26.05.2012 9877

Содержание средств массовой информации и их влияние на формирование современного российского общества

 

Исходя из концепций, обосновывающих идею постиндустриального (информационного) общества, которые были нами, рассмотрены в данной работе, ключевое влияние будет оказывать на все процессы, происходящие в обществе (политические, социокультурные, экономические) наличие, владение и управление информацией. Средствам массовой информации как механизму связей с общественностью предназначена роль распространителей информации.

Связи с общественностью являются коммуникативным посредником между государством и населением, а информация является основным средством управления. Степень реализации данной концепции зависит от содержания той информации, транслятор которой - институт связей с общественностью, а распространитель - СМИ.

Социальные, политические и экономические изменения в России повлекли за собой крайне важные психологические и социальные последствия. Деидеологизация, распад социальных отношений привели к разрыву связей между индивидуумами и обществом. Человек перестал ощущать себя социально значимым субъектом. Имеет место превращение индивида в объект психологических манипуляций с помощью кампаний «черного» PR, давление со стороны средств массовой информации и информационно-компьютерных технологий.

Средства массовой коммуникации, оказывая мощное информационное воздействие на людей, зачастую манипулируют общественным сознанием, становясь орудием властных структур. Налицо попытки превратить mass-media в рупор потребительства и безвкусицы. Между тем, в обществе, ориентированном на потребительство и основанном лишь на купле-продаже, на подавлении и насилии, информационная система, являясь собственностью тех, кто преуспел в борьбе за власть, есть фактор социальной дезорганизации и дезинтеграции.

Мы считаем нужным отметить здесь, что при опросе допускалась инвариантность ответов, следовательно, общий процент часто превышает цифру «100».

Выявлены следующие общие тенденции и особенности функционирования СМИ в России:

- сокращение спроса населения на периодическую печать (в России центральную прессу читают 46 %, местную - 64 % граждан);

- падение доверия населения к СМИ (доверяют им 0 % населения, не доверяют- 56%);

- проявление интереса граждан не столько к политическим вопросам, сколько к бытовым проблемам и способам их решения;

- усиление контроля над СМИ со стороны власти;

- возрастание значения неподтвержденной информации (слухов).

При определении СМИ большинство экспертов характеризовало масс-медиа как «инструмент социального манипулирования» (48%).В контексте нашей работы важны также данные исследования о том, какая из функций сегодня преобладает в деятельности российских СМИ.

Мнения респондентов распределились следующим образом: о преобладании информационной функции говорят  8,8 % опрашиваемых; о преобладании рекламой - 0,6%;7,% и 5,9% респондентов настаивают на преобладании функции формирования общественного мнения, стиля жизни, передачи социального опыта и развлекательной функции соответственно % экспертов считают коммерческую функцию масс-медиа основной.

При этом представители власти отдали приоритет рекламной функции, журналисты и ученые - информационной.

Более половины экспертов (6% представителей власти, 55,6% журналистов и 59% ученых) выразили свое неудовлетворение деятельностью российских СМИ.

К разряду особенно острых проблем отнесены экспертами следующие:

- тенденция к манипулированию общественным мнением (45,9 %);

- коммерциализация деятельности СМИ (5%); правовая и социальная незащищенность журналистов (6 %).

Исследования показывают, что сложившаяся ситуация является, во многом, результатом финансового положения СМИ, определяющегося, согласно точке зрения экспертов:

- улучшение материального и морального стимулирования их труда 5%;

- получение и выработка ими своевременной и объективной информации, улучшение системы правового обеспечения их деятельности (по 4%).

Данные социологического исследования выявили следующее:

- существует тесная взаимосвязь между характером деятельности российских СМИ и проводимой в стране социокультурной, экономической политикой;

- произошла чрезмерная политизация и, одновременно, коммерциализация масс-медиа;

- содержание деятельности СМИ носит акультурный характер, т. е. отсутствует индивидуальность у каждого средства массовой информации в отдельности, отсутствует тенденция формирования общественного мнения;

- необходима полная трансформация действующей модели СМИ.

По аналогии с проведенным Академией социальных наук РФ и Институтом социально-политических исследований РАН в масштабах России анализом деятельности СМК было составлено и подготовлено исследование деятельности СМК в масштабе города Набережные Челны. Приведенные выше результаты позволили нам поставить цели и задачи, сформировать те общие тенденции, которые были характерны для масс-медиа 1996 г. и сравнить их с теми тенденциями, которые лежат в основе деятельности масс-медиа 00 г., т. е. проследить, происходит ли процесс трансформации и определить, что данный процесс из себя представляет.

Проведенное нами исследование посвящено этим и другим вопросам mass- media. В поле исследования находятся проблемы функционирования СМИ в г. Набережные Челны, их роль в формировании гражданского общества, влияние на сознание отдельно взятого гражданина и общественное сознание в целом.

В ходе проведения исследования были поставлены следующие задачи.

Установить, какие основные социальные функции выполняют mass-media. В частности, установить, реализуются ли следующие функциональные признаки их деятельности (разработанные исследователями Европейского института СМИ):

а) расширение горизонта (взгляда на мир) читателя (зрителя, слушателя);

б) уважение достоинства человека;

в) объективность в подаче новостей;

г) отражение плюралистического характера общества.

Определить, каким образом реализуются принципы, лежащие в основе деятельности института СМИ, в частности принципы:

а) ресурсного начала, поскольку информация является важнейшим ресурсом, без которого невозможна сама жизнь;

б) социального начала, порождающего проблему организации совместной деятельности и общения;

в) духовного начала, вызывающего необходимость знания и оценки происходящего.

Выявить общие тенденции и особенности функционирования СМИ и их влияния на население в городе Набережные Челны.

Определить, происходят ли в данном городе следующие процессы, характерные для России в целом:

а) падение интереса к mass-media, как следствие этого, сокращение спроса;

б) падение информационной обеспеченности населения;

в) усиление контроля над СМИ со стороны органов государственной власти;

г) повышение коммерциализации деятельности СМИ.

Определить в целом характер и степень воздействия СМИ на граждан и зависимость этого воздействия от их пола, возраста, рода занятий.

Выяснить, происходит ли в городе процесс формирования общественности и каким образом способствуют этому масс-медиа.

Выяснить, какова роль mass-media в межэтнических коммуникациях в городе, где проживают представители более десяти этносов.

Установить, являются ли СМИ стабилизирующим фактором в социальной, политической, экономической жизни города.

В основе настоящего исследования лежит метод анкетирования.

Анкетирование проводилось как среди представителей «четвертой власти» (экспертный опрос), так и среди взрослого населения города, таким образом, мы получили возможность проследить влияние СМИ на общественную жизнь города, как со стороны самих производителей информации, так и со стороны тех, кто воспринимает эту информацию.

Всего в исследовании было задействовано  45 человек (при общем количестве населения в городе Набережные Челны 5 тыс. представленная выборка репрезентативна).

Предметом исследования является деятельность СМИ как механизма института СО.

Объектом исследования являются журналисты и взрослое население города.

Журналисты выступили в качестве экспертов. Были задействованы представители следующих печатных изданий: «Челнинские известия», «Новый город», «Вечерние Челны», «Час», «Челны LTD», а также информационного агентства «Экс - пресс-Информ».

Были представлены также телеканалы «Челны-ТВ», «Эфир» и радиоканалы «Русское радио», «Европа плюс», «Мелодия». Общее-число экспертов составило 85 человек.

Из опрошенных журналистов 54,5% - женщины, 45,5% - мужчины.

Таким образом, мы можем сказать, что в исследовании приняло участие примерно одинаковое количество экспертов - мужчин и экспертов - женщин.

Большинство экспертов являются по этническому происхождению татарами. Однако, как мы видим, русскими является почти такое же число экспертов.

Татары 8,6%

Русские %

Башкиры 9%

Чуваши 4 %

Евреи 4 %

Украинцы %

Представители других этносов 9,%

По специальности большинство экспертов - журналисты

Достаточно большой процент составляют обладатели диплома учителя % (из них учителей русского языка и литературы -  4,8%). Экономистов согласно диплому - 9, %, инженеров - 6%, 9% экспертов не имеют специальности (общее среднее образование). Один из респондентов имеет две специальности: инженера и журналиста.

Приведем данные относительно общего стажа журналистской деятельности экспертов:

До года 0%

-  года 8,4%

- 0 лет 5, %

- 0- 5 лет 0, %

- 5- 0 лет ,9%

Более 0 лет, %

Таким образом, большинство опрошенных имеют опыт работы в сфере журналистики от трех до десяти лет.

Охарактеризуем теперь непосредственно деятельность представителей СМИ.

Из учредителей изданий, теле-радиоканалов, работники которых приняли.

Таким образом, учитывая факт, что учредители, как правило, являются и заказчиками, можно сделать вывод, что мы имеем дело с определенной цензурой. В то же время большинство опрошенных со стороны потребителей информации СМИ - читателей, слушателей, зрителей - отмечают, что цензура скорее препятствует, чем помогает деятельности «четвертой власти» (6 ,4 %), лишь 5,5 % согласны с тем, что цензура скорее помогает, чем препятствует (% считают, что не влияет, % затруднились с ответом).

В вопросе о знании «Закона РФ о средствах массовой информации» респонденты проявляют лишь частичную осведомленность о содержании данного закона.

Закон РФ о СМИ влияет на подготовку материалов для выхода в печать (эфир) незначительно, по мнению респондентов, исходя из чего опрошенные затрудняются отметить его положительную или отрицательную роль и степень влияния, но склоняются все же к положительному характеру воздействия.

Объяснить это можно, в первую очередь, лишь поверхностным знакомством респондентов с Законом. Мы можем сделать здесь вывод о выстраивании журналистами содержания своей деятельности не в соответствии с правовыми нормами, заданными Законом, а в соответствии с требованиями, выдвигаемыми заказчиками.

Одной из основных целей своей деятельности журналисты считают выражение и защиту интересов граждан наравне с выражением точки зрения заказчика. Однако при этом практически ни одно издание (программа) не ставит перед собой задачи формирования какой-либо идеологии, хотя идеология является мировоззренческой доминантой всех культурных процессов. Достаточно не часто СМИ представляют в эфире и печати точку зрения самой редакции конкретных идей по организации общества. Масс-медиа выполняют заказ отдельных лиц (структур) и являются манипуляторами по своей сути.

Также не прослеживается четкой линии поддержки каких-то отдельных социальных групп, слоев населения. Хотя город молодежный, имеется более  0 вузов, интересы учащейся молодежи в городских средствах массовой информации мало и редко кто представляет, тем не менее, студенты вынуждены отдавать предпочтение определенным СМИ. Подобная ситуация наблюдается и с предпринимателями. Городская пресса, городские радио и телевидение ориентированы в основном на отстаивание интересов служащих и рабочих. Велик (для промышленного города с населением 500 тыс. человек) процент тех представителей СМИ, которые ориентированы на сельских жителей.

Здесь мы считаем нужным оговорить, что для получения более полной картины исследования на вопрос о социальной ориентированности того или иного СМИ для респондентов допускались различные варианты (до трех) ответов, таким образом общий процент превышает цифру «сто». Таким образом, представители СМИ не знают ни социальной структуры города в целом, ни социальной структуры своего издания или канала. Социальная ориентация носит стихийный характер.

Все издания, теле-радиоканалы, принимавшие участие в анкетировании, русскоязычные, однако подавляющее большинство респондентов указало, что на страницах их изданий (в эфире программы) чаще всего представляются интересы татарского этноса. Городские СМИ не выполняют своей основной задачи - установления взаимопонимания между гражданами. Между тем, в городе наблюдается широкое многообразие культур (татарской, русской, чувашской, марийской, еврейской, азербайджанской, украинской). Формирование гражданского общества может происходить только через углубление диалога культур, их взаимообогащение с сохранением культурного своеобразия каждого этноса, но без выделения достоинств какого-либо одного народа и его поддержки в различных политических или социокультурных ситуациях. Отсюда далеко не стабилизирующая роль городских масс-медиа в урегулировании проблемы межэтнических отношений.

Этническая ориентация городских СМИ, %

В городских СМИ не наблюдается той политизированности, которая характерна для общероссийских СМИ в целом в последние годы. Наоборот - почти никто из респондентов не ответил утвердительно на вопрос об имеющейся политической направленности своего издания или программы

Отсутствие политизированности масс-медиа говорит, с одной стороны, о наметившейся положительной тенденции - появилась возможность построения конструктивного диалога. Но с другой стороны, практически полное отсутствие, какого бы то ни было политического направления в СМИ подтверждает факт отсутствия идеологии, а значит и желания создать собственное культурное содержание.

Еще одно доказательство - стремление журналистов к объективности анализа событий лишь время от времени.

Ответы на вопрос:

«Стремитесь ли Вы к объективному анализу событий?» распределились следующим образом.

Большинство респондентов не стараются высказать свою точку зрения как журналисты, делая это лишь от случая к случаю (4 %). Достаточно много представителей масс-медиа, которые вообще не ставят перед собой задачи выразить собственное мнение (8,7 %). Только 0 % из опрошенных нами журналистов постоянно стремятся высказать свою точку зрения. Данные показатели свидетельствуют о невысоком профессионализме журналистов в городе. Как следствие этого мы можем отметить следующие моменты в функционировании набережно челнинских СМИ:

В основном деятельность городских журналистов заключается в отражении на страницах (эфире) своих изданий (передач) интересов учредителей, которые, как правило, являются основными заказчиками всех публикаций. Это означает определенный контроль над материалами и проводит к низкой объективности анализа событий.

Журналисты не стремятся к объективной и точной информации, не опираются в своей работе на закон РФ о СМИ.

Наблюдается практически полное отсутствие какой бы то ни было идеологической линии, а также социальной ориентации, что ведет к «обезличиванию» изданий и передач и низкому культурному уровню их содержания.

Масс-медиа не являются стабилизирующим фактором в установлении межэтнических отношений, отдавая предпочтение поддержке какого-то определенного этноса (который по своей численности лишь немного превышает другие).

Прежде чем привести данные исследования, полученные в результате анкетирования населения города, охарактеризуем эту группу респондентов.

При опросе читателей (слушателей, зрителей) были задействованы социальные группы студентов, предпринимателей, творческой, научной интеллигенции, рабочих и др.

Из опрошенных читателей (слушателей, зрителей) - 54,4 % - мужчины; 45,6 % - женщины.

По этническому происхождению 4 % респондентов - русские% - татары, 0,55 % - представители других этнических групп (башкиры, чуваши, евреи). Большинство опрошенных - в возрасте от 5 до 50 лет (4 %);

- до  5 лет-%;

- больше 50 лет - 0, %;

 - 5- 5 лет- 5,9%.

По роду занятий данные распределились следующим образом: Научный работник, преподаватель вуза  7,5 %; Предприниматель %; Учащийся, студент  8,9 %; Служащий  6,6 %; Творческая интеллигенция 5,5 %; Работник управленческого звена ,9 %; Пенсионер %; Рабочий, 7 %; Безработный %.

При этом 7,8 % респондентов имеют среднее специальное или неполное высшее образование,6 % - высшее;7 % имеют ученую степень, звание; у 8, % образование среднее.

Интерес к масс-медиа в последние годы в России в целом упал. Эту тенденцию отмечают многие эксперты (данные приводятся в статье Э. М. Андреева «СМИ и реформирование России»), Этот процесс прослеживается и в нашем городе. Регулярно к прессе обращается лишь 6, % опрошенных. Почти регулярно - 5 %. Почти половина опрошенных (45,45 %) знакомится с печатными материалами от случая к случаю. Число тех, кто очень редко читает газеты, и журналы составляет, 45 %. Из всех СМИ жители г. Набережные Челны, безусловно, отдают предпочтение телевидению:

- 65 % смотрят ТВ ежедневно  -4 часа;

- 0 % смотрят ТВ более 4-х часов каждый день;

- 5 % смотрят ТВ менее  - х часов в день.

По радио большинство слушает только музыку - 7 ,65 %. Музыку и короткие информационные выпуски слушает 6 %; только 5,55 % респондентов слушает различные радиопередачи (информационно-аналитические, спортивные, развлекательные) 4 часа ежедневно.

Такое соотношение может объясняться тем; что для большинства СМИ - способ заполнения досуга, (4,45 %); источником информации масс-медиа являются для  4,45 %; 8,80 % респондентов повышают с помощью СМИ свой культурный уровень; % - формируют свое мировоззрение.

Как следствие этого, наибольший интерес опрашиваемые проявляют к программам (статьям, рубрикам) развлекательного характера - 8, 4 %,  4,45 % - интересуются информативного характера материалом; 5,5% - аналитическими программами; ,66% - различного рода интервью.

Согласно проведенному исследованию, основным фактором, влияющим на выбор граждан в просмотре (прослушивании) тех или иных передач (обзоре прессы), является объективность и точность представления событий (54,45 %). На втором месте стоит профессионализм журналистов - 5%;

Средства массовой информации - это уже далеко не самый достоверный источник информации для жителей города. Между тем, создатели первых теорий массовых коммуникаций отводили СМИ, в первую очередь, роль информаторов. Власти, открывая первые газеты в XVII-ом веке в Европе, объясняли свое решение желанием предупредить распространение ложных известий.

В результате нами выявлена тенденция явного недоверия со стороны читателей (зрителей, слушателей) по отношению к материалам, представленных в различных средствах массовой информации

Характеристики СМИ, %Таким образом, СМИ для жителей города, как мы можем судить по приведенным данным, не выполняют своей информационной функции в полной мере и практически нереализованной остается функция просвещения. Но при этом зрители (слушатели, читатели) явно выделяют доминирование манипуляционной функции.

Исходя из вышесказанного можно отметить следующие основные моменты, характерные для восприятия современными жителями г. Набережные Челны масс - медиа родного города:

- Наблюдается снижение интереса к СМИ в целом, вызванного рядом причин, среди которых:

- отсутствие высоко профессионального мастерства журналистов;

- отсутствие (или недостаточность) объективности при воспроизводстве, анализе событий;

- низкий уровень культурного содержания статей (передач);

- неудовлетворенность потребителей освещением различных событий, происходящих, в частности, за пределами города и страны.

Прослеживается тенденция общего недоверия к средствам массовой информации.

СМИ в г. Набережные Челны для своих читателей, слушателей, зрителей являются источником заполнения досуга и развлечения, лишь очень немногие рассматривают их в качестве трансляторов духовных ценностей и тех, кто формирует общественность.

В результате исследования среди населения города и экспертного опроса мы пришли к следующим выводам:

Функциональные признаки деятельности СМИ реализуются частично, в зависимости от степени профессионализма журналистов и степени сформированности уровня культуры общества, т. е. СМИ и культура общества находятся в тесной взаимосвязи: с одной стороны, являясь распространителями знаний, масс-медиа пропагандируют культурные ценности и определяют, таким образом, культуру общества; с другой - содержание этой информации определяется мнением большинства среди читателей, слушателей, зрителей и соответственно уже их сформированным уровнем культуры.

Система СМИ г. Набережные Челны подвержена тем же процессам, что масс-медиа в целом в Российской Федерации, а именно настоящее время для СМИ в г. Набережные Челны характерны следующие тенденции:

- усиление контроля со стороны органов государственной власти над СМИ,  выражающееся, в частности, в том, что органы государственной власти являются учредителями и заказчиками многих печатных изданий, теле- и радиоканалов;

- снижение интереса к масс-медиа и общее недоверие;

- повышенная коммерциализация средств массовой информации.

Уровень журналистского профессионального мастерства не отвечает целям гражданского общества, отсюда низкий уровень культурного содержания представляемой информации, часто - отсутствие объективности и точности анализируемого. Наблюдается отсутствие социальной ответственности журналистов, нарушение профессиональной этики.

СМИ г. Набережные Челны не реализуют свою основную функцию - функцию «общественного посредника» между государством и обществом, обществом и государством, а также между различными группами общественности. Система масс-медиа в городе не является интегратором в условиях политической, экономической, социальной дезориентированности и разрозненности, так как она выполняет задачу информационной обеспеченности лишь узкого круга частных лиц, представителей высших кругов политической и экономической власти, манипулируя сознанием населения.

Налицо отсутствие в городе сформированной в какой-либо степени общественности, гражданское общество существует едва ли даже в зачаточном состоянии, поскольку СМИ не ставят перед собой задачи построения конструктивного диалога между государственными структурами и звеньями общества и не реализуют своей функции общественного посредника.

 

АВТОР: Кузнецова Е.В.