31.05.2012 7406

Становление и развитие мужских исследований в гендерологии: принципы и подходы

 

С середины XX века проблема взаимоотношения полов нашла своё отражение в специальных науках - социологии, психологии, биологии, сексологии, философии и др. С 1960-х годов на Западе, а с 1990-х годов в России в связи с развитием феминистских исследований появилось теоретическое разделение понятий «пол» (sex) и «гендер» (gender).

Пол (sex) - это биологические особенности мужчин и женщин. Термин «пол» используется для объяснения таких анатомо-физиологических и психологических особенностей, с помощью которых человек характеризуется и определяется как мужчина или как женщина. Гендер (gender) - это социальный пол, т.е. те социальные характеристики и особенности, которые присущи мужчине или женщине.

Многие учёные пытаются «развести» понятия «пол», «sex» и «gender». Так, Е.И. Трофимова считает, что «... в русском языке слово пол освобождено от той нагрузки, которую несёт слово секс, поскольку понимается шире, а именно, как манифестация пола (генитальные и телесные различия, голос, походка, вторичные признаки и т.д.). «Английское слово «gender» переводится как пол, хотя правильнее - род, а более точно - грамматическая категория рода. Слово секс (sex) также обозначает пол, но коннотируется в человеческом сознании очень определённо, даже однозначно, только как поведение в момент совокупления или в аре аманди (любовной игре)»

В современной науке существует множество формулировок термина «гендер». Гендер, по мнению Е.И. Трофимовой, - «культурно-символическое определение пола. Если пол - это данность, то гендер – при внесенность сознанием, и такие конструкты культуры, как «женственное» и «мужественное», могут описываться только с учётом и использованием этого понятия, поскольку появляется возможность выйти за пределы биологических определений».

По мнению Л.H. Ожиговой, «гендер - это социально-психологический конструкт, имеющий сложную многокомпонентную структуру, отражающую сущность, механизм и специфику формирования маскулинности и феминности в обществе».

Таким образом, тендерные исследования предполагают изучение социокультурных, социально-психологических и, отчасти, биологических меж половых различий, тендерных ролей, а так же образа и места мужчины и женщины в современной культуре и общества в целом; анализировать тендерное содержание традиций, проявление феминности и маскулинности в различных жизненных ситуациях, а также трансформацию этих качеств в кризисные периоды жизнедеятельности.

Дифференциация понятий «пол» и «гендер» позволила вывести исследования по социальному взаимоотношению полов на новый теоретический уровень и способствовала развитию нового научного направления, абсорбирующего в себя основы всех наук, посвящённых в той или иной степени социальному взаимоотношению полов - гендерологии.

Тендерные исследования ведутся в двух основных направлениях: women's studies (женские исследования), в том числе феминология и гендерология, и men's studies (мужские исследования), которые широко ведутся в западной науке. В российской же науке мужским исследованиям уделяется очень скромное место.

По мнению Е.Р. Ярской-Смирновой, «вместо одного или даже двух полов в центр внимания тендерных исследований помещаются, по меньшей мере, пять полов: женский, мужской, гетеросексуальный, гомосексуальный и транссексуальный».

С концепцией Е.Р. Ярской-Смирновой мы вынуждены не согласиться. Мы считаем, что существует только два традиционных, аскриптивных пола. В рассматриваемой концепции мы наблюдаем явную подмену понятий. Традиционно пол мужской или женский считается гетеросексуальным, поэтому он не может быть выделен в самостоятельный пол. Гетеросексуальность - это сексуальная и поведенческая ориентация, направленная на лиц противоположного пола. Тоже можно сказать и о «транссексуальном поле». В целом, транссексуализм - стойкое несоответствие полового самосознания человека его генетическому и гонадному полу. С определённой оговоркой можно выделить «третий пол» - гермафродитный. Однако гермафродитизм является предметом не тендерных исследований, а медико-биологических, являясь биологической аномалией. Понятие гермафродит происходит из древнегреческой легенды про любвеобильного бога Гермеса и прекрасную Афродиту. Когда у них родился сын, они назвали его Гермафродит (из своих собственных имён). Юноша влюбился в нимфу Салмакис, и она обратилась к богам, чтобы боги соединили их в единое целое. Боги услышали мольбу Салмакис, и так появилось на свет двуполое существо. С тех пор имя Гермафродит стало не только собственным, но и нарицательным. Так в настоящее время называют людей, обладающих мужскими и женскими половыми признаками. То же можно сказать и о гомосексуальности. По нашему мнению, гомосексуальность также не является полом, а «сексуальной ориентацией поведения и чувств индивида на лиц того же пола». Мы считаем, что в основе выделения более чем двух полов, мужского и женского, лежит подмена основания. Поскольку нельзя использовать в качестве признака пола тип сексуального поведения. В качестве возможной альтернативы, как третий пол, можно рассматривать гермафродитизм. Хотя гермафродитизм, являясь биологическим отклонением, не является социокультурным феноменом. Первоначально тендерные исследования формировались между двумя аскриптивными полами - мужским и женским.

Заметный прорыв в изучении социального взаимоотношения полов в обществе послужило развитие постмодернизма как культурного феномена в 80-е годы XX века на Западе. В связи с растущим интересом к культурным исследованиям в социологии произошел сдвиг от изучения «женского вопроса» к изучению пола. «Смещение акцента скорее на «пол», а не просто на «женщин», позволил заняться изучением мужских качеств».

Постмодернисты интересуются гибкой природой пола и личностью. «Некоторые постмодернисты даже заявляют, что категорий «мужчина» и «женщина» нет. Некоторые мужчины создают и развивают в действительности (и все мужчины могут это делать) больше так называемых «женских» характеристик индивидуальности или любые другие характеристики, которые они выберут, и наоборот» Это и является одним из крупнейших и основных шагов к развитию мужских исследований.

За последние несколько лет в современных российских тендерных исследованиях существенно вырос интерес к проблеме маскулинности и мужских исследований. Возникновение мужских исследований явилось реакцией на всепоглощающее развитие феминистской теории.

По мнению И.С. Кона, «под мужскими исследованиями обычно понимают предметную область знания, охватывающую всё то, что касается мужчин, включая биологию мужского тела, мужское здоровье и т.п. Этот мужской аналог феминологии можно было бы назвать социальной андрологией. Маскулинность же чаще трактуется как особая социальная идентичность, которая существует исключительно в определённом социуме и изменяется вместе с ним». Мы считаем, что социальная андрология как аналог мужской феминологии возникла в процессе одностороннего развития тендерных исследований только в русле феминистских исследований, и эта односторонность существенно понизила статус мужчин в обществе, вызвала негативную реакцию с их стороны. В результате этого возник вопрос о мужской идентичности, о социальной и половой роли мужчины в обществе, о трансформации образа мужчины.

Основными научными ориентациями и тенденциями в области мужских исследований, по нашему мнению, являются изучение и определение таких направлений и понятий, как маскулинность, мужество, мужская тендерная роль, дискриминация мужчин, трансформация образа мужчины и тендерной роли, мужская идентичность, феномен отцовства, гомофобия и гомосексуализм, мужская проституция и др.

Для начала необходимо дать определение термину «маскулинность». Маскулинность представляет собой комплекс аттитюдов, ожиданий, детерминирующих социальную практику той или иной группы, объединённой по признаку пола. Другими словами, маскулинность - это то, что добавлено к анатомии для получения мужской тендерной роли.

Иначе можно сказать, что маскулинность - это комплекс нормативных, характерологических, поведенческих и психологических черт, свойств и особенностей, а также социальных установок и предписаний традиционно приписываемых, свойственных и присущих только мужчинам. Это сила, властность, авторитарность, жёсткость, мужество, ответственность, настойчивость, лидерство и др.

Данное определение можно назвать стереотипным, поскольку оно включает в себя те характеристики, которые приписываются мужчинам обществом, это те тендерные роли и образы, выполнение которых от него требуют. Именно такой тип называют «настоящим мужчиной». Вышеизложенное понятие можно дополнить и такими качествами, как благородство, честность, взаимовыручка и взаимоподдержка. Хотя взаимовыручка и взаимоподдержка несколько не подходят к понятию «маскулинность», поскольку мужчина (маскулинный мужчина) всегда САМ принимает все решения, не советуясь с другими людьми - будь то мужчина или женщина, и не принимают от них помощь. Он сам знает, что ему необходимо сделать и какие шаги предпринять.

В современной российской гендерологии мужские исследования ведутся в следующих основных направлениях:

- исследования мужской телесности;

- исследования тендерной агрессии и тендерных конфликтов;

- исследования мужской тендерной роли.

Исследованиями «мужской телесности» занимались и занимаются многие российские учёные: И. Кон, А. Синельников, Е. Барабан и др.

Культ здорового мужского тела существовал с древнейших времён. В античном мире спорту как средству воспитания молодого гражданина и воина придавали первостепенное значение. Образ обнажённого атлета стал доминирующим в скульптуре, породив даже особое понятие «героической наготы». В античности мужское тело было предметом культа и поклонения. Изображения атлетов с маскулинными фигурами (широкие плечи, узкие бёдра, рельефная мускулатура) указывали на развитие физической культуры и атлетизма. В средневековье же было наложено табу на различные проявления телесности. В эпоху Возрождения был возврат к культу обнажённого тела, классицизм создал образы героического мужского тела, романтизм сделал мужское тело не только красивым, но также нежным и чувствительным. В эпоху реализма и классицизма создавались образы мужчин в реальных жизненных условиях.

В современном обществе, по мнению Е. Барабан, вопрос телесности и стройности у мужчин отступает на второй план, «...общество относится с гораздо большим терпением к избыточному весу у мужчин, чем у женщин. Поэтому мужчина и женщина с одинаковым количеством лишних килограммов воспринимаются по-разному. Если для женщины десять лишних килограммов представляются катастрофой, то десять лишних килограммов у мужчины становятся невидимыми, не замечаются или же воспринимаются как небольшой недостаток». На самом же деле лишний вес очень негативно сказывается на психологическом состоянии мужчин в связи с тем, что в СМИ, в рекламных роликах, художественных фильмах активно пропагандируется образ стройного, мускулистого мужчины с голливудской улыбкой. Именно такой образ и считается идеалом, предметом для подражания и восхищения, т.е. нормой, а любые отклонения считаются девиантными и аномальными. И в первую очередь это негативно сказывается на мальчиках-подростках, которые излишне идеализируют рекламные и другие телевизионные образы и пытаются быть похожими на героев боевиков. Они начинают заниматься в спортивных залах, принимать различные стероиды и биодобавки для того чтобы нарастить мышечную массу, что впоследствии приводит к серьёзным отклонениям в здоровье, как физическом, так и психическом.

«Главный принцип маскулинности, - отмечает известный отечественный философ, психолог, культуролог И.С. Кон в последние годы активно занимающийся изучением феномена маскулинности, - мужчина не должен быть похож на женщину, он должен всегда и везде оставаться субъектом, хозяином положения - распространяется и на репрезентацию мужского тела. Мужское тело обычно изображалось а) как символ власти и силы или б) как символ красоты и удовольствия... Однако в любом случае мужское тело должно находиться в движении, пассивная, расслабленная поза объективизует мужчину, делает его уязвимым и женственным... Страх показаться женственным отражается и в повседневных критериях мужской привлекательности. «Настоящий мужчина» должен быть грубоватым и лишённым стремления нравиться. Красивый, изящный мужчина часто вызывает подозрения в женственности, дендизме и гомосексуальности».

По мнению А. Синельникова, «...мужская нагота не угрожает прочности патриархатных структур. Репрезентации обнажённых мужских тел происходят внутри патриархата и являются нарциссическим Взглядом доминирующих моделей».

Таким образом, в культуре и искусстве мужское тело всегда должно изображаться находящимся в движении, т.к. активность и движение являются одними из признаков маскулинности. Мужское тело чаще всего изображалось как символ силы и власти, а женское, наоборот, изображалось пассивным и подчинённым. Но иногда у мужчин встречается и чрезмерное увлечение собственным телом, что приводит к нарциссизму. Термин «нарциссизм» получил своё название благодаря мифологическому юноше Нарциссу, влюбившемуся в своё отражение в воде.

Имя Нарцисс в современной культуре стало нарицательным. Самовлюблённым Нарциссом называют мужчин влюблённых в себя, которые никого и ничего вокруг не видят. Есть только он, самый красивый, умный и сильный. Он является идеалом для себя.

Следующая проблема, которую мы рассмотрим, - проблема тендерной агрессии и тендерных конфликтов, которой занимались как зарубежные, так и отечественные учёные. Среди них И.В. Грошев, Ш. Берн, Р. Бэрон, Д. Ричардсон и др.

Ш. Берн считает, «...что мужчин нередко принуждают к агрессии окружающие. Кто-либо ставит под сомнение их самоуважение или общественное положение, а мужчины представляют, что в глазах других их пассивность будет оценена негативно». И зачастую, чтобы подтвердить свою мужественность, мужчины выбирают социальные роли, которые априори предполагают проявление агрессивного поведения (военное дело, спорт и др.), «...приобретая, таким образом, навыки и опыт агрессивных действий».

«Принято считать, что мужчины более агрессивны, чем женщины, и более склонны в своих взаимоотношениях с другими выбирать в качестве модели поведения агрессию, особенно физическую.

С одной стороны, утверждается, что мужчины уже на генетическом уровне запрограммированы на большую склонность к агрессии, чем женщины. С другой стороны, во многих культурах считается, что представители мужского пола не только являются, но и должны быть грубее, самоувереннее и агрессивнее женщин.

«...женщины рассматривают агрессию как экспрессию - как средство выражения гнева и снятия стресса путём высвобождения агрессивной энергии. Мужчины же, напротив, относятся к агрессии как к инструменту, считая её моделью поведения, к которому прибегают для получения разнообразного социального и материального вознаграждения».

Тендерная агрессия непосредственно связана с тендерным конфликтом. Под тендерным конфликтом понимается «взаимодействие или психологическое состояние, в основе которого лежит противоречивое восприятие тендерных ценностей, отношений, ролей, приводящее к столкновению интересов и целей. Различия в моделях поведения мужчин и женщин могут стать причинами внутри личностных, межличностных и межгрупповых конфликтов».

По мнению И. Трошева, «тендерный конфликт - это столкновение и одновременно взаимодействие двух культур (женской и мужской), протекающее не в некоем абстрактном обществе, а в конкретной социальной среде, с её социокультурными условиями, что определяет значимость, актуальность и перспективность его исследования».

Тендерный конфликт в виде отчуждения и несоответствия между мужским и женским началами - это экзистенциально-метафизический атрибут человека, как разумного и потому уже отчуждённого существа, требующий диалектико-логического исследования, с учётом экзистенциально-метафизических качеств «мужского» и «женского»

По нашему мнению, предпосылкой тендерного конфликта в первую очередь является бинарная оппозиция (мужчина-женщина), (активное-пассивное), (свет-тьма). Обе эти категории коррелятивны, и их значение неодинаково, поскольку одна категория всегда выглядит более важной, нежели другая. В данном случае определяющей и доминирующей категорией выступает мужчина. Одной из причин тендерного конфликта является конфликт культур - господствующей (мужской) и подчинённой (женской). Ещё одной причиной тендерного конфликта может служить распределение домашних обязанностей и лидерства в семье, конкуренция за высокооплачиваемые и престижные рабочие места и др. «В конечном итоге, конфликтные противоречия возникают не между мужчинами и женщинами как таковыми, а между традиционными и новыми ролями представителей разного пола».

Таким образом, во-первых, к агрессии прибегают мужчины чаще, чем женщины, для утверждения и подтверждения своей тендерной роли и мужественности. Во-вторых, мужчины более склонны прибегать к открытой физической агрессии, нежели женщины. В-третьих, женщины рассматривают агрессию как средство выражения гнева и снятия стресса путём высвобождения агрессивной энергии, а мужчины относятся к агрессии как к инструменту, который подтверждает мужественность, силу и право на лидерство.

Исследованиями мужской тендерной роли занимались Д. Гилмор, И. Кон, Ш. Берн и др.

Под тендерной ролью принято понимать один из видов социальных ролей, набор ожидаемых образцов поведения (или норм) для мужчин и женщин.

В свою очередь, под мужской тендерной ролью можно понимать набор правил и социальных норм поведения, диктуемых обществом и традиционно присущих данной культуре, посредствам которой происходит социализация мужчины.

Но кроме традиционно мужских и традиционно женских ролей, существуют и андрогинные роли. Андрогинные роли совмещает в себе человек, независимо от его биологического пола, который выполняет мужские и женские роли и социальные функции.

Каждый мужчина выполняет несколько ролей, кроме традиционно сложившихся (кормильца, защитника и добытчика), выполняет и роль сына, мужа, отца, друга, начальника или подчинённого и т.д. Иногда эти тендерные и половые роли попросту несовместимы, что приводит к полоролевому конфликту, например, роль сына и мужа.

Мужские тендерные роли мальчики усваивают в процессе социализации. По мнению И.Кона, «мальчики становятся тем, что они есть, не столько в результате прямого научения со стороны взрослых, сколько в результате взаимодействия с себе подобными, в рамках однополых мальчиковых групп, где неизбежно множество индивидуальных и межгрупповых вариаций.

Каждая культура обладает своими ценностями и требованиями к мужской тендерной роли. Например, культура США коренным образом отличается от культуры Индии, следовательно, ценности и требования к мужской тендерной роли будут разными. В США в мужчинах ценится агрессивность, жёсткость, уверенность в себе, решительность, авторитарность, а в Индии совершенно противоположные ценности.

В современной российской культуре от мужчины ждут активности, нацеленности вовне, силы, авторитарности. Хотя мужчина традиционно считается добытчиком и главой семьи, всё же его основная деятельность проходит вне дома. Именно вне дома мужчина пытается реализовать свою мужественность, потому что он понимает, что это обязательное и неотъемлемое качество каждого мужчины.

Д. Гилмор писал, что «вместо того, чтобы позволить свободно отыграть половые роли и тендерные идеалы, большинство обществ тяготеют к тому, чтобы преувеличивать, излишне подчёркивать биологические потенциалы посредством чёткого разграничения сексуальных ролей и посредством определения правильного поведения для мужчин и женщин как противоположностей или взаимодополняющих членов пары... Вопрос о непрерывностях в представлении тендера должен быть рассмотрен даже вне вопроса о генетической предрасположенности, а именно - в контексте рассмотрения культурных норм и моральных предписаний».

Ш. Берн выявила основные нормы мужской роли. Мужские тендерные роли, по её мнению, связаны с некоторыми факторами, во-первых, «... с ожиданиями, что мужчины завоёвывают статус и уважение других (норма статуса). Второй фактор, норма твёрдости, отражает ожидания от мужчин умственной, эмоциональной и физической твёрдости. Третий фактор - это ожидания того, что мужчина должен избегать стереотипно женских занятий и видов деятельности (норма антиженственности).

Норма успешности / статуса - тендерный стереотип, утверждающий, что социальная ценность мужчины определяется величиной его заработка и успешностью на работе. Таким образом, норма успешности может характеризовать мужчину только с позиции его материальной обеспеченности. Именно богатство и общественное положение являются одними из важных компонентов, утверждающих превосходство мужчин над женщинами, и подтверждением их (мужчин) мужественности. Но не все мужчины способны соответствовать данной норме, в результате чего снижается их самооценка. Некоторые молодые мужчины пытаются выбирать работу в зависимости от её оплаты и карьерного роста, а некоторые выбирают интересную, хотя и малооплачиваемую работу. «Но очень часто молодым людям их будущая работа не нравится, а вышеупомянутая карьера не вызывает ничего, кроме опасений. Некоторые из них в конце концов меняют специальность, но большинство продолжают обучение, мотивируя это тем, что «моя семья не поймёт» или «та профессия, которая мне действительно интересна, плохо оплачивается»«.

Норма твёрдости существует у мужчин в нескольких формах: физической, умственной и профессиональной.

«Норма физической твёрдости есть не что иное, как ожидание от мужчины физической силы и мужественности. Это стереотип мужественности, согласно которому мужчина должен обладать физической силой и высокой биологической активностью». Чаще всего мужчины применяют силу не только в тех случаях, когда им действительно что-то или кто-то угрожает, но и для компенсации внутренней неуверенности. И чаще всего это происходит в тех случаях, когда мужчины неспособны реализовать себя в какой-либо другой деятельности и тогда они прибегают к насилию.

«Норма умственной твёрдости - это стереотип мужественности, согласно которому мужчина должен быть знающим и компетентным». Норма умственной твёрдости в первую очередь доказывает то, что мужчина должен быть не только сильным, мужественным и богатым, но и умным и компетентным. Ведь не даром говорится: «Знание - сила».

«Норма эмоциональной твёрдости - это стереотип мужественности, согласно которому мужчина должен испытывать мало чувств и быть в состоянии разрешать свои эмоциональные проблемы без помощи окружающих».

В первую очередь эта норма проявляется в известной аксиоме, что настоящие мужчины не плачут. Потому что это является проявлением слабости и эмоциональной неуравновешенности. «Они (мужчины - авт.) всегда должны сдерживать эмоции, чтобы не показать своей слабости. Мужчины, как правило, не любят женских слёз, потому что они вызывают у них либо жалость, либо раздражение и, естественно, не считают допустимым такой способ выражения чувств для себя».

Уже с детства мальчикам запрещают плакать, потому что мужчины не плачут, они должны всё терпеть, и тем более не показывать своей слабости перед лицами противоположного пола.

Кроме того, по мнению Ш. Берн, мужчины боятся само раскрыться, поскольку могут быть непонятыми другими мужчинами, самораскрытие или «душевный разговор» с одной стороны предполагает и ответную реакцию с другой. Если же ответного раскрытия не произошло, то возникает дисбаланс. И чтобы этого избежать, некоторые мужчины вообще стараются ни перед кем не раскрываться.

«Норма антиженственности - стереотип, согласно которому мужчинам следует избегать специфически женских занятий, видов деятельности и моделей поведения. У некоторых мужчин проявляется в виде фемифобии - страха показаться женственным, что, возможно, связано со стереотипом теории сексуальной инверсии, согласно которому женственность у мужчины - это признак гомосексуализма»

Мужчины всегда пытаются избежать выполнять работу, традиционно и стереотипно присущую женщинам. Так же к норме антиженственности относится и запрет на проявления различных чувств (слёз, нежности, заботливости и т.д.), которые присущи женщинам.

Таким образом, можно сделать вывод, что в современной гендерологии мужские исследования ведутся в следующих основных направлениях: исследования мужской телесности, исследования тендерной агрессии и тендерных конфликтов, исследования мужской тендерной роли.

Первое. Поскольку мужское тело является символом силы и власти, оно должно изображаться только в движении, поскольку движение является одной из характеристик маскулинности. Но чрезмерное увлечение мужчиной собственным телом нередко приводит к нарциссизму.

Второе. К агрессии намного чаще прибегают именно мужчины для утверждения и подтверждения своей тендерной роли, также мужчины чаще прибегают и к открытой форме агрессии. Для мужчины агрессия является инструментом для подтверждения мужественности и права на лидерство.

Третье. Каждый мужчина выполняет множество ролей (на работе, дома, при общении с друзьями и т.д.), и все правила и нормы поведения диктуются ему обществом. Но существуют и ограничения, накладываемые традиционной мужской ролью. К ним относится норма статуса, норма твёрдости (умственной, эмоциональной и физической) и норма антиженственности.

Итак, мы рассмотрели, проанализировали образы мужчин в истории философии, культуры, науки с древности до середины XX века и показали становление и развитие мужских исследований в гендерологии. В связи с этим мы пришли к выводам:

во-первых, преобладающим образом тендерных отношений в истории философии и культуры была тендерная асимметрия, согласно которой мужское определялось как норма, как неоспоримый идеал, а женское - как недостаточность или даже как девиация. Отдельные исключения из этой тенденции в виде образов андрогинности играли подчинённую роль в философии и культуре, однако именно эти образы послужили теоретической основой для развития гендерных исследований как определившие альтернативу доминирующей маскулинности культуры. Образ андрогинности обеспечил возможность постановки проблемы равноправия полов в обществе и изменения социокультурных образов мужчины и женщины;

во-вторых, анализ ряда современных концепций множественности полов (гетеросексуальный, гомосексуальный, транссексуальный) показал, что в основе выделения более, чем двух полов лежит подмена основания, в частности, использование в качестве основного признака пола типа сексуального поведения. В качестве возможной альтернативы двум полам - мужскому и женскому - можно рассматривать только гермафродитизм, который, однако, является редким биологическим отклонением и не превращается в социокультурный феномен. Человек как биологический вид имеет только два пола - мужской и женский - и тендерная проблематика формировалась именно на основе отношений между этими двумя полами;

в-третьих, развитие мужских исследований связано, прежде всего, со становлением культуры постмодернизма, в которой трансформация маскулинности рассматривается не как социокультурная девиация, а как один из вариантов «нормального» развития социокультурной сферы.

 

АВТОР: Орлянский С.А.