31.05.2012 15060

Коммуникативно-информационные и эстетические свойства телевидения

 

Телевидение, наряду с другими средствами массовой информации, призвано удовлетворять информационные потребности человека, общества, государства. Как средство связи с реальным миром, средство общения телевидение способствует выработке новой политики координации и взаимообмена культурными ценностями. Коммуникационный характер телевидения накладывает отпечаток на восприятие не только информационных, но и художественных произведений на телеэкране, которые становятся специфическими формами связи зрителя с действительным миром. Такое положение телевидения как посредника в осуществлении объединения населения, поддержания социальных связей остается неизменным, отвечающим характеру современной культуры и цивилизации.

Сегодня телевидение занимает одно из ведущих мест не только в системе средств массовой коммуникации, но и в системе искусств, превосходя все остальные виды искусства, прежде всего по охвату аудитории. Например, телевидение оставалось не только главным, но и единственным для значительной части российской аудитории средством удовлетворения информационных и культурных потребностей, приобретения знаний, организации досуга, когда в начале 1990-х гг. резко упали тиражи газет и центральные издания часто не доходили до провинции; когда литературно-художественные журналы растеряли своих подписчиков, а большинство кинотеатров пустовало; когда многие книгоиздатели в погоне за коммерческим успехом оказывали предпочтение бульварному чтиву в ущерб настоящей литературе.

Телевидение, перешагнув за порог XX века, вступило вместе с обществом в новое тысячелетие, приобретая черты киберпространства, но оставаясь самым современным и самым перспективным способом передачи информации. Эта особенность телевидения заключается, во-первых, в способности электромагнитных колебаний, несущих телевизионный сигнал, проникать в любую точку пространства в зоне действия передатчика. Однако с появлением спутникового телевидения последнее ограничение отпало, еще более усилив позиции телевидения.

Во-вторых, в экранности и персонификации телевизионной информации. Экранность телевидения заключается в передаче информации посредством движущегося изображения, сопровождаемого звуком. Именно это свойство телевидения обеспечивает непосредственно-чувственное восприятие телевизионных образов, а, следовательно, их доступность для самой широкой аудитории. Говоря о персонификации телевизионной информации, мы имеем в виду, что телевидение в большинстве случаев подразумевает личностные контакты автора или ведущего и участников передачи с аудиторией. Персонификация телеинформации как сущностное отличие телевидения от других средств массовой информации уже давно утвердилась во всем мире как принцип вещания. Этим объясняется стремление крупнейших телекомпаний иметь таких постоянных ведущих и репортеров, личность которых привлекала бы симпатии и доверие зрителей.

В-третьих, в симультанности телевидения, то есть в его способности сообщить в звукозрительной форме о действии в момент его свершения. Симультанность присутствует в телевизионных передачах не постоянно, однако, имеет большое значение для психологии зрительского восприятия, как бы напоминая о достоверности действия, происходящего на экране. Симультанность, создающая эффект присутствия зрителя на месте событий, придает телевизионному сообщению особую достоверность, документальность, реалистичность, что обеспечивает исключительность в решении информационных задач телевидением как одной из разновидностей средств массовой информации. Именно от вышеперечисленных специфических свойств телевидения зависят, в свою очередь, многие функциональные, структурные, выразительные, коммуникативно - информационные, эстетические особенности и возможности телевидения, занявшего по мере развития и совершенствования своей технической базы особое место в системе средств массовой коммуникации.

В рамках данного исследования мы подробнее остановимся на анализе коммуникативно-информационных и эстетических свойств телевидения. Как известно, коммуникация (от лат. communicatio - делаю общим, связываю, общаюсь) - это обмен информацией, ее смысловым значением между двумя и более субъектами. Следовательно, телевизионная коммуникация - это, во-первых, процесс передачи и обмена информацией на расстоянии между различными субъектами, посредством телевидения, во-вторых, «объективно - исторический процесс культуронаследия и передачи культурной информации внутри данного социума» (Ю.В. Борев).

По мнению ряда исследователей, в частности JT.Д. Рейман, телекоммуникации и информационные услуги в информационном обществе перешли в разряд услуг первой необходимости и претендуют войти в «потребительскую корзину», что говорит о большой социальной значимости этих услуг. Телевидение, осуществляя коммуникативно-информационную деятельность, выполняет следующие функции:

- культуроформирующая функция - распространение сведений, влияющих на формирование культуры, эстетических и нравственных установок в обществе;

- социальная функция - обеспечение связи между людьми;

- экономическая функция - предоставление информации хозяйствующим субъектам для принятия управленческих решений;

- политическая функция - распространение информации государственных органов управления, политических партий и движений, средств массовой информации, то есть обеспечение свободы слова;

- государственная функция - обеспечение органов власти необходимыми данными для управления страной, в том числе обеспечение национальной безопасности;

- технологическая функция - обслуживание технического прогресса в области информатизации общества.

Телевидение является аудиовизуальным средством массовой информации, которое, синтезируя звук и изображение, обеспечивает более широкие коммуникационные возможности общества. Непосредственно коммуникативные свойства телевидения проявляются в том, что при просмотре телевизионных передач осуществляется акт опосредованного общения. Классическую схему коммуникационного акта предложил Р. Якобсон. Согласно этой схеме коммуникативный акт подразумевает: 1. Передающего информацию (адресанта); 2. Принимающего информацию (адресата); 3. Канал связи между ними, в качестве которого могут выступать все структуры, обеспечивающие коммуникацию - от телефонного провода до естественного языка, системы обычаев, норм искусства или суммы культурных памятников; 4. Сообщение (текст).

Современный исследователь телевидения B.JI. Цвик считает, что коммуникативный акт состоит из следующих трех компонентов: 1. Источник информации; 2. Средство и способ передачи информации; 3. Потребитель информации (аудитория). В данном исследовании мы выделяем в качестве основных элементов коммуникативного акта следующие: 1. Источник информации; 2. Средство передачи информации; 3. Сообщение; 4. Аудитория. Источником информации в данном случае являются журналисты ТВ, а также, выступающие с телеэкрана политические и государственные деятели, специалисты и другие люди, обладающие специфическими знаниями в какой-либо конкретной области. Средством передачи информации является телевизионный приемник. В качестве сообщения мы рассматриваем телевизионные программы, фильмы, передачи и другую телевизионную продукцию. Аудиторией соответственно выступают разделенные пространством или временем (или одновременно тем и другим) зрители.

При исследовании информационной функции телевидения, необходимо еще раз обратиться к самому понятию «информация». В когнитивных науках с этим термином связывают представление о концептуализированном в языковой форме знании, передаваемом другому человеку. Имеются в виду все данные, поступающие к человеку извне по разным чувственно-перцептуальным и сенсорно-моторным каналам, а также данные, переработанные центральной нервной системой человека, им реинтерпретированные и представленные в его сознании в виде ментальных репрезентаций. Информация дает человеку знание, которое в теории коммуникации рассматривается как снятие неопределенности через систематизацию сведений, репрезентирующих «образ мира», или тот социокультурный контекст, который, будучи виртуальным (в нашем случае - конструируемым на телеэкране), осознается человеком как актуальный, действительный. Мы, говоря об информационной функции телевидения, ограничимся следующим толкованием понятия «информация». Под ним понимаются регулярно распространяемые сведения из культурной, социальной, экономической, политической сферы. Получение такого рода сообщений стало в современном обществе нормой жизни. Отсюда следует, что информационные программы, состоящие из репортажей о произошедшем в последние часы в мире или в том регионе, на который вещает данная станция, являются опорными точками сетки вещания любой телекомпании, а все остальные передачи располагаются в интервалах между выпусками новостей. Для удовлетворения потребности людей получать оперативную информацию в концентрированном виде применяются все новые формы ее подачи - «заголовки новостей» перед основным выпуском и после него, сверхкраткие выпуски между другими передачами. В выпусках новостей принято сообщать о наиболее существенных фактах из сферы политики, а также о событиях, резко отклоняющихся от обычного, нормального течения жизни. Затем идут новости из области медицины, культуры, науки; особое место занимают новости спорта. Некоторые студии организуют выпуски биржевых новостей, а также новостей моды (модной одежды, модного стиля в оформлении жилищ) и др.

Как отмечает В.В. Егоров, закономерности информационного процесса в современном обществе во многом обусловлены влиянием телевидения и реализуются в следующих тенденциях: развивается дифференцированный подход в создании телепрограмм, адресных передач, рассчитанных на определенные социальные группы населения; повышается оперативность и актуальность всего информационного процесса в обществе. При этом следует иметь в виду, что «оперативность» и «актуальность» понятия близкие, но не однозначные. Оперативность - это признак новизны информации, актуальность - созвучие сообщения животрепещущим проблемам сегодняшнего дня.

Коммуникативно-информационная природа телевидения предполагает семиотическое рассмотрение исследуемого средства массовой коммуникации как знаковой системы, несущей информацию. По своей обращенности к человеческим чувствам, по сенсорному воздействию знаки разделяются на аудио (обращенные к слуху), визуальные (обращенные к зрению) и аудиовизуальные. Телевизионная информация доносится до зрителя в двух плоскостях: вербальной (словесной) и невербальной (зрительной). Поэтому, для телевидения характерна такая речевая сфера, в которой только слово не может дать полной, исчерпывающей информации, когда без знания определенной конситуации сообщение может быть либо неполным, либо непонятным.

Итак, телевизионная речь представляет собой массово-коммуникативную разновидность речи, а ее основной принцип - конструктивность, определяется тройной зависимостью (изображение - звук - речь) при передаче информации по телевидению. Каждый элемент данной триады имеет свою телевизионную характеристику, но их иерархия устанавливается в каждом конкретном случае только в результате комплексного анализа телевизионного произведения. Каждый ряд (изобразительный, звуковой, словесный) несет разную информацию, каждый ряд полифункционален. Так, экран может дать описание места событий, участников событий, передать документальную картинку самих событий. Например, в телепередаче «Большая вода» (автор - Н. Кондаурова, режиссер - М. Корсунов, Ставропольская студия телевидения).

Изобразительный ряд река; на обвалившемся берегу выкорчеванное дерево; дома; большие камни; бурный поток воды.

Словесный ряд предсказать замыслы яростной стихии невозможно. Поэтому жители Кочубеевского района уже заранее ожидают от прихода большой воды самого худшего.

Звуковой ряд шум воды.

В анализируемом эпизоде, рассказывается о выходе из берегов рек Кубань и Большой Зеленчук, здесь мы видим очевидцев событий, можем воочию убедиться в последствиях стихии - все это зафиксировала видеокамера. А комментатор не просто сообщает нам нужные факты, но и призывает к их осмыслению. Как раз в этом заключается сила телевидения: с одной стороны, она - в достоверности описываемых событий, с другой стороны - в их осмыслении.

Каждое изображение на экране является знаком, то есть имеет значение, несет информацию. Однако это значение может иметь двоякий характер. С одной стороны, образы на экране воспроизводят какие-то предметы реального мира. Между этими предметами и образами, воспроизводимыми на экране, устанавливаются смысловые соотношения. С другой стороны, образы на экране могут наполняться некоторыми дополнительными значениями. Изображение обозначает некий предмет помимо себя и с его помощью устанавливается соответствие между материальной стороной знака и смысловыми образами, понятиями и представлениями, оставленными прежним опытом в мыслительной и чувственно-эмоциональной сфере человеческой психики. Например, в фильме - портрете «Святитель», рассказывающем о жизни и деятельности митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона (автор - Н. Кондаурова, режиссер - А. Близнюк, Ставропольская студия телевидения) используется прием речевого раскрытия изобразительной темы, закрепленной в фотокадрах и кадрах кинохроники. В фильме закадровый текст звучит на фоне иконографических материалов, которые широко использовались создателями передачи для восстановления минувших, но значимых в жизни героя событий, и помогает раскрыть авторский замысел. Все вышеизложенное позволяет нам говорить о смыслообразующей роли телевидения в современной культуре.

С помощью кадра можно также сигнализировать степень актуальности текста: чем важнее текстовая часть, тем ближе камера, крупнее изображение. Например, в телефильме «Горела степь» (автор - Е. Шкалдык, режиссер - М. Корсунов, Ставропольская студия телевидения).

Изобразительный ряд автор в кадре указывает на кучу мусора. Наезд камеры на мусор.

Словесный ряд подобных следов отдыха граждан здесь на Стрижаменте более чем достаточно.

Возможность задерживать внимание на каких-либо элементах укрупнением плана или длительностью изображения на экране, а также повторным их изображением, придает телевизионным образам предметов, явлений, частей человеческого тела метафорическое значение.

Телевидение, синтезируя зрительные и слуховые ощущения, имеет высокий удельный вес звукового ряда в структуре своих передач. Видеоряд не в состоянии компенсировать отсутствие слова или неречевых звуковых средств - музыки, шумов, так как теле изображение имеет свои ограничения, предел возможностей в передаче информации, особенно воплощающей в себе абстрактные, отвлеченные понятия, которые нельзя донести до аудитории только с помощью визуальных средств. Так, музыкальными средствами возможно передать обобщенную семантическую информацию вторично, через эмоции. Звуковая деталь наряду с изобразительной помогает более глубокому раскрытию содержания, может значительно усилить эмоциональное восприятие и вызвать определенную эстетическую реакцию. Как отмечает В.Л. Цвик, «использование той или иной мелодии в каждом случае должно быть осмысленным и оправданным. Здесь все играет свою роль: и громкость, и характер музыки, ее аранжировка, использование и звучание струнных, духовых и прочих инструментов, их солирование или оркестровое исполнение». Например, в телефильме «Святитель» русская духовная и классическая музыка помогла расставить акценты там, где это было необходимо. Она создала определенную атмосферу, настроение и поддержала сюжетную линию и жанр фильма.

Важным средством выразительности, от правильного использования которого зависит ощущение достоверности происходящего на экране, его эмоциональное воздействие на зрителя, являются шумы. Живые шумы, услышанные автором при знакомстве с материалом, обогащают документальную ткань произведения, помогают найти яркое образное решение идеи. Но естественные звуки должны быть не иллюстративной деталью, без которой можно обойтись, а органическим компонентом сюжета. Часто, к сожалению, автор заботится лишь о том, чтобы просто где-то что-то шумело: гудели машины, приборы и так далее.

Наибольшая сумма информации потенциально заключена в словесном ряде. Слово, произносимое с экрана, имеет особый характер: так как телевидение не располагает к слушанию речей-высказываний, на первый план здесь выходят интонационные и экспрессивные моменты речи, прямая обращенность к зрителю, подтверждающая документальность снятых кадров. Например, в телевизионной передаче «Святая обитель» (автор - Н. Кондаурова, режиссер - Г. Цепкова, Ставропольская студия телевидения).

Изобразительный ряд монах идет по тропинке (уходит).

Словесный ряд возможно, когда-то по этой заросшей мхом тропинке, уходили иноки-святогорцы, с которыми связана история расцветающей обители.

Звуковой ряд церковная музыка.

Слово, слившись с изображением, дает единый зрительно-звуковой образ. Так создается «многоголосый склад» телепередачи, в которой, как в полифонической музыке, все голоса самостоятельны, а контрапунктом является соединение в одновременном звучании двух или более мелодически самостоятельных голосов. В изобразительной журналистике особенно важны авторское значение произносимого с экрана слова, его наполненность мыслями, концепцией. Причем мысли, концепции могут и не звучать прямо, открыто, они могут быть поняты в контексте всей информации. Например, через весь фильм «Святитель» проходит мотив трогательной любви и преклонения героя перед матерью. Следовательно, посредством анализа телевизионных передач, мы заключаем, что телевидение использует как зрительные, так и звуковые механизмы воздействия на аудиторию, что влияет на процесс восприятия и интерпретации зрительного образа и аудитивного текста.

Из вышесказанного следует, что, во-первых, телевидение является семиотической системой, поскольку, играя смыслообразующую роль в культуре современного общества, оно дает полноценное визуально-смысловое отражение действительности объединением в произведении (передаче, фильме) конкретно-наглядного, метафорически-наглядного и смыслоречевых элементов. Во-вторых, аудиовизуальный язык экрана синтезирует в себе все существующие формы передачи информации, стимулирует развитие синтетического восприятия и мышления, отражающего реальный мир во всем его многообразии. Благодаря наличию изображения, слова и звука в процессе телепередачи актуализируются несколько модусов чувств, что усиливает суггестивность экранного контекста.

Телевидение как традиционная коммуникативно-информационная система, технически усложняясь, модифицируется и существует в современной культуре уже не просто как способ передачи информации, но как художественная система, имеющая самостоятельное эстетическое значение. Говоря об эстетических особенностях телевидения, мы будем иметь в виду его эмоциональность, ориентированность на человеческие чувства, доставление человеку удовольствия, духовного наслаждения, специфику художественного воспроизведения реальности.

Развитие телевидения в его эстетической функции происходит за счет постепенного художественного освоения технических возможностей аудиовизуальной специфики исследуемого средства массовой информации. Центральным звеном этого освоения является развитие повествовательных структур (взаимоотношений рассказа и показа), соответствующих эстетическим потребностям аудитории и формирующих жанрово-стилистическую определенность аудиовизуальных текстов и их способность образовывать общезначимые смыслы. Как известно, телевидение возникло как технический феномен, как способ доставки на дом репродукций произведений других искусств или средство передачи информации о реальной действительности. Тем не менее, эстетические свойства обнаружились уже на начальном этапе существования телевидения, когда основную часть вещания составлял показ старых кинофильмов и театральных спектаклей. Основные эстетические особенности телевидения заключаются в том, что зрелище (движущееся изображение, сопровождаемое звуком) разворачивается на экране, повествование строится посредством монтажа кадров, который может вестись непосредственно в момент передачи. Эффект сиюминутности, эффект присутствия, то есть способность телевидения отражать жизнь в «формах самой жизни», репродуцировать события реальной жизни свидетельствуют о собственных эстетических свойствах телевидения. Передача «сиюминутного происшествия», непосредственный репортаж с места события, как бы включает зрителя в тот поток истории, который течет именно сейчас, создает у реципиентов «иллюзию участия» в событиях, происходящих на экране. Отсюда обостренное ощущение достоверности развертывающегося на телеэкране события, чувство собственной причастности к нему, повышенной отзывчивости на него. Как отмечают авторы книги «Средства массовой коммуникации и современная художественная культура», «...стоит увидеть на голубом экране дикторов, читающих новости, футбольное поле с суетящимися игроками, урок английского языка, ребят, докладывающих написанные к случаю стихи, и буквально втягиваешься в это бесхитростное зрелище, хочется «просто понаблюдать за течением жизни»«. Первыми собственно телевизионными передачами, в которых использовался эффект сиюминутности, эффект прямого общения телезрителей с участниками передачи были программы «КВН», «Алло, мы ищем таланты», «Голубой огонек». А также клубные телепередачи, в которых сформировался особый тип «ведущего-посредника» - «Кинопанорама», «Клуб кинопутешествий», «В мире животных», «Очевидное - невероятное».

Однако в современном обществе передачи, выходящие в прямом эфире не являются основой программы: более половины объема вещания во всем мире составляют предварительно зафиксированные передачи. Тем не менее, если общественная ценность сообщения о событии достаточно велика, то факт записи не меняет отношения к телеэкрану (хотя зрителю заведомо известно, что он видит событие не в момент его свершения, а позже). Например, трансляции по телевидению концертов, оперных и драматических спектаклей, выдающихся событий художественной жизни позволяют человеку получать не только информацию, но и полноценное эстетическое наслаждение, не будучи участником события и непосредственным зрителем. Если говорить о художественных фильмах, транслируемых по телевидению, то зритель здесь, становясь очевидцем и как бы соучастником события, понимая ирреальность происходящего, эмоционально относится к нему, как к подлинному событию. То есть, содержание телевизионного произведения вызывает у зрителя те же эмоции, что и сама жизнь, но одновременно он помнит, что это вымысел. Художественное воздействие телевизионных передач может вызвать у зрителя нравственно - эстетическое переживание и философско-мировоззренческие раздумья, которые порождают активность, направленную на жизненные ситуации.

Значимым эстетическим свойством телевидения является документализм. В телепередачах язык подлинных документов и хроникальных свидетельств обретает образную силу искусства и эстетические свойства творческого, индивидуального, авторского размышления о мире. Живая история находит образное запечатление в строгой, неопровержимой речи документов. Любые свидетельства времени могут стать предметом художественного исследования и широкого обобщения, послужить цели жизнеописания, создания психологического портрета. Телевизионная передача может воспроизводить реальные характеры, чувства людей, выплеснувшиеся наружу при необычных обстоятельствах, быть необыкновенно эмоционально насыщена (примером такой передачи выступает программа «Жди меня»).

Одним из характерных эстетических свойств телевидения является синэстетизация. Как считал С. Эйзенштейн, органический синтез зрительно- звуковых элементов при создании полифонического экранного образа базируется на синэстетике, то есть «на способности сводить воедино все разнообразные ощущения, приносимые из разных областей разными органами чувств». Наиболее полно синэстетизация отдельных областей звуковой и зрительной выразительности достигается в зрительно-звуковой полифонии экранного контекста. Например, если зритель видит на телевизионном экране нарядно одетых, улыбающихся людей, слышит смех, то у него может возникнуть ощущение праздника. Зрительно-слуховые особенности телевидения главным образом основываются на синестезии, которая, как и синэстетика подразумевает комплексное воздействие телевизионного образа на зрителя. Под синестезией принято понимать явление восприятия, сопутствующее, вторичное представление, когда при раздражении какого-либо органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств. Соучастие чувств происходит не в замкнутой системе сознания, а в процессе непосредственного восприятия произведения, по каналам каждого органа чувств, подвергнувшегося визуальному или слуховому воздействию. Явление синестезии дает повод к размышлению над неоднозначностью предмета, таким составом его смыслов, которые вступают во взаимодействие друг с другом, в игру воображения, что оживляет эстетическую идею, творческие способности.

Эстетические особенности телевидения обуславливаются также характерной для современного общества «эстетизацией повседневной жизни», которая рассматривается в постмодерне как процесс превращения предметов, явлений общественной жизни и отдельных людей в художественные объекты и соответственно в эстетические проекты. Как отмечает Н.В. Шеляпин, «эстетика современного телевидения представляет собой эстетику телевидения как явления современной жизни и собственно ту эстетику, которая отражает специальное искусство, создаваемое телевидением в наши дни».

К эстетическим свойствам телевидения мы также относим, во-первых, мозаичность изображения, представляющую весь мир в качестве несвязанных однозначной логической связью сообщений (когда, например, за короткий отрезок времени появляется разномасштабная и разноплановая информация из различных областей жизни), и, во-вторых, резонанс, или взаимоусиление поступающих в сознание телезрителя сообщений, который преодолевает их мозаичную раздробленность, объединяя в устанавливаемое работой сознания смысловое единство. Показательным примером в данном случае выступают различные информационные программы: «Вести», «Новости», «Сегодня» и др.

Эстетические свойства телевидения проявляются также в том, что на телевизионном экране широко представлены самостоятельные виды искусства. К числу искусств, непосредственно представленных на телеэкране, относится графика. Телевизионная графика, во многом отличаясь от станковой и книжной, тем не менее, имеет в основе те же принципы изображения, те же функции, выполняя в программе роль иллюстрации, теле заставки, рисованного фона. До недавних пор в оформлении титров широко использовались работы художника - графика (на современном этапе в основном используется компьютерная графика). Телевидение репродуцирует непосредственно  кинематографические, театральные (трансляции из театров) и театрально-кинематографические (спектакли, снятые на пленку) формы. Большое место на экране занимает литература в самых разнообразных проявлениях: литературный театр, экранизации литературных произведений и т. п. Широкое распространение на телевидении получили эстрадные (трансляции с фестивалей песни, специальные теле эстрадные зрелища, например, «Большая-премьера» Первый канал) и музыкальные (трансляции симфонических концертов, музыкальных конкурсов) формы.

Сущность репродуцирования» как особой формы художественного творчества в области телевидения сводится к тому, что телевидение на основе собственной эстетики осваивает художественные ценности, эстетика которых сложилась на иной технической и коммуникативно-культурной основе. Поэтому при теле репродуцировании произведений различных видов искусства зритель сталкивается с наложением друг на друга двух не совпадающих по тем или иным параметрам эстетико-культурных рядов. Оказавшись в поле действия обще эстетических принципов телевидения, структура произведения искусства претерпевает определенную трансформацию. Успех телевидения в репродуцировании художественных ценностей зависит от того, насколько полно и органично эстетические принципы репродуцируемого произведения ассимилированы эстетикой телевидения. Сама репродуктивная направленность телевидения постепенно обретает эстетико-художественные свойства и формирует собственный художественный способ освоения мира. Осознание собственных эстетических принципов телеискусства и основ его поэтики связано с теоретическим осмыслением того факта, что движущиеся изображения и их соединение, монтирование временных отрезков способны выполнять не просто прикладную, передаточную роль по отношению к воспроизводимой реальности, но роль активную, формообразующую.

Эстетические особенности телевидения проявляются также в том, что телевидение, унаследовав богатый арсенал выразительных средств киноискусства (монтаж, стереозвук, цвет и др.), является не только средством массовой коммуникации, но и видом творчества. Каждый вид творчества имеет свой специфический художественный язык - совокупность технических приемов и изобразительно-выразительных средств, с помощью которых автор воплощает свой замысел. Так основными изобразительно-выразительными средствами телеэкрана являются монтаж, свет, цвет, звук, текст на экране, титры и спецэффекты, изменение скорости изображения и т.д. Монтаж - одно из сильнейших художественно-выразительных средств экрана. Он представляет собой отбор отснятых фрагментов в соответствии со сценарием и режиссерским замыслом, склейку отдельных фрагментов в единое целое. Благодаря монтажу можно добиться более свободного сочетания слова и изображения, использовать тропеические средства в телевизионном контексте, такие как явление метафоризации, метонимический показ части вместо целого и др. Как подчеркивалось многими теоретиками кино и семиотики, начиная с Р. Якобсона, метонимический прием показа части вместо целого - это основной способ, используемый для превращения предметов в знаки. Например, в фильме «Герой своего времени», рассказывающем о жизни Германа Лопатина (автор - Н. Рындина, режиссер - А. Близнюк, Ставропольская студия телевидения).

Изобразительный ряд крупный план: колеса едущей по дороге кареты.

Словесный ряд и вот, гордый успехами сына, отец везет Германа в Петербург.

Звуковой ряд цокот копыт.

Здесь используется синекдоха: мы видим колеса (часть), а представляем карету (целое), в которой едут отец и сын Лопатины. Однако восприятие этого образа углубляется: на метонимический ряд наслаиваются метафорические ассоциации: колесо - движение - жизнь - судьба. Приведенный пример еще раз доказывает, что для телевидения характерно переосмысление факта, данного в изображении.

Метафора - это перенесение свойств одного предмета (или явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов. В стилистике и поэтике метафора, являясь одним из видов тропов, представляет собой употребление слова в образном смысле, при котором происходит сдвиг в семантике слова от его прямого значения к переносному. Телевизионная же метафора возникает на стыке конструктивных элементов: в результате употребления слова в сочетании с экранным контекстом. Образ, возникающий ассоциативно под влиянием изображения, музыки и значения слов в закадровом тексте, потенциально способен порождать новые смыслы в общем телевизионном контексте. Например, в передаче «Птичий рай» (автор - Н. Кондаурова, режиссер - М. Корсунов, Ставропольская краевая студия телевидения) словесный ряд заключает в себе метафору.

Изобразительный ряд: белые лебеди.

Словесный ряд белоснежные ладьи.

Но иногда и изображение может заключать в себе переносное значение.

Изобразительный ряд вращающаяся ржавая стрела-указатель.

Словесный ряд егерь Виктор Толмачев выглядит одиноким рыцарем в ржавых доспехах.

Видео- и звуковой ряд сообщают слову-метафоре дополнительную семантическую характеристику, в результате приводя речевой ряд к образному переосмыслению. В телевидении практически любое слово может стать образным, если его дополнительную семантическую и экспрессивную характеристику создают окружающие слова и параллельный изобразительный ряд.

Одно из важнейших средств ведения драматургически напряженного повествования - параллельный монтаж. Показывая как бы врезанные один в другой кадры, снятые в разных местах и в разное время, можно добиться отчетливого ощущения одновременности двух различных действий и тем самым выявить их взаимозависимость, взаимосвязь. Говоря о специфике телевидения, мы обращали особое внимание на способность телевидения к одновременности действия и просмотра, заложенную в его физической природе. Это свойство телевидения определяет фактор подлинного времени и пространства на телеэкране. Поэтому из всех видов параллельного монтажа телевидению свойствен, прежде всего, перекрестный монтаж, то есть параллельный показ действий, происходящих одновременно в действительности, в реальном времени.

Эффективным приемом донесения до зрителя основной идеи телевизионного произведения является использование ассоциаций, когда нечто ощутимое - произнесенное слово, картинка, жест - обладает способностью вызывать представление о чем-то другом. Так, в телефильме «Герой своего времени» было применено такое художественно-выразительное средство экрана, как ассоциативный монтаж, когда при восприятии каких-либо двух разных явлений в сознании возникает связь между ними. В названном фильме, всегда, когда автор говорит о приезде героя или его отъезде, бегстве, мы видим на экране соответственно прилетающую или улетающую птицу. Таким образом, у зрителя возникает ассоциация - он видит птицу и отождествляет ее с образом Германа Лопатина.

Созданию художественного, смыслового эффекта телевизионной передачи помогает использование различного рода спецэффектов. Это наплыв, затемнение, вытеснение (или «шторка»), электронные спецэффекты, двойная экспозиция, скольжение (или «смазка»), расфокусировка и т.д. Например, в фильме «Святитель» использован спецэффект «листание страниц книги», где каждая страница символизирует новый этап жизни Владыки Гедеона.

Особое значение в современных условиях, характеризующихся визуализацией культуры, приобретает дизайн зрительных способов передачи информации. Названая тенденция обусловила активное использование таких выразительных возможностей телевидения, как цвет и свет. Свет является одним из главных средств создания изображения. Восприятие глазом более или менее освещенных фрагментов предмета создает в нашем воображении словно бы копию этого предмета. Но, говоря о свете как об изобразительно-выразительном средстве телевидения, мы имеем в виду не просто достаточную освещенность картины, когда ее можно разглядеть в деталях, а художественное освещение, «рисующее» портрет человека, образ предмета, определенную площадку студийного павильона.

Цвет позволяет делать телевизионный кадр монохромным (черно-белым), полихромным (использующим полный спектр всех цветов) и тонированным (окрашенным в один тон какого-либо цвета). Эстетическая природа цвета в достаточной мере освоена кинематографистами. Так, в черно-белой картине «Иван Грозный» С. Эйзенштейна появляются цветные сцены, например, «Пир опричников». В художественном фильме режиссера С. Ростоцкого «А зори здесь тихие» сцены войны (основное содержание картины) монохромны, а воспоминания героинь о довоенном времени цветные и яркие. Что касается телевизионных программ, то и здесь мы видим использование приема колоризации. Например, в фильме «Святитель» для создания на экране художественно - убедительной картины жизни творческая группа прибегла к приему включения в фильм постановочных съемок, повествующих о детстве героя, в которых мы можем наблюдать изменение цветности. В телевизионных музыкальных клипах и рекламных роликах можно встретить сочетание цветных, черно-белых и тонированных кадров.

Как видим, телевидение представляет большой простор для индивидуально-авторского использования художественно-выразительных и тропеических средств экранного и лингвистического контекста. Конвенциональность перечисленных изобразительно-выразительных средств телеэкрана позволяет передавать зрителям, а последним адекватно воспринимать эстетическую информацию. Эстетическая информация, согласно М. Бензе, во-первых, «выходит за пределы» задачи простой передачи сообщения, во-вторых, обладает «кодом», оригинальностью. Данные положения мы относим и к информации, передаваемой по телевидению. Действительно, телевизионная информация, не просто передает данные, но несет богатое эмоционально-интонационное содержание и ставит перед собой ценностные задачи. Эстетическая информация не столько отражает реальное положение вещей, сколько вызывает у аудитории определенные душевные состояния, реакции и эмоции, она нацелена не на понимание, а на внушение устойчивых символов посредством различных технических эффектов. Информация, переданная таким образом, становится более устойчивой для аудитории, чем факты и доводы, излагаемые в форме семантической информации. Объектом эстетической информации являются те ценности людей, на которых базируются их убеждения, но при этом эстетическая информация должна быть созвучна эмоционально-психологическим переживаниям реципиента. Поэтому, при создании телевизионного произведения необходимо учитывать состав аудитории в национальном, конфессиональном отношении, а также интересы различных социальных и возрастных групп.

Необходимо помнить, что телевидение тесно связано с социокультурной жизнью, находящейся за пределами искусства, поэтому произведения искусства, созданные на телевидении или отобранные для него, должны быть актуальными, созвучными социальным ожиданиям аудитории. Первоначально телевидение транслировало произведения других искусств. Впоследствии оно обнаружило специфическую функцию - способность не только транслировать, но и создавать свои оригинальные произведения. Таким образом, сочетая в себе, с одной стороны, визуальную наглядность фотографии, аудиовизуальную природу кино, действенность театрального зрелища, цвет и композицию изобразительных искусств, а с другой стороны, почти безграничные возможности передачи информации, унаследованные от периодической печати и радио, телевидение сегодня предстает как, историко-культурный, эстетико-художественный и социальный феномен, синтезирующий в себе практически все, что существует в области коммуникаций и художественного творчества.

Как вид массовой коммуникации телевидение выполняет такие же социально-культурные функции, что и другие средства массовой коммуникации: информационную, культурно-просветительскую, интегративную, социально - педагогическую, организаторскую, образовательную, рекреативную. То есть, подобно периодической печати и радиовещанию, телевидение является средством передачи актуальной информации, оно информирует, обучает, развлекает, другими словами, многогранно вторгается в духовный мир человека, формирует его мировоззрение, психологию, вкусы.

Являясь разновидностью эстетической деятельности, телевидение реализовывает художественно-творческую (создание произведений искусства), рецепционно-эстетическую (восприятие красоты реального пейзажа), духовно - культурную (выработка идеалов личного вкуса, вынесение вкусовых суждений, оценок) составляющие этой деятельности. Таким образом, говоря о телевидении, следует иметь в виду его онтологическую двойственность: оно и средство массовой коммуникации, и вид искусства. Следовательно, мы можем заключить, что коммуникативно-информационные свойства основываются на характеристике телевидения как средства массовой коммуникации, а эстетические свойства - на характеристике его как вида искусства. По мнению Б.М. Галеева, телевидение, являясь средством трансляции в пространстве аудиовизуальной информации, бифункционально - оно есть средство массовой информации, средство тиражирования произведений других искусств, и в то же время обладает собственным эстетическим потенциалом, своей художественной спецификой. Другими словами, телевидение интегрировало художественное вещание и публицистику, репродуктивные формы и собственное оригинальное творчество, трансляцию произведений других видов искусства и самые разнообразные формы информации. Отметим здесь, что информативные возможности телевидения заключаются не только в передаче информации, но и в том, что информация, передаваемая художественным языком телевидения шире и качественно выше, понятнее и метафоричнее, гибче, иносказательнее, парадоксальнее, эмоционально, эстетически богаче, чем информация, передаваемая естественным, разговорным языком.

 

АВТОР: Молчанова Е.Н.