03.06.2012 16148

Характеристика художественного творчества как деятельности

 

Для характеристики современного этапа познания с появлением и утверждением в ней герменевтических мотивов, таких как интерпретация, социокультурная реконструкция, типологический анализ, особый интерес представляет обобщение опыта художественного осмысления действительности. Одна из причин этого интереса кроется к тому же и в том, что «художественное творчество быстрее, полнее и глубже, чем наука «схватывает» на уровне явления сущность многих проблем для сегодняшнего дня и отчасти будущего».

Философское рассмотрение проблем художественного творчества предполагает ответы на вопросы: как вообще возможно творчество, порождение нового, каков онтологический смысл акта творчества? В разные исторические эпохи философы по-разному отвечали на эти вопросы.

Специфика античной философии, как и античного мировоззрения, состоит в том, что творчество связывается в ней со сферой конечного, преходящего и изменчивого бытия, а не бытия вечного, бесконечного и равного себе. Творчество при этом выступает в двух формах: как божественное - акт рождения космоса и как человеческое (искусство).

Иное понимание творчества возникает в христианской философии средних веков, в которой перекрещиваются две тенденции: теистическая и пантеистическая. Первая связана с пониманием Бога как личности, которая творит мир не в соответствии с неким вечным образцом, а совершенно свободно. Творчество есть вызывание бытия из небытия посредством волевого акта божественной личности. Вторая тенденция связана с понятием «творчество истории» (история, согласно средневековому преставлению, есть та сфера, в которой конечные человеческие существа принимают участие в осуществлении замысла божьего в мире). Художественное и научное творчество выступают как нечто второстепенное. В своем творчестве человек как бы постоянно обращен к Богу и ограничен им.

Это своеобразное «ограничение» человеческого творчества снимается в эпоху Возрождения, когда человек постепенно освобождается от Бога и начинает рассматривать самого себя как творца. Возрождение понимает творчество прежде всего как художественное творчество, как искусство в широком смысле слова, которое в силу глубинной сущности рассматривается как творческое созерцание. Возникает интерес к самому акту художественного творчества, а вместе с тем и к личности художника, возникает та рефлексия по поводу творческого процесса, которая незнакома ни древности, ни средневековью.

Понимание творчества в Новое время несет в себе следы пантеистической традиции, воспроизводит античное отношение к творчеству как к чему- то менее существенному по сравнению с познанием, которое, в конечном счете, есть созерцание вечного бога - природы.

Завершенная концепция творчества в XVIII веке создается И. Кантом, который специально анализирует творческую деятельность под названием репродуктивной способности воображения. Он выдвинул идею о творчестве, как о предметно-преобразовательной деятельности, изменяющей облик мира, создающей как бы новый, ранее не существующий, «очеловеченный» мир и философски осмысливает эту идею. Кант анализирует структуру творческого процесса как один из важнейших моментов структуры сознания. Вывод Канта: творчество лежит в самой основе познания.

Классическое определение искусства как «мышления в образах» восходит к гегелевской эстетике, в которой впервые было разработано положение об искусстве как особой форме познания реальности и как духовно - практической деятельности. Специфическая природа искусства такова, что оно не просто познает действительность, но и воссоздает ее, исходя из присущих ей потенциальных эстетических возможностей и соотнося изображаемое с непреходящими вечными жизненными ценностями. Поэтому в художественном творчестве личное (отдельное) становится носителем определенных художественных ценностей, которые получают статус всеобщего (объективного). В этом отношении художественное творчество рассматривается как практическое действие, создание эстетического объекта и в то же время как образное мышление.

Проводимые в XX веке моно- и полидисциплинарные исследования творчества показали, что оно может быть определено, объяснено и понято только в двух полярных смысловых сферах. Одна сфера включает в себя понятия новизны, случайности, индивидуальности, уникальности и т.п., другая - социально-нормирующие критерии (признанность, обязательность, общезначимость и т.д.). Как указывают исследователи, вне таких смысловых областей исследование творчества или бесполезно, или невозможно. Из чего следует, что творчество - это результат сложнейшего процесса взаимодействия индивидуального и социального.

Попытаемся в развитие этих историко-философских положений и философской традиции дать свою интерпретацию творчества применительно к проводимому исследованию социокультурных маркеров и особенностей трансформации образа и знака в сфере художественного творчества.

Следует заметить, что познавательной деятельности человека постоянно сопутствует феномен творчества. Причем творчество как раз таки и нацелено на созидание нового как в науке и искусстве, так и в непосредственной производственной деятельности и повседневной жизни людей. Рассмотрение этого специфически духовного феномена предполагает раскрытие природы и особенностей творческого мышления, хотя детерминанты творчества выходят далеко за пределы мышления.

Можно принять в качестве рабочего следующее определение: творчество - это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности.

Наряду со многими определениями художественного творчества, уместно в контексте наших рассуждений привести поэтическое определение творчества, предложенное Дж. М. Принцем: «Творчество - это несогласованная гармония, прогнозируемое потрясение, привычное откровение, знакомый сюрприз, щедрый эгоизм, уверенное сомнение, непоследовательное упорство, жизненно важный пустяк, дисциплинированная свобода, пьянящее постоянство, повторяющееся начинание, тяжелая радость. Предсказуемая рулетка, эфемерная твердость, одинаковое разнообразие, требовательное потакание, ожидание неожиданного, привычное удивление».

Художественное творчество - это одновременный процесс своеобразного поглощения предмета художником и художника предметом, в результате которого рождается вымышленный мир художественного образа, своеобразный посредник между реальным миром и читателем. «Творческий процесс, по сути дела, состоит из двух стадий: полное смещение и разъединение вещей и соединение их в терминах новой гармонии».

При характеристике творчества следует заметить, что творческим усилиям часто противостоят неблагоприятные факторы как внутри, так и вне профессионального порядка. К первым можно отнести неопределенность эмпирического материала, теоретических предпосылок, ко вторым - ограничения по времени в силу краткости человеческой жизни и не беспредельность человеческих сил.

Творческая деятельность динамична и диалектически противоречива. Она обладает собственной, имманентной логикой, которая диктует определенную последовательность процедур, необходимый порядок смены отдельных актов и фаз (например, чередование циклов сознательного и бессознательного поиска), обеспечивающий приближение к намеченной цели. Вместе с тем этот диалектически развивающийся процесс включает в себя зигзаги, скачки мысли, столкновение противоположных идей, выдвижение разных гипотез. Чем полнее представлено в творчестве продуктивное, порождающее начало, тем больше возникает в ней диалектических коллизий, взаимопереходов, попятных движений, циклических возвратов к пройденному.

Особый интерес в настоящее время представляет исследование творческой деятельности на «микроуровне», где скрываются ее тончайшие механизмы, глубочайшие и сокровенные импульсы прироста знания. Именно на этом уровне формируются элементы, от присутствия которых зависит творческое содержание научного труда. В «микроструктуре» творческой деятельности можно обнаружить ряд диалектических процессов, определяющих ход творчества:

- единство, взаимообусловленность, взаимодействие элементов (отдельных мыслительных движений) противоположного характера; собственно творческих, оригинальных и нетворческих, т. е. вторичных, заимствованных у предшественников или современников;

- зарождение и вызревание творческих элементов познавательной деятельности, которые затем, сформировавшись и закрепившись в сознании, обращаются в свою противоположность - в стереотипные, нетворческие элементы;

- переход с одного уровня творчества на другой в результате изменения его «меры», т. е. соотношения творческих и репродуктивных элементов. Поясним, что здесь имеется в виду.

В познании нет двух параллельных, не зависящих друг от друга механизмов, один из которых обслуживает отражение, а другой творчество; выделить подобные механизмы в «чистом» виде оказывается невозможным, поскольку творчество пронизывает весь познавательный процесс. Творчество и отражение - разные, но глубоко взаимосвязанные феномены.

В человеческой деятельности, как и в природе, есть свой «микромир», проникновение в который поможет объяснить многие парадоксы и загадки творчества, в частности, почему творчество нельзя запрограммировать и автоматизировать, вот почему самая тщательная репродукция не является творческим актом.

В познавательном действии могут содержаться элементы противоположного «знака» - оригинальные и уже известные. Познавательные движения первого рода, неожиданные, дерзкие, пробные, ведут к переосмыслению имеющегося знания, к появлению существенно новых результатов. Мыслительные движения второго типа, совершающиеся на основе сложившихся навыков, широко встречаются в формальных преобразованиях, при манипулировании символами по однозначным правилам. Специальными категориями, позволяющими выразить соотношение этих типов деятельности, служат понятия продуктивного и репродуктивного.

Творчество невозможно в чистом виде, без взаимодействия с компонентами воспроизводящей деятельности. Причем последние отнюдь не сводятся к рутинным операциям, как их иногда называют, ибо рутина - это нечто устаревшее, подлежащее изъятию, а репродуктивные элементы представляют собой необходимый компонент и условие, как бы костяк каждого творческого действия. Это те испытанные, надежные интеллектуальные движения, которые совершаются легко, без усилий, дают ощущение уверенности и правильности избранного пути. Однако такая деятельность не ведет к созданию нового.

В необходимых случаях нужно отказаться от привычного, преодолеть инерцию, традиции, влияние авторитетов. А для этого необходимы рискованные скачки мысли, догадки, вдохновенные прозрения, непредсказуемые прорывы в незнаемое. Продуктивное без репродуктивного лишается почвы, а стереотипные движения без оригинальных новаций лишают мысль крыльев. В структуре творческого действия всегда можно обнаружить нерасторжимые спайки репродуктивных и продуктивных элементов, которые обеспечивают воспроизведение полезных типовых приемов труда, применение необходимых познавательных навыков и умений и вместе с тем обусловливают успех творчества.

В творчестве можно условно выделить разные уровни - в зависимости от характера и соотношения продуктивных и репродуктивных элементов. В сугубо прагматических прикладных действиях выше удельный вес репродуктивных элементов (решение стандартных задач по готовому образцу); в фундаментальных исследованиях преобладают элементы продуктивные (рассмотрение проблемы с неопределенной областью поиска и неизвестной стратегией решения). Переход с одного уровня на другой совершается в результате нарушения достигнутого ранее равновесия продуктивного и репродуктивного, свойственного данной «мере» творчества. Если в исследовании интенсивно генерируются продуктивные познавательные движения, оно поднимается на высший уровень, на котором (при наличии соответствующих условий) совершается крупное научное открытие или возникает значимое произведение искусства.

Креативность зависит не только от общего количества и пропорций продуктивных и репродуктивных элементов, но и от качественной определенности, специфики продуктивного. В творческом процессе обязательно должны наличествовать продуктивные элементы трех групп, различающиеся по своему содержанию и функции в творческом поиске.

Во-первых, возникновение оригинальных познавательных движений, нетривиальных подходов к анализу и синтезу собранного мыслительного материала, формирование уникальных способов обеспечивают творению такой фундаментальный признак, как принципиальная (с позиций данного общества) новизна. Этот результат становится «родоначальником» нового направления, исходным образцом. Его репродуцирование может осуществляться путем тиражирования самого продукта и посредством повторения познавательных действий, применения данного принципа к анализу других явлений. При этом, чем ближе к исходной другая изучаемая область, тем больше в исследовании репродуктивного.

Во-вторых, важную роль в творчестве играют те продуктивные элементы, которые формируются в ходе поиска общего смысла и целей деятельности. В творческом процессе явно участвуют принятые художником ценности и идеалы. Под их контролем происходит постоянный отбор познавательных действий, их корректировка, весь процесс вводится в определенное русло, а продукты его оцениваются с точки зрения их социальной значимости.

В-третьих, творческая деятельность, протекающая «по законам красоты», отвечающая требованиям эстетической целесообразности, приводит к появлению стройной гармоничной теории.

Диалектика творчества не сводится к взаимодействию продуктивного и репродуктивного на микроуровне. Посредством специального логико-системного анализа можно выявить соотношения ряда других сторон творческой деятельности. Так, можно условно отделить процесс творческого поиска от его результата (отражения определенного фрагмента объективного мира). Это нужно для того, чтобы подчеркнуть конструктивный характер творческой деятельности. При созерцательно-метафизическом подходе к научному творчеству абсолютизируется его отражательная функция, а в техническом и художественном творчестве - конструктивный аспект. При этом разным фазам созревания нового знания соответствуют специфические конструктивные операции.

Далее. В самом процессе конструирования, творения нового знания можно выделить познавательные действия двух родов: процедуры, составляющие основное содержание поиска, и некоторые операции, играющие вспомогательную роль, относящиеся к пред посылочной стороне творческой деятельности.

Творческие процедуры первого рода направлены на освоение главного познаваемого объекта (физических тел, живых организмов, производственных отношений, художественных произведений и т.п.) и ведут к формированию нового продукта - истинного знания об этом объекте. Созидательные операции второго рода обусловлены социально-практической природой человеческого познания, тем, что субъект отражает мир не зеркально, а в формах общественной практики, сквозь призму культуры данного времени. Чтобы постичь главный объект, нужно одновременно познать ряд дополнительных объектов, относящихся к сфере социальной реальности.

Творческие процедуры второго рода имеют очень большое значение для художественного творчества и их необходимо рассмотреть подробнее, так как именно там рождается замысел и основное исполнение художественного произведения.

Все многообразие процедур пред посылочного познания можно свести, как нам представляется, к шести группам, каждая из которых подготавливает соответствующие конструктивные акты доминирующего познавательного процесса. Основанием для такой группировки служит общность познаваемых объектов и типичные черты ряда процедур. Охарактеризуем их более подробно.

Специфика первой группы вспомогательных познавательных процедур заключается в поисках смысла, обоснования и оправдания творческой деятельности как главного содержания жизни. Объектом познания тут становятся высшие человеческие ценности, идеалы, модели поведения, образцы подвижничества, преданности истине. Хотя смысложизненные ориентиры исследуются в рамках философии, этики, искусства, науковедения, публицистики, каждый индивид выбирает их сам, а не заимствует определения человеческой ответственности перед миром в готовом виде. Он отбирает и переосмысливает социально заданные ценности, пытается понять свои возможности и пути самореализации. В результате формируется определенное понимание своего призвания, модель жизненной позиции и главной линии поведения. Все это и составляет верхний ярус социально сориентированной мотивации, которая побуждает индивида обратиться к творческим занятиям, ставит под аксиологический контроль творческие исследования и в конце концов обеспечивает социальную значимость полученных результатов.

Вторая группа вспомогательных процедур тесно связана с первой. Объектом познания здесь являются общественные потребности, конкретно исторические коллизии культуры, социальные нужды. И все же институционально организованное опознание и прогнозирование потребностей не упраздняет личной познавательной инициативы каждого художника, ибо самостоятельное выявление социальных запросов сообщает творческой деятельности целеустремленность, привлекает внимание к определенным проблемным ситуациям и противоречиям в развитии знания. Распознавание социальных нужд не ведет, разумеется, к созданию произведения искусства автоматически, так как творческий сдвиг может не состояться или необходимых предпосылок для роста знания в этой области может еще не быть. Но диагностика потребностей позволяет найти поле приложения творческих сил, сформулировать цель творчества. Недостаточная информированность об общественных запросах ведет к растрате творческого потенциала.

Третья группа процедур - «операциональное», или «практическое», познание, выполняющее в творчестве многообразные функции. В любых творческих процессах оно направлено на выделение повторяющихся, стандартных движений мысли и ведет к разработке эффективных способов и приемов их оптимизированного выполнения.

Четвертая группа - «информационное» познание, т. е. освоение знаний, необходимых для овладения главным объектом исследования. Сюда относятся философско-мировоззренческие предпосылки, фундаментальные научные концепции данной и смежных отраслей знания, экспериментальные факты, а также знаковые системы и символические. Процедуры этого рода обеспечивают преемственность в развитии культуры, сохранение позитивных традиций, поступательный ход прогресса. Их содержанием становятся приобретение всевозможных сведений о вещах, процессах, их связях и отношениях, изучение накопленного и эксплицированного опыта.

«Информационное» познание не тождественно обычной учебно-образовательной деятельности. Освоение культуры в процессе творчества и учебная работа различаются по своим задачам, средствам и мере активности познающего субъекта. Хотя учащийся тоже по-своему активен, он скован учебной программой и вынужден усваивать информацию впрок, на любой случай жизни. Художник же целенаправленно ищет и свободно выбирает информацию, так или иначе относящуюся к задачам его творчества. Овладеть знаниями учащемуся помогают наставники и путеводители (учебные пособия, справочники), а субъект творчества лишен четких ориентиров при своем погружении в море культуры. Художнику неизвестно заранее, какие именно объективированные результаты человеческого познания понадобятся ему в творческом синтезе, что и как следует искать в искусстве, каким образом нужно интерпретировать и использовать эти извлечения.

Пятая группа процедур - «рецептурное» познание. Познаваемый объект здесь - особая категория созданных обществом посредников в творческом труде: нормы, принципы, методы творческой деятельности. Перечни норм, описания принципов, отделившись от своих творцов, приобретают интерсубъективный характер и воплощают в себе социальный опыт регуляции конкретного вида деятельности. Поскольку регулятивные средства представляют собой специфические рациональные структуры, не сводимые к концептам, теоретическим системам, они требуют особых операций их постижения, понимания, превращения во внутреннее достояние личности.

Шестая группа вспомогательных процедур - самопознание. Здесь познаваемый объект - это собственные интеллектуальные действия субъекта, тип познавательных процедур - рефлексия и основанный на ней контроль за развитием мыслительной деятельности. В ходе самопознания у субъекта накапливаются представления о применяемых им приемах. Знание их, сначала неявное, становится все более отчетливым. Это способствует совершенствованию существующих методов, выработке новых приемов художественного творчества и активизации всей творческой деятельности. Таким образом, рефлексия становится одной из важнейших закономерностей поведения творческого субъекта.

И еще необходимо сделать несколько замечаний, завершая характеристику творческого процесса как деятельности. Дело в том, что проблемы, связанные с исследованием самой личности, в нашей философской литературе не разработаны должным образом, хотя в последние годы к ним было привлечено внимание исследователей, особенно в сфере художественного творчества.

А ведь творческая личность определяется высокой внутренней активностью, степенью социализации, характером своей деятельности. Творческой личности присущи:

- коммуникабельность;

- результативность;

- умение «вживаться» в интеллектуальные потребности эпохи, слить свои научные интересы с общечеловеческими проблемами;

- широта научных интересов, не замкнутость в узкой сфере знания;

- способность предвидеть тенденции его развития, «вписывать» его в контекст общесоциального прогресса;

- умение мыслить аналогиями и даже «примысливать» себя к объекту;

- полная поглощенность идеей, энтузиазм, упорство и последовательность в работе.

Вопрос о социальной детерминации творчества как личности, так и совокупного субъекта, имеет еще один важный аспект, связанный с выяснением путей и средств актуализации творческих потенций, способностей. Так, на одно из первых мест должна быть поставлена деятельность, обеспечивающая создание благоприятных условий для творчества: моральных и материальных, рабочей, деловой и доброжелательной атмосферы. Существует также целый комплекс эвристических приемов для этих целей: использование метафор и аналогий, связывающих, казалось бы, несовместимые сферы знания, свободная «игра ассоциаций», теория выдвижения «сумасшедших идей» (Н. Бор).

Продуктивность мышления во многом зависит от создания оптимальной рабочей атмосферы, творческого климата. Современные исследователи истории и психологии творчества выделяют климат глобальный, локальный и микроклимат. Их единство и различие выражают в познании форму взаимосвязи всеобщего, особенного и единичного, а также универсального (социального) и индивидуального (личностного).

Под глобальным творческим климатом понимается вся совокупность общественных условий, влияющих на характер человеческих знаний. Глобальный климат отражает всеобщность, универсальность познавательного процесса.

Локальный климат ограничен конкретикой: сложившейся культурно- исторической ситуацией, стилем философского мышления и научными традициями определенного региона. Он выражает особенное в познании.

Микроклимат представляет комплекс условий, сформировавших личность художника, характер его воспитания, образования, окружающей среды, оказывающих влияние на его творческий путь и определивших его творческий потенциал.

И, наконец, следует отметить значение стиля мышления в творческом процессе. Это тем более важно, что в стиле мышления отчетливо выражается роль мировоззрения как главного фактора, оказывающего влияние на творчество вообще и на научное творчество в частности.

Стиль мышления обычно характеризуют как совокупность относительно устойчивых, стандартных представлений и исходных фундаментальных понятий, влияющих на творческую деятельность. Стиль мышления, и в этом отчетливо выражается его мировоззренческая направленность, есть выражение особенностей эпохи, характера присущей ей деятельности (практической и духовной), уровня развития знаний и взаимосвязи с другими формами общественного сознания. При этом в стиле мышления, в силу его принадлежности субъекту познания, мировоззренческий момент не просто опирается на принятую «картину мира», он непосредственно связан с общим «мировоззренческим климатом», типом мышления эпохи, с ее социальными и этическими запросами, что служит важным фактором, влияющим на творческий процесс.

Человечество никогда не довольствовалось случайностями и стихийностью в познании мира. Всегда на всем протяжении развития человеческого знания шел поиск направленного и эффективного воздействия на процесс творчества. Как показывает практика, творчеством можно в известных пределах управлять. Это касается как условий проявления индивидуальных способностей исследователя, художника, так и условий социокультурного характера, также поддающихся определенному регулированию.

Охарактеризовав творчество как деятельность, следуя логике проводимого нами исследования, становится возможным рассмотрение оснований трансформации образа и знака.

 

АВТОР: Руснак Н.А.