31.05.2012 36683

Телевидение как средство выражения особенностей культуры информационного общества

 

Развитие мировой цивилизации, социально-экономические и политические коллизии/ интеграционные процессы в экономике, развитие науки и техники, интенсификация культурных взаимовлияний обусловили появление и развитие средств массовой информации (печать, радио, телевидение, Интернет). Периодическая печать (газеты, еженедельники, журналы и др.) приобрела особое место в системе средств массовой коммуникации в связи с фиксацией информации на бумажном листе с помощью типографской техники воспроизведения текстов и изображений в черно-белом или цветном варианте. Вышедшая из-под печатного станка продукция несет информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм, которые воспринимаются читателем, зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств (в то время как для получения радио- и телевизионной информации нужны телевизор, радиоприемник, магнитофон и т. д.). Но пресса проигрывает в оперативности информирования, так как невозможно избежать значительного разрыва во времени между подготовкой номера, печатанием тиража, доставкой и получением его читателем. Это особенно касается прессы, распространяемой на большие территории.

Радиовещание (от лат. radiare «излучать, испускать лучи») характеризуется тем, что носителем информации в данном случае оказывается только звук (включая и паузы). Радиосвязь (эфирное вещание - использующее радиоволны и проводное вещание - осуществляемое по проводам) позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния, причем получение сигнала происходит в момент передачи (или - при передаче на очень большие расстояния - с небольшой задержкой). Отсюда возможность такой оперативности радиовещания, когда сообщение поступает практически в момент свершения события, чего в принципе невозможно добиться в прессе.

Телевидение (от греч. tele «далеко» и лат. viseo «видение») - одно из наиболее массовых средств распространения информации, характеризующееся передачей на расстояние изображений подвижных объектов при помощи радиоэлектронных устройств. Данное средство массовой информации вошло в жизнь в 1930-е гг. и стало, наряду с периодической печатью и радиовещанием, равноправным участником «триумвирата» традиционных СМИ в 60-е гг. XX века. В дальнейшем оно развивалось опережающими темпами и по ряду показателей (информация, культура, развлечение) приобрело наибольшую популярность у аудитории.

Важнейшим элементом в развитии информационного общества является новое средство массовой информации - Интернет. Он представляет собой всемирную информационную супермагистраль, которая имеет доступ практически ко всем источникам информации: крупнейшим мировым библиотекам, университетским архивам, базам данных научных центров, фондам музеев и частных коллекций, музыкальным и видеоархивам и пр. Уникальная черта Интернета заключается в том, что он функционирует одновременно как средство публикаций и коммуникаций. Он радикально отличается от массового вещания и традиционных телекоммуникационных услуг. Интернет представляет собой конвергенцию традиционных средств массовой информации в едином информационном пространстве. Здесь мы имеем в виду, что у многих газет и журналов есть сетевые версии, есть также только электронные издания, не имеющие бумажной версии; радиостанции и телевизионные каналы имеют свои Web- сайты. Телевидение активно использует Интернет для того, чтобы передавать изображение, звук, содержание (контент в текстовом виде) и пр. Таким образом, формируются супертекст и метаязык, впервые в истории объединяя в одной и той же системе письменные, устные и аудиовизуальные способы человеческой коммуникации.

Доминирующим среди вышеназванных средств массовой информации по своей распространенности и популярности в обществе, по техническим параметрам, по информационной мобильности и силе психологического воздействия является телевидение, представляющее собой разновидность телекоммуникационных технологий. В сущности, ни одно из многочисленных достижений научно-технического прогресса не вошло столь быстро в быт всего человечества и не оказало на его развитие такого всеобъемлющего влияния, как это произошло с телевизионным вещанием. Будучи одним из наиболее совершенных на сегодняшний день средств отражения социокультурной жизни общества, реальной действительности во всех ее проявлениях, телевидение в то же время представляет собой богатейший источник информации, удобный инструмент изучения общества, его развития. Телевидение одновременно и отражает животрепещущие проблемы современности, и оказывает существенное влияние на возникновение определенных потребностей у тех или иных слоев общества.

К.М. Хоруженко определяет телевидение как «одно из значительных явлений культуры XX века, превращающееся в искусство». По его мнению, которое мы также разделяем, телевидение играет важную роль в распространении наиболее крупных достижений национальной и мировой культуры. Причина, по которой телевидение стало основным видом коммуникации, и до настоящего времени остается предметом дискуссий среди ученых и критиков, по мнению Рассела Неймана, состоит в том, что «люди выбирают пути наименьшего сопротивления». Другими словами - успех телевидения есть следствие базового инстинкта аудитории выбирать то, что более доступно. Например, согласно исследованиям, лишь немногие люди выбирают заранее программу, которую они хотели бы посмотреть. Как правило, первое решение - посмотреть телевизор, а затем программы переключаются до тех пор, пока не выбирается наиболее привлекательная, либо наименее скучная Доминирующие модели поведения во всем мире показывают, что в урбанизированных обществах просмотр телевизионных программ представляет собой вторую крупнейшую категорию деятельности после работы и основное занятие, когда человек находится дома. По нашему мнению, такое поведение обусловлено притягательностью домашнего уюта после рабочего дня и недостатком альтернатив личностного включения в культурный процесс. Как известно, просмотр телепрограмм обычно сочетается с выполнением домашних работ, с повседневными делами, социальными взаимодействиями, таким образом, телевидение становится не только элементом среды существования человека, как телевизор или телевизионный центр, но и самой средой, в которой существует человек, является постоянно присутствующим фоном, с которым человек постоянно и автоматически взаимодействует.

Поэтому мы обратимся именно к телевидению как к репрезентативной модели современного медиа и попытаемся определить его место в культуре современного информационного общества.

Прежде всего, представляется необходимым выявление сущности собственно культуроформирующих функций. По Е.П. Прохорову, «культуроформирующая функция заключается в участии прессы в пропаганде и распространении в обществе высших культурных ценностей, воспитании людей на образцах общемировой культуры, способствовании всестороннему развитию человека». В.В. Перевалов основной целью культуроформирующих функций журналистики называет формирование культуры массовой аудитории и социальных институтов и отмечет далее, что журналистика не ведет полноценного учебного процесса по различным аспектам культуры, но имеет возможность показывать цель, результат овладения культурой и в идеале все преимущества, связанные с достижением тех или иных высот культуры. Обобщив вышеприведенные положения, мы можем заключить, что культуроформирующие функции телевидения заключаются в распространении культурно-значимой информации внутри данного социума, посредством телевизионных передач.

Телевидение, являясь средством выражения особенностей культуры информационного общества, решает следующие задачи: 1) углубление понимания культуры аудиторией; 2) увеличение «культурности» каждого из членов общества; 3) увеличение уровня овладения методологией использования уже имеющегося в социуме знания и разработки принципиально нового; 4) освещение, показ и объяснение субкультурных и контркультурных событий, событий классического искусства, явлений массовой культуры, научно-технических, экономических, социализаторских, политических и других явлений.

Современное телевидение стало главным инструментом для распространения сообщений, воздействующих на сознание и подсознание людей. Причем это может происходить неосознанно, без каких-либо усилий со стороны человека, а в некоторых случаях - и помимо его воли. Так, например, если человек находится в комнате, где работает телевизор, то даже в том случае, если он не сидит перед его экраном, а лишь мельком поглядывает на него, занимаясь другими делами, значительная часть телевизионной информации все же проникает в его подсознание, хотя он сам об этом и не подозревает. Немаловажным, в данном случае, представляется мнение американских социологов П. Лазарефельда и К. Мертона, которые отмечают, что массовая культура, формируемая электронной коммуникацией, выполняет в современном обществе наркотизирующую функцию, то есть «отвлекает людей от реальной жизни, питает их вымышленными картинами, погружает общество в летаргический сон».

Как видим, телевидение интенсивно влияет на современного человека: заполняет его досуг, информирует о состоянии мира, воспитывает, развлекает, обучает его, а также достаточно сильно воздействует на духовные ценности, на весь строй мышления людей, на стиль мировосприятия, на тип культуры сегодняшнего дня. Исследуемое средство массовой информации, являясь одним из важнейших механизмов культурного развития, выполняет, в рамках информативной и культурно-просветительской функций телевидения, такие специфические функции, как освоение культурных ценностей прошлого; создание новых ценностей; распространение освоенных и вновь созданных ценностей в обществе.

Освоение ценностей прошлого, осуществление функции преемственности в развитии культуры в разные эпохи осуществлялись по-разному. Но во все времена в этом процессе, так или иначе, участвовали средства массовой коммуникации. Так, благодаря телевидению, которое само стало новым видом культуры, появилась возможность включения в социальную и духовную жизнь общества неизвестных или известных лишь узкому кругу специалистов ценностей. В настоящее время развитие телевидения достигло такого уровня, что освоение культуры поднимается на новую ступень, когда ее ценности могут накапливаться в специальных «банках информации», «видеотеках», а это, в свою очередь, открывает огромные возможности для накопления знаний о прошлом и использования их для совершенствования современной культуры и формирования духовного мира личности. А. Моль считает, что телевидение и видеозапись означают наступление новой культурной эпохи - «эры консервации изображений».

Сегодня телевидение предлагает вниманию зрителей целый ряд программ, посвященных культурному наследию. Например, телепрограмма «Культурная революция», в которой о проблемах культуры и искусства, о сохранении памятников культуры дискутируют современные писатели, поэты, журналисты и т.д. Еженедельные программы «Пестрая лента» («Первый канал») и «Шедевры старого кино» (телеканал «Культура») предоставляют возможность увидеть фильмы, созданные в начале прошлого столетия. К телевизионным передачам, посвященным освоению ценностей прошлого, мы относим и обстоятельные рассказы об истории культуры, археологических памятниках, передачи, посвященные памятным датам (например, цикл передач «Звезда героя», посвященных 60-летию Победы в Великой отечественной войне). Также здесь следует назвать циклы передач, рассказывающих о шедеврах Эрмитажа и Третьяковской галереи, экспонатах музеев: «Мой Эрмитаж», «Век Русского музея» и т.п.; программы, посвященные творчеству архитекторов, скульпторов, живописцев, писателей, музыкантов, например, «Мой серебряный шар» Виталия Вульфа, «Небезызвестный Неизвестный» (о творчестве Эрнста Неизвестного), «Аркадий Гайдар. Последняя тайна», «Борис Васильев. Чрезвычайный человек» и т.д. Благодаря подобным передачам зрители имеют возможность встретиться с творческим наследием своих кумиров. Однако, на наш взгляд, возможности телевидения в освещении культурного наследия прошлого используются явно недостаточно, и его деятельность не может полностью удовлетворить интерес современного человека к культуре далекого и недавнего прошлого.

Телевидение не только открывает и включает в систему культуры ценности, созданные в других сферах, но и само своими средствами создает новые, оригинальные произведения. Первоначально телевидение было каналом для трансляции театральных постановок, концертов, демонстрации фильмов, созданных для большого экрана. Однако почти одновременно появились и собственные познавательные художественные передачи, фильмы, концерты, телевизионные спектакли (например, спектакли А. Эфроса «Борис Годунов», «Страницы жизни Печорина», М. Казакова «Фауст», многосерийные телевизионные фильмы Т. Лиозновой «Семнадцать мгновений весны», А. Нагорного и Г. Рябова «Рожденная революцией», С. Колосова «Трест»).

Что касается оригинальных телевизионных произведений, то к ним» мы относим, прежде всего, программы информационного плана («Новостикультуры», «Время», «Вести», «Сегодня»), которые включают в себя постоянные репортажи из концертных залов, музеев, с выставок, конкурсов, фестивалей. Далее следует назвать передачи, в которых аудитория имеет возможность встретиться с писателями, драматургами, художниками, музыкантами, актерами, например, «Линия жизни», «Кумиры». Подобные телевизионные программы завоевали особую популярность среди зрителей. Телевидение играет важную роль в развитии такой стороны художественной культуры, как народное самодеятельное творчество (например, передачи «Игра», гармонь любимая», «Казачий круг», «В» нашу гавань заходили корабли...»). Оригинальными произведениями, созданными собственно телевизионными средствами являются прямые передачи и записи выступлений музыкальных коллективов и отдельных исполнителей, оперных и драматических спектаклей, различных конкурсов театрального искусства, классической, народной, эстрадной музыки и т. д. Также сюда следует отнести специфически телевизионные театральные (драматические, оперные, балетные) постановки и эстрадные развлекательные шоу.

Как видим, телевидение, посредством своих программ различной тематической направленности, осуществляет передачу всего объема культуры сегодняшнего дня (право - «Человек и закон» (Первый канал), «Криминальная Россия» (НТВ); политика - «Сегодня в 22.00» (НТВ), «Время» (Первый канал), «Зеркало» (Россия); культура и искусство - «Культурная революция» (Культура), Новости культуры (Культура); наука - «Очевидное - невероятное» (ТВЦ), «Теория невероятности» (Первый канал) и т.д.); транслирует собственно художественные передачи: драматический спектакль, балет, оперу, кино и тем самым формирует человека, гармонически сочетающего узкопрофессиональные навыки и знания с широким общекультурным контекстом.

Одной из важнейших функций телевидения, с помощью, которой создаются новые культурные ценности, является репродуктивная. Здесь мы имеем в виду, что на телевидении любая репродукция в большей или меньшей степени отражает не только «внутренние» качества оригинала, но и выразительные средства самого телевидения. В данном случае, как отмечает Н. Зоркая, имеет место «тяготение тиража к функционированию в качестве оригинала». То есть уже в первоначальных формах телевизионного творчества - прямых передачах, репортажах, включающих слова комментатора, интерпретацию ведущего, съемку и монтаж, создавался новый образ события, в той или иной степени отличный от оригинала, происходила его «эстетизация», определенным образом влияющая на культуру зрителей.

На наш взгляд, современная культура складывается не только из совокупности освоенных и вновь созданных ценностей, но также формируется средствами массовой коммуникации, в данном случае телевидением, которое выступает механизмом распространения этих ценностей. Как отмечает М. Кастельс, «это своеобразная система обратной связи между кривыми зеркалами: средства массовой информации есть выражение нашей культуры, а наша культура работает главным образом через материалы, поставляемые средствами массовой информации». Таким образом, культура органически включает в себя коммуникацию, и, как отмечала в конце прошлого века Р.Д. Копылова, «категории культуры и коммуникации сопрягаются в наши дни все чаще». Мы согласны с вышеприведенными положениями, тем более что они и сегодня не теряют своей актуальности.

Центральное место в системе художественного вещания занимают, как уже отмечалось, трансляции произведений традиционных искусств и собственной продукции. Телевидение предлагает вниманию зрителя совокупную, объемную целостность зрелища. Эта целостность заключается, с одной стороны, в передаче аудиовизуальных сообщений, образовательных передач и шоу одним и тем же средством, а с другой - в совокупности в каждом отдельном телевизионном произведении частных конструктивных элементов, которые условно можно обозначить как речь, визуальная ситуация (содержание кадра, монтаж, динамика изображения) и аудиоситуация (музыка, шумы, тишина). Потенциальная интеграция в одной и той же системе взаимодействующих текстов, изображений и звуков, доступных аудитории в избранное ею время, основательно меняет характер коммуникации. А коммуникация определяет формирование культуры, поскольку, как пишет Н. Постмен, «мы видим... реальность не такой, как она есть, но такой, как наши языки позволяют нам ее видеть. А наши языки - это наши средства массовой информации. Наши СМИ - это наши метафоры. Наши метафоры создают содержание нашей культуры». Поскольку культура вводится и передается посредством коммуникации, сами культуры, то есть наши исторически построенные системы верований и кодов под влиянием СМИ вообще и телевидения в частности подвергаются фундаментальному преобразованию.

А. Моль, изучающий средства массовой коммуникации, так пишет об объекте своих исследований: «Они фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют, таким образом, все поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не оказывает влияния на развитие общества». Главный редактор журнала «Искусство кино» Д.Б. Дондурей отмечает, что «человек сегодня ничего не может узнать о жизни без и вне телевидения. Индивидуальные, межличностные, групповые коммуникации напрямую включены в виртуальные и медийные. Мы не можем получить достоверное или хотя бы какое-то имеющее отношение к жизненной практике знание, минуя ту реальность СМИ, в которой пребывают люди во всем мире». Действительно, наше представление о значимости какого-либо события или явления возникает благодаря его демонстрации средствами массовой коммуникации, в данном случае телевидением. Если на ранних этапах развития телевидение было лишь каналом передачи оперативной информации, затем - экраном трансляции кинофильмов, то сейчас телевизионное вещание представляет собой всеобъемлющее средство передачи практически неограниченного круга культурных ценностей прошлого и настоящего.

Как замечают В. Вильчек и В. Воронцов, «телевидение являет собой всеобщий и универсальный канал, а другие средства производства и распространения произведений культуры, каналы коммуникаций - как бы его специализированные разновидности». Благодаря массовому телевизионному вещанию люди имеют возможность получать новые знания о своей стране, ее истории, современной жизни, о фактах нравственной культуры, произведениях различных видов и жанров искусства, достижениях науки и т. д.

Телевидение выражает и такую особенность культуры современного информационного общества как ее виртуальность, символичность. Под воздействием телевизионных СМИ реальность информационного общества погружается в виртуальные образы, в выдуманный мир, в котором внешние отображения находятся не просто на экране, через который передается опыт, но сами становятся опытом, а это, в свою очередь, приводит к рождению новой культуры - «культуры реальной виртуальности», как называет ее М. Кастельс. По мнению исследователя, эта современная электронно-коммуникационная система включает и охватывает все проявления культуры. Суть данного умозаключения проясняет глава «Культура реальной виртуальности» из книги «Информационная эпоха. Экономика, общество и культура». Здесь М. Кастельс ссылается на идеи французских структуралистов Ролана Барта и Жана Бодрийяра, утверждавших, что «культуры создаются из коммуникационных процессов», а «все формы коммуникаций базируются на производстве и потреблении знаков». Действительность так достоверно имитируется на телевизионном экране, что люди начинают считать электронные имиджи более истинными и важными для себя, чем те, что видят в повседневном окружении. Из этих идей следует, что не существует разделения между реальностью и символическим отображением, то есть, во все времена в различных обществах люди жили в «символической среде». Следовательно, реальность, так как она переживается, всегда была виртуальной - она переживалась через символы, которые наделяют практику некоторым значением, отклоняющимся от их строгого семантического определения.

Нынешняя «культура реальной виртуальности» отличается глобальными масштабами своего распространения и воздействия на все сферы и устои общественной жизни и человеческого бытия в целом. М. Кастельс объясняет это тем, что новая коммуникационная система радикально трансформирует пространство и время, фундаментальные измерения человеческой жизни. «Местности лишаются своего культурного, исторического, географического значения и реинтегрируются в функциональные сети или в образные коллажи, вызывая к жизни пространство потоков, заменяющее пространство мест. Время стирается в новой коммуникационной системе: прошлое, настоящее и будущее можно программировать так, чтобы они взаимодействовали друг с другом в одном и том же сообщении. Материальный фундамент новой культуры есть пространство потоков и вневременное время. Эта культура перекрывает и включает разнообразие передававшихся в истории систем отображения; это культура реальной виртуальности, где выдуманный мир есть выдумка в процессе своего создания». Такова в трактовке М. Кастельса специфика «информационального общества», в котором даже города возникают как процессы в «поточном пространстве» вокруг сетевых узлов связи, объединяя людей не столько общими типами производственной деятельности, сколько спутниковыми средствами коммуникационной техники. Исследователь полагает, что в новом обществе меняются принципы не только материальной, но и духовной жизни людей: преобразуется их психология, менталитет и все прежние философские представления о мире, времени и пространстве.

Проблему символической реальности, которая создается телевидением, затрагивают в своих работах и другие исследователи. По мнению Л. В. Матвеевой, поток коммуникативных сообщений как продукт коммуникативных телевизионных корпораций формирует информационную среду общения людей, имитируя постоянную связь индивидуального и коллективного сознания. Одним из эффектов этого информационного потока может быть изменение восприятия человеком объективной реальности и, как» результат - изменение его образа мира. Следовательно, мы можем говорить о том, что медийная коммуникация конструирует социальную реальность через создание определенных образов в символической реальности. Поскольку в процесс интерпретации воспринятого на телеэкране вовлекается не только его содержание, смысловая информация и коммуникативная интенция автора, но и все относящиеся к предмету сообщения представления и ассоциации, извлекаемые из памяти, выводимые логически или эмпирически, человеческий разум воспринимает эту текстовую реальность как часть жизненной среды. Современный человек, вступая во взаимодействие с символической реальностью средств массовой информации, для формирования собственной картины мира использует предлагаемые телевидением готовые способы переработки информации и все меньше опирается при этом на личный опыт. Таким образом, субъективная картина мира человека во многом опирается на символическую реальность, создаваемую при помощи средств массовой информации. Как отмечает О.С. Новикова: «Массовые коммуникации, особенно телевидение, существенно меняют систему социокультурного восприятия информации, позволяют мгновенно ориентировать адресатов информации в нужном направлении и, по существу, манипулируя их сознанием, влияют на оценки и мнения людей». Действительно, связь между телевидением и социокультурными доминантами очевидна: через телевизионные передачи, фильмы внедряются ценности и модели поведения, санкционируемые или не санкционируемые обществом, наблюдается взаимовлияние телевизионных СМИ и доминирующих ценностей социума и т.д. Различные области жизнедеятельности людей - школа и система профессиональной подготовки, работа и сфера досуга - входят в сферу влияния телевидения, оно становится важнейшим агентом социализации и мощным фактором формирования системы ценностей.

Актуальными, в контексте изучения телевидения как средства выражения особенностей культуры современного информационного общества, являются проблемы «конформизма» и «индустрии грез». Под «конформизмом» в философии культуры подразумевается ориентация на чужие мнения, тенденция к массовизации, неспособность к трезвому анализу фактов, социальное приспособленчество, всевластие коллективных стереотипов, слепой диктат бессознательного над сознательной психической жизнью. Г. Анд ере, М. Хоркхаймер, Р. Бауэр и другие исследователи, анализируя современную практику массовой коммуникации, определяют ее как «индустрию грез». Телевидение расценивается ими как гигантский канал общества, который репродуцирует иллюзии, распространяет эталоны чувств и поступков, создает сноподобную культуру, без которой немыслима современная цивилизация. В концепциях вышеуказанных исследователей искусство рассматривается не как средство отражения действительности, а как резервуар тайных символов, иллюзорных знаков и образов

Может показаться, что повсеместное присутствие действующих на подсознание звуков и изображений критическим образом воздействует на социокультурную жизнь современного общества. Однако существуют исследования, указывающие на противоположные выводы. Например, В. Рассел Нейман заключает следующее: «Полученные за пять десятилетий систематических социальных исследований результаты показывают, что аудитория СМИ, включающая как молодых людей, так и другие возрастные категории, не является беспомощной, и СМИ отнюдь не всесильны. Развивающаяся теория ограниченных и обусловленных следствий влияния СМИ помогает осмыслить перспективы исторического цикла моральной паники вокруг новых СМИ». Воздействие информации зависит от того, насколько она соответствует социальным запросам аудитории и насколько информация, поступающая из средств массовой коммуникации, регулярна. Человек склонен отвергать информацию, не соответствующую тем ценностям, которые он себе приписывает. Живя в обществе и являясь членом определенной социальной группы, человек связывает себя с этой группой, и чем теснее он себя с ней связывает, тем менее вероятен успех влияния нате его ценности, которые соответствуют ценностям группы.

У. Эко в своем докладе «Оказывает ли аудитория дурное влияние на телевидение» (1977 г.), оценил перспективы эффекта воздействия средств массовой информации как незначительные. Он писал: «Существует, в зависимости от социокультурных обстоятельств, разнообразие кодов, или, скорее, правил компетентной интерпретации. Сообщение есть знаковая форма, которую можно наполнить разным содержанием... Возникает подозрение, что отправитель организует телевизуальный образ на базе своих собственных кодов, совпадающих с кодами господствующей идеологии, тогда как адресаты наполняют этот образ иными смыслами согласно их собственным культурным кодам». И в самом деле, психологические эксперименты показывают, что даже если телевидение передает 3600 изображений в минуту на канал, мозг сознательно «реагирует лишь на один сенсорный стимул из миллиона переданных. То есть, сообщения, передаваемые средствами массовой информации, перерабатываются индивидами, помещенными в специфические социальные условия, и тем самым изменяется подразумеваемый эффект сообщениям

В целом можно заключить, что телевидение оказывает существенное влияние на жизнь общества. Телевизионные программы позволили приобщить к достижениям мировой культуры широкие слои населения, которые ранее практически не имели доступа к художественным ценностям. Но в то же время, влияние телевидения на формирование культуры нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, коммерциализация телевидения приводит к преобладанию на, телеэкранах насилия, секса, рекламы. Экран телевизора снимает обязательное прежде опосредование между индивидом и средой, отдельным человеком и социокультурным миром. Доступ к культуре более не опосредуется в пространственном или временном отношениях. Не надо ждать события, готовиться к нему: «обладание» им обеспечено стоящей на полке аудио - или видеозаписью. Однако культурное событие, переживаемое не в интерсубъективном пространстве (на стадионе, в концертном зале и т.д.), а на экране, теряет свою «событийность», жизненно-практическую значимость. Произведения человеческой деятельности оказываются для отдельного субъекта не более чем объектами пассивного созерцания. Культурная деятельность утрачивает свое коммуникативное измерение, становясь вторичным репродуцированием внешнего мира. Телевидение представляет художественные достижения прошлого как коллаж равноценных и одновременно существующих феноменов, в основном потерявших связь с географией и материальной историей и перенесенных в телестудии и в квартиры. Развитие массового телевидения привело к привязанности к поверхностному, к коллажу, а не к глубинному восприятию, к преобладанию цитирования над работой созидания, к крушению чувства времени и пространства.

Имея в виду вышеприведенные положения, необходимо отметить, что в настоящее время телевидение многими людьми воспринимается как глашатай безусловных истин. Для современного человека - вне зависимости от страны, где он живет, телевизионные средства массовой информации все больше становятся своего рода «большим братом», заставляющим думать, как он хочет, смотреть, что он предлагает, принимать выводы, которые он навязывает. Современные культурфилософы отмечают, что скорость электронной коммуникации сегодня настолько велика, что поток кадров обрушивается на зрителей и слушателей каскадом, а это, в свою очередь, приводит к превращению людей «в патентованных наблюдателей жизни, а окружающий мир в иллюзорную действительность». Также в философии культуры выдвигаются тезисы о том, что «массовая культура вообще привела к деструкции личности, лишив человека подлинности чувств и переживаний».

Об отрицательном влиянии массовой коммуникации на прогресс, на культурно-личностное становление человека, на его духовный мир пишет М. Маклюэн в работе «Культура - наш бизнес». Здесь он отмечает, что средства массовой коммуникации формируют у человека стереотипное мировосприятие, погружают его в «царство молчания и бессознательности», обедняют его, возвращают его в лоно обыденного, потребительского сознания. Телевидение, работая одновременно для многомиллионной аудитории, стремится быть интересным всем, каждому человеку и поэтому нередко ориентируется на трансляцию несложных, легких форм, а в ряде случаев на произведения дурного вкуса, что наносит вред культуре. Нельзя отрицать, что телевидение усиливает тенденцию к нивелировке, стандартизации духовной жизни, адаптации классических произведений искусства, определенному снижению эстетических вкусов.

С другой стороны, появление многообразных развивающих и образовательных программ на телевидении (таких как «Новые чудеса света», «Православная энциклопедия», «Все путешествия команды Кусто», «Умницы и умники», «В поисках приключений», «Я - мама» и др.), документальных фильмов и художественно-публицистических передач, ориентированных на расширение кругозора, открывает совершенно новые горизонты знания, оказывает помощь в образовании, воспитании, обладает мощным потенциалом знакомства человека с другими культурами и жизненными стилями. Большое значение для роста и демократизации культуры имеет то обстоятельство, что жители различных, даже самых отдаленных районов имеют возможность встретиться на экране с политическими деятелями, выдающимися учеными, художниками, побывать на спектаклях прославленных театральных коллективов, во всемирно известных музеях и т.д. Телевизионные передачи, транслирующие различные культурные мероприятия: спектакли, концерты, кино - и телефильмы, а также информационные программы, в которых зрителю демонстрируют участников событий, ведущих, их стиль общения, степень грамотности и т.п., в какой-то мере приобщают человека к культуре, способствуют формированию творчески ориентированной, духовно богатой личности. Но, говоря о приобщении аудитории к культуре посредством телевидения, мы отмечаем некую «неполноценность» такого знакомства, однако признаем, что для огромного количества людей это едва ли не единственная возможность познакомиться с теми или иными произведениями искусства. Искусство же, как известно, помогает человеку осознать самого себя и свое место в мире, понять встающие перед ним проблемы смысла жизни и ее ценностей.

С нашей точки зрения, нужно объективно признать большую и значимую роль телевидения в культуре формирующегося информационного общества. Телевидение действительно популярная массовая энциклопедия культурной жизни, необычайно расширяющая интерес к художественно-эстетическим, политическим, научно-техническим знаниям. Благодаря таким особенностям исследуемого СМИ как многокамерная съемка, монтаж, свободная комбинация пространства и времени становится возможным «наглядно представить глубину звездных миров и внутренность строения электрона, красоту ландшафтов природы и процессы, происходящие в живой клетке, прекрасное человеческое тело и работу нервных окончаний человеческого мозга».

Телевидение оказывает влияние на формирование мировоззренческой культуры, которая связана с системой обобщенных взглядов человека на объективный мир и на свое место в нем, а также с обусловленными этими взглядами убеждениями, идеалами, принципами познания и деятельности. Конечно, эта культура развивается, прежде всего, под воздействием самой жизни, фактов реальной действительности и отношений, складывающихся в обществе. Телевидение становится как бы частью социокультурной деятельности, его передачи обладают такой степенью достоверности, что способны, так или иначе, повлиять на убеждения личности. При этом телевидение необычайно расширяет кругозор человека, вырабатывает отношения не только к явлениям обыденным, но и к глобальным, космическим, ежедневно формирует целостный взгляд на мир, ощущение своей принадлежности ко всему человеческому сообществу. Этот «глобальный образ мира» становится для человека не просто абстрактной философской категорией, а благодаря визуальной природе телевидения наполняется конкретно-чувственным содержанием, жизнью, проблемами и радостями людей различных континентов, рождает то, что мы называем мировоззренческими чувствами, мироощущением.

Следовательно, основной задачей организаций, производящих телепрограммы, на наш взгляд, становится максимальное увеличение положительного воздействия телевидения на культуру. Для этого необходимо совершенствование материальной базы телевидения, коренное улучшение программирования, повышение качества и разнообразия передач, чтобы они могли удовлетворять запросы и потребности различных аудиторий, слоев населения, развивать уникальные вкусы каждого человека. Также, для того чтобы телевидение приносило пользу, необходимо развивать информационную культуру в обществе.

В данном случае мы имеем в виду формирование избирательности в просмотре телепрограмм. И, как справедливо, отмечал Б.М. Сапунов: «Самое худшее, что может быть для эстетического восприятия и вкуса, - позволять детям, а также разрешать и себе, взрослым, смотреть все подряд - от фильмов, литературно-художественных учебных программ до эстрады. Телевизионная культура требует четкости в определении программ и передач, которые мы хотим, которые нужно, какие и кому можно смотреть». Следовательно, культурная роль телевидения определяется также тем, насколько его передачи воспринимаются зрителями, способствуют повышению культуры каждой личности.

Телевидение, являясь механизмом распространения массовой информации, имеет ряд принципиально важных особенностей, которые выделяют его среди других средств массовой информации и делают особенно важной его роль как средства выражения особенностей культуры современного общества и человека. Наиболее важными из этих особенностей являются следующие:

- телевидение является одним из самых распространенных в современном обществе средством массовой информации, оно охватывает и те слои населения, которые остаются за рамками влияния других средств массовой коммуникации;

- телевизионное изображение несет колоссальное количество информации, и по этому показателю в несколько раз превосходит все другие способы передачи информации, используемые в современном обществе. Поэтому телевидение является сегодня самым эффективным и самым широко распространенным средством воздействия на массовое сознание;

- телевизионное изображение легко воспринимается сознанием человека, не только потому, что зрение является его самым широкополосным каналом связи с окружающей действительностью, но и потому, что зрительные образы легко запоминаются, вызывая у людей различные ассоциации и достаточно сильные эмоции;

- телевидение стало основополагающим, структурирующим компонентом сферы досуга современного человека. Если в прошлом большую роль в социализации, в воспитании творческой активности и духовно-эстетических качеств человека играли учреждения культуры, то с конца XX века стали возрастать возможности удовлетворения культурных потребностей в домашних условиях. Это отражается в сокращении числа массовых библиотек и клубных учреждений, в сокращении посещений кинотеатров, которые утратили свое былое социокультурное значение, за исключением нескольких крупных киноцентров, проводящих собственную политику в области кинопроката;

- телевидение само по себе является фактом культуры, но максимальная польза для общества будет достигнута при более существенном, чем в настоящее время, вкладе телевизионных программа духовную жизнь, в повышение культуры людей, в адаптацию к изменившимся условиям жизни.

На основании вышесказанного можно сделать некоторые выводы, выявить основные тенденции и перспективы в отношении воздействия телевидения на культурное бытие, на духовную жизнь, на эстетический мир современного человека. Итак, телевидение в системе культуры выполняет следующие основные функции: информативную, связанную с распространением по телевизионным каналам культурной информации; культурно-просветительскую, заключающуюся в том, что телевидение все в большей степени проявляет себя как новое средство производства оригинальных ценностей культуры; познавательно-рекреативную, состоящую в том, что просмотр телевизионных программ, одной из целей которого является стремление повысить собственный уровень культуры, представляет собой одну из значительных категорий деятельности людей после работы и основное занятие, когда человек находится дома; смыслообразующую, основывающуюся на том, что образ, возникающий ассоциативно под влиянием изображения, музыки и значения слов в закадровом тексте, потенциально способен порождать новые смыслы в общем телевизионном контексте. Следовательно, телевидение, являясь одним из средств массовой коммуникации, с помощью которых мы можем приобщаться к культурным и художественным ценностям прошлого и настоящего, наблюдать актуальные проблемы сегодняшнего дня, представляет собой универсальную, полифункциональную систему. Наличие такого мощного канала передачи культуры, как телевидение позволяет коренным образом изменить многие процессы производства, хранения, распространения и освоения культуры. Более того, в условиях современных городов с их пространственными масштабами, многомиллионной численностью жителей, телевидение является наиболее действенной, эффективной и полноправной формой трансляции и потребления традиционной культуры, с одной стороны, и создания новых образцов художественных ценностей, с другой. Телевидению доступны все виды, формы и сферы культуры, а также ценности, которые оно не только распространяет, репродуцирует, но и развивает, ф, углубляет, совершенствует. У телеканалов и телевизионных передач, ориентированных на культуру, на многополюсный мир цивилизации, появляется новая задача: показать значимость культурных ценностей для успешного становления новой реальности, способствовать выработке адекватной культуре перспективы самоопределения, формировать ценности и нормы, лежащие в основе социального преобразования общества.

Анализ, проведенный в исследовании, позволяет сделать следующие выводы:

1. Обобщая рассмотренные подходы к трактовке понятия «информационное общество», мы можем заключить, что в настоящее время под таковым понимается, во-первых, общество нового типа, формирующееся в результате глобальной социальной революции, основой которой является бурное развитие и конвергенция информационных и коммуникационных технологий; во-вторых, общество, которое, с одной стороны, способствует взаимопроникновению культур, а с другой, открывает каждому сообществу и человеку новые возможности для самоидентификации; в-третьих, общество знания, в котором главным условием благополучия каждого человека и каждого государства становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению с ней работать. Научное знание и информация, являясь важнейшим фактором формирования информационного общества, способствуют повышению экономической и статусной ценности образования, созданию высокого уровня благосостояния в обществе, тем самым, позволяя гражданам широко применять информационно-коммуникационные технологии в повседневной жизни.

2. Анализируя подходы к раскрытию понятия «информационная культура», мы видим многообразие взглядов на суть данного явления, однако можем выделить несколько общих идей: информационная культура не является специализированной формой культуры, а рассматривается как один из аспектов общей культуры; информационная культура способствует совершенствованию культуры личности в целом, что связано с получением человеком соответствующих знаний, умений и навыков при работе с информацией; при анализе уровня развития информационной культуры человека, в первую очередь исследуются знания, которыми он обладает; информационная культура тесно связана с умением человека целенаправленно работать с информацией, обоснованно использовать технические средства, коммуникативные и информационно - телекоммуникационные технологии для ее получения, хранения, обработки и передачи. Таким образом, мы заключаем: сущность информационной культуры Ф как социокультурного конструкта информационного общества заключается в том, что она представляет собой своеобразный аспект социокультурной жизни, включающий в себя понимание современным человеком сущности происходящих информационных преобразований и осознание своего места и своих задач в формирующемся информационно-культурном пространстве.

3. Темпы информатизации общества обуславливают актуальность проблемы формирования информационной культуры личности. Концепция информационной культуры личности основана на трактовке человека как создающего, воспринимающего и продуцирующего информацию, а сама информационная культура личности рассматривается как инструмент освоения и адаптации к условиям внешней среды и как способ гармонизации внутреннего мира субъекта в ходе освоения всего объема социально-значимой информации. Современное общество, В котором возникают все более совершенные средства коммуникации, нуждается в повышении уровня информационной культуры, так как для наиболее эффективного использования преимуществ новых информационных технологий необходимо обладать соответствующим уровнем знаний о функционировании информации в обществе.

4. Телевидение возникло, развивалось и развивается как важнейшее средство массовой коммуникации. Являясь одним из наиболее совершенных на сегодняшний день, средств отражения жизни общества, реальной действительности во всех ее проявлениях, телевидение в тоже время представляет собой богатейший источник информации и удобный инструмент изучения общества. В современном мире телевидение становится не просто элементом среды существования человека, как телевизор или телевизионный центр, но и самой средой, в которой существует человек, с которой он постоянно и автоматически взаимодействует. Телевидение стало главным инструментом для распространения сообщений, воздействующих на сознание и подсознание людей. Под воздействием телевизионных СМИ реальность информационного общества погружается в виртуальные образы, в выдуманный мир, в котором внешние отображения находятся не просто на экране, через который передается опыт, но сами становятся опытом, а это, в свою очередь, приводит к возникновению символической реальности и новой культуры.

5. Основными культуроформирующими функциями телевидения являются следующие: во-первых, информативная, связанная с распространением по телевизионным каналам культурной информации; во-вторых, культурно- просветительская, заключающаяся в том, что телевидение все в большей степени проявляет себя как новое средство производства оригинальных ценностей культуры; в-третьих, познавательно-рекреативная, состоящая в том, что просмотр телевизионных программ представляет собой одну из значительных категорий деятельности людей после работы и основное занятие, когда человек находится дома; в-четвертых, смыслообразующая, характеризующаяся тем, что образы, воспроизводимых на экране объектов, могут наполняться некоторыми дополнительными значениями, вследствие использования тропических средств в общем телевизионном контексте.

6. Телевидение необычайно расширяет интерес к политическим, научно- техническим, художественно-эстетическим знаниям. Однако влияние телевидения на формирование культуры нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, телевидение, работая одновременно для многомиллионной аудитории, стремится быть интересным всем, каждому человеку и поэтому нередко ориентируется на трансляцию несложных, легких форм, а в ряде случаев на произведения дурного вкуса, что наносит вред культуре. С другой стороны, большое значение для роста и демократизации культуры имеет то обстоятельство, что жители различных, даже самых отдаленных районов имеют возможность встретиться на экране с политическими деятелями, выдающимися учеными, художниками, побывать на спектаклях популярных театральных коллективов, во всемирно известных музеях и т.д.

 

АВТОР: Молчанова Е.Н.