31.05.2012 18275

Современные телекоммуникационные технологии и формирование информационной культуры в России

 

Современные телекоммуникационные технологии являются средством формирования информационной культуры, которая выступает фактором становления информационного общества. Более того, уровень развития информационно-телекоммуникационных систем, одним из основных элементов которых является телевидение, является важнейшей характеристикой информационного потенциала того или иного государства. Именно эта характеристика определяет сегодня не только реальные возможности эффективного использования внутренних информационных ресурсов страны, но также и степень ее вхождения в мировое информационное пространство, то есть возможность использования мировых информационных ресурсов. В современном мире производство благ, осуществление власти и создание культурных кодов стало зависимым от технологических возможностей общества. Информационная технология стала необходимым инструментом в развитии электронных сетей, которые представляют собой динамическую, саморасширяющуюся форму организации человеческой активности.

В мировой науке активное обсуждение теоретических вопросов развития информационного общества началось в конце 1970-х - начале 1980-х годов, когда возникла так называемая теория информационного общества. В России же вплоть до конца 1990-х годов проблематика информационного общества не была популярной ни в политическом, ни в экономическом, ни в социологическом дискурсах. Более того, концепция построения информационного общества в нашей стране была объявлена антинаучной и в период конца 70-х начала 80-х годов XX века не только не разрабатывалась, но и категорически пресекалась. Такая «идеологическая близорукость» отечественной философии, по мнению К.К. Колина, «обернулась для России 5 - 7 годами потерянного времени в период начального развития процесса глобальной информатизации общества и научного осмысления закономерностей и возможных последствий этого развития». В России на современном этапе появилась необходимость не только осознания глобальных трансформаций, происходящих в связи с распространением информационно-коммуникационных технологий в российской социально- культурной, экономической и политической среде, но и принятия срочных мер, направленных на включение России в глобальное информационное общество.

Попытаемся определить российский путь построения информационного общества и выявить роль современных телекоммуникационных технологий, прежде всего телевидения, в процессе формирования данного типа общества в России.

Как показывает опыт зарубежных стран, переход к информационному обществу - это процесс, требующий больших материальных затрат на формирование и развитие информационной среды, развитие индустрии информационных услуг и предоставление их каждому члену общества. Для нашей страны, согласно Концепции формирования информационного общества в России, возможны два варианта перехода к информационному обществу. Первый - это повторение того пути, который уже пройден или проходится другими странами, в основном, европейскими. Он требует значительных капиталовложений, достаточно короткий по времени (не более 7-10 лет). Скорость движения по такому варианту будет обеспечиваться выделенными средствами. Кроме того, этот путь будет требовать существенного изменения российского менталитета и переориентации общественного сознания на приоритеты и направления развития, свойственные американскому или европейскому образу жизни. Второй вариант представляет собой нахождение пути, ориентированного на российский менталитет, социально-культурные особенности и социально-экономическую ситуацию в стране. Этот путь нетрадиционный, не апробированный. Однако и он требует хотя бы минимальных темпов экономического роста, политической стабильности в обществе и политической воли исполнительной и законодательной власти, поставившей перед обществом задачу перехода к информационному обществу как задачу высокого приоритета.

Для реализации первого пути требуется получить основные объемы инвестиций из зарубежных источников или от отечественных коммерческих структур и населения. Эти варианты на сегодняшний день не реальны, так как в обозримом будущем ни одна из зарубежных стран таких средств не даст, потому что уверенности в их возврате у кредиторов нет. Получить средства от собственных коммерческих структур и населения в ближайшие годы не представляется возможным - для этого необходимы существенно более высокий уровень развития этих структур, видимое оживление рыночных преобразований и повышение качества жизни населения. Следовательно, приемлем только второй путь, пройдя который Россия будет выступать как носитель специфической модели цивилизационного развития. Как отмечают исследователи Д.С. Черешкин и Г.Л. Смолян: «Наш путь должен быть ориентирован на чисто российские критерии и характеристики качества жизни, социально-культурные особенности и минимальные возможности капиталовложений со стороны государства». Таким образом, основой российского пути к информационному обществу мы, соглашаясь с точкой зрения Д.С. Черешкина и Г.Л. Смоляна, можем назвать следующие факторы:

- информатизация всей системы общего и специального образования - от детского сада до высшей школы и последующих форм подготовки и переподготовки специалистов;

- повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик человеческого потенциала;

- формирование и развитие индустрии информационных и коммуникационных услуг, в том числе домашней компьютеризации, ориентированной на массового потребителя;

- обеспечение сферы информационных услуг духовным содержанием, отвечающим российским культурно-историческим традициям. В этой области должны решаться следующие задачи: разработка дешевых средств компьютеризации массовых библиотек, музеев, архивов и других учреждений культуры, разработка и широкое внедрение средств электронной полиграфии в практику книгоиздания и массовой печати; создание общедоступных баз и банков данных в области гуманитарных и социальных наук; создание широкой сети культурно - информационных и информационно - развлекательных центров в регионах, в больших и малых городах, в том числе и в странах ближнего зарубежья; создание и развитие мощного русскоязычного сектора в Интернете, технологическая поддержка сайтов культурно-информационных центров.

Обеспечение сферы информационных услуг духовным содержанием, отвечающим российским культурно-историческим традициям, является политической задачей, решение которой должно обеспечить передачу новому поколению всего многообразия российской культуры, воспитания этого поколения в атмосфере национальных духовных ценностей и идеалов, максимально уменьшить негативное воздействие на молодых людей англоязычной информационной экспансии. Все это создаст предпосылки для преодоления политического и духовного влияния зарубежных стран, прежде всего США, распространяемого через современные коммуникационные сети и системы.

Таким образом, мы можем отметить, что основные особенности выбираемого Россией пути к информационному обществу - это историческая преемственность, национальная идентичность, восстановление нравственного сознания, образование единого духовного пространства страны. Движение по этому пути, особенно на первых этапах, требует широкой общественной поддержки, глубокого осознания целей перехода к информационному обществу, культурных, социальных, политических и экономических преимуществ, которые предоставляет населению жизнь в информационном мире.

Для формирования информационного общества в России необходимо развивать информационную культуру, являющуюся одним из основных факторов перехода к новому этапу цивилизационного развития, нужно скоординировать усилия многих специалистов-гуманитариев по формированию облика гражданина информационного мира, модели его жизнедеятельности. Немаловажным обстоятельством служит отражение взглядов на значение информационного общества в повседневной жизни людей во всех печатных и электронных средствах массовой информации.

Итак, направления перехода к новой фазе цивилизационного развития должны быть ориентированы на формирование таких ценностных стереотипов поведения населения, которые отвечают, с одной стороны, культурно - историческим традициям народов России, а с другой - высоким требованиям общественного развития в XXI веке. Движение по такому пути позволит создать новые виды деятельности, сформировать новые типы социальных отношений, усилить интеллектуальный, творческий потенциал человека, приобщить его к мировым культурным ценностям; приведет к превращению информации и знаний в подлинный ресурс духовного и социально-экономического развития. Становление информационного общества в России будет означать укрепление институтов гражданского общества, реальное обеспечение права граждан на свободное получение, распространение и использование информации, расширение возможностей саморазвития личности.

Говоря о формировании информационной культуры и информационного общества в России, отметим роль телекоммуникационных технологий в этом процессе. Согласно К.К. Колину, телекоммуникационные технологии представляют собой «способы рациональной организации работы телекоммуникационных систем», то есть организацию передачи данных, речевой информации, видеоизображений и т.п. В России наибольшее развитие получили такие телекоммуникационные технологии, как «Технология Х.25», «Технология TSP/IP», «Технология ISDN», «Технология Frame Relay», «Технология ATM», «Технология SMDS». Названные телекоммуникационные технологии обеспечивают возможность предоставления пользователям таких информационных услуг как телетекст, видеотекс, телеконференции, передача телевизионных изображений и пр.

В настоящее время прогресс телекоммуникаций несет новые возможности, является фактором, влияющим на социальное развитие общества. Следует отметить, что ни одна другая область техники не повлияла на способ мышления, систему восприятия современного человека таким существенным образом, как непрерывно развивающаяся аудиовизуальная техника и возникшие на ее базе средства массовой коммуникации. Средства массовой коммуникации включают все виды средств массовой информации, функционирующие в глобализированном культурном пространстве, в информационном поле, созданном при помощи новых технологий и объединяющем в себе социокультурные значения его разнородных компонентов. Возрастающая роль технологий, в особенности телекоммуникационных, приводит к появлению ряда концепций, которые ставят развитие общества в зависимость от прогресса телекоммуникаций. Так, уже первые теоретики информационного общества: Д. Белл, Т. Стоуньер, Й. Масуда подчеркивали влияние технологий на развитие современного общества. Начало XXI века также было отмечено интересом многих исследователей (например, Я.Н. Засурского, E.JI. Вартановой, Н.В. Ткачевой) к концепции информационного общества, которая связывает воедино происходящие, казалось бы, независимо друг от друга процессы развития общества и культуры и информационно-коммуникационных технологий и СМИ. Так, E.JI. Вартанова отмечает, что «в России сетевое общество имеет относительно хорошие перспективы. В стране существуют современные системы спутниковой связи, накоплен огромный интеллектуальный потенциал ученых, инженеров, программистов, имеется необходимое телекоммуникационное оборудование. Использование населением средств массовой информации и коммуникации стало мерилом завтрашнего информационного общества: существует прямая зависимость между состоянием национальной медиаиндустрии, прежде всего аудиовизуальной и доступностью для населения цифровых технологий».

В современном российском обществе, несмотря на разнообразие имеющихся здесь средств массовой коммуникации, телевидение остается самой распространенной и популярной системой телекоммуникаций. Действительно, люди чаще смотрят телевизор, чем слушают радио, читают газеты или пользуются сетью Интернет. Более того, обеспечение всего населения доступом к телевидению, которое в данном контексте рассматривается как начальная стадия создания универсального доступа к Интернет, как первый этап процесса интернетизации, является одним из основных факторов, влияющих на формирование информационной культуры российского общества. В условиях современного технического прогресса телевидение закладывает основы технологической инфраструктуры и создает необходимую сумму навыков нужных пользователям Интернет.

Современное телевидение включает в себя следующие разновидности: антенное; спутниковое (мировидение); кабельное; кассетное (видеотечное); лазеровидение (видеодиски); титровое телевидение (видеотекс, видеотекст). Единственной средой и формой существования антенного телевещания является телевизионная программа, характеризуемая, прежде всего необратимым временным фактором. Для спутникового и кабельного телевидения характерна система повторов отдельных передач и целых программных блоков, что ослабляет фактор необратимости времени трансляции. Более того, неограниченное по времени вещание (круглосуточное) рождает новые формы организации телепрограммы. Глобальный характер спутникового вещания требует информации соответствующего характера: ее уровень, значимость, глубина осмысления и яркость формы должны совпадать с масштабами потенциальной аудитории. Чаще всего тот или иной канал спутникового телевидения специализируется на одном из видов вещания: CNN - телевизионный канал круглосуточных новостей со всего мира, MTV - телеканал современной музыки, действующий по принципу «non-stop». Первое спутниковое телевидение на русском языке - «НТВ плюс» - начало свое вещание в ноябре 1996 г. Первоначально оно включало в себя четыре, потом пять основных каналов, а также (за отдельную плату) ночной канал.

К телевизионным новинкам, основанным на современных телекоммуникационных технологиях и оптимизирующим процесс становления информационной культуры в России, следует отнести видеотекс, видеотекст, репрографию и другие системы персонального информирования потребителей. Все перечисленные технические новшества относятся к так называемому титровому телевидению. Видеотекс - принятое во многих странах мира обозначение для интерактивных служб - система передачи информации по проводам телефонной сети. Видеотекст представляет собой способ передачи текстовой и графической информации через эфир, по каналам телевидения, параллельно с обычными вещательными программами. Этот способ также называют «телетекстом». Получение печатной копии с телевизионного изображения называется репрографией.

Все большее распространение в мире получает так называемое компьютеровидение, которое Я. Н. Засурский, М. И. Алексеева, Л. Д. Болотова определили следующим образом: «Своеобразный кентавр с телеэкраном вместо головы и ЭВМ вместо туловища». По мнению ученых, «симбиоз телеэкрана с ЭВМ последнего поколения позволяет синтезировать трехмерные изображения, создающие невиданные ранее возможности для «бизнес-график» - машинного проектирования, особенно промышленного дизайна». Эту новую функцию телеэкрана специалисты называют инфографией. Одним из наиболее перспективных разделов компьютеровидения являются видеоигры, которые влияют на внутренний мир нынешнего подрастающего поколения не менее сильно, чем школьное образование и телевизионные учебно-просветительские программы. Благодаря компьютеровидению возможно создание специальных программ, которые «научат управлять автомобилем и самолетом, атомной электростанцией и транснациональной компанией, почувствовать себя в кресле президента или главнокомандующего».

Зарубежными исследователями разработана интерактивная система «Telepick», которая, возможно, в ближайшее время получит распространение и в нашей стране. Благодаря этой системе, подключаемой к телевизору и телефонной линии, телезритель получит, например, возможность участвовать в разгадке слов во время телеигры «Поле чудес». Используя клавиатуру приемной системы, получить приз за победу, вступить в прямой контакт с участниками игры. К примеру, во время передачи о кулинарном искусстве достаточно будет нажать клавишу автоматического запроса, и через несколько секунд станет возможно получение на принтере записи того или иного рецепта.

Новейшие телевизионные технологии являются важным фактором психологического здоровья человека информационного общества. Благодаря использованию новых интерактивных систем, возможным станет «дозирование» объемов сцен насилия и непристойностей на экране телеприемника, то есть, телезритель сможет легко контролировать содержание любой программы. Специальная система способна отобрать шокирующий материал по четырем категориям: секс, нудизм, насилие, ненормативная лексика. Телезрителю предоставляется возможность убрать нежелательные фрагменты в рамках этих четырех категорий.

Как видим, одним из основополагающих факторов формирования информационной культуры и информационного общества России является развитие и модернизация технико-технологической базы: информационно - коммуникационной инфраструктуры и телекоммуникационных ресурсов, прежде всего телевидения, обеспечивающего реализацию процессов создания, хранения, распространения и использования информации, а также доступа к ней широких слоев населения. Проанализировав ситуацию в современной России, мы можем отметить, что прогресс в области телекоммуникационных технологий привел к изменениям в процессах сбора, распространения, хранения информации, что оказало существенное влияние на различные аспекты культурной, политической, общественной жизни.

Говоря о совершенствовании телевидения, представляется необходимым отметить разработку цифрового телевизионного стандарта, а также процесс интеграции телекоммуникационных и телевизионных систем, что является одним из перспективных направлений дальнейшего развития информационной среды общества. Создание систем цифрового телевидения высокой точности является исключительно важным направлением глобальной информатизации общества, которое, безусловно, будет иметь серьезные экономические и социальные последствия. По мнению К.К. Колина, в недалеком будущем домашний телевизор станет «центральным элементом домашних информационных систем. Помимо своих основных функций по приему телевизионных программ он возьмет на себя также и функции управления системой охраны помещения и бытовой техникой».

Ценность новых цифровых технологий заключается также в том, что они позволяют значительно уплотнить каналы вещания, высвободить большое количество частот, которые можно использовать как для целей телерадиовещания, так и для целей других отраслей. Выгода зрителей от перехода на цифровое вещание заключается в много программности вещания и улучшении качества изображения. Некоторые исследователи считают, что «потребители цифрового телерадиовещания не зависят от вкусов составителей программ и вещающих компаний, поскольку зритель теперь сам выбирает содержание программ». Одной из наиболее важных черт цифровой технологии передачи данных является их способность увеличивать имеющуюся дистрибутивность. Это означает, что в будущем станет возможно предложить зрителю одновременно целый ряд услуг, таких как по-разному спрофилированные общие каналы, тематические каналы, «каналы-ниши» и т.д. Таким образом, мы отмечаем, что ключевыми аспектами информационного общества являются свобода выбора зрителя и новое содержание мультимедийных средств.

Как было отмечено выше, функции современного телевидения не ограничиваются возможностями вещания. На сегодняшний день все более полифункциональным становится непосредственно телеэкран. Общеизвестным является его функционирование в качестве телевизора, видеотелефона и дисплея компьютера.

Как видим, развитие телекоммуникационных технологий тесно связано с процессом перехода России (как и любого другого государства) к информационному обществу. Во-первых, это проявляется в усовершенствовании уровня собственно телекоммуникаций, то есть способов обмена информацией между телевещателем и аудиторией. Во-вторых - в порождении целой группы процессов информационного характера, то есть не только расширении и разнообразии области информационных ресурсов, но и введении новых. В-третьих - в изменении с помощью новых изобразительных средств способов производства телепрограмм, в обогащении их жанров и создании новых синтетических форм, что, в конечном счете, существенно трансформирует эстетические особенности телевидения, как в сфере информации, так и в сфере искусства.

Опираясь на мнение М.М. Назарова о том, что «современная российская действительность с убедительностью демонстрирует возможности массовой коммуникации как средства формирования «моделей» социальной реальности, как важнейшего источника нормативных образцов, циркулирующих в обществе», мы можем заключить следующее: непосредственно через телевидение до большинства граждан страны доводится мысль о необходимости движения к информационному обществу, обосновывается культурная и социальная направленность перехода. Современное телевидение представляет собой качественно новую целостную социальную структуру, распространяющую информацию в момент ее создания микро и макрогруппам аудитории. Именно телевидение, в силу своей распространенности на всей территории Российской Федерации, оказывает наибольшее воздействие на развитие культуры общества, уклад жизни людей и стереотипы их поведения, является основным средством передачи информации в современном российском обществе.

Принципиальным моментом, позволяющим характеризовать современное телевидение как фактор формирования информационной культуры в России, является сохранение доступности электронных средств информации для жителей практически всех регионов страны, а также наличие обратной связи, которая позволяет расширить зону гражданского участия населения в жизни государства, вовлекает телезрителей в процесс телекоммуникации, а, следовательно, переводит личное отношение к сообщению в публичное, усиливая его общественный резонанс. В данном случае, речь идет о двустороннем процессе: влияние телевидения на общество и общества на телевидение. Суть этого процесса заключается в том, что две системы связаны таким образом, что «при изменении параметров одной изменяются параметры другой», то есть совершенствование телевидения приведет к оптимизации процессов распространения информации, беспрепятственному доступу всех граждан к любой информации и обмену ей, что является одной из основных характеристик информационного общества.

Следующим аспектом, позволяющим нам говорить о телевидении как факторе формирования информационной культуры в России, является реализация технологий интерактивного телевидения, присущая современным телепередачам (например, «Тем временем», «К барьеру», «Время местное», «Времечко»). Интерактивные мультимедиа представляют собой одно из наиболее перспективных направлений в развитии телевидения. Традиционные средства массовой информации, за исключением телевидения (в редких случаях радио), не позволяют осуществлять двустороннюю связь в реальном времени. Сегодня же все большая часть аудитории ожидает от СМИ интерактивности. Успех так называемых «бесед» (chat services) в Интернет свидетельствует о том, что данный вид коммуникации удовлетворяет истинную потребность современного общества в участии в диалоге и обмене информацией. Если говорить о теле журналистской деятельности, в процессе которой интерпретируются и анализируются события региона, страны и мира, интерактивность способствует интеграции телезрителей и предоставляет им возможность более активного участия в этих событиях. Как отмечает О.В. Коновалова: «Складывающаяся система телекоммуникаций представляет собой качественно новое образование, выполняющее роль особого социального института с важнейшей и актуальнейшей на данном отрезке времени главной функцией - интеграционной, обеспечивающей установление согласия и взаимодействия между многочисленными элементами федерального сообщества». Таким образом, мы можем констатировать, что новые формы общения, характерные для информационного общества, уже присущи многим телевизионным передачам и в ближайшее время станут неотъемлемой частью всего российского телевизионного эфира.

Подытоживая, мы можем утверждать, что развитие телевидения в России находится на подъеме и в ближайшие годы, как отмечает В.В. Егоров, «способно сделать рывок вперед как в количественном, так и в качественном отношении».

Однако, несмотря на положительные характеристики телевидения как фактора формирования информационной культуры и информационного общества в России, необходимо назвать и некоторые «социальные опасности», которые несет с собой развитие ТВ. Например, создание многопрограммного, многоканального телевидения с круглосуточным вещанием создает опасность для социальной жизни и психологии будущих поколений. Здесь мы имеем в виду тот факт, что в современных российских условиях, когда упали тиражи центральных газет и журналов, а телевидение и в центре, и в регионах становится вездесущим, все большее количество людей получают сведения о внешнем мире только из теле источников. Эта тенденция свидетельствует о некотором противоречии, с одной стороны, аудитория владеет всей необходимой информацией, а с другой - часто не имея возможности получить сообщения из других средств массовой коммуникации не в состоянии объективно оценить полученные сведения.

С вышеуказанной негативной телетенденцией связана еще одна. В настоящее время многие телевизионные журналисты стали видеть свою задачу в том, чтобы критиковать культурные, социально-политические, экономические и прочие процессы, происходящие в стране. Более того, сообщения о неблагоприятном положении дел или просто представление его как неблагоприятного выдается в эфир даже, если журналист не убедился, что приводимые им факты соответствуют действительности. Такой подход к освещению событий имеет два важных последствия. Во-первых, он способствует формированию негативного взгляда на мир, когда зрителю кажется, что все имеющиеся проблемы только растут, а не уменьшаются. Во-вторых, усиливаются сомнения в способности власти справиться с этими проблемами.

Вместе с тем, как уже отмечалось, в телевидении вообще и в тележурналистике в частности, имеются позитивные моменты, которые привлекают зрителей, существуют передачи, вызывающие большое доверие. Это относится и к содержанию передач, и к их характеру, стилю, форме.

Итак, в течение последних лет многие страны мира последовательно продвигаются по пути построения информационного общества, в настоящее время в этот процесс вовлечена и Россия. В нашей стране активно модернизируются имеющиеся технологии, а также создаются и внедряются новые, используются уникальные информационные ресурсы, формируется культура, порождаемая эпохой информации. В настоящее время в России уже осознаны предпосылки и реальные пути формирования и развития информационного общества. Нашим государством предпринимаются шаги по вхождению в мир технологически и экономически развитых стран на правах полноценного участника цивилизационного развития с сохранением культурных традиций, национальной самобытности и политической независимости, с развитым гражданским обществом и правовым государством. Можно ожидать, что основные черты и признаки информационного общества будут сформированы в России при стабильных культурных, социально-политических, технико-технологических условиях и экономических преобразованиях в первой четверти XXI столетия.

Одним из важнейших факторов формирования информационной культуры в России, является телевидение, прежде всего, потому, что в нашей стране данное средство массовой информации является самым доступным для всех категорий граждан. Следовательно, благодаря телевидению в России создаются равные условия для всех членов общества в получении основных информационных услуг, реализуется право каждого человека на получение актуальной информации, то есть формируются предпосылки информационной цивилизации.

 

АВТОР: Молчанова Е.Н.