в обществе.

Прав был М. Пришвин, когда утверждал, что «Человек, мало того, что сам встал на ноги, он поднял вместе с собой зеркало, и увидел себя, и стал внимательно всматриваться в свое изображение. Понять самого себя в зеркальном изображении скорее всего может только человек».

Таким образом, сознание человека позволяет оценивать себя извне, воспринимать себя как бы в зеркальном отражении, осознавать, понимать самого себя и реализовать в жизни. Человек способен понимать и адекватно оценивать реальный мир. Только человек обладает физической и духовной способностью к самосовершенствованию, только он может стать личностью, способной к осознанной своей деятельности, к творчеству, к целенаправленным и планомерным действиям, готовой к моральной ответственности. Таким образом, человек - это органическое, противоречивое единство природного и общественного, однако, сущность его социальна.

И. Кант определял личности как существа, которые могут сами себя определять, следуя закону, данному собственным разумом. В работе «Основоположения метафизики нравов» он высказал важное положение человеческой этики: личности - это такие существа, которых нельзя подчинять своим интересам, а необходимо защищать их интересы. Так подчеркиваются характерные свойства, грани личности как самодостаточной, независимой и свободной автономной субстанции. Н. Лобковиц, развивая эту идею, отмечает: «Личность означает, что я в моей самости, в конечном итоге, не могу быть управляемым никакой другой инстанцией, но принадлежу только самому себе». Свобода действий, свобода существования, самоопределение личности проистекают из самой ее сущности при одновременном, неразрывном взаимодействии с социальной средой. В человеке сущность и существование не тождественны, но они неотделимы друг от друга, взаимообусловлены и взаимозависимы.

Однако для возникновения, формирования личности не достаточно просто восприятия самого себя, необходимо общение, где личности находятся, взаимодействуют.

Г. Гегель в «Феноменологии духа» высказывает мысль о том, что личностное бытие предполагает признание, исходящее от другого. Таким образом, в значительной степени мы не можем осознать свое бытие как личности и главное - не можем осуществить ее ценностно-значимое развитие, если отсутствуют другие, которые признают нас как личность.

Новое звучание понятие личности обрело, благодаря Эдмунду Гуссерлю, для которого личность всегда была субъектом окружающего мира. Он считал, что бытие личности «...обозначает целенаправленную жизнедеятельность, производящую структуры духовного порядка; в самом широком смысле - это жизнь, творящая культуры внутри непрерывного исторического процесса».

Самосознание человека возможно только в процессе бытия среди других, вместе с другими в определенной среде. Это окружающий мир - не только и не столько природа, это - и другие личности, их отношения и взаимосвязи друг с другом, это - культурная среда.

В ходе развития социально-философских знаний уточнялись и дифференцировались отдельные проблемы исследования личности: ее биологические и социальные детерминанты, степени свободы личности по отношению к природе, обществу и самой себе, как индивиду, индивидуальности.

Очевидно, что если бы все люди были одинаковы, то не было бы успешного развития разнообразных сфер науки, социальной жизни, культуры. Одним из условий развития общества является сосуществование в нем многообразия индивидуальностей. Индивидуальность определяется, с одной стороны, спецификой наследственности, физиологической основы, с другой - особенностями той социальной среды, в которой человек формируется, той конкретной системы взаимодействующих между собой индивидов. Индивидуальность - это уникальное воплощение общечеловеческого в конкретной персоне, это то самобытное, неповторимое в человеке, что отличает его от других людей. Это особенности характера и психического развития, это неповторимая совокупность человеческих свойств.

Е. Быстрицкий отмечает, что «истоки индивидуализации человека следует искать во всем мире культуры». Именно культурной среде, в которую человек погружается с момента рождения, а по мнению ряда ученых, со времени зачатия, человек обязан своей безусловной индивидуальностью. В свою очередь, культура реализуется благодаря целенаправленной и осмысленной деятельности человека, имеющей индивидуальный характер. Но индивидуальность не является всеобъемлющим, охватывающим всю сущность человеческого бытия, определением.

Личность - понятие, включающее простого индивида и его индивидуальные качества, отражающее многомерное включение человека в культуру, его духовую сущность, для которой характерны свобода, творчество, автономность. Личность несет в себе черты цивилизации, историко-культурной эпохи, определенного образа жизни.

«Личность есть категория духовно-религиозная... не может быть частью чего-то: она есть единое целое, она соотносительна обществу, природе и Богу». В этом взгляде, принадлежащем Н. Бердяеву, подчеркивается именно духовное начало человека, его независимость и в то же время связь с другими личностями, с обществом и в конечном итоге, и прежде всего, с культурой.

Наряду с этим существует и другое мнение по данной проблеме, согласно которому невозможно противопоставлять понятие личность понятию индивид. А. Сервера Эспиноза в работе «Кто есть человек? Философская антропология» утверждает, что понятие индивид шире по отношению к понятию личности и является родовым, а личность лишь его разновидность. Неверным считается отождествление индивидуальности с телом, а личности - с душой. Подразумевается тождественность индивидуальных и личных свойств человеческого индивида. Автор предлагает не противопоставлять личность индивиду и согласиться с тем, что «человек - это личность, то есть индивид, имеющий рациональную природу».

Однако эта точка зрения представляется спорной, так как речь идет лишь рациональности, как категориальном признаке, не учитываются такие характеристики личности как способность к сознанию, самосознанию, самоопределению. Если личность - это рациональный индивид, то как быть в случае личностных изменений, приводящих, как мы говорим, к распаду личности, например, вследствие тяжелых болезней. Существование данных индивидов вряд ли можно считать жизнью личности. И тождество человек-личность-индивид представляется сомнительным. Мы предполагаем, что человек равносилен индивиду, но не всякий индивид - личность, хотя обладает индивидуальными свойствами и характеристиками.

По мнению В. Библера: «Личность - та ипостась индивида, в горизонте которой он способен перерешить свою, уже предопределенную привычками, характером, психологией, средой судьбу». Личность как призма, пропускающая через себя и преломляющая некую эманацию культуры. Индивид становится личностью в силу своей свободы и включения в мир культуры. Человек, будучи включенным в практическую деятельность, в обучение и воспитание, в различные сферы социальной практики, становится носителем общественной жизни, источником ее развития, представителем коллектива, социальной группы. Как человек и общество не тождественны, так и личность - не простая сумма общественных отношений, а уникальная, органическая, самореализующаяся система, обладающая внутренней безусловной свободой.

Постоянная возможность и необходимость выбора, и принятия решений, составляющая ядро сущности личности, порождает противоречия внутри самой личности. Многовековая, много векторная практика свидетельствует, что личность в большинстве случаев не склонна доверять принятие собственных решений кому-либо. Она «генетически» несет в себе сопротивление манипуляциям, воздействию, влиянию различных социально-экономических и духовных факторов. Она не свободна от них и в определенных ситуациях, в силу ряда причин, как об этом свидетельствует история, зависит от них и подавляется ими. Взаимоотношения между личностью и обществом достаточно сложны и многовариантны, но в основном они должны быть такими, чтобы общество способствовало развитию личности. В этом отношении справедливы слова А. Швейцера том, что «...когда общество воздействует на индивида сильнее, чем индивид на общество, начинается деградация культуры». Личности присуще стремление к самостоятельному творчеству, которое дается априорно и воплощается во включении человека в мир культуры. Личность способна создавать целые новые миры в области философии, культуры, искусства. Культурное творчество, способность делать выбор, творить, действовать предполагают наличие свободы внутренней и внешней, которая является высшей ценностью, свойственной только личности.

В условиях свободы выбора и реализации личность становится все более автономной, и возникает проблема отчуждения, кризис личности, который нашел свое отражение в философии экзистенциализма. Ключевой проблемой в широком смысле становится экзистенциальное отчуждение личности. Человек обречен, быть свободным, нести ответственность за свои поступки, создавать самого себя. Экзистенциалисты утверждают, что существование предшествует сущности, так как человек сначала существует, проявляется в мире и только затем становится таким, каким он сделает себя сам. В процессе творения своего «я» он переживает состояние одиночества и заброшенности. Личность может реализовать себя лишь в обществе и только таким путем сформировать свое сущностное ядро.

По мнению М.С. Кагана, человека необходимо рассматривать в соотнесении с его деятельностью, которая в известной мере является показателем и критерием оценки личностных качеств человека, его индивидуальной самобытности. Существует точка зрения, согласно которой «личность - характеристика человека в его социальных чертах». Она отражает состояние (личностное и общественное), но оставляет как бы в стороне деятельное проявление личности. Поэтому можно утверждать, что именно личность отражает меру овладения социокультурной средой. Личность в своей динамике является не только ярким отражением действительности, того социума, где происходит процесс ее самодетерминации, но и действенным воплощением субъективной сущности, определяющей уровень развития, самобытность и неповторимость мира культуры, в котором она объективируется.

Наряду с вышеназванными позициями XX век, характеризуемый как техническая цивилизация, высветил проблемы личности под новым ракурсом. Как отмечает В. Библер: «Она (цивилизация) требует активности человека, но не хочет, чтобы человек был личностью техническая цивилизация, технизированное и машинизируемое общество хотят, чтобы человек был их частью, их средством и орудием, они все делают, чтобы человек перестал быть единством и целостью, то есть хотят, чтобы человек перестал быть личностью».

Для того чтобы человек был приобщен ко всему многообразному богатству мира, к ценностям мировой и своей культуры, а не стал лишь отчужденным исполнителем воли идеологической и экономической олигархии, необходимо прилагать усилия к собственному развитию, самосовершенствоваться. Такой подход к пониманию культурологической и культурной сущности личности позволяет В. Ремизову сформулировать следующее: «культурологическая сущность личности предполагает такую целостность ее природных, психологических и социокультурных характеристик, где стержнем выступает мера ее включенности в творческую созидательную деятельность; уровень гуманистичности и нравственно-регулирующей рефлексии; степень ее социализированности, образованности, воспитанности». Указанным высоким критериям культуры личности отвечает далеко не каждый человек. В большинстве случаев, человек прибегает к использованию хорошо отложенных экономических и идеологических схем для удовлетворения своих потребностей. Если данная схема без труда срабатывает, упрощая мир, то она неразрушима. Человек должен обладать не только общественной направленностью, но и чувством личной необходимости в раскрытии своей индивидуальности, в том, чтобы его неповторимая жизнь состоялась.

Таким образом, целостность личности находится под угрозой возникновения не только внутреннего экзистенциального конфликта. Сама цивилизация, созданная человеком интеллектуальным, творческим, деятельным начинает отчуждаться от него, жить по своим законам, давить на личность, зачастую деформируя ее. Свобода, выбор, деятельность подчиняются ритму, новым «правилам», которые устанавливаются извне. Личность становится лишь частью огромного, глобального техногенного процесса, лишь винтиком и передаточным звеном в гигантском механизме компьютерных сетей, ультрасовременных технологий; он уже не может остановить и повернуть вспять свое создание - индустриальное общество.

По мнению Н. Бердяева: «Массовая техническая организация жизни уничтожает всякую индивидуализацию, всякое своеобразие и оригинальность, все делается безлично-массовым, лишенным образа». Наряду с облегчением физического существования человека техника порождает проблему духовно - эмоциональной жизни. «Природа - не бог, человек - не машина» - так в середине XVIII века великий просветитель Д. Дидро емко определил назревавший конфликт между человеком и техникой. Техническая цивилизация во многом находится в противоречии с сущностью человека, обладающего творчеством, уникальной индивидуальностью, способностью самореализации и самоорганизации, стремлением к свободе. Возникает конфликт несоответствия современной технической цивилизации организации внутренней духовной жизни личности.

Вследствие усиления технической мощи своей деятельности, человек отчуждается от естественной, природной среды. В стандартизированном обществе все труднее проявлять свою индивидуальность, становиться личностью, обладающей чувством прекрасного, и хранящей в своей сути культурные традиции, наследие прошлых поколений.

«Принцип личности и принцип культуры, - писали П. Струве и С. Франк, - вступая в многообразные и мучительные конфликты, тем не менее, по существу вытекают из одного источника - уважения к духу и творчеству». Отсюда следует, что «задача личности - творить культуру, озарять землю светом идеала, а задача культуры - беречь личность... ради того, что в ней живет дух, горящий правдой и творящий ее на Земле». В связи с этим, одной из проблем современного мира можно считать острую необходимость смены приоритетов общественного развития и перенос интереса, акцента с эскалации материального прогресса на человеческую индивидуальность, личность как духовное начало, находящееся в неразрывном единстве с миром культуры. Человек, духовно богатый, способен осознавать и переживать противоречия своей эпохи как свои собственные.

Однако не стоит воспринимать личность, человека лишь как общественно необходимый продукт, как существо социума и только для социума. Эта точка зрения, начиная с К. Маркса, активно развивалась советскими авторами, рассматривавшими всесторонне развитую, обогащенную культурой личность как средство построения светлого будущего. Забывалось о том, что каждая личность неповторима, она имеет свое лицо, свою независимую ценность. Происходила унификация личности, ее форматирование и тиражирование, согласно интересам правящей идеологии. Реально предавалось забвению, что личность в своем развитии базируется на культуре, традициях, обычаях, всей предшествующей истории народа, которую незаслуженно предавали забвению, а нередко и просто уничтожали.

Все вышеперечисленные авторы, точки зрения и выводы исходят из того, что рассматривают личность с позиций разума, с позиций сознательной и только сознательной жизни, чего, как свидетельствует сама жизнь, для такой сложнейшей системы, не всегда достаточно. Личность в определенной степени отождествляется с сознанием и самосознанием. Выделяются экстравертированные категориальные черты, имеющие ярко выраженную объективированную направленность, устремленность во внешнюю, окружающую среду. Подчеркивается неразрывная, тесная связь личности с миром социума, их взаимообусловленность и взаимозависимость. Данную позицию по отношению к вопросу определения личности можно в определенной степени считать ортодоксальной, традиционной или классической.

Однако по данной проблеме существует и иное представление, родоначальником которого является 3. Фрейд. Одну из проблем человеческой культуры 3. Фрейд определил, как необходимость найти целесообразное, то есть счастливое равновесие между индивидуальными притязаниями и культурными требованиями масс. Эта проблема обусловлена тем, что личность, прежде всего, индивидуальна, автономна, но в тоже время является частицей человеческой массы, в которой действуют специфические законы. Данный дуализм пронизывает всю жизнь современного человека. Перед ним стоит сложная задача: будучи охвачен массовыми процессами, он должен сохранять свои личностные качества и характеристики, противостоять гомогенизации общества. Современная литература рассматривает личность с точки зрения ее деятельности, ценностных ориентиров.

Особенностью взаимодействия человека и массовой культуры являются субъектно-объектные отношения, которые выражаются в неразрывной взаимосвязи, взаимовлиянии, зависимости друг от друга. Здесь ярко проявляется диалектическое единство культуры в целом и личности. Их существование напрямую зависит друг от друга. Там, где нет человека - нет культуры, там, где нет культуры - нет человека. Культура проявляется как необходимое условие существования человека.

Так, в теории основоположника французской социологической школы Э. Дюркгейма большое значение придается духовным и нравственным фактам жизни человека, как наиболее важным в процессе формирования личности. Личность вступает в тесное взаимодействие с культурой, обусловливая сам характер культурной жизни, ее уникальность, и, наоборот, под воздействием бытия в культурном мире происходит развитие человеческой индивидуальности. С одной стороны, личность, осваивая культуру, обитая в мире культуры, является объектом культурного процесса, подвергается постоянному воздействию социума культуры; с другой стороны - будучи творческой, созидающей, личность выступает как субъект культурного бытия, как субъект культуротворческой деятельности. Культура реализуется лишь благодаря личности, которая, являясь ее носительницей, посредством своей деятельности транслирует усвоенные знания, нормы, ценности.

Можно сделать вывод, что личность - структурированная, динамичная, открытая целостность, для которой характерны субъект-объектные отношения с окружающим миром, и особенно с миром культуры, с миром духовности. При этом развитие личности как целостной системы происходит в исторически - социальном пространстве, где историческое закрепляется, является основой как проявление объективной закономерности, преемственности и последовательности развития, базой для последующего современного развития. Это особенно важно в наше время духовного возрождения России. Личность как целостная система является динамичной, постоянно усложняющейся, приобретающей новое место и звучание в современном высокотехническом цивилизованном мире, а поэтому, является объектом постоянных новых поисков, подходов к изучению ее сущности и функционирования.

Русская религиозная философия (в лице В. Розанова, Н. Бердяева, Л. Шестова, С. Франка) стремилась доказать, что именно личность творит общественные отношения, а не общество - личность. Они считали, что социализированный и цивилизованный человек может быть обезличен. Главной тайной личности признавали тайну свободы от общества, природы, государства. В попытках самореализации и самоутверждения личность может полагаться только на внутренние усилия.

Однако, современный человек с трудом выделяет личную ответственность, полагаясь на семью, партию, веру. Человек, реализующий себя как личность, принимает в себя весь космос, всю историю, все человечество. Отличительной чертой данного подхода к проблеме бытия личности является рассмотрение человека в неразрывной связи с Богом, с духовным началом, как особой реальностью. Философы начала XX века считали, что идея личности, идея абсолютной ценности индивидуального человеческого существования могла возникнуть лишь на почве христианства.

Вместе с тем, находясь в русле рассмотрения этнической культуры, представители русской религиозной философии не учитывали, что личности присуще подражательное и массовое начало. Тем не менее, именно они предупреждали об опасностях массового общества и тоталитаризма.

Индивидуально преобразованным отражением общественного бытия является духовный мир личности. По мнению Л. Когана: «Материальная природа - фундамент Бытия, но есть и генетически связанная с ней, порождаемая ею, личным и общественным бытием и при этом глубоко самобытная, самосветящаяся духовная реальность, идеальное, не сводимое к вещественному субстрату. Духовный мир - ведущее, специфизирующее начало человека-бытия». Содержание духовного мира личности - одно из проявлений общественной сущности человека. Важным внутренним побудителем социальной деятельности личности является эмоциональная сфера, которая во многом обусловливает мировоззренческие и нравственные представления. Таким образом, можно выделить следующие факторы, детерминирующие жизнь личности: собственное «я», другие люди и окружающий объективный мир. Это неразрывные слагаемые бытия личности.

Н. Бердяев писал: «Бытие открывается в человеке и через человека». Так как культура является органичной частью бытия, можно сказать, что это высказывание характеризует путь развития и функционирования культуры: культура проявляется в личности и через личность. Культура является краеугольным камнем человеческого бытия. В мире культуры личность приобретает три ипостаси.

Во-первых, каждый человек - это объект культуры. Бытие личности, разворачиваясь и функционируя, находится в культурном пространстве. Изначально человек склонен к подражанию окружающих людей, содержит в себе активный, творческий потенциал. Его априорные творческие силы находятся в «свернутом» состоянии и ждут пробуждения под воздействием ряда факторов, побудительных сил. Ребенок социализируется, становится личностью под воздействием мира культуры, который окружает его со всех сторон. Таким образом, можно говорить, что первично человек испытывает на себе культурное воздействие, которое, начавшись в раннем детстве, в той или иной форме, степени активности, продолжается всю жизнь. Личность «усваивает» культуру. В этой связи будет закономерно выделение личности как объекта культуры.

Во-вторых, личность выступает как носитель культуры, когда ценности, знания, нормы, культурный опыт, всевозможные проявления мира социума трансформируются в сознании человека и превращаются в обыденное поведение, проявляющееся в отношениях с другими людьми и окружающим миром, в соответствии с индивидуальными качествами. Культура, таким образом, становится внутренним содержанием личности. Человек функционирует в культурной среде, являясь выразителем культурных ценностей.

В-третьих, личность - субъект культуры. Бытие личности реализуется через творческую свободу мысли человека, через духовное самоопределение. Обладая творческим, активным, динамичным, созидающим началом, личность не является пассивным наблюдателем. Сам человек создает, развивает культуру путем творческой самореализации своего «Я», своих способностей к культурной деятельности. Таким образом, личность является субъектом культурного творчества, субъектом культуры, придавая ей свою индивидуальность.

Все три стороны взаимодействия личности с культурой находятся в органической неразрывности. Находясь под постоянным воздействием культуры, усваивая ее ценности, культурный опыт, человек является объектом культуры. При этом он - постоянный носитель, обладатель уже накопленных культурных знаний. Но личность - не статист в мире культуры. Будучи субъектом культуры, человек сам, в силу своих индивидуальных способностей, внутренней потребности в самореализации, создает культуру. Просматривается синтез всех сторон взаимодействия личности с богатейшим, всеобъемлющим, многогранным миром культуры.

Культура обусловливает бытие личности, воздействуя на нее, как на объект и являясь в данном случае жизнеобразующим субъектом. В то же время культура, проходя сквозь призму личности, концентрируется в новом, создаваемом под воздействием всей истории культурного развития, произведении культуры, развитии культуротворческой мысли. Создается своеобразное «поле культуры». Человек - активный творец культуры, генератор и проводник новых идей, автор своеобразных составляющих, из которых слагается «здание культуры».

Подчеркивая созидательную деятельность личности, ее роль для окружающей действительности, В. Вернадский говорил о возникновении ноосферы, которая «...есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой... Перед ним открываются все более и более широкие творческие возможности». Вслед за ним, развивая учение о биосфере, русский ученый Н. Холодный отмечал, что «...деятельность современного человека направлена в основном на преобразование природы», что человек создает в ближайшем своем окружении своеобразную, отличную от естественной, среду, которая может быть названа антропосферой.

В своих работах академик Д. Лихачев подчеркивал, что человек живет не только в определенной биосфере, но и в сфере созданной деятельностью человека, которую он назвал «гомосферой» (или «человеко-окружением»). С момента своего рождения человек погружается в гомосферу, ощущает на себе воздействие культурных ценностей, передаваемых друг другу уже тысячами поколений. Человек получает нравственные и эстетические представления, характерные для той или иной культурно-исторической ситуации.

В любой культуре обязательно сохраняются, в большей или меньшей степени, традиции и культурная память поколений, которые и являются базой, краеугольным камнем, на котором затем и «возводится», постепенно, шаг за шагом, целостное комплексное «здание личности». Причем личность, обладая традиционной культурой современного ему общества, уже достаточно осознано может определять приоритеты в своем развитии. Имея прочную культурную базу, человек становится не просто потребителем культуры, но уже в состоянии совершать осознанный выбор и обращаться к соответствующим ценностям и образцам культуры.

Явно просматривается связь среды, в которой воспитывается и формируется личность с ее нравственно-эстетическими ценностями и представлениями, которые человек пронесет через всю жизнь. Именно ценности, сформированные на традиционной культуре, придают ту или иную окраску всей личностной деятельности и, что чрезвычайно важно, несколько трансформировавшись, пройдя сквозь призму жизненного опыта, будут переданы последующим поколениям. Неразрывная связь времен и поколений возможна лишь благодаря константе культурных традиций, которые, как показала история России XX века, несмотря на идеологический прессинг, сохранились и вызывают к возрождению подлинную духовность, существовавшую в российской культуре всегда.

Определяя законы, действующие в человеческой среде, Д. Лихачев выделил их по возрастающей: физиологический, биологический, социологический и культурный, как самый высокий уровень законов. Он подчеркивал, что в культурном уровне общества - его объединяющая сила. В этой связи актуальным является процесс гуманизации, обращения к духовному и душевному миру человека, интерес к отдельной личности, не как к части, винтику общества, а как высшей ценности культурно-исторического процесса.

По мнению А. Сахарова, именно внутренняя без духовность, при которой внешними факторами подавляются, вытесняются личная мораль и ответственность человека, и является наиболее глубокой и первичной причиной угрожающего человечеству упадка личной и гражданской морали. Следствием такого упадка является, в том числе и разрушительное распространение алкоголизма, наркомании, международного терроризма, рост уголовных тенденций мирового масштаба. Отсутствие глубоких культурных традиций приводит к формированию пассивной, духовно неразвитой личности, для которой чужды стремление к творчеству и духовному самосовершенствованию. Для такого типа личности характерно потребительское отношение к культурным ценностям и устойчивый настрой на самые примитивные образцы массовой культуры.

Таким образом, личность выступает как объект и проекция, отражение мира культуры. Одновременно она - носитель и субъект культуры в широком смысле этого понятия.

 

АВТОР: Климова Л. Е.