27.05.2012 15271

Информационная картина мира как социокультурная реальность

 

В условиях научно-технического прогресса и информатизации социальной реальности необычайно возрастает роль философии как «интеллектуальной терапии». И в этом плане обратимся к авторитету И. Канта, по мнению которого «величайшая и, может быть, единственная польза всякой философии чистого разума только негативна; эта философия служит не органоном для расширения, а дисциплиной для определения границ, и, вместо того чтобы открывать истину, у нее скромная заслуга: она предохраняет от заблуждений».

Эта функция философии - предохранить от заблуждений, как никогда значима в условиях глобальной информатизации человеческой деятельности. Различные направления современной философии так или иначе в центр своих концепций ставят информационный фактор, в котором усматривают технический сдвиг в экономике от производства индустриального к производству знания в форме баз данных и баз знаний, то есть в виде информационной картины мира. Информационная картина мира сегодня это социокультурная реальность, что подтверждается целым рядом причин.

Во-первых, современный социальный мир переживает информационно - технический этап своего развития, он существует в форме информационной цивилизации. Такая форма существования современного социума имеет высокие темпы изменений. Поскольку процесс информатизации затрагивает лишь часть социальных процессов, преобразуя их и создавая новые, то он особым образом связан с ранее освоенными и существующими формами системы социальных связей. Система отношений и связей этих социальных процессов получает отражение в представлениях и знаниях современного человека.

Современный мир насыщен техникой различной функциональности, особое место в ряду технических устройств занимают программно-аппаратные системы. Ведь, хотим мы того или нет, но общественное сознание нуждается в концептуальном характере осмысления происходящих перемен в связи с революционным характером использования компьютерной техники, «усиливающей» интеллект. С одной стороны, такая техника, становясь средством перехода человечества на новый уровень научно-технического прогресса, может развиваться только на основе полноценного, достоверного и исчерпывающего знания. С другой стороны, современная технология во все возрастающей степени концентрируется вокруг и на основе производства, хранения и распространения информации.

Помимо собственно технических и технологических составляющих мир современного человека стал лавинообразно заполняться различной информацией, то есть принципиально меняется окружение человека, во многом определяемое информационной революцией.

Во-вторых, картина мира является одной из основных бытийных характеристик человека как субъекта, понимающего и познающего мир, поэтому и картина мира трансформируется в связи с изменением информационного окружения человека.

Привычными для человека стали информационные технологии, информационные потоки, информационные продукты, образы которых закладываются в сознание современного человека. Эти предметы сегодня являются наиболее тиражируемыми, насыщающими предметный мир человека, так что можно говорить о формировании особого информационного мировоззрения.

В-третьих, интенсивное исследование информации в 1970-1990-е годы создало предпосылки к выделению информатики сначала в значительное дисциплинарное, а затем и интердисциплинарное научное направление. Именно развитие информационной области науки, начавшееся более полувека назад, привело сегодня к изменению многих видов предметной практики, деятельности, собственно человека

Сегодня наука перестала выполнять универсальную функцию в полагании задач и объектов информатики. Так, технологическая и потребительская области социальной жизни диктуют задачи для большинства исследований в соответствующих научных областях. Дальнейшие шаги в развитии информатики как дисциплинарной области науки во многом связаны с рефлексией оснований научной деятельности с отдельными дисциплинарными предметами. Одним из таких общих оснований можно назвать научный образ мира в его информационном аспекте.

В-четвертых, информационная революция как динамичный социокультурный процесс может привести к изменению миропонимания, миро отношения, мировоззрения человека. Вместе с тем меняется понятийный и теоретический каркас науки и философии. В то же время, общенаучная схематика и наука в той социальной значимости, как они утвердились в обществе еще с нового времени, трансформируются вместе с развитием человека и картины мира эпохи.

В-пятых, развитие информационной сферы общества актуализировало проблему взаимосвязи целей и задач, средств и инструментов, ценностей и норм научного исследования. Информационные технологии в виде специальных вычислительных процедур и инструментов используются сегодня в большинстве научных направлений. Современный ученый выступает как потребителем информационных продуктов, так и организатором эксперимента, конструктором коммуникаций, оператором по обработке текстов и т.д. Для эффективного решения задач ему требуется не только освоение набора инструментов, но и понимание принципов, моделей, схем, опираясь на которые он сможет различать то, что является собственно объектом научных исследований и то, что является инструментом для вычислений, моделирования и т.д.

Подход к пониманию того, как складываются отношения между информатизацией и формированием современной картины мира, вырастает из анализа диалектики взаимосвязи субъекта и объекта, в процессе трансформации социокультурной реальности, то есть создания научной картины мира на информационной основе.

Информация как атрибут сегодняшней информационной цивилизации, является общенаучным понятием, начав свой путь на страницах документов, газет и журналов начала XX века, оно затем перешло в разговорный язык. Объектом научного исследования информация впервые стала в теории журналистики в 1920-1930-е гг., и с развитием средств социальной коммуникации становилась объектом теоретизации в новых предметных областях, которыми явились теория связи, а затем и кибернетика. Между тем продолжали совершенствоваться средства коммуникаций, опредмечивались новые представления об информации. Именно эти представления и становились общепринятыми, так информация продолжала оставаться общеупотребительным термином, приобретая новые смыслы в искусственных объектах и языке повседневного общения. Эти смыслы информации так же стали объектом исследования науки.

В связи с этим уточним, что в современной научной литературе термин «информация» используется в категориальном значении и его употребляют в частнонаучном смысле. Будем солидарны с авторитетным исследователем в области информации А.Д. Урсулом и все многообразие точек зрения на информацию сведем к двум.

Согласно одной из них, информация рассматривается как свойство всей материи, как ее атрибут. Согласно другой точке зрения, информация присуща лишь самоуправляемым системам, составляющим биологическую и социальную формы движения. Противостояние этих точек зрения сохраняется в современной философско-методологической литературе. Информацию можно определить как содержание, формирующееся во взаимодействии материальных явлений, где одно представляет другое. В этом смысле информация как содержание репрезентируемого явления отличается от предметно-вещественной формы, выступающей ее носителем. Аналогично этому и картина мира, лежащая в основе мировидения человека, репрезентирует сущностные свойства мира и входит, следовательно, в класс идеального.

Картина мира есть целостный, глобальный образ мира, который возникает у человека в результате мыслительной деятельности в ходе его контактов с миром. При такой трактовке картина мира как субъективный образ объективной реальности входит в класс идеального и нуждается в опредмечивании в знаковых формах и в то же время, как и всякое образование, относящееся к классу идеального, имеет и неопредмеченный элемент. Поскольку совокупный опыт человека и человечества богаче объективированного в определенных образах картины мира, то элементы картины мира можно обнаружить в различного рода социокультурных фрагментах жизнедеятельности как неосознанные элементы жизнедеятельности.

На первый взгляд становление информационной картины мира укладывается в традиционную схему: объект-субъект познания-знания, которые ложатся в основание научной картины мира. Творцом научной картины мира, как и прежде, остается человек, но дело как раз в том, что появление компьютеров, которые благодаря микропроцессорной технике могут быть встроены практически в любой процесс, приводит к появлению новой формы рациональности - информационной. Возникает относительно самостоятельная и богатая информационная модель изучаемых структур, процессов, отношений познаваемой объективной и субъективной реальности. Более того, можно сказать, что информатизация всей науки, интегрируя фрагменты создаваемой информационной модели мира, способна создавать бессубъектные базы знаний, где познавательная деятельность будет осуществляться с помощью компьютеров. Вместе с тем широкое проникновение компьютерной техники в социальную жизнь человека идет параллельно с информационным взрывом. Известно, что объем научных публикаций во всем мире сегодня превысил все то, что было опубликовано от Возрождения и до наших дней, но разрешающая способность индивидуального чтения практически не растет, оставаясь где-то на уровне 300 книжных страниц в день, то есть нельзя читать быстрее, чем происходит процесс усвоения. Следовательно, в условиях все возрастающего количества научной информации проявляется тенденция убывания доли знаний, которыми в состоянии овладеть один человек, к общему их объему в общечеловеческом масштабе. Естественно, что возможность человека справиться с нарастающими потоками информации приходит в противоречие с исторически сложившимися формами и методами обучения, ориентированными главным образом на усвоение концептуально организованного знания, усугубляемое размежеванием большой науки и возможностями обычного человека. Здесь тоже просматриваются прогрессирующие ножницы между развитием науки и включением ее достижений в научную картину мира, которая усваивается общественным сознанием.

Тем не менее, в фокусе информационного взрыва остается мыслящий человек во всей социокультурной упаковке, которая тесно связана с его биосоциальной природой. Именно это обстоятельство заставляет обратить внимание на существенную особенность формирования научной картины мира в условиях, когда компьютерная технология не видит принципиальных запретов на создание всеобъемлющей научной картины мира путем сканирования всего мирового научного знания.

Все эти проблемы лишь часть проблемного поля, нуждающегося в философском осмыслении формирующейся картины мира в условиях процесса информатизации нашего общества, но не с точки зрения традиционной схемы субъект-объектных отношений, а с точки зрения самоорганизующегося, саморазвивающегося мира, в котором человек познающий, действующий, преобразующий создал компьютер, положивший начало процессу глобальной информатизации и микропроцессорной технологии. Во-первых, в отличие от прибора или инструмента использование компьютера не вносит возмущений в познавательный процесс. Во-вторых, компьютер расширяет интеллектуальные возможности познающего, а в отдельных случаях, сопряженный с прибором, может работать в автономном режиме, выполняя функции субъекта познания. Наконец, компьютер - это преобразователь информации. Под этим понимается традиционная схема, по которой мы привыкли рассматривать деятельность человеческого мозга. На вход компьютера поступают данные, которые преобразуются, после чего измененные данные появляются на выходе. Как и любой прибор, компьютер не может нарушать физические законы, но работа компьютера под управлением программного продукта обособляет его от внешнего мира, что дает возможность разыгрывать в нем любые сценарии, лишь бы в них соблюдалась внутренняя логика.

Человечество достаточно хорошо усвоило, что в основе эволюции органических форм движения материи лежит изменение информации, заложенной в ДНК, а не эволюция организмов как таковых. В социокультурном плане роль генетической информации выполняют механизмы подражания, обучения и овладения знанием. Немалую роль в этом процессе играет форма, в которую облачено знание. Научная картина мира как форма представления знания способствует успешному распространению информации в ходе культурной эволюции. Однако если мир един, то и картина мира должна включать пути объединения причинного и целевого способов самоорганизации.

Один из путей поиска общего для неорганической, органической и социальной форм механизмов самоорганизации - это анализ синергетического подхода. На этом пути возможны следующие варианты. Первый - история системы, в которую вписана социальная реальность, ограничено историей, начиная с Большого Взрыва. В этих пределах механизмы самоорганизации каждого качественного уровня развития материи имеют свой определенный интервал. Социальное в рамках такого подхода - ступень, этап объективного развития материи, но в рамках космического он обречен, так как, в конечном счете чужд космосу. Второй - история социума не просто интервал на долгом пути глобальной эволюции, а его суть, квинтэссенция. Этот вариант наиболее разработан в рамках антропологического подхода: «То, что мы ожидаем наблюдать, должно быть ограничено условиями, необходимыми для нашего существования». Третий вариант возник в связи с развитием информационной техники и технологии. Суть его в том, что в процессе научно-технического прогресса в рамках информационной технологии возможно возникновение информационной цивилизации, но не на биологической основе, а как закономерный этап космической эволюции. Если этот вариант рассматривать в рамках самоорганизации и саморазвития, то синергетический подход, основываясь на независимости механизма самоорганизации от субстратного подхода, должен опираться на информационный механизм эволюции материи. В рамках указанного подхода естественно предположить, что человек, создавая искусственные самоорганизующиеся информационные системы, стоит у истоков новой машинной цивилизации, способной создавать новую информацию для дальнейшей эволюции. Не приведет ли такой поворот эволюционного процесса к исчезновению самого человека из информационной картины мира? Присущий человеку антропоцентризм выдвигает известную посылку, что человек способен превращать все другие существа и предметы внешней природы в средства осуществления своей собственной природы.

Если человек и человечество сумеют оптимизировать свои отношения с природой, то история социального космоса будет выступать как саморазвитие человеческой сущности, не требующей перехода к пост социальному. В то же время широкие возможности по информатизации интеллектуальной деятельности человека превратят его из слепого участника глобальной эволюции в носителя управляемой эволюции при сохранении дихотомии биологического и социального. Причем биологические и социокультурные формы организации будут выступать взаимо дополнительными, вписываясь в более общие законы космической эволюции. Вот почему в мировоззренческих основаниях современной научной картины мира человечество все более осознает себя не как бесконечно малую космоса, а субъектом универсального действия. Универсальность действия субъект может сохранить либо на пути традиционно понимаемого социогенеза, где информатизация помогает взлету творческих возможностей человека, либо на пути включения разумной деятельности на небиологические формы эволюции, которые закономерно продолжат космологическую стадию эволюции универсума, где информация - атрибут материи.

Следовательно, в развитии общества информация всегда играла все возрастающую роль, так как общество в субстратном отношении является социальной формой движения, а принципы и законы функционирования социальной формы движения принципиально отличаются в информационных механизмах от механической, физической, химической и даже биологической форм движения материи все ускоряющейся тенденцией саморазвития. Эволюция организмов обеспечивается генетической информацией в ДНК, эволюция человека (культура) связана со способностью аккумулировать всю накопленную информацию в картине мира, но роль информации в ходе человеческой эволюции не ограничена репродуктивным процессом. Судьба нового знания тем успешнее, чем большее количество людей овладевает им, и сегодня мы можем вполне определенно заявить, что информация превратилась в ресурс, который при потреблении не только не убывает, а, наоборот, возрастает, порождая новую сферу существования человека - информационную картину мира. А поскольку речь идет в основном о научной картине мира, то так или иначе, но информационная картина мира проявляется через свойства научной информации.

Из определения понятия «научная информация», данное А.И. Михайловым, А.И. Черным и Р.С. Гиляревским: «Научная информация - это получаемая в процессе познания логическая информация, которая адекватно отображает явления и законы природы, общества и мышления и используется в общественно-исторической практике», видим что, эта формулировка содержит признаки, сближающие научную информацию с научной картиной мира, которую мы определили как целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающих в результате обобщения и интеграции основных понятий и принципов, отражающих то, как материя движется, и то, как она мыслит.

Аналогично научной картине мира, которая является лишь фрагментом более широкой формы организации знания, научной информацией является далеко не вся информация, получаемая в процессе познания объективного мира и духовной деятельности. Это означает, что научной информации, не зависимой от человека, не может быть и ее нельзя добывать, например, как сырье.

Научная картина мира не дана человеку природой, а вырастает из познавательных интенций человека с окружающим миром и появляется в пост физическом пространстве языковой картины мира и, следовательно, как объект, субстанционально выражена в знании. В свою очередь знание принадлежит к сознанию, или субъективности. Следовательно, конструктивная деятельность человеческого разума все более привязана в своей активности к научной картине мира, которая выступает и как источник пред знания, и как результат духовно - практической деятельности общества.

Вопрос об осознании этого знания, представленного в научной картине мира, связан, как известно, с рефлексией над знанием. Здесь можно напомнить такие формы, как «парадигмы» (Т. Кун), «исследовательские программы» (И. Лакатос), «нагруженность опыта» (К. Поппер), и т.п., выступающие дешифратором понимания в научном познании. Познающий считает понятными только те факты, явления, которые укладываются в рациональную схему познавательной установки и тем самым оправдывают его предварительные ожидания.

С конца XX века становится очевидным, что информатизация - всеобщий и неизбежный период развития человеческой цивилизации, период освоения информационной картины мира, осознания единства законов функционирования информации в природе и обществе, практического их применения, создания индустрии производства и обработки информации.

Известно, что появление книжного текста способствовало развитию абстрактного мышления, усиления способностей человека создавать модели мира, научные картины мира и оперировать ими. С помощью фонетического письма происходило совершенствование форм линеаризованного представления мысли и образа. Научная картина мира выступала как объект и способ мыслительной деятельности. В целом книжная информация способствовала стандартизации форм мышления, формированию профессиональных интернациональных языков научной деятельности в отличие от речевых форм индивидуальной деятельности.

С развитием компьютерной техники, машинизированных средств усиления естественного интеллекта, с внедрением безбумажных способов фиксации результатов мыслительной деятельности открывается возможность определенных инноваций в ее формах. Так, одним из распространенных методов при использовании компьютерной техники является имитационное моделирование, составной частью которого является информационно-вычислительная модель объекта, представленная в виде чисел и символов, на которую воздействуют алгоритмы и программы, а результаты выступают в виде модельного обеспечения для принятия решения человеком. Фундаментальный характер имитационного моделирования в рамках информационной картины мира определяется не только тем, чтобы один из самых важных методов в арсенале средств, позволяющих человеку эффективно использовать компьютер, но прежде всего тем, что микрокомпьютерная техника проявляет себя как своеобразный искусственный орган чувств, мышления и деятельности.

Создаваемая методами имитационного моделирования форма представления знаний ведет не только к формализации языковой картины мира, но и к формализации самой деятельности, а следовательно, и форм мышления, связанных с утратой личностного мышления.

В тесной связи с пониманием этих важных социокультурных изменений находится и вопрос о необходимости изменения всей системы получения, усвоения и закрепления знания, рассчитанного на усвоение навыков информационной культуры, адаптации к информационной технологии. В связи с информатизацией будет требоваться постоянное расширение и переосмысление профессиональных знаний, возникает непрерывный образовательный процесс.

Наиболее радикальные изменения информатизация и применение компьютеров вносят в те области научного познания, где необходимо оперировать большими и сверхбольшими массивами информации и проводить многофакторный анализ. Речь идет о прогнозировании погоды, космическом картографировании, управлении термоядерным синтезом и т.п. О значении компьютеризации указанных направлений говорит хотя бы тот факт, что Япония на проектные разработки суперкомпьютеров на ближайшие годы затратит более 500 млн. долларов.

Существенные изменения вносит применение информационной технологии в сфере научных разработок в биологии, медицине. Только на основе высокоразвитой компьютерной технологии возможно эффективное развитие генной инженерии. Слияние биологии с компьютерной технологией дает возможность дешифровать языки жизни, записать при помощи компьютера эти языки, подобно тому, как были дешифрованы языки исчезнувших цивилизаций. А это означает начало новой эры человеческой истории.

Следует заметить, что проблема информационного бытия возникла и развивается на волне компьютерной революции, делающей знание и информацию не только общедоступной, но и основным продуктом труда. Сегодня все больше ученых осмысливают информатизацию как ведущий фактор общественного развития. Да и затраты на конструирование знаний становятся соизмеримыми с затратами на обеспечение фондо вооруженности производственных процессов. Очевидно, человечество постепенно привыкает к мысли, что человек - это не только источник труда, но и источник знания, а поскольку современная промышленность также основана на науке, то знание превращается и в предмет труда. Вследствие этого знание и информация начинают оказывать определяющее влияние на все стороны материальной и духовной культуры современного общества.

Информатизацию можно рассматривать как конкретное проявление современного периода развития производительных сил человеческого общества. Суть этого проявления в объективном усилении роли достоверного, много охватного и опережающего знания практически во всех видах человеческой деятельности. Очевидно, объективные предпосылки, обусловливающие неизбежность информатизации, предопределяются исчерпанием возможностей экстенсивного развития производительных сил, осознанием ограниченности естественных ресурсов среды человеческого обитания, ростом сложности производственных отношений, появлением так называемых глобальных проблем человечества, требующих осознания его многомерного единства. Если резюмировать сказанное, то информатизация представляет формирование обоснованной и достоверной информационной картины мира, при этом важным является доступность данной информации каждой заинтересованной в ней личности. Конечно, важнейшим фактором является не просто пассивная доступность информации, а возможность ее использования в условиях мысле деятельности и жизнедеятельности. Технической основой информатизации является широкая компьютеризация и всеобщая коммуникационная связь. Научной же и методологической основой информатизации в широком смысле являются информатика, кибернетика и их прикладные направления.

Широкое проникновение компьютерной техники в социальную жизнь человека идет параллельно с информационным взрывом. Причем ряд исследователей его трактуют в предельно широком смысле, понимая как общесоциальный и культурный феномен, связывая достаточно прямолинейно с глубинными процессами развития противоречий современного индустриально развитого общества. Так, один из ведущих специалистов запада О. Тоффлер сводит этот аспект проблем современного общества к усложнению организационной стороны жизни. Современная информационная ситуация, по его мнению, напоминает ситуацию развития живых организмов от простейших форм (амеба) до сложнейших (человек), так как чем более специализированы и разнообразны части тела, тем больше требуется информации. Можно не согласиться с такой моделью развития современного пост неклассического общества, предлагаемого О. Тоффлером, тем более что подобная схема давно известна, а в данном случае она получила лишь информационную окраску. Однако, что представляется ценным у О. Тоффлера, так это концепция знаний как непреходящей социальной ценности. Более того, О. Тоффлер выделяет новый аспект «знания о знаниях». «Метаинформация, - пишет он, - становится ключом для контролирования каждой области. Старая идея о том, что знание - это сила, сегодня устарела. Чтобы достичь силы сегодня, вы должны знать о знании». Эту констатацию можно считать не апологией метазнаний, а некоторой приоритетной ориентацией на развитие сфер информационной технологии и новой компьютерной техники, связанной с промышленным производством знаний.

Достижения в области информационной техники и технологии, все более высвечивают тот факт, что знания становятся основным товаром, а компьютерная техника - лишь средство создания нового знания. Причем знание, получаемое с помощью компьютерной переработки накопленных массивов знаний, обладает качественной спецификой. Во-первых, этот товар может многократно продаваться потребителю, оставаясь в то же время у товаропроизводителя. Во- вторых, научное знание, став всеобщим товаром, становится массовым достоянием. Поэтому общедоступность информации и знаний лежит не столько в плоскости возможностей, представляемых компьютеризацией и насыщенностью средствами массовых коммуникаций, а в социальной плоскости. Однако интеграция современного научного знания, его интериоризация, опредмечивание и распредмечивание и ряд других проблем инвариантны в условиях применения современной информационной техники. Информационная техника является одним из основных элементов автоматизации труда в науке, на производстве, в быту, проникая во все области человеческой деятельности.

Например, регулирование с помощью компьютеров транспортных потоков на городских магистралях равнозначно расширению или прокладке новых улиц и т.п. В целом влияние информационной техники на все стороны жизни еще только начинает осознаваться. Тем не менее, ряд стран, в том числе США, Германия, Япония, создали национальные программы по разработке конкретных рекомендаций решения проблем информационного общества. Так, Япония в рамках программы «компьютеры нового поколения» определила пять проблем на период с 1990 по 2000 гг. Среди них повышение производительности труда в инженерном конструировании, сфере обслуживания, правительственном аппарате и сельском хозяйстве - первая проблема; интернационализация банка данных путем передачи миру накопленных знаний в счет преодоления ограниченности запасов энергии и сырья - вторая проблема; преодоление проблем, возникающих в связи со структурными и демографическими изменениями - третья проблема; повышение эффективности социальных институтов и уменьшение коммуникационных разрывов путем компьютеризации, информатизации всего общества - четвертая проблема. Наконец, создание эффективных информационных систем индивидуального пользования. Сюда входят информационные услуги и информационные занятия на дому теле почта, теле библиотеки, хобби-компьютеры и автоматизация бытовых работ.

Хорошо известно, что современные компьютеры могут представить выводимую информацию не только в виде графиков, таблиц, деталей, конструкций, но они умеют рисовать целые сцены и даже «оживлять» их, включая человека полноправным их членом. Погружение человека в компьютерную реальность сопровождается превращением ее в особую картину мира, где преобладает стандартизация разнообразных знаний, зависимость от машинных решений, снижение индивидуального начала, нарастают психоэмоциональные напряжения.

Рассматривая становление современной научной картины в свете информационной цивилизации, невозможно выйти за пределы влияния научно - технического прогресса на формирование понятийного каркаса картины мира, на возникновение новых форм рациональности и философской рефлексии. Именно поэтому в поле зрения методологов все более проникают социально - методологические проблемы, связанные с инженерной деятельностью по обработке знания, в том числе и самые современные направления научно- технического прогресса, связанные с компьютеризацией и концептуализацией в рамках баз знаний.

Ясно, что философия не может некритически зачислять в свою категориальную структуру термины, сформулированные, скажем, в техно сфере. Хотя еще до середины XX в. толковые словари давали ответ на вопрос, что такое информация, в нескольких словах, то уже специальный словарь по информатике насчитывает около 160 понятий, термины которых произошли от латинского слова informatio.

Становление информационной проблематики, прекрасно показывает Б.В. Бирюков: «Понятие информации вошло в науку, прежде всего через теорию информации, главным создателем которой был К. Шеннон. Импульсы к созданию этой теории шли от практических потребностей передачи сообщений по техническим линиям связи. Однако очень скоро понятия этой теории (а также понятия ею «навязанные») вышли за пределы не только техники связи, но и кибернетики и стали проникать в самые разные науки о живой и неживой природе - в физические науки и химию, геологию и изучение жизни, экономику и науку о праве, лингвистику и психологию, эстетику и логику. Видоизменилась сама теория информации. Развилась целая семья теорий информации, одни из которых генетически связаны с первоначальной концепцией К. Шеннона, а другие отталкиваются от присущих ей ограничений, - стремясь охватить информационным подходом те феномены смысла и ценности сообщений, которые остаются за бортом шенноновских методов по самой их природе. Если учесть прикладные аспекты этих теорий и особенно то место, которое занимают в кибернетике (технической и прикладной) вопросы, связанные с хранением, переработкой и использованием информации, то естественно напрашивается заключение, что мы присутствуем при становлении нового метода исследования - теоретико-информационного.

В последние годы даже в физической картине мира объекты исследования нетрадиционно стали рассматриваться как информационные системы. Например, в соответствии с этим подходом мировое вакуумно-космическое поле в каждой своей точке содержит всю информацию об объектах и состояниях мира аналогично свойствам голографических изображений. Мировое вакуумно-космическое поле как, информационно-волновой процесс как бы моделирует все многообразие происходящих процессов и может рассматриваться в контексте аналогии с центральным блоком субмегакомпьютера.

Информационные подходы широко используются в лингвистике, психологии, биологии и других науках. Например, информационный подход в генетике и молекулярной биологии позволил осознать роль молекул РНК как переносчика информации, а в нейрофизиологии информационные методы помогли понять механизм действия основного закона психофизики - закона Вебера - Фехнера о пропорциональности ощущения логарифму возбуждения. В целом появление точной количественной меры информации пробудили попытки использования понятия информации для самых разнообразных явлений. Вместе с широкой экспансией термина информации возникла проблема измерения ценности, полезности информации во всех сферах человеческой деятельности.

Возросшая сложность научного труда, необходимость повышения его эффективности привели к использованию машинных систем информационного обслуживания и как следствие - взаимообусловленность научно - исследовательской, научно-организационной и научно-информационной деятельности.

Причем возрастание удельного веса информационной технологии на экспериментальном, теоретическом уровнях, да и на уровне экспертной оценки сопровождается передачей информационным системам все более сложных задач. Сами эти системы начинают рассматриваться как интеллектуальные в структуре современного знания. Следовательно, научная картина мира становится невозможной без компьютерной техники, обеспечивающей последней информационное бытие, а значимость компьютера в структуре современного научного знания настолько существенна, что родилась крылатая фраза: современный исследователь рассматривает микроскоп через компьютер подобно тому, как ранее он рассматривал клетку через микроскоп.

Важно подчеркнуть, что развитие и применение компьютеров сопровождается становлением и развитием нового комплекса теоретических дисциплин, в число которых входят теория алгоритмов, абстрактная теория автоматов, исследование операций и ряд других. Иными словами, компьютерная технология, используемая в познании, ведет к становлению нового языка науки.

В этом плане обращает на себя внимание одно примечательное обстоятельство, связанное с построением естественнонаучной картины мира. Если такая картина мира включает то, как материя движется и как она мыслит, то возникает проблема связи физико-энергетических и системно-информационных аспектов объективной реальности. В неживой природе информационные процессы не играют столь важной роли в движении и функционировании материальных систем, как в живой природе и обществе. В неживой природе два важных атрибута материи - движение и отражение - кажутся органически не связанными друг с другом и существующими как бы параллельно. Эта связь становится явной и неизбежной в биосфере и ноосфере, в процессе сознательной деятельности людей. В соответствии с принципом включенности человека в научную картину мира взаимосвязь информации и сознания приобретает космологический характер. Это в свою очередь связано с тем, что антропологический принцип в космологии увязывает фундаментальные свойства Вселенной с обязательностью возниконовения жизни и сознания.

С позиций достижений современной науки становится все более вероятным, что факт возникновения сознания в определенном месте Вселенной в определенную космологическую эпоху имеет вместе с тем универсальное, космическое значение, уходящее своими корнями в фундаментальные свойства и структуры Вселенной.

Есть основания предполагать, что разумная жизнь, понимаемая как космический фактор, представляет собой своеобразный мост между физико-энергетическим и системно-информационным аспектами материи, между миром физических явлений и миром, выраженным посредством сознания. Сохранение, накопление и рост информации в огромной мере расширяют область взаимодействия материи и заключенной в ней информации, тем самым содействуя развитию сознания и рефлексивных форм самосознания. Сознание, приобретая относительную самостоятельность, становится активным фактором, регулирующим взаимосвязь физических явлений и информационных процессов в культуре современного общества.

Действительно, для воздействия на окружающую среду в нужном направлении человечеству необходимо обратиться к информации, овеществленной в человеческой культуре и выраженной в знаково-символической форме. Также и человеческое познание можно представить как сложное и опосредованное отображение мира материальных объектов и присущих ему информационных процессов в мире объективной информации, овеществленной в языковой картине мира. Следовательно, сознание человека, погружаясь в информационное бытие, превращает мир в себе в мир для себя как в локальном (земном) плане, так и в космологическом (вселенском), и осознание материей самой себя может рассматриваться как актуализация заключенной в ней информации, как преодоление известной разобщенности между физико-энергетическим и системно - информационным аспектами.

Научно-технический прогресс настоятельно выдвигает на новую качественную ступень отношения к информации, ее получению, хранению и способам анализа уже имеющейся информации. Вместе с тем необычайно быстрое совершенствование микроэлектронной технологии и компьютеров, расширение масштабов применения и производства заставляет рассматривать информационные процессы как специфическое информационное бытие, о котором говорят как о новом явлении, способном изменить бытие в общечеловеческом смысле. Иногда всю совокупность подобных явлений определяют как характеристическую черту современности, называя наше время информационной цивилизацией.

Особенностью информационного бытия сегодня является то, что впервые в истории цивилизации усилия, затрачиваемые обществом на получение и переработку знаний, превысили расходы на получение энергии, сырья, материалов, технологического оборудования и предметов материального потребления. Так, например, если в 1950-е гг. в сфере информации США было занято около 17% всех работников, то уже к началу 80-х их стало уже более 60%, включая не только инженеров и техников, обслуживающих компьютерную сферу, но и косвенно к ним причастных - государственных чиновников, управляющих, банкиров, юристов, учителей и т.п. Рыночная капитализация компаний, акции которых можно приобрести в системе NASDAQ (Nation Association of Securities Dealers Automated Quotation - Автоматизированные котировки Национальной ассоциации дилеров по ценным бумагам), возросли с 1989 по 1999 гг. с 386 млрд. долларов до более 3 трлн. долларов. Рыночная капитализация шести ведущих американских компаний, играющих большую роль в развитии и распространении Интернета (Microsoft, Cisco, Sun Microsystem, Dell, MC Wot Edcom, Charles Schwab), составила более 1,6 трлн. долларов.

Знание в своей информационной ипостаси с необычайной быстротой превратилось в главный вид продукции культуры современного общества, который сам по себе дает максимальную экономическую выгоду.

Таким образом, информационная картина мира это сегодня социокультурная реальность, охватывающая миллионы людей, и нет сомнения, что это лишь начало неизведанного пути. Информационная картина мира характеризуется тем, что основным продуктом и ресурсом является информация как новая категория материи. Происходит информатизация общества, которое определяется как общество, где большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации. Информационная картина мира человека актуализируется в связи с решением задач по осуществлению действий над информационными объектами, она как составляющая мировоззрения может быть представлена как в знаниевых, так и в нормативных и ценностных типах мировоззрения. В современную эпоху человечество понимает, что разум, оснащенный современной интеллектуальной техникой, качественно меняется не с точки зрения физиологии или биоэнергетических параметров, а с точки зрения взаимосвязи и взаимообусловленности компьютерной техникой генерации, компоновки, хранения, передачи, переработки и использования знаний. Поскольку познание и применение последнего - самовоспроизводящийся и саморасширяющийся процесс, то и сфера информатизации ведет себя аналогично. Можно не сомневаться, что новый отряд работающего населения, непосредственно занятый в сфере интеллектуализации, будет определять социальную перспективу. Сегодня приоритет нужно отдавать развитию, созданию и использованию методологических средств освоения технических и технологических средств поддержки интеллектуальной деятельности каждого человека и общества в целом, культурологические аспекты которых на современном этапе развития нашей цивилизации недостаточно исследованы.

 

АВТОР: Марычев В.В.